Победитель конкурса чайковского 2019 фортепиано

Новости шоу бизнеса и музыки NEWSmuz.com

Опубликовано пт, 28/06/2019 — 00:06 пользователем NEWSmuz.com

Церемония награждения лауреатов XVI Международного конкурса им. П. И. Чайковского по всем конкурсным специальностям состоится 28 июня в 13:00 в Доме Пашкова в Москве. Обладатель Гран-при конкурса будет объявлен 29 июня во время гала-концерта лауреатов в Мариинском-2 в Санкт-Петербурге.

Фортепиано

В прослушиваниях по специальности «фортепиано», которые проходили с 18 по 27 июня в Большом зале Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, принимали участие 25 конкурсантов. В составе жюри: Денис Мацуев (председатель жюри), Мишель Берофф, Павел Гилилов, Барри Дуглас, Фредерик Кемпф, Минцян Ли, Владимир Овчинников, Петр Палечный, Борис Петрушанский, Менахем Пресслер, Нельсон Фрейре.

По решению членов жюри XVI Международного Конкурса им. П. И. Чайковского по специальности «фортепиано» лауреатами становятся:

I премия и золотая медаль: Александр Канторов (Alexandre Kantorow, Франция)

II премия и серебряная медаль: Дмитрий Шишкин (Россия), Мао Фудзита (Mao Fujita, Япония)

III премия и бронзовая медаль: Алексей Мельников (Россия), Кеннет Броберг (Kenneth Broberg, США), Константин Емельянов (Россия)

IV премия и диплом: Тяньсю Ань (Tianxu An, Китай)

V премия – не присуждена

VI премия – не присуждена

Специальный приз за мужество и самообладание – Тяньсю Ань (Tianxu An, Китай)

Виолончель

В прослушиваниях по специальности «виолончель», которые проходили в Малом и Большом залах Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича, принимали участие 25 конкурсантов. В составе жюри: Сэр Клайв Гиллинсон (председатель жюри), Марио Брунелло, Цзянь Ван, Иштван Вардаи, Каринэ Георгиан, Киршбаум Ральф, Миша Майский, Даниэль Мюллер-Шотт, Мёрк Трульс, Сергей Ролдугин, Ян Фоглер, Цуёши Цуцуми, Мён Хва Чон.

По решению членов жюри XVI Международного Конкурса имени П. И. Чайковского по специальности «виолончель» лауреатами становятся:

I премия и золотая медаль: Златомир Фанг (Zlatomir Fung, США)

II премия и серебряная медаль: Сантьяго Каньон-Валенсиа (Santiago Cañón-Valencia, Колумбия)

III премия и бронзовая медаль: Анастасия Кобекина (Россия)

IV премия и диплом: Тэгук Мун (Taeguk Mun, Республика Корея)

V премия и диплом: Ибай Чен (Yibai Chen, Китай)

VI премия и диплом: Сенья Элина Руммукайнен (Senja Elina Rummukainen, Финляндия)

Скрипка

В прослушиваниях по специальности «скрипка», которые проходили в Малом зале Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского и Концертном зале им. П. И. Чайковского с 18 по 27 июня, принимали участие 23 конкурсанта. В составе жюри: Мартин Энгстрём (председатель жюри), Сальваторе Аккардо, Кристоф Барати, Михаил Копельман, Сергей Крылов, Борис Кушнир, Элмар Оливейра, Дмитрий Ситковецкий, Акико Суванаи, Виктор Третьяков, Михаэль Хефлигер, Алексей Шалашов.

По решению членов жюри XVI Международного Конкурса им. П. И. Чайковского по специальности «скрипка» лауреатами становятся:

I премия и золотая медаль: Сергей Догадин (Россия)

II премия и серебряная медаль: Марк Бушков (Marc Bouchkov, Бельгия)

III премия и бронзовая медаль: Донгюнь Ким (Donghyun Kim, Корея)

IV премия и диплом: Айлен Притчин (Россия) и Маюми Канагава (Mayumi Kanagawa, США)

V премия – не присуждена

VI премия и диплом: Милан Аль-Ашаб (Milan Al-Ashhab, Чехия)

Сольное пение

Женщины

I премия и золотая медаль — Мария Баракова (Россия)

II премия и серебряная медаль: Айгуль Хисматуллина (Россия)

III премия и бронзовая медаль: Мария Мотолыгина (Россия)

