Почему не все слышат ноты

«Слух есть, голос есть, но пою мимо нот». Что делать?

Время от времени встречается такой случай, когда у вокалиста голос мощный и красивый, но он не попадает в ноты (в разной степени). При этом он сам слышит, что не попадает, но исправить себя не может. Ситуация частая и абсолютно типичная.

Отсутствием слуха эта ситуация не может быть оправдана – разные голоса и интонации речи людей, инструменты и высоту тона мы все различаем великолепно.

Причина — в неразработанности мелких мышц , находящихся в гортани, которые просто не могут сработать так, чтобы выдать звук нужной высоты. Это можно сравнить тем, как спортсмен учится попадать в цель из лука. Вначале он будет стрелять очень мимо, но с большим количеством попыток точность увеличивается до абсолютной.

Суть процесса такова: мы слышим звук – даем себе команду его воспроизвести – а мышцы не могут, им не хватает гибкости. И мы начинаем обвинять себя в отсутствии слуха, вместо того, чтобы растянуть эти вокальные мышцы. То есть, когда мы учимся петь, мы постепенно «прокачиваем» определенный мышечный комплекс. Всё как в спорте!

Чем больше практики, тем более пластичными, послушными становятся вокальные мышцы и голосовые связки, и тем более точно мы попадаем в ноты. Это называется «улучшение координации между слухом и голосом». Сразу скажу – это дело не одного дня, это вопрос регулярной практики, но результат того стоит!

Бывает еще один частый случай, когда у одного ученика, в разном процентном соотношении комбинируются неразвитость голосового аппарата и отсутствие координации между слухом и голосом. То есть изначально и голос слабый, скрипучий, и в ноты ученик не попадает. Что делать?

Я дроблю эту комплексную задачу на мелкие блоки, поочерёдно работаю то над силой и пластичностью голоса то над улучшением качества интонации используя разные упражнения, техники и приемы. Постепенно отсекаются лишние зажимы, тренируются нужные мышцы и освобождается истинный голос – громкий и свободный.

У ученика, который стабильно, терпеливо и грамотно занимается, больше нет шанса сказать себе или другим, что у него «нет голоса»!

Источник

Фальшиво поёшь, не попадаешь в ноты — значит, нет слуха? Это неправда! Разрушаю главный музыкальный миф

Ещё на заре ведения своего блога я подняла эту животрепещущую тему. Я очень хотела разрушить устойчивый миф о том, что непопадание в ноты является признаком отсутствия музыкального слуха . Я написала несколько статей на эту тему.

А наибольший отклик, судя по комментаторской активности вызвала статья

Почитайте к ней комментарии, найдёте очень много разных бурных реакций.

Масса недоверчивых и откровенно негативных комментариев связана с тем, что человеку трудно принять такую идею: непопадание в ноты не связано с музыкальным слухом. Я по-разному пыталась донести эту идею, используя различные примеры, но встретилась с огромным скепсисом и даже сомнением в моих профессиональных способностях.

Я подумала, что же я не сказала самое простое и самое главное, чтобы убедить людей раз и навсегда, и однозначно закрыть эту тему?

Пример из жизни.

Даже не пример, а практическая статистика.

Так вот, господа, те кто не верит что фальшиво поющие люди обладают музыкальным слухом, вот вам моя повседневная реальность.

8 из 10ти людей приходящих ко мне на обучение вокалу, не попадают в ноты. Если бы я была в приёмной комиссии в советскую музыкалку, я бы была вынуждена их отсеять как профнепригодных, потому что они не демонстрируют наличие музыкальных способностей. Но так как мой класс, слава Богу, не советская музыкалка и я сама принимаю решения кого учить, я беру этих людей себе в студенты.

Нет, не чтобы тянуть с них деньги, зная, что у них нет слуха, но есть желание заниматься музыкой и давать ложную надежду.

Я им честно объясняю, что предстоит возможно долгая, возможно сложная и интенсивная работа, но в результате неё они точно будут попадать в ноты. В каждом конкретном случае я примерно могу даже сказать, сколько времени понадобится. Кому-то нужно два месяца, кому-то четыре, а кому-то целый год. Но я беру на себя ответственность за то, что по результатам этого времени они будут попадать в ноты на сто процентов.

