Почему нота ля 440

Как была проведена музыкальная диверсия — смена классической частоты 432 Гц на 440 Гц

Что мы знаем о ноте ля 432 hz? Думается не так много, ведь с тех пор, как «Международная Организация по Стандартизации (ISO)» приняла строй «ля» 440hz, как основной — концертный, прошло уже 60 лет. Фактически в строю 432hz уже никто не играет. Музыканты, исполняющие произведения эпохи барокко, предпочитают «ля» — 415hz, которая чаще всего использовалась, до эпохи классицизма. Современные музыканты чаще используют 440-442hz, а иногда и выше, как наиболее привычный и удобный строй. Но долгий период в музыкальной истории, использовалась именно нота «ля», частотой — 432hz. Даже после принятия стандарта, в 1953 году, 23000 музыкантов из Франции, провели референдум, в поддержку «Вердиевского» строя 432hz, но были вежливо проигнорированы.

Откуда появилась «ля» 440hz, и почему именно она заменила столь долго просуществовавшую аналогичную ноту — 432hz? Строй 432hz, существовал еще в древней Греции, начиная от Платона, Гиппократа, Аристотеля, Пифагора и др. великих мыслителей и философов античности, которые, как известно, обладали бесценными знаниями, о целебном воздействии музыки на человека, и вылечивали многих людей именно силой музыки! С какой ноты начинается классический звукоряд? С ноты «до», не так ли!? Так вот, нота «до», в данном строю будет равна 512hz, на октаву ниже 256hz, еще ниже — 128-64-32-16-8-4-2-1. Т.е. самая низкая нота, будет равна одной вибрации в секунду, соответственно это и есть первая нота звукоряда! Величайший скрипичный мастер всех времен — Антонио Страдивари (секрет мастерства создания инструментов, которого, не раскрыт до сих пор), создавал свои шедевры, именно в настройке 432 hz! Когда же появился строй 440hz?

Читайте также:  Elyotto sugar crush укулеле

Впервые попытка массово изменить волны, произошла в 1884, но усилиями Дж.Верди, сохранили прежний строй. После чего и стали — А=432 именовать «Вердиевским строем». Позднее Дж. К. Диген, человек ВМС США, ученик физика акустики Германа Хелмхолца, в 1910 году, убедил американскую Федерацию Музыкантов, в ее ежегодном соглашении, принять A=440hz, как стандартный универсальный строй для оркестров и музыкальных групп. Он глубоко интересовался астрономией, геологией, химией, и всеми разделами физики, особенно теории света и звука, и его считали главным в области музыки и акустики. Дж.К.Диген спроектировал военный перезвон, на 440 гц, который использовался для пропагандистских новостей во Второй мировой войне. Также во время Второй мировой войны, в 1936 году, пропагандистский министр нацистов и тайный лидер в управлении массами, Геббельс, пересмотрел стандарт на 440hz как частоту, которая сильнее всего воздействует на мозг человека, и может быть использована для управления большим количеством людей и пропагандой нацизма. Ведь если лишить человеческий организм естественной настройки, и поднять натуральный тон немного выше, то мозг будет регулярно получать раздражение. Кроме того люди перестанут развиваться, появится множество психических отклонений, человек начнет закрываться в себе, и им станет гораздо легче руководить. Это явилось основной причиной, по которой нацисты приняли новую частоту ноты «ля».

Но чем руководствовались впоследствии, приняв строй 440hz как основной? Думается, ответ лежит на поверхности. Еще один интересный факт — известный скрипач, 1я скрипка квартета «Amadeus» — Норберт Брайнин был сторонником «Вердиевского» камертона. Он выступал на скрипке Страдивари, с настройкой «ля» = 432 герц на многих концертах, утверждая, что Страдивари именно для такого строя задумывал акустику своих инструментов.

Источник

Разоблачение тайны 432 и 440 Гц

Всем привет. Продолжаем разоблачать наших мракобесов из «Научи Хорошему», Крамолы и других сектантских пабликов, которые все, как один втирают про то, как кто-то нехороший заменил в 50-е годы ноту «ля» первой октавы с 432 на 440 Гц. В своей статье я буду опираться в основном как на свои знания в теории музыки, так и на видео одного из физика, который собственно в ходе экспериментов и разоблачил эту глупую теорию заговора по сути.

Читайте также:  Армейские темы под гитару

Формулировка сей теории такова: мол когда-то были времена, когда все инструменты были настроены на волшебную частоту 432 Гц, и все было хорошо, но потом, какой-то нехороший дядечка в 1953 году изменил ее на 440 для того, чтобы музыкантам было проще манипулировать массами. Даже сам Геббельс об этом во время Второй Мировой войны якобы говорил. Хотя попытки стандартизировать частоту начались еще в 1880 году, но благодаря усилиям Верди все же частоту сохранили. Согласно другой теории, Дж. К. Диген, ученик Германа Хелмхольца в 1910 году попытался убедить Федерацию музыкантов перейти на 440 Гц, надеясь на свой авторитет. Тем не менее, ниже мы рассмотрим, почему все эти теории несостоятельны и скорее всего писались под воздействием ЛСД, как и указано в одном из источников, на который я буду ссылаться.

Аргументы в пользу того, что никакого заговора по подмене частоты не было:

  • Единица частоты «Герц» появилась лишь только в 1930-х годах, спустя лишь 50 лет с публикации работ самого Герца, а это уже ставит под сомнение теорию о том, что все древнегреческие инструменты настраивались в 432 Гц
  • В продолжении темы о частотах. До этих самых пятидесятых годов единого стандарта настройки инструментов вообще не было от слова совсем, и частота ноты ля колебалась в зависимости от конкретной страны, эпохи и даже конкретного оркестра. Например, в Париже частота была 405 Гц, в Англии — 419, В России — 436 Гц, В Вене — 435 Гц. А первые камертоны от оркестра к оркестру разнились вообще от 410 до 470 Гц, что создавало ощутимые неудобства в те времена. Johan Baрtist Sctreicher вообще имел камертон 443,2 Гц, что выше 440.
  • Музыка не ограничивается лишь нотой ля первой октавы. Есть и другие ноты, которые имеют свои частоты в разных октавах, более того, в каждом звуке, помимо основных частот есть и различные обертоны и гармоники, которые придают каждому звуку определенный тембр к тому же. А значит по этой теории почти весь звукоряд одновременно и чакры очищает, и зомбирует население.
  • Нынешний стандарт в 440 Гц на практике носит больше рекомендательный характер, и ничто нам не мешает использовать другой строй для своих произведений. Клавиши роялей нередко настраивают и на 441-442 Гц, да и к тому же есть музыканты, которые пользуются частоты прошлого для создания аутентичного звучания.