IV премия и диплом: Ангелина Ахмедова (Узбекистан) и Оксана Майорова (Россия)

Мужчины

I премия и золотая медаль — Александрос Ставракакис (Alexandros Stavrakakis, Греция)

II премия и серебряная медаль: Гихун Ким (Gihoon Kim, Республика Корея)

III премия и бронзовая медаль: Мигран Агаджанян (Россия)

IV премия и диплом: Анхбаяр Энхболд (Ankhbayar Enkhbold, Монголия)

Специальный приз «Памяти Дмитрия Хворостовского» – Владислав Куприянов (Россия)

Медные духовые инструменты

В прослушиваниях по специальности «медные духовые инструменты», которые проходили в Государственной академической Капелле Санкт-Петербурга и в Концертном зале Мариинского театра с 22 по 27 июня, принимали участие 46 конкурсантов. В составе жюри: Йен Боусфилд (председатель жюри / тромбон), Алессио Аллегрини (валторна), Йорген ван Райен (тромбон), Радован Влаткович (валторна), Тимоти Джонс (валторна), Кристиан Линдберг (тромбон), Тимур Мартынов (труба), Сергей Накаряков (труба), Николай Слепнёв (туба), Вальтер Хильгерс (туба).

По решению членов жюри XVI Международного Конкурса имени П. И. Чайковского по специальности «медные духовые инструменты» лауреатами становятся:

I премия и золотая медаль: Юн Женг (Yun Zeng, Китай, валторна) и Алексей Лобиков (Россия, тромбон)


II премия и серебряная медаль: Федор Шагов (Россия, туба)

III премия и бронзовая медаль: Феликс Камиль Жан Дерво (Felix Camille Jean Dervaux, Франция, валторна)

IV премия и диплом: Энрике дос Сантос Коста (Henrique dos Santos Costav, Португалия, туба)

V премия и диплом: Ансель Оуэн Норрис (Ansel Owen Norris, США, труба)

VI премия и диплом: Питер Стейнер (Peter Steiner, Италия, тромбон)

VII премия и диплом: Хаери Ю (Hae-Ree Yoo, Республика Корея, валторна)

VIII премия и диплом: Жасулан Абдыкалыков (Казахстан, труба)

Деревянные духовые инструменты

В прослушиваниях по специальности «деревянные духовые инструменты», которые проходили в Концертном зале «Репино» и в Концертном зале Мариинского театра с 19 по 27 июня, принимали участие 48 конкурсантов. В составе жюри: Денис Буряков (председатель жюри / флейта), Борис Аллахвердян (кларнет), Жак Зон (флейта), Евгений Изотов (гобой), Уитни Крокетт (фагот), Даниэль Мацукава (фагот), Мари-Луиз Модерзон-Майнц (гобой), Паскаль Морагес (кларнет), Алексей Огринчук (гобой), Валерий Попов (фагот), Стивен Уильямсон (кларнет), Карл-Хайнц Шутц (флейта).

По решению членов жюри XVI Международного Конкурса имени П. И. Чайковского по специальности «деревянные духовые инструменты» лауреатами становятся:

I премия и золотая медаль: Демин Матвей (Россия, флейта)

II премия и серебряная медаль: Джойди Скарлет Бланко Льюис (Joidy Scarlet Blanco Lewis, Венесуэла, флейта)

III премия и бронзовая медаль: Алессандро Беверари (Alessandro Beverari, Италия, кларнет)

IV премия и диплом: Лола Дескур (Lola Descours, Франция, фагот)

V премия и диплом: Никита Ваганов (Россия, кларнет)

VI премия и диплом: Юри Флориан Александер Валлентин (uri Florian Alexander Vallentin, Германия, гобой)

VII премия и диплом: Ливия Дулеба (Lívia Duleba, Венгрия, флейта)

VIII премия и диплом: Софья Виланд (Россия, флейта)

Источник

XVI Международный Конкурс Чайковского объявил своих лауреатов

Фортепиано

Такого щедрого расклада по итогам можно было ожидать: жюри под руководством Дениса Мацуева практически всех финалистов вывело в лауреаты Конкурса Чайковского. Члены жюри не раз подчеркивали, уровень пианистов на нынешнем конкурсе беспрецедентный. Выбирать было сложно еще и потому, что музыканты по-разному открывались в сольном и оркестровом турах. И те, на кого делались ставки во втором туре, с оркестром выступали менее ярко, чем их соперники. Но после феноменального исполнения Второго концерта Чайковского французским пианистом Александром Канторовым (учеником Рены Шерешевской, которая на прошлый конкурс привозила своего ученика Люку Дебарга), стало ясно, что этот музыкант имеет все шансы получить первую премию и золотую медаль. Так и решило жюри.

