По этому произведению разучивать фортепиано

Как лучше запоминать нотный текст для фортепиано?

Нотный текст для фортепиано изначально достаточно сложен даже в гомофонно-гармонической фактуре, не говоря уже о полифонии. Именно поэтому процесс его запоминания часто вызывает проблемы у учащихся практически всех звеньев музыкально-образовательной системы. К сожалению, часто ученики ДМШ решают этот вопрос самым примитивным образом: «елозят» произведение от начала до конца, пока оно само по себе не «въедет» в пальцы.

И действительно, путь этот представляется поначалу наиболее эффективным. Действительно, в младших классах порой для способного ребёнка достаточно 1-2 раза сыграть коротенькое произведение – и оно уже само каким-то чудесным образом запомнилось наизусть.

И это замечательно, потому что после этого уже можно не смотреть в ноты и не задумываться о том, что означают эти противные закорючки, не выискивать их соответствие на клавиатуре.

Некоторые «хитрецы» специально просят педагога ещё и ещё раз сыграть новое произведение, чтобы запомнить его «с рук», не прочитывая нотный текст! И эта болезнь у малышей – самая серьёзная, поскольку делает их в дальнейшем как пианистов нежизнеспособными. Можно сыграть с рук «Ладушки», но не Рапсодию Листа!

Тексты с каждым годом усложняются, их уже невозможно запомнить не только при помощи копирования движений, но даже способом механического запоминания – слишком долго приходится ждать, пока руки сами всё запомнят. А ведь кроме текста есть ещё много других задач, на решение которых просто не остаётся времени!

В последние годы дело дошло уже до того, что к нам в училище приходят дети, плохо читающие ноты! Они и здесь пытаются всё делать старым дедовским методом.

Читайте также:  Как почистить накладку грифа гитары

Разве нет рациональных методик запоминания текста? Есть, но одновременно есть очень интересная проблема, с которой я постоянно сталкиваюсь: подростки не хотят осваивать новое, им это кажется сложнее, чем мучиться с непослушной фактурой, которая упорно не лезет в голову! Парадокс, но – факт.

Где же выход? Помимо работы с этой боязнью новизны у студентов училища, думаю, неплохо было бы изначально прививать детям эти самые грамотные методы работы с текстом, тогда и переделывать ничего не придётся.

Во-первых, процесс выучивания нот – занятие неинтересное, не творческое, а достаточно нудное. Именно поэтому этот процесс надо как можно сильнее сократить во времени (чтобы ребёнку не наскучило). Все неприятные моменты обучения лучше «пробегать» быстрее, но этот – в особенности, в виду его особой тошнотворности.

Можно придумать массу игр для этой цели, можно заставить, можно подключить родителей – что угодно, но выучить как можно раньше и как можно быстрее.

Во-вторых, непременно читать ноты (чем больше – тем лучше) на протяжении всего периода обучения. Сделать читку с листа обязательным ежедневным занятием. Это чрезвычайно важно! Кстати, это уже работа интересная и творческая, здесь можно узнавать много новой музыкальной литературы, знакомиться с ней, расширять свой кругозор и репертуар. Лучше всего делать это в 4 руки.

В-третьих (уже о самих способах запоминания), процесс разбора и запоминания текста относится к черновой работе. А черновая работа должна занимать в идеале не более 10% времени, отведённого на освоение произведения.

То есть, в наших условиях, не 2 месяца, а всего неделю! Ну ладно, с этим они не справятся, но хотя бы 2-3 недели, никак не больше. Чтоб основное время посвятить творческой работе, а не такой, которая вызывает тошноту.

Вспомним, что в запоминании текста участвуют (должны участвовать) пять (!) видов памяти. Но при этом есть один секрет: Если в первую очередь текст запомнила наша двигательная память – всё! Все остальные виды памяти будут отдыхать мёртво. Заставить их работать уже практически невозможно. Действительно, зачем, если руки уже и так играют! Наш организм всегда естественно противится работе, а лишней работе – в особенности.

Поэтому: самое правильное (то, что я многократно проверила и своей личной практикой, и практикой своих хороших учеников) – не делать разбор текста вообще. У нас нет такой формы работы. Либо читка с листа (ознакомление), либо запоминание текста наизусть.

Когда мы пытаемся запомнить наизусть совершенно новый текст, где в пальцах ещё не успели образоваться двигательные стереотипы, то у нашего ленивого мозга просто нет другого способа решить эту задачу, кроме как подключить все остальные виды памяти: логическую, слуховую, зрительную и тактильную. Это же элементарно: уловка, которая сама собой напрашивается!