Подробнее это все разобрано в этом видео:

Теперь поговорим о продвинутости древних в плане мироздания и их великих знаниях так сказать. Хорошисты, Крамольцы и их «соратники» очень любят нахваливать Пифагорейский строй, но знают ли они, что на самом деле он был настолько не идеален, что в нем плохо звучали такие интервалы как терции (3-4 полутона) и сексты (8-9 полутонов). А это делало чисто теоретически невозможным построение по первым аккордов. Поэтому и музыка в этом строе состояла лишь из кварт, квинт и октав. Ну а терции использовались лишь певцами, которые в свою очередь подстраивали их так, чтобы те звучали нормально во всех тональностях. И лишь спустя долгие годы эта проблема начала решаться.

Первый шаг к решению этой проблемы с терциями и секстами сделал Царлино примерно в XVI веке, и они стали нормально исполняться не только с помощью голоса, но и на музыкальных инструментах того времени. Потом появилось несколько разновидностей хорошо темперированного строя, который использовал вышеупомянутый мной Бах. Тогда же он написал хорошо темперированный клавир в разных тональностях, чтобы доказать, что все тональность звучат одинаково. Ну и почти доказал, потому что хотя хорошо темперированный строй появился, он эту разницу полностью не устранил, и современный человек легко может расслышать ту разницу с современным строем, которую в свое время не мог расслышать Бах. Да и в этом самом современном строе она есть, просто она ощущается настолько слабо, что на благозвучие интервалов практически никакого влияния не оказывает. А до этого это была целая проблема.

Очень хорошо эту тему раскрыл Денис Чуфаров в своих видео:

А здесь про звучание тональностей во времена Баха и сейчас:

Источник

«Волшебная частота» 432 Гц. Давайте уже разберемся.

Если написать в поиске «432 герца», поисковик выдаст вам гору очень интересной информации о целительной, запрещенной, таинственной частоте с которой гармонирует Сама Вселенная и всемирном заговоре, который подсунул нам вместо нее безжизненную, угнетающую и зомбирующую частоту 440 герц.

Что это вообще такое?

Дело в том, что в 1953 году Международной организацией по стандартизации было принято значение частоты ноты ля первой октавы в 440 Гц. И теперь авторы статей множества эзотерических сайтов считают это событием космического значения. Раньше, говорят они, музыку сочиняли и играли на инструментах настроенных под значение частоты ноты ля в 432 Гц и музыка эта была в гармонии со вселенной и хорошо влияла на слушателя, а теперь инструменты настраивают под 440 Гц и музыка стала вредной и зомбирующей. В этой связи часто вспоминают Геббельса, массонов, иллюминатов и мировое правительство. Почему же так? Вот сейчас и разберемся.

1. До введения стандарта различные оркестры Европы настраивали свои инструменты по разным камертонам. В Париже — 405 Гц, В Англии — 419 Гц, В России — 436 Гц, В Вене — 435 Гц.

Но любители вселенской гармонии выбрали «Вердиевский строй» в 432 Гц (в честь Джузеппе Верди), потому что в таком случае нота до первой октавы будет иметь частоту 256 Гц, на октаву ниже — 128 Гц, и так далее: 64-32-16-8-4-2-1 — и вот самая низкая нота будет иметь частоту 1 Гц, а это красиво и гармонирует со всем на свете.

  • Во-первых, не 256, а 256.88 — это они округлили слегка. И уже красиво не получится
  • Во-вторых, это расчеты для равномерно темперированного строя, который возник в 16 веке, а не во времена Пифагора и египетских пирамид, а ведь есть и другие, например, чистый или среднетоновый.
  • В-третьих, ноты с частотой ниже 20 Гц человек не сможет услышать. И что мешает еще понизить 1 Гц на октаву и получить 0.5 Гц?
  • И наконец, 1 Гц — это 1 колебание в 1 секунду. А секунда так же стандартизирована в СИ, но это возражений не вызывает.

2. «Ну раз вы не верите, то послушайте и сами убедитесь!» — не сдаются эзотерики. И предлагают нам ролики с ютуба, где музыка исполняется сначала в строе 440 Гц, а затем в 432 Гц. «Посмотрите, как сухо и безжизненно звучит первый вариант и как чисто и прозрачно второй!». И под статьёй в комментариях мнения обычно делятся на «я не услышал разницу» и «да, действительно, совершенно по-разному звучит». Это вполне нормально, потому что:

  • вариант в 432 Гц звучит немного ниже, и наше ухо воспринимает эту разницу как более мягкий звук
  • мы изначально настроены на то, чтобы уловить нюансы и различия, и наш мозг их находит. Если между этими вариантами прослушать другой музыкальный отрывок (не важно в каком строе) мы уже не сможем сказать точно, какой из них в 440, а какой в 432.

Теперь, если вам ваш друг из соцсетей пришлет подобную сенсационную статью, смело возражайте, ведь большая часть утверждений, на которые ссылаются ее авторы либо ошибочна, либо ни на что не опирается.

Источник

Почему нота ля 440

Музыкального образования не имею, постигаю все своим умом.
Вопрос: почему эталоном принято 440Hz? Почему не 430 или 450?
Если построить темперированный звукоряд от предложенных частот, не равных 440Hz изменится ли что-то в восприятии? Относительные смещения-то останутся те же. просто базис поменяется.

Могли принять и 430. Тогда бы спрашивали: «а почему именно столько»? 🙂

В равномерно темперированном строе с несколько иной высотой восприятие почти не изменится — больше будет влияние на тех, у кого абсолютный слух.

При использовании неравномерной темперации восприятие существенно изменится независимо от изменения высоты строя.

А лучше оставаться в общепринятых пределах: для рояля а1=440 Гц, для позитива в Continuo и со струнным оркестром — от 440 до 445 Гц, то же для музыки года этак 1600 — 1700: 410 — 430 Гц.

А на вопрос почему есть ответ: «а потому!». Так принято. Так делается. Так будет делаться. 🙂 Есть более важные проблемы.

Стандарт ля 440,настройка ударных в 442 обусловлена физическим явлением затухание звука с понижением.То есть когда звук отлетит от ксилофона,он понизится как раз до 440.
Исходя из этого видимо завышены все концертные рояли.
Но наши то умники настраиваются под рояль,и он опять на фоне оркестра низит.
Вот такие пироги.
Во время кратковременного удара мало кто услышит это завышение, а вот долгий затухающий звук слышат все. И это справедливо не только для ударных и ф-но, но и для смычковых. Вот картина звука ноты соль под смычком
http://zhurnal.lib.ru/img/m/muratow_s_w/stringg/wavelab_1.jpg
Выше стандарта на 34 цента. И во время затухания:
http://zhurnal.lib.ru/img/m/muratow_s_w/stringg/wavelab_2.jpg

Ниже стандарта на 9 центов.

Эта разница зависит от качества струны еще. На представленной скрипке были струны Голубой Томастик. Если на скрипке жильные струны, то эта разница более ощутима.

