Многообразие фортепьянного творчества Шопена
В отличие от многих своих предшественников и современников, Шопен сочинял почти исключительно для фортепьяно. Он не оставил ни одной оперы, ни одной симфонии или увертюры. Тем более поразительно дарование композитора, сумевшего создать так много яркого, нового в области фортепьянной музыки. Его многочисленные пьесы в самых разных жанрах — мазурки, полонезы, баллады, ноктюрны, этюды, скерцо, вальсы и прочее — это всеми признанные шедевры. Шопен был настоящим новатором, часто отходившим от классических правил и норм. Он создал новый гармонический язык и открыл формы, вмещяющие в себя новое, романтическое содержание.
Композиторская техника Шопена весьма нетрадиционна и во многом отступает от принятых в его эпоху правил. Шопен был непревзойденным творцом мелодий, он одним из первых привнес в западную музыку неизвестные ей дотоле славянские ладовые и интонационные элементы и таким образом подорвал незыблемость классической ладогармонической системы, сложившейся к концу XVIII в. То же касается ритма: используя формулы польских танцев, Шопен обогатил западную музыку новыми ритмическими рисунками. Он разработал сугубо индивидуальные — лаконичные, замкнутые в себе музыкальные формы, которые наилучшим образом соответствовали природе его столь же самобытного мелодического, гармонического, ритмического языка.
Фортепьянные пьесы малых форм Шопена могут быть условно разделены на две группы: преимущественно «европейские» по мелодике, гармонии, ритму и отчетливо «польские» по колориту. К первой группе относится большинство этюдов, прелюдий, скерцо, ноктюрнов, баллад, экспромтов, рондо и вальсов. Специфически польскими являются мазурки и полонезы.
Шопен сочинил около трех десятков этюдов, цель которых — помочь пианисту в преодолении специфических художественных или технических трудностей (например, в исполнении пассажей параллельными октавами или терциями). Этюды Шопена — прежде всего гениальная музыка, блестяще раскрывающая возможности инструмента; дидактические задачи уходят здесь на второй план, часто о них и не вспоминают.
Хотя Шопен сначала освоил жанры фортепьянной миниатюры, он ими не ограничился. Так, в течение зимы, проведенной на Майорке, им был создан цикл из 24 прелюдий во всех мажорных и минорных тональностях. Цикл построен по принципу «от малого к большому»: первые прелюдии — лаконичные виньетки, последние — настоящие драмы, диапазон настроений — от полной безмятежности до яростных порывов. Шопен написал 4 скерцо: эти масштабные пьесы, исполненные мужества и энергии, занимают почетное место среди шедевров мировой фортепьянной литературы. Его перу принадлежит более двадцати ноктюрнов — прекрасных, мечтательных, поэтичных, глубоко лирических откровений. Шопен — автор нескольких баллад (это единственный у него жанр программного характера), в его творчестве представлены также экспромты, рондо; особой популярностью пользуются его вальсы.
Шопен поразил Париж своими оригинальными мазурками и полонезами — жанрами, в которых нашли отражение славянские танцевальные ритмы и гармонический язык, типичный для польского фольклора. Эти очаровательные, красочные пьесы впервые привнесли в западноевропейскую музыку славянский элемент, что постепенно, но неотвратимо изменило те гармонические, ритмические и мелодические схемы, которые великие классики XVIII в. оставили своим последователям. Шопен сочинил более полусотни мазурок (их прототип — польский танец с трехдольным ритмом, похожий на вальс) — небольших пьес, в которых типичные мелодические и гармонические обороты звучат по-славянски, а иной раз в них слышится и нечто восточное. Как почти все написанное Шопеном, мазурки весьма пианистичны и требуют от исполнителя большого искусства — даже если не содержат явных технических трудностей. Полонезы крупнее мазурок и по протяженности, и по фактуре. Полонеза-фантазии и полонеза, известного под названием «военного», вполне хватило бы, чтобы обеспечить Шопену одно из первых мест в ряду самых оригинальных и искусных авторов фортепианной музыки.
