Уроки игры на фортепиано — черные клавиши
Урок 5
До сих пор мы играли только на белых клавишах и говорили только о них. Пришла пора узнать – зачем нужны черные клавиши на пианино.
Пожалуй, если бы все клавиши были белыми, рояль выглядел бы не так эффектно:). Но все-таки черные клавиши нужны не только для красоты.
Давайте прислушаемся
Давайте попробуем прислушаться к звукам инструмента и последовательно во всем разберемся.
1. Сыграйте ноту До первой октавы. (Если вы не знаете, где это, то, похоже, вы пропустили урок «расположение нот». Прочтите его и возвращайтесь). Итак, сыграли? Внимательно прислушайтесь к звуку.
2. Теперь сыграйте ноту Ре той же октавы. Снова внимательно послушайте, как она звучит. Правильно будет сказать, что звук выше, чем у ноты До. Вообще, чем правее клавиша, тем выше звук.
3. Внимательно посмотрите на клавиши, между ДО и РЕ как раз притаилась черная клавиша. Сыграйте последовательно До, затем черную клавишу, затем Ре.
4. Чувствуете?Черная клавиша издает звук промежуточный между До и Ре. Чуть повыше, чем До, но пониже , чем Ре.
5. «Расстояние» между нотами До и Ре называют тоном. То есть, музыкант скажет, что Ре на тон выше, чем До. А черная клавиша между ними как раз на половине этого «расстояния», поэтому говорят, что она на полтона выше, чем До, и на полтона ниже, чем Ре.
Знаки альтерации
6. Эта черная клавиша называется До-диез или Ре-бемоль. Это одно и то же — клавиша одна, а названий два.
Диез – знак повышения ноты на полтона,
Бемоль – знак понижения ноты на полтона.
7. Как мы уже знаем, одна октава состоит из 7 нот. Но она состоит из 12 промежутков – полутонов. Кстати, почему 12, а не 14?
Между нотами Ми и Фа нет черной клавиши. Так же как между нотами Си и До. Значит ли это, что не бывает нот Ми-диез, Фа-бемоль, Си-диез и До-бемоль?
Между нотами Ми и Фа, Си и До, расстояние в полтона. Соответственно, нота , например, Ми- диез, то есть звук на полтона выше, чем Ми, это…………….? Правильно! Нота Фа. То есть, ноты с бемолем или диезом – это не обязательно черные клавиши.
8. Знаки диез и бемоль могут находиться около ключа. (вот почему их иногда называют знаками при ключе). Это значит, что во всей пьесе ноты соответствующие по названиям этим знакам, надо играть с диезом или бемолем. Если же знак стоит непосредственно около ноты, это значит, что знак сохраняется только в этом такте и только для ноты этой же октавы.
9. Что же делать, если при ключе стоит диез или бемоль, но в каком-то конкретном месте произведения нужно сыграть эту ноту как обычно, не повышая и не понижая тон? Для этого используют вот такой знак – называется бекар
Бекар (бекАр – ударение на а) – знак отменяющий и диез и бемоль, для той ноты, перед которой он проставлен. Бекар сохраняет свое действие до тактовой черты.
10. Бемоль, диез и бекар называют знаками альтерации.
Теперь, когда вы узнали, что такое бемоль, диез и бекар, ваши возможности значительно расширились – очень многие произведения играются со знаками альтерации.
Источник
Почему у пианино 88 клавиш?
Краткая предыстория
Все мы знаем, что такое раскладка клавиатуры на фортепиано. И если вы хоть немного знакомы с каким-либо инструментом, то наверняка знаете названия всех или некоторых клавиш и их обозначения.
Но задавались ли Вы когда-нибудь вопросом, почему начало октавы обозначается буквой «С»? И почему именно буквы С, D, E, F, G, A, B, а не другие, выбраны для обозначения клавиш и аккордов? И кто придумал, что надо расположить черные клавиши именно такими группами: по две и по три? Действительно, может ли такое быть, чтобы расположение клавиш фортепиано могло быть другое?
Конечно мы можем догадаться, что все не случайно. Ведь издавна существовала определенная наука, которая послужила основой для современной раскладки клавиш на фортепиано. И все это начиналось давным-давно…
Первые семь нот
Когда ранние музыканты впервые придумывали музыку и создавали первые музыкальные инструменты, им нужно было понять, какой язык надо придумать, чтобы точно передать звучание своей мелодии.
Они заметили, что все звуки природы можно сопоставить с определенным музыкальным тоном и все они могут быть как бы измерены. Например, звук летящей стрелы или лай собаки. Теперь мы можем это объяснить, потому что знаем, что все слышимые нами звуки имеют свою частоту – число колебаний в секунду (от 20 до 20000 Герц). К примеру, средний сигнал автомобиля звучит как «фа диез минор» (F#), а часто состоит из двух тонов, звучащих вместе «фа диез и ля» (F# и A).
Интересно отметить, что первый клавишный инструмент, изобретенный в Греции более чем 2300 лет назад, содержал клавиатуру только из семи основных нот. И сегодня мы видим те же семь основных клавиш в современной раскладке фортепиано. Однако тогда, в Древней Греции, не существовало черных клавиш, которые есть сегодня.