А есть ещё, кстати, очень красивая теория, что будто бы новорожденные младенцы издают первым делом звук Ля первой октавы.:angel: Правда, не уверен, что кто-то бегал по роддомам с камертоном. Скорее, взяли из личных наблюдений. -P
Кричат, как будто их режут и очень высоко.
Но я заинтересовался этим вопросом и провел собственное расследование. Скачал из интернета плач новорожденного, где-то чуть больше минуты (МР3 файл внизу). Послушайте, там классические три волны. Первое успокоение происходит в конце 22-й секунды. Анализ этого звука первая картинка:
http://zhurnal.lib.ru/img/m/muratow_s_w/stringg/plach1.jpg

почти 423 Гц. После маленькой паузы еще один довольно спокойный и расслабленный звук (23-24 секунды):
http://zhurnal.lib.ru/img/m/muratow_s_w/stringg/plach2.jpg

Ребёнок еще больше успокоился до 418 Гц.
Далее ребенок опять начал возбужденно плакать и тон его значительно повысился. Втрое успокоение наступает через пол-минуты, на 50-й секунде. Здесь высота тона 440.88 Гц.
http://zhurnal.lib.ru/img/m/muratow_s_w/stringg/plach3.jpg

После третьей волны возбуждения последний спад перед засыпанием. Там высота тона выше и с хрипотцой — трудно зафиксировать какой-то один тон (каждая доля секунды имеет свою высоту, но все где-то выще 450-и.
Как резюме по этому ребенку: в самом спокойном состоянии он издает звук где-то в районе 420 Гц и этот звук приятный на слух. При возбуждении тон значительно повышается и добавляется хрипотца.
Как вывод из сказанного: нота Ля до 440 Гц (и чуть ниже) может быть успокаивающей для плачущего ребенка. Наверное и колыбельные нужно петь примерно в этом районе, не выше.

У меня другой вопрос, несколько в сторону от темы, — почему настраиваем скрипки (да и многие другие инструменты) именно по ЛЯ струне?

Про струну ничего не скажу, но логично предположить, что выбор именно ля для настрйки связан с тем, что раньше это была «первая» нота, т.е. A, и логично настраивать именно с неё, а не с ре (D) или любой другой ноты.

В 16м- 17м веке ля закрепилось на 405-407 герц(Это низкая ля бемоль) и оставалось таким вплоть до французской революции.Наполеоновские войны прокатились по европе,ля поползла вверх.

Это не так. На самом деле в каждой местности были свои «ля» 🙂 И различались они примерно так же, как и фут (который менялся от 23,5 до 35 сантиметров 🙂 ). Постепенно почти пришли к общему знаменателю (почти, поскольку французы, как всегда, знают обо всём лучше всех 🙂 ).

Ну а наполеоновские войны — они затронули на самом деле не так уж и много земель. Большинству населения Европы на них (на этих французов) было (и есть) начхать. 🙂

Именно во времена Наполеона поменяли не только камертон, но и конструкции всех (ВСЕХ) скрипок, заменив в них шейки, подставки, пружины и конечно же настройку на более высокую.

А так же по стойке смирно ввели киллограмм,метр,литр и.т.д.
В России не успели,по «техническим»причинам.

Сорри за оффтоп. Начхали только англичане, оставив левостороннее движение. А остальные страны по команде Наполеона быстренько поменяли на правое. И так во многом.
Именно во времена Наполеона поменяли не только камертон, но и конструкции всех (ВСЕХ) скрипок, заменив в них шейки, подставки, пружины и конечно же настройку на более высокую.
Может, для скрипки это влияние и было ощутимым. Вам лучше знать. Но в органных делах Франция всегда плелась в хвосте после Германии. Правда, Англия и Италия были ещё дальше 🙂 Остальные страны вообще не у дел 🙂

Вряд ли в то время в Германии вообще кто-нибудь определял, по правой стороне ездить или по левой — это пришло ближе к концу 19. века, когда Наполеона уже давно англичане схарчили. 🙂

А строй — уже тот факт, что на одном и том же инструменте мог быть один регистр, настроенный в другом строе и высоте, чем остальные (для Continuo), говорит об абсолютном отсутствии стандартов на строй.

Орган слишком консервативен и неповоротлив для нововведений.
Это относится к французам — они никогда ничего кроме шляйфлады не делали. Германия, напротив, пожалуй, даже слишком восприимчива к нововведениям. Чего стоит, к примеру, только дешёвая, но недолговечная пневматическая трактура. На праздники имел как раз дело с такой пневматикой: свои 20 лет она отпахала, ремонт вряд ли целесообразен.

Впрочем, что касается струнных — тут я тоже консерватор: больше всего мне нравятся немецкая и французская (7-струнная) гамбы. Звучат куда приятнее, чем современная виолончель.

А её и не измеряли! 🙂

Это мы измеряем, как они тогда настраивали. А у них в каждом бецирке просто был камертон. Свой, конечно 🙂 Кантор у кантора его проверял и свой под начальника настраивал 🙂

А мы можем те частоты определить по следующим признакам:
1. длина труб органа
2. длина струн клавесина в сочетании с прочностью материала струн на разрыв.

Они измеряли длину звучащей части струн. Т.е. отношение частот они знали, абсолютное значение частоты — нет. При одном и том же натяжении, диаметре и погонной массе струны её частота обратно пропорциональна её колеблющейся длине. Так работает монохорд — основной инструмент, который теоретики 16-18 веков использовали при расчётах различных темпераций.

Наверно, в том итальянском городе именно на эту частоту камертон и был настроен. А может, и нет. Кто их там, этих итальянцев, разберёт теперь. 🙂

В принципе, восстановление старинной звуковысотности не всегда так уж важно. Способ темперации куда важнее, так как действительно сильно влияет на музыку. Поиграйте Шайдта на инструментах со среднетоновой и с равномерной темперациями! Разница очевидна: в равномерной темперации эта музыка не звучит.

Если мы играем со струнниками, то мы вынуждены в отношении высоты камертона ориентироваться на их пожелания и их возможности: яркость, красота звучания скрипки сильно зависят от высоты камертона. Для а1=420 Гц придётся искать для них скрипки со старинной мензурой. По крайней мере, когда мы тут с Бременцами делали Шютца, у них и скрипки, и, естественно, гамбы были рассчитаны именно на пониженный по сравнению с современным камертон. Иначе бы звучание было бы в этом тоне неважным.

А её и не измеряли! 🙂

Это мы измеряем, как они тогда настраивали. А у них в каждом бецирке просто был камертон. Свой, конечно 🙂 Кантор у кантора его проверял и свой под начальника настраивал 🙂

А мы можем те частоты определить по следующим признакам:
1. длина труб органа
2. длина струн клавесина в сочетании с прочностью материала струн на разрыв.

