По каким нотам настраивается ударная установка

Настройка ударной установки. Мнение профессионалов часть 1

Настройка ударной установки, мнение экспертов отобранных журналом Modern Drummer.

Настройка это обязательное умение для музыканта. Не важно в каком стиле вы играете, ваше индивидуальное звучание, его характер, формируются звучанием инструмента и ваш музыкальный почерк – достоин вложения труда и знаний.

Прежде чем приступать к настройке, я проверяю состояние краев кадушки, состояние пластиков (включая резонаторные, которые тоже изнашиваются) и не поменял ли барабан круглую форму. Любая из этих проблем не позволит настроить барабан должным образом.

Также я уделяю внимание подбору пластиков для конкретного барабана. Например, если это кленовый малый на 12” стандартной глубины, то однослойный Remo Ambassador c напылением всегда будет отлично звучать. Также на выбор пластика влияет стиль музыки, предполагаемое помещение и сила удара. Выступая на стадионе я играю мощно и ставлю двуслойный Remo Emperor.

Существует много методов и философских подходов к настройке ударной установки, и выбор зависит от особенностей ситуации и желаемого звука. Если я играю акустический джаз с фортепианным трио в уютном ресторанчике, то я выберу маленькие размеры барабанов и натяжение пластиков немного выше (выше тон) так, что хороший звук будет и при слабых ударах. Если играю рок-музыку в группе с участием духовых на открытой площадке, то выберу барабаны большого диаметра с прозрачными пластиками и меньшим натяжением.

Мой стандартный способ быстрой и легкой настройки, который всегда дает хорошие результаты: начинаю с резонансного пластика, натягиваю настроечные болты понемногу в порядке нарисованной “звезды”, так, чтобы на расстоянии 2” от края при постукивании подушечками пальцев звучание было одной высоты. Чтобы слышать только резонансный пластик, ударный я глушу слегка надавливая в центр ладонью. Пластик должен вибрировать равномерно, тогда он способен на чистый и полный тон. Повторяю процедуру с ударным пластиком, приглушая резонансный. После чего слушаю как строят пластики друг с другом. Моя отправная точка это натягивать резонансный на целый тон выше ударного. (Если вы плохо разбираетесь в интервалах и гаммах, то пропойте вторую и третью ноты “Happy Birthday to You” – прим. Drumspeech.com).

Читайте также:  Лунная соната партитура для фортепиано

Начинаю с самого большого тома, скажем напольного на 16” и настраиваю на нужный звук. Затем перехожу на следующий на 14” и настраиваю на целую кварту выше от 16” (если услышать целую кварту для вас проблема, используйте две первые ноты “Here Comes the Bride”). Большинство моих установок были с разницей в 2” в томах, так что я настраивал их с разницей на целую кварту. Если в установке размеры 14” и 13”, то можно использовать мажорную терцию.

В большинстве случаев, я редко глушу барабаны, разве что немного передний пластик бас-барабана. И я не настраиваю бас-барабан и малый барабан под томы.

Учитывайте еще и то, что разные пластики и настройка влияют на игровые ощущения. Двойные пластики с низкой настройкой на больших барабанах не дают такого же отскока, как высоко настроенные тонкие пластики на маленьких барабанах. Поэтому принимайте во внимание усталость кистей и рук выбирая силу натяжения пластиков при настройке.

Мой лучший совет это постоянно экспериментируйте, изучайте физику звука и особенности конструкции разных пластиков и барабанов.

Как и другие аспекты драмминга, настройка ударной установки само по себе искусство. Выбранный подход к настройке зависит от дерева кадушек, их размеров, подбора пластиков и, конечно же, музыкального стиля.

Настройку начинаю с нижних пластиков. Как только пластики более-менее натянуты, важно сделать правильную усадку. Надавливая на пластик, или натягивая на желаемый тон, мы убираем складки, которые мешают надежно усадить его на кадушку. Я сторонник умеренного натяжения резонансного пластика для создания здорового резонанса. По достижении умеренного резонанса нажимаю указательный пальцем в центр пластика и слегка простукиваю рядом с каждым винтом. Вы заметите, что противоположные винты звучат с разной высотой. Продолжайте простукивать места рядом с каждым винтом подправляя натяжение пока не достигнете схожего звук. Когда это случится, вы услышите плотный тон всего барабана.

На тему настройки верхних пластиков существуют сотни подходов и мнений. Однако, если вам нужен теплый, полный тон барабана (особенно тома), верхний пластик нужно натягивать чуть ниже, чем нижний. Если нужен более открытый, “джазовый” звук, то настраивайте верхний выше.

