Почему нот только семь

Почему нот 7, если в октаве 12 полутонов или 6 целых тонов?

На этот довольно сложный вопрос имеется несколько ответов.

  1. Так сложилось исторически. Пока еще никто не смог толком объяснить странную склонность нашей цивилизации к цифрам «3» и «7». Почему в радуге 7 цветов, когда их явно намного больше? Почему 7 чудес света и 7 смертных грехов? Почему, наконец, Господу потребовалось 7 дней, как утверждает Библия, чтобы создать мир и мы до сих пор используем в отсчете времени неделю из семи дней? Ответ, видимо, где-то в строении человеческого мозга либо в генетике человека. Почему-то так удобнее воспринимать информацию нашему сознанию.
  2. Так сложилось эволюционно. Современная система нотной записи прошла длинный путь развития, постепенно усложняясь. Когда итальянский монах Гвидо Д’Ареццо в одиннадцатом веке для записи церковных песнопений стал использовать линейки и специальные знаки, чтобы зафиксировать высоту звука («ноты», латинское «notatio», означает «записывание»), то первоначально линеек было только четыре, а нот – шесть. Этого вполне хватало, потому что пели монахи в одной-единственной тональности и простыми интервалами – никаких полутонов. Как это звучало, вы можете легко представить, если погуглите аудио или видео с произведениями Джованни Палестрины. Это один из самых ранних композиторов, которого исполняют и сегодня. Хоть это уже XVI век, т.е. к этому времени европейская музыка прошла четырехвековой путь развития, вы вряд ли захотите слушать больше трех композиций подряд, потому что для современного уха это звучит ужасно скучно: без полутонов (ну, почти), в одной тональности, в одном темпе, одинаковыми по длительности длинными нотами, исключительно консонансно (благозвучно) и т.д.
  3. Так сложилось благодаря особенностям физики звука и его восприятия человеческим ухом. Вибрирующая струна или колеблющийся в ограниченном объеме воздух (в духовом инструменте) кратно делится и воспроизводит кроме основного тона так называемые обертоны (физики их называют гармониками). Эти составные звуки хорошо различимы на слух и они стали основой так называемого кварто-квинтового круга, который как раз и составляет 12 нот разной высоты в пределах одной октавы.
  4. Европейская 12-полутоновая система сложилась во многом благодаря гениальному композитору Иоганну Себастьяну Баху. В 1722 году он издал сборник пьес, состоящий из 24-ти прелюдий и фуг, написанных в 24-х разных тональностях – 12 минорных и 12 мажорных композиций от каждого полутона в октаве. Сборник назывался «Хорошо темперированный клавир», что означает «Хорошо настроенный клавишный инструмент». Это был небывалый прорыв. До появления ХТК чембало, клавесины и клавикорды настраивались так, что приемлемо на них можно было исполнять пьесы в двух-трех тональностях. Бах, однако, слышал музыку таким образом, что каждая тональность у него обладала особенными характеристиками, которые он и захотел подчеркнуть. Поразительные красота и совершенство его прелюдий и фуг, составляющих ХТК, «уравняла в правах» все тональности. Мастера были вынуждены совершенствовать изготовление инструментов, чтобы стало возможным исполнять подобную музыку – благо, вслед за Бахом появилось множество композиторов-гениев, которые развили и закрепили предложенную им 12-полутоновую систему. Это также был довольно растянутый по времени процесс – реально музыкальная система устоялась лишь к XIX веку.
  5. Семь нот и 12 полутонов вовсе не являются единственной и окончательной музыкальной системой. Вплоть до XIX века конструировались так называемые энгармонические клавишные инструменты, где в октаве было 19, 48 и даже 53 клавиши. Сегодня живут, здравствуют и прекрасно себя чувствуют арабские и индийские музыкальные системы, где в октаве 14 полутонов, а также лады, где всего лишь пять нот (пентатоника), которые являются основой народной музыки многих африканских стран. И не надо смеяться над музыкальным строем из пяти нот. Он вовсе не примитивный. Именно он стал толчком для развития джаза. Африканские рабы, попавшие в Америку и столкнувшиеся там европейской музыкой, исполняя церковные гимны, не понимали, как интонировать две незнакомые ноты. Эти «плавающие» ноты между мажором и минором, которые позже стали называться «блюзовыми» (для музыкантов – это низкие третья и седьмая ступени мажорного лада) стали отличительной чертой сначала спиричуэлс и госпелс, а позже и всех джазовых стилей, которые из них выросли.
  6. И еще о пентатонике. Не надо думать, что это нечто, оставшееся во времени где-то там, в начале XX века, когда зарождался джаз. Есть такой очень молодой и едва ли не самый модный сегодня инструмент ханг, который был запатентован в 2000-м году двумя мастерами из Швейцарии – Феликсом Ронером и Сабиной Шерер. У этого резонирующего инструмента, сочетающего звучание гонга, колокольчика и стального барабана, много модификаций, но, как правило, он воспроизводит всего пять нот по принципу пентатоники. Для него композиторы уже пишут специальные произведения, а хангисты дают филармонические концерты. В XX веке также появились инструменты, которые вообще не настраиваются и не имеют разделения на полутона, такие как терменвокс или фриппертроника. Так что система из семи нот и 12-ти полутонов вовсе не догма – она продолжает развиваться и мы еще не знаем куда повернет эволюция музыки.
Читайте также:  Текс с акордами для гитары