Время от времени Шопен обращался к крупным музыкальным формам. Возможно, наивысшим его достижением в этой области следует считать отлично выстроенную и очень убедительную по драматургии фантазию фа минор, сочиненную в 1840-1841 гг. В этом сочинении Шопен нашел модель формы, полностью отвечавшую характеру избранного им тематического материала, и таким образом разрешил задачу, которая оказывалась не под силу многим его современникам. Вместо того чтобы следовать классическим образцам сонатной формы, он позволяет замыслу сочинения, мелодическим, гармоническим, ритмическим особенностям материала определять структуру целого и способы развития. В баркароле, единственном шопеновском произведении данного жанра (1845-1846 гг.), прихотливая, гибкая мелодия в размере 6/8, характерном для песен венецианских гондольеров, варьируется на фоне неизменной фигуры сопровождения (в левой руке).
Шопен создал три фортепианных сонаты. Первая, до минор (1827 г.), — юношеское произведение, которое ныне редко исполняется. Вторая, си минор, появилась десятилетие спустя. Ее третья часть — известный во всем мире похоронный марш, а финал — вихрь октав, подобный «ветру, воющему над могилами». Считавшаяся неудачной по форме, Вторая соната в исполнении великих пианистов предстает как поразительно цельное произведение. Последняя шопеновская соната, си-бемоль минор (1844 г.), имеет сквозную структуру, объединяющую ее четыре части, и является одним из высших достижений Шопена.
Шопену принадлежит также ряд произведений для фортепьяно с оркестром и немногочисленные камерные пьесы. Для фортепиано с оркестром им созданы Andante spianato и полонез ми-бемоль мажор, два концерта (ми минор и фа минор), фантазия на польскую тему, рондо-краковяк, а также вариации на тему Моцарта La ci darem la mano (ария из оперы Дон Жуан). Вместе с виолончелистом О.Ж. Франшоммом он сочинил Большой концертный дуэт для виолончели и фортепьяно на темы из оперы Мейербера Роберт-дьявол, сонату соль минор, интродукцию и полонез для того же состава, а также трио соль минор для фортепьяно, скрипки и виолончели. Шопеном создан ряд песен для голоса с фортепьяно на польские тексты. Во всех сочинениях с оркестром сказывается неопытность автора в области инструментовки, и почти всегда при исполнении в партитуры вносятся изменения.
Источник
Творчество Фридерика Шопена
Фридерик Шопен
В 30—40-е годы XIX века мировая музыка обогатилась тремя крупными художественными явлениями — появились национальные композиторские школы на востоке Европы. Ведь до этого времени все наиболее значительные явления в мировом музыкальном искусстве происходили в трех культурных центрах — Италии, Франции и Австро-Германии. И вдруг на «окраине» Европы одна за другой стали возникать национальные композиторские. Эти новые национальные школы — русская, польская, чешская, венгерская и другие — вливали свежую струю в давние традиции европейской музыки. Идеалы, надежды и страдания своего народа, его художественная жизнь и быт стали основой творческого стиля представителей этих национальных школ. Вот таким воплощением духа польского народа стала музыка Фридерика Шопена.
Родина Шопена — Польша. Здесь прошли детство и юность музыканта. Вторая половина его жизни связана с Францией — родиной его отца.
Мать композитора — полька из обедневшей дворянской семьи. Отец — француз, сын лотарингского крестьянина, участник польского восстания.
Тело Шопена покоится в Париже. Сердце Шопена, согласно его последней воле, захоронено в Варшаве.
Детство. Фридерик Шопен родился в графском имении под Варшавой Желязова Воля. Его мама, дальняя родственница владельцев имения, служила здесь экономкой, а папа был воспитателем господских детей. Но уже на первом году жизни мальчика семья переехала в Варшаву.