И ученики попадают, часто даже быстрее чем я сама ожидаю!

Так, получается, если они в ноты они попадают, значит слух у них есть?

Да, он и есть и был на момент поступления на обучение. Просто иногда, чтобы он проявился требуется некоторое время, практические упражнения и сконцентрированность на процессе.

Так что если вы не попадаете в ноты, и вам говорят, что у вас нет слуха или плохой слух — знайте, что на практике это поправимо, это исправляется сравнительно легко и быстро. Интонирование (так по-вокальному называется процесс попадания в ноты) вычищается и прокачивается так же как и любая другая дисциплина, которой вы занимаетесь систематически.

Поэтому, если вы в ноты не попадаете — это не значит, что нужно ставить крест на своей мечте петь и выражать себя в творчестве через звук.

Это значит, что нужно просто пойти и развить этот навык.

А как у вас обстоят дела с вокальным прогрессом, развитием слуха и голоса?

Делитесь в комментариях! С радостью поучаствую в обсуждениях!

Кстати, у меня есть 3-4 места на скайп обучение. Чтобы узнать условия, пишите на почту указанную в шапке профиля. Условия очень гуманные. Повышение стоимости планируется с Нового года. Кто запишется до 01.01.2021, тому текущая стоимость будет сохранена на весь следующий год. Потому что я люблю вас и ваш голос.

Источник

Тема: Как вы слышите ноты?

Опции темы
Поиск по теме

Как вы слышите ноты?

Уважаемые СТАРШИЕ товарищи!
Заглянул на форум чтобы спросить вашего мнения. Возможно ваши ученики уже задавали вам подобный вопрос.

Дело вот в чём. Примерно со школы я мечтал хотя бы соседние клавиши на пианино отличать, но меня все считали безнадёжным и советовали забыть о музыкальном образовании и не пытаться даже учиться играть на чём-либо. В детстве с 5ти лет меня постоянно били по голове, отчего я плохо слышал, не говоря уже о присутствии музыкального слуха. Несмотря на это я пытался в гостях у родственников поиграть на пианино, даже пытался правильно попадать в нужные клавиши, разучивая детские песенки, но меня от пианино прогоняли и не захотели отдать меня в детскую муз. школу.

Несмотря на мой ник, я пока даже не ученик, а ещё только обзавёлся электропианино, учебниками по сольфеджио, по нотной грамоте и др. по тематике фортепиано, было всего одно вводное занятие. У меня преподаватель с абсолютным слухом и ему неверное восприятие звуков неведомо. Поэтому вразумительного ответа я не услышал. Между тем лет мне уже 4й десяток.

Внимание на прикрепленный рисунок. На рисунке я изобразил клавиатуру пианино. Под клавишами подписано буквально следующее. Если я отвернусь и кто-то будет нажимать на клавиши, я буду слышать:
— в р-не контроктавы любая клавиша слышится мне как «ре» (мычание коровы на одном звуке «ре-е-е-е-е. «), и так от первой клавиши до 20й примерно;
— примерно до второй октавы все клавиши слышу как «до» (как в слове ДОм, сТОл, МОст);
— в третьей четверти клавиши дают звук «фа» или «ма» (ФАра, МАрка);
— последняя октава полностью состоит из клавиш, дающих один и тот же звук «ми-и-и-и» (мяуканье котёнка или писк мыши).

Никаких повторяющихся 7 раз «до-ре-ми-фа-соль-ля-си» я даже близко не слышу.

Как вы слышите фортепианную клавиатуру — у вас действительно слух воспринимает чередующиеся несколько раз звуки «о — е — и — а — о — я — и» ? (соседние клавиши мне вообще слышатся как одна). На протяжении всех 7ми октав вы способны отличить звук «о» (до) от соседнего «е» (ре)?

Почему так? У меня патологическое заболевание слуха? Я слуховой дальтоник?
И что мне делать, чтобы научиться играть хотя бы на фортепиано, не говоря уже о любимой скрипке?