Источник

Почему выражение «в музыке всего семь нот» не соответствует действительности

Серия очерков: «Элементарные уроки музыки»

Вот в поп-музыке всё время говорят, мол, это плагиат. А там, на самом деле, похож только ритмический рисунок и гармоническая последовательность. То есть как раз то, что в попсе повторяется из песни в песню и называется «три аккорда» и «22 притопа».

Ну, жанр это такой, здесь так принято. А ещё говорят, мол, нот всего семь. Но ведь это не так!

Тут у меня в одном месте забавный спор вышел. Говорю: «Ну, как же семь нот, когда их гораздо больше».

А на другом конце провода отвечают: «Вы же не весь объём нот имеете в виду, а только одну октаву».

«Вот те раз, — говорю я. — Я, когда говорю «нот всего семь», я не уточняю, что «в одной октаве»! И никто не уточняет. Потому, как не все вообще знают, что такое октава».

Мне ничего не ответили на другом конце провода, но судя по лайку, со мной молчаливо согласились, хотя первоначально были против моей простой и трезвой мысли.

Получается, что нот ровно столько, сколько я могу использовать максимально в данный момент на определённом инструменте. Если я играю сейчас на фортепиано или на синтезаторе, значит 88 — максимальное количество клавиш. Опять-таки 88 основных тонов и производных к ним, только на полтона (диезы и бемоли)! А с производными на тон (об этом ниже), будет больше.

А вы говорите семь! То есть если их и семь, то надо уточнять, что в одной октаве.

Другими словами, «до» первой октавы, это совсем не «до» второй октавы, и уж тем более третьей.

Тогда: вопрос на засыпку: а «си-диез», это как?

Это вопрос для людей без музыкального образования. Для тех, кто хотя бы раз открывал учебник «Элементарной теории музыки», такого вопроса не существует. В моём дипломе значилось «педагог музыкальной школы, дирижёр оркестра», потому я обязан знать, что «си-диез» от «до» отличается только написанием. А как же тогда «ре-дубль бемоль»?

Для тех, кто не в курсе, повышать (или понижать) в музыке можно не только на пол тона — знаками альтерации диезом (решётка) или бемолем (фигурный мягкий знак), но и на тон — знаками альтерации дубль-диез (лежачий крестик) и дубль-бемоль (два бемоля).

Справка: знаки альтерации — знаки, указывающие на повышение или понижение какого-либо звука.

Так вот «ре-дубль бемоль» — это всё та же нота «до». Что это означает? Только то, что говоря о количестве нот в октаве, мы также ошиблись. Их не семь. Их как минимум 12! То есть к белым клавишам добавляются чёрные!