Вторую премию и серебряную медаль разделили Дмитрий Шишкин и японский пианист Фудзита Мао. Третья премия досталась сразу троим — Константину Емельянову, Алексею Мельникову и американскому пианисту Кеннету Бробергу.

Четвертую премию получил китайский пианист Ань Тяньсю, с которым на третьем туре произошел чрезвычайный инцидент (вместо Первого концерта Чайковского оркестр начал играть «Рапсодию на тему Паганини» Рахманинова). Поразительно, но пианист не растерялся, а мгновенно перестроился на рахманиновское сочинение. Ань Тяньсю присудили специальный приз за мужество и самообладание. Зал встретил эту новость аплодисментами.

Шестая премия не понадобилась.

Александр Канторов, лауреат первой премии

— За час до этой церемонии я просто спал, и теперь у меня такой удар адреналина от всего. Я даже пока не до конца понимаю, что произошло. Это совершенно невероятно видеть такую благодарность публики и жюри. Еще год назад мы думали с Реной — ехать или не ехать. Я никогда не играл на конкурсах. Но конкурс Чайковского — это сама музыкальная история, и я хотел участвовать в ней. Я счастлив.

Скрипка

В номинации «скрипка» лауреатом первой премии и обладателем золотой медали стал 30-летний россиянин Сергей Догадин.

Из шести премий присуждены пять (не присуждена пятая): вторую премию и серебряную медаль получил Марк Бушков (Бельгия); третью премию и бронзовые медали — Донгюнь Ким (Корея); четвертую премию — Айлен Притчин (Россия) и Канагава Маюми (США); шестую премию и диплом — Милан Аль-Ашаб (Чехия).

Жюри подчеркнуло, что довольны итогами. Чего нельзя было сказать о публике.

Сергей Догадин, лауреат первой премии

— Мне было непросто, но я очень рад, что спустя восемь лет я завоевал первую премию на Конкурсе имени Чайковского. Пока в это сложно поверить. В моем доме в Вене красиво оформлена стена славы, где висят дипломы конкурсов, стоят кубки. На самом почетном месте там находится медаль Конкурса имени Чайковского. Верите, каждый раз ходил мимо и думал, что это, конечно, колоссальное достижение, но как было бы здорово к ней повесить другую.

Сейчас я счастлив! В принципе, после второй премии не бывало первой. Кто-то даже написал мне: «Поздравляю! Ты первый в истории двукратный победитель Конкурса имени Чайковского», и это имеет под собой основания. Но знаете, у меня была идея вернуться даже не за первой премией. Мне очень хотелось еще раз пройти весь конкурсный путь и показать себя достойно. Я благодарен жюри и публике, что они сделали мою мечту реальностью.

Виолончель

Победителем в номинации «виолончель» стал Златомир Фунг (США).

На втором месте Сантьяго Каньон-Валенсиа (Колумбия), на третьем — Анастасия Кобекина, четвертая, пятая и шестая премии достались крейцу Тэгук Муну, китайцу Чен Ибаю и Сенье Руммукайнен (Финляндия).

Результаты голосования членов жюри не совсем совпали с ожиданиями публики, чьими фаворитами были Анастасия Кобекина (Россия) и Сантьяго Каньон-Валенсиа (Колумбия), вслед за которыми шел Златомир Фунг (или Фанг, как он записан в буклетах и программках). Если в первом туре он показал себя как очень тонкий музыкант, то в последнем туре сыграл не так ярко, в вариациях на тему Рококо все было выверено, но без драйва и откровений, а Шостакович — без понимания тех смыслов, какие скрыты в этом сочинении нашего великого соотечественника.

Впрочем, все фавориты вошли в тройку сильнейших, просто в другом порядке. Председатель жюри Клайв Гиллинсон в своем представлении лауреатов неоднократно подчеркнул, что все из финалистов — экстраординарные музыканты с блестящим будущим, их выступления так же были экстраординарными, и он счастлив был слышать каждого из них.