Источник

Почему люди не попадают в ноты?

Рассмотрим 3 причины, почему получается петь неточно и что с этим делать.

Разобраться в теме нам поможет Алёна Налимова, педагог по вокалу музыкального проекта Теплица.

Итак, причины, по которым можно не попасть в ноты:

Причина 1:

Вы удивитесь, но самая распространенная причина — это не проблемы со слухом.

Это плохое владение головным регистром!

Дело в том, что речевой звук — в основном грудной, и у людей, которые пением не занимались, головной регистр развит плохо — переключаться и использовать смешанный звук (микст) не получается. Такой человек во время пения сильно «низит».

Что делать:

Попробуйте для нот ниже выбирать более плотный звук, а для нот выше — более тонкий и легкий, и чем выше нота — тем легче звук вы должны использовать.

Причина 2:

Если вы слышите, что не попадаете в ноты, но голос как будто вас не слушается + если вы не только «низите», но и «высите» — у вас плохая координация между слухом и голосом .

Если вы слышите неточности, значит, со слухом у вас все в порядке и нужно укреплять именно связь между голосом и слухом.

Что делать:

Начните с простых мелодий, подбирайте их на инструменте и пойте вместе с фортепиано, а ещё пойте а капелла (без сопровождения). Чаще подпевайте песням! Репертуар для себя тоже лучше сначала выбирать более простой, чтобы координация развивалась постепенно. Не торопитесь, дайте себя время «прокачаться».

Причина 3:

Бывает, что вы подпеваете любимому исполнителю, но совсем не попадаете! Что происходит?

Проблема не в вашем слухе, а в тональности песни , которая определяет, какие там будут ноты.

Тональность песни может вам не подходить, если вы девушка и подпеваете мужчине, или наоборот

Если, например, поет тенор, то ноты будут слишком низкие даже для низкого женского голоса. У мужчин и женщин совсем разные диапазоны и рабочие тесситуры, так что тональности тоже абсолютно разные!

Что делать:

Скачайте песню и попробуйте поднять или опустить тональность. Начните с +1 полутон или -1 полутон, и дальше экспериментируйте. Ищите удобство и слушайте унисон с певицей!

Тональность песни может вам не подходить, если у вас низкий голос, а песня спета высоким голосом, или наоборот

Желание петь только в оригинальной тональности — бич всех учащихся пению. У каждого вокалиста свои рабочие тональности, свои индивидуальные особенности.

Это как будто вы взяли чужой костюм и упорно носите его, несмотря на то, что он велик. У всех свой рост и комплекция, и мы к этому привыкли! Но тональность чужой песни почему-то поменять не можем.

Что делать:

Скачивайте песню и меняйте тональность, пока не услышите, что голос звучит эффектно и песня подчеркивает его достоинства! Ну и все ноты на месте, конечно!

А ещё — подписывайтесь на Инстаграм музыкального проекта Теплица — там вы найдете бесплатные упражнения и лайфхаки для пения .

Источник

Легенды и мифы о музыкальном слухе и о медведе, виновнике его отсутствия

Нам всегда говорят, что у одних людей есть музыкальный слух, а другим медведь на ухо наступил. Мало того, существует почти мифический абсолютный слух. О нем никто ничего не знает, но считается, что именно он делает музыканта особенно крутым. Но неужели музыканты действительно все слышат по другому? У них что, какие-то другие уши?

Вообще в самой способности различать ноты на слух нет никакой мистики. Всего лишь физика. Нота — это любой звук, который имеет определенную ясную частоту колебания. Звук, взятый на музыкальном инструменте создает равномерные волны уплотненных молекул воздуха. Если воздух уплотняется ровно 440 раз в секунду (440 герц), получается нота ля первой октавы. Нота соль первой октавы создается при 392 герц и.т.д.

А вот у упавшего шкафа, например, нет определенной ноты, ведь это просто каша из звуковых волн самых разных частот, которые никак не организованы во времени.

