Почему оркестр настраивается с ноты ля
Камертон ля — главный
Спасибо за ответ. Но интересно, почему всё-таки «ля» выбрали «точкой отсчета», а не «до»?
До 11 века были приняты буквенные обозначения звуков:a, b, c и т.д. то есть первым звуком была ля, а не до. В 11 веке были введены более удобные слоговые значения: ut, re, mi, fa, sol, la. Эти названия были взяты из старинного гимна певцов. В этом гимне певцы просили святого Иоанна сохранить в чистоте их голоса. Мелодия каждой строки текста начиналась на одну ступень выше предыдущей. Начальные слоги каждой строки закрепились за соответствующими звуками. Средневековая теория ограничивалась лишь 6 названиями, т.к. основывалась на гексахордах. Со временем для седьмого звука было введено название si, а неудобный для произношения звук ut заменили на do.
Раньше, не помню в каком веке, пытались поднять строй и звук ля становился выше и выше (в нотах стоял тот же значок ля, но цена у него была другая). Инструментам проще строй флейты можно поднять, струны натянуть, две сотни струн рояля можно усилить железным панцирем, укрепляющий раму. А певцам что перестраивать? Связки? (на ноте ля связки певца колеблются с примерно той же скоростью, что и камертона). То есть ля стала обозначать более высокий звук. Ну, скажем 455 колебаний . И бедному певцу приходилось напрягать связки, выходить за придел певческого голоса. Потом строй вернули.
До 11 века были приняты буквенные обозначения звуков:a, b, c и т.д. то есть первым звуком была ля, а не до.
Средневековая теория ограничивалась лишь 6 названиями, т.к. основывалась на гексахордах.
Вот Вы про гексахорды упомянули, а по-моему гексахорда от «ля» построить нельзя 😕
только от «до», т. к. он мажорный:-)
Источник
«Правильное» Ля
Как известно, скрипачи всегда настраиваются по звуку Ля (а с «правильным» Ля сверяются, послушав камертон).
Международный стандарт «правильного» Ля — 440 герц.
Но не всегда Ля звучало именно так, как сегодня. Оно и сегодня не всегда звучит именно так.
Во времена Страдивари, например, «правильное Ля» было примерно на тон ниже сегодняшнего — т.е. звучало почти так, как сегодня звучит «правильное Соль»!!
С тех пор жизнь всё ускорялась, и на судьбе Ля это отразилось тоже. Скрипачи всё сильнее натягивали струны, игра становилась всё более напряженно-яркой, количество колебаний в секунду (герц) в Ля постепенно росло, звук становился всё выше…
Сегодняшнее Ля, впрочем, не самое высокое в истории. Оно бывало даже на четверть тона выше, чем сейчас.
И сейчас в сольных классах часто настраивают инструмент выше, чем 440 герц (442, например). Для скрипача, играющего в концертной сольной манере, несколько завышенное Ля выигрышнее: скрипка звучит звонче, технические элементы — пассажи и прочее — ярче и острей, и вообще игра кажется более техничной и блестящей…
Но с другой стороны, есть сегодня и другой «тренд». Люди из «исторически-информированного» исполнительства, наоборот, настраивают Ля значительно ниже современного эталона. Чтобы всё было «как тогда», в тысяча семьсот (?) каком-нибудь году.
Вот тут и начинаются мучения для музыкантов с «абсолютным слухом». Ведь в них уже «зашита» память на Ля = 440, ну ладно, 442 (и все остальные ноты, исходя из этого), и если поместить их в иную систему координат (где всё сдвинуто на полтона: Ля звучит как Ля бемоль, Ми бемоль как Ре…), — ощущения, особенно с непривычки, будут еще те…
Вот вы правильно ставите пальцы, правильно читаете ноты, но при этом перед вами возникает какой-то непроходимый лес из многоэтажных бемолей на том самом месте, где всегда была дорога.
Это как если бы вы однажды проснулись и вдруг заговорили чьим-то чужим низким голосом… Очень странно и неприятно.
P.S. А какое Ля было на скрипках Корелли и Тартини в тот момент, когда они сочиняли «Фолию» и «Дьявольские трели»? Предположить можно, зная их годы жизни и представленные ниже данные. Но возможно ли установить это со всей точностью и если да, стоит ли такое Ля повторять? Ну… это уже «совсем другая история».
