Настройка пианино
Фортепиано, ровно как и рояль, — это акустический музыкальный инструмент. Он представляет собой весьма сложный механизм, который был создан несколько веков назад. Примечательно, что с момента его разработки никаких серьёзных изменений в его строении не возникло. Как определить, что фортепиано настроено? Необходимо, чтобы звук был максимально гармоничный, а все ноты соответствовали конкретному строю.
На струны фортепиано систематически оказывают влияния различные внешние факторы. Сюда можно отнести уровень влажности, состояние крепежей инструмента, а также другие условия окружающей среды. К их числу можно отнести деформацию стержня из металла, который соединяется со струной. Более подробную информацию об этом мы раскроем немного позднее.
Вывод: чтобы качественно и грамотно настроить фортепиано, необходимо обладать опытом и даже некоторой интуицией, а также знанием всех выше перечисленных факторов, которые влияют на состояние струн. Именно эти навыки позволят сделать из плохого настройщика хорошего.
Чтобы оперативно и качественно настроить пианино, необходимо использовать особый инструментарий.
Какие нужны инструменты для настройки фортепиано?
Давайте подробнее познакомимся с этими инструментами, разберём их характерные черты, различия и предназначение.
- В первую очередь поговорим о ключе.
Это основополагающий инструмент, который должен быть в руках мастера. С его помощью осуществляется вращение штифта (или, как его называют по-другому, — вирбеля). На эту деталь наматывается струна.
Бытует мнение, что чем большим числом граней обладает этот ключ, тем более простым и эффективным будет процесс настройки пианино. Это обуславливается тем, что точность настройки зависит в том числе и силы, которая воздействует на ключ, а обхватить инструмент с 16-ью гранями куда легче, чем с 4-мя.
Конечно, четырёхгранные ключи имеют много достоинств. Это отличный элемент для проведения ремонтных работ, однако в качестве настроечного он, конечно, уступает «шестнадцатиграннику». Ситуация осложняется также тем, что ключ с 4-мя гранями зачастую оказывается несовместим с некоторыми моделями музыкального инструмента. В частности, это распространяется на пианино с тонкими штифтами. Ярким примером такой модели может служить пианино «Заря», получившее широкую известность и распространение в Советском Союзе.
Ключи с шестью, восемью и шестнадцати гранями принято относить к настроечным. Наиболее привлекательными в этом смысле моделями являются те, что обладают узким отверстием в виде конуса. Такое строение даёт возможность прочно насадить инструмент на любой штифт, невзирая на его текущее состояние.
Теперь поговорим о диаметрах отверстия ключа. Штифты советских музыкальных инструментов обладают диаметром 7 мм, а их европейские «собратья» габаритами в 6,88 мм.
На рынке представлены ключи, в которых головку можно менять. Профессионалы советуют приобретать те инструменты, в которых головка отсоединяется не у основания, а от рукоятки. Это позволит избежать таких неприятных ситуаций, как неконтролируемое раскручивание прямо во время процесса настройки, а также люфт.
Рукоятки ключей имеют разную форму: можно выбрать Т- или Г-образную. Вторая в данном случае считается канонической и наиболее часто используемой, однако некоторые настройщики отдают предпочтение первой. Здесь всё зависит от личных вкусов и удобства.
- Во-вторых, это демпферы, которые могут обладать рукояткой или нет. Данный инструмент применяется для того, чтобы заглушить струны, которые в настоящее время не настраиваются. Он представляет собой резиновые клинья. Их как бы продевают между струн, что позволяет предотвратить их колебания. Эти инструменты можно поместить даже в труднодоступные места, для этого их специально насаживают на проволочную ручку.
- Обратный пинцет. Данный инструмент применяется для того, чтобы заглушить струны высоких регистров, так как данные элементы в этом месте очень короткие, сюда уже не поместятся классические демпферы. Пинцет позволяет максимально аккуратно поработать со струнами, заглушив два соседних элемент либо два крайних в одном хоре, чтобы оставить нужную струну свободной для процедуры настройки.
- Суконная лента. Сюда можно также отнести ленту, использующуюся для темперирования. Этот инструмент также применяется для того, чтобы заглушить струны, которые в данный момент не принимают участие в настройке. По мнению многих настройщиков, лента позволяет провести процедуру намного оперативнее, чем, например, те же клинья.