Итак, получается, что частоты звуков в герцах соответствуют музыкальным нотам. Так вот, у человека есть два способа услышать частоту ноты:

Первый способ — это относительный слух. Этот вид музыкального слуха есть у 99,99% людей и он основан на сравнении. Практически каждый вменяемый человек скажет, что крайняя слева клавиша на фортепиано звучит ниже, чем крайняя справа. А звуки скрипки в целом выше, чем звуки контрабаса, например. Поэтому музыкальный слух, хотя бы в зачаточном состоянии, есть у всех, и медведь никому на ухо не наступал. Это выражение является всего лишь смешным фразеологизмом.

Речь может идти только о разной степени развитости музыкального слуха. Если он от рождения не ахти, то его можно развить. Этим и занимаются в музыкальных школах. Хотя при поступлениии туда все равно проверяют, насколько хорош слух ребенка. Понятное дело, что более способный малыш быстрее достигнет ощутимых результатов. В противном случае может семь потов сойти, прежде чем получится хоть что-нибудь. Поэтому если в музыкальную школу есть конкурс, родителям могут вежливо посоветовать развивать ребенка в другой области.

И второй способ слышать ноты — тот самый легендарный абсолютный слух, на деле просто являющийся врожденной способностью запоминать и узнавать звуки с точностью до герца, как если бы это были буквы или цвета. Мы ведь не задумываемся, какой цвет перед нами, красный или зеленый. Зная буквы, мы легко отличаем букву «А» от буквы «Б».

Так же и человек с абсолютным слухом (абсолютник) сходу различает, какой звук какой ноте соответствует, для него у каждой ноты есть «свое лицо». Дверь скрипит на ноту ми, сигнал автомобиля — это терция фа-ля, даже в свисте протекающего крана слышатся ноты! Поэтому внимание друзей такому человеку обеспечено:

Абсолютный слух встречается довольно редко, у 1/10000. Но несмотря на это большинство музыкантов, даже самых знаменитых и гениальных, спокойно обходятся без него, довольствуясь относительным.

Представьте себе, что музыканты это летчики. У первого летчика относительный слух, т.е. глазомер и опыт. Вынырнув из облака, он может мгновенно определить расстояние до земли и до самолета противника, свой крен, скорость — и совершить виртуозный меневр. А вот у второго летчика абсолютный слух, т.е. отдельная суперспособность, встроенный в голову высотомер и героскоп. С ними он может определить высоту и направление полета даже с завязанными глазами и без приборов, но эта суперспособность вовсе не означает, что второй летчик умеет летать лучше первого. Оба одинаково хорошо справятся с маневром.

Также и абсолютный слух — это вовсе не гарантия таланта. Его наличие не сделает вас ни Моцартом, ни Паганини — как острое зрение еще не делает человека талантливым художником. Хотя владельцу абсолютного слуха проще моментально подобрать мелодию и аккорды по слуху, а также быстро записать нотами услышанную музыку.

Повторюсь, что абсолютный слух может быть только врожденным. Его нельзя развить. Он или есть, или его нет.

На видео свой абсолютный слух демонстрирует 6-летний выпускник подготовительного отделеия Центральной Музыкальной Школы при Московской консерватории:

Если сравнивать занятия музыкой со спортом, то труд музыканта чем-то похож на многоборье. Кроме умения слышать и различать ноты, необходимо тренировать еще и ритмический слух, осваивать и запоминать мелодии, интервалы и аккорды, а еще уметь читать с листа, т.е. с ходу превращать закорючки на нотной бумаге обратно в звуки.

Чтобы играть музыку на инструменте, должна быть хорошая координация между головой, слухом и руками, а у духовиков еще и дыханием. На оттачивание навыков требуются годы труда.

Но и это еще не все. Чтобы хорошо петь, тренировать нужно еще и горло. Например, вы отлично слышите красивую мелодию, но ваши связки не могут с первого раза попасть в нужные ноты. Очень часто в таких случаях некомпетентный человек скажет: «У тебя нет слуха!» И далее про медведя. На самом деле со слухом может быть все в порядке, просто голосовыми связками тоже нужно уметь владеть. Это еще одна сложность, которую музыканту приходится преодолевать постоянным трудом.