Единственная общая черта между древней раскладкой клавиш и современной состоит в том, что это были деревянные клавиши, лежащие горизонтально. Слева шли самые низкие басовые звуки и постепенно переходили вправо в высокие.
Нажимая каждую клавишу последовательно слева направо, древние музыканты поняли, что первые семь звуков были неповторимы, то есть уникальны. Поэтому их поместили отдельно. Однако восьмая клавиши звучала так же как и первая, имея двойную частоту первого звука. И если эти две клавиши нажать одновременно, то они звучали в унисон, что в последствии было названо «октава». Поскольку опытным путем было установлено, что эти два звука были одинаковыми нотами, то далее последовательность клавиш просто повторилась. Этим семи основным нотам присвоили обозначения из букв латинского алфавита: A, B, C, D, E, F и G.
Как 7 основных нот превратились в 12.
Первый в мире клавишный инструмент назывался гидравлис. Это был античный орган, в котором необходимое давление воздуха, поступающего в трубы, поддерживалось столбом воды.
К 757 году н. э. этот инструмент открыл путь в западный мир, где его приняла католическая церковь. За следующие пять веков этот инструмент подвергся множественным преобразованиям и превратился в современный орган, который известен нам сегодня. Однако в 1200 году н.э. средневековый орган все еще использовал те самые основные семь нот, которые унаследовал от своего предшественника — гидравлиса.
В то время стало очевидно, что этот ограниченный набор звуков был весьма однообразен, ведь органисты могут использовать всего несколько тональностей, ладов и аккордов. В процессе изменения старинной музыки они стали экспериментировать с разными подходами к теории музыки и с основными семи звуками. В итоге к основным нотам добавилось еще пять дополнительных полутонов.
Если Вы изучите современное расположение нот, то увидите, что оно структурировано вокруг гармонического лада до мажор или ля минор. То есть, чтобы играть в до мажоре или в ля миноре не нужно использовать черные клавиши. Первый клавишный инструмент, созданный в 250 году до н. э. также был разработан для до мажора и ля минора.
Попробуйте помузицировать без использования черных клавиш некоторые время и вы поймете, насколько были ограничены древние музыканты и как трудно им было создавать красивые и разные музыкальные композиции. Так что после нескольких веков игры только в двух тональностях средневековые музыканты пришли к выводу, что их версия клавиатуры была не достаточно полной.
Таком образом, примерно в XIII веке пять полутонов были определены и добавлены в существующую раскладку нот. Объединение этих семи основных и пяти дополнительных нот дали музыкальному миру огромное разнообразие тональностей, четырнадцать новых ключевых знаков и почти бесконечное число аккордов.
Теперь в дополнение к до мажору, который основан только на белых клавишах, композиторы могли сочинить музыку, используя мажорные лады других нот, включая черные клавиши.
За следующие 700 лет это новое улучшенное расположение клавиш фортепиано послужило мощным стимулом для развития западной музыки. Также это положило новое начало в развитии органного строения, его механических новаций и тщательно продуманного дизайна.
Это был XVIII век, который стал золотым веком органа. Он достиг своей кульминации в сочинениях самого знаменитого органиста, которого когда-либо знал мир, — Иоганна Себастьяна Баха. Бесчисленное множество уникальных произведений никогда не были бы написаны и услышаны нами, если бы пять черных клавиш не были добавлены в состав основных белых нот.
88 клавиш
Современный стандарт подразумевает наличие 88 клавиш (полутонов) у фортепиано.
На практике же, встречаются инструменты с 85 клавишами, 73, и даже 61. Последние два — электронные инструменты. Однако, существуют фортепиано и с большим количеством клавиш чем 88.
Источник
Зачем нужны чёрные клавиши?
Глядя на клавиатуру фортепиано (и любого подобного инструмента) возникал вопрос, зачем нужны эти чёрные клавиши? Разбираемся!
Начнём с того, что звуки ну любом инструменте идут последовательно.
Например на гитаре всё более очевидно: Если рассмотреть любую струну с права налево (на картинке) то звуки будут располагаться последовательно.
Запомнить где находится какая нота на гитаре предоставляется возможном из разного рода положений руки на нужном ладу.
А на клавиатуре фортепиано восходящие звуки располагаются зиг-загом
Первая белая клавиша перед двумя чёрными это всегда «До» (перед 2 и 4), а первая белая клавиша перед тремя чёрными это всегда «Фа» (7, 9, 11).
1 причина
Это позволяет ориентироваться и всегда чётко понимать какую ноту ты играешь в данный момент.
А теперь представьте себе то, чтобы было, если существовали только белые клавиши? Как разобраться и понять что именно ты играешь, уходило бы очень много времени, чтобы заучить все расположения нот.
2 причина
Вторая причина более сложна для понимания, но я всё-равно постараюсь объяснить на пальцах.
Причина заключается в том, чтобы облегчить жизнь новичкам, ведь все белые клавиши (1, 3, 5, 6, 8, 10, 12 и т. д.) это всем знакомая гамма До-мажор первая для новичков: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, и До.