- Камертон. В данном случае можно отдать предпочтение традиционным камертонам или обратить внимание на инновационные технологии и приложения. Однако эти нововведения были приняты настройщиками далеко не сразу. На сегодняшний день наиболее предпочтительной по-прежнему считается настройка классическими инструментами.
Периодичность настройки фортепиано
Как вы, наверное, уже поняли, настройка этого музыкального инструмента – обязательная и регулярная задача. Даже при покупке совершенно нового фабричного пианино или рояля необходимо будет настроить его два раза в течение первого года использования.
Если вы приобретаете б/у фортепиано, в таком случае тем более необходимо обращаться к специалисту для проведения детальной и качественной настройки.
Как проходит настройка пианино?
К сожалению, научиться настраивать фортепиано сразу после прочтения текстовой инструкции нельзя. В данном случае прежде всего требуется практика и насмотренность. Всё это приходит только с течением времени. Более того, инструкции зачастую могут отличаться или даже противоречить друг другу. У каждого специалиста своя уникальная, неповторимая методика.
Важно понимать, что главная задача настройщика – это организация предельно устойчивого строя с правильными соотношениями высот. Необходимо достичь такого результата, когда струна сохраняет исходный уровень натяжения, даже при мощном нажатии на клавиши пианино. Данное свойство имеет свою неповторимую природу, которая отличается, например, от стабильности строя фортепиано в целом. Эта характеристика может изменяться под воздействием различных внешних факторов. Сюда можно отнести температурные колебания, динамику влажности и так далее. В случае высокой стабильности элемент может быть настроен в корне неверно, что спровоцирует деформацию строя буквально после нескольких нажатий на клавишу.
Стабильность струн обуславливается сразу несколькими факторами. Рассмотрим эти детали подробно. Вообще их можно разделить на 3 составляющие:
- Это неиспользуемая составляющая детали, которая располагается в пространстве между штифтом и аграфом.
- Рабочая составляющая, колебания которой вызывают удары молоточком.
- Нерабочая составляющая, которая располагается ниже. А именно – занимает пространство между двумя штифтами: штеговым и чугунной рамы.
Иногда натяжение струны имеет неравномерный характер. Это происходит в момент наматывания на вирбель ввиду трения в тех местах, где происходят отсечки рабочей составляющей детали. Первоначально натяжение «поражает» первую составляющую, которую мы рассмотрели ниже, потом охватывает и вторую, а затем и третью нерабочую часть. Чтобы предотвратить неравномерное распределение натяжения из-за ударов молоточка, необходимо провести ряд действий.
В данном случае поможет лёгкое перетягивание струны, в момент которого вы будете усиленно нажимать на клавиши. Данная манипуляция обеспечит равномерное распределение натяжение по всей струне в целом.
Также в обязательном порядке берите в рассмотрение упругость вирбеля. Как известно, он вбит в основу вирбельбанка, которое создаётся из дерева. В момент процесса настройки тот отрезок вирбеля, который зафиксирован в вирбельбанке, будет вращаться в более медленном темпе в сравнении с его крайним отрезком, который служит основанием для того, чтобы намотать на него струну. Подобная ситуация носит название винотового искривления.
Именно по этой причине тонкая настройка предполагает отсутствие вращения штифта посредством оказывания давления на эту деталь. Кроме того, чтобы струна была предельно стабильной, необходимо обеспечить грамотное конечное расположение вирбеля. Специалисты советуют устанавливать его таким образом, чтобы к концу процедуры настройки деталь была совсем немного наклонена по направлению вниз. Это нужно для того, чтобы она смогла устойчиво сохранять положение даже при очень сильных и мощных нажатиях на клавиши пианино, что в любом случае спровоцировало бы чересчур сильное струнное напряжение.
При настройке штифт можно подвергать вращению, давить на него, а также создавать изгибы. Причём последний из способов рассматривается как весьма спорный. Однако за рубежом настройщики прибегают к нему довольно часто, ведь он считается крайне точным и эффективным. Процесс осуществляется таким образом: необходимо совсем немного отогнуть вирбель, используя для этого специальный ключ, и совершать удары по клавише, прислушиваясь к струнному биению. Процедура должна выполняться с максимальной аккуратностью, так как в противном случае можно нанести урон креплению. Окончательное положение штифта должно быть таким, чтобы была возможность компенсировать струнное натяжение, даря ей изначальное расположение.