Можно настраивать томы на определенные ноты следуя последовательности гаммы или в тональность определенной песни. Мне комфортно когда мои томы образуют нисходящий аккорд До-мажор: том 8” на соль, 10” на ми, 12” на до. Для таких размеров самый подходящий вариант.

С таким разнообразием моделей и комбинаций вы обязательно найдете свой пластик. Общее правило которого придерживается большинство это однослойные пластики с напылением в джазе и прозрачные двойные пластики для рок и другой богатой тонами музыки, а на малый пластик с напылением.

В свою книгу “Библия барабанщиков” (The Drummers Bible) я включил краткий мануал по настройке с разделением на четыре категории. Это хорошая подсказка для барабанщиков, которым нужно быстрое и универсальное решение.

Начало 20-го века:
Бас-барабан: низкий и открытый
Малый барабан: средний или низкий и открытый
Томы: высокие или низкие

Традиционный джаз:
Бас-барабан: низкий и открытый
Малый барабан: средний и открытый
Томы: высокий (иногда слишком высокий)

Традиционный рок:
Бас-барабан: низкий или заглушенный
Малый барабан: средний до высокого, открытый или заглушенный
Томы: низкие, открытые или заглушенные

Хип-хоп и танцевальная:
Бас-барабан: высокий и открытый или заглушенный
Малый: высокий (обычно очень высокий) и открытый или заглушенный
Томы: высокий

Наcтройка зависит по большей части от двух факторов: музыкальный контекст и акустика помещения. Моя основная задача это найти самую сочную ноту во всем регистре ударной установки, и разнести основной тон каждого барабана максимально далеко от других барабанов, чтобы увеличить мелодический потенциал установки.

Важно принять во внимание, что барабаны не звучат одинаково для барабанщика и публики. Поэтому я стараюсь получить максимально точное представления о том, как барабаны звучат в зале. В сравнении с другими инструментами, барабаны звучат низковато и часто бывало, что барабаны которые, казалось, настроены высоко, на записи звучали расплывчато и грязно на фоне других инструментов. Это часто случалось в моей практике, особенно в гулких помещениях. Решение проблемы это немного увеличить высоту настройки и тогда барабаны будут звучать чище.

Другой момент достойный осмысления, это то, что не важно как хорошо настроены барабаны, — звук в руках барабанщика. Позвольте пластику и палочкам свободно дышать во время удара, и вы получите богатое, открытое и естественное звучание барабана. Конечно, в музыке требуется разная артикуляция, под которую настроена определенная техника, но все это требует сознательного подхода. Если ваш барабан не поет, то вы не играете на барабанах, а стучите по ним.

Я настраиваю по-разному в зависимости от стиля и ситуации, но все же есть и основной подход в получении желаемого звука. Общее правило для малого барабана – нижний пластик очень высоко и верхний тоже очень высоко, но чуть меньше чем нижний. Струны малого на среднем натяжении. Я заметил, что перетянутые струны дают неблагоприятный эффект почти в любом стиле.

Ударный пластик бас-барабана в удобном для игры расслабленном натяжении, состояние такое, что еще немного и появятся морщины, как говорит гуру настройки Bob Gatzen. Передний пластик натянут немного сильнее, а внутри всегда лежит Evans EQ Pad. Он необязательно все время прилегает к пластикам, но немного тряпья внутри съедает грязные средние частоты.

В томах мне нравится средняя высота настройки с хорошей атакой палочки, когда можно настроить барабаны в один строй. Барабанщик Simon Phillips – моя модель настройки томов. Нижние пластики довольно сильно натянуты, а верхние немного свободнее, с интервалом между томами в чистую кварту. Если натягивать нижний пластик меньше чем верхний, то это давит звук и получается неблагозвучно. Я читал рекомендации настраивать оба пластика на одну высоту, но мой опыт показывает, что чуть более сильно натянутый нижний пластик добавляет в звуке атаки, живости и плотности.

Я эндорсер Evans и использую Power Center Reverse Dot и Hazy 300 на малом, EC2 или G2 как ударные на томах, а снизу G1. На бас-барабан ставлю EMAD ударный и EQ3 передний с отверстием в 5”. Много времени трачу на то, чтобы каждый пластик строил сам с собой. Это долгий процесс проб и ошибок.

Если играю джаз, то может поменяться выбор пластиков и настройка будет выше, но основной подход к настройке останется прежним. Не использую настроечные девайсы и не стараюсь настраивать на определенную высоту или интервалы. Однако, у большинства моих установок хороший диапазон между томами. Считаю, что так как барабаны атональный инструмент, то у каждого барабана нужно найти высоту при которой он звучит максимально естественно. Когда играю рок или в своих проектах типа 4Front, я не глушу томы вовсе. Малый тоже пусть звучит открыто, ну или можно поставить немного Moon Gel (Moon Gel — гелевые пластинки для демпфирования – прим. Drumspeech.com).

