Почему шопен певец фортепиано

Гений музыки Фридерик Шопен

Автор – Анатолий БЕЗНОЩЕНКО

Простота является высшей целью, достижимой, когда вы преодолеваете все трудности.
Ф. Шопен
Композитор и пианист – виртуоз, прожив всего лишь 39 лет, успел стать музыкальным классиком Польши и оказал значительное влияние на всю мировую музыку. По словам российского композитора Антона Рубинштейна, Шопен – это бард, рапсод, дух, душа фортепиано.

Фридерик Шопен родился 1 марта 1810 года недалеко от столицы Польши Варшавы, в местечке Желязова Воля. Мать Шопена была полька, отец – француз. Семья жила в имении графа Скарбенка, где отец служил домашним учителем. После рождения сына Николай Шопен получил место учителя в Варшавском лицее, и семья переехала в столицу.
Маленький Шопен рос в окружении музыки и тонко ее чувствовал. Отец играл на скрипке и флейте, мать пела и играла на фортепиано. К пяти годам мальчик уже исполнял несложные пьесы. Вскоре его педагогом стал известный в Варшаве чешский музыкант Войцех Живный.
Первое выступление пианиста состоялось в Варшаве, когда ему исполнилось семь лет. Концерт имел успех. А к двенадцати годам Фридерик не уступал лучшим польским пианистам. В одной из варшавских газет Шопена назвали «настоящим гением музыки». Одновременно с занятием музыкой мальчик получил хорошее образование. Он владел французским, немецким языками и хорошо рисовал, особенно карикатуры.

ПРОЩАНИЕ С РОДНОЙ ПОЛЬШЕЙ

В тринадцать лет Фридерик поступил в лицей, успешно его закончил, затем поступил в Высшую школу музыки. Здесь он занимался с опытным педагогом Иосифом Эльснером. Среди его заметок сохранилась характеристика, данная юному музыканту: «Изумительные способности. Музыкальный гений». К этому времени Шопен уже был признан лучшим пианистом и композитором Польши.
В 1829 году молодой музыкант съездил в Вену. Его концерты прошли с успехом. Шопен, его друзья и родные поняли, что ему нужно отправиться в концертное турне. Шопен долго не мог решиться на этот шаг. Ему казалось, что он покинет родину навсегда. Осенью 1830 года Фридерик наконец выехал из Варшавы. Друзья подарили ему на прощание кубок, наполненный польской землей. Шопену было двадцать лет.

Читайте также:  Гитара произведения для арпеджио

ПРЕДЧУВСТВИЯ НЕ ОБМАНУЛИ…

Шопен действительно расстался с родиной навсегда. В Вене он давал концерты, но самостоятельный концерт ему дать не удавалось, а издатели соглашались напечатать его произведения только бесплатно.
Неожиданно с родины пришла тревожная весть. В Варшаве начались восстание против русского самодержавия, организованное польскими патриотами. Музыкант решил вернуться в Польшу. Но близкие Шопену люди уговорили служить родине своим искусством. С горечью композитор покорился и вместо Варшавы направился в Париж.

В дороге он узнал, что восстание жестоко подавлено, его руководители брошены в тюрьмы, сосланы в Сибирь. Осенью 1831 года Шопен прибыл в Париж и прожил здесь до конца жизни. Но Франция не стала второй родиной композитора. В своих привязанностях и творчестве музыкант оставался поляком.
Шопен завоевал Париж как пианист. Выжидали только музыкальные издатели. Они публиковали произведения, но бесплатно. Поэтому Шопен вынужден был давать уроки музыки по пять – семь часов ежедневно. Эта работа отнимала слишком много времени и сил. И даже впоследствии, будучи композитором с мировым именем, он не мог позволить себе отказаться от занятий с учениками.

