В чем секрет популярности гитары?
Надеюсь, не сильно ошибусь (и ошибусь ли вообще), если скажу, что самый популярный музыкальный инструмент в мире – это гитара. В чем же секрет такой бешеной популярности этого струнного музыкального инструмента? Давайте попробуем разобраться с этим, довольно интересным вопросом вместе.
Так уж сложилось, что бум популярности гитары настал с расцветом рок-музыки на западе. Бешеная популярность рок-групп 60-70-х годов прошлого века повлекла за собой и популярность этого инструмента. Пол Маккартни, Джордж Гаррисон, Джимм Пейдж, Джефф Бек – все эти парни внесли просто немыслимый вклад в популярность этого струнного инструмента. Хотя, корни гитары уходят далеко в прошлое. Все возможные «ситары», «домры», «кифары», появились бог знает сколько лет назад, но это нисколько не умаляет заслуг рокеров первой и второй волны в популяризации гитарного дела.
Однако, это только одно из слагаемых успеха гитары. Вторым же слагаемым мне видится относительная простота этого инструмента. Ведь действительно, чтобы сыграть простую мелодию из нескольких аккордов не нужно заканчивать консерваторию. Для этого достаточно эти самые аккорды где-нибудь подсмотреть и после пары недель тренировок уже можно сносно что-нибудь сыграть. Конечно, чтобы достигнуть высот мастерства владения инструментом нужны годы, а то и десятилетия, но научиться владеть гитарой на начальном уровне может каждый.
Третьи же слагаемым мне видится доступность и компактность этого инструмента. Купить гитару намного проще, чем, например, рояль или пианино, да и места она занимаем не в пример меньше этих достойных инструментов. Да и само изготовление этого инструмента не в пример проще, чем, допустим, изготовление рояля.
Все это привело к тому, что гитаристов и тех, кто себя к ним причисляет в процентном соотношении, пожалуй, больше всего из всех музыкантов. А, как известно, спрос рождает предложение. Во многом благодаря этому музыкально-гитарная индустрия сейчас – это многомиллиардный бизнес.
Ведущие кампании типа Fender, Gibson, Ibanez и другие производят гитары на любой вкус и кошелек, начиная моделями, производящимися в Китае и юго-восточной Азии и заканчивая инструментами, созданными на заказ лучшими мастерами в Custom Shop отделениях этих фирм.
Поимо гитар, немаловажную составляющую в общем доходе этих кампаний составляет продажа всевозможных аксессуаров, чехлы, кейсы кофры, каподастры, струны, медиаторы, а так же различная атрибутика, например, футболки или кепки и так далее и тому подобное…
Источник
Научно-исследовательская работа на тему «Гитара — любимый музыкальный инструмент современников»
Спросите у ваших знакомых, друзей, родственников, какой, на их взгляд, самый популярный музыкальный инструмент у современников? 8 человек из 10 ответят, что это гитара. Цель данной работы – исследовать степень и причины популярности этого музыкального инструмента у наших горожан, включая молодежь и подростков.
В процессе достижения целей и задач, поставленных в работе, использовались следующие методы исследования: метод документального исследования – поиск и изучение материала по исследуемой тематике, метод анализа и систематизации собранного материала, метод сбора информации путем формализованного и неформализованного интервьюирования, групповое анкетирование.
В результате проделанной работы автор сделала следующие выводы:
· гитара, несомненно, является любимым музыкальным инструментом у наших горожан разного возраста, что соответствует актуальности исследования;
· наличие бардов в стране и у нас в городе, а так же ежегодный Грушинский фестиваль и городской конкурс, способствуют процессу популяризации этого музыкального инструмента;
· умение играть на гитаре, обучение игре на гитаре в любительских объединениях способствуют повышению самооценки и оценки в глазах окружающих;
· популярность гитары объясняется приятным тембром звука, простотой для освоения аккомпанирующей пению функции, доступной ценой и легкостью для переноски;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gitara_-_muzykalnyy_instrument_sovremennikov.docx | 60.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Глава 1. Гитара вчера и сегодня……………………………………………………. 3
Глава 2. «…Еще не спето столько песен! Еще звенит в гитаре каждая струна…»……7
2.1. «Диалог, «Ветра Когалыма», «Встреча»………………………………………..7
2.2. Начало творческого пути. С почином. 8
2.3. Конкурс любителей пения под аккомпанемент гитары.……………………. 9
Список используемой литературы и источников информации…………………………12
Прежде, чем приступить к работе над выбранной темой, я, разумеется, заглянула в Интернет: нет ли аналогичных работ? Работы о гитаре, конечно, есть, но они написаны в другом ключе. Это работы об истории этого музыкального инструмента, его строении и известных музыкантах, как композиторах, так и исполнителях. Моя исследовательская работа связана с современным статусом гитары, феноменом ее популярности у современников, от подростков до известных людей, которые не являются профессиональными гитаристами, но жизнь свою не мыслят без этого инструмента. Кроме того, мне интересно узнать, какое место занимает гитара в музыкальной жизни нашего города.