Но. Хотите посадить в лужу умников и умниц? Ведь они любят, на фразу «нот-то всего семь», отвечать, что «вы не правы, нот 12». Заметьте: ни те, ни другие даже пытаются обозначить, что речь идёт об одной октаве, что уже в корне, как мы выяснили выше, не верно.

Так вот, когда вам ответят, что, мол, нот двенадцать и напомнят про чёрные клавиши, то бишь диезы и бемоли, то вы прибейте их вопросом: «А как же дубль-диезы и дубль-бемоли»?

А теперь простая математическая задачка: с учётом выше сказанного, сколько же всё-таки всего нот в одной октаве?

Если я не ошибся, у меня получилось. 35! С учётом диезов, бемолей, дубль-диезов и дубль бемолей — всего 35!

Вот так! Ни больше ни меньше! Посадите в лужу «знатока» музыкальной теории!

Это мы ещё не сказали о «бекарах»!? Хотя на самом деле «бекар» — это всего лишь отмена предыдущего знака альтерации. Но тут сложно: с одной стороны это можно назвать «другой нотой», а с другой стороны это только лишь отмена того, что было ранее.

Вот если речь вести о названиях нот, причём о чистых названиях, без названий с добавленными к ним знаками альтерации, то их действительно семь. Или если речь вести о количестве основных ступеней в октаве (тональности). Или о количестве только белых клавиш в октаве. И так далее.

В этом уроке, до того, что я хотел сказать о плагиате мы так и не добрались. Зато хорошо усвоили, что нот далеко не 7, и даже не 12, а гораздо больше.

Подписывайтесь на мой оригинальный одноимённый хештег серии # элементарные уроки музыки и узнаете все тайны и скрытые секреты тёмных запутанных музыкальных закоулков. И хотя аналогия с названием учебника «Элементарная теория музыки» на лицо, эта серия очерков, прежде всего: интересные музыкальные истории, нешаблонные взгляды на музыкальные стандарты и т.д. и т.п., а не набор скучных школьных правил.

Источник

Почему нот семь?

7 нот — в гамме. А в распоряжении нашем — 12 нот.

Чтобы не запутаться, нужно понимать гамму как выборку из 12 возможных нот — это вариация.

Это как лестница.

Есть мажорная лестница. Есть минорная. И есть еще другие разновидности лестниц. И они все оперируют немного различными нотами из имеющихся в распоряжении 12-ти нот.

Но все гаммы-лестницы — это 7 ступенек. Поэтому и говорят, что есть 7 нот.

Первая ступень — это тоника. Основа.

Вторая ступень гаммы — может быть пониженная или обычная. Пониженная она в некоторых ладах, например в восточном.

Третья ступень — это всегда выбор: терция малая или большая — мажор или минор.

Четвертая — это кварта. Она просто есть.

Пятая — это квинта. Это обрамление аккорда. Аккорд — это 1-3-5 ступени.

Между 4 и 5 ступенью есть особая нота — тритон так называемый. В обычном мажоре/миноре ее нет, но в других вариациях «лестниц» вполне — например блюз.

Шестая — тоже малая или большая может быть, как терция. В миноре малая, в мажоре большая.

Седьмая — как шестая, так же.

Ну и восьмая — это то же что и первая. Октава. Та же тоника, только наверху.

Когда разберешься в этом всем, суть музыки становится очень ясной и понятной. Не нужно зубрить теорию музыки ни в коем случае. Нужно ее просто как следует осознать — ее логику и ее смысл. Это очень интересно и отнюдь не так сложно!

Можно понять теорию музыки и откуда взялась гамма, ноты, интервалы, мажоры и миноры и прочее — с точки зрения физики и логики. Понятно будет даже для тех, кто совсем не знаком с теорией музыки.

Источник

ПОЧЕМУ В ОКТАВЕ СЕМЬ НОТ, ХОТЯ OCTO — «ВОСЕМЬ»?

Сначала люди просто наслаждались пением птиц, журчанием ручейка, шелестом травы и прочими звуками природы. А потом стали подражать им, сочиняя свою первую музыку. Интерес к нотной записи возник тогда, когда они поняли: устное народное творчество искажает первоначальную мелодию.

