Почему именно семь нот

Почему в нашей музыке семь нот?

Повторяющийся узор фортепианной клавиатуры из чёрных и белых клавиш известен всем и является одним из символов музыки вообще. Достаточно нарисовать на плакате 7 белых клавиш и 5 чёрных – и всем сразу же понятно, что речь пойдёт о чём-то музыкальном. А знаете ли вы, почему клавиши расположены именно таким образом, а не иначе? Почему белых клавиш семь, а чёрных пять? Давайте разбираться.

Где купить частотомер?

Чтобы разобраться в этом вопросе, нам потребуется помощь физики и математики. Начнём с того, что у каждого музыкального звука на фортепиано есть физическая характеристика – частота , а измеряется она в особых единицах – герцах (Гц). Например, нота «ля» первой октавы обладает частотой в 440 Гц. Для измерения частоты используется специальный физический прибор – частотомер или осциллометр, то есть «счётчик колебаний» .

Если хотите, вы тоже можете купить себе для экспериментов частотомер, стоит он недорого – только за ним нужно бежать вовсе не в магазин научного оборудования, а в магазин музыкальных инструментов. И называется он там не «частотомер», а «тюнер», то есть «инструмент для настройки» – но на самом деле тюнер представляет собой самый обычный частотомер, только чуть-чуть переделанный. Встроенный микрофон «слушает» ноту, которую мы играем или поём, и показывает нам её высоту на маленьком экранчике. Для настройки струн скрипки или гитары – самая удобная штука на свете!

Читайте также:  Adeste fideles ноты для хора

Впрочем, если вам лень отправляться в магазин или вы не хотите тратить лишние деньги, можно воспользоваться достижениями современных технологий. Например, скачать для своего смартфона маленькое бесплатное приложение «Тюнер и метроном». Или «Sound Analyzer Free», или «Frequency Counter», таких приложений много, просто «Тюнер и метроном» – самое наглядное и (главное) весьма точное. Нажимаем на кнопочку «Тюнер» – и пожалуйста, вот вам прекрасный частотомер для экспериментов со звуком!

Первый эксперимент: что такое октава?

Если поднести частотомер к пианино, и нажать на клавишу «ля» первой октавы, то прибор покажет нам на экранчике частоту 440 Гц (если, конечно, пианино настроено и исправно). А теперь нажмём на клавишу «ля» второй октавы – прибор покажет нам частоту 880 Гц. Как любопытно, правда? Ведь 880 – это 440, умноженное на 2!

Может быть, это совпадение?

Нажмём на клавишу «ля» малой октавы и снова посмотрим на экранчик тюнера. Он тут же покажет нам частоту 220 герц. А 220 – это 440, разделённое на 2!

Значит, не совпадение, а строгая закономерность. Если мы продолжим наши эксперименты с нотами «ля» по всей клавиатуре пианино, получим такую вот таблицу частот:

Посмотрите, с помощью простых наблюдений за частотомером мы открыли один из самых главных законов теории музыки: частота нот на расстоянии одной октавы отличается ровно в два раза . Хотите ноту на октаву выше? Умножьте частоту на 2. Хотите ноту на октаву ниже? Разделите частоту на 2. Хотите ноту на две октавы выше? Умножаем частоту на 4, легко и просто!

Второй эксперимент: что такое квинта?

Хорошо. Если умножить частоту на 2, получим октаву вверх. Если умножить на 4, получим две октавы вверх. А что будет, если умножить частоту на 3?

Шикарный вопрос! Снова берём ноту «ля» 1-й октавы, частота равна 440 Гц. 440 умножить на 3 равно 1320. Какая это будет нота? Снова берём наш частотомер и находим ноту на клавиатуре пианино банальным методом перебора («научного тыка»). Оп! Есть! Это нота «ми» третьей октавы! Опустим её на октаву вниз, то есть разделим на 2, и получим частоту 660 Гц – «ми» второй октавы. Ноты «ля» первой октавы и «ми» второй октавы образуют красиво звучащий музыкальный интервал, квинту. Именно по квинтам, например, настраиваются струны скрипки. А если мы опустим нашу ноту «ми» ещё на октаву вниз (то есть разделим на 4), то получим «ми» первой октавы, 330 Гц.

