- Дребезжат струны! Как самостоятельно устранить дефекты звучания гитары?
- Почему дребезжат струны на гитаре?
- Источники проблемы и способы их самостоятельного устранения
- 1. Дребезжит открытая струна
- 2. Дребезжит на одном или нескольких ладах
- 3. Струна дребезжит на всех ладах
- 4. Струны дребезжат только на первых ладах
- 5. Струны дребезжат только на последних ладах
- 6. Дребезжание при сильном ударе по струнам во время игры
- 7. Дребезжат только колки на гитаре
- 8. Дребезжит дека гитары
- 9. Ладит гитара после корректировки
- 10. Другие причин дребезжания
- Заключение и советы
- Что делать, если фонит гитара?
- Когда гитара начинает фонить и почему это происходит?
- Что же такое гитарный фон и как его убрать?
Дребезжат струны! Как самостоятельно устранить дефекты звучания гитары?
Почему дребезжат струны на гитаре?
Одна из наиболее частых встречающихся у молодых гитаристов проблем – это дребезжащие, или, так называемые, ладящие струны, которые сильно мешают исполнять песни и играть на гитаре. Иногда они просто издают не очень приятный звук, а иногда вообще на нескольких ладах дают одну и ту же ноту. Как же с этим справиться?
Для начала надо усвоить и понять одну вещь – струны могут звенеть, а могут дребезжать. Звон при игре – это очень хорошо, обычно он проявляется при установке новых комплектов. Это обогащает звук, делает его более плотным и объемным. Звон ни в коем случае не надо пытаться устранять – потому что это нормально.
Дребезжание же проявляется при зажатии определенных ладов на гитаре, либо же при игре в целом – и это очень неприятный звук, как будто бы струну зажали неплотно. Именно тому, что делать, если струны дребезжат, и посвящена данная статья.
Источники проблемы и способы их самостоятельного устранения
Главный и общий источник всех неполадок инструмента – это плохой уход за гитарой. Она лежит в холодном помещении, без какой-либо теплоизоляции, часто находится в холодной среде, за счет чего дерево под воздействием натяжения струн деформируется и гриф ведет в разные стороны. Почти все ситуации, когда струна ладит, правится регулировкой анкера.
1. Дребезжит открытая струна
Итак, источников может быть два:
1. Проблемы с порожками. Их надо отшлифовать. Для этого снимите на гитаре струны, возьмите обычную пилочку для ногтей и аккуратно обработайте выступающую часть порожков, держа пилочку четко параллельно грифу, чтобы впоследствии струна лежала на нем ровно. Не переусердствуйте – достаточно снять пару слоев материала, чтобы исправить проблему. Порожек обязательно должен выступать над подкладкой грифа – так что следите за этим. Делайте все максимально аккуратно.
2. Проблемы с грифом – он просто перетянут. Для того, чтобы исправить это, сильно ослабьте или снимите струны и найдите анкер. Вставьте в его ключ и крутите в сторону ослабления. Делайте это максимально аккуратно – опять же, достаточно лишь несколько движений для того, чтобы брусок встал на свое место. После этого снова натяните струны и дайте некоторое время гитаре постоять – чтобы все встало на свое место, и после этого можете пробовать играть.
3. Кроме того, могут дребезжать струны с большей оплеткой. Такая проблема бывает очень редко, но исправляется она только покупкой нового, более тонкого комплекта.
2. Дребезжит на одном или нескольких ладах
Еще одна проблема – когда на гитаре струна дребезжит на одном или сразу нескольких ладах. В таком случае проблема почти наверняка связана с анкером – гриф гитары слишком сильно затянут, за счет чего струны буквально лежат на нем, сильно соприкасаясь с ладами. Для того, чтобы исправить это, возьмите шестигранный ключ, немного ослабьте струны, и подкрутите анкер по часовой стрелке – хватит буквально на четверть оборота.
Кроме того, проблемы могут быть с верхним порожком – он слишком глубокий, из-за чего струны также лежат ниже, чем требуется. Вопрос можно решить просто подложив под них что-то, например, кусочек картона, либо же покупка и замена нового порожка.
3. Струна дребезжит на всех ладах
Собственно, в данном случае дело вовсе не в грифе или порожках – просто вы приобрели комплект струн, который не подходит под вашу гитару. Для акустических инструментов самым оптимальным форматом являются диаметры 10-47 или 11-52, больше – уже хуже, шанс появления дребезжания гораздо выше.
