По городу гуляет царевич королевич ноты

Русская народная игра « Царевич–Королевич»
методическая разработка по музыке

Скачать:

Вложение Размер
russkaya_narodnaya_igra_tsarevichkorolevich_1.docx 18.09 КБ

Предварительный просмотр:

Русская народная игра « Царевич–Королевич»

Цель: приобщить детей к истокам русской народной культуры через русские народные подвижные игры, способствовать формированию ценностных ориентиров в соответствии с нравственными принципами «народной педагогики».

  • Развивать умение двигаться в различных направлениях;
  • Развивать коммуникативные навыки;
  • Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Оборудование: корона для «царевича».

Описание игры: С помощью считалочки выбирается «царевич-королевич»:

По загороду гуляет, по загороду гуляет,

Царевич –королевич, царевич – королевич.

Дети идут по кругу с текстом песни, а «царевич» идет за кругом против движения хоровода.

Он невесту выбирает, он невесту выбирает,

Царевич –королевич, царевич – королевич.

Хоровод движется в обратном направлении, а «царевич» также за кругом идет против движения вокруг хоровода.

Растворяйтеся ворота, растворяйтеся широки,

Зайди сюда в городок,зайди сюда в городок,

Дети останавливаются, поднимают руки, образуя «ворота», а «царевич» проходит между «воротами».

Встань здесь подопрись, встань здесь подопрись,

Дети хлопают в ладоши, а «царевич» становится в центр круга.

Царевне поклонись, царевне поклонись

Царевич –королевич, царевич – королевич.

«Царевич» выбирает «царевну» подходит к ней , они кланяются друг другу и вместе, держась за руки, проходит по кругу.

Игра продолжается 2 -3 раза или можно продолжить другой вариант игры : «царевич» становится в круг, а «царевна» надевает корону и выбирает «царевича» под текст песни :
По-за городу гуляла, по-за городу гуляла
Царевна-королевна,царевна-королевна.
Жениха себе искала, жениха себе искала,
Царевна-королевна,царевна-королевна.
И т.д.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В статье рассматривается вид деятельности дошкольников — игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че.

Методы и приемы проведения русских народных игр.

В статье по народному творчеству раскрывается игра, как основной вид деятельности дошкольников, даётся понятие игры, как средства самопознания, а также виды игр с примерами.

Цель: Воспитание интереса к русскому народному музыкальному наследию, развитие и обогащение музыкального кругозора детей, их эмоционального потенциала. задачи: 1.

Старший дошкольный возраст.

Русские народные игры…Они имеют многовековую историю, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Систематизировать представления педагогов о русских народных играх через приобщение к истокам русской народной культуры.

Источник

Вечер Пушкинских сказок.

Для детей старшей группы.

Автор: Путина Н.Н., музыкальный руководитель МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад N67», Пермский край, город Пермь.

Оформление зала: на заднике слева – солнце с лучами, справа – месяц и звезды, в центре – изображение сказочного города. В стороне – ширма для кукольного театра. Справа стоят два трона, слева – три стула, прялка. Все артисты занимают места в соответствии своей роли.
Звучит музыка из оперы Н.А. Римского – Корсакова «Золотой петушок» Из за – за занавеса в зал выходит сказочница.

Сказочница. Здравствуйте, мои дорогие, как я рада видеть вас у себя в гостях. Хочу вам рассказать сказку. А с чего начинается сказка? С присказки. Слушайте внимательно. А вот и гость спешит к нам.

Раздается колокольный звон, занавес открывается, появляется гонец с грамотой в руках. Он поклон отдает сказочнице.

Гонец. Я гонец – удалец, не заезжий купец.
Еду к славному царю Салтану с грамотой.
(Подходит к царю, сидящему на троне, кланяется, разворачивает грамоту и читает)
У Лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том;
И днем и ночью кот ученый,
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса; там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны;
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!

Гонец кланяется царю, отдает грамоту и важно уходит.

Сказочница. А вот и сказка началась, да непростая, а о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне – Лебеди.

Звучит р.н.м., девочки в русских костюмах танцуют.

«Русский хоровод» р.н.м.
на усмотрение музыкального руководителя
Выходят 3 девицы, исполняют «Русский танец», садятся и начинают прясть, вышивать, вязать. При этом поют песню

«Позолоченная прялица» Рус. нар. мелодия, обработка Т.Ломовой.

Позолоченная прялица,
Мы прядем, а нитка тянется,
Мы прядем, а нитка тянется,
Нам работа эта нравится.

Сказочница. Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
1 девица. Кабы я была царица,
Сказочница. Говорит одна девица.
1 девица. То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.
2 девица. Кабы я была царица,
Сказочница. Говорит ее сестрица.
2 девица. То на веси бы мир одна,
Наткала я полотна.
3 девица. Кабы я была царица
Сказочница. Третья молвила сестрица.
3 девица Я б для батюшки царя
Родила богатыря.
Сказочница. Только вымолвить успела
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь
Стороны той государь.
Пока девицы беседуют, к ним подходит царь. Завидя его, девицы встают и кланяются царю.

