По волне моей памяти тухманов ноты для

Давид Тухманов Песни Ноты

Тухманов Давид Федорович.
Родился 20 июля 1940 года. Народный артист России. Популярностью пользуются песни: «Как прекрасен этот мир», «Мой адрес Советский Союз», «День победы», рок-сюита «По волне моей памяти», мюзикл «Богдадский вор» и многое другое.


Давид Тухманов — Песни

для голоса в сопровождении фортепиано (баяна, гитары)
«Музыка», 1987г.
номер 13549

Есть ли кто-нибудь, кому не дорога песня «День Победы»!
Она поистине народна. Долго помнятся многие короткие, яркие, как вспышки, песни Давида Тухманова. Но почему? В чем их тайна обаяния? В мелодии. Да, конечно. Но в чем же еще?
А может быть, и в личности композитора?
Ребенком, еще не умея говорить, он уже слышал, как поет отец. Инженер, широко образованный, влюбленный в музыку, он не разлучался с песней. И мальчик с первых дней жизни впитывал в себя жизнь русской и советской песни. Какие-то волшебные звуки доносились до него от красивого, притягательного «предмета» — это было старенькое пианино. Мама, посвятившая свою жизнь детям-дошкольникам, преподававшая им музыку, мечтала о том, чтобы и ее сын стал музыкантом. Она с «праздничным» лицом садилась за пианино, прикасаясь к белым и черным «полоскам», и всё вокруг расцветало от звуков. Они светились! И светились изумленные зачарованные глаза ребенка. Его первые шаги—это шаги к пианино. Он притронулся к клавишам, а звуки прикоснулись к детскому сердцу. Сами не зная, чего они хотят, пальцы бродили по клавишам, точно искали что-то. Глаза смотрели на руки и не верили, не верили своим рукам: рождалась мелодия! Свершилось чудо! И с каждым днем всё больше и всё сильней притягивало к себе пианино.

Эту любовь годы углубили. Музыкальная школа, Гнесинский институт, увлеченные занятия классической музыкой, служба в ансамбле Московского военного округа, общение с прекрасными мастерами эстрадной музыки, постижение тайн джаза — всё это наполняло его, переполняло сердце, выплескивалось мелодиями. Но, несмотря на первые успехи, молодой композитор был неумолим к себе. Он познал искусство быть самым взыскательным слушателем своего сочинения. Он не хотел посредственности, ненавидел банальность.
С проникновением в музыку Тухманов узнавал и жизнь, жизнь во всех ее проявлениях. Он открывал для себя Родину, ее мужество и нежность, ее широту и доброту, ее мощь и ее боль, которую воспринимал, как собственную боль.
Становление личности композитора выявилось в первой большой удаче—песне «Россия». Стихи к этой мелодии написал Михаил Ножкин. С той поры минуло двадцать лет. Двадцать лет! А звучит и сегодня свежо и сильно.
С того памятного времени все помыслы, устремления, всё дарование принадлежит песне.
День рождения песни! День? Или миг? А иногда кажется, что в этом миге — вечность. В короткие минуты звучания мелодии нужно выразить столько пережитого, столько главного и сокровенного! Но мелодия без оркестровки еще не песня. Оркестрованная песня без оркестра тоже еще не песня. Она всё время рождается, обретая новые грани, благодаря аранжировке, музыкантам и, наконец, исполнителю. Каждый раз та же песня звучит по-разному: на пластинке, в концерте, по радио и телевидению, в трактовке талантливого солиста.

Кобзон, Лещенко, Ротару, Яак Иола. Пожалуй, нет ни одного известного певца или певицы, которые бы не любили песен Тухманова. Эти песни проникают в душу, увлекают и поднимают славу советского искусства. Недаром Карел Готт и многие зарубежные исполнители постоянно включают в свой репертуар произведения Д. Тухманова, помогающие им стать ярче и многообразней.
А тематика, социальная наполненность его песен всё больше служат человеку и народу. Он — гражданин в своем творчестве, он внушает веру в жизнь, в Победу добра над злом, он воспевает жизнь во всем ее размахе и в неповторимости мгновенья.
Немало людей разных городов нашей страны видели на своих сценах Давида Тухманова и слышали его музыку. Композитор чутко вслушивается в дыхание зала, сверяет биение своего сердца с сердцем народа. Неутомимо повышая свое мастерство, Тухманов повышает требования к себе, ощущая пульс времени и его ритмы. Чувствуя музыку других народов, умея вобрать лучшее из созданного ими, Давид Тухманов по сути своей глубоко национальный, русский композитор.