Кроме того, может быть обратная ситуация, которая свойственна, скорее, электрогитарам – вы купили верный комплект, но пользуетесь им не в том строе. Например, при игре в Drop B – очень низком, метал-строе, нужно использовать специальные струны, вплоть до 13-68, иначе они начнут болтаться и неприятно дребезжать.
Кроме того, вы можете, также, спутать дребезг со звоном – так что помните, что он появится, прежде чем как поменять струны на гитаре.
4. Струны дребезжат только на первых ладах
В данном случае почти наверняка проблема с анкером – его надо подкрутить сильнее. Возьмите ключ, найдите болт, и сделайте буквально четверть оборота по часовой стрелке – перед этим не забыв немного ослабить струны.
Кроме того, проблема также может быть в порожке – тогда она решается его заменой, либо же подложите под струны прямо в него какой-нибудь кусочек картонки, например.
5. Струны дребезжат только на последних ладах
В данном случае анкер ни при чем – все дело, опять же, либо в нижнем порожке, либо в подставке для струн, который находится чуть ниже розетки. Независимо от того, дребезжит струна на ладу двенадцатом или четырнадцатом – попробуйте также подложить под порожек или подставку кусочек картона или что-то, что физически повысит расстояние между струной и грифом.
6. Дребезжание при сильном ударе по струнам во время игры
Чаще всего это слышно гораздо лучше, потому что при игре сильнее всего дребезжит шестая струна. Тут уже вопрос технического характера – у вас слишком сильная атака, в результате чего струна в своей амплитуде касается ладов, и из-за этого происходит неприятный звук. Физически это не исправишь никак – просто тренируйте свою игру и атаку правой рукой. Помните, что слишком сильные удары могут стать еще и причиной разрыва струны.
7. Дребезжат только колки на гитаре
Здесь все совсем просто – вам надо подтянуть колки. Снимите струны, и при помощи гаечного ключа против часовой стрелки подкрутите колки, ухватившись за небольшое кольцо под местом, куда непосредственно накручиваются струны. Сделайте пару движений – и все встанет на свои места. После этого отверткой подкрутите винты на ручках, которыми вы пользуетесь для настройки шестиструнной гитары – они также могут дребезжать при игре.
8. Дребезжит дека гитары
А это более серьезный случай. В этом случае дребезжит сам материал корпуса, и понять, что с ним вообще происходит, становится довольно проблематично. Вспомните – если вы роняли гитару, то весьма вероятно, что от нее откололся кусочек, и этот скол дребезжит при игре. Кроме того, внутри гитары находится рейка, которая может оказаться оторвана. В этом случае рекомендуется ничего не трогать, а обратиться к гитарному мастеру – только он сможет найти источник проблемы и устранить его правильно.
9. Ладит гитара после корректировки
Скорее всего вы что-то сделали неправильно – особенно его регулировали анкер. Посмотрите на прогиб грифа – возможно, вместо усиления вы еще больше ослабили его, или же недостаточно сильно закрутили. Кроме того, после проведения всех ремонтных работ верните струны в тот строй, в котором вы играете – и подождите некоторое время. Дереву надо встать на место – вполне возможно после ожидания гитару перестанет ладить.
10. Другие причин дребезжания
Как уже было сказано выше – это может быть не дребезжание, а звон новых струн. Кроме того, у вас может быть просто слишком сильная атака, из-за чего струны задевают порожки. Еще одна причина – слабое зажатие струн вами, из-за чего они просто-напросто не звучат.
Заключение и советы
Как можно понять, причин, почему дребезжат струны, немного – и почти все они поправимы без особых проблем. Тем не менее, рекомендуется все-таки обращаться к мастеру по таким вопросам, а не пытаться выправить гриф самостоятельно – ведь это может нанести урон гитаре, заставить ее треснуть и сделать инструмент бесполезным.
Источник
Что делать, если фонит гитара?
Несмотря на развитие технологий в области гитаростроения и производства звукового оборудования, каждый гитарист рано или поздно сталкивается с таким неприятным явлением, как гитарный фон. Сегодня мы попробуем разобраться в истоках данного явления, а также дать пару практических советов о том, как же свести количество посторонних шумов и фона к минимуму.
Когда гитара начинает фонить и почему это происходит?