Златомир Фунг, двадцатилетний музыкант из США, выпускник Джульярдской школы, соединяет в себе славянские и китайские корни:

— Да, это было сюрпризом для меня получить первую премию, я очень горд, это огромная честь и я чувствую волнение. Я невероятно счастлив! О будущем если в данный момент и думаю, то только, что хочу продолжать играть великую музыку, делая все возможное, на что я способен.

Сольное пение

Первые места в номинации «Сольное пение» — у 30-летнего греческого баса Александроса Ставракакиса и 21-летней российской меццо-сопрано Марии Бараковой.

Мария Баракова для своего возраста совершила почти невозможное, выбрав не самую простую программу, в которой показала максимум своих возможностей и феноменальную выдержку, не проиграв и на большой настоящей оперной сцене Мариинского-2. Мария исполнила арию Арзаче из «Семирамиды» Россини и развернутую сцену княгини Морозовой из «Опричника» Чайковского. Греческий бас вновь поразил вокально-драматическим размахом, исполнив после монолога Бориса «Достиг я высшей власти» из «Бориса Годунова» Мусоргского грандиозный монолог вагнеровского Вотана. В его исполнении ощущалась настоящая энергия античности.

Второе место у женщин досталось лирико-колоратурной сопрано Айгуль Хисматуллиной, а третье — лирико-драматической Марии Мотолыгиной.

Вторая премия у мужчин очень справедливо досталась корейскому баритону Гихун Киму. Третье место — тенору Миграну Агаджаняну. Четвертое место поделили Ангелина Ахмедова и Оксана Майорова. Четвертую премию получил монгольский баритон Анхбаяр Энхболд.

Источник

Концерт для победителей с оркестром

В этом и заключен главный смысл музыкального конкурса: тот, кто выигрывает, получает концертные ангажементы и международную исполнительскую карьеру. А Конкурс Чайковского сегодня, как никакой другой конкурс в мире, способен дать старт своим лауреатам на мировой сцене. В подтверждение тому сам факт, что к финальному туру в Москву и Петербург слетелись импресарио из разных стран, причем, с конкретными предложениями не только к финалистам. Музыкантов узнали по трансляциям, которые вело medici.tv: по статистике их уже посмотрели 15,4 миллионов зрителей из 190 стран и 11800 городов мира. К такому количеству входов оказался не готов даже самый крупный в мире портал классической музыки : сайт временами зависал, особенно на прямых трансляциях выступлений и гала-концертов. Но аналогов рекордной статистке «Чайковского» в мире музыки нет.

Фортепиано. Великолепная семерка

Между тем, главный рекорд установили пианисты, собравшие почти 14 миллионов просмотров. Так уже сложилось, что это самый популярный конкурс на «Чайковском», собирающий ежедневные аншлаги в Большом зале консерватории. Но то, что происходило там в эти дни, можно сравнить только с невероятным воодушевлением, которое сохранили кадры хроники первого «Чайковского» в 1958 году, когда выступал Ван Клиберн. Зал был охвачен той же волной восторга, овации устраивали практически каждому музыканту. Причем, аплодисментами взрывался не только зал, но и члены жюри, не скрывавшие своего восхищения игрой конкурсантов. На такой волне было особенно досадно терять после очередного тура замечательных артистов, хотя жюри каждый раз и нарушало регламент конкурса, увеличивая число участников. На второй тур вместо 12 пианистов пропустили 14, на третий — вместо 6 пианистов — семь. Но публика все равно досадовала, что в финал не попали Андрей Гугнин, Филипп Копачевский, канадский пианист Ян и Ке и другие. Откровенно говоря, это был случай, когда и 10 человек можно было пропустить в финал.

Третий тур при таком уровне оказался поразительным по драматургии, изменив все предварительные расклады на лауреатские места. Одним полюсом финала стало выступление китайского пианиста Ань Тяньсю, которому вручили спецприз «за самообладание и мужество»: во время его выступления на пультах Госоркестра оказались ноты рахманиновской партитуры вместо Первого Концерта Чайковского, с которого пианист начинал программу. Ань Тяньсю не растерялся и продолжил выступление, но уровнь его стресса почувствол весь зал. Другой полюс финала — выступление Алексадра Канторова, ученика Рены Шерешевской, открывшей на прошлом конкурсе в Москве Люку Дебарга. Феноменальное исполнение Канторовым Второго концерта Чайковского стало художественным событием конкурса, той ее вершиной, которая становится частью легенды «Чайковского». Он и получил Гран-при XVI «Чайковского».

