Почему устает рука фортепиано

Как держать руки

Устают руки при игре на пианино

Часто у тех, кто недавно приобрел инструмент и начал заниматься, возникает вопрос: как правильно держать руки при игре на фортепиано, чтобы не чувствовать усталости и напряжения?

Вопрос этот совершенно правильный. если вы чувствуете напряжение в теле, в руках, что устают мышцы кистей, шеи или спины — скорее всего, вы выбрали неправильное положение

Как же решить эту проблему своими силами?

Для начала нужно занять за инструментом удобное положение, настроить высоту стула, расслабиться. Не садитесь слишком далеко от инструмента, иначе вам придется вытягивать руки, чтобы достать до клавиш. Затем сделайте разминку для пальцев, повторите пару гамм или этюдов.

Держите спину прямо, не сутультесь. Этим вы только усложните себе задачу. Обязательно следите за тем, чтобы локти не прилегали близко к туловищу.

Старайтесь держать кисти так, чтобы пальцы касались клавиш только кончиками. То есть, нужно собрать пальцы вместе, чтобы при игре ваши кисти образовали подобие «холма». Не нужно напрягать руки, и следите, чтобы запястья и ладони не опускались ниже клавиш, зажатая рука устает в считанные страницы. Чем меньше вы их будете напрягать, тем проще вам будет исполнять любые мелодии.

Не бойтесь давать вашим рукам «свободный полет» и экспериментировать! Перепробуйте все известные вам положения рук, поиграйте пару минут что-нибудь несложное, и найдите для себя самое удобное!

Читайте также:  Уроки фортепиано по скайпу

Не забывайте, если вы будете постоянно себя контролировать и вовремя исправлять, то в будущем это принесет только положительные результаты!

Источник

Устают руки при игре на пианино?

Возможно, это психологическая проблема

Основная проблема, возникающая у всех учеников, которые только начинают постигать игру на фортепиано — это зажатые руки. Этой проблемы не избежал никто из начинающих пианистов. Все величайшие композиторы и известнейшие мировые исполнители начинали точно так же, как и мы с вами. Главное — это ничего не бояться и верить, что у вас все получится. Если человек верит в успех, то он его достигнет.

Роль преподавателя

«Зажатые» руки — это, в первую очередь, проблема больше психологического характера и наши преподаватели играют в этом малоприятном деле одну из первых ролей. Человек, который желает освоить азы игры на фортепиано сталкивается с тем, что вместо того, чтобы получать знания, сталкивается с постоянным психологическим прессингом педагога и получается, что ученик думает только о том, чтобы правильно держать руки, а не о том, чтобы играть и наслаждаться музыкой. Для него главное — это то, чтобы учитель не делал замечаний по поводу постановки рук.

Главное — спокойствие

Конечно, никто не спорит с тем, что правильная постановка рук довольно (заметьте — довольно, а не очень) важна, но ставить ее во главу угла во время обучения игре на фортепиано абсолютно неправильно. Верьте, что все у вас получится и успех придет. Любой человек может научиться играть на фортепиано и главное, что нужно сделать — это стараться изучать теорию, совмещая ее с практикой. Никогда не нужно волноваться. Если исполнитель волнуется, он абсолютно рефлекторно «зажимает» руки и исполнение пьесы превращается в мучение. Если же музыкант совершенно расслаблен и получает удовольствие от своей игры, то даже неправильная постановка рук ему абсолютно не помешает.

Человек должен получать удовольствие от того, что он делает и тогда он просто обречен на успех. Все у вас получится, нужно верить.

Подведем краткие итоги. Необходимо во время игры полностью расслабиться и думать о музыке, о произведении, а не о том, правильно ли «поставлены» руки и как это выглядит со стороны. Бетховен вообще был глухим человеком, но это не мешало ему писать прекрасную музыку. Так как может правильная или неправильная постановка рук коренным образом повлиять на игру пианиста?!

Источник

Почему устает рука фортепиано

Ну, разумеется — расслаблять руки.
Но с начала ОЧЕНь медленно играть и следить за расслаблением. Потом можно будет ускорить темп, и т.д.