В результате процесс запоминания многократно ускоряется, и, главное, текст держится в голове намного прочнее и дольше, при этом времени на всё это уходит в разы меньше.

Кроме того, при таком способе запоминания уже не получится учить большими кусками. Приходится дробить фактуру на очень маленькие эпизоды, зачастую не больше такта, а иногда и гораздо меньше, что также положительно влияет на результат.

Я знаю, что такой способ заучивания текста (наизусть, минуя разбор) вызывает неоднозначную реакцию у моих коллег. Некоторые даже иронизируют по этому поводу. Я же, ничего не доказывая и не навязывая, советую просто попробовать. Практика – всегда самый лучший арбитр.

Источник

Работа над произведением на уроке фортепиано

В данной методической рекомендации в последовательном порядке указаны основные этапы работы над музыкальным произведением. Каждый из них заключает в себе определенные трудности и требует длительной и кропотливой работы. Приведенные этапы работы следует рассматривать как примерный перечень. Каждый педагог должен сформировать свою личную схему методов и этапов работы над произведением, согласованную с педагогическим опытом и индивидуальностью ученика.

Скачать:

Вложение Размер
metod_razr.docx 23.92 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над произведением на уроке фортепиано

ЦЕЛЬ: Систематизировать работу над музыкальным произведением.

  • научить учащегося грамотно и поэтапно работать над произведением;
  • развивать навыки слухового мышления учащегося;
  • подготовка пьесы к сценическому исполнению.

Работа педагога с учащимися над музыкальным произведением многообразна. Это сложный путь, где невозможно применение безоговорочных правил и штампов. Одно и то же произведение, в зависимости от способностей ученика, требует нового взгляда, иного прочтения. Степень педагогического мастерства заключается в том, чтобы превратить работу над произведением в увлекательный, творческий процесс, как для ученика, так и для педагога. В значительной мере она зависит от самого произведения — сложности его содержания, собственно пианистических трудностей. Кроме того, приёмы и всё течение работы всегда связаны с возрастом и психологией учащегося, его одарённостью, уровнем музыкального и общего развития.

Если перелистать детские пьесы разных времен и народов легко убедится, что они подразделяются на пьесы, связанные с народно-жанровой основой – «тремя китами» в музыке: песней, танцем, маршем, — и пьесы с более или менее конкретно-образным содержанием, получившим отражение в их названиях т.е. пьесы с определенным сюжетом. Трудно переоценить роль подобного рода пьес для художественного развития учащихся: именно они, зачастую представляют собой простейшие образцы программной музыки, в наиболее прямой, доступной форме способствует ощущению и пониманию связи музыки с жизнью.
Учащиеся младших классов эмоциональны, впечатлительны, они легко поддаются внушению, но быстро устают от однообразной работы. А ведь музыкальные занятия требуют постоянной тренировки и неоднократного повторения. Музыкально-слуховые проявления в этом возрасте отличаются конкретностью восприятия образов, слуховое внимание сосредоточивается на коротких, лаконичных по структуре музыкальных произведениях. У младших школьников преобладает механическая память, поэтому они чаще механически заучивают текст. Осмысленное же усвоение знаний требует мыслительных усилий поэтому важно научить ребенка глубокому проникновению в суть содержания музыки, развивать логическую память и образное мышление.

Успехи в обучении определяются не только способностями, но и умелым выбором репертуара, отвечающего требованию развития индивидуальности учащегося. Это прежде всего: доступность изложения, ясная образность, четкость музыкальной формы, конкретность выразительных средств музыкального языка.

Нужно приучать ученика с младших классов слушать своё исполнение, запоминать его, и анализировать, что удалось сделать, а что не удалось, необходимо выяснить причину неудачи. После того, как ученик выяснит характер трудности, он должен уметь найти рациональный путь для её преодоления. И эти умения, и навыки лучше начинать формировать с младших классов.

Таким образом, база грамотной и осознанной работы над произведением закладывается именно на начальном этапе обучения учащегося (1-3 классы).

Работу над музыкальным произведением как правило можно разделить на 3 этапа.

I этап – знакомство , посвящён созданию общего представления о пьесе, о её основных художественных образах. Этот этап работы характеризуется общим ознакомлением с сочинением. Очень важно провести с учеником беседу об этом произведении и его стиле и подкрепить показом. Полезным является краткое ознакомление учащегося с творчеством и биографией композитора, с исторической эпохой создания произведения. Задача преподавателя построить с учеником живую интересную беседу, сопровождая и подтверждая те или иные выводы своим исполнением произведения (целиком и фрагментами).