Важная деталь: на всех этапах настройки необходимо тщательно прослушивать струну. Если этого не делать, процесс просто потеряет эффективность и не принесёт должного результата.
Каким образом происходит прослушивание струны и с чего необходимо начать
Важно отметить, что звучание подавляющей части нот музыкального инструмента осуществляется благодаря нескольким струнам. Они при этом настроены в унисон. Причём чем выше нота, тем больше струн задействовано. Для басовых, например, требуется максимум одна или две, в то время как для высоких – по три. Последняя комбинация образует так называемый хор, в котором каждую струну обязательно необходимо отстроить относительно других деталей этого хора, а также в интервалах относительно сторонних хоров.
Рассматриваемый нами музыкальный инструмент обладает 280 струнами. Как бы удивительно это ни прозвучало, произвести идеальную настройку каждой из них невозможно. Это обуславливается тем, что чересчур чистая настройка будет провоцировать дисгармонию в звучании. На помощь в этом случае приходит темперирование. Это процедура, которая подразумевает настройку нот при условии, что она будет производиться немного шире идеального чистого звука. Именно это позволяет достичь предельно гармоничного созвучия при игре.
При настройке пианино вы хотя бы раз замечали, что при работе с двумя струнами, звучащими в унисон, появляется эффект вибрато в том случае, если происходит даже самое незначительное отклонение от чистого звучания. Этот процесс имеет своё особое название, а именно – биение. Чем более низкий темп имеют его интервалы, тем более близким становится звучание по отношению объектов друг к другу.
Старт настройки традиционно приходится на ноту «ля», которая принадлежит 1-ой октаве. Перед настройщиком в данном случае стоит задача отыскать ту струну в хоре, которая обладает наименьшим нерабочим и наибольшим рабочим состояниями. Это обуславливается тем, что вероятность деформации такой детали предельно низкая. Настройка в этом случае производится максимально просто. Как правило, в пианино такая струна занимает позицию первой в хоре.
После того, как была выбрана струна для осуществления процедуры настройки, нужно произвести заглушку других деталей в хоре. Чтобы это сделать, необходимо использовать клинки, мы рассмотрели их в статье выше. Эти инструменты нужно расположить между струнами, заглушку которых требуется осуществить. Для предельного комфорта важно также использовать суконную ленту. Она поможет избежать необходимости регулярно перемещать клинки при настройке конкретного интервала.
После того, как лишние струны были заглушены, свободную необходимо настроить по камертону. Также важно учитывать, что в данном случае требуется исключить биение. А его интервал для «ля» 1-ой октавы относительно камертона должен превышать временной отрезок в десять секунд.
Затем необходимо произвести темперирование интервалов в рамках вышеупомянутой 1-ой октавы. Каждый из них будет иметь свой индивидуальный темп биения. После этого необходимо убрать заглушки и отстроить другие детали, расположенные в центральной октаве, создавая звучание в унисон. При завершении данного этапа важно двигаться в настройке вверх, а затем вниз от центра, прорабатывая по октавам все ноты фортепиано.
Самой распространённой схемой темперации является схема равномерно темперированного строя. Если вы в ремесле настройки новичок, лучше освоить именно его. Также при возможности обязательно ознакомьтесь с кварто-квинтовой темперацией. Однако важно учитывать, что есть множество других разнообразных схем.
Исходя из всего вышеперечисленного следует, что настраивать пианино довольно интересно, однако важно учитывать и другую сторону этой процедуры – сложность, необходимость быть предельно аккуратным, внимательным, подкованным. Осуществить предельно качественную настройку пианино, не повредить ни одну его деталь и создать максимально гармоничное звучание под силу только профессионалам с богатым практическим опытом.
