Почему фортепиано называется фортепиано

Почему фортепиано так названо?

Фортепиа́но— струнно-клавишный инструмент с молоточковой механикой. Нередко люди, не имеющие музыкального образования путаются, роняя фразы наподобие “это не фортепиано, а рояль”, называя этим словом только пианино. На самом деле и пианино, и рояль — это разновидности фортепиано. Есть инструмент -фортепиано, и, если струны у него расположены горизонтально, то это рояль, а если вертикально — пианино.

Само же название произошло от итальянских слов forte — «громко» и piano — «тихо». С чем же это связано? Дело в том, что до фортепиано в качестве струнно-клавишных инструментов использовали клавесины и клавикорды.

При нажатии на клавишу, клавесин защипывал струну специальным язычком, а клавикорд ударял по струне штифтом. Причём от силы нажатия на клавишу громкость никак не зависела. И вот примерно в 1709 году Бартоломео Кристофори ди Франческо изобрёл специальную механическую систему, в которой при нажатии на клавишу по струне били молоточки, причём сила удара молоточка зависела от силы нажатия на клавишу. Таким образом, инструмент мог издавать и громкие звуки, и тихие. Конструкция была названа gravicembalo col piano e forte, откуда и появилось современное название инструмента — фортепиано.

Источник

Фортепиано музыкальный инструмент

Пианино — струнно-клавишный музыкальный инструмент с клавиатурой. Обычное пианино имеет 88 клавиш. Хотя основные принципы работы фортепиано просты, утонченность, необходимая для разработки мощного, но чувствительного современного фортепиано, делает его также самым сложным из всех механических инструментов, кроме органа. Струны фортепиано ударяет войлочный молоток, который должен отскочить от струн мгновенно, иначе это ослабит их вибрации в самом процессе их инициации. Таким образом, молоток должен свободно лететь к струнам. Чтобы пианист сохранил максимальный контроль над громкостью, расстояние свободного полета молотка должно быть как можно меньше.

Инструмент бывает двух основных типов: рояль и фортепиано. Фортепиано — клавишный струнный инструмент с горизонтальным (рояль) или вертикальным (пианино) расположением струн. Пианино было чрезвычайно популярным инструментом в западной классической музыке с конца 18-го века. Человек, который играет на пианино, называется пианистом.

История происхождения пианино

Фортепиано было изобретено в 18-ом веке Бартоломео Кристофори из Падуи, Италия. Свой первый рояль он сделал в 1709 году. Он происходил от клавесина, который выглядит как пианино. В фортепьяно на струны ударяет кусок дерева, называемый молотком.

Ранние инструменты с клавиатурой, такие как клавикорды, клавесины и органы, которые использовались в то время, имели гораздо более короткую клавиатуру, чем сегодня. Постепенно клавиатура стала длиннее, пока в ней не стало 88 нот (7 октав плюс три ноты) современного пианино.

Сначала инструмент назывался «фортепиано». Это означает «громко-тихо» по-итальянски. Ему было дано это имя, потому что его можно было играть громко или тихо, в зависимости от того, как сильно была нажата нота.

Хотя пианино было изобретено в начале 18-го века, только спустя 50 лет оно стало популярным. Первый раз на пианино было сыграно на публичном концерте в Лондоне, это было в 1768 году, когда на нем сыграл Иоганн Кристиан Бах. Вертикальное пианино было изобретено в 1800 году Джоном Исааком Хокингсом. Семь лет спустя Т. Саутвелл изобрел «перетягивание». Это означает, что струны для низких нот проходят по диагонали через деки, чтобы они могли быть длиннее и издавать гораздо больший звук.

У ранних фортепиано были струны, которые были прикреплены к деревянной раме. Они были не очень тяжелыми, но они были не очень сильными или громкими, поэтому их не очень хорошо слышали в большом концертном зале. В 1825 году чугунная рама была изобретена в Америке. Это сделало пианино намного сильнее, чтобы оно могло издавать больший звук, и струны вряд ли бы сломались.

Устройство фортепиано

У пианино есть клавиатура с белыми клавишами и черными. Когда клавиша нажата, демпфер отрывается от струны, и молоток ударяет струну. Он ударяет его очень быстро и отскакивает, так что струна может свободно вибрировать и издавать звук. Когда пианист убирает палец с ключа, демпфер падает обратно на струну, и звук прекращается. Струны натянуты очень плотно по раме, проходя по мосту на пути. Мост касается деки. Это означает, что вибрации отправляются на деки. Дека является очень важной частью фортепиано. Если он поврежден, пианино не издаст звука.