В процессе беседы можно затронуть следующие вопросы:

— описать свое впечатление, охарактеризовать образное содержание произведения;

— произвести музыкально-теоретический анализ, определить динамические нюансы, движение мелодии, ритмику, особенности фактуры;

— проанализировать основные технические приемы (аппликатура, штрихи).

Итогом первого этапа должно стать осознание учащимся целостности содержания произведения его формы и художественного образа. Все эти задания ученик должен выполнить в присутствии своего педагога, который корректирует текст ученика, помогает ему отвечать на поставленные вопросы.

II этап — работа над деталями , постепенное углубление в сущность музыкального произведения; на этом этапе происходит овладение приёмами выражения, необходимыми для реализации художественного содержания. Этот этап работы над музыкальным произведением подразумевает выбор тех или иных средств выражения, и он не может быть произвольным или случайным; он определяется именно содержанием и характером музыки.

Ознакомившись с произведением, ученик приступает к разбору нотного текста. В связи с этим интересно обратиться к высказыванию К.Н.Игумнова: «В разбор текста надо вложить все свое внимание, весь опыт своей жизни». Грамотный, музыкально-осмысленный разбор, создает основу для дальнейшей правильной работы. Можно выделить следующие требования к разбору, которые являются необходимыми для дальнейшей работы над произведением:

1. Звучание инструмента . Чрезвычайно важно научить ребёнка любить самый обычный фортепианный звук — полный, мягкий, сочный — и привить потребность в таком звучании. В младших классах учащиеся не в полную меру могут пользоваться возможностями фортепиано и собственными руками. Поэтому путём показов, объяснений, работы на уроке, внимательных домашних занятий, надо добиваться того, чтобы погружённые в клавиши пальцы ученика, вместе со свободно опирающимися на них кистью, рукой, давали такое звучание. Ощущение опоры легче приобрести при работе над фрагментом произведения аккордового изложения, требующим большой наполненности звучания.

2. На данном этапе особое значение приобретает фразировка . Учащийся должен воспринимать фразу как цельное построение, уметь выявить направление развития фразы и довести мысль до её ближайшей «вершины» — кульминации. Работая над художественной фразой, ученик должен добиваться максимально гибкой динамики исполнения. Динамические нюансы, проставленные композитором, должны быть тщательно выполнены, так как они органически входят в замысел композитора и произведения. Динамические оттенки бывают постепенные и контрастные. Уже в первые месяцы обучения учащихся, исполняя небольшие пьески, сначала должны познакомиться с контрастной динамикой, при этом помогают образные ассоциации вроде: «близко — далеко», «день — ночь», «труба — эхо».

3. Важным разделом в процессе работы над произведением является ритм . Педагог должен стремиться к созданию ясного представления у учащегося о ритме исполняемого им произведения. В этой работе целесообразно использовать следующие методы, кроме традиционного счета вслух: работа с метрономом, разучивание ритма с помощью подтекстовок, проговаривания ритмослогов, отстукивание сильной доли ногой и т.д. Полезно заниматься ритмом, как на начальном этапе работы, так и при исполнении готового, выученного произведения. Отработанные приемы на уроке, мы предлагаем ученику закрепить самостоятельно в домашней работе.

4. В рассматриваемый период работы над произведением следует уделить большое внимание таким средствам выражения, как штрихи и аппликатура . Педагоги хорошо знают, что небрежное отношение к аппликатуре затрудняет и удлиняет период работы над произведением. С учащимися младших классов педагогу лучше заранее проверять поставленные в тексте указания аппликатуры, в случае необходимости — вносить изменения. От штрихов в немалой степени зависят характер исполнения как всего произведения, так и исполнение фраз, их выразительные оттенки.

5. Одна из весьма важных сторон работы касается технического овладения произведением. Освоение технических трудностей всегда связано с тем, чтобы не только найти нужные для исполнения пианистические движения, но и «приладиться» к ним: они должны стать для учащихся удобными, «своими»…Исполнение в быстром темпе невозможно без автоматизации движений: овладение ими, приобретение нужной ловкости, ориентация на клавиатуре требуют большого внимания. Обязательно понимание того, в чём её художественное значение, каковы соответствующие данной цели характер пианистических движений и самого звукоизвлечения, продуманная аппликатура.

6. О темпе. Темп должен обусловливаться задачами, стоящим перед исполнителем. Надо учить в таком темпе, чтобы ученик услышал все детали своей игры и преодолел недостатки. Малоподвинутым ученикам следует больше играть в медленном и умеренном темпах, подвинутые ученики могут чаще проигрывать сочинения в средних и быстрых темпах.