Музыка звучала в этом доме постоянно: отец играл на скрипке и флейте, а мама немного играла на фортепиано и пела. Сначала родители подумали, что мальчик не любит музыку, потому что, когда мама начинала играть, ребенок начинал волноваться и плакать. Но оказалось, что причина этого — влечение к музыке. К пяти годам он уже умел неплохо играть на фортепиано. Серьезно учить его стал известнейший польский музыкант той поры Войцех Живный. В семь лет состоялся первый концерт мальчика, имевший большой успех. Тогда же было издано первое сочинение Шопена — фортепианный Полонез. По этому поводу варшавская газета писала, что сын профессора французского языка — «подлинный гений».
Успехи мальчика были так велики, что когда ему исполнилось 12 лет, Живный сам отказался с ним заниматься. Он сказал, что ничего уже не сможет дать своему выдающемуся ученику. Больше учителей фортепианной игры у Шопена не было. Все, чего он достиг, — результат самостоятельного труда, внутреннего развития и роста.
Из-за слабого здоровья он был определен в лицей в тринадцать лет. Фридерик поступил сразу в четвертый класс, потому что и дома он легко усваивал изучаемые предметы, овладел немецким и французским языками. В эти годы ярко проявилась многогранная одаренность Шопена. Он писал стихи, сочинял пьески для домашнего театра, сохранились его рисунки красками, говорящие о незаурядных художественных способностях. Его мимический талант не раз вызывал восхищение знатоков. Один польский актер сказал, что в лице Шопена пропадает великий актер. То же самое о нем говорили позже уже в Париже.
В 1824 году в Варшаве была открыта консерватория, получившая название «Главная школа музыки». Ее директором стал замечательный композитор, поборник польской национальной культуры Юзеф Эльснер. Вероятно, Шопен брал у него уроки еще до поступления в консерваторию в 1826 году. В лице Эльснера он нашел чуткого и умного учителя, сразу же почувствовавшего биение гения в творениях молодого музыканта. Он бережно развивал и охранял способности своего ученика. Когда некоторые музыканты начинали критиковать смелую творческую манеру Шопена, Эльснер отвечал: «Оставьте его в покое. Правда, он не идет обычной дорогой, но ведь и талант его также необычен».
Всего три года понадобилось молодому пианисту, чтобы закончить консерваторию. Сохранились заметки учителя, в которых он дает характеристику юному музыканту: «Изумительные способности. Музыкальный гений». Шопен был признан лучшим пианистом Польши. Большой известностью пользовались его сочинения. Самыми значительными среди них являются два Фортепианных концерта, концертные пьесы.
Друзья Шопена, его учитель советовали молодому музыканту совершить поездку за границу для дальнейшего совершенствования. Но денег на поездку не оказалось. Поэтому решено было сначала ненадолго поехать в Вену.
Первые гастроли. После окончания консерватории Шопен отправился в Вену. Он дал здесь два концерта, в которых выступил и как автор. Оба концерта прошли с огромным успехом. Венские музыкальные критики писали о нем как о гении. Вырученных денег могло хватить на некоторое время проживания за границей. Можно было отправляться в путешествие, но Шопен откладывал поездку со дня на день. Политическая обстановка в Польше обострялась все больше: польские патриоты готовили восстание против русского царизма. Но, наконец, день отъезда был назначен.
Поездка в Париж. 2 ноября 1830 года Шопен выехал в Париж. Накануне друзья устроили прощальный вечер и вручили ему серебряный кубок с польской землей. Принимая его, Шопен сказал слова, оказавшиеся пророческими: «Я убежден, что покидаю Варшаву и никогда в нее больше не вернусь, и что я говорю вечное «прощай» моей родине». Словам этим суждено было сбыться.
Спустя две недели после его отъезда в Варшаве началось восстание. Узнав об этом, Шопен хотел мчаться домой. Но друзья убедили его, что он должен служить родине своим искусством, которое при сложившейся в Польше обстановке было бы обречено на гибель. Ему оставалось только тревожиться за участь своих родных, за исход восстания издали.
По дороге в Париж он решил вновь посетить Вену. Но на этот раз она не оправдала его надежд. Венские музыканты поняли, каким соперником для них является Шопен. Поэтому организовать концерт ему не удалось. Молодой музыкант выехал из Вены. Уже в дороге его настигла весть о разгроме восстания в Польше. Как истинный патриот он воспринял трагедию отечества. Страницы его дневника наполнены выражением отчаяния. Свои горе, гнев, возмущение он излил в музыке.