Источник
Профессиональная настройка
8-965-434-01-01, 8-929-528-86-54
- Главная
- Настройка пианино
- Услуги
- Контакты
- Статьи
- Справочник клиента
- Видео
- Слух настройщика пианино
- Взаимодействие струн, биения, гармоники
- Настройка темперации пианино
- Настройка краев диапазона фортепиано
- Техника владения ключом
- Клавишный механизм фортепиано
В статье не ставится задача ответить на все вопросы, связанные с процессом профессиональной настройки. Ее главная цель — помочь начинающим сделать первые шаги в освоении «темперации» при настройке фортепиано, дать анализ основных ошибок, встречающихся в работе неопытного настройщика. (Г. Богино)
Существует распространенное мнение, будто после работы над темперацией на среднем участке, крайние регистры настраивать довольно легко, пользуясь октавными ходами. Это значит, что настройка краев диапазона мыслится как копия с темперации, снятая посредством октавной дублировки. В действительности же такой подход обычно приводит к низкому качеству настройки. Полутоны оказываются часто настолько различными по величине, что эти ошибки слышны даже при проигрывании хроматической гаммы, хотя, как известно, в хроматической гамме наиболее трудно выявить погрешности строя.
Настройка крайних регистров — это самостоятельная творческая задача, имеющая свои специфические трудности и особенности. Многие музыканты, а иногда даже и настройщики полагают, что хорошая настройка должна напоминать своего рода прямую нулевую линию с чистыми октавами от крайнего нижнего до крайнего верхнего регистра. Это представление порождено математической теорией равномерно-темперированного строя. Как известно, одним из основных требований этого строя является математически точная октава, звуки которой должны иметь строго кратные отношения по частоте колебаний. Так, например, все звуки ля от контроктавы до четвертой октавы должны иметь соответственно 55, 110, 220, 440, 880, 1760 и 3520 колебаний в секунду.
Как же соблюдаются эти требования в музыкальной практике? В 1957 году немецкий ученый Г. Майнель опубликовал результаты исследования большого количества роялей. Как показывают данные Майнеля, обычно звуки нижнего регистра настраиваются несколько ниже, а звуки верхнего регистра несколько выше, нежели следовало бы по расчетам. Расхождение было обнаружено также в работах других исследователей. Такая закономерность подтвердилась и в наших опытах. Измерения строя рояля, проведенные после тщательной настройки, показали, что звуки субконтроктавы были понижены в среднем на 40 центов, а последние звуки четвертой октавы на 40 центов повышены. В среднем регистре также наблюдалась тенденция некоторого расширения всех интервалов.
В чем же причина этого явления? Наблюдается ли оно только при настройке фортепиано? Не противоречит ли оно требованиям музыкального слуха?
Причины подобной трансформации строя пока еще нельзя считать окончательно выясненными. Некоторые исследователи объясняют ее негармоничностью обертонов струн, то есть свойствами самого инструмента. Однако проведенные Лабораторией музыкальной акустики опыты, в которых участвовало пятнадцать музыкантов различных специальностей, показали, что тенденция к расширению интервалов наблюдается и на других инструментах и даже при настройке электрических генераторов, звуки которых лишены обертонов. Выяснилось, что и широкие мелодические и гармонические интервалы (например, двух-, трех-, четырехоктавные) по всему диапазону настраиваются значительно шире математической нормы. Так, четырехоктавнып интервал расширялся несколько более, чем на четверть тона, двухоктавный — на 30 центов. Даже октава, которая в наших представлениях является наиболее «точным» интервалом, расширялась до 18 центов. Математически точные октавы в широком диапазоне не удовлетворяли музыкантов.
Изучение этого интересного явления слухового восприятия должно помочь выработать в дальнейшем более точные критерии хорошей настройки музыкальных инструментов.
Крупные пианисты, знакомые с этим явлением, готовясь к тому или иному выступлению, предупреждают о нем настройщиков и выдвигают конкретные требования к их работе. На основании собственного опыта настройки автор может сказать, что единой нормы здесь нет. Величина изгиба линии строя в крайних регистрах зависит и от особенностей настраиваемого инструмента, и от целого ряда других факторов. К важнейшим факторам следует отнести (для концертных роялей) зависимость строя от характера концертной программы, исполняемой пианистом, и от его исполнительского стиля. Так, при работе над «Фантастическими танцами» Д. Шостаковича пианист В. Мержанов сделал предложение предельно завысить дискант (верхний регистр). Это было правильное решение вопроса: третий танец (как выяснилось при сопоставлении двух записей) зазвучал ярче, в нем почувствовалась ясная перспектива, даль.
Вдумчивое отношение к результатам своего труда поможет каждому настройщику найти практические нормы в работе с крайними участками.