Актуальность моего исследования мне видится в востребованности и немеркнущей популярности этого музыкального инструмента.
В связи с этим объектом моего исследования является процесс популяризации гитары, как в широком масштабе, так и в масштабе нашего города.
Предмет исследования – современный статус гитары в мире, стране, городе, школе.
Проблема исследования – возможность обучения игре на гитаре в нашем городе .
Цель: исследовать степень и причины популярности этого музыкального инструмента у наших горожан, включая молодежь и подростков.
Для достижения цели я поставила следующие задачи:
- пополнить свои знания о гитаре, ее истории и эволюции;
- выяснить, популярна ли гитара у наших горожан;
- узнать, как решается проблема с обучением игре на гитаре в нашем городе;
- подвести итоги исследования и сделать выводы.
Гипотеза: увлечение молодежи искусством игры на гитаре способствует положительным результатам: самоутверждению, самообразованию, целеустремленности, повышению самооценки, общительности, коммуникабельности.
В основе методологии моего исследования метод документального исследования – поиск и изучение материала по исследуемой тематике, метод анализа и систематизации собранного материала, метод сбора информации путем формализованного и неформализованного интервьюирования, групповое анкетирование.
Теоретическая значимость работы — в расширении знаний в области музыкального искусства. Практическую же значимость работы я вижу в помощи тем, кто не решается, пока, взять в руки этот замечательный инструмент. Поэтому рекомендую свою работу для молодых людей, которым в жизни нужна опора для самоутверждения и становления своей индивидуальности, а, так же, для фанатов гитары.
В структуре моей работы введение, две главы, заключение с выводами, список используемых источников информации.
Наверное, моя работа была бы неполной, если бы я не расширила свои познания о гитаре и не поделилась бы ими, поэтому традиционно начну с истории появления и развития этого музыкального инструмента. Тем более, что это одна из задач, поставленная мной для достижения цели.
Глава 1. Гитара вчера и сегодня
1.1. Из истории гитары
Гитара — струнный щипковый инструмент из семейства лютневых. Слово «гитара» — санскритского происхождения (от слова «кутур», что означает «четырехструнный»). История ее возникновения уходит вглубь тысячелетий и ведет свое начало от колыбели человеческой цивилизации — Древнего Востока.
В XVI в. в Испании гитара становится подлинно народным инструментом; к четырем струнам, известным еще с древних времен, прибавляется пятая, и с этого времени гитара получает испанский строй (Е, Н, G, D, А) и название испанской гитары.
В конце XVIII в. испанская гитара приобретает современный внешний вид: добавляется шестая струна (Е). С этого времени шестиструнная гитара начинает свое триумфальное шествие по странам мира.
В первой половине XIX в. в Европе наступает «золотой век» гитары. Для нее пишут музыку такие замечательные композиторы, как Ф. Шуберт, Г. Берлиоз, К. М. Вебер. Гениальный скрипач Н. Паганини был также прекрасным гитаристом. В это время выдвигается целый ряд выдающихся исполнителей-виртуозов и композиторов, поднявших искусство игры на гитаре на небывалую высоту.
В конце XVIII в. шестиструнная гитара появляется в России . В начале XIX в. она становится модным инструментом и привлекает к себе поклонников из великосветского общества. Появляются первые школы игры на этом инструменте. Старейшей школой, изданной в России, является «Усовершенствованная гитарная школа для шести струн, или руководство играть самоучкою на гитаре» Игнатия фон Гельда.