Механизм, который заставляет молот отскочить от струны очень быстро, называется «спуск». В 1821 году Себастьян Эрар изобрел своего рода двойной спуск. Молоток касается струны только около одной тысячной секунды. Молотки покрыты войлоком, который представляет собой смесь шерсти, шелка и волос.

Стандартные пианино имеет две педали, но есть разновидности с тремя.

  • Педаль демпфера — эта педаль находится справа. Когда пианист прижимает его правой ногой, любые ноты, которые он играет, будут звучать, даже если он уберет палец с ноты. Это потому, что есть демпферы (они немного похожи на молотки), которые опираются на все струны. Когда пианист удерживает правую педаль, все демпферы отрываются от струн, так что струны могут свободно вибрировать. При воспроизведении ноты эта нота продолжит звучать. Некоторые другие струны также будут вибрировать очень легко (это называется «сочувствующей вибрацией»). Это сделает звук более гладким и богатым. Пианисты должны научиться правильно пользоваться педалью. Это будет зависеть от таких вещей, как стиль музыки, размер пианино, размер комнаты и много ли там обстановки.
  • Вторая педаль — мягкая педаль находится слева. Когда пианист прижимает его левой ногой, ноты звучат тише. На рояле вся клавиатура и действие немного смещены влево, так что молотки бьют только по двум струнам вместо трех. Также части войлока, которые поражают нить, мягче, потому что они не стали твердыми при большом количестве использования.
  • Средняя педаль, как и правая педаль, она поддерживает звучание, но влияет только на ноты, которые уже воспроизводятся в момент нажатия средней педали. Это позволяет сохранить один аккорд во время исполнения других нот, которые не будут продолжаться. У всех концертных роялей есть такая педаль, а также у некоторых современных пианино.

Знаменитые композиторы и пианисты

Как только пианино стало популярным в конце 18 века, многие композиторы писали музыку для фортепиано. Вольфганг Амадей Моцарт начал учиться игре на клавесине, когда был очень маленьким, но пианино становилось популярным, когда он был молодым, и он написал много сонат и концертов для фортепиано. Франц Йозеф Гайдн также написал много фортепианной музыки. Людвиг ван Бетховен был очень известным пианистом, прежде чем он стал очень известным как композитор. Его фортепианные композиции включают 5 концертов и 32 сонаты. В романтический период многие композиторы писали для фортепиано. Среди них Франц Шуберт, Роберт Шуман, Иоганнес Брамс, Ференц Лист и Фридерик Шопен. Позднее композиторы — Сергей Рахманинов, Клод Дебюсси, Морис Равель, Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович и Бела Барток.

Одни из первых известных пианистов игры на фортепиано Дюссек, Моцарт, Муцио Клементи, Джон Филд и Шопен. В 19 веке Ференц Лист очень сильно повлиял на фортепиано, сочиняя и исполняя очень сложную музыку. Другими великими пианистами являются Клара Шуман и Антон Рубинштейн. Пианисты 20-го века Артур Шнабель, Владимир Горовиц, Иосиф Гофман, Вильгельм Кемпф, Дину Липатти, Клаудио Аррау, Артур Рубинштейн, Святослав Рихтер и Альфред Брендель. Среди величайших пианистов сегодня Владимир Ашкенази, Даниэль Баренбойм, Лейф Ове Андснес, Борис Березовский и Евгений Кисин.

Пианисты, играющие популярную музыку, Либераче, Джерри Ли Льюис, Литтл Ричард, Элтон Джон, Билли Джоэл, Телониус Монах, Тори Эймос и Рэй Чарльз. Возможно, величайшим джазовым пианистом был Фэтс Уоллер.

Пианино было очень популярным инструментом с середины 18-го века, когда вскоре он заменил клавикорд и клавесин. К началу 19-го века звучание фортепиано было достаточно большим, чтобы заполнить большие концертные залы. Маленькие пианино были сделаны для использования в домах людей.

Пианино не часто используются в оркестрах (если они есть, они являются частью секции ударных). Они могут использоваться для концертов фортепьяно (пьесы для сольного пианиста в сопровождении оркестра). Существует огромное количество музыки, написанной для фортепиано соло. Пианино также можно использовать вместе с другими инструментами, в джазовых группах и для сопровождения пения.

Видео

Посмотрите видео ниже чтобы послушать и насладиться звучанием инструмента.

Источник

Фортепиано и пианино: одно и то же или разные инструменты? Разбираемся с вечным вопросом.

