Почему у гитары искривился гриф

Почему у гитары искривился гриф

Гитары — это не механизмы и не предметы, это живые существа. Они имеют свою судьбу и подвержены болезням и недомоганиям. Иногда болезни эти трудны и нуждаются в серьезном лечении. Но чаще дело в неправильном образе жизни — т.е. зарядку надо делать и поменьше курить.

Главными симптомами недомогания являются увеличенная жесткость струн или напротив — звон струн о лады. Еще могут образоваться заметные трещины в разных деталях, потеряться строй, появиться посторонние шумы при игре. Кроме трещин и т.п. явных проявлений, остальные симптомы могут свидетельствовать как о серьезных проблемах, так и ни о чем не свидетельствовать, кроме нерадивости хозяина инструмента. Вот перечень проверок, которые следует произвести, прежде чем нести гитару в магазин на обмен или мастеру в ремонт:

1. Струны — это расходный материал. Их надо менять не реже, чем раз в полгода, даже если гитару используют мало. При активной игре струны надо менять значительно чаще. На изношенных струнах появляются характерные вмятины напротив ладов, струны меняют цвет (темнеют), окисляются, ухудшается звонкость и тембр, звук (особенно басов) становится ватным, слабым. Изношенные струны теряют точный строй. Замена одной струны дела не сделает, новая струна будет явно отличаться от старых. Недопустимо использовать струны от разных комплектов (даже новые). Замена возможна только для нового комплекта, если новая струна — 100% аналог старой. Проверьте струны!

2. Высота струн над грифом — всегда компромис между терпимым звоном о лады и жесткостью игры. Для разных гитар и разных музыкантов это разные цифры, никакого стандарта не существует. Самое большая высота — для классических гитар с синтетикой. Некоторые преподаватели специально заставляют учеников играть на высоких струнах — для выработки сильной подачи. На акустических гитарах металлические струны ставят ниже. Совсем малая высота струн на электрогитарах.
На гитарах с винтовым креплением грифа высота струн выставляется с помощью ключа (или отвертки). Если гриф вклейной, высота изменяется при помощи косточки на подставке — ее следует извлечь (ослабив струны) и подпилить по высоте — или заменить на более высокую. Можно попробовать подложить под косточку подходящую по размеру полоску пластика, хотя это плохо отражается на акустике инструмента.
Высота косточки над подставкой — 3-8мм, причем высота под басами может быть чуть больше, чем под тонкими струнами. Кость выше 12мм — это брак инструмента и повод для ремонта или гарантийного обмена.
Еще важная деталь — верхний порожек. Если пропилы в нем недостаточны, гитара может казаться жесткой даже при нормальной высоте струн. Особенно жесткими ощущаются открытые аккорды и барре на 1 ладу. При этом барре на 5-10 ладах взять явно легче. Порожек отвечает так же за строй гитары. Струна должна опираться строго на ближний к ладам край порожка. Если струна опирается на дальний край, гитара не будет строить. Порожек легко корректируется с помощью надфиля, главное — не переточить лишнего.
Посему: проверьте косточку и порожек.

Читайте также:  Магнитофон нота м 220с 2 руководство

3. Многие гитары (особенно под металл) имеют внутри грифа специальный стержень — анкер. Головка его выходит снизу грифа и доступна через отверстие резонатора. Иногда головка выведена сверху грифа, возле колков, и прикрыта накладкой. Смысл анкера — напряжение и поддержка грифа. Если бы не анкер, металлические струны согнули бы тонкий гриф. Подчеркну: анкер отвечает не за высоту струн, а за прогиб грифа. Причем регулирует этот прогиб не совсем однозначно. Если Вы видите, что середина грифа явно ниже, чем его концы — анкер нужно подтянуть. Если наоборот — гриф стоит «пузом вверх» — отпустить. На практике, однако, анкер редко просто выпрямляет гриф. Чаще он как бы «распределяет» прогиб волнами, поэтому где-то гриф оказывается ниже, а в других точках — чуть выше нормы. Вы можете сильно не углубляться в этот вопрос, если прогиб грифа значительный, и простой подтяжкой анкера устранить проблему не получилось — несите гитару мастеру.
Совсем отпущенный анкер может противно громыхать внутри грифа. Исходите из того, что нормальное состояние анкера на новой гитаре — слегка затянутое. После нескольких недель анкер может ослабнуть за счет естественной усадки грифа, тогда его следует чуть подтянуть. Но сильно крутить анкер без понимания смысла процесса бесполезно, будет только хуже.
Однако: профиль грифа и анкер так же следует проверить.