Итак, чтобы получить квинту вверх, нам нужно нашу частоту умножить на 3 и разделить на 2, или умножить на дробь 3/2. А если мы умножим нашу частоту на обратную дробь, то есть 2/3? 440 умножить на 2 и разделить на 3 будет примерно 293. Опять включаем частотомер и ищем эту частоту на клавиатуре пианино. Есть! Вот она! Это нота «ре» первой октавы – а нота «ре» образует от ноты «ля» в точности такую же квинту, только сыгранную вниз! Получается, что ноты, из которых можно составлять красивые мелодии и вообще музыку, образуются не «сами по себе», не случайно, а по строгим математическим законам ! Вот это да!

Источник

ПОЧЕМУ В ОКТАВЕ СЕМЬ НОТ, ХОТЯ OCTO — «ВОСЕМЬ»?

Сначала люди просто наслаждались пением птиц, журчанием ручейка, шелестом травы и прочими звуками природы. А потом стали подражать им, сочиняя свою первую музыку. Интерес к нотной записи возник тогда, когда они поняли: устное народное творчество искажает первоначальную мелодию.

Когда именно появилась нотная грамота, до сих пор неизвестно. В учебниках музыкальной теории обычно пишут, что систему нотной грамоты из семи нот разработал Пифагор в VI веке до н. э. Согласно преданию, однажды он зашел в мастерскую кузнеца и вдохновился гармоничным перезвоном от ударов по наковальне. Прислушавшись к издаваемым звукам, математик определил, что более тяжелые молотки издавали более низкий звук. Затем поэкспериментировал со струнами, изменяя их длину, и понял: чем длиннее струна, тем ниже звук, и наоборот. Причем сокращение длины струны вдвое давало тот же звук, но на октаву выше.

Но интерес к записи нот существовал сразу в нескольких параллельно развивающихся древних цивилизациях. Способы в каждой были свои. В Египте в середине IV века до н. э. для этого использовали иероглифы, обозначающие светила: солнце, луну, звезды. Правда, там звукоряд состоял из пяти нот. А в Древнем Вавилоне и Сирии пользовались слоговой записью музыкальных звуков.

Следующей важной вехой в развитии нотного письма стала эпоха Средневековья в Западной Европе. При папе римском Григории I происходило становление григорианского пения и систематизировались церковные лады. Здесь-то на сцену и вышел Гвидо д’Ареццо, считающийся родоначальником музыкальной грамоты и нотописи. Живший в XI веке, он придумал способ заучивать несложные мелодии по первым слогам акростиха молитвы к Иоанну Крестителю:

Несмотря на то что современная система нотного письма была оформлена лишь к XVI веку, эти семь нот — до, ре, ми, фа, соль, ля, си — и вошли в октаву.

Но семь только чистых нот, а еще есть пять альтерированных, то есть повышенных или пониженных на полтона. Получается всего 12. Действительно, если посчитать на фортепиано не только белые, но и черные клавиши от одной ноты «до» до другой, звуков окажется 12. Они расположены между собой через интервалы полутон или малую секунду. Но основных ступеней, на которые делится октава, все же семь. Поэтому и нот выделяют семь. А восьмая ступень служит для замыкания предыдущей октавы и начала новой.

Так что между нотами до и си октавы еще не будет. Она будет по достижении следующей до, то есть нот в октаве не семь, как принято думать, а восемь. Поэтому с названием этого термина, а точнее, с его переводом с латинского языка на русский все верно. Октава — это «расстояние» между ближайшими одноименными звуками, частота которых отличается в два раза.

И все это верно только в том случае, если мы говорим про семиступенные лады, такие как мажор или минор, а также лады народной музыки. Разумеется, звукоряд можно разбить и на более мелкие интервалы. Так, китайские национальные инструменты обычно используют звукоряд из пяти ступеней, то есть шести звуков. А на отдельных восточных гитарах появляются дополнительные насечки ладов, чтобы делить строй на 1/3 тона или ¼ тона.

Вот только для ушей европейского обывателя, привыкшего за столько веков к равномерной полутоновой темперации, такая разница может быть и незаметна. Большее количество полутонов способны улавливать лишь некоторые люди. Например, Вольфганг Амадей Моцарт слышал погрешность звуковысоты до 1/8 тона. Абсолютным слухом часто обладают и скрипачи, а также исполнители других струнных инструментов.