Привет всем любителям музыки! Давненько меня здесь не было, но пора навёрстывать упущенное и посвящать вас в обширный мир звуков, нот, голосов и вообще всего того, что связано с её величеством музыкой!🎶

Многие люди, не углубляющиеся особо в инструментальную терминологию, думают, что пианино и фортепиано это, собственно, один и тот же инструмент. Ну, такая махина деревянная с клавишами, на которой собачий вальс можно играть:)

На самом деле, всё обстоит немного по-другому и фортепиано с пианино не синонимы, как кажется большинству из непосвящённых. Да разверзнутся тучи и прольётся истина!✨

Давайте все дружно сейчас переместимся в прошлое и углубимся в историю. Да-да, это необходимо, чтобы потом слыть в обществе за грамотного человека с широким кругозором. В 16-17 в., когда популярен был такой музыкальный инструмент, как клавесин, музыканты хотели при игре воспроизводить больше эмоций, разнообразных штрихов и красок. Но клавесин не мог, в силу механизма своей воспроизведения, играть произведения с разнообразной громкостью. Амплитуда щипка струн всегда была одна и та же. Тогда музыкальные мастера прошлых лет разработали уникальную систему повышения и понижения громкости, благодаря чему при совершении нажатия на клавишу с определённой силой, можно было получить определённый звук — громкий либо тихий.

Источник

Пианино и фортепиано: один и тот же инструмент или два разных?

Распространено мнение, что слова фортепиано и пианино являются синонимами. Однако на самом деле это заблуждение. Давайте же разберемся, в чем отличие.

История фортепиано началась в 1709 году, когда мастер Бартоломео Кристофори при дворе герцога Фердинанда Медичи показал новый инструмент гостям. Он поразил гостей совершенно новым звучанием, в сравнении с тогда уже распространенными клавесинами и клавикордами. Оно появлялось благодаря новым системам резонирования и молоточковым механизмом.

Итак, фортепиано- это класс инструментов, имеющих клавиши и молоточковую механику. Звук извлекается ударом молоточка по струне и зависит от удара по клавише. Сильный удар — громкий звук (forte), слабый удар — тихий (piano), отсюда и название.

К классу фортепиано относятся два инструмента: рояль и собственно пианино. Другими словами, всякое пианино-это фортепиано, но не всякое фортепиано-пианино (ведь есть еще рояль).

Отличия пианино от рояля

В рояле струны, вся механика и дека (резонирующая поверхность) расположены горизонтально, именно поэтому он имеет более внушительные размеры, в отличие от пианино. Его важная особенность — открывающаяся крышка, которая дает более богатый звук.

Для пианино же характерно вертикальное расположение механизмов, поэтому имеет большую высоту, чем рояль, а также может прислоняться вплотную к стене.

Кроме того, струны рояля лежат в одной плоскости с клавишами (на пианино-перпендикулярно), они более длинные, что обеспечивает более насыщенное звучание. Как правило, рояль имеет три педали, пианино — две.

Главное различие в предназначении инструментов. Пианино больше подойдет для домашнего использования и не будет сильно мешать соседям, а рояль – для концертного, больших залов.

Источник

Почему фортепиано так названо?

От некоторых людей нередко можно услышать фразы наподобие “это не фортепиано, а рояль”, называя словом «фортепиано» только пианино. На самом деле и пианино и рояль – это разновидности фортепиано. Есть инструмент — фортепиано, и, если струны у него расположены горизонтально, то это рояль, а если вертикально – пианино.

Каково же происхождение слова фортепиано? Да, многие знают, что произошло оно от итальянских слов forte — «громко» и piano — «тихо», но с чем же это связано? Ведь с тем же успехом так можно было назвать огромное число инструментов, на которых можно играть как тихо, так и громко. Дело в том, что до фортепиано в качестве аналогичных струнно-клавишных инструментов использовали клавесины:

При нажатии на клавишу, клавесин защипывал струну специальным язычком, а клавикорд ударял по струне штифтом. Причём от силы нажатия на клавишу громкость никак не зависела. И вот примерно в 1709 году Бартоломео Кристофори ди Франческо изобрёл специальную механическую систему, в которой при нажатии на клавишу по струне били молоточки, причём сила удара молоточка зависела от силы нажатия на клавишу. Таким образом инструмент мог издавать и громкие звуки и тихие. Конструкция была названа gravicembalo col piano e forte, откуда и появилось современное название инструмента – фортепиано.

Источник

Оцените статью