Смена струн на более (или менее) жесткие всегда приводит к изменению профиля грифа. Струны — это тетива, а гриф (поддержанный анкером) — лук. При ослаблении тетивы лук неизбежно разгибается, и струны приближаются к ладам. И наоборот. Это нормальный процесс. Если вы поставили мягкие струны, придется увеличивать высоту косточки.

Читайте также:  Дико тусим ноты для гитары

4. Архиважным и очень болезненным для гитары является вопрос поддержания нужной влажности в помещении. ВСЕ серьезные производители гитар определяют нормальную влажность воздуха для своих инструментов 40-50%. Примерно такая влажность в квартирах летом, поэтому и проблем с гитарами мало. Однако зимой в России при работающих батареях влажность может падать до 15-20%. Для любой гитары влажность воздуха в 15% является экстремальной. Чем тупее и кондовее инструмент, тем больше шансов он имеет пережить такую ситуацию. Но качественная гитара с декой из массива (тем более — с полностью массивным корпусом) может серьезно пострадать. И виноват в этом случае будет хозяин гитары, а вовсе не производитель (предупредивший о недопустимости пересушивать инструмент).

Усушка инструмента заметна по лаку на деке: дека делается полосатой, даже на ощупь заметны неровности слоев дерева. Это очень опасно. Дека может не выдержать напряжения. Особенно легко погибают испанские гитары — в Испании нет сухих морозных зим, поэтому производители не выдерживают материал в расчете на экстремальные усушки. Гитары из Чехии в этом смысле надежнее. Кроме дек, страдает узел крепления грифа на верхнем клетце. Клетц не усыхает вместе с корпусом, поскольку волокна его почти всегда направлены против деки. Поэтому на накладке грифа (там, где она ложится на корпус) образуется характерный бугор. Так же страдает и гриф, особенно в месте склейки с накладкой. Малейшие недодержки материала на фабрике в русских условиях отзываются трещинами и искривлениями деталей. Это касается не столько дешевых китайских инструментов, сколько качественных профессиональных гитар, которые ценят музыканты по всему миру. Мы живем в очень негитарной стране, господа.

Что же делать? Решение есть, оно недорогое и несложное: купить спец.увлажнитель и вкладывать зимой в кофр, где хранится гитара. Цена такого увлажнителя никак не сопоставима с ценой корпусного ремонта качественной гитары. И все. Еще не забывать убирать гитару в чехол и заправлять увлажнитель.

Сезонные колебания влажности воздуха всегда оказывают влияние на гитару. Даже увлажнитель не сможет вовсе компенсировать это влияние. Его назначение — не создать суперусловия для гитары, а помочь гитаре пережить экстремальные падения влажности. Но дерево все равно будет отзываться на изменение условий жизни. Некоторые гитары более восприимчивы к таким изменениям, некоторые менее. Ситуация, при которой надо пару раз в году поправлять косточку или анкер, в общем-то нормальная. Некоторые гитаристы отчего-то полагают, что раз и навсегда отрегулированная гитара должна служить вечно. Это неверно. Как всякое живое существо, гитара может чувствовать себя хуже или лучше, капризничать. Или наоборот, звонко радоваться жизни — и радовать своего хозяина и зрителей.