Мне повезло однажды видеть творческий процесс этого замечательного композитора. Казалось, он с какой-то удивительной нежностью и осторожностью касается клавиш. Как будто нет за ним двадцатилетней работы, немалого опыта, славы, а есть перед ним тот далекий-далекий и такой близкий отчий дом, то старое пианино. И точно делая первые шаги, первые движения, он вновь нащупывает мелодию, ища тропинку в неизведанное.
Рожденные сердцем, его творения находят путь к сердцам.
И каждый, кто возьмет в руки этот сборник, куда в основном вошли произведения последних лет, откроет заново для себя их яркое щедрое богатство, и день общения с ними будет днем рождения веры, любви, доброты и надежды. Потому что каждый наедине с этими песнями откроет что-то новое и в себе, и в жизни, и в Давиде Тухманове.
Борис ДУБРОВИН

  • Россия. Музыка Д. Тухманова, слова М. Ножкина
  • В доме моем. Слова А. Саед-Шах
  • Как свадебные кони. Слова А. Поперечного.
  • Мама белила хату. Слова А. Поперечного
  • Офицерский марш. Из кинофильма «Люди героической профессии». Слова Б. Дубровина
  • Женщины. Слова Л. Фадеева
  • Сама любовь. Слова И. Шаферана
  • Семейный альбом. Слова М. Танича
  • Элегия. Слова И. Кохановского
  • День рождения. Слова С. Осиашвили
  • Страдание. Слова В. Харитонова
  • Зачем вы лето обошли? Слова Б. Дубровина.
  • Горькие яблоки. Слова А. Поперечного.
  • Не забывай. Слова В. Харитонова
  • Двадцать третий век. Слова С. Кирсанова.
  • Прощальный день. Слова А. Саед-Шах.
  • Аист на крыше. Слова А. Поперечного.

Скачать ноты

Источник

По волне моей памяти

Сектор литературы по искусству представляет обзор литературы «По волне моей памяти»: к 80-летию со дня рождения Давида Тухманова, советского и российского композитора

Имя Давида Тухманова известно каждому, ведь он автор таких популярных песен, как «День Победы», «Как прекрасен этот мир», «Варшавский дождь», «Звездная песнь неба», «Из вагантов», «Кони в яблоках», «Мой адрес – Советский Союз», «Напрасные слова», «Остановите музыку», «По волне моей памяти», «Последняя электричка», «Притяжение Земли», «Сияй, Ташкент», «Соловьиная роща», «Так не должно быть», «Темная лошадка», «Чистые пруды», «Эти глаза напротив», «Восточная песня», «Я еду к морю», «Вечная весна», «В доме моем», «Аист на крыше» и др.

Кроме этого он написал музыку к кинофильмам «Эта веселая планета», «Путешествие месье Перришона», «Дорогой мальчик» и «Инопланетянка». Д. Тухманов также автор мюзикла «Багдадский вор», оперы «Царица» («Екатерина Великая»), произведений для детей, камерной и сценической музыки.

Предлагаем вашему вниманию подборку изданий, которые знакомят с творчеством композитора. Здесь представлены ноты и пластинки с песнями композитора.

Тухманов, Д. По волне моей памяти [Звукозапись]/ Д. Тухманов.- Москва: Мелодия, [19-] (Апрелевка: Апрелевский завод грампластинок).- 1 грп. [ГОСТ 5289-73] (00 ч 40 м 00 с): 33 об/мин., стерео.

На пластинке представлены песни «По волне моей памяти», «Сентиментальная прогулка», «Из вагантов», «Доброй ночи» и др. на стихи М. Волошина, П.Б. Шелли, Н. Гильена, П. Верлена, И.В. Гете, А. Ахматовой и др.

Тухманов, Д. Ступени [Звукозапись]/ Д. Тухманов, А. Барыкин; [исполн.]: А. Барыкин, вокал, гитара, А. Смирнов, клавишные, В. Ильенко, саксофон, флейта [и др.].- Москва: Мелодия, 1985 (Апрелевка: Апрелевский завод грампластинок).- 1 грп. [ГОСТ 5289-80] (00 ч 50 м 00 с): 33 об/мин., стерео.

Александр Барыкин исполняет песни Д. Тухманова: «Мона Лиза», «Запасной игрок», «Элегия» и др. на стихи В. Харитонова, И. Кохановского, Б. Дубровина и П. Жагуна.