Они измеряли длину звучащей части струн. Т.е. отношение частот они знали, абсолютное значение частоты — нет. При одном и том же натяжении, диаметре и погонной массе струны её частота обратно пропорциональна её колеблющейся длине. Так работает монохорд — основной инструмент, который теоретики 16-18 веков использовали при расчётах различных темпераций.
Длина труб органа еще покажет нам что-то , а вот со струнами у Вас прокол: не расчитает никто (даже сейчас) высоту тона по тем параметрам, которые вы указали. Самое трудное и невозможное — это определить степень натяжения струны с точностью до. (у каждого своя точность). Да и все эти вычисления — это из области научной фантастики. А измерить частоту можно было так: к колеблющемуся стержню камертона прикрепляется легкое пишущее перо, и во время звучания протягивается лист бумаги. Т.е. рисуется осцилограмма. Потом все зигзаги подсчитываются с точным учетом времени. Это гораздо проще, чем вычислять невозможные натяжения, массы. И расчитывать математически.

А меня всегда интересовало, как именно измеряли частоту звука с точностью до одного Герца 200 лет назад? Эталонный официальный камертон — это я понимаю, но вот конкретное количество колебаний в секунду?

Со средних веков известно такое устройство как стробоскоп.Камертон вставлялся в ванночку с водой,круг с спиральной прорезью крутили с определённой скоростью в момент времени.
Смысл такой что любой физик(математик)того времени мог отстроить камертон имея только чертежи и условия задачи с поразительной точностью.
Самый неопровержимый камертон это неиспорченные деки смычковых инструментов одинаковой настройки с конца 16го века!

Со средних веков известно такое устройство как стробоскоп.Камертон вставлялся в ванночку с водой,круг с спиральной прорезью крутили с определённой скоростью в момент времени.

И как определяли скорость этого верчения? И как со стабильностью и повторяемостью этой скорости? Не забудьте: отклонение в 5,9% соответствует полутону. Отклонение в 1 цент соответствует 0,06%. Даже проигрыватель пластинок середины 20. века такую точность не обеспечивал. А уж на уровне механики 17. века. 🙂 Между тем отклонение друг от друга различных вариантов темпераций редко превышает 8 центов (только для отдельных тонов, в основном речь обычно идёт о коррекции 2-6 центов).

Частоты резонансов деки будут меняться даже от репетиции к концерту: музыканты и слушатели немного «надышат» — и этих изменений влажности и температуры уже достаточно для заметных изменений в акустике. А что уж говорить о стабильности в течение длительного времени.

Это не металлИ металл в течение длительного времени заметно меняет свои свойства. Сравните новые фортепианные струны со струнами, работавшими лет 40.

Осциллограф. Осциллограф 20. века — прибор прежде всего для наблюдения, а не для измерения. Измерения на экране осциллографа дают типичную погрешность 20-30%. Только с переходом к цифровым приборам кое-что стало меняться. Но и здесь маркерные измерения остаются не слишком точными. А в прошлых веках. «Увидеть» колебания было, конечно, можно. Но измерить их частоту. Да ещё с точностью, адекватной для настройки музыкальных инструментов. Это из области фантастики.

Тогда остается сравнение звучания струны с органоой трубой. Трубу то легко было измерить.
Там тоже есть нюансы.
Например, какому-нибудь ретивому пастору покажется странным, что на магазинном мехе лежит кирпич. А потом приходится долго и нудно выяснять, каким было первоначально давление в виндладах. 🙂 Но это всё решаемо. Таким способом обычно удаётся выяснить не только высоту строя, но и способ темперации. Естественно, чем меньше было вмешательств в инструмент за время его эксплуатации, тем это легче сделать.

По поводу деталей настройки:
В современных инструментах Gedackt’ы настраиваются перемещением шляпки или поршня (зависит от конструкции), у открытых труб (за исключением высоких) — изменением открытой части штиммшлитца. Высокие открытые настраиваются (как раньше настраивались все открытые) — изменением конусности устья трубы, т.е. влиянием на Kopplungszone.

Раньше Gedackt’ы делались как правило наглухо закрытыми (запаянными) и настраивались у лабиума. Диапазон такой настройки ограничен, кроме того, настройка у лабиума влияет на интонацию, поэтому достаточно регистр отинтонировать, и строй (как и темперация) окажутся близки к исходным. Кроме того, низкие трубы сохраняются лучше, чем высокие, и бывает, что именно они позволяют полностью восстановить всю картину.

Хотя вообще-то любая настройка влияет на интонацию (из-за изменения относительной мензуры), просто настройка у лабиума влияет сильнее. Когда я настраиваю позитив на а1=435 Гц или на a1=445 Гц, разница в интонации слышна совершенно ясно.

Ну а в российских филармониях — там настраиваются, прежде всего, язычковые регистры (элементарная работа, для которой вовсе не требуется быть мастером) и (раз в год-два) некоторые трубы лабиальных регистров. Для любой мало-мальски серьёзной работы приглашаются мастера из Европы: в России нет для этого специалистов.

И как определяли скорость этого верчения? И как со стабильностью и повторяемостью этой скорости? Не забудьте: отклонение в 5,9% соответствует полутону. Отклонение в 1 цент соответствует 0,06%. Даже проигрыватель пластинок середины 20. века такую точность не обеспечивал. А уж на уровне механики 17. века. 🙂 Между тем отклонение друг от друга различных вариантов темпераций редко превышает 8 центов (только для отдельных тонов, в основном речь обычно идёт о коррекции 2-6 центов).

Частоты резонансов деки будут меняться даже от репетиции к концерту: музыканты и слушатели немного «надышат» — и этих изменений влажности и температуры уже достаточно для заметных изменений в акустике. А что уж говорить о стабильности в течение длительного времени.
И металл в течение длительного времени заметно меняет свои свойства. Сравните новые фортепианные струны со струнами, работавшими лет 40.

Осциллограф. Осциллограф 20. века — прибор прежде всего для наблюдения, а не для измерения. Измерения на экране осциллографа дают типичную погрешность 20-30%. Только с переходом к цифровым приборам кое-что стало меняться. Но и здесь маркерные измерения остаются не слишком точными. А в прошлых веках. «Увидеть» колебания было, конечно, можно. Но измерить их частоту. Да ещё с точностью, адекватной для настройки музыкальных инструментов. Это из области фантастики.

По поводу точности измерений — все сводится к точности измерения отрезков времени и длин, и для периодических колебаний эту точность можно увеличить мат. методами, приведенные соотношения 85/84 показывают, что со времен Платона такие методы существовали и применялись. Согласен, осциллограф позволяет визуально соотнести 2 сигнала, один из которых эталонный, не более, но, подобно человеческому уху, делает это с поразительной точностью.