Когда именно появилась нотная грамота, до сих пор неизвестно. В учебниках музыкальной теории обычно пишут, что систему нотной грамоты из семи нот разработал Пифагор в VI веке до н. э. Согласно преданию, однажды он зашел в мастерскую кузнеца и вдохновился гармоничным перезвоном от ударов по наковальне. Прислушавшись к издаваемым звукам, математик определил, что более тяжелые молотки издавали более низкий звук. Затем поэкспериментировал со струнами, изменяя их длину, и понял: чем длиннее струна, тем ниже звук, и наоборот. Причем сокращение длины струны вдвое давало тот же звук, но на октаву выше.

Но интерес к записи нот существовал сразу в нескольких параллельно развивающихся древних цивилизациях. Способы в каждой были свои. В Египте в середине IV века до н. э. для этого использовали иероглифы, обозначающие светила: солнце, луну, звезды. Правда, там звукоряд состоял из пяти нот. А в Древнем Вавилоне и Сирии пользовались слоговой записью музыкальных звуков.

Следующей важной вехой в развитии нотного письма стала эпоха Средневековья в Западной Европе. При папе римском Григории I происходило становление григорианского пения и систематизировались церковные лады. Здесь-то на сцену и вышел Гвидо д’Ареццо, считающийся родоначальником музыкальной грамоты и нотописи. Живший в XI веке, он придумал способ заучивать несложные мелодии по первым слогам акростиха молитвы к Иоанну Крестителю:

Несмотря на то что современная система нотного письма была оформлена лишь к XVI веку, эти семь нот — до, ре, ми, фа, соль, ля, си — и вошли в октаву.

Но семь только чистых нот, а еще есть пять альтерированных, то есть повышенных или пониженных на полтона. Получается всего 12. Действительно, если посчитать на фортепиано не только белые, но и черные клавиши от одной ноты «до» до другой, звуков окажется 12. Они расположены между собой через интервалы полутон или малую секунду. Но основных ступеней, на которые делится октава, все же семь. Поэтому и нот выделяют семь. А восьмая ступень служит для замыкания предыдущей октавы и начала новой.

Так что между нотами до и си октавы еще не будет. Она будет по достижении следующей до, то есть нот в октаве не семь, как принято думать, а восемь. Поэтому с названием этого термина, а точнее, с его переводом с латинского языка на русский все верно. Октава — это «расстояние» между ближайшими одноименными звуками, частота которых отличается в два раза.

И все это верно только в том случае, если мы говорим про семиступенные лады, такие как мажор или минор, а также лады народной музыки. Разумеется, звукоряд можно разбить и на более мелкие интервалы. Так, китайские национальные инструменты обычно используют звукоряд из пяти ступеней, то есть шести звуков. А на отдельных восточных гитарах появляются дополнительные насечки ладов, чтобы делить строй на 1/3 тона или ¼ тона.

Вот только для ушей европейского обывателя, привыкшего за столько веков к равномерной полутоновой темперации, такая разница может быть и незаметна. Большее количество полутонов способны улавливать лишь некоторые люди. Например, Вольфганг Амадей Моцарт слышал погрешность звуковысоты до 1/8 тона. Абсолютным слухом часто обладают и скрипачи, а также исполнители других струнных инструментов.

Источник

Почему в нашей музыке семь нот?

Повторяющийся узор фортепианной клавиатуры из чёрных и белых клавиш известен всем и является одним из символов музыки вообще. Достаточно нарисовать на плакате 7 белых клавиш и 5 чёрных – и всем сразу же понятно, что речь пойдёт о чём-то музыкальном. А знаете ли вы, почему клавиши расположены именно таким образом, а не иначе? Почему белых клавиш семь, а чёрных пять? Давайте разбираться.

Где купить частотомер?

Чтобы разобраться в этом вопросе, нам потребуется помощь физики и математики. Начнём с того, что у каждого музыкального звука на фортепиано есть физическая характеристика – частота , а измеряется она в особых единицах – герцах (Гц). Например, нота «ля» первой октавы обладает частотой в 440 Гц. Для измерения частоты используется специальный физический прибор – частотомер или осциллометр, то есть «счётчик колебаний» .