В какие эпохи какое количество герц было в «правильном Ля»
Е.Ф. Витачек — Очерки по истории изготовления смычковых инструментов (1964 — 2009), электронное издание, прим. на стр. 15 (кол. = колебания):
«Когда говорят о строе камертона, то обычно утверждают, что он повышался непрерывно вплоть до наших дней. Документальных свидетельств этого нигде, насколько нам известно, не приводилось. Между тем в 1859 году в Париже состоялся съезд музыкантов (Обер, Галеви, Тома, Россини, Берлиоз, Верди, Львов), физиков (Депре, Лиссажу) и фабрикантов музыкальных инструментов (Эрар, Плейель и др.), на котором был всесторонне изучен этот вопрос. Представитель России директор Придворной певческой капеллы А. Ф. Львов заказал фирме Плейеля специальный прибор (ныне хранящийся в Государственном центральной музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки): в этом приборе помещены различные камертоны, построенные в соответствии с данными, представленными на съезде. Приводим года и числа колебаний каждого камертона: 1686 г. – 405 кол., 1781 г. – 409 кол., 1785 г. – 410 кол., 1799 г. – 429 кол., 1807 г. – 424 кол., 1831 г. – 430 кол., 1832 г. – 434 кол., 1859 г.– предельная высота строя равна 449 кол. На съезде был принят в качестве международного эталона строй камертона Придворной певческой капеллы, равный 435 кол.
Из этих данных видно, что во времена Страдивари и Гварнери Ля было примерно на т о н н и же, а во времена Вильома н а ч е т в е р т ь т о н а в ы ш е современного Ля (440 кол.)».
Страница из учебника Ирины Алдошиной и Роя Приттса «Музыкальная акустика» (Санкт-Петербург, 2009):
«3.8.3. Стандартная высота тона
Для настройки инструментов в ансамбле уже давно была очевидна необходимость иметь универсальный стандарт высоты тона. Еще в 1619 году Преториус (Praetorius) предложил использовать в качестве эталонной высоты тона звук с частотой 422,5 Гц. В течение XVIII века использовались как стандартные (для настройки ноты ля первой октавы) различные частоты: например, в Парижской опере 404 Гц, для настройки органов в Дрездене 415 Гц и т.д. В 1711 году Джон Шор (John Shore) изобрел камертон, настроенный на частоту 422,5 Гц. Эта частота довольно широко использовалась в качестве эталонной в течение XVIII века, хотя были и другие, например 415 Гц.
В 1812 году в Парижском консерватории была предложена как эталонная частота 440 Гц, в течение XIX века эта частота стала довольно широко использоваться при настройке инструментов, хотя были попытки использовать и более высокие частоты: например, для роялей «Стейнвей» — 454 Гц, в оперном театре Ковент-Гарден — 450 Гц и др. В 1859 году была назначена французским правительством комиссия из ведущих композиторов и музыкантов того времени (Россини, Берлиоз, Мейербер и др.), которая приняла в качестве стандарта значение частоты 435 Гц для А4.
В последующие периоды наблюдалось стремление повысить стандартную частоту настройки — по-видимому, в связи с расширением использования в оркестре медных инструментов, которые ярче звучат при более высокой настройке. В 1939 году международная конференция в Лондоне приняла стандарт частоты для тона А4 равным 440 Гц. Этот стандарт является международным эталоном до настоящего времени (хотя следует отметить, что попытки повысить стандартную частоту все время продолжаются как при настройке роялей до 444 Гц, так и при настройке оркестров, особенно духовых до 454 Гц).
При исполнении и при записи следует учитывать, что старинные инструменты (например, скрипки Страдивари) отличаются от современных по настройке опорного тона А4 почти на полтона.
Для создания тона со стандартной частотой пользуются камертонами, однако в настоящее время стандарт частоты обеспечивается с помощью специальных приборов на кварцевых кристаллах, которые создают звук частотой 440 Гц с большой точностью. Эталоны стандарта частоты хранятся в специальных учреждениях (например, в Институте метрологии им. Менделеева в Санкт-Петербурге)».