Мне довелось присутствовать на записи многих видеошкол от Hudson Music. Я наблюдал за разными барабанщиками, чтобы понять как они настраивают барабаны. В своей видеошколе Keith Carlock настроил на среднюю высоту бас-барабан и играл в широкой манере, почти как би-боп барабанщик, только сам барабан больше. Для его манеры звучало превосходно, но себе я такой вариант не хотел бы. Я также больше фанат игры Jeff Porcaro, но он сильно глушил бас-барабан и всегда прижимал колотушку после удара. И хотя он мой герой, я все же даю колотушке свободно отскакивать и мне нравится когда у бас-барабаны плотный низ, чего нет при сильном глушении. Конечно, его метод настройки делал его звучание уникальным. Смысл в том, что каждый должен экспериментировать и искать решения, которые работают для него.

Разрешите похвастаться, — я очень горд звучанием барабанов на последнем альбоме 4Front – “Malice in Wonderland”. Я использовал кленовые установки Tama Bubinga Omnitune и Starclassic Maple, и мне удалось достичь звучания, которые было изначально в голове. Также вы можете ознакомиться с моим подходом к настройке разных малых барабанов для разных стилей в рекламных видео, что я делал для серии Tama SLP. Информация на моем сайте: www.joebergamini.com

Это большая и важная тема, предложу некоторые техники что я использую, но они могут отличаться от общепринятых.

Я использую пластики Remo, верхние Coated Ambassador и нижние Clear Diplomat на томах, а на бас-барабан ставлю Powerstroke 3 и Renaissance.

Тон томов я подбираю вместе с пианино. Мне нравится чистая кварта между напольным и подвесным томами. Для приятного, низкого звука с хорошим сустейном необязательно сильно натягивать ударный пластик. Достаточно добиться сустейна, а затем подгиваем резонансный повыше.

Я в основном играю фанк и джаз. И меняю настройку бас-барабана в зависимости от концерта, или меняю сам бас-барабан, что еще проще. Для джаза использую размер 14”х8” с обоими пластиками. Ударный пластик натягиваю довольно сильно, чтобы был хороший “бум” и отскок у колотушки. Когда найден нужный тон ударного пластика, я натягиваю передний немного сильнее. Это дает наполненный звук и позволяет барабану лучше резонировать.

Опытным путем определил, что “открытая” настройка работает и на фанк-джаз концертах в небольших помещениях, где барабаны не подзвучены. Неприятный гул бас-барабана быстро уйдет с появлением зрителей.

Интересное наблюдение, что обертона, которые слышно при игре только на установке, при игре в группе растворяются в общем звуке. Поэтому не стоит сильно демпфировать бас-барабан, иначе он потеряет свою основную ноту, останется только атака.

Для фанка обычно использую бас-барабаны размером 20” или 22”. Резонансный пластик снимаю или использую пластик с дыркой. Внутрь кладу одеяло прижимая к ударному пластику. Если сверху на одеяло положить небольшой вес, то звук бас-барабана будет полнее.

Музыканты работают со звуком, и чем больше мы уделяем внимания создаваемым вибрациям, тем лучше. Поэтому понимание настройки – невероятно важный компонент музыкальной игры.

У меня есть свои предпочтения по желаемому звуку. На звучание влияет множество факторов: музыкальный стиль, помещение и используемые микрофоны. Вместе с моим другом Dave Jewell, маркетинг-менеджером компании Yamaha, составил основные правила настройки барабанов.

Мне нравится начинать с голой кадушки, без пластиков. У меня находится время протереть мягкой тряпочкой края кадушек, обода и натяжные болты. Важно проверить, что в лагах есть смазка прежде чем вставлять болты. Под рукой у меня тюбик LP Lug Lube.

Лучше начинать с самого большого тома и продвигаться к самому маленькому. Маленькие томы могут звучать больше (особенно для микрофона) если настраивать низко. Поэтому если начинать настройку с маленьких барабанов это может обернуться проблемой когда доберетесь до больших, так как не будет запаса для низкой настройки.

Также я убедился, что лучше сперва настраивать нижний пластик. Если начинать с ударного, то звучание сильно изменится стоит вам поставить нижний. Если же я добился хорошего звука на резонансном, то обычно не составит труда заставить запеть и верхний. Также в большинстве случаев натяжение нижнего и верхнего у меня одинаковое, хотя бы для начала.