Если хотите, вы тоже можете купить себе для экспериментов частотомер, стоит он недорого – только за ним нужно бежать вовсе не в магазин научного оборудования, а в магазин музыкальных инструментов. И называется он там не «частотомер», а «тюнер», то есть «инструмент для настройки» – но на самом деле тюнер представляет собой самый обычный частотомер, только чуть-чуть переделанный. Встроенный микрофон «слушает» ноту, которую мы играем или поём, и показывает нам её высоту на маленьком экранчике. Для настройки струн скрипки или гитары – самая удобная штука на свете!

Впрочем, если вам лень отправляться в магазин или вы не хотите тратить лишние деньги, можно воспользоваться достижениями современных технологий. Например, скачать для своего смартфона маленькое бесплатное приложение «Тюнер и метроном». Или «Sound Analyzer Free», или «Frequency Counter», таких приложений много, просто «Тюнер и метроном» – самое наглядное и (главное) весьма точное. Нажимаем на кнопочку «Тюнер» – и пожалуйста, вот вам прекрасный частотомер для экспериментов со звуком!

Первый эксперимент: что такое октава?

Если поднести частотомер к пианино, и нажать на клавишу «ля» первой октавы, то прибор покажет нам на экранчике частоту 440 Гц (если, конечно, пианино настроено и исправно). А теперь нажмём на клавишу «ля» второй октавы – прибор покажет нам частоту 880 Гц. Как любопытно, правда? Ведь 880 – это 440, умноженное на 2!

Может быть, это совпадение?

Нажмём на клавишу «ля» малой октавы и снова посмотрим на экранчик тюнера. Он тут же покажет нам частоту 220 герц. А 220 – это 440, разделённое на 2!

Значит, не совпадение, а строгая закономерность. Если мы продолжим наши эксперименты с нотами «ля» по всей клавиатуре пианино, получим такую вот таблицу частот:

Посмотрите, с помощью простых наблюдений за частотомером мы открыли один из самых главных законов теории музыки: частота нот на расстоянии одной октавы отличается ровно в два раза . Хотите ноту на октаву выше? Умножьте частоту на 2. Хотите ноту на октаву ниже? Разделите частоту на 2. Хотите ноту на две октавы выше? Умножаем частоту на 4, легко и просто!

Второй эксперимент: что такое квинта?

Хорошо. Если умножить частоту на 2, получим октаву вверх. Если умножить на 4, получим две октавы вверх. А что будет, если умножить частоту на 3?

Шикарный вопрос! Снова берём ноту «ля» 1-й октавы, частота равна 440 Гц. 440 умножить на 3 равно 1320. Какая это будет нота? Снова берём наш частотомер и находим ноту на клавиатуре пианино банальным методом перебора («научного тыка»). Оп! Есть! Это нота «ми» третьей октавы! Опустим её на октаву вниз, то есть разделим на 2, и получим частоту 660 Гц – «ми» второй октавы. Ноты «ля» первой октавы и «ми» второй октавы образуют красиво звучащий музыкальный интервал, квинту. Именно по квинтам, например, настраиваются струны скрипки. А если мы опустим нашу ноту «ми» ещё на октаву вниз (то есть разделим на 4), то получим «ми» первой октавы, 330 Гц.

Итак, чтобы получить квинту вверх, нам нужно нашу частоту умножить на 3 и разделить на 2, или умножить на дробь 3/2. А если мы умножим нашу частоту на обратную дробь, то есть 2/3? 440 умножить на 2 и разделить на 3 будет примерно 293. Опять включаем частотомер и ищем эту частоту на клавиатуре пианино. Есть! Вот она! Это нота «ре» первой октавы – а нота «ре» образует от ноты «ля» в точности такую же квинту, только сыгранную вниз! Получается, что ноты, из которых можно составлять красивые мелодии и вообще музыку, образуются не «сами по себе», не случайно, а по строгим математическим законам ! Вот это да!

Источник

Оцените статью