ЖЕНЩИНА – ЯДОВИТОЕ РАСТЕНИЕ

Романтическая внешность Шопена привлекала женщин не меньше, чем его музыка. Первой любовью Фридерика стала юная певица Констанция Гладковская, студентка Варшавской консерватории. В письме другу Вайцеховскому он признавался: « У меня, быть может, к несчастью, есть уже свой идеал, которому я верно служу. Он вдохновил меня, чтобы написать утром этот вальсик, посылаемый тебе».
Влюбленный юноша сочинил тогда одну из лучших песен «Желание».
Однако молодой человек так и не смог рассказать Констанции о своем чувстве. Лишь спустя годы женщина с удивлением узнала о том, как много когда – то значила для Шопена.

Уже в Париже в 1836 году он сделал предложение Марии Водзинской, хорошенькой и музыкально одаренной дочери польского графа. Она приняла его, но родители, обеспокоенные здоровьем Шопена, уговорили дочь прекратить отношения.
Позже Фредерик познакомился с французской писательницей Авророй Дюдеван, выступавшей в печати под псевдонимом Жорж Санд. Несмотря на то, что Жорж Санд пользовалась скандальной репутацией, Шопен не стал избегать общения, хотя сначала девушка ему не понравилась. Однажды он сказал своему другу: «Что за отвратительная женщина эта Санд. Да и женщина ли она вообще?»
Но в итоге их связь продлилась 9 лет. Друзья Шопена впоследствии обвиняли Аврору в том, что она отравила его существование и приблизила смерть. «Это ядовитое растение», — говорил о возлюбленной музыканта Вильгельм Ленц, его ученик, возмущавшийся тем, как нагло, высокомерно и пренебрежительно она обращалась с Шопеном.
Последней женщиной, которая пыталась привлечь его внимание, оказалась его богатая ученица Джейн Стерлинг, о которой он сказал: « Уж лучше я выберу своей женой смерть».

Н.Ф. Соловьев отмечал в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона:
«Музыка Шопена изобилует смелостью, изобразительностью и нигде не страдает причудливостью. Если после Бетховена явилась эпоха новизны стиля, то, разумеется, Шопен один из главных представителей этой новизны. Во всём, что писал Шопен, в его чудных музыкальных контурах виден великий музыкант-поэт. Это заметно в законченных типичных этюдах, мазурках, полонезах, ноктюрнах и проч., в которых через край льется вдохновение. Если в чём чувствуется известная рефлективность, так это в сонатах и концертах, но, тем не менее, и в них появляются удивительные страницы, как, например, похоронный марш в сонате op. 35, adagio во втором концерте.
К лучшим произведениям Шопена, в которые он вложил столько души и музыкальной мысли, можно отнести этюды: в них он внес, помимо техники, составлявшей до Шопена главную и чуть ли не единственную цель, целый поэтический мир. Эти этюды дышат то юношеской порывистой свежестью, как, например, ges-dur, то драматическим выражением (f-moll, c-moll). В эти этюды он вложил мелодические и гармонические красоты перворазрядные. Всех этюдов не перечтешь, но венцом этой чудной группы является этюд cis-moll, достигавший, по своему глубокому содержанию, бетховенской высоты. Сколько мечтательности, грации, дивной музыки в его ноктюрнах! В фортепьянных балладах, форму которых можно отнести к изобретению Шопена, но в особенности в полонезах и мазурках Шопен является великим национальным художником, рисующим картины своей родины.»

Автор многочисленных произведений для фортепиано. По-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, поэтизировал и драматизировал танцы — мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией.
Среди сочинений Шопена: 2 концерта , 3 сонаты, фантазия, 4 баллады, 4 скерцо, экспромты, ноктюрны, этюды, вальсы, мазурки, полонезы, прелюдии и другие произведения для фортепиано; а также песни. В его фортепианном исполнении глубина и искренность чувств сочетались с изяществом, техническим совершенством.
Наиболее интимным, «автобиографическим» жанром в творчестве Шопена являются его вальсы. По мнению российского музыковеда Изабеллы Хитрик, связь между реальной жизнью Шопена и его вальсами исключительно тесна, и совокупность вальсов композитора может рассматриваться как своеобразный «лирический дневник» Шопена.
Шопен отличался выдержанностью и замкнутостью, поэтому его личность раскрывается только тем, кто хорошо знает его музыку. Многие знаменитые артисты и литераторы того времени преклонялись перед Шопеном: композиторы Ференц Лист, Роберт Шуман, Феликс Мендельсон, Джакомо Мейербер, Игнац Мошелес, Гектор Берлиоз, певец Адольф Нурри, поэты Генрих Гейне и Адам Мицкевич, художник Эжен Делакруа, журналист Агатон Гиллер и многие другие.