Итак, классическая ситуация: музыкант приносит домой свежекупленную гитарку или новый аппарат (только что приобретенный ли, самодельный ли, комбик, процессор, педаль – не важно – ситуация на то и классическая), подключает все это, выкручивает ручку громкости на десяточку и… Еще до первого удара медиатором по струнам слышит монотонное «шипение» с частотой 50 герц, среди которого иногда можно расслышать интереснейшие радиопередачи и даже телефонные разговоры соседей (хотя для 2019-го это уже не так актуально). Первым в опалу попадает перегруз – музыкант срезает гейн, плотность звука падает, настроение портится, аппарат продается по причине «это потому что я выбрал дешевые модели усилителя/комбика/процессора/примочки», покупаются более дорогие девайсы – и ситуация обычно повторяется. Знакомо? Что ж, тогда давайте разбираться в причинах.
Для начала простой эксперимент: не трогайте настройки вашего диста, а просто поставьте ручку громкости в нулевое положение. Таким образом вы замкнете входную цепь педали/процессора на общий провод. Практически в 10 из 10 случаев гитарный фон исчезнет. Не исчез? Попробуйте поискать причину в гитарном кабеле.
Но что, если гитара перестает фонить после установки громкости на 0? Неужели проблема именно в инструменте? Возможно и так, давайте разберемся вместе.
Схема звукообработки, которая дает всеми любимый эффект перегруза, имеет в своей основе принцип «срезания» сигнала гитары по амплитуде. При этом динамический диапазон звучания инструмента становится более узким, но спектр выходного сигнала обогащается: звук выравнивается, становится более плотным, тягучим, включает в себя большее количество обертонов. Достигается такое «срезание» разными техническими способами – его может обеспечить и наличие в тракте обработке перегруженных ламп, ограничительные диоды в цепи усилителя и некоторые другие решения. Мы поговорим об ограничительных диодах, так как это наиболее простое и частое решение, которое мы можем встретить в современных педалях, процессорах и т.д.
Срез амплитуды сигнала происходит обычно примерно при 0.6В. Однако выходной сигнал электрогитары имеет значительно меньшую среднюю амплитуду – порядка 100мВ (хотя справедливости ради – тут все зависит еще и от звукоснимателей). Поэтому изначально оборудование усиливает гитарный сигнал: при этом происходит усиление как «полезных» составляющих, так и мусора – шумов и наводок. Именно поэтому гитарный фон и наводки исчезают при отключении перегруза – они присутствуют в сигнале, но уже не так слышны.
Обратите внимание на рисунки 1-3. На них мы очень схематично и усредненно изобразили уровень гитарного сигнала до его усиления, после усиления и, наконец, после включения перегруза.
Из первого рисунка видно, что абсолютный уровень гитарного фона крайне низок – он практически неразличим на слух. После усиления сигнала пропорции между основным сигналом и посторонними шумами сохраняются, однако уровень «мусора» в сигнале в абсолютных величинах значительно возрастает. Далее после «среза» сигнала (включаем перегруз) общая схема сигнала ощутимо становится совершенно иной: общие пропорции в звуке меняются, фона становится по ощущения значительно больше. В целом понятно, что фон значительно усиливается и становится слышимым только при использовании «усиливающих» эффектов: дисторшена, овердрайва, при отдельных настройках компрессора/сустейнера.
Что же такое гитарный фон и как его убрать?
Если не вдаваться в сложную физическую терминологию, то наводки и фон – это в подавляющем большинстве случаев следствие возникновения электромагнитного поля, возникающего при прохождении переменного электрического тока по проводнику. Вот тут и возникают сложности с этим явлением: так как любая аппаратура требует электропитания, установить первоначальную причину возникновения гитарного фона крайне сложно. Но можно убрать следствие.
Наиболее дешевым и распространенным способом борьбы с возникновением полей является экранирование. Экран – это металлическая перегородка или кожух, которые соединяют с общим проводом в цепи. Отсюда первая причина возникновения гитарного фона : плохая экранировка гитары или её полное отсутствие . Защищать нужно практически все элементы инструмента, особенно звукосниматели. В качестве потенциометров следует использовать только модели закрытого типа, где экраном выступает корпус потенциометра. Однако даже при самой лучшей экранировке не забывайте про расстояние до гитарного оборудования: в современных комбоусилителях и «головах» устанавливаются сильные трансформаторы, которые создают вокруг себя достаточно сильное электромагнитное поле.
Уровень фона гитары зависит и от типа звукоснимателя. Немного занудства: при параллельном противофазном соединении катушек многие помехи компенсируются. И эта фишка учтена при производстве звукоснимателей типа humbucker, у которого внутри расположено 2 катушки.