С начала XIX века в России стремительно распространилась семиструнная гитара , соединившая в себе конструктивные особенности английской гитары и испанской гитары.
Во второй половине XIX столетия наступает упадок гитарного искусства, коснувшийся как стран Западной Европы, так и России. На несколько десятилетий гитара была отодвинута на второй план, и только к концу XIX в. она вновь начинает завоевывать симпатии и признание широкой общественности.
1.2. Эволюция гитары в ХХ веке
В XX веке в связи с появлением технологии электрического усиления и обработки звука появился новый тип гитары — электрическая гитара (1924 г.).
Первые электрогитары для массового рынка были произведены в 1931 году: будучи сделанными из алюминия, эти инструменты получили от музыкантов любовное прозвище «frying pans» («сковородки»).
В начале 1950-х годов Лес Пол изобретает электрическую гитару со сплошным деревянным корпусом, но позже отдаёт идею Лео Фендеру. Конструкция электрогитары сохранилась без изменений до настоящего времени.
Помимо классической гитары и электрогитары в ХХ веке широко распространены акустические гитары под металлические струны, среди которых можно выделить фолк-гитару, трэвел- («туристическую») гитару и др. Кроме того, наряду с электрической и акустической гитарой существуют гибридные варианты — электроакустическая гитара (акустическая гитара со встроенными датчиками для подключения к аппаратуре) и полуакустическая гитара (электрическая гитара с полым корпусом, позволяющим играть на ней без подключения. Приложение 1.
В 1937 году электрогитара пришла в джаз . Одновременно с зарождением рок-музыки одним из основных инструментов рок-группы стала электрогитара. Она звучала в записях многих ранних рок-музыкантов — Элвиса Пресли , Билла Хейли , однако революционное влияние на развитие рок-техники игры на электрогитаре оказали Чак Берри и Бо Диддли . Их соло-партии и приёмы использования гитарного звука в контексте песни, эксперименты со звучанием оказали серьёзное влияние на последующую рок-музыку.
В 1960-е годы появляется целый ряд новых открытий в области использования электрогитары. Знаменитый гитарист Джимми Хендрикс в корне изменил взгляды на звучание гитары, всяческим образом извлекая из неё новые звуки, используя широкий спектр эффектов. Прежде всего, появились первые педали эффектов дисторшн и фузз 1 , использовавшиеся поначалу группами гаражного рока ( Линк Рей , The Sonics , The Kinks ), а чуть позже — и более популярными исполнителями ( The Beatles , The Rolling Stones ).
В 1980-х годах, с развитием панк-рока и появлением альтернативного рока , начинаются эксперименты с поиском новых звучаний электрогитары. Звучание электрогитары стало максимально отдалённым от привычных стандартов. В песнях шугейз-групп 2 накладывалось огромное количество партий, которые иногда звучали как синтезаторы , традиционные гитарные риффы 3 отходили на задний план, и всё вместе это создавало очень странный, революционный эффект. Параллельно с этим в 80-е годы на базе фолк-рока 60-х создавалось более мягкое гитарное звучание, дававшее при наложении множества партий «симфонический» эффект.
По давно сложившейся в нашей стране традиции, авторов и исполнителей песни под гитару называют бардами. Бард, в переводе с древне-кельтского, поэт-певец. Замечу, что в этой формулировке гитара не имеется в виду. Главное – стихи, положенные на музыку и искренно донесенные до слушателя голосом, вокалом, а под какой инструмент или вообще без инструмента, формулировка перевода понятия «бард» не уточняет. Почему же бардами была выбрана именно гитара? Ответ, на мой взгляд, прост: это удобный, не тяжелый для переноски инструмент, приятный по тембру, мягкий для исполнения именно в доверительной манере песен, как того требует бардовское искусство. К тому же он достаточно прост для освоения аккомпанирующей функции.
1 дисторшн и фузз — гитарные эффекты, искаженный сигнал.
2 шугейз-групп — шугейз (букв. «пяление на свои ботинки»), рок-группы, выжимающие максимум реверберации из своих гитар, всевозможное искажение звука и другие эффекты.