После всех этих тренировок музыканты действительно слышат музыку по-другому, гораздо тоньше, чем обычные люди, и способны получать удовольствие от хорошей музыки любых направлений.

Только вот в караоке-бары после этого очень сложно ходить. Ибо весь вечер слушать, как твои подвыпившие друзья горланят мимо нот — такое себе удовольствие.

Найдены дубликаты

Лига Оркестровой Музыки

228 постов 1.2K подписчик

Правила сообщества

1.Не делайте то, что запрещено правилами Пикабу.

2.Не заливать посты не по теме Лиги.

3.Чистое звучание произведений.

есть и побочки — перестаешь получать удовольствие от музыки, поскольку вместо мелодии слышишь партитуру, наподобие «ля-ля фа соль фа соль си бемоль»

Нихрена подобного. Вы просто устали — возможно даже и от занятий музыкой.

Само по себе вот этл (до ре ми до ре..) не портит впечатления. А если оно у вас забивает все. Возможно, именно у вас такая беда.

Да, есть такой эффект. Мне он мешает(( Там, где люди просто расслабляются под красивую музыку, в моей голове не просто партитура мелодии, но и «бегущая строка» гармонизации. И в результате вместо удовольствия получаешь готовую задачку по гармонии, которую решаешь в режиме онлайн практически против своей воли.

Я очень хотела научиться петь, в нашем городе есть студии для взрослых, даже сходила на пробное бесплатное занятие, мне очень понравилось. Но стоит это дорого для меня.

У меня абсолютный слух, и это мне мешало, когда надо было спеть на интервал выше/ниже — я же знала, на какой высоте нужно петь мелодию, и перестраиваться на другую было сложно, особенно при переходе с куплета на припев, где мелодия другая, остаться в новой тональности сложно.

Мне вообще это петь мешает всю жизнь.

А я совсем слепой на ухо. Особенно когда давали послушать одинаковые ноты из соседних октав. Они же, говорят, звучат одинаково, неужели ты не слышишь? А я не понимаю. Умом понимаю, а ухом не слышу. Блядь, как в денди играть на черно-белом телевизоре.

Абсолютный слух отлично тренируется, потому что это скорее память, а не слух. Ну и как выше верно сказали, там есть градации и уровни скилла: гитаристу обычно не проблема угадать ноту на гитаре, но сыграй её на саксе и опа.

Слух, когда человек может разпознать тональность любого звука вообще — действительно штука полумифическая.

Надо сказать довольно дохрена приложений есть для тренировки слуха, и они вполне работают. Лучший способ, конечно, играть на нормально настроенном инструменте до позеленения каждый день, но и пару часов в день в электричке с айфоном и наушниками дают нехилый такой буст.

Слух — это способность человека различать механические колебания упругой среды в определённом диапазоне частот колебаний и определённой интенсивности. Именно этими характеристиками определяется качество слухового аппарата человека.

А все остальные придумки — это работа мозга.

Нельзя определить качество прибора качеством анализиирующего и записывающего устройства, к которому этот прибор подключён.

Ну, насчет абсолютного слуха — тоже нельзя так сказать, что или есть, или нет. Абсолютный слух — тоже количественно разный бывает. Одно дело угадать, какая нота звучит на пианино или пропеть ноту с ошибкой меньше, чем в полтона — это многие могут и это тоже абсолютный слух. А другое дело — настроить скрипку без камертона, чтобы она идеально попала в ноту Ля. Вот это уже редкость. И да, оно развивается. Во всяком случае, до точности, необходимой для определения звучащей ноты.

Наверно можно развить слух до определения звучащей ноты. Натаскать себя, натренировать. Но как только перестаешь практиковать — все это умение постепенно теряется. Я читала, что это называется псевдоабсолютный слух. Настоящий же абсолютный слух, это когда с точностью до герца слышишь ноты и можешь без камертона настраивать инструменты. И этот слух будет с человеком с рождения и до смерти, даже если он им заниматься вообще не будет.

Когда надо штук н-цадь гитар за рабочий день настроить, к концу дня уже начинаешь отлично слышать нестроевич. На следующий день, правда, скилл частично сбрасывается.