По поводу точности измерений — все сводится к точности измерения отрезков времени и длин, и для периодических колебаний эту точность можно увеличить мат. методами, приведенные соотношения 85/84 показывают, что со времен Платона такие методы существовали и применялись. Согласен, осциллограф позволяет визуально соотнести 2 сигнала, один из которых эталонный, не более, но, подобно человеческому уху, делает это с поразительной точностью.
Пожалуйста, приведите пример научной работы 17. века на тему, связанную с настройкой музыкальных инструментов, где бы говорилось об абсолютных частотах! 🙂

В общем, всё тогда было хорошо и возможно. Одна проблема: где взять эталон 🙂

Но это же и есть самая главная проблема при любых измерениях чего-либо! 🙂

Музыканты-теоретики и мастера-практики решали проблему практически. Рассуждения о частотах без возможности сравнить их с эталоном, т.е. их измерить (измерение — это и есть сравнение с эталоном!) не имеют никакого практического смысла и не могут быть как-то использованы.

Пример работы конца 17. века по теме:
http://digital.slub-dresden.de/sammlungen/werkansicht/278954251/0/
Здесь выложена работа Веркмайстера.

Может, у кого-нибудь есть что-нибудь из того времени, где бы говорилось об измерении частоты? 🙂

А вот один из трудов того времени по геометрии — просто чтобы дать представление о состоянии науки того времени:
http://digital.slub-dresden.de/fileadmin/data/267914105/267914105_tif/jpegs/267914105.pdf
Предупреждение: просто знать немецкий язык для чтения сего манускрипта недостаточно: нужно уметь читать немецкий шрифт, не помешает знание старых диалектов. Также приветствуются начальные знания латыни.

Пожалуйста, приведите пример научной работы 17. века на тему, связанную с настройкой музыкальных инструментов, где бы говорилось об абсолютных частотах! 🙂

В общем, всё тогда было хорошо и возможно. Одна проблема: где взять эталон 🙂

Но это же и есть самая главная проблема при любых измерениях чего-либо! 🙂

Музыканты-теоретики и мастера-практики решали проблему практически. Рассуждения о частотах без возможности сравнить их с эталоном, т.е. их измерить (измерение — это и есть сравнение с эталоном!) не имеют никакого практического смысла и не могут быть как-то использованы.

Пример работы конца 17. века по теме:
http://digital.slub-dresden.de/sammlungen/werkansicht/278954251/0/
Здесь выложена работа Веркмайстера.

Может, у кого-нибудь есть что-нибудь из того времени, где бы говорилось об измерении частоты? 🙂

А вот один из трудов того времени по геометрии — просто чтобы дать представление о состоянии науки того времени:
http://digital.slub-dresden.de/fileadmin/data/267914105/267914105_tif/jpegs/267914105.pdf
Предупреждение: просто знать немецкий язык для чтения сего манускрипта недостаточно: нужно уметь читать немецкий шрифт, не помешает знание старых диалектов. Также приветствуются начальные знания латыни.
Спасибо, у меня половина словарей с готическим шрифтом. К сожалению, недавно отдал сестре книгу die Nature, там кратко изложена историография вопроса

Не эталон начинает устаревать, а это всегда так было: струнники желают чуть завышенный строй, их инструменты звучат при этом чуть ярче. Духовики тоже завышенный строй любят. Мало ли кому что нравится, причём здесь эталон? 🙂

А для Барокко было и есть — по возможности, если нет особых соображений, лучше брать a1=415-425 Гц. Рояли принято держать под a1=440 Гц.

Духовики тоже завышенный строй любят.

Действительно ли Мерсенн в 16** году пользовался этим способом? Да и Бах с Веркмайстером: если мы почитаем работы того времени, там много говорится об уменьшении квинты на 84/85, но абсолютно ничего об отношении частот этой самой квинты.

Какие «работы того времени» Вы читали? Уточните.

Все названия нот чисто условные. То что вы привели как 200:225 — это та же нота Ля, но на октаву ниже.
Если бы люди как эталон выбрали бы другую ноту (соль или до), то сегодня на форуме мы бы обсуждали именно эти ноты. Все условно.

тогда, наверное, какая-нибудь из этих нот и звалась «А».

Например, взять Ля 456? Заметили ли бы это слушатели?

Имхо гораздо легче заметить тембрально. Т.е. если речь идёт о духовом инстурменте, то он будет звучать ярче. А на ф-но, где тембр более сглажен заметить сложнее. Думаю слушатель-неабсолютник не определит.

Я прочитал всю тему и назрел такой вопрос. По работе постоянно приходится играть с разными аккордианистами(баянистами) ,я сам скрипач. Так вот, у немецких инструментах(в основном фирмы «Вальтмейстер») -ля намного выше,чем скажем у Российских . Я понимаю ,что эти инструменты можно подстраивать. Но иногда разница доходит в четверть тона:-o.

И где же Ваш вопрос, уважаемый kotsubinsk?

Музыкального образования не имею, постигаю все своим умом.
Вопрос: почему эталоном принято 440Hz? Почему не 430 или 450?
Если построить темперированный звукоряд от предложенных частот, не равных 440Hz изменится ли что-то в восприятии? Относительные смещения-то останутся те же. просто базис поменяется.
В школе физику надо было учить.:-)
440 Гц — это частота чистого тона — камертона, которым является нота ля.
Чем выше частота, тем выше тон. Человеческий организм может воспринимать звуки, частотой от 20 до 20000 Гц. То что меньше — инфразвук, то что больше — ультразвук.

В школе физику надо было учить.:-)
440 Гц — это частота чистого тона — камертона, которым является нота ля.
Чем выше частота, тем выше тон. Человеческий организм может воспринимать звуки, частотой от 20 до 20000 Гц. То что меньше — инфразвук, то что больше — ультразвук.
Даже если и так.
Почему именно 440 🙄
Почему не 20000, раз уж
Человеческий организм может воспринимать звуки:roll: Или не 20 🙄
Увы, ни Вы, ни школьная физика на поставленный вопрос ответа не даёте.

Например, в Австрии—да, сплошь и рядом внутри роялей там даже можно найти наклейки типа «A=443 Hz».
Разницу между 440 и 443 Гц можно заметить только при сравнении частот. Ни один абсолютник этой разницы напрямую не услышит. А вот яркость тембра инструмента может увеличиться.

Предположим, Вы сделали рояль, и обнаружили, что он звучит тускловато? Что Вы делаете? Пилите чугунную раму и добавляете немного длины для струн? Конечно нет. Вы просто настраиваете инструмент так, чтобы, не слишком заметно отклоняясь от стандарта, улучшить качество его звука. 🙂

Коротко и ясно.
Глупо.
Вопрос был: «Почему ля1 440 Гц».
Вы отвечаете:
«Потому что 440 Гц — частота ля1» 👿

Или Вы вопрос не прочитали? 🙄

Вы отвечаете:
«Потому что 440 Гц — частота ля1» 👿

Что-то дискуссия стала напоминать знаменитый анекдот:

Товарищи курсанты!
Для тех, кто в танке, сообщаю, что вода кипит при температуре 100 градусов,
а 90 градусов — это прямой угол!