Как звучат 440, 435, 405 герц? Можно попробовать программы — генераторы звуковых частот: см. http://genealogic.narod.ru/audio/generator.htm
См. также статью из Музыкальной энциклопедии «Высота звука» и особенно статью про зонную природу звуковысотного слуха (откуда ясно, что во время игры на скрипке, а не настройки, фокус заключается вовсе не в том, чтобы просто выдержать формальное соответствие числу герц).
/ страница переписана в январе 2015 /
17 комментариев для “«Правильное» Ля”
Рояль невозможно настроить на 2Гц выше, т.к. настроив ля первой октавы на 2Гц выше, ля второй будет настроено на 4Гц выше, ля 3-й — уже на 8Гц, ля малой — всего на 1Гц и т.д. А для того, чтобы подобная перестройка рояля увеличила нагрузку на 1,5 тонны, первоначальная нагрузка должна составлять 330 тонн! В действительности же нагрузка в рояле доходит до 18-21 тонны. И вовсе не на деку, а на чугунную раму. Такой нагрузки не выдержит ни одна звучащая дека!
Огромное спасибо за сайт! Желаю творческих успехов!
Гмм… Спасибо за уточнение, я снова поговорю с мастером настройщиком, который сообщил мне эти сведения.
Хотя — стоп, стоп. (Прошлый ответ писала на бегу, сейчас есть больше времени, чтобы вникнуть в ваш коммент).
Вы пишете, что нельзя настроить на 2 герца выше? Но сплошь и рядом настраивают Ля на 442, а не на 440.(Или вас смутило слово «рояль» вместо «ля»?) Уточните, пожалуйста.
А вот что касается полутора тонн и рамы, а не деки — вот это я еще уточню, спасибо.
Кстати, а по вашим данным, насколько перестройка Ля на 2 герца вверх увеличивает нагрузку (цифра)?
Именно так. Смутило слово «рояль» вместо «ля». Если ля 1-й октавы было 440,а стало 442, то ля 2-й — 880 и 884, ля 3-й — 1760 и 1768 соответственно. Вспомните флажолеты: делим струну пополам, и получаем звук октавой выше, и частотой в 2 раза выше; если делим струну на 4 части (квартовый флажолет), получаем звук 2-мя октавами выше, частота же увеличивается вчетверо.
Данные о нагрузке на раму взяты отсюда: http://minusovka.com.ua/forte piano_royal.php, прочитал Вашу статью и сам заинтересовался ;-).
Если начальную нагрузку на раму (при ля, равном 440Гц) принять за 20 тонн, то при повышении ля 1-й октавы на 2Гц (и последующей перестройке всего рояля)нагрузка увеличится на 91кг.
— Смутило слово «рояль» вместо «ля»
О, не будьте буквалистом)) Ясно ведь, что не все ноты в рояле будут 442, а только Ля. Для этого даже не надо примеры приводить… Но хорошо, я посмотрю, что можно сделать с этой фразой, чтобы не вводить людей в искушение.
Что касается нагрузки на деку — вот тут я сверюсь с моими источниками. Ссылку вашу пока не могу просмотреть — у меня здесь сейчас ограниченное время для интернета — но настройщика, когда вернусь в Москву, спрошу и книжку, на которую он ссылался, посмотрю. За расчеты нагрузки спасибо!
UPD Собираюсь в будущем вставить звуковые иллюстрации в эту страницу. А пока что предлагаю послушать одну и ту же музыку, исполненную при разных настройках — низкой и высокой.
Почувствуйте разницу:
http://www.youtube.com/watch?v=MDWp0GqES4c
и
http://youtu.be/nV-RLFFX5y4?t=7m20s
=
Дискуссия на тему настройки: см. http://www.forumklassika.ru/archive/index.php/t-5077.html
Классик, забыла сказать — с тем настройщиком пока не было возможности поговорить, но страницу (инфо про рояль) я обновила.
Заодно, кстати, еще раз сверилась с той старой книжкой Порвенкова (в интернете ее нет, купила через alib бумажную версию), и она навела меня на мысль о еще одной страничке для Азбуки.
Спасибо за поправки!
Классик приводит абсолютно верное соотношение. Наиболее чувствительно это положение отражается при настройке пианино. Отечественные инструменты болезненно воспринимают такой настрой.
И хотя звучание в стандартном варианте помогает ученику привыкать к стандартным звукам и запоминать их отстраивая свою память. Содержать инструмент в стандартном звучании, мягко выражаясь, обременительно.