3 риффы — это отдельные фрагменты мелодии, которые часто повторяются.
О популярности авторской (бардовской) песни мне, конечно, известно. Это музыкальный стиль, рожденный в шестидесятые годы в стране, которой теперь уже нет – СССР. Но что знают об этом жанре другие, в том числе современная молодежь и мои сверстники? Насколько известны, а стало быть и популярны авторы — исполнители своих песен под гитару в наше время? Я провела Интернет-опрос в соцсети «В контакте». В опросе приняли участи 377 человек . Большинство респондентов знакомы с творчеством бардов. Результат в приложении 2.
Барды России – это мощное стилевое направление, самостоятельная уникальная группа музыкантов, влияющая даже на мировые тенденции. Представители этой группы сформировали свой уникальный жанр, объединив широту русской души с любовью к величию российской природы, силой чувств и переживаниями, с которыми может столкнуться только наша душа. Качественная музыка, которую исполняют российские барды – это украшение для любого праздника и мероприятия. Это частица душевности, которой нам так не хватает в современной быстрой жизни. Авторская песня делится со слушателями философией и силой, заряжает энергией, успокаивает. Бардовские песни – уникальный жанр, одновременно близкий душам и далёкий от будничной жизни больших городов. Бард представляется нам путешественником, променявшим комфорт и постоянство на романтику: костёр в лесу, палатку, старую гитару и ночное звёздное небо.
Булат Окуджава – родоначальник этого стиля , Владимир Высоцкий, Александр Галич, Юрий Визбор, Александр Розенбаум, Юрий Кукин, Галина Хомчик, Вероника Долина, Александр Городницкий, Никитины Татьяна и Сергей, Александр Дольский, Евгений Клячкин, Олег Митяев, Александр Суханов, Вениамин Смехов, Юлий Ким – вот имена людей, посвятивших себя бардовскому искусству. Как правило, все они имеют профессию, совершенно не связанную с музыкой. Так Александр Розенбаум – врач-анестезиолог и реаниматолог, Татьяна и Сергей Никитины – ученые-биофизики, Юрий Кукин – был тренером по фигурному катанию, Юлий Ким преподавал литературу, историю и обществоведение. Не надо лишних слов, чтобы представлять Владимира Высоцкого, Юрия Визбора, Александра Галича и Вениамина Смехова. Все эти известные люди не ограничили свое вдохновение только поэзией. Для всех них музой стал небольшой мобильный инструмент – гитара. Полюбив его, освоили этот нехитрый музыкальный инструмент и запели. А вместе с ними запела и вся романтически настроенная часть нашего общества.
Мне кажется необходимым напомнить некоторые наиболее известные бардовские песни, многие из которых стали, своего рода, классикой жанра. Это «Как здорово!» О.Митяева», «Милая моя» и «Ты у меня одна» Ю.Визбора, «Под музыку Вивальди» С.Никитина», «Снег» А.Городницкого, «Надежды маленький оркестрик» и «Грузинская песня» Б.Окуджавы, «Охота на волков» и «На Большом Каретном» В.Высоцкого, «За туманом» Ю.Кукина и другие. Многие их песни звучали в кинофильмах: «Нам нужна одна победа» Б.Окуджавы (к/ф «Белорусский вокзал»), «Ваше благородие…» Б.Окуджава – И.Шварц (к\ф «Белое солнце пустыни), «Александра» С.Никитина и Ю.Визбора (к\ф «Москва слезам не верит»).
Глава 2. «…Еще не спето столько песен! Еще звенит в гитаре каждая струна…»
- «Диалог, «Ветра Когалыма», «Встреча»
Есть ли барды в Когалыме? Есть! Я переговорила по этому поводу с руководителем бардовского клуба в нашем городе Владимиром Владимировичем Леоновым и вот что он мне рассказал.
«Клуб бардовской (авторской) песни был создан, примерно в 1994 — 1995 годах и назывался он «Диалог». Основателем клуба была Татьяна Борисовна Вакуленко (светлая ей память!). Примерно через год, в Когалыме был проведен первый фестиваль бардовской песни «Ветра Когалыма». На него съехались любители гитары и пения из Нефтеюганска, Сургута, Нижневартовска и Мегиона. Наши исполнители позже тоже бывали в этих городах с ответными визитами. Все заботы – хлопоты по проведению фестиваля легли на плечи Татьяны Борисовны. Кроме того мы трижды выезжали на фестиваль имени Валерия Грушина под Самару (Грушинский фестиваль)».