Царь. Здравствуй, красная девица,
Будь царицей (подает ей руку и ставит возле себя)
Вы ж, голубушки сестрицы
Выбирайтесь из светлицы
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха.

(Царь ведет за руку 3 девицу к себе во дворец, за ними идут злясь и завидуя своей сестре ткачиха и повариха. Звонят колокола, обойдя зал, они садятся на трон, а сестры встают за ними).

Сказочница. Царь не долго собирался,
В тот же вечер обвенчался.

(ткачиха с поварихой надевают на голову сестре фату)

Так девица стала царицей.

(Царь с царицей обходят зал, садятся на трон, их приветствует ликующий народ, звучат вновь колокола).

Народ (стоя) Да здравствует царь с царицей! Слава царю! Слава царице!

Сказочница. В те поры война была
Царь Салтан с женой простяся, (обнимает жену)
На добра коня садяся,
Ей наказывал себя
Поберечь его любя.

Царь скачет на коне, царица плача, машет ему в след платком.
Царь объезжает зал и садится на стул, царица находится в печали, ткачиха с поварихой радуются

Сказочница. Долго ли коротко ли, родился у царевны сын.

(ткачиха с поварихой приносят царице сына, она его качает, не может налюбоваться).

Но злые люди завидовали ей и решили избавиться от них. Посадили царицу с сыном в бочку и выбросили в море.

( ткачиха с поварихой взяли под руки царицу с сыном и увели их за ширму, к ним уходит мальчик – царевич, вернувшись, они занимают трон ,начинают довольные грызть семечки)

В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут, Туча по небу идет, бочка по морю плывет.
( На ширме появляется бочка, она движется, под музыку из симфонической сюиты «Шехеразада» Н.А.Римского-Корсакова девочки исполняют)

«Танец волн».

Сказочница. В сказке все случается. Долго ли, коротко ли плыли мать с сыном в бочке, но море их пожалело и выбросило бочку на берег.

(Из- за ширмы выходит царица с сыном. Сын ведем свою мать за руку, они обходят зал и видят остров, начинают им любоваться.)

Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широком поле:
Море синее кругом
Дуб зеленый над холмом.
Царевич. Видишь холм в широком поле:
Море синее кругом,
Дуб зеленый над холмом….
Видишь город здесь большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей,
И святых монастырей.

Решили они остаться на этом острове. Вот тут и начались чудеса. Тот час вырос город златоглавый, которого никто раньше не видел, а кто увидел хоть раз, очарован бал навсегда и забыть не мог.

( Царь Салтан возвращается с войны, сердито топает ногой на ткачиху с поварихой. Они быстро убегают с трона. Царь не видит своей жены, ткачиха с поварихой пантомимой рассказывают ему о случившимся. Царь опечаленный сидит на троне).

Проплывавшие мимо корабли разнесли славу о чудо — городе и славном царевиче Гвидоне по всему свету. Дошла молва и до царя Салтана.

(По золу медленно идут заморские гости, они изумляются красоте острова, подходят к царю, низко кланяются, встают недалеко от трона).

Царь Салтан. Ой, вы гости — господа,
Долго ль ездили, куда
Ладно ль за морем, иль худо?
И какое в свете чудо?
1 гость. Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо,
В свете ж вот какое чудо:
2 гость. Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквями,
С теремами да садами.
3 гость. Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поет,
И орешки все грызет.
А орешки не простые
Все скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд,
Вот что чудом-то зовут.
Царь Салтан. (удивленно) Вот уж чудо так уж чудо!

(вместе с ним удивляются повариха и ткачиха).
Появляется Белка, первое чудо. Гости присаживаются возле царя Салтана.

Звучит рус. нар. песня «Во саду ли в огороде», (выходят 2 стражника).

1 стражник. Слуги Белку стерегут,
Счет орехам всем ведут,
Из скорлупки льют монету,
Да пускают в ход по свету.
2 стражник. Все на острове богаты,
Изоб нет, одни палаты.

Перестроение стражников.

«Танец белки»
музыка «Во саду ли в огороде»

Белка. Красны девицы, добры молодцы!
А в вашем царстве – государстве бывают праздники?
А как вы веселитесь? В какие игры играете?

Гонец. Мы много игр знаем и в одну сейчас поиграем, мы и тебе приглашаем.

Игра «Плетень» рус.нар.мелодия, обработка
С. Бодренькова.

Сказочница. Ветер весело шумит,
Судно весело бежит,
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана.

(Гости идут к царю, кланяются и рассказывают про второе чудо, за ними следуют богатыри, они уходят за ширму).

Царь Салтан. Ой, вы гости-господа,
Долго ль ездили, куда
Ладно ль за морем, иль худо?
И какое в свете чудо?
1 гость. Молвить можно справедливо
В свете вот какое диво.
Море вздуется бурливо
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
2 гость. Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе как жар горя,
33 богатыря.
3 гость. Все красавцы молодые,
Великаны удалые
Все равны как на подбор
С ними дядька Черномор.