Звукосниматели типа Single имеют всего одну катушку, поэтому они значительно хуже защищены от наводок и дают на выходе значительно больше фона. Отсюда еще одна причина и способ борьбы с фоном: попробуйте другую конфигурацию звукоснимателей . На вашей гитаре нету возможности осуществить врезку хамбакера? Инженеры гитарной индустрии обо всем позаботились: сейчас в продаже можно без труда найти датчики с двумя катушка, которые расположены на горизонтально, как в humbucker, а вертикально – то есть внешне это сингл с дополнительной катушкой снизу. Также в продаже есть модели звукоснимателей single, где под главной катушкой устанавливается компенсирующая, но без магнита.
Ну и немного о том, что может быть источником фона помимо гитары. Теоретически, источником фона может быть любое звено тракта звукоусиления: гитара – цепь эффектов – усилитель/комбо – микрофон – микшер – оконечник и, само собой, кабели. Несколько важных советов:
- Если из кабинета вы получаете звук без фона, но он появляется уже после подзвучки – трясите звукорежиссера.
- Если в кабинете фон уже присутствует, то необходимо последовательно отключать разные элементы в тракте звукообработки.
Не оставляйте кабель неподключенным: при этом «свободный» джек принимает огромное количество наводок и работает по факту как антенна, т.е. будет создавать фон.
Для быстрой проверки кабеля можно воспользоваться любым предметом из металла, замкнув «свободный» конец провода. Если фон остается, то вероятнее всего проблема в шнуре: либо он где-то перебит, либо повреждена оплетка, либо есть проблемы с пайкой.
Следующий этап борьбы с наводками и гитарным фоном – заземление. Лучше всего играть на аппаратуре, которая полностью заземлена (НЕ НА БАТАРЕЮ).
Наконец, что делать если фон в гитаре не пропадает даже после проверки всех вышеуказанных возможных причин? Проблема может скрываться и во внешнем воздействии : в тракт звукообработки могут проникать наводки по контуру заземления или по силовым цепям питания. В частности, иногда можно слышать фон и наблюдать проблемы с чистотой сигнала, если поблизости работает электродвигатель или, например, сварочный аппарат. Сильное воздействие на достаточно чувствительные входы гитарного оборудования могут оказывать индуктивные наводки, которые возникают под действием сильных электромагнитных полей. Здесь можно посоветовать попробовать эксперименты с параметрической эквализацией. Вы можете управлять частотами, шириной полосы и уровнем сигнала в выбранной полосе частот. Настраиваемся на частоту 50 Гц, максимально сужаем ширину полосы и пробуем ослабить уровень сигнала по данной частоте.
Наконец, один из самых безболезненных способов снизить уровень шумов и фона в гитарном сигнале – noise gate или педаль шумоподавления . Сейчас она есть практически у каждого музыканта вне зависимости от того, что он использует – процессора или цепь примочек. И мы крайне рекомендуем вам также обязательно включить noise gate в свою цепь и «подружиться» с ними, так как даже самое качественное оборудование периодически будет снабжать вас головной болью в виде наводок и фона. Принцип работы «шумодава» достаточно прост: он перестает пропускать сигнал, который по громкости ниже заданного уровня. Таким образом noise gate передает дальше по тракту только «полезный» сигнал, обрезая призвуки и шумы. Но у всего есть своя цена: вместе с ненужными примесями в сигнале обрезаются и некоторые дополнительный гармоники, что может сделать звук более бедным. Поэтому для каждого сочетания оборудования необходимо подбирать индивидуальную настройку шумоподавления, чтобы достичь золотой середины в сочности и чистоте сигнала.
Итак, краткие выводы о том, что делать, если ваша гитара фонит:
- Проверьте гитару: она должна быть хорошо экранирована;
- Хотите много перегруза? Смотрите в сторону звукоснимателей с двумя катушками (хамбакеры либо специальные синглы);
- Проверьте свои кабели на предмет повреждения пайки и оплетки;
- Старайтесь использовать заземленное оборудования;
- Обзаведитесь и научитесь пользоваться педалью Noise Gate;
- Обращайте внимание на внешние факторы: работающее рядом мощное оборудования может создавать сильнейшие электромагнитные поля, которые усиливают гитарный фон.
Материал подготовлен специалистами Струнки.ру.
Источник