Тухманов, Д., «Москва», группа НЛО [Звукозапись]/ [исп.] группа «Москва», рук. А. Белов.- Москва: Мелодия, 1982 (Ленинград: Ленинградский завод грампластинок).- 1 грп. [ГОСТ 5289-80] (00 ч 39 м 03 с): 33 об/мин., стерео.

Песни Д. Тухманова исполняет группа «Москва»: «Поединок», «Игра в любовь», «Грибной дождь», «Волшебная комната» и др. на стихи Д. Кедрина, В. Тушновой, С. Кирсанова, Р. Рождественского и др.

Тухманов, Д. Путешествие месье Перришона: фрагменты кинофильма [Звукозапись]/ Д. Тухманов, стихи Ю. Ряшенцева; Гос. орк. кинематографии, дир.: Э. Хачатурян и К. Кримец.- Москва: Мелодия, 1987 (Апрелевка: Апрелевский завод грампластинок).- 1 грп. [ГОСТ 5289-80] (00 ч 31 м 36 с): 33 об/мин., стерео.

Музыка из кинофильма «Путешествие месье Перришона» в исполнении И. Скляра, В. Гафта, О. Табакова, Т. Васильевой, Р. Саед и др.

Тухманов, Д. Военные песни [Звукозапись]/ Д. Тухманов; эстрадно-симф. орк, дир. А. Петухов.- Москва: Мелодия, 1985 (Апрелевка: Апрелевский завод грампластинок).- 1 грп. [ГОСТ 5289-80] (00 ч 34 м 12 с): 33 об/мин., стерео.

На пластинке вы услышите как известные песни: «День Победы», «Вальс» и «Аист на крыше», так и менее известные: «Совершенно секретно», «Последняя дата», «Жены русских солдат» и др. на стихи В. Харитонова, А. Поперечного, Э. Вериго и Б. Дубровина.

Тухманов, Д.Ф. Военные песни: Имена; Последняя дата; Вальс; Мама моя; День Победы: на стихи В. Харитонова.- Москва: Советский композитор, 1985.- 24 с.

В сборнике представлены песни на стихи В. Харитонова.

Тухманов, Д.Ф. Совершенно секретно.- Москва: Б. и., 1984.- 4 с.; 30 см.

Клавир песни «Совершенно секретно» на стихи Б. Дубровина.

Тухманов, Д.Ф. Песни: для голоса в сопровождении фортепиано (гитары)/ Сост. И.М. Зинкина.- Москва: Советский композитор, 1983.- 104 с.

В сборнике представлены песни «Дадим шар земной детям», «Из вагантов», «Притяженье земли», «Ненаглядная сторона», «Бессонница», «Как прекрасен этот мир» и др.

Тухманов, Д. Как прекрасен мир [Звукозапись]: песни Д. Тухманова/ [исполн.]: Н. Бродская, А. Градский, Г. Ненашева [и др.].- [Москва]: Мелодия, [1975?] (Апрелевка: Апрелевский завод грампластинок).- 1 грп. [ГОСТ 5289-73] (00 ч 50 м 00 с.: 33 об/мин., стерео.

На пластинке вы услышите песни «Любовь ─ дитя планеты», «Только ты молчи», «Любимая, спи», «Джоконда», «Как прекрасен этот мир» и др.

Источник

По Волне Моей Памяти (1976)

«По волне моей памяти» — концептуальный альбом Давида Тухманова, выпущенный фирмой «Мелодия» в 1976 году. Для альбома Давид Тухманов написал музыку на стихи поэтов разных эпох и стран, подобранные его женой Татьяной Сашко.

Альбом задумывался Тухмановым в 1974 году как единое концептуальное произведение, по духу напоминающее «Сержанта Пеппера» группы Битлз 1967 года. Тухманов вспоминал[1], что записывался альбом в секретности, у него в домашней студии, и никто не знал, что должно было получиться в итоге. На худсовете музыка была представлена как классика, а стихи — как совершенство безобидной древней поэзии.

Для ЧССР часть тиража была выпущена с этикетками «Supraphon» — «Melodija» и укомплектована обложкой с названием «Na vlně mých vzpomínek».

В выпуске альбома участвовали:

Звукорежиссёр Николай Данилин
Редактор Владимир Рыжиков
Художник Александр Шварц

Цена альбома в СССР составляла 2 рубля 15 копеек.

Рецензия на конверте альбома:

Новая пластинка Давида Тухманова — «По волне моей памяти» содержит ряд вокальных и инструментальных номеров, связанных общим замыслом, стремлением к открытому лирическому высказыванию.
Композитор обратился к выдающимся образцам мировой классической поэзии и создал своего рода лирическую сюиту, в которой голоса поэтов разных эпох и стран соединились со звучанием современной песни.
Тщательно отобранные стихотворения получили у Тухманова свежее музыкальное воплощение. Существенное внимание композитор уделяет мелодии. Изысканная по рисунку, она рельефно очерчивает образы. Опираясь на песенные и танцевальные формы, автор трактует их свободно, придаёт им несколько необычные черты. Стремясь к большей интонационной выразительности, композитор в ряде случаев сохраняет язык оригинала, что даёт возможность передать неповторимые поэтические особенности подлинника, прелесть его звучания.
Мелодии предстают в изобретательной аранжировке, своеобразную красочность которой придаёт широкое использование средств и способов современной звукозаписи.
АЛЕКСАНДР БУЗОВКИН
Содержание диска

I сторона
1. «Я мысленно вхожу в ваш кабинет» (Максимилиан Волошин, 1877—1932, адресовано Р. М. Хин). Исполнение: Мехрдад Бади.
2. «Из Сафо» (VII век до н. э., перевод В. Вересаева). Исполнение: вокальная группа вокально-инструментального оркестра «Современник» (солистка Татьяна Капустина).
3. «Из вагантов» (XI-XIII вв., перевод Льва Гинзбурга). Вокал: Игорь Иванов.
4. «Приглашение к путешествию» (Шарль Бодлер, 1821—1867, перевод И. Озеровой). Вокал: Александр Барыкин.
5. «Доброй ночи» (Перси Биши Шелли, 1792—1822). Вокал: Мехрдад Бади.

II сторона
6. «По волне моей памяти» (Николас Гильен, р. 1902, перевод И. Тыняновой). Вокал: Владислав Андрианов.
7. «Сентиментальная прогулка» (Поль Верлен, 1844—1896, перевод Ариадны Эфрон). Вокал: Сергей Беликов.
8. «Сердце, моё сердце» (Иоганн Вольфганг Гёте, 1749—1832, перевод В. Левика). Вокал: экс-солист ВИА «Добры молодцы» Александр Лерман и вокальная группа ансамбля.
9. «Смятение» (Анна Ахматова, 1889—1966). Вокал: Людмила Барыкина.
10. «Посвящение в альбом» (Адам Мицкевич, 1798—1854, перевод С. Кирсанова). Вокальная группа вокально-инструментального оркестра «Современник».
Исполнители
Логотип Викитеки
В Викитеке есть тексты по теме
Я мысленно вхожу в ваш кабинет

Борис Пивоваров (гитара)
Аркадий Фельдбарг (бас-гитара, скрипка)
Владимир Плоткин (ударные)
Давид Тухманов (фортепиано, орган, синтезатор, электропиано)
Медная группа ансамбля «Мелодия» под управлением Георгия Гараняна
Струнная группа Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио и телевидения.
Дирижёр — Константин Кримец

Источник

Давид Тухманов о судьбе своего альбома «По волне моей памяти»

По случаю недавнего 80-летия Давида Тухманова фирма «Мелодия» презентовала впервые оцифрованные и отреставрированные альбомы композитора — «По волне моей памяти» (1976), «Сама любовь» (1985), «Электроклуб» (1987). Борис Барабанов расспросил Давида Тухманова о том, как записывался легендарный альбом «По волне моей памяти» и как сложились судьбы тогдашних исполнителей.

— Скажите, вы как-то участвовали в процессе переиздания?

— Нет, не участвовал. Я не очень представляю себе, как регулируются такие переиздания, честное слово. На сегодняшний день весь этот цифровой мир для меня какое-то неуправляемое пространство. Я же могу только зайти в YouTube, набрать свое имя, посмотреть, что выкладывают люди, и составить впечатление о том, что из моих старых вещей по-прежнему популярно и живет своей жизнью, от меня не зависящей. Половина исполнений — это, конечно, самодеятельность, но встречаются и очень интересные исполнения. По-видимому, по какой-то причине люди испытывают потребность возвращаться к этим моим произведениям.

— Несколько лет назад я был в гостях у одного нашего бывшего соотечественника в Лондоне, и он демонстрировал мне свою аудиосистему, которую по винтику собирал, чтобы добиться идеального звучания. Он подвел меня к огромному стеллажу, уставленному виниловыми пластинками, и из всего многообразия своей коллекции выбрал диск «По волне моей памяти», чтобы на его примере показать свой идеальный домашний саунд. Скажите, во время записи этого альбома вы уделяли какое-то особое внимание звучанию? Это отличалось от обычной работы в советских студиях?

— Начнем с того, что задачей номер один для меня тогда была именно реализация этого сочинения в форме виниловой пластинки. А других вариантов-то, собственно, и не было. Мне нужно было собрать музыкантов, работавших в разных местах, и записать с ними именно сюиту, последовательность произведений, объединенных общим замыслом. Как вы понимаете, мы работали на аналоговой аппаратуре. Я принимал участие в этой работе на равных со звукорежиссером. Огромный старый пульт, многодорожечные магнитофоны, сложный микс, иногда многоступенчатый, когда нужно было сначала свести отдельные элементы записи, а эти элементы потом собирались в следующую, более сложную цепочку. Мы выверяли баланс и следили за тем, чтобы наши произведения хорошо звучали именно на высококачественных динамиках. Так что я был бы вполне удовлетворен, если бы наш альбом остался навсегда в том виде, в котором мы его создали, и подтверждение тому — ваш рассказ об этом лондонском аудиофиле.

— А были у вас какие-либо зарубежные ориентиры? У нас ведь такую музыку тогда никто не играл.

— Конечно. И King Crimson, и Jethro Tull, и Led Zeppelin, и Фрэнк Заппа — мы всё внимательно слушали. В целом я охарактеризовал бы эту музыку как «арт-рок». И я ставлю себе в заслугу то, что тексты на русском языке удалось совместить с такой музыкой. Вся масса популярной западной музыки звучала, естественно, на английском, и я боялся, что особенности русского языка будут препятствием для работы в более жестких ритмических формах. Здесь требуется несколько иная расстановка слов и акцентов. Тем не менее удалось сохранить естественную природу русского языка, не искажая произношение. Я сам до сих пор удивляюсь, что у меня это получилось.

— Насколько то, что получилось, соответствовало замыслу, который был у вас в голове?

— Единственное, что не удалось сделать, это включить в наш цикл произведение на старинные стихи китайского поэта Ду Фу. «В лодке с высокою мачтой тихою ночью плыву я…» Эта композиция существует только в моей памяти, даже ноты не записаны. Эта вещь не выдержала бы никакой худсовет. Отношения с Китаем в 1976 году были очень сложные. Классические поэтические тексты — это фактически то, что помогло мне протащить через худсоветы достаточно новаторскую музыкальную форму. Я много работал в общепринятом песенном жанре и отлично понимал, что «По волне моей памяти» создается в принципиально ином русле. В худсоветах сидели люди старшего поколения, мыслившие категориями массовой песни, а я на их фоне был «молодым композитором». Мне кое-что позволяли, у меня к тому времени уже было имя. Но если бы я включил эту песню в альбом, то он мог вообще не увидеть свет. К слову, я и не рассчитывал на широкий резонанс этого проекта. Мне казалось, что аудитория нашего альбома — это меломаны, любители такой вот музыки. Там ведь все было новое. И певцы неизвестные, и пели они не так, как тогдашние звезды.

— Как вышло, что такие яркие участники проекта, как Александр Лерман («Сердце мое, сердце»), Мехрдад Бади («Я мысленно вхожу в ваш кабинет», «Доброй ночи») и Наталья Капустина («Из Сафо») вскоре после записи и даже во время подготовки альбома к выходу эмигрировали из СССР?

— Наверное, они действительно очень были увлечены этой западной музыкой и не находили в тогдашнем СССР применения своим музыкальным пристрастиям. Я впоследствии с ними не контактировал, был только один или два телефонных разговора с Наташей Капустиной, которая вместе с мужем уехала в США и строила там артистическую карьеру. Честно говоря, вскоре для меня самого альбом «По волне моей памяти» перестал быть интересным, к этому периоду своей жизни я не возвращался. И только спустя несколько лет я обнаружил, что эта музыка продолжает жить и вызывает интерес у людей разного возраста и вкусов. Но сам я в последние два десятилетия от песенного жанра совсем отошел. Меня интересует оперный жанр, и, наверное, в этом смысле ничего меняться больше не будет. Я сочинил две оперы — «Царица» (это эпизоды из жизни Екатерины Великой) и «Иосиф и братья» по знаменитой библейской легенде. «Царице» несказанно повезло. Несмотря на все трудности постановки нового оперного произведения, она попала в репертуар театра «Геликон-опера». Это большая редкость в наше время. Что касается «Иосифа и братьев», то с этим произведением полная неизвестность. Но я не теряю надежды на то, что когда-нибудь зритель ее услышит.

Источник

Оцените статью