7. Весьма важный вопрос — игра на память: она имеет существенное значение для достижения свободы исполнения. Соответствующие навыки и привычки к такому исполнению следует воспитывать с первых месяцев обучения. Исполнение на память становится особенно удобным и естественным для ученика. Это облегчает и ускоряет сам ход работы над произведением и помогает ученику приобретать ощущение эмоционального и физического удобства в исполнении.

Время, отведенное на разбор произведения, будет самым разным для учащихся различной степени музыкального развития и одаренности.

На этом этапе лучше выделить сложные построения и работать над ними отдельно. Если ученик, например, не может играть мелодические голоса, так как этому мешают другие голоса, надо упростить задачу, проиграв одну мелодию и наиболее трудные места в ней, затем поочередно добавлять и другие голоса. Если не выходит длинный пассаж в целом, поучить его частями, а затем объединить.

Иногда надо сосредоточиться на какой-либо стороне исполнения — на звуковой, метро — ритмичной, на педализации. Для преодоления различных технических трудностей и закрепления разобранного текста приходится многократно проигрывать, как отдельные построения и голоса, так и сочинение в целом. Стремиться сыграть лучше прежнего.

По мере овладения различными частными трудностями, основное внимание учащегося постепенно перемещается на вопросы, связанные с целостностью исполнения, выявлением общего исполнительского замысла, то есть на содержание завершающего этапа работы. На этом этапе в наибольшей степени сказывается художественная индивидуальность музыканта: мастерство, артистизм, темперамент, вдохновение, творческая воля.

III этап – оформление , подводит итог всей предшествующей работе, приносит и качественно новое начало: художественное произведение получает законченное исполнительское воплощение, требующее от ученика единства чувства, мысли, мастерства.

Последний этап – окончательное выяснение художественных задач и разрешение их. Собираются отдельные куски в единое целое. Чтобы выполнить эти задачи требуется систематическое проигрывание пьесы целиком в темпе от начала до конца. Важно окончательно уточнить темп исполнения. Темп произведения не может быть единым для всех исполнителей: однако общее представление о темпе данного сочинения всё же остаётся более или менее устойчивым. Для того, чтобы пьесу не «заиграть», нужно систематически возвращаться к игре в медленном темпе, и продолжать работу над отдельными трудными деталями. При завершении работы над пьесой необходимо обратить внимание на выявление формы произведения. Какие построения надо выдвинуть, и какие немного убрать. Большую роль играет выявление кульминаций в отдельных разделах и главной кульминации всего произведения.

Если ранее педагог должен был избегать того, чтобы делать все замечания сразу, то после «сквозного проигрывания» пьесы он делает сразу все указания, необходимость в которых выявилась в процессе исполнения; учащийся уже подготовлен к охвату всех замечаний.

Исполнитель стремится органично слить в одно художественное целое все частности, все отработанные детали, добиться цельности художественного впечатления. Все удачно найденные и закреплённые — в сознании и в ощущениях — движения полностью подчиняются одной цели: правдиво и искренно выразить содержание исполняемого произведения.

В данной методической рекомендации в последовательном порядке указаны основные этапы работы над музыкальным произведением. Каждый из них заключает в себе определенные трудности и требует длительной и кропотливой работы, как над отдельными деталями нотного текста, так и над воплощением художественного целого. Очень важно с самого начала научить учащегося грамотно и поэтапно работать над произведением, чтобы в дальнейшем он смог уже самостоятельно разучивать и другие пьесы. А «ключом» к воплощению художественного замысла музыкальной композиции является нотный текст, который содержит в себе указания темпов, динамики, штрихов, фразировочных лиг и других средств музыкальной выразительности.

Существенно отрабатывать отдельные моменты нотного текста, пользуясь вышеперечисленными методами и приемами работы. Нужно помнить, что дети по своей природе реалисты. Поэтому они не всегда прилежно выполняют задания, если не видят перед собой ясной и достижимой цели. Серьезная задача педагога – убедить ребенка поверить, что все рекомендуемые приемы разучивания приведут к желаемому результату.

Приведенные этапы работы следует рассматривать как примерный перечень. Каждый педагог должен сформировать свою личную схему методов и этапов работы над произведением, согласованную с педагогическим опытом и индивидуальностью ученика с учетом его музыкальных способностей. Ни одна из форм работы не будет освоена учеником, если он не будет достаточно часто практиковаться в ней на самом уроке под наблюдением педагога.

Источник

Оцените статью