Поражение восстания навсегда отрезало ему путь на родину. Осенью 1831 года он приехал в Париж, где оставался до конца своей жизни.
Шопен покорил Париж сначала как пианист. Его исполнение было своеобразным и непривычным. Так же, как и Лист, Шопен был признан одним из лучших пианистов мира.
Постепенно Париж покорила и музыка Шопена. В своих концертах он большей частью исполнял собственные сочинения. Прослушав одно из произведений Шопена — Вариации на тему из оперы Моцарта «Дон-Жуан», — немецкий композитор Р. Шуман писал: «Шапки долой, господа, перед вами гений!»
Но основным источником дохода Шопена в эти годы была педагогическая деятельность. Он вынужден был давать уроки по несколько часов в день. Эта работа отнимала очень много сил и времени, но отказаться от нее Шопен не мог, даже завоевав мировую известность.
В годы жизни в Париже Шопен имел возможность общения с выдающимися людьми своего времени. В числе его друзей были французский художник Делакруа, немецкий поэт Гейне, композитор Берлиоз, пианист и композитор Лист. Здесь же он близко сдружился со своими земляками. Он мог, отложив все дела, слушать рассказы о родине, о своих друзьях.
Общение с поляками было ему особенно дорого потому, что он чувствовал себя в Париже очень одиноким. У него не было своей семьи. Уезжая из Варшавы, Шопен простился со своей возлюбленной, певицей, ученицей консерватории. Но через год он узнал, что подруга предпочла ему богатого шляхтича.
Спустя несколько лет он сделал предложение другой соотечественнице — графине Марии Водзиньской. Но ее родители побоялись соединить судьбу своей дочери с высокоталантливым, но не высоковельможным музыкантом.
Счастье и горесть любви познал Шопен с Авророй Дюдеван, известной в литературе под мужским псевдонимом Жорж Санд. Это была талантливая писательница, художественно одаренная натура, обладавшая и музыкальными способностями. Она сыграла большую роль в жизни Шопена. Их роман длился девять лет. Дом, где поселились Шопен и Жорж Санд, стал одним из интереснейших салонов. Здесь можно было встретить Мицкевича, Бальзака, Гейне, представителей польской аристократии.
Концертная деятельность с годами стала занимать в жизни Шопена все меньше места. Артист иногда появлялся на большой эстраде, играл в аристократических салонах, но тяготился публичными выступлениями, «Толпа меня пугает», — признавался он Листу. Он любил играть перед близкими людьми, понимающими его и ему сочувствующими. Перед ними он раскрывался и как пианист-поэт и как вдохновенный творец. Он изумлял их богатством своих импровизаций. Один из друзей утверждал даже, что лучшие произведения Шопена — «лишь отблески и отголоски его импровизаций».
Отказавшись от концертной деятельности, Шопен вынужден был усиленно заняться педагогической работой. Этот труд не только утомлял композитора, но отвлекал его от самого главного дела его жизни — сочинения. И все же именно в этот период пришла полная духовная зрелость композитора, его развитие достигло своей высшей точки. В это время рождаются самые глубокие и значительные произведения: баллады, сонаты, скерцо, лучшие полонезы, мазурки, ноктюрны.
Последние годы жизни. Годы, проведенные с Жорж Санд, принесли композитору много радости. И все же резкое различие их натур привело к разрыву. Но прежде, чем разлад с Авророй сделался явным, ему пришлось пережить потерю двух самых близких людей. В 1842 году умер от чахотки Ян Матушинский, близкий друг Шопена. Спустя полтора года он потерял горячо любимого отца. Облегчить его горе приехала сестра Людовика. Она принесла с собой какую-то частичку родного дома, семьи. Но с её отъездом Шопен вновь замкнулся в себе. Мир его внутренней жизни и переживаний был скрыт от окружающих. Но чем больше он чувствовал свое одиночество, тем горячее и искреннее становилась его музыка. Только в ней музыкант до конца раскрывал все сокровенное, что бережно таил от людей.