Понятие «нормально» для гитар почти неприменимо. Всегда возникает вопрос: для КОГО нормально? Особенно это касается звона струн о лады. Особо занудливые субъекты способны вытрясти из продавца или мастера последние остатки политкорректности, пытаясь добиться невозможного: получить супермягкую гитару без дребезжания. Самая дорогая брендовая гитара ничем не отличается в этом вопросе от дешевого китайца. При резкой сильной подаче можно заставить звенеть любую гитару. Если ваш опыт невелик, посоветуйтесь с друзьями-гитаристами, поиграйте на их инструментах. Возможно, то, что вам кажется дефектом Вашей гитары, вовсе не дефект, а обычное свойство. А неудобство объясняется недостатком привычки к игре. Или напротив: вы напрасно мучаетесь с инструментом, который давно пора показать мастеру.
Покупайте гитару в магазине, который предоставляет длительную гарантию, а не только «2 недели на обмен». Задавайте продавцу любые важные для вас вопросы, но и не терзайте его недоверием.

Источник

Устранение неполадок грифа гитары

Как снять гриф с гитары при починке — этим вопросом задаются многие владельцы инструмента. Для этой цели применяют специальный ключ. Приборчик помогает открутить гайку изнутри.

Распространенные поломки грифа гитары

Исполнители часто сталкиваются с неполадками на грифе инструмента. Некоторые из них можно устранить самостоятельно:

  1. Отслойка пятки от грифа. С проблемой можно справиться при помощи болта. Закрепляют деталь к основе. При этом следует сделать небольшую дырку в каркасе, затем зафиксировать установку болтом. Внутри корпуса ставят шайбу, которая должна быть большого размера.
  2. Местами отклеилась подставка. Необходимо аккуратно ее снять. Зачистить область крепления, чтобы убрать следы деформации. Потом посадить на клей в том же месте. Подставку можно дополнительно зафиксировать шурупами или болтами.
  3. Тугие движения колков. Необходимо смазать конструкцию. Лучше использовать немного машинного масла. Также рекомендуется смазывать резьбу анкера перед установкой.
  4. По пятке грифа пошла трещина. Если она незначительная, то необходимо залить обильно эпоксидной смолой и прижать струбциной. Необходимо выдержать один день в теплом сухом помещении.
  5. Жесткая работа грифа. Связана с ослаблением шейки, провоцирует натяжение струнок. Можно сломать инструмент. Из-за потери детали может возникнуть потребность в смене всех ладов.
  6. Сломалась дека верхней части конструкции гитары. При больших повреждениях устанавливают новую деталь.

Желательно знать, как гриф крепится к гитаре. Это облегчит процесс починки.

Инструкция по ремонту

При снятии грифа в целях починки, измеряют промежуток между 12 ладовым порожком (полоской из металла, втиснутой за 12 лад) и 6 струной. Если струны изготовлены из металла, зазор составляет 3-4 мм, из нейлона — 4-4,5 мм.

Трудности возникают, когда гриф приклеен к основе. Тогда кусачками снимают лады, а накладку сострагивают. Чтобы знать, как приклеить гриф к корпусу гитары, необходимо выбрать правильный способ.

На заметку! Если промежуток остается больше, их тяжело прижимать к грифу, меньшее расстояние будут цеплять ладовые порожки, появится дребезжание.

Существуют 2 метода:

  • вначале клеят шейку, а затем крепят накладку;
  • собранный гриф с накладкой монтируют в корпус.

Владея информацией, как заклеить гриф гитары, отсутствует потребность в услуге мастера. Важно своевременно проверять искривление конструкции, так как при отклонении от нормы она может треснуть.

На заметку! Звучание инструмента зависит от исправности ее деталей.

Основные требования для хорошей работы грифа классической модели:

  • точно налажен верхний порожек или нулевой лад;
  • наличие удобного профиля, эргономичность шейки установки;
  • правильный прогиб;
  • исправная работа колковой механики;
  • отличное состояние ладов.

Внимание! Необходимо вовремя выравнивать плоскость установки, регулировать верхний порожек и лады, удалять неполадки механики.

Во время ремонта проверяют качество вклейки в шейку головки, форму которой изменять нет необходимости. Правильно обработав лады, можно настроить хороший звук. Идеально ровная плоскость накладки дает возможность отрегулировать минимальные высоты струн относительно к ладам.