Встречал Шопен и профессиональную оппозицию своему творческому кредо: так, один из его главных прижизненных конкурентов, Сигизмунд Тальберг, по преданию, выйдя на улицу после концерта Шопена, громко закричал и на недоумение своего спутника ответил: весь вечер было одно piano, так что теперь нужно хоть немного. (По свидетельствам современников Шопен совсем не мог играть форте, верхней границей его динамического диапазона было приблизительно меццо-форте.

С годами Шопен давал концерты все реже, ограничиваясь исполнением в узком кругу друзей. Он отдался творчеству. Появились его сонаты, скерцо, баллады. Наряду со светлыми лирическими пьесами все чаще из – под его пера выходили произведения, полные драматической глубины. Брать у него уроки уже считалось честью, а услышать его игру – редким счастьем.

Последние годы жизни композитора были печальны. Умер его друг Ян Матушиньский, вслед за ним – отец. В то же время произошел разрыв с Жорж Санд. Эти удары судьбы привели к обострению болезни легких, которой Шопен страдал с юных лет. Последние два года композитор почти ничего не писал, средства иссякли. Чтобы поправить тяжелое материальное положение, он поехал в Лондон по приглашению друзей. Однако сырой климат Англии быстро оказал свое губительное действие. Концерт музыканта в пользу эмигрантов в Лондоне стал последним в его жизни.

По совету врачей он возвратился в Париж и попросил приехать сестру Людвику, которая жила в Польше. На ее руках 17 октября 1849 года он умер. Похоронили Шопена в Париже, а сердце, как он и завещал, отправили в сосуде в Варшаву, где оно хранится в костеле Святого Креста.

Источник

Фридерик Шопен

Фото Все

Видео Все

Фредерик Шопен. По следам великих композиторов

«История жизни». Шопен

Гении и злодеи. Жорж Санд и Фредерик Шопен. 2009

Фридерик Шопен — биография

Фридерик Шопен – композитор с мировым именем, основатель польской пианистической школы. Он прожил короткую, но очень плодотворную жизнь, написал множество произведений для фортепиано. Сочинения Шопена стали непревзойденной классикой, вершиной мирового пианистического искусства. Этого композитора называют одним из самых ярких представителей западноевропейского музыкального романтизма.

Детство

Фридерик Франсуа Шопен родился в местечке Желязова Воля 1 марта 1810 года. Небольшая деревенька располагалась под Варшавой. В местечке семейство Шопенов пользовалось большим уважением. Отец мальчика происходил из простой семьи, но был образованным человеком, гувернером и учителем. Еще юношей Николя Шопен переехал из Франции в Польшу.

Мама, имевшая дворянское происхождение, получила прекрасное образование, отлично знала французский язык, была музыкально одаренной женщиной. Она виртуозно играла на фортепиано, имела замечательный голос, часто пела. Любовь к мелодичным народным песням Фридерик унаследовал от своей матери.

Портрет Шопена в детстве

Фридерик был вторым ребенком в семье, кроме него, в семье росло три сестры. Мальчику исполнилось шесть месяцев, когда его отцу предложили вакансию в Варшавском лицее. Семья переехала в столицу, отец стал преподавателем французского, немецкого языка, французской литературы. Кроме этого, Николя Шопен содержал пансиона для лицеистов.

Интеллигентные, чуткие родители относились друг к другу и к детям с большой любовью. Все дети в их семье обладали яркими способностями, младшая сестра Эмилия, умершая очень рано, имела яркий литературный талант. Но музыкальный дар был только у Фридерика. Мальчик часами просиживал у инструмента, подбирал, разучивал понравившиеся ему произведения.