Я всю жизнь завидую музыкантам потому что очень люблю музыку и это то чем я бы хотел заниматься профессионально, но музыканта из меня не получилось. с другой стороны даже мне тяжело слушать большую часть того, что крутят по радио и телевизору каждый день, потому что музыкой это назвать нельзя. А вот какого им профессионалам?)))

Музыкальный слух это не про «запоминать и узнавать» это способность точно слышать и различать тона и интервалы из которой много что вытекает. В частности человек с музыкальным слухом способен «запоминать и узнавать», может играть или петь «по слуху» если его научить. А без просто не способен. В общем примерно как на этой картинке, но для звуков.

Зачем нужен дирижер?

Зачем нужен дирижер, если у всех музыкантов есть ноты?

Зачем нужен дирижер, если на него все равно никто не смотрит?

Зачем нужен дирижер, если он ни на чем не играет?

Хоть что-то изменится, если его оттуда убрать?

Примерно такие вопросы появляются у людей, далеких от академической музыки.

Попробую ответить на эти вопросы простым языком, дополнив пост любопытными забавными видео на эту тему (все видео короткие).

Итак, представьте себе бегунов на старте. Они приготовились сорваться с места и ринуться вперёд. И вдруг вместо выстрела им кричат: «Ну, вы это, бегите, что ли!» Как, по-вашему, смогут бегуны по такой команде оторваться от старта одновременно? Оркестру, в котором иногда играет более ста человек, нужна чёткая команда, чтобы всем одновременно начать играть.

Но в отличие от бегунов, которые к финишу придут один за другим, оркестранты должны закончить музыку все вместе – опять таки по знаку дирижера.

Все знают, для чего гремит барабан, когда идут строем. Для того, чтобы все шли в одном темпе. Иначе один пойдёт чуть быстрее, другой отстанет. То же случится и с оркестрантами, если у них перед глазами не будет дирижёра, задача которого — держать оркестр в единой ритмической сетке.

Бывают разные музыкальные пьесы. Например, марш – музыка всегда громкая, чёткая, бодрая. У колыбельной музыка совсем другая – тихая, нежная, убаюкивающая. Представьте, оркестр играет колыбельную: все музыканты знают, что надо играть тихо. Но встает вопрос: насколько тихо должен играть каждый музыкант, чтобы громкость оркестра в целом была бы той, которая нужна для колыбельной? Ни один из оркестрантов не сможет этого оценить, потому что люди, сидящие в разных концах оркестра, не слышат друг друга, тем более, когда у каждого под ухом звучит свой инструмент! И здесь, опять таки, нужен дирижёр, который сам ни на чем не играет, а только слушает, оценивает со стороны, как звучит оркестр, показывает, кому надо играть чуть громче, а кому потише, – «выравнивает» звучность оркестра, делает его звучание сбалансированным. Он один может слышать всю звуковую картину оркестра.

Итак, получается, что дирижер это регулировщик. Но если назвать какого-либо дирижера регулировщиком — это будет как пощечина для него, ибо плох тот дирижер, который выполняет только лишь функцию регулировщика.

Музыку, которую играет оркестр, нужно исполнить, как говорят, «с душой». А ведь каждый человек чувствует и понимает музыку по-своему. Поэтому нужен кто-то один, чтобы по его воле все играли с одинаковым, продиктованным им «выражением».

Обычно композитор в своих нотах очень чётко прописывает, как, в каком темпе, с какой громкостью нужно играть его музыку. Но даже в строгих рамках нот всегда есть некая возможность для маневра, и с помощью некоторых штрихов можно придать музыке свое звучание, свое видение. Где-то сыграть тише, мягче, нежнее, или наоборот. Темп можно сделать чуть подвижней или плавнее, и т.д. Таким образом, дирижер расставляет в музыке свои авторские ньюансы.

Послушайте, как по-разному звучит знаменитое бетховенское «та-та-та-таааа» из 5 симфонии в исполнении разных дирижеров, и вы поймете, о каких ньюансах идет речь:

Источник

Оцените статью