Остальные лауреатские места жюри щедро поделило между всеми финалистами: Дмитрий Шишкин (Россия) и Мао Фудзита — второе место, Константин Емельянов, Алексей Мельников и американский пианист Кеннет Броберг — на третьем. Ань Тяньсю получил четвертую премию и приз.

Еще одна важная деталь, которая в очередной раз подтвердилась на конкурсе: практически у всех этих пианистов оказались хотя бы в отдаленном колене русские педагоги.

Денис Мацуев, председатель фортепианного жюри:

— Могу еще и еще раз повторять, что на этом конкурсе была россыпь удивительных талантов, индивидуальностей, поколений и школ. Я даже не знаю, когда и где такое бывало! Речь идет не только о финалистах, но и практически всех участниках этого конкурса, которых мы отбирали по видео. Отдельно все-таки скажу о китайском пианисте Ань Тяньсю, получившем четвертую премию: вне контекста произошедшего в финале, его выступление во втором туре было сенсационным (он играл «Вариации на тему Шопена» Рахманинова и «Вариации на тему Паганини» Брамса). Александр Канторов — исключительное явление. Его Второй концерт Чайковского, который я сам играл сотни раз в разных концертных залах мира, поразил меня: как он чувствует драматургию, слышит оркестр, нестандартно мыслит! По окончании я сказал членам жюри: «Я снимаю шляпу!» И все наши финалисты были потрясающими, мы все получили колоссальное удовольствие от их игры. Отдельная благодарность нашей потрясающей публике: как она слушала, затаив дыхание, как поддерживала всех! Нам всем не забыть эти дни! У наших прекрасных артистов, включая тех, кто не прошел в финал, сейчас начнется новая жизнь, я знаю.

Скрипка. Кто первый?

В номинации «скрипка» решения жюри оказались не столь лучезарными, как у пианистов. Публика расстроилась за одного из самых ярких конкурсантов, выступления которого воспринимались, как художественное откровение на конкурсе — Айлена Притчина (ученик Эдуарда Грача), оказавшегося за лауреатской чертой. Ему присудили четвертую премию (пополам с американской скрипачкой Маюми Канагавой). Но искусство Айлена Притчина отметила наградой Ассоциация музыкальных критиков — «за артистическое мастерство и красоту программ» . Эту награду поддержит фирма «Мелодия» выпуском сольного диска артиста. Лауреатом первой премии стал Сергей Догадин. Сам факт первой премии у скрипок — новость на Конкурсе Чайковского, где ее не присуждали с 2007 года. В этот раз у жюри была установка — победителя найти. Распределение остальных премий вызвало спорную реакцию у тех, кто следил за конкурсом: от экстравагантного решения жюри присудить шестую премию (Милан Аль-Ашаб, Чехия) и не присудить пятую, до — решений по лауреатским позициям. На втором месте оказался Марк Бушков, на третьем — Ким Донгюнь (Корея).

Мартин Энгстрём, председатель жюри

— По сравнению с предыдущими — XIV и XV конкурсами, уровень скрипачей был на этом конкурсе значительно выше. Не такой высокий, как у пианистов, но все-таки он позволил определить победителя. Сейчас в музыкальном мире наблюдается, своего рода, «пробел» — нет в новом поколении скрипачей такого уровня, как Лиза Батиашвили, Янин Янсен, Юлия Фишер. Большинство крупных международных скрипичных конкурсов сегодня не вручают первую премию, — нет достаточно хороших претендентов. И я рад отметить, что уровень нашего конкурса был достаточно высок.

Сергей Крылов, член жюри

— Мне кажется, что результаты в скрипичной секции правильные. Я доволен итогами, особенно, если учесть, что нас в жюри 12 человек, мы все из разных стран и у нас разные скрипичные школы и разные концепции. Уровень Конкурса в этом году высокий. Было много интересных участников, которых можно смело назвать уже сформировавшимися артистами.

Духовые. Ленский на тромбоне

Главным новшеством XVI Конкурса Чайковского стало появление новых номинаций: «деревянные духовые» и «медные духовые». Цель нововведения, по словам его инициатора Валерия Гергиева, состояла в том, чтобы мотивировать развитие духовой школы в России, где дефицит духовиков существует во всех оркестрах.