Следует также убрать лишнюю угловатость и толщину шейки. При необходимости заменяют колковую механику, тщательно обрабатывают слоты. Красят конструкцию лаком, накладку делают более темной и покрывают маслом.

У лада полукруглая форма. Низко сточенные струнами или напильником заменяются. Порожки изготавливают из мягкого металла. Высоты лада должно хватать для обработки его до нормального состояния.

Внимание! Высота ладов должна составлять примерно 1 мм. При невыполнении этого требования возникают проблемы хода струны. Касаясь накладки из дерева, начинает дребезжать о порожек.

Музыкальные инструменты со встроенным винтом не ремонтируют. Используют специальный ключ с 4 гранями. Крутят до достижения необходимой высоты струн. Сначала желательно сократить промежуток так, чтобы струны доставали до порожков, а затем слегка расширить его, до тех пор, пока не пропадет дребезжание.

Когда гриф приклеен к основе, для регулировки расстояния необходимо подточить нижний порожек, который находится в подставке. Если желаемого результата не получилось достигнуть, необходимо отдать гитару для починки мастеру, который под конец монтирует гриф обратно на болт или клеит. В первом случае действовать требуется аккуратно. Иногда приходится немного ниже прикреплять установку. Для этого делают другую дырку в пятке. Замена грифа на акустической гитаре и электрогитаре осуществляется мастером, у которого есть специальный станок для обработки детали.

Приобретать гитару желательно в магазинах с долгосрочным гарантийным периодом, куда поставляют качественный товар. Желательно периодически проверять состояние инструмента, чтобы вовремя устранять неполадки.

Источник

MasterGitar.com

Есть два направления мысли у гитарных мастеров одни считают, что гриф гитары должен быть идеально ровным, другие, что гриф гитары должен иметь прогиб, называют это седлом. Сформировать этот верный прогиб грифа гитары не так-то просто.

Смысл этого малюсенького прогиба в том, чтобы струны, особенно на басах в первых позициях, не зумерили об лады. Т.е. выглядеть это должно как приподнятые лады в первых позициях, а начиная лада с 5-го — гриф выглядит практически как прямой. Прогиб невелик, я делаю его без точных измерений, какая-то пара, тройка десяток. Разговоры идут про 0.2-0.5мм. если прикладывать, что-то ровное к грифу гитары. Дальше по статье, когда будет слово «ровно» относительно грифа, то имейте ввиду, что с учетом этого прогиба, если вы присоединяетесь к партии подпрогнутых грифов.

Создаётся впечатление, что способов выпрямления гитарного грифа много, но на самом деле существует только один способ выпрямить — это выпрямить плоскость накладки с помощью рубанка и притира, т.е. срезания и сошкуривания её тела. Если у вас есть анкер, то вы или не классик или классик-эксклюзив. Не вижу, кстати, ничего порочного в анкерах для классической гитары. Это просто традиция не делать анкер в классике. Очень сомневаюсь, что анкер отрицательно влияет на звук.

Для начала нужно определить насколько ваш гриф прогнут. Смотреть и оценивать нужно с натянутыми и настроенными по камертону струнами, чтобы на гриф осуществлялась стандартная нагрузка. Помним про вступление, где написано, что маленький подпрогиб — это добро, а не зло. Также, если вы не чувствуете дискомфорта при игре, так может ничего не менять!?

Как же определить величину упреждения грифа гитары?

Закрепив корпус гитары в ногах или на столе, нужно, взявшись за головку и область первого лада, не очень сильно, сымитировать натяжение струн, прогибая гриф. Смотреть под напряжением вдоль накладки и добиться, снимая по чуть-чуть с помощью цикли и притира, чтобы именно под напряжением, гриф становился ровным. Вся сложность состоит именно в силе напряжения. Чувство придёт только с практикой. Но сразу могу сказать, не прогибайте изо всех сил, слегка, но и не совсем вяло. Если гриф съёмный, на болте, то можно одной рукой держать за пятку, а другой за головку, прогибать и сил в руках хватает.

Значение имеет натяжение струн. Одно дело слабое натяжение, порядка 35 кг., и другое дело экстрасильное, порядка 80 кг. В основном используется нормальное натяжение, порядка 50 кг.

Именно с натянутыми струнами гриф должен быть ровным(подпрогнутым). Не может быть, чтобы на абсолютно ровный гриф были натянуты струны и он не прогнулся, хотя бы слегка. Почти не гнутся только толстые и неудобные грифы или сделанные из высококачественной древесины с сверх жесткой накладкой, как чёрное или эбеновое дерево. Какой гриф у вас?

Гриф постепенно прогибается от первого лада до девятого, десятого, т. к. дальше начинается основание пятки. Дальше после 13-го лада возможно опускание накладки, т. к. прогибается дека недостаточно укреплённая рипами. Или на 12-ом ладу накладка вдруг поднимается вверх, образуя угол. Это — скорее комплексная проблема в узле основание грифа — клёц — корпус гитары.

Надо оценить сколько нужно снять древесины чтобы накладка стала ровной. Иногда бывают особенно тяжкие случаи, когда тела накладки практически не хватает. Но будьте уверенны другого способа, чем уничтожения лишнего нет. Сердце кровью обливается, когда приходится срезать тело накладки из ценных пород, например переводить на стружку и пыль палисандровую накладку, обильно орошая её слезами.

Существует два направления, по которому можно выпрямлять. Выпрямлять в основном до девятого лада и в основном за девятым. На что это влияет?

Влияет это на высоту струн, т. е. если требуется поднять струны, нужно снимать за девятым ладом, если требуется опустить, то снимать нужно перед девятым. Оцените высоту вашей косточки на подставке и решите надо вам опустить её или заменить на более высокую.

Косточка должна примерно на 2 мм. выходить из своего паза. Соответственно на шестой струне выше на 1 — 1.5 мм. относительно первой. Расстояние от деки до шестой струны не должно превышать в идеале 16мм.

Т. е. снимая накладку вы можете дополнительно отрегулировать высоты струн. Порой нет другого способа отремонтировать гитару, когда струны лежат, а косточку поднимать уже некуда, но в накладке от 12-го до 19-го лада есть что снимать.

Плацдарм для активных действий готов. Теперь аккуратно нужно вытащить лады. И вот свободная от ладов грязная и кривая палка — нужно сделать ровный и гладкий гриф .

Древесина очень твердая и рубанок её лижет или жёстко задирает. Тогда остаётся цикля и наждачная бумага. В любом случае после рубанка нужно поработать ими. Т. к. нужно маленькими шажками подходить к оптимальному размеру. Цикля снимает очень аккуратно и выравнивает поверхность. Наждачка на притире нужна в основном для выравнивания. Хотя, если нет рубанка и цикли, можно работать притиром, меняя номер шкурки с крупного на мелкий. Но время и сил уйдёт намного больше. И работать притиром без опыта не так уж просто, т. к. человек не машина, которая двигает инструмент с постоянным нажимом в одной плоскости. Только опыт научит нюансам. Я советую попробовать на палке-камикадзе. После того как научитесь снимать стружку, научитесь выполнять поставленную задачу, т. е. Поставили задачу выпрямить и выпрямили. Поставили задачу загнуть на 1.5мм край, имитируя работу с грифом — и загнули.

Что надо сделать с грифом?

Нужно от девятого лада в сторону головки снять тело накладки, постепенно до первого лада. От девятого лада до девятнадцатого накладка должна быть ровной. Эти три строчки на практике достаточно сложный процесс, не пожалейте время на тренировки.

Сначала нужно гриф сделать абсолютно ровным, только потом начинать делать упреждение, загиб от 9-го до 1-го. Использовать нужно, для определения ровности уровень.

И постоянно смотреть вдоль грифа, то слева то справа, настраивая глаз видеть ровное и неровное.

После того, как вы посчитаете, что всё готово, надо будет углубить пропилы под лады на нужную глубину. Предварительно нужно измерить лады, которые будете вставлять. На поверхности не должно быть видимых царапин. Теперь всё готово для установки ладов.

Источник

Оцените статью