Глупо.
Вопрос был: «Почему ля1 440 Гц».
Вы отвечаете:
«Потому что 440 Гц — частота ля1» 👿

Или Вы вопрос не прочитали? 🙄
Это совсем не глупо.
Объясняю. Существуют объективные характеристики звука и субъективные:

громкость, которая определяется амплитудой, чем больше амплитуда, тем громче звук
высота тона, определяющаяся частотой, чем больше частота, тем выше тон звука
тембр, то есть окраска, определяющийся совокупностью обертонов.

Звук, соответствующий самой низкой частоте, называется основным тоном, все же остальные звуки называются обертонами.
Как я уже писала в предыдущем посте, человеческий организм может воспринимать частоты в пределах 20 — 20000 Гц.
Следовательно, 20 Гц соответствует самому низкому тону (см. 2), частота становилась все больше и больше, а высота тона все выше, пока не дошли до ноты ля, которая соответствует 440 Гц, и так можно до бесконечности.
Для сравнения ля малой октавы имеет частоту 220 Гц, а второй — 880 Гц.
Это элементарно.

Это совсем не глупо.
Объясняю. Существуют объективные характеристики звука и субъективные:

громкость, которая определяется амплитудой, чем больше амплитуда, тем громче звук
высота тона, определяющаяся частотой, чем больше частота, тем выше тон звука
тембр, то есть окраска, определяющийся совокупностью обертонов.
Звук, соответствующий самой низкой частоте, называется основным тоном, все же остальные звуки называются обертонами.
Как я уже писала в предыдущем посте, человеческий организм может воспринимать частоты в пределах 20 — 20000 Гц.
Следовательно, 20 Гц соответствует самому низкому тону (см. 2), частота становилась все больше и больше, а высота тона все выше, пока не дошли до ноты ля, которая соответствует 440 Гц, и так можно до бесконечности.
Для сравнения ля малой октавы имеет частоту 220 Гц, а второй — 880 Гц.
Это элементарно.
ОК, ОК, справочник Вы прочитали. Не спорю 😆

Но вопрос-то был задан: почему выбрали для a1 частоту именно 440 Гц, а не, скажем, 447. Или не 460. Или не 420. На этот вопрос Ваша цитата из справочника ответа не даёт. 🙄

Первичный вопрос разбивается на два вопроса:

1. Про происхождение первой октавы ваще.
2. Почему именно ноту Ля первой октавы выбрали для калибровки.

А все обсуждения нам показали, что 440 герц — это действительно некоторое случайное число из диапазона примерно 400-450.

У французов и сейчас стандарт a1=435 Гц.

Почему именно ноту Ля первой октавы выбрали для калибровки

Да очень просто. Это у русских, у итальянцев и у французов есть практика сольмизации, т.е. ноты распевают на «до», «ре», «ми» и т.д. Причём изначально эти названия не были привязаны к звуковой высоте, только к ступени звукоряда. Ещё точнее — названы они по первым слогам гимну Св. Иоанну. «си» добавили позже, вместо «до» была «ут» — вроде у французов и сейчас так.

А у нас ноты называются по буквам: A-B-C-D-E-F-G-H. Именно таким и был изначально звукоряд клавишных: ля-си бемоль-до-ре-ми-фа-соль. Позже добавилась си без бемоля. В англоязычные страны это пришло позже (у них вообще музыка развивалась медленнее, чем на территории нынешней Германии) и по неграмотности они си стали называть B, а не H, как у нас. Так и осталось: у нас H, у них B. Поэтому у них бывает дикое для нашего глаза сочетание B с бемолем — у нас такое может написать только неграмотный первоклассник! 🙂

Естественно, для калибровки брали первую ноту звукоряда, т.е. A. По-русски «ля». С течением времени типичный звукоряд клавишных стал начинаться от «фа», потом у органа перешёл на «до», но калибровка по «ля» так и сохранилась. А зачем её менять? она ничем не хуже любой другой.

Ага, именно на таком саксофоне играет Бутман, то-то я думаю, почему у меня от него голова болит ))

Вы же доктор,неужто и таблетки нет у Вас?(от Бутмана)

Разницу между 440 и 443 Гц можно заметить только при сравнении частот. Ни один абсолютник этой разницы напрямую не услышит. А вот яркость тембра инструмента может увеличиться.Ну да, кто же спорит, напрямую это практически незаметно, зато вот меняется не только тембр инструмента, но и, например, технические возможности в исполнении у тех же духовых.

Предположим, Вы сделали рояль, и обнаружили, что он звучит тускловато? Что Вы делаете? Пилите чугунную раму и добавляете немного длины для струн? Конечно нет. Вы просто настраиваете инструмент так, чтобы, не слишком заметно отклоняясь от стандарта, улучшить качество его звука. :):-) Ну, думаю, в Австрии это вызвано не тусклостью звучания роялей (в конце концов, такие наклейки можно видеть и в эндемичных «бёзендорферах», и в «фациоли», и в «стейнвеях». )

напрямую это практически незаметно, зато вот меняется не только тембр инструмента, но и, например, технические возможности в исполнении у тех же духовых

Если следовать этой логике со времён Амати и Страдивари тембр значительно улучшился(ля было 405гц)

Технических возможностей завышение строя духовым не прибавит,а вот головной боли по поводу фальши всех(. )остальных нот кроме настроеной это может.

человеческий организм может воспринимать частоты в пределах 20 — 20000 Гц

Очень условные частоты. Усреднённые. Кто-то и ниже (20 Гц) слышать может, а кто-то и 25 Гц не слышит.

Тем более, что 20 Гц это далеко не ля (низкие ля там 55 и 27,5 Гц).

У французов и сейчас стандарт a1=435 Гц.

Это как? Нормальные вроде французские инструменты. или это шутка?

Это как? Нормальные вроде французские инструменты. или это шутка?
Это не шутка. Это стандарт. 👿

Но надо иметь в виду: стандарт — это то, что на заводе. А я свои инструменты всё равно настраиваю так, как мне нравится 😆 Хочу — 438 Гц сделаю. Пока оркестранты «надышат», Gedackt все 443 станет. Так в жизни. Циферки с Герцами — это для частотомера. Практика — несколько иначе. 😆

Да — струнникам подавай всё время повыше, сопранам подавай пониже. Лучше всего вообще держать частоту a1 в секрете! 😆 Всем спокойнее будет! 😆

Но факт: частота настройки позитива (центральный инструмент в Continuo) сильно зависит от температуры. Примерно 3 Гц на 2 градуса изменения температуры для a1.

Может быть, но струнники физически могут перестроиться.
А вот если мне дадут флейту, где ля1 435 Гц, то интонировать (в ансамбле) будет сложно. С нашими ф-но, настроенными очень высоко, вообще невозможно (чисто физически не будет — строй при «полном задвиге» головы инструмента будет ниже нужного). А гобою будет сложно и на обычном (440-442) ля играть.