Я прочитала об этом фестивале. Это песенный фестиваль, с 1968 года регулярно проводимый под Тольятти . Официальное название — «Всероссийский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина». Фестиваль носит имя студента Куйбышевского авиационного института им. С. П. Королёва, который погиб во время туристического похода по реке Уде (Сибирь), спасая тонувших начальника метеостанции Хадома и его детей. Первые фестивали собирали, в основном, туристов и любителей авторской песни из Самарской области. Позже фестиваль стал собирать десятки тысяч людей не только со всей России, но и из стран ближнего и дальнего зарубежья. Пик популярности пришёлся на конец 1970-х годов — в 1979 году фестиваль посетило 100 тыс. и на конец 1990-х — в 2000 году 210 тысяч участников.
«Свои авторские песни в Когалыме создавали и исполняли Сергей Смирнов, Ильдар Насыров, Михаил Голуб, Владимир Петренко. Кроме того, мы, конечно же, исполняли песни известных российских бардов: Ю.Визбора, Ю Кукина, О.Митяева, А.Городницкого, А.Дольского и других. В 2002 году был проведен последний фестиваль «Ветра Когалыма». Причину отказа от дальнейшего проведения фестиваля я не знаю. Могу только предположить, что это хлопотное дело кто-то просто перестал поддерживать, в т.ч. и материально.
Ныне клуб бардовской песни называется «Встреча». Собираемся мы и выступаем эпизодически в городской библиотеке. Многие разъехались. Время от времени у нас было пополнение из молодых исполнителей, но, к сожалению, долго они не задерживались. Кто-то поступал учиться в ВУЗы и уезжал, кто-то просто был непостоянным человеком по характеру. Но, у нас есть одно незыблемое правило: ежегодно, 25 января мы обязательно собираемся и проводим в библиотеке вечер памяти Владимира Высоцкого».
В этом году, к сожалению, этого мероприятия в библиотеке, почему-то, не было.
2.2. Начало творческого пути. С почином!
Вот я и подошла к проблеме моего исследования — возможности обучения игре на гитаре в нашем городе. Конечно, мне не под силу решить ее. Но пролить свет на состояние дела — одна из моих задач. У нас в городе дополнительное образование школьников осуществляет Детская школа искусств (ДШИ), Дом детского творчества (ДДТ) и еще ряд подразделений Отдела по культуре и молодежной политике при Администрации города Когалыма. В ДШИ нет педагога по классу гитары, поэтому игре на этом инструменте дети школьного возраста профессионально не обучаются, что достойно сожаления. Но в городе достаточно давно существуют любительские объединения, где можно освоить гитару, как аккомпанирующий инструмент и петь под собственный гитарный аккомпанемент.
Я узнала, что «пионером» в обучении подростков игре на гитаре является педагог МАОУ СОШ №8/2 Светлана Ильинична Рябошапка и созвонилась с ней. Действительно, в далеком для меня 1994 году в восьмой (тогда) школе открыли студию игры на гитаре. Городу не было и десяти лет и обучение игре на любимом музыкальном инструменте подростки того времени приветствовали на «ура»! Забегая вперед, скажу, что студия в школе №8/2 действует и поныне. А полностью неформализованное интервью с С.И.Рябошапкой я публикую в приложении №3.
Еще одним из таких объединений являлась студия «Серебряные струны» нашей, пятой школы, которой руководила Людмила Геннадиевна Диогенова и где начинала осваивать гитару и я. Студия просуществовала 10 лет. Год назад Людмила Геннадиевна вышла на заслуженный отдых и, к сожалению, занятия прекратились. Я встретилась с ней и попросила ответить на некоторые вопросы. С формализованным интервью с Л.Г.Диогеновой можно познакомиться в приложении №4.
Известно, что и в школе №7 уже пять лет обучает навыкам игры на гитаре Саяхов Эдуард Касимович. Объединение гитаристов называется «Созвучие» (ранее называлось «Фламенко»).