Он был по-настоящему одержим музыкой, одаренность малыша была очевидной. Мальчик рос невероятно чувствительным, мог горько заплакать, слушая печальную музыку, или просто мелодию, тронувшую его душу. Нередко Фридерик вскакивал ночью, чтобы подобрать аккорд или мелодию, с которой он не сумел справиться днем.

Образование

В пятилетнем возрасте юный музыкант уже стал выступать с концертами. Уже тогда его называли маленьким чудом, вторым Моцартом. В семь лет родители отправили его учиться в класс знаменитого пианиста Войцеха Живного. Это было нелегко, потому что кроме того мальчик был обязан учиться, ежедневно посещать варшавское училище и готовить уроки. Уже в восьмилетнем возрасте о нем писали в газетах, как об очень одаренном музыканте и композиторе, сочинившем свою первую пьесу под названием «Полонез».

Портрет Шопена в юности за фортепьяно

Пять лет упорных занятий под руководством Живного превратили юное дарование в настоящего музыканта-виртуоза, который по техническим, музыкальным навыкам нисколько не уступал взрослым. Когда педагог понял, что ученик в некоторых вопросах уже превосходит учителя, он завершил курс обучения.

В 12 лет Шопен стал брать уроки у варшавского музыканта Юзефа Эльснера. Под руководством этого человека он изучает теорию музыки.

В этот же период талантливый юноша попал под покровительство князей Четвертинских и князя Антона Радзивилла, с помощью которых он оказался в высшем обществе. По воспоминаниям современников, Фридерик производил очень приятное впечатление на всех окружающих. Он был очень хорош собой, прекрасно воспитанного, умного, тактичного человека не зря называли истинным аристократом духа.

В это время юный музыкант много ездит по европейским странам. Здесь его интересуют оперные театры и картинные галереи. Он посещает концерты выдающихся музыкантов того времени в Праге, Берлине и Дрездене. Талантливый юноша побывал и в России. Его игра произвела большое впечатление на Александра I. За доставленное удовольствие император подарил музыканту перстень, усыпанный бриллиантами.

Концертная деятельность

В 19 лет Шопен начинает свою концертную деятельность. Он выступает в Вене, в Кракове, в Варшаве и сразу же становится невероятно популярным. Через год музыкант отправляется в свое первое европейское турне, совсем не подозревая о том, что он навсегда покидает родину. Концерты, которые музыкант дает в Варшаве, Кракове, приносят ему огромную популярность. Но первое же европейское турне, которое Фридерик предпринял через год, стало для музыканта расставанием с родиной.

Шопен находился в Германии, когда туда пришла весть о начале польского восстания. Молодой человек, тоже горевший желанием вступить в бой за независимость Польши, собирается вернуться на родину. Но все закончилось очень быстро, на пути в Польшу ему стало известно, что восстание подавлено, а его руководитель арестован. На родине начались репрессии, возвращаться туда было крайне опасно. Фридерик решил остаться в Париже.

Под впечатлением этих трагических событий композитор написал несколько музыкальных произведений, главным из которых стал Революционный этюд. В композиторе жила глубокая убежденность, что своей прекрасной музыкой он помогает соотечественникам сражаться за свободу.

Свой первый концерт во Франции молодой человек дал в 22 года. Париж был в полном восторге от выступления этого музыканта.

Он редко выступал в концертах в этом городе, однако в салонах французской и польской знати музыку Шопена слышали очень часто. В этот период композитор много времени отдает сочинительству. Он пишет свои первые фортепианные концерты, сам исполняет их в театрах Парижа и Вены. В близком окружении Фридерика находятся молодые таланты, точно также одержимые музыкой, как и он – Стамати, Видаль, Урбан, Бродт.

С крупнейшими европейскими композиторами того времени Шопен старался поддерживать хорошие отношения. Известно, что знаменитый немецкий композитор-романтик Роберт Шуман был с первых мгновений очарован игрой молодого польского музыканта, считал его гением.