Только почему при переходе с арпеджио на гамму?! Может быть Вы не используете пальцы и кисть, а «действуете» всей рукой?

В медленном темпе все нормально, да и в среднем тоже более-менее.
В нормальном же темпе (т.е.в том, который нужен) даже не могу иногда до конца доиграть.

А если взять темп между средним и нормальным?

А каким образом можно «расслабить руки»?

Попробуйте вытянуть руку и совершенно свободно ее отпустить. И следите чтобы она падала и висела совершенно свободно, без всяких «придержек».
Если Вы раньше ничего такого не делали, возможно придеться потратить некоторое время на такое расслабление.

И как определить, задействована ли вся рука или только кисть и пальцы?

Ну, я вообще погорячился. Рука должна быть задействована вся, но пальцы должны быть активными (цепкими, не спящими!), а кисть — свободной, гибкой, но не вихляющей.

Может быть у Вас просто не налажен естественный контакт с клавиатурой?

В любом случае — я советую заняться расслаблением рук.

При проигрывании произведений в быстром темпе (этюдов), руки начинают ужасно зажиматься, почти до боли, играть дальше становится практически невозможно. Особенно сильно руки зажимаются в переходах с арпеджио на прямую гамму и других переходах.
Посоветуйте пожалуйста, как с этим бороться:oops:

Имхо, срочнейшим образом искать грамотного педагога, способного исправить вашу организацию рук, потому что следующая стадия — это проф.заболевания и потеря профессии 😮
Еще почитать Шмидт-Шкловскую (И Юдовину-Гальперину тоже не помешает, она рассказывает о своем опыте, нерадостном).

При проигрывании произведений в быстром темпе (этюдов), руки начинают ужасно зажиматься, почти до боли, играть дальше становится практически невозможно. Особенно сильно руки зажимаются в переходах с арпеджио на прямую гамму и других переходах.
Посоветуйте пожалуйста, как с этим бороться:oops:

Тяжело советовать не глядя и не слушая.Можно только наугад стрелять идеями.
Все таки несколько вопросов:

О каких ритмических единицах и темпах идет речь?
В каких тональностях?
Используется пальцовка как у Черни(3+4),или как у Листа(5+5)?
Если не переходить на другую фактуру,а продолжать играть теми же арпеджио,или только гаммообразно двойное время-рука болит или устает меньше?
Остается ли сила нажатия на клавиши в быстрых темпах такой же как в более медленных; или она больше?Учтите что быстрые пассажи звучат всегда громче ,чем медленные фразы-при условии одинакового нажатия.
Какая часть руки работает тяжелее всего в быстрых темпах?
Нет ли внутри пассажей пауз или длинных звуков,позволяющих освободить руку хотя бы на короткое время?В любом этюде предусматриваются такие места.

Может есть возможность выложить видеозапись Вашей игры на Ютуб,или в этом роде?

Проблема в недостаточной натренированности
Хороший пианист должен быть физически сильным
Могу посоветовать подтягивания и упражнения на брусьях (особенно тренируют руки отжимания на брусьях оюратным хватом, но они даже не всем мужчинам под силу=) и конечно упражнения с экспандером, лучше резиновым
Если физические упражнения не для вас, то могу посоветовать играть по много раз в среднем темпе, постепенно его увеличиваю
Переставать играть и стряхивать руки следует только тогда, когда чувствуется боль

И еще, это зависит, какой техникой игры на пианино вы владеете, пальцевой или кистевой. при пальцевой зажимания редки, но и качество игры хуже

Ну, разумеется — расслаблять руки.
Но с начала ОЧЕНь медленно играть и следить за расслаблением. Потом можно будет ускорить темп, и т.д.

по-моему рука не должна быть расслаблена, от этого звук ухудшается

При проигрывании произведений в быстром темпе (этюдов), руки начинают ужасно зажиматься, почти до боли, играть дальше становится практически невозможно. Особенно сильно руки зажимаются в переходах с арпеджио на прямую гамму и других переходах.
Посоветуйте пожалуйста, как с этим бороться:oops:

Уитесь играть не то чтобы от спины, а даже от «пятой точки», не прижимайте верхