Советские акустические
Н а пространстве нашей бывшей необъятной Родины гитары выпускали во многих местах. Некоторые географические легенды живут и поныне, хотя от старых фабрик остались только названия, а от многих не осталось ничего. Существование гитарного производства в России — вопрос времени. Все фабрики используют физически и морально безнадежно древнее оборудование и технологии, а производство сохраняет рентабельность только по причине бесплатности «основных фондов», доставшихся от прошлой эпохи. Чем-то ситуация напоминает российский автопром, но шансов на введение запретных пошлин на ввоз импортных гитар у гитаропрома явно меньше. Зато у них есть некоторые резервы, недоступные ВАЗу и ГАЗу. Главный из них — статус «народно-хозяйственного промысла» (вроде как у Палеха или Хохломы), который освобождает многие гитарные фабрики от уплаты НДС. Вот так, без всяких взяток Клебанову, 20% халявы! GENERAL MOTORS отдыхает. Почти все фабрики находятся в провинции, где накладные расходы невысоки. Зарплату рабочим, понятно, там платят условную (если вообще платят). Тем и живут.
Старейшим производителем щипковых музыкальных инструментов является подмосковное Шихово. Сейчас от фабрики осталось полтора цеха, там делают не сами гитары, а заготовки, которые умелые руки наших сотрудников превращают в гитары «Звенигород». Некоторое количество забракованных нами комплектующих на фабрике собирают самостоятельно — с очевидным качеством и последствиями. Снаружи они похожи на наши гитары, поэтому иногда возникают вопросы.
Бобровская фабрика. Существование этой фабрики — исторический казус и парадокс. В Воронежской губернии со времен татаро-монголов нет леса, поэтому строить там деревообработку могло прийти в голову только совкам. Бобров — небольшой городок, жители которого никогда не отличались пристрастием к гитарному делу. (Шихово — тоже деревня, но хотя бы с «музыкальной» историей, кустари там делали балалайки и гитары еще в позапрошлом веке.) И вот в конце 70-х в Боброве отгрохали фабрику с мощностью чуть не 100000 гитар в месяц. В этом есть что-то Платоновское, этакий черноземный «Котлован» и «Чевенгур». Как ни странно, фабрика отчаянно работает и поныне. Масштабы, конечно, поменьше стали, но бобровские КАМАЗы по-прежнему бороздят ухабистые трассы западной и центральной России, да и на восток доезжают. Главной особенностью этих гитар по-прежнему являются характерные «цветочки» вокруг отверстия резонатора. Эти цветочки рисуют вручную, для чего в штате есть спец.художники. Самые дешевые модели имеют характерную грушевидную форму корпуса. Есть несколько «квазивестернов» и 12-струнка. Гитары покрашены нитролаком, большинство моделей с декой из условно-резонансной елки, головка грифа сделана «лопатой». Продукция Боброва имеет настолько одиозный «советский» облик, что ее не спасает даже относительно стабильное качество и наличие еловой деки. Одну из бобровских моделей мы переделываем в свой «Петергоф», отсеевается всего 10% брака и получается вполне симпатичная дешевая гитара. Кто мешает бобрам делать то же самое на фабрике — неизвестно. Вероятно, тот самый «наш гештальт». | ||
Фабрика входит в своего рода «холдинг» разношерстных предприятий, большинство из которых занимается металлообработкой. Поэтому гитары выходят такие — технократичные и очень удмуртские. Грифы в Ижевске научились делать из фанеры, но не до конца. В свое время мы тесно общались с этой фабрикой и прилагали усилия к перековке их меча на наше орало. Они нам даже знаменитую Глазовскую водку подарили. Но с гитарами по-прежнему плохо, страшные они и безнадежно фанерные. Мы даже не пытаемся из них ничего собирать, бесполезно. Хотя люди вроде честно стараются, что-то вроде «классики» создали по нашим советам. При фабрике есть несколько умельцев, они иногда фабричные гитары «тюнингуют», хотя почему-то просят за свой «тюнинг» совершенно непомерные деньги. В общем, все очень запущено. | ||
Самарская фабрика. Самарская фабрика известна всем посетителям Грушинского фестиваля. Туда всегда приезжали камазы с этой фабрики и продавали гитары. Самарская гитара С-2 была больше всех других российских гитар похожа на «классику». Были там дредноуты и 12-струнки. Источник Конференция Shamray Guitarsработа для музыкантоврепетиционные базы Москвыфорум текстовиковфорум барабанщиковТема : СОВЕТСКИЕ ГИТАРЫ. Вводная статья в проблему. | Время: 03.10.2008 10:30 | |
---|---|---|
***пред-предисловие. Специально для ШИРОКОГО круга музыкантов. Настоящая статья опубликована на www.sovietguitars.com в связи с участившимися случаями попадания в руки молодых музыкантов данной категории инструментов и желанием их УБИТЬ, а также в связи с ростом числа просто интересующихся. Автор не собирается навязывать кому-либо свою точку зрения, не собирается вызывать на себя гнева праведного, не мечтает о всемирном признании. просто делится опытом с желающими знать. В общем и целом, если эта статья вызвала у Вас добрую улыбку или внесла некоторую ясность в мучившие вопросы — цель автором достигнута. Автора в Сети достать проще простого — Басист Кайф такой один :-). Мифы и легенды о электро и бас гитарах, Потрошу совгитары пятый год, знаю их почти насквозь. Но в Сети, да и при праздном разговоре, иногда слышу ТАКОЕ, что уши в трубочку сворачиваются. Надоело. Народ слышит бред, подхватывает и радостно сообщает далее, присовокупляя свои комментарии. Утверждение 1. Гитары, производимые в СССР? Были такие гитары… Они имели название «Урал», электро и бас. На грифе надпись «Аэлита»? Нет, это кто-то написал сам, все советские гитары имели название «Урал». Не спорь, мальчик, Я ЗНАЮ. Ответ. Ни фига подобного. В СССР выпускалось достаточно много моделей гитар, общим количеством более десятка (точное число моделей устанавливается). Самые известные – «Урал» электро и бас, «Аэлита», «Тоника», «Стелла». Почему все называют любой совок «Уралом»? Это просто. Данная модель гитары была самой распространённой, потому все и путают. К примеру, «Уралом» очень любят называть «Форманту», благо на ней какие-либо надписи часто отсутствовали, а все атрибуты советской гитары присутствовали в ярко выраженном виде. Утверждение 2. Все советские гитары ТАКИЕ тяжелые. Я 20 минут поиграл с гитарой на ремне – плечо ноет, словно таскал мешки! Ответ. Тоже бред. Вес советской гитары был примерно такой же, как и любой другой электрогитары, как японской/американской, так и Китая/Кореи/Индонезии. Если разница в 500 грамм для Вас так существенна — Вы не гитарист, Вы неженка. Исключение составляют гитары белорусского производства – под 4 килограмма. Скоро взвешу все! Чтоб цифры были. Утверждение 3. Все совгитары имеют НУ ОЧЕНЬ неудобный гриф. Ответ. Не всегда. У обычной гитары и баса «Урал», в самом деле, идиотский профиль – очень толст в обхвате и узок в шейке. Играть трудно, можно привыкнуть, потом привыкать к нормальной гитаре долго. У «Аэлиты» и «Стеллы» гриф получше, почти по стратовской геометрии. «Тоника» и «Аэлита 2» интересны весьма удобным грифом, по первому впечатлению кажущемуся толстоватым. Басы «Бас 1» и «Бас 2» ростовской фабрики обладают удовлетворительной формой грифа. Белорусы же впереди планеты всей по парадоксам: гриф обработан безобразно, этакое бревнище со слегка скруглёнными краями, толстое, широкое, однако невысокие и аккуратные лады, а гриф на удивление легко ложится в руку. Не могу объяснить… Утверждение 4. У советских гитар ужасные лады. Ответ. Это почти всегда так. Нейзильберовые или латунные, с «гребенчатой» ножкой. Плохо сидят без клея, часто приподнимают края, плохо поддаются шлифовке. Плюс вбивали их на заводах НУ ОЧЕНЬ небрежно. Лады могли торчать как попало на гитаре «с завода». Шлифовка на заводе была также весьма грубая. Исключение – белорусы. Часто сравнительно неплохо вкатанные и прошлифованные лады имели свердловские «Тоники» Утверждение 5. У советских гитар всегда, в любом случае поведёт гриф, анкер в них не работает. В некоторых не было анкера вообще, вот лохи-то их делали. Ответ. Насколько я потрошил эти грифы, в них стоит компрессионный анкер. В результате небрежного производства и сырого дерева, резьба на нём в обоих концах могла сильно заржаветь. На ранних совгитарах анкер лежал параллельно накладке – недоработка конструкции. В большинстве же случаев анкер был весьма и весьма рабочим, НО. Утверждение 6. Корпус советских гитар неудобен! Ответ. Ну, это дело вкуса. Я обожаю форму корпуса «Урала», он лежит на теле и под рукой лучше «Страта». Не хуже и корпус «Аэлиты». И «Стелла», форма которой слизана с «Джазмастера». А к советским гитарам относятся ещё чешские, болгарские и ГДРовские гитары, а они производили ещё и копии «фирмовых» инструментов. Самые известные из них «Иолана Страт» (Стратокастер) и «Иолана Диамант» (Лес Пол). Таким образом, в этой плоскости имеем вечный спор «гибсонистов» и «фендеристов». Каждому своё, вон кому-то и на ФлайВи и Штайнбергере играть удобно. Утверждение 7. У советских гитар плохая электрика и звучки, фонят, сам звук плохой! Ответ. К сожалению, скорее верно, нежели нет. О темброблоках. О датчиках. Утверждение 8. На совгитарах такой слой краски – просто жуть! Ответ. Эти гитары покрывали шпатлёвкой и полиэфиром. Не жалея. Сохло весьма долго, но, высохнув, образовывало прочнейший панцирь, который трудно было покоцать. Чехи иногда делали какую-то адско крепкую смесь, о чём хвастливо сообщали в паспортах к гитаре. ГДРовцы делали всё красиво и добротно. Болгары покрывали инструменты тонким слоем лака, который быстро покрывался трещинами и сколами. Утверждение 9. Они ТАКИЕ КРЕПКИЕ! Сцену проломить можно! Ответ. Да, живучие палки. Рассчитано было на самые кривые руки учащегося ПТУ №13 города Зажопинска Мухосранской области, который будет её (гитару) ронять в лужу и отбивать летящие в его сторону тухлые яйца и помидоры, серпы и молоты… Если серьёзно – да, крепкие. Но сцену вряд ли пробьёт. Расколоть корпус – нереально, да. А гриф мог треснуть или отломиться как и на обычной гитаре. Гитары из соцлагеря в прочности уступали. Утверждение 10. Колки советских гитар – полное говно. Ответ. Гитарные, к сожалению, да. В СССР все колки имели серьёзные недостатки. Ураловские – неплохо работали, но были чертовски хрупкие (их лопасти делались методом литья), ростовские и питерские все изначально плохо работали, а уж когда они расшатывались… Ростовские более-менее терпимые были только одни – с металлическими квадратными лопастями. Их же ставили на «Форманту» и «Соло-2». Утверждение 11. Струнодержатели советских гитар дрянь… Ответ. Не все. И не при всех условиях. У «Урала» и «Тоники» машинка работает плоховато и поскрипывает. Но её можно смазать – и она заработает весьма сносно. У «Стеллы» машинка скопирована с «Джазмастера» — и нормально работает. То же у «Элгавы-В». А вот «Аэлита» подкачала. Тремоло крепится только за счёт натяжения струн за очень узкий