Настроить отечеств. инструмент мудрено. Вирбеля не держат этой высоты. Особенно левая сторона(низы). Но если очень надо, то можно. Терпение и трудвсё перетрут. За то ученик не рассыпает память по диапазонам. И сольфеджио, и апликатура усваиваются
детками правильно.
Вы пишите, что стандарт для ноты Ля первой октавы в 440Гц был принят в 1834 году Штутгарде. Но в книге «Числа — основы гармонии» 12 том серии «Мир математики» сказано,что данный стандарт был принят в 1939 году Международной конференции в Лондоне. Кому верить?
Валерий, спасибо за коммент. Я опиралась на факты из книги В. Порвенкова «Настройка музыкальных инструментов» (М., 1977 г.) В принципе, можно было бы перепроверить по книге на случай, если произошла какая-то неточность или описка, но у меня сегодня не получится это сделать из-за нехватки времени.
Думаю, Вам стоит (если Вас интересует эта тема) проверить по другим книгам. В частности, есть статья «Камертон» в БСЭ ,
и эта статья ссылается на книгу «Музыкальная акустика» под ред. Н. А. Гарбузова (М. — Л., 1940). Убеждена, что в той книге все факты должны быть.
Если найдете там что-то, опровергающее факты из кн. Порвенкова, на которую я тут сослалась, пожалуйста, дайте знать — я отредактирую страницу.
чепуха.на фабрике перед чистовой настройкой инструмент настраивают на пол тона выше.потом постепенно переходят на чистовую настройку понижая каждый раз. так что делетант ваш настройщик …таковых не мало и музыкальных заведениях.
современные рамы пианино и роялей выполняются со значительным запасом прочности,что позволяет инженерный расчет.завышенная настройка на фабрике -цвиковка делается для релаксации новых струн.но иногда бывают случаи в практике что приходится настраивать чуть ниже из за обрывов струн.чаще всего причиной чему -усталость металла.будут вопросы по скрипке или роялям звоните 0975497519.удачи
Уважаемый Коля, я Вас услышала, хотя не уверена, что вы меня убедили (в свете того, что в комменте на соседней странице https://blagaya.ru/skripka/skripkostroitelnye-knigi/ вы называете Витачека и Лемана также «делетантами»).
Хотя, как показало время, то, что мне тогда рассказал настройщик, вызывает действительно вопросы.
..По поводу номера вашего мобильного. Вы уверены, что хотите оставлять его в открытом доступе? Я бы на вашем месте этого не делала. Номер в интернете довольно быстро попадает в базы рассылки разнообразного спама — от продажи леса до установки брекетов. Не думаю, что вам это очень понравится. Что касается первоначальной цели публикации этого телефона — если честно, мне кажется, что за советами по поводу скрипок или роялей люди скорее будут звонить известным им экспертам соответственно в области 1)скрипок и 2) роялей.
N.B. На днях буду дополнительно образовываться в теме дат и цифр. Выписала в РГБ книгу Гарбузова. UPD В главном здании РГБ Гарбузова не выдают, но я нашла современный учебник И. Алдошиной и Роя Приттса «Музыкальная акустика», нужную страницу там уже нашла, продолжение следует.
Валерию на коммент от 27/04/2014.
В учебнике И. Алдошиной и Роя Приттса «Музыкальная акустика» (см. выше — я временно вставила фотографию страницы) также говорится про 1939 год и Международную конференцию в Лондоне.
Думаю, что в этом месте и в других я изменю эту страничку Азбуки. (Я не думаю, что автор книжки,на которую я ссылалась ранее, приводил неправильные факты, но, тем не менее, при наличии расхождений в разных источниках и учитывая, что теперь существует допущенный Министерством образования современный учебник для звукорежиссеров, буду лучше ссылаться на него).
Спасибо за вопрос.
—
UPD январь 2015. Страница переписана. Спасибо внимательным читателям, которые своими поправками и вопросами заставили меня обратить внимание на этот кусочек Азбуки и «порыть» информацию получше.
Со стороны Физики: нет ли интриги в ИЗМЕРЕНИИ 405 Гц в 1686 г? Ведь только что были сделаны маятниковые часы, и до частотомера оставалось поболее двух веков.Кажется, у Ньютона были длины волн, но тогда надо знать скорость звука.
Источник