Разрыв с Жорж Санд подорвал его здоровье. Болезнь легких, которой он страдал с юности, обострилась. Последние годы стали самыми мрачными в его жизни. Средства его иссякли. Не только потребность в деньгах, но и безразличие к своей судьбе побудили его совершить поездку в Лондон.
Весной 1848 года он прибыл в Лондон. И сразу начались обязательные визиты, званые обеды, приемы. И здесь ему приходилось давать уроки, выступать на приемах. Это забирало последние силы.
В августе по приглашению своих учениц Шопен отправился в Шотландию, где тоже выступал с концертами. Вернувшись в Лондон, он играл в концерте, устроенном в пользу поляков. Это было последнее выступление великого пианиста.
В конце ноября по совету врачей смертельно больным он вернулся в Париж. Вновь была вызвана сестра Людовика. Ей он завещал свою предсмертную просьбу: «Я знаю, вам не разрешат перевезти мое тело в Варшаву, отвезите туда, по крайней мере, мое сердце».
В ночь на 17 октября 1849 года Шопена не стало. В торжественных похоронах приняли участие лучшие артисты Парижа. В могилу Шопена высыпали горсть польской земли из кубка, который подарили ему друзья при прощании с родиной. Сердце Шопена было перевезено в Польшу и хранилось в костеле Святого Креста. Когда фашистские войска захватили Польшу, польские патриоты спрятали драгоценный сосуд. А после освобождения страны сосуд с сердцем Шопена был вновь возвращен в костел, где бережно хранится и сегодня.
Творчество Фридерика Шопена
Всю свою жизнь Шопен посвятил любимому инструменту. И творчество его ограничено рамками только фортепиано. За исключением нескольких произведений для других инструментов и нескольких песен, все сочинения композитора связаны с фортепиано. Но, даже работая только для фортепиано, Шопен сумел добиться такого разнообразия, какого другие композиторы добивались, работая над разными жанрами музыкального искусства.
Мазурки Шопена
Перу Ф. Шопена принадлежат 52 мазурки. В них как бы раскрывается душа польского народа, его думы и чаяния, быт, нравы, чувства и стремления. Богатый мир человеческих чувств и мыслей выражен в мазурках Шопена очень искренно и правдиво.
Мазурка — излюбленный польский танец. Он родился в одной из областей Польши — Мазовии. Поэтому его правильнее называть мазур. Народная мазурка — танец, который танцуют два партнера, причем в нем нет заранее придуманных фигур. Его импровизируют. А вот когда мазурка появилась в дворянской, шляхетской среде, она превратилась в блестящий танец, символизирующий военную удаль.
Среди мазурок Шопена мы встречаем и блестящие бальные, и задорные крестьянские, и опоэтизированные нежные мелодии — настоящие миниатюрные поэмы. Шопен часто называл их «obrazki». По-польски это означает «картинки». Действительно, это настоящие картинки польской жизни. Кажется, сама душа Польши поет в этих прекрасных творениях.
Мазурка до мажор (ор. 56 № 2). Эго настоящая картинка деревенского праздника, «с живым чувством родины, земли, народа и его лучистой энергией». Так сказал об этой мазурке замечательный русский музыковед, академик Б. Асафьев. Поляки называли ее «мазуркой мазурок».
Представьте, что мы попали на праздник в польскую деревню. Конечно же, танцы сопровождает деревенский оркестр. Из каких же инструментов он состоит? Обязательная его участница скрипка, не менее важен был контрабас. И, конечно, волынка.
В начале мазурки Шопена несколько тактов «гудит» квинта, подражающая деревенскому оркестру. А на ее фоне звучит веселая, задорная мелодия с острым синкопированным ритмом. На народных праздниках мазурки не все время танцевалась всеми танцорами. В середине танца вперед выходил главный танцор, в сольном танце показывая свое мастерство. На смену ему приходит танец девушек, более лиричный. Такую картину рисует средний раздел до мажорной мазурки. Но завершается все общим танцем.