Далее я отправилась в Дом детского творчества, где по моим сведениям с недавних пор любители пения и игры на гитаре осваивают этот инструмент. Я встретилась с руководителем Владимиром Викторовичем Харченко и узнала от него, что студия называется «Звонкие струны». Третий год подростки из разных школ с увлечением ходят сюда осваивать этот замечательный инструмент по доброй воле и без понукания родителей. К сожалению, не все попали в это творческое объединение, хотя желающих много. Но работа молодого педагога ограничивается педагогической нагрузкой и расписанием занятий.
Кстати, именно на базе ДДТ проводится ежегодный Конкурс-фестиваль «Любителей петь под гитару», о котором далее пойдет речь в моей работе.
Поблагодарив своих респондентов, я отправилась к родоначальнице конкурса «Любителей пения под гитару» Татьяне Васильевне Блазамирской.
- Конкурс любителей петь под аккомпанемент гитары
Я задала Татьяне Васильевне всего два вопроса: сколько лет проводится этот конкурс и каковы самые яркие, запомнившиеся моменты этого конкурса за годы бытования его в Когалыме. Ниже вкратце привожу ее рассказ.
«Конкурс – фестиваль любителей пения под гитару проводится для учащихся общеобразовательных учреждений и существует уже более 10 лет. Особенно активно в нем принимают участие учащиеся старшей ступени. Радует то, что в большинстве своем это мальчики, юноши. Как правило, конкурсы имеют патриотическую направленность, их цель — это гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи и подростков, что отражено в тематическом названии того или иного конкурса: «Моя Россия – моя страна!», «Все, что было не со мной, помню!», «Их подвиги в песнях живут…». Отрадно, что от конкурса к конкурсу увеличивается число участников и уровень исполнительского мастерства, как вокального, так и инструментального».
На вопрос о популярности гитары, именно как инструмента участвующего в этом конкурсе, Татьяна Васильевна сказала о простоте и доступности этого инструмента как в плане овладения навыками игры на нем, так и в плане мобильности и доступности в цене. Как представитель старшего поколения, она вспомнила, как раньше у подъездов домов, во дворах, собирались ребята и гитарист, знавший 3-4-аккорда и исполнявший под них какую-нибудь песню, приковывал к себе взгляды окружающих. К нему тянулись другие подростки, и это было свидетельством авторитета этого паренька среди сверстников, что прямо подтверждает мою гипотезу.
В подтверждение моей гипотезы я, так же, публикую результаты анкетирования учащихся нашей школы. Приложение № 5.
Ответ на вопрос о наиболее запомнившихся моментах конкурса содержится в видеофрагменте. Речь в нем идет об исполнительнице песни Виктора Цоя «Кукушка». Девушка, исполнившая эту песню, в корне поменяла мнение о себе. Будучи из так называемых неблагополучных подростков, своим исполнением она сумела расположить к себе слушателей и членов жюри и показать себя совсем с другой стороны.
Итак, работа закончена. Я узнала много нового и полезного. Я выяснила отношение к этому музыкальному инструменту некоторых горожан, познакомившись и побеседовав с интересными, образованными людьми. Согласно поставленным цели и задачам, выдвинутой гипотезе и проблеме, выводы я сделала следующие:
- гитара, несомненно, является любимым музыкальным инструментом у наших горожан разного возраста, что соответствует актуальности моего исследования;
- наличие бардов в стране и у нас в городе, а так же ежегодный Грушинский фестиваль и городской конкурс, способствуют процессу популяризации этого музыкального инструмента;
- умение играть на гитаре, обучение игре на гитаре в любительских объединениях способствуют повышению самооценки и оценки в глазах окружающих, что является доказательством моей гипотезы, а так же говорит о решении проблемы исследования;
- популярность гитары объясняется приятным тембром звука, простотой для освоения аккомпанирующей пению функции, доступной ценой и легкостью для переноски;
- при всех вышесказанных плюсах, гитара, увы, занимает довольно скромное место в творческой жизни города и в подростковой среде в связи с тем, что в детской школе искусств нет профессионального обучения на этом популярном музыкальном инструменте.
Источник