Источник

Почему нот семь?

7 нот — в гамме. А в распоряжении нашем — 12 нот.

Чтобы не запутаться, нужно понимать гамму как выборку из 12 возможных нот — это вариация.

Это как лестница.

Есть мажорная лестница. Есть минорная. И есть еще другие разновидности лестниц. И они все оперируют немного различными нотами из имеющихся в распоряжении 12-ти нот.

Но все гаммы-лестницы — это 7 ступенек. Поэтому и говорят, что есть 7 нот.

Первая ступень — это тоника. Основа.

Вторая ступень гаммы — может быть пониженная или обычная. Пониженная она в некоторых ладах, например в восточном.

Третья ступень — это всегда выбор: терция малая или большая — мажор или минор.

Четвертая — это кварта. Она просто есть.

Пятая — это квинта. Это обрамление аккорда. Аккорд — это 1-3-5 ступени.

Между 4 и 5 ступенью есть особая нота — тритон так называемый. В обычном мажоре/миноре ее нет, но в других вариациях «лестниц» вполне — например блюз.

Шестая — тоже малая или большая может быть, как терция. В миноре малая, в мажоре большая.

Седьмая — как шестая, так же.

Ну и восьмая — это то же что и первая. Октава. Та же тоника, только наверху.

Когда разберешься в этом всем, суть музыки становится очень ясной и понятной. Не нужно зубрить теорию музыки ни в коем случае. Нужно ее просто как следует осознать — ее логику и ее смысл. Это очень интересно и отнюдь не так сложно!

Можно понять теорию музыки и откуда взялась гамма, ноты, интервалы, мажоры и миноры и прочее — с точки зрения физики и логики. Понятно будет даже для тех, кто совсем не знаком с теорией музыки.

Источник

Почему в нотной грамоте всего семь нот?

О том, что в нотной грамоте семь нот, всем хорошо известно. Вот только не все могут объяснить, почему их именно семь. Даже музыканты на этот вопрос вам вряд ли ответят. На самом деле это довольно давняя и интересная история, которая своими корнями уходит в глубокое прошлое. В те далекие времена люди еще не изобрели музыкальных инструментов, и о нотной грамоте представления не имели. Графическое обозначение музыкальных звуков появилось значительно позже. С современными нотами оно ничего общего не имело. Это были символы, в виде черточек, запятых и точек.

Такое обозначение было весьма неудобным. К тому же, у каждого народа оно было своим. Прочитать данные символы было весьма проблематично. По этой причине люди и стали задумываться о создании единой нотной грамоты. И она была создана. Это была довольно оригинальная система записи звуков, которая использовалась при католическом пении. Данные символы получили название «невмы». Они были достаточно примитивны, и отображали лишь направление и тональность звука, но не его точное звучание. По этой причине записанную с их помощью мелодию точно воспроизвести было невозможно. То, есть, соединить с помощью невмы два звука было весьма проблематично. А ведь от их правильного сочетания как раз и зависит мелодия.

Чуть позже по инициативе монаха Аретинского была введена нотная грамота. Она представляла собой нотный стан, состоящий из четырех параллельных полос, на которые наносились ноты, в виде квадратиков. Каждая нота имела свое название, которое соответствовала заглавным буквам гимна Иоанна Крестителя.

Первоначально нот было шесть: до, ре, ми, фа, соль, ля. Чуть позже появилась седьмая нота, «си», что позволило использовать современную октавную систему.

Так почему же, все-таки, нот семь?

Вероятнее всего свою роль здесь сыграла природная гармония. Посудите сами – в неделе семь дней, у радуги семь цветов, в году двенадцать месяцев. Вот по этой причине в октаве 12 звуков. То есть, к основным семи нотам были добавлены бемоли и диезы, которые позволяли повышать или понижать основной звук на полтона. Нотная грамота, состоящая из семи основных нот, оказалась очень удобной, и поэтому была принята всем мировым сообществом.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Рубрики