Мазурка ля минор (ор. 68№ 2) носит совсем другой характер. Это очень поэтичная лирическая картина родины. Как и положено, мазурка написана в трехчастной форме, где средний раздел также воплощает задорный деревенский танец.
Примером блестящей бальной мазурки является Мазурка си- бемоль мажор (ор. 7 № 1). В отличие от предыдущих, она написана в форме рондо, рефреном которого является яркая, стремительная тема с четким ритмом. На смену этому разделу приходят две контрастные темы. Одна из них — так любимый Шопеном деревенский волыночный наигрыш.
Полонезы Шопена
Полонез — самый древний из польских танцев. В старину его называли «великим» или «пешим» танцем. Слово «полонез» французское, и в переводе означает «польский». В давние времена он представлял собой праздничное церемониальное шествие рыцарей, и его танцевали только мужчины. Со временем в этом парадном шествии стали принимать участие все гости. Им открывали придворные балы. Длинной вереницей шествовали красиво одетые танцоры, изящно приседая в конце каждого такта. В первой паре выступал хозяин бала с самой уважаемой гостьей.
Кроме придворного существовал и крестьянский полонез — более спокойный и плавный.
В творчестве Шопена мы встречаем разные по характеру полонезы: и лирические, и драматичные, и бравурные, похожие на рыцарские. Особой известностью пользуется Полонез ля мажор (ор. 40 № 1). Это торжественное сочинение ярко подтверждает, что свои полонезы, так же как и мазурки, Шопен писал не для того, чтобы под них танцевали. Это яркие концертные пьесы.
Главная тема полонеза — величественная, ликующе-победная. Средний раздел построен на развитии призывной фанфарной темы.
Слушание музыки: Ф.Шопен, Полонез №3. Мазурки №5, 34, 49.
Вальсы Шопена
Вальс — столь популярный танец, что рассказывать о нем еще раз нет смысла. Надо только отметить, что в первой половине XIX века он был популярен по всей Европе.
Впервые вальс стал концертной пьесой в творчестве Шуберта. Но его вальсы еще были очень похожи на бытовые танцы. С течением времени вальс превратился в самостоятельную форму и стал проникать в серьезную музыку: вальс становится частью симфонии, появляются концертные симфонические пьесы в вальсовом ритме.
В творчестве Шопена вальсы тоже представляют собой сольные концертные пьесы, выразительные и изящные, в которых широко используются богатые и разнообразные приемы пианизма.
Из семнадцати вальсов Шопена мы с вами вспомним один из самых известных — Вальс до-диез минор.
В основе вальса три разнохарактерные вальсовые темы. Мягкая, грациозная тема, плавная и легкая, открывает вальс. Ее сменяет более быстрая, кружащаяся, легкая мелодия. Третья — напевная, медленная тема — рождает ощущение размышлений.
Двукратное повторение второй темы, в чередовании с остальными напоминает типичную для многих танцевальных пьес форму рондо.
Ноктюрны Шопена
Ноктюрн — один из характерных жанров романтического искусства, французское слово nocturne в переводе означает «ночной». Термин этот появился в музыке XVIII века. В то далекое время этим словом называли пьесы, исполняемые на открытом воздухе, чаще всего духовыми или струнными инструментами. Они были близки инструментальным серенадам или дивертисментам.
В XIX веке появился совсем другой ноктюрн — мечтательная, певучая фортепианная пьеса, навеянная образом ночи, ночной тишиной, ночными думами. Впервые фортепианные ноктюрны стал писать ирландский композитор и пианист, долго живший в России, Джон Филд. Мы находим ноктюрны в творчестве Глинки, Чайковского, Шумана. Но наиболее известны ноктюрны Шопена. Мечтательные или поэтичные, строгие или скорбные, бурные или страстные, они составляют значительную часть творчества композитора.