В большинстве случаев отклонения верхнего и нижнего регистра в настройке возникают как бы сами собой. Этому способствуют и охарактеризованная выше закономерность музыкального слуха и отклонение высоты обертонов от точных кратных соотношений с основным тоном.
Однако опытные настройщики могут регулировать степень отклонений уровня строя в крайних регистрах и сознательно применять особые приемы для их настройки.
При настройке крайнего верхнего регистра можно, например, использовать зонную природу слуха. Благодаря зонности слуха интервал октавы может иметь несколько вариантов, слегка отличающихся от математически точной октавы, но не вызывающих ощущения фальши. Для того чтобы получить слуховое представление о разных интонационных вариантах, нужно настроить по-разному две струны одного хора. Поочередно сравнивая звучание октав, образуемых с участием то одной, то другой струны, можно заметить, что более узкая октава обладает для восприятия меньшей звуковой энергией. Ее верхний звук слышен сравнительно слабо. Другое впечатление возникает от расширенной октавы. В целом она звучит ярче. Ее верхний звук обретает самостоятельность, отчетливость, и этого достаточно, чтобы казалась, будто он стал продолжительнее по звучанию. Заметим попутно, что увеличение яркости звучания, возникающее от незаметных разливов в октавах и в унисон ах, используется, в частности, для усиления двух-трех крайних звуков верхнего регистра, которые обычно звучат чрезмерно глухо и коротко во многих конструкциях фортепиано.
Пользуясь октавой при настройке верхнего участка диапазона, можно для целей некоторого завышения уровня этого регистра опираться на расширенный вариант октавного интервала.
Описанный прием применим и для понижения басового участка. Но здесь есть и другие возможности. Большая продолжительность звучания басовых струн позволяет использовать во время настройки эффект флажолетов. Флажолеты можно получить на фортепиано таким же способом, как они получаются на смычковых инструментах. Передвигая точку легкого касания кончика пальца (или ребра резинового клинка-заглушки) по струне, легко найти в середине струны (то есть в точке, делящей струну на две равные части по длине) такое положение, при котором струна будет давать звук на октаву более высокий. Таким же приемом можно найти квинту через октаву и двойную октаву. Полученную флажолетную звучность можно сравнить в унисон со струнами среднего регистра. Как правило, флажолеты дают с основным тоном струны расширенный интервал, но это расширение не всегда по своей величине достаточно, чтобы, настроив басовую струну по флажолету, получить желаемую степень занижения нижнего регистра. Поэтому флажолеты следует рассматривать лишь как ориентиры, опираясь на которые, можно регулировать настройку основного тона.
Конечный результат работы с крайними регистрами необходимо дополнительно проверять по среднему — контрольному для всего диапазона — участку. Удобно использовать для этого дециму через одну, две и даже через три октавы. Неточно настроенные звуки особенно заметны, если исполнять последовательность из нескольких, например трех соседних по хроматической гамме децим.
Настройка крайних регистров более трудна и требует особой сноровки, умения поддерживать на необходимом уровне слуховое внимание. Эффективность работы может быть повышена и использованием особых планов настройки.
Замечено, что однообразная монотонная хроматическая последовательность настройки октавных интервалов в одном направлении очень сильно утомляет и притупляет слух. Но достаточно изменить порядок в работе, как мы получим ощутимое облегчение. В свое время автор вместо длинных хроматических последовательностей применял в настройке ступенчатый «путь», составленный из квартовых участков звукоряда.
Каждое новое появление группы, ее верхнего звука обостряло восприятие, снижало утомление. Исходя из подобного принципа можно построить и ряд других последовательностей.
Выше мы уже касались затрудняющего настройку явления внутренних биений струн. Оно особенно заметно на дискантовом участке. Здесь помогает делу прием настройки двух последовательных квинт, опирающийся на использование предварительно настроенного вспомогательного звука, дающего октаву с верхним звуком второй квинты. Звук в верхней квинте настраивается по октаве без чрезмерного вслушивания и утомления, а средний для двух квинт звук ставится на среднее «расстояние»: поочередно попадала на сильную метрическую долю.
В принципе при настройке обоих краев диапазона можно использовать приемы, описанные при рассмотрении средних участков темперации.
Результат будет тем точнее, чем большее количество контрольно-опорных точек мы найдем для настраиваемого участка.
Источник