  • Здоровье (8393)
  • Полезные советы (7909)
  • Народная медицина (6213)
  • Интересно (5892)
  • Женщина (5187)
  • Эзотерика (5122)
  • Разное (3562)
  • Косметология (3233)
  • Духовные истины (2862)
  • Познавательно (2569)
  • Кулинария (2387)
  • Выпечка (2246)
  • Домоводство (2223)
  • Психология (2025)
  • Мужчина (1652)
  • Мудрость (1601)
  • Ортопедия (1547)
  • Интересные люди (1396)
  • Живопись (1395)
  • Любовь (1362)
  • Святые места (1160)
  • Онкология (1083)
  • Магия (998)
  • Жизнь после жизни (904)
  • Гимнастика (887)
  • Страны, города (811)
  • Энергетика (792)
  • Дом (747)
  • ЖЗЛ (736)
  • Дети (728)
  • Фильмы (723)
  • Израиль (709)
  • Музыка (704)
  • Цитаты, афоризмы (638)
  • Притча (600)
  • Поэзия (591)
  • Книги (589)
  • История (529)
  • Искусство (510)
  • Салаты (503)
  • Мистика (496)
  • Фотокартинки (493)
  • Документальный фильм (429)
  • Литература (424)
  • Цветы, растения. (406)
  • Английский (370)
  • Дворцы, замки, крепости (367)
  • Молитва (366)
  • Мода (366)
  • Ювелирные украшения (361)
  • Душа (352)
  • Десерты (334)
  • Оформление блюд. (334)
  • Фарфор (315)
  • ПОЭЗИЯ (294)
  • Стиль (292)
  • Рассказы (278)
  • Великие мыслители (270)
  • Антикварная лавка (267)
  • Еврейские традиции (266)
  • Фитнес (229)
  • Дизайн (210)
  • ВЕЛИКИЕ ПОСВЯЩЕННЫЕ (205)
  • Монастыри, соборы, храмы. (167)
  • Компьютер (166)
  • Сайты (163)
  • Рукоделие (128)
  • Джаз (124)
  • Музеи мира (124)
  • Драгоценности (118)
  • Ошо (117)
  • Юмор (117)
  • Варенье (115)
  • Великие посвященные (112)
  • Ясновидение (92)
  • Грузия (91)
  • Новый Год, Рождество. (90)
  • Чтобы помнили (83)
  • Животные (76)
  • Блаватская Е.П. (37)
  • Каббала (36)
  • Экхарт Толле (36)
  • Театр (34)
  • Гаряев П.П. (29)
  • Кен Уилбер (23)
  • Лазарев С.Н. (16)
  • (0)
  • (0)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Почему нот именно семь и кто их придумал?

Почему нот именно семь и кто их придумал?

Музыка сопровождает человечество с давних времён. Древнейшему из обнаруженных музыкальных инструментов около 40,000 лет! И как песни переходили из уст в уста, так и мелодии передавались исполнителями друг другу при личном контакте. С развитием цивилизации появилась не только письменность, но и обозначения звуков. Например, в Египте в VI веке до н.э. использовали для этого пять иероглифов, а в Древнем Вавилоне и Сирии — специальные слоги.

Сегодня большинство людей, даже не умеющих играть на музыкальных инструментах, знают, что ноты произносятся как «до-ре-ми-фа-соль-ля-си». Эти семь нот — своего рода азбука, с помощью которой можно описать любое музыкальное произведение. Человек, знакомый с этой азбукой, может проиграть задуманное автором точно так же, как и человек, умеющий читать, может прочесть обычный текст.

Из истории известно, что ещё древнегреческий учёный Пифагор математически описал вибрации струн разной длины и выделил звуки, гармонично звучащие для человеческого слуха. Более того, оказалось что звуки могут быть очень похожи друг на друга, но иметь разную высоту звучания — так появились группы звуков, объединённые по высоте звучания, октавы. Каждая октава состоит из семи звуков, семи нот.

Основоположником же современной формы записи нот стал монах Гвидо д’Ареццо. В XI веке он предложил записывать ноты на четырёхлинейном стане и обозначать их в соответствии со строками гимна св. Иоанну «Ut queant laxis»:

UT queant laxis

REsonare fibris

MIra gestorum

FAmuli tuorum,

SOLve polluti

LAbii reatum.

Но в нотах необходимо было записывать не только звуки и их высоту, но и длительность звучания, а также длительность пауз между ними. Поэтому современная форма записи окончательно сформировалась только к XVII веку: нота UT была переименована в DO, добавлена пятая линейка и нота SI (сокращение от «Sancte Ioannes»). источник

Источник

Оцените статью