Например, на гитаре показать эту же гамму было бы гораздо проблематичнее.
А все чёрные клавиши это лишь повышения или понижения (диез или бемоль) основных нот.
Так например, «чёрная клавиша 2» это и до диез и ре бемоль, кому как удобно.
Вывод
Многие новички относятся к чёрным клавишам скептично, но это расизм, неправильно. Чёрные клавиши ничем не отличаются от белых и не несут новых функций.
Источник
Почему на пианино одни клавиши белые, а другие чёрные (не расизм).
Музыка — это сочетание звуков, с определённой частотой звучания, называемых «ноты», различных по длительности и пауз между ними. Всего нот двенадцать. Но названия есть только у семи из двенадцати нот. Это ноты до, ре ми, фа, соль, ля, си. Их ещё обозначают латинскими буквами C, D, E, F, G, A, B(H). Различаются ноты частотой звучания. У ноты до — самая низкая частота звучания, у ноты си — самая высокая. Между нотами с названиями располагаются (по частоте звучания) ноты без названия. Например между нотами до и ре есть нота без названия, которую можно обозначить повышенная нота до — до диез или пониженная нота ре — ре бемоль.
Таким образом полная октава из двенадцати нот выглядит следующим образом: до, до диез(ре бемоль), ре, ре диез(ми бемоль), ми, фа, фа диез (соль бемоль), соль, соль диез (ля бемоль), ля, ля диез(си бемоль), си. Или латинскими буквами C, C#(D♭), D, D#(E♭), E, F, F#(G♭), G, G#(A♭), A, A#(B♭), B.
Соответственно на пианино, чтобы извлечь ноту с названием нужно нажать на белую клавишу, а чтобы извлечь ноту без названия — на чёрную. Все ноты равноценны между собой. Почему же у семи нот есть названия, а у пяти — нет? Но для начала нужно ответить на вопрос — почему на пианино 88 клавиш, если нот всего 12? 12 нот образуют октаву и при дальнейшем увеличении или уменьшении частоты звука ноты начинают повторяться. При этом частота звучания одинаковых нот в соседних октавах отличается друг от друга в 2 раза.
Например на таком популярном музыкальном инструменте, как гитара 6-я струна настроена на ноту ми с частотой звучания 82,41 герц. Если эту струну зажать на 12-м ладу, то струна станет короче в 2 раза и можно будет извлечь ту же ноту ми следующей октавы с частотой звучания 164,82 герц. А первая струна имеет поперечное сечение в 4 раза меньше, чем шестая. Соответственно частота звучания первой струны в 4 раза выше, чем у шестой и это тоже нота ми, но на две октавы выше. Ну, а внутри пианино или рояля, для каждой ноты натянута своя струна. 88 клавиш — 88 струн, различных по диаметру или по длине.
Теперь можно вернуться к вопросу почему у семи нот есть названия, а у пяти — нет, хотя все ноты равнозначны между собой. На мой взгляд это главный секрет музыки. И не только музыки. И называется он — гармония. Дело в том, что если использовать для создания музыкального произведения сразу все двенадцать нот ничего не получится. А если использовать 7 из 12-ти нот — получится. Эти 7 нот должны быть «в ладу» между собой, поэтому такой набор нот называют музыкальным ладом или гармонией.
Разницу в частоте звучания между нотами называют интервалом. Интервал между соседними нотами — пол тона. Интервал между нотами через одну — тон. Таким образом гармония или лад в музыке — это набор интервалов между нотами, при котором ноты будут «в ладу» между собой и их можно использовать для создания музыкального произведения. Самыми распространёнными гармониями для создания музыкальных произведений являются мажор и минор.
Например гармония мажор это следующий набор интервалов — тон, тон, пол тона, тон, тон, тон, пол тона. Первая нота, от которой строится гармония, называется тоника и она может любой из двенадцати. Так, для каждой гармонии, можно получить 12 наборов по 7 нот с одинаковыми интервалами между ними. Если для гармонии мажор первой взять ноту до (тоника), то получится гармония до-мажор, состоящая из следующего набора нот — до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до(следующей октавы). То есть все ноты с названиями. Если тоника будет другая, то и набор нот будет дугой, но гармонический рисунок мелодий, создаваемых из этих нот, будет таким же, отличие будет только по высоте звучания.
Для гармонии минор набор интервалов следующий — тон, пол тона, тон, тон, пол тона, тон, тон. Например, если тоника будет ля, то получится гармония ля-минор, состоящая из следующего набора нот — ля, си, до, ре, ми, фа, соль, ля(следующей октавы). То есть опять все ноты с названиями.
Несмотря на то, что набор нот у гармоний до-мажор и ля-минор одинаковый, гармонический рисунок мелодий будет разный. Во первых потому, что при создании музыкальных фраз, из которых состоит мелодия, приходится постоянно «опираться» на тонику, а она у них разная. А во-вторых есть ещё, наверное, какие-то причины для этого.
Как видите расизм здесь совершенно не причём.
Источник