зацеп. А пружина тугая. В итоге одно слишком сильное движение рычага – и машинка срывается с зацепа. И попасть в полтона с ней ну очень трудно… На «Аэлите» и «Тонике» ещё этот самый рычаг стоит весьма высоко, его ещё надо во время игры ловить – какие тут быстрые вибрато, так – длинный аккорд покачать… Получше у «Урала» и «Стелы», также у «Форманты». Рычаг не слишком высоко. Утверждение 12. У совгитар не хватает регулировки мензуры. Ответ. Увы, в СССР это была вечная проблема. Её лишён только «Урал» и белорусские гитары. Почти у всех остальных не хватает регулировок, особенно это чувствуется в отношении 5 и 6 струны. Порожек необходимо сдвигать на пару миллиметров от грифа. Утверждение 13. У этих инструментов очень плохое качество сборки. Ответ. Это так. Качество на заводах в СССР почти не проверялось. Расстояние от грифа до струн могло быть до 8-10 мм, гитара могла не строить, мог не работать звукосниматель. В конечном итоге, совгитары могли быть и неплохо задуманы и спроектированы, но сборка губила ВСЁ. Судя по всему, какие-то проверки всё же проводились, так как среди не убитых экземпляров, доставшихся некоторым чуть ли не в заводской таре, попадаются с отрегулированной мензурой, шлифованными ладами, мало шумящие. Могли, когда хотели. Заполучить такой – везение. Утверждение 14. На совгитары шло плохое дерево. Ответ. В общем, да. В СССР на гитару шло ВСЁ. От берёзы и яблони до граба. Корпус из 5 досок – там мог быть набор из трёх пород, причём в одном корпусе могли соседствовать клён, граб, а меж ними сиротливо ютился иногда даже брус красняка. Такой «сэндвич» с двух сторон покрывался трёхслойной фанерой. Зачем – осталось в загадках. Грифы делались в основном буковые. Почему – неизвестно. На накладку шло вообще всё, что угодно. У «Урала», к примеру, на накладку шло что-то светлое, но фанеровалось (!) тёмным шпоном. Или не фанеровалось – как повезёт. Утверждение 15. Баланс у совгитар был вообще никакой. Ответ. Опять же, не у всех. Басы – да, все клевали носом, кроме «Тоники». Плох баланс у баса «Урал» — сказывается отсутствие верхнего рога. Хуже всех – на чешских гитаре «Стар-9» и басу «Бассо-9», в народе прозванных «отвёртки» из-за почти ромбической формы маленького лёгкого корпуса и также ромбической формы головки достаточно тяжёлого грифа. Эти вообще так и норовили выскользнуть из левой руки вниз – СЛИШКОМ лёгкий корпус и крепление ремня на подгрифовой пластине… У остальных гитар же с балансом было всё, в общем, нормально. Некоторым кажется коротковатым рог на «Тонике» — был бы ещё лучше баланс. К остальным небас-гитарам претензий по этой части не было. Утверждение 16. Да враки всё это, вот в советских ансамблях играли — и ничего! Ответ. Не передёргивайте. Самое худшее, на чём играли музыканты, появлявшиеся в то время на советском ТВ — болгарские гитары. А так у них у всех были в основном «Музимы», спустя некоторое время они уже могли позволить себе и фирменные инструменты, доставали «Ямахи», «Фендеры». В принципе, это все основные убеждения, касающиеся данного класса инструментов. Лично я считаю, гитары эти не хороши и не плохи – они такие, как они есть. «Вещь в себе». Для современной музыки они условно пригодны, после ремонта, восстановления и полной настройки можно получить весьма оригинальное звучание. Если разобрать советскую гитару до винтика, всё почистить, поправить, подпаять – можно играть. Народ ухитряется их экранировать, результаты достойные. Если проварить датчики, можно позволить себе перегруз умеренной тяжести. В силу конструктивных особенностей, не рекомендуются для обучения – переучиваться придётся. Источник |