Венгерский музыкант Ференц Лист стал последователем Шопена, много писал о жизни и творчестве своего кумира. Берлиоз, Мендельсон, Лист тоже были знакомы с Шопеном, эти выдающиеся музыканты своего времени высоко ценили талант молодого польского композитора.

Расцвет карьеры

Исследователи творчества Шопена отмечают, что пик его творческой карьеры относится к 30-м годам XIX века. В это время музыкант не только сочиняет музыку, но и занимается преподавательской деятельностью. Он обучает талантливую молодежь игре на фортепиано, что всегда было большой редкостью для музыкантов такого уровня.

Фридерик увлекается поэзией. Творчество польского поэта Адама Мицкевича глубоко затронуло душу музыканта, под влиянием его стихов композитор пишет четыре великолепные баллады. Эти произведения посвящены многострадальной родине, Польше, о судьбе которой вынужденный изгнанник не забывал никогда.

Его музыкальные баллады состоят из элементов польского фольклора, танцевальной музыки, речитативных реплик. Произведения представляют собой лирико-трагические картины из жизни польского народа, которые автор видит через призму своих переживаний. Кроме баллад, Шопен в этот период создает четыре скерцо, пишет полонезы, ноктюрны, вальсы, мазурки.

Вальс в творчестве Шопена знатоки считают настоящим автобиографическим жанром, тесно связанным с событиями личной жизни музыканта.

В то же время полонезы и мазурки они называют копилкой национальных образов. Мазурки этого композитора весьма разнообразны, это не только знаменитые лирические произведения, но и народные, либо аристократические танцы.

Особенность романтизма – апелляция к национальному самосознанию народа. Исходя из этого, Шопен при создании своих композиций часто использовал характерные для польской народной музыки интонации и звучания. В качестве примера можно привести знаменитый Бурдон – имитацию звуков фольклорных инструментов, либо острую синкопу, прекрасно сочетающуюся с пунктирным ритмом, характерным для польской музыки.

Шопен выступил новатором и в жанре ноктюрна. «Ночная песня» — такое значение имеет слово ноктюрн, однако у Шопена эта песня становится лирико-драматической зарисовкой. Первые ноктюрны этого композитора можно сравнить с лирическими описаниями природы, а последние произведения этого жанра приобретают характер маленьких трагедий.

Одной из вершин творчества Шопена этого периода исследователи считают его цикл из 24 прелюдий. В это время музыкант был страстно увлечен творчеством Баха, что и повлияло на выбор жанра. Свои прелюдии Фридерик писал в переломные годы – ими называют период первой влюбленности музыканта и время расставания с возлюбленной.

Шопен был настолько впечатлен циклом прелюдий и фуг Баха, что и сам решил написать нечто подобное. Но здесь романтик, как это часто с ним бывало, превзошел своего учителя, его произведения получили личностную окраску. Прелюдии Шопена представляют собой небольшие, глубокие зарисовки внутренних переживаний автора, написанные в виде музыкального дневника.

Педагогическая деятельность

Шопен – не только великий композитор и музыкант. Его называли гениальным педагогом. Он является создателем уникальной пианистической методики, с помощью которой многие пианисты стали настоящими профессионалами.

У Шопена было много талантливых учеников. Среди них были и барышни из аристократических семей. Самым талантливым учеником музыканта считают Адольфа Гутмана. Этот человек стал пианистом и музыкальным редактором.

Портреты музыканта

Среди приятелей Фридерика Шопен было много музыкантов и композиторов. Но сам он был удивительно разносторонним человеком, живо интересовался литературой, изобразительным искусством, имел много друзей в этих кругах. Многие художники считали за честь запечатлеть талантливого музыканта на холсте, по этой причине осталось много портретов Шопена. Самым известным портретом Шопена является работа Эжена Делакруа.

Этот портрет считали необычным. Он написан в новаторской, романтической манере, хранится в Лувре. Осталась и единственная фотография польского музыканта, во время его жизни данный вид изобразительного искусства только начинал развиваться, но фотографы успели запечатлеть знаменитого музыканта.