На первый конкурс Чайковского в этих номинациях прилетели почти сто участников из разных стран мира — от США, Канады, Европы до Японии и Кореи. Соревнования духовиков проходили в Петербурге — в зале Государственной академической Капеллы (медные) и новом зале в Репино (деревянные), собрав пока скромную, но постоянную аудиторию, где было много начинающих музыкантов. Финал в обеих номинация прошел в Концертном зале Мариинского театра, где духовики выступили с Мариинским оркестром.

В номинации «медные духовые» первую премию поделили тромбонист Алексей Лобиков (Мариинский оркестр) и валторнист Юн Женг (Китай). Второе место у тубиста Федора Шагова (Госкапелла В. Полянского), на третьем — французский валторнист Феликс Камиль Жан Дерво. Выбирать было сложно: в духовых номинациях выступало по 48 музыкантов.

Тимур Мартынов, трубач, член жюри

— Жюри не сравнивало тубистов, трубачей, валторнистов или тромбонистов друг с другом. Учитывались факторы владения инструментом. Главное — это личность, индивидуальность музыканта: что он может предложить, выходя на сцену. Жюри смотрело на внутреннюю составляющую музыканта, на перспективу того или иного конкурсанта.

У «деревянных духовых» первую премию ожидаемо для всех присудили блестящему профессионалу Матвею Демину (флейта), вторую премию получила обаятельная и искренняя Джойди Скарлет Бланко Льюис (флейта, Венесуэла), третья премия досталась итальянскому кларнетисту, настоящему мастеру звука Алессандро Беверари.

Борис Аллахвердян, член жюри, кларнетист (Россия/США)

— Очень необычно и интересно, когда в конкурсе представлены разные инструменты. Общий уровень этого конкурса был чрезвычайно высокий: это было понятно уже на первом туре. Мне кажется, идея включить деревянные духовые в программу конкурса Чайковского очень успешна: мы наблюдали шикарных исполнителей, которые играли со своим характером и харизмой.

Сольное пение. Вотан из Греции

Первые премии у певцов получили 30-летний греческий бас Александрос Ставракакис, поразивший всех драматическими монологами Бориса Годунова и вагнеровского бога Вотана, и 21-летняя российская меццо-сопрано Мария Баракова, которая стала абсолютным открытием этого конкурса. Ученица Альбины Шагимуратовой чарующая сопрано Айгуль Хисматуллина из Казани получила вторую премию. На третьем месте оказалась сопрано Мария Мотолыгина, выступление которой, по мнению многих, было достойно и первой премии. Второе место у мужчин идеально досталось 27-летнему корейскому баритону Гихуну Киму, третье — солисту Мариинского театра, тенору Миграну Агаджаняну.

Мария Бабалова, эксперт

— Уровень проведения конкурса становится все серьезнее, жюри солиднее. В этом году в жюри присутствовало сразу пять выдающихся исполнителей. И тут невозможно не отметить первый визит в нашу страну великой сопрано Эдиты Груберовой.

Итоги конкурса свидетельствуют о том, что особенно результативно у нас сегодня работают Молодежная оперная программа Большого театра и программа «Аткинс» в Мариинке — у их артистов были самые продуманные выступления во всех турах. Отдельное спасибо жюри, что оно не стало «попрекать» молодостью 21-летнюю Марию Баракову и отважилось отдать удивительной меццо-сопрано первую премию. К сожалению, несмотря на все организационные старания, вокальный конкурс по-прежнему испытывает дефицит подлинной международности. И в этом смысле победа баса из Греции Александроса Ставракакиса — очень хороший сигнал тем, кто спустя четыре года будет думать: стоит ли ехать в Россию на конкурс Чайковского.

Виолончель. Равнение на Микеланджело

Одна из популярнейших номинаций Конкурса Чайковского -«виолончель», проходила в Петербурге в залах Санкт-Петербургской филармонии им. Д.Д. Шостаковича, где выступили виолончелисты из США, Колумбии, России, Японии, Южной Кореи, Нидерландов, Финляндии и других стран. Эксперты отмечали высочайший исполнительский уровень этого конкурса. Но итоговые решения членов жюри не совсем совпали с ожиданиями публики, чьими фаворитами были Анастасия Кобекина (3 место) и Сантьяго Каньон-Валенсиа (2 место, Колумбия), вслед за которыми шел Златомир Фунг. Впрочем, все фавориты вошли в тройку сильнейших, просто в другом порядке. Победителем стал Златомир Фунг (США).