Итак, ровно поместите пластик на кромку и аккуратно поверните его, движение должно быть плавным и свободным. В противном случае это может указывать на деформированное кольцо пластика или на искривленную форму кадушки. В таких случаях настроить будет трудно и возможно лучше поставить другой пластик или отремонтировать барабан.

Закрутите болты насколько хватает сил пальцев. Теперь надавите кулаком в центр пластика и натягивайте болты до устранения морщин на пластике. В зависимости от барабана это примерно два оборота по 180 градусов. Последовательно закручиваем болты расположенные напротив друг друга для ровности натяжения пластика. Я сперва закручиваю болт соответствующий позиции 12 на часах, следующий 6 часов, затем 2 и 8, 4 и 10 и так далее.

Когда мы избавились от морщин я легоньку стучу в центр палочкой придерживая барабан одной рукой на весу за обод. Если тон чисты и мне нравится высота звука, можно ставить ударный пластик. Если нет, то внимательно ищем морщины, которые нужно убрать дополнительно закручивая болты.

Если у вас мало времени или вам мешает посторонний шум, попробуйте технику которую придумал Dave Weckl, называется она “правило 2 c половиной”. Крайне простая техника – когда болты затянуты с помощью пальцев, поверните каждый болт на 180 градусов, сделать это нужно два с половиной раза. Таким образом вы легко получите вполне приличный звук.

В настройке бас-барабана существуют разные подходы. Однажды я видел как легендарный Idris Muhammad убрал все демпферы и максимально натянул каждый пластик, как поступали барабанщики би-боп времен. Звук в комнате был жирный, глубокий и фанковый! Но почему-то когда после концерта я решил поиграть звучало словно удары баскетбольного мяча. C другой стороны, плоский, фанковый звук заглушенного под завязку бас-барабана отлично вписывается в нужном контексте. Например, звук бас-барабана у Jr Robinson в хите Michael Jackson “Rock with You”.

Обычно настраиваю как и томы, только начинаю с ударного. Я эндорсер Remo и недавно стал использовать Remo Bass Drum Muffling System в моих бас-барабанах Yamaha, которые я регулярно использую на концертах с разной музыкой. Это система схожа со сложенными полотенцами прилегающими снизу к ударному пластику, а ля Simon Phillips. На своих джазовых установках глушение не использую. Я выбрал микс из пластиков Remo Powerstroke 3, модели Suede или Renaissance. Эти пластики убирают высокие обертона и хорошо звучат при высокой настройке.

Buddy Rich называл малый барабан основным инструментом установки, вокруг которого выстраиваются все остальные. В правильных руках он может стать визитной карточкой барабанщика, как у Buddy, Gene Krupa, Billy Cobham, Bill Bruford, Ringo Starr, Levon Helm, Don Henley, Steve Gadd, и у многих других.

Свой малый настраиваю следуя рекомендациям от David Garibaldi – сильно натянутый резонансный и верхний сильно натянут, что у римшотов мощный треск. Струны натянуты настолько сильно, чтобы они хороши читались и при игре гоуст-нот. David объясняет, что если при несильном ударе малый звучит как том, значит струны перетянуты. Когда он получает нужный звук, David приспускает пару болтов ударного пластика, так чтобы хруст еще слышен, а высота звука стала ниже. Это добавляет к звучанию средних и нижних частот.

Прежде чем беспокоится на тему как барабаны звучат вместе, важно добиться хорошего звука у каждого барабана по-отдельности. Если настраиваю для акустического джаза, то натягиваю барбаны достаточно высоко, чтобы низкие частоты ушли. Это не только открывает место для других инструментов, но и дает барабанам более быстрый отклик и больше проекции (читаемости).

Если настраиваю для поп-концерта, где будут подзвучивать барабаны, я стараюсь найти баланс между тем, что слышу я за установкой, а звуком в зале. Опыт показывает, что как бы хорошо я не настроил установку дома, почти всегда нужно вносить изменения уже на месте концерта.

Для музыки потяжелее, ориентированной на бэк-биты, особенно где используются большие бас-барабаны, мне нравится диапазон целой октавы между бас-барабаном и малым. Это оставляет широкий диапазон частот для других инструментов. Для игры джаза, я поднимаю строй бас-барабана и интервал здесь малая терция или квинта.

Ситуация с томами не так однозначна. Если у меня в установке четыре барабана, то предпочитаю чистую кварту между повесным и напольным. Если барабанов пять, то есть два подвесных и один напольный, то интервал минорное трезвучие с напольным томом как тоникой (основанием, корнем). Самый маленький подвесной том образует квинту с напольным. Если у меня один подвесной и два напольных, то между подвесным и первым напольным у меня чистая кварта, а второй напольный настраиваю максимально низко насколько возможно.

Источник

Оцените статью