В общем, я к тому, что вообще есть же французские инструменты — гобои, кларнеты, саксофоны — вроде все хорошие и строят по-нормальному.

[quote=Parfёn;762167]
В общем, я к тому, что вообще есть же французские инструменты — гобои, кларнеты, саксофоны — вроде все хорошие и строят по-нормальному. [/quote

Встречал в каталогах,в частности кларнеты Буффе- как в настройке 435,так и 442.

ОК, ОК, справочник Вы прочитали. Не спорю 😆

Но вопрос-то был задан: почему выбрали для a1 частоту именно 440 Гц, а не, скажем, 447. Или не 460. Или не 420. На этот вопрос Ваша цитата из справочника ответа не даёт. 🙄
Я не читала справочник, я просто в школе физику изучала, а не в облаках витала.

Я не читала справочник, я просто в школе физику изучала, а не в облаках витала.
Что ж, физика — дело нужное. Иногда даже и полезное. :appl:

А мы вот тут больше в облаках витаем, в Дрездене. Музыку изучаем, и ещё как инструменты всякие делать. Органы там, клавесины. 😆 И чего только эти немцы не напридумывают!

Может быть, но струнники физически могут перестроиться.
А вот если мне дадут флейту, где ля1 435 Гц, то интонировать (в ансамбле) будет сложно. С нашими ф-но, настроенными очень высоко, вообще невозможно (чисто физически не будет — строй при «полном задвиге» головы инструмента будет ниже нужного). А гобою будет сложно и на обычном (440-442) ля играть.

В общем, я к тому, что вообще есть же французские инструменты — гобои, кларнеты, саксофоны — вроде все хорошие и строят по-нормальному.

Вообще то уже давно все почти духовые и ударные выпускаются с настройкой-442. Кроме немцев, по моему, у которых-438

Там при какой-то определённой температуре (18 или 20 градусов).
.

Вообще то уже давно все почти духовые и ударные выпускаются с настройкой-442. Кроме немцев, по моему, у которых-438
А я-то причём? Я ж как раз и пишу:

у меня, например обычный строй — 442-443 Гц

Если у неё в холодном состоянии a1=438 Гц, во время игры и будет 443. Или даже больше.

Не понял. Если у флейты в холодном состоянии (скажем при 10 градусах ля 438 градусов), то в тёплом помещении у неё будет больше. Это очевидно. Или Вы имеете ввиду то, что инструмент согреется? Но тогда это не имеет никакого смысла — на непрогретом (типа взяли с холода) инструменте никто ля мерить не будет.

Есть некий средний условный строй инструмента. Так сказать центр — например те же 442 Гц. В неких пределах вокруг этого «центра» инструмент фальшивить не будет — т.е. я могу и на 444 Гц сыграть и на 440 и наверное даже шире. Но! Если мне дадут инструмент на 438 Гц, его «предел строя» будет снижен — и не факт, что ля 444 Гц я сыграю. А если и сыграю (если до конца задвинуть голову инструмента+ 30 градусная жара), то не факт, что строй будет хорошим.
Если же я выйду на улицу достану флейту и сыграю там что-нибудь — строй может до нужных 435-438 Гц упадёт, а то и ниже. Только интонация расплывётся.

/Цифры в посте условные. Просто для иллюстрации принципа.

Я имею в виду, что от дыхания человека температура канала флейты вполне может повыситься на 8 градусов против комнатной. А 8 градусов для a1 и будут 5 Гц.

В орган никто не дует. Но у меня в декабре был случай, когда за время репетиции позитив с a1=438 Гц поднялся до 443, а когда я его опустил до 440, потом после концерта померял — снова 443. Слушателей было много — надышали.

А у флейты, кроме этого всего, ещё и дыхание исполнителя! Поэтому важно точно определять при каких условиях определяется строй.

Я имею в виду, что от дыхания человека температура канала флейты вполне может повыситься на 8 градусов против комнатной. А 8 градусов для a1 и будут 5 Гц.

Я понимаю, но температура дыхания исполнителя вещь относительно постоянная. А температура зала (или улицы) изменяется. Строй инструмента в отрыве от дыхания исполнителя измерить невозможно.

Настоящий, реальный строй получается именно тогда, когда инструмент согрет дыханием исполнителя.

А у флейты, кроме этого всего, ещё и дыхание исполнителя! Поэтому важно точно определять при каких условиях определяется строй.

Согласен. Опять же, насколько я знаю, строй определяется при нормальной температуре — т.е. 18-20 градусов. К тому же на нём и поиграть немного надо.. А после всего этого можно и ля мерить.

Конечно, при температуре минус 10 инструмент согреть уже вряд ли получится, а при плюст 30 греть вряд ли придётся. Вот ту немного про эту специфику http://myflute.ru/forum/viewtopic.php?id=120&p=2

Вопрос: почему эталоном принято 440Hz? Почему не 430 или 450?

А почему бы нет?:-)
А ведь Вы почти в точку — ведь и 440 не всегда было.

А почему все новорождённые кричат именно на частоте 440 Гц — это вопрос уже к медикам и биологам.

Медики и биологи, это специальности, которые не существуют без физических и химических знаний, но до границ необходимых для этих специальностей. Для полного понимания «почему так» неоходимы узкоспециальные физические знания, т.к. ответ и в свойствах этой частоты. В teor7.narod.ru это рассматривается.

В 16м- 17м веке ля закрепилось на 405-407 герц(Это низкая ля бемоль) и оставалось таким вплоть до французской революции.Наполеоновские войны прокатились по европе,ля поползла вверх.
Почему так произошло?Я думаю это психология скрипачей.Они и сейчас сараются настроить чуть острее духовых.Когда духовые подравнивались,они опять завышали.
При вводе метрической системы Наполеон приказал принять новый эталон ля 435гц.Благо вся европа была в подчинении.
После наполеона ля опять»сорвалась»и по некоторым данным достигла 460гц.
Особенно страдали тогда деревянные духовые,и зарождающиеся медные хроматические.
Наконец музыканты не выдержали и созвали в 1836году «Штудгартскую конвенцию»на которой и была принята ля 440.
СССР присоединился к ней в 1936году.
Во франции знаменитые фирмы деревянных духовых до сих пор выпускают инструменты как под 440 так и 435гц.Где то видимо ещё есть оркестры по заветам наполеона.
Но до сих пор идёт спор,наши скрипачи задирают строй.Обосновывая это новыми стандартами 442гц.Каких то документов подтверждающих это

Интересно, а что это за конвенция в Штутгарте? Есть ли ссылки на неё?
У нас в «настройщике» есть тема подобная, которую я пытаюсь направить в русло практическое, поскольку это важно для музыкантов прежде всего:
http://www.forumklassika.ru/images/icons/icon1.png История камертона. Высота строя. (http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=96147)Конечно, она требует научного осмысления. Ну да поживем- увидим.