Царь Салтан (удивленно)
Вот уж чудо, так уж чудо!

( удивляются повариха с ткачихой)

(из-за ширмы выходят богатыри с Черномором)

Танец Богатырей (фрагмент «Богатырской» из симфонии А.П.Бородина)

Черномор (после танца)
Мы сейчас померимся силой богатырской. Кто желает первым выйти на состязание?

Аттракционы:

  1. «Вытолкни из круга». Два мальчика на одной ножке

пытаются вытолкнуть друг друга из обруча.

  1. «Наливное Яблочко». Необходимо перенести яблоко в ложке, не уронив его и обогнав соперника.
  2. «Лапти». Кто быстрее перебежит в лаптях по залу

и вернется обратно (участвуют мальчики).

  1. «Коромысло». Надо перенести ведра на коромысле.

Сказочница. Замечательные красные девицы и добрые молодцы.
И осанка, и стать, и ум, и ловкость у них есть.
Ветер по морю шумит,
Судно весело бежит,
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана.
И желанная страна
Вот уж издали видна.
Вот на берег вышли гости
Царь Салтан зовет их в гости.
(Царь выходит к гостям, они подходят к нему, кланяются).

Царь Салтан. Ой, вы гости — господа,
Долго ль, ездили, куда
Ладно ль за морем , иль худо?
И какое в свете чудо?
1 гость. Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо,
В свете ж вот какое чудо:
2 гость. За морем царевна есть
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит…
3 гость. А сама –то величава,
Выступает будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Это диво так уж диво!

(Царь с поварихой и ткачихой очень удивляются).
(Звучит фрагмент «Царевна – Лебедь» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского – Корсакова. На ширме появляется игрушка – Лебедь. Они двигается по ширме под музыку Затем выходит царевна –Лебедь и начинает свой танец).
.
Танец Царевны – Лебеди.
(на усмотрение муз. руководителя).

Лебедь. Здравствуйте добры молодцы и красны девицы. Рада побывать у вас в гостях, посмотреть как вы живете, как веселитесь, да и подарочек вам приготовила
.
Игра « Царевич – Королевич».
По загороду гуляет, по загороду гуляет,
Царевич – королевич, царевич – королевич (идут дети по кругу).

Поднимитесь ворота, поднимитесь ворота,
Царевич – королевич, царевич – королевич (поднимают руки).

Он царевну выбирает, он царевну выбирает,
Царевич – королевич, царевич – королевич (руки расцеплены)

Царевне поклонись, царевне поклонись,
Царевич – королевич, царевич – королевич (кланяются друг другу)

По загороду гуляет, по загороду гуляет,
Царевич – королевич, царевич – королевич ( хлопают в ладоши).

Дети садятся на места, царевич с лебедем остаются в центре зала.

Сказочница. Князь царевну обнимает, к белой груди прижимает,
И ведет ее скорей, к милой матушке своей.

Царевич. Государыня родная, выбрал я жену себе,
Просим оба разрешенья, твоего благословленья.
Ты детей благослови, жить в совете и любви.

Царица. Благословляю вас, дети мои (обнимает царевича и царевну)

Сказочница. Решили они навестить своего батюшку, Царя Салтана.
Издали увидел их Царь Салтан, вышел им навстречу, стал их обнимать , обнимать да целовать А ткачиха с поварихой испугались гнева царского, голосят, прощенье просят. На радостях царь простил их, только велел убираться из его царства.

Царь (спрашивая у народа) Наказать или помиловать?
Народ. Помиловать.
Царь. Я вас милую! Только с глаз моих, долой!

(повариха с ткачихой быстро уходят)

Сказочница. Тут и началось всеобщее веселье.
Музыканты молодые стали все их поздравлять,
И оркестр свой начинать.

Марш черномора.
Из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила»

(звучит детский шумовой оркестр)

Сказочница. Вот все чудеса и закончились. В царстве Царя Салтана наступили мир, любовь и покой. А сказка наша заканчивается
Доброй, волшебной песней.

«Сказочная страна» музыка и слова А Савиной.

С нами вечно бы дружили,
Всех девчонок и мальчишек,
Лишь хорошему учили.
Припев. Существуют сказки чтобы,
Жили в них смешные гномы.
Вся семья царя Салтана,
Золушка и Несмеяна. 2 раза.
2.Лишь откроем мы страницу,
Видим чудную жар – птицу,
А другую открываем,
Принца с Золушкой встречаем.
Припев.

  1. Взрослыми, когда мы станем,

Сказок добрых не оставим.
Будем мы читать их детям,
Лучше книги нет на свете.
Припев

Тут и сказке конец, а кто
слушал, тот молодец. До свидания.
Кланяюсь вам низко в пояс.
(сказочница закрывает занавес)

Источник

Читайте также:  Под небом парижа аккордеон ковтун ноты
Оцените статью