Личная жизнь

Фридерик не был счастлив в личной жизни. Чуткий и нежный человек мог бы стать отличным семьянином, если бы не трагическое стечение обстоятельств. Легкий, остроумный человек уже в ранней юности заслужил репутацию первого сердцееда. Внешне он был настоящим воплощением своей прекрасной музыки. Его первой избранницей стала Мария Водзиньская.

Невеста Шопена Мария Водзиньская

Музыкант был помолвлен со своей юной невестой. Свадьба была назначена через год, такое требование выдвинули родители невесты. Это было вполне справедливо – будущие родственники надеялись за это время как следует узнать музыканта, убедиться в его финансовых возможностях. Фридерик не сумел выдержать экзамен на прочность, его нестабильное финансовое положение стало причиной для отмены свадьбы. Инициаторами разрыва помолвки были родители Марии.

Это стало большой трагедией для музыканта, он долго не мог прийти в себя. Именно в это время он пишет свою знаменитую вторую сонату, медленная часть которой носит название «Траурного марша». Через год композитор увлекся баронессой Авророй Дюдеван, которою все мы знаем как Жорж Санд. Эта эмансипированная особа, поклонница зарождающегося феминизма, сначала вовсе не понравилась утонченному музыканту. Он даже не хотел признавать в ней женщину.

Фридерик Шопен и Жорж Санд

Говорят, что первое впечатление никогда не обманывает. Психологи считают, что в то мгновение, когда мы впервые видим какого-то человека, с нами говорит ангел, подсказывающий, как сложатся отношения. Писательница с папиросой во рту, наряженная в грубый мужской костюм, вызвала у Шопена чувство, близкое к отвращению. На тот момент дама была разведена, имела двух детей и увлекалась свободными отношениями.

Любовь к ней не принесла музыканту счастья. Шопен в то время был нездоров, тяжело переживал расставание с невестой, и Аврора воспылала к нему нежными чувствами. Через некоторое время музыкант поселился в соседнем доме, свои чувства влюбленные скрывали от окружающих. Затем они стали жить в одной квартире, позже – в имении писательницы, и здесь тонкому и чуткому мужчине пришлось на себе испытать все сложности жизни с женщиной, у которой есть дети.

Мориц, сын Авроры, испытывал болезненную ревность к музыканту, он не хотел, чтобы Шопен жил в их доме. Точно также вела себя и ее дочь Соланж, она устраивала бесконечные интриги и даже пыталась соблазнить Фридерика , чтобы иметь законное основание на изгнание его из дома. Некоторое время Шопен и Санд жили на Майорке, но влажный климат был вреден композитору, он стал причиной для развития туберкулеза.

Устав от скандалов и интриг, Шопен решил пожить отдельно, уехал из Ноана в Париж. Первое время он переписывался со своей любовницей, затем их связь прекратилась. Виной тому была неугомонная Соланж. Приезжая в Париж, она обязательно извещала музыканта о новых увлечениях матери, по большей части, выдуманных. Через некоторое время страстная любовь Шопена превратилась в настоящую ненависть.

Причина смерти

Окончательный разрыв с любимой послужил толчком для ухудшения здоровья композитора. Он отправился в турне по Великобритании, затем вернулся в Париж, где еще успел дать несколько концертов. Последнее время музыкант был настолько слаб, что уже не вставал со своей постели.

В октябре 1849 года он скончался от осложненного туберкулеза легких. Свое сердце композитор завещал родине, его вынули из груди, поместив в специальный кубок. Этот кубок замурован в одном из католических храмов Варшавы. Прах великого музыканта покоится во Франции, на кладбище Пер-Лашез.

Лучшие произведения

  • Ноктюрн до-диез минор
  • Ноктюрн ми-бемоль мажор
  • Полонез ля мажор
  • Революционный Этюд до минор
  • Вальс до-диез минор
  • Прелюдия ми-минор
  • Похоронный марш из сонаты №2
  • Сад Эдема

Слушать композиции

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Источник

Оцените статью