Шопеном написано двадцать ноктюрнов, и они значительно отличаются от ноктюрнов Д. Филда. В основе филдовских ноктюрнов, как правило, один музыкальный образ, манера изложения напоминает песню с аккомпанементом: правая рука ведет мелодию, остальные голоса ей аккомпанируют. У Шопена ноктюрны гораздо глубже по содержанию. Они отличаются богатством музыкальных образов и силой творческой фантазии. Большинство ноктюрнов Шопена строится на контрасте двух образов.
Одно из лучших произведений Шопена в этом жанре — Ноктюрн фа-диез мажор. Как льющаяся в ночной тишине песня, звучит задушевная напевная мелодия. Полнота лирического чувства выливается в страстный порыв. Словно налетевший вихрь (может быть, отчаяния, страсти) прерывает мечтательность песни. Насколько первый раздел формы спокоен и мечтателен, настолько взволнован средний раздел. После него совсем по-другому звучит в репризе мелодия первой части. И только в коде исчезает напряжённость темы и всё успокаивается.
Прелюдии Шопена
Слово «прелюдия» на латинском языке означает «вступление». В старинной музыке она действительно выполняла скромную роль вступления к чему-то важному: к пению хорала, к фуге, сонате или ещё какой-нибудь пьесе. С течением времени стали появляться самостоятельные прелюдии. А в творчестве Шопена прелюдия совершенно изменила свои назначение и цель. Каждая из его прелюдий – законченное целое, в котором запечатлён один образ или настроение.
Шопен был первым композитором, создавшим своеобразный цикл из 24 прелюдий, написанных во всех мажорных и минорных тональностях. Они похожи на альбом кратких музыкальных записей, отражающих внутренний мир человека, его чувства, мысли, желания.
Прелюдия ми минор – одна из самых лиричных в творчестве композитора. Её музыка рождает воспоминания о чём-то прекрасном, что было в нашей жизни, но навсегда ушло. Удивительное мастерство композитора, в такой простой фактуре передающего тончайшие оттенки человеческих чувств.
Ещё более поразительно мастерство Шопена в прелюдии ля мажор. В ней всего 16 тактов. Особенно ярко в ней проявилось умение Шопена в Малой форме сказать что-то большое и важное. Поразительна её мелодия, похожая на выразительную человеческую речь.
Еще меньше по размеру (всего 13 тактов) прелюдия до минор, которую многие воспринимают как траурный марш. Скорбный, и в то же время торжественный характер музыки напоминает проводы в последний путь не простого человека, а лидера, вождя народа.
Этюды Шопена
Слово «этюд» нам хорошо знакомо. С первых месяцев овладения инструментом ученик начинает играть этюды. Сначала совсем простые. Затем переходит к более сложным.
По-французски etude— изучение. Они развивают технику музыканта. Каждый этюд посвящен освоению какого-то технического приема: игра октавами, трели, терции, например. Изучением технических приемов, кстати, занимаются не только музыканты. Этим занимаются и художники, и шахматисты, и многие другие. Этюды великих художников часто оказываются не просто упражнениями для выработки какого-либо приема, а подлинными произведениями искусства. Их выставляют в музеях, ими восхищаются. Вот и в творчестве Шопена этюд получил новое значение.
У Шопена этюд перестал быть упражнением. Он стал полноценным художественным жанром, как и другие концертные произведения, раскрывающим поэтические образы, мысли, настроения. Отныне этюды стали включаться в концертные программы как серьезные и выразительные произведения, наравне с сонатами, балладами и другими жанрами.
Особой популярностью пользуется знаменитый Этюд до минор № 12, получивший название «Революционный». История его создания широко известна: по дороге в Париж Шопен узнал о разгроме польского восстания. Он был в отчаянии. Его горе, гнев вылились в звуках. Так появился этюд, который звучит как призыв к борьбе за свободу родины.
Все новое, что было внесено Шопеном в фортепианную музыку, оказало огромное влияние на дальнейшее ее развитие. Многие композиторы, посвятившие себя фортепиано, считали Шопена своим учителем.
Слушание музыки: Ф.Шопен, Прелюдии №4,6,7,20. Этюды №3 ор.10 Es-dur, №12 с-moll.
Источник