Интересно, а что это за конвенция в Штутгарте? Есть ли ссылки на неё?
У нас в «настройщике» есть тема подобная, которую я пытаюсь направить в русло практическое, поскольку это важно для музыкантов прежде всего:
http://www.forumklassika.ru/images/icons/icon1.png История камертона. Высота строя. (http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=96147)

Конечно, она требует научного осмысления. Ну да поживем- увидим.

Про Штудгартскую конференцию 1834(! прошу прощения)года помню из консерваторского курса.Позже встречал эту информацию только в книге Порвенкова.Но сейчас я думаю что курс у нас читали по этой же книге.
Акустика и настройка музыкальных инструментов.Москва.Музыка 1990г.стр.19

Таким образом на текущий момент законными считаются 435,438(в Ла Скала этот камертон) и штутгартский 440.Так что 442 и выше это произвол и можно посылать желающих лесом.

Из статьи И.Алдошиной «Музыкальные шкалы и интервалы. Психоакустические основы их строения», опубликованной в журнале «Звукорежиссер» за 2003 №10. Для справки: Алдошина Ирина Аркадьевна — профессор кафедры звукорежиссуры Сакнт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов, доктор технических наук, председатель петербургской секции AES (Audio Engineering Society), почетный член международного общества AES, член Координационного Совета по акустике РАН, автор более двухсот научных трудов:

Стандартная высота тона

Для настройки инструментов в ансамбле уже давно была очевидна необходимость иметь универсальный стандарт высоты тона. Еще в 1619 году Преториус (Praitorius) предложил использовать в качестве эталонной высоты тона (ноты А4 — ля первой октавы) звук с частотой 422,5 Гц. В XVIII веке для настройки ноты «ля» использовались различные частоты, например, в Парижской опере — 404 Гц, для настройки органов в Дрездене — 415 Гц. В 1711 году Джон Шор создал камертон, настроенный на частоту 423,5 Гц. В 1751 году Гендель настроил свой камертон на частоту 422,5 Гц. Эта частота довольно широко использовалась в качестве эталонной в течение XVIII века, хотя были и другие. В 1812 году в Парижской консерватории была предложена как эталонная частота 440 Гц, и в XIX веке она стала довольно широко использоваться при настройке инструментов, хотя были попытки использовать и более высокие частоты, например, для роялей Steinway — 454 Гц, в опере «Ковент Гарден» — 450 Гц. В 1859 году французским правительством была назначена комиссия из ведущих композиторов и музыкантов того времени (Россини, Берлиоз, Мейербер и др.), которая приняла в качестве стандарта значение частоты 435 Гц. В последующие периоды наблюдалось стремление повысить стандартную частоту настройки, по-видимому, в связи с расширением использования медных инструментов в оркестре, которые ярче звучат при более высокой настройке. В 1939 году международная конференция в Лондоне приняла стандарт частоты для высоты тона А4 440 Гц, который является международным эталоном до настоящего времени.

При этом следует отметить, что все время продолжаются попытки повысить стандартную частоту как при настройке роялей (до 444 Гц), так и при настройке оркестров, особенно духовых, до 454 Гц. При исполнении и при записи следует учитывать, что старинные инструменты (скрипки Страдивари, например) и современные отличаются друг от друга по настройке опорного тона почти на полтона.

Для создания тона со стандартной частотой пользуются камертонами, однако в настоящее время стандарт частоты обеспечивается с помощью специальных приборов на кварцевых кристаллах, которые создают звук с частотой 440 Гц с большой точностью. Эталоны стандарта частоты хранятся в специальных учреждениях (например, в Институте метрологии им. Д. Менделеева в Санкт-Петербурге).

(источник: здесь (http://rus.625-net.ru/archive/z1003/aldo.htm))

Извините, вовремя не увидел ваш вопрос:

А как, интересно, Алдошина узнала, на сколько герц настраивал Преториус, если Герц жил гораздо позже Преториуса?
Мне помнится по давней дискуссии с вами по поводу теории относительности Энштейна, прошедшей в одном из форумных блогов, несмотря на то, что вы музыкант, вам не чужд интерес к науке. Кроме того, в той дискуссии вы показали, что неплохо владеете навыками поиска нужной информации в интернете.
Поэтому вы вполне могли бы знать (или в состоянии легко узнать), что Герц — это единица частоты периодических процессов. 1 Герц — частота периодического процесса, при которой за время в 1 сек происходит один цикл процесса. Названа в честь немецкого физика Генриха Рудольфа Герца (годы жизни: 1857 — 1894). Название было учреждено Международной электротехнической комиссией (МЭК) в 1930 году. А до этого в качестве единицы частоты использовался «цикл в секунду». 1 цикл в секунду = 1 Гц.

Вот откуда люди узнали, что Преториус предложил в эталонной высоты ноты ля первой октавы звук именно с частотой 422,5 циклов в секунду – я не знаю. Знаю только, что Михаэль Прето́риус (1571 – 1621) – был не только композитором и органистом, но и теоретиком музыки, автором крупнейшего в Германии XVII века музыкального трактата «Syntagma musicum» («Устройство музыки»). Так что этот вопрос я хочу переадресовать Вам, уважаемый Андрей. Музыкальная акустика не входит в сферу моих научных интересов, а вот Вам, как музыканту и человеку, не чуждому интереса к науке, сам бог велел найти ответ на этот вопрос. Я понимаю, что вряд ли вы сможете прочитать текст трактата Преториуса (хотя Вики указывает, что он был переиздан в 1958-59 гг.). Но может быть, та же Алдошина рассказала об этом в своем учебнике – см. Алдошина И., Приттс Р. «Музыкальная акустика». Учебник. — СПб.: Композитор, 2006. — 720 с. А его можно найти и скачать в сети.
Так что флаг вам в руки, уважаемый Андрей.

P.S. Состояние науки об акустике во времена Преториуса не стоит недооценивать. Вот что пишется, к примеру, в Большой советской энциклопедии:

Историю развития Акустики, как физической науки, можно разбить на 3 периода. Первый период — от начала 17 в. до начала 18 в. — характеризуется исследованиями системы музыкальных тонов, их источников (струны, трубы), скорости распространения звука. Г. Галилей обнаружил, что звучащее тело испытывает колебания и что высота звука зависит от частоты этих колебаний, а интенсивность звука — от их амплитуды. Французский учёный М. Мерсенн (годы жизни: 1588 – 1648 ), следуя Галилею, уже мог определить число колебаний звучащей струны и впервые измерил скорость звука в воздухе. А уже в 1738 году Парижской академией наук были выполнены измерения скорости звука, давшие значения — 332 м/сек при 0°С., что отличается от значений, полученных в наше время, меньше чем на 1%.

Источник

Оцените статью