Ван Цзянь, член жюри, Китай

— Думаю, иногда публика видит все несколько под другим углом, нежели мы, виолончелисты-профессионалы. Мы все можем сказать, что этот человек — великолепный виолончелист. Здесь, как со скульптурами: некоторые скульптуры красивы и выразительны, другие вырублены топором или недостаточно «отполированы». А Златомира можно сравнить с Микеланджело. Все — совершенно. Не он единственный играл красиво: красиво играли многие, но он, я бы сказал, был наиболее совершенен. Сегодня, в век интернета, мы вступили в эпоху «любительства»: это хорошо и плохо одновременно. Хорошо потому, что многие люди имеют возможность погрузиться в музыку, узнать ее. С другой стороны, есть люди, которые посмотрели пару видео и теперь думают, что разбираются во всем на свете. Но искусство не так просто, как кажется. Оно сложно. Искусство должно поднимать нас вверх, а не развлекать, возвышать, а не успокаивать и доставлять удовольствие. Большая ошибка сегодняшнего общества — попытка сделать искусство развлекательным, адаптировать его для широкой публики. Искусство убеждает нас и переносит в другой мир, в другое измерение ощущений — вот чего мы ищем.

Все эти дни публика Конкурса Чайковского действительно жила в другом измерении. И, как сказал со сцены Большого зала консерватории Денис Мацуев, «мы все находились в огромном счастье, были свидетелями какого-то романтического праздника музыки. Это была наша Олимпиада». Только имени Чайковского.

Александр Канторов, пианист, лауреат 1 премии и Гран-при XVI Конкурса Чайковского:

Честно говоря, я испытываю смешанные чувства: что-то между невероятным удовольствием и некоторым испугом — мне была оказана честь. Ее удостаивались величайшие пианисты, которыми я всегда восхищался.

Вы выбрали для исполнения второй концерт Чайковского, менее популярный, чем Первый.

Александр Канторов: Я подумал, что можно внести немного экспромта. Когда я пытался играть Первый, у меня возникли проблемы с восприятием. Я слышал такое количество исполнений, что я не мог отделаться и найти свое, он восхитителен, но я не смог на сто процентов освоить его за короткий период времени, как хотелось бы. Я решил выбрать Второй концерт, тоже великолепный. Поскольку мало кто его играл, он был новый для меня, и было приятное ощущение «свежести».

Были ли победа на конкурсе вашей целью?

Александр Канторов: Прежде всего, я мечтал принять участие! Больше всего я был рад возможности сыграть всю программу целиком (ведь я упорно к этому готовился) и тому, что стал одним из семи финалистов. Это принесло мне ощущение счастья!

Ваша фамилия звучит очень по-русски. У вас русские корни?

Александр Канторов: Да, и весьма глубокие. Мои прабабушка и прадедушка жили у украинской границы и переехали во Францию еще до революции. Мой папа француз, а мама англичанка. Многие удивлены, что я не говорю по-русски! Думаю, после нескольких визитов в Россию ситуация изменится!

Чувствуете ли вы связь с русской культурой и музыкой Чайковского, в частности?

Александр Канторов: Конечно! Моего первого учителя, который научил меня основам, звали Игорь Лазько, у него русская школа, и он привил мне любовь к этой музыке, к певучему звуку, фразировке, этой имитации колокольного звона в мелодиях. Так продолжилось и после, поскольку сейчас я работаю с Реной Шерешевской. Это наследие определенно продолжает жить!

Это ваш первый приезд в Россию?

Александр Канторов: Нет, я был в Москве, а затем в Казани, но это первая моя долгая поездка, к тому же по такому прекрасному поводу.

Над проектом «РГ» «XVI Международный конкурс имени П.И. Чайковского» работал авторский коллектив: Ирина Муравьева, Ада Айнбиндер, Владимир Дудин, Наталья Зимянина, Анна Ефанова, Егор Ковалевский, Наталья Кожевникова, Светлана Никитина, Татьяна Эсаулова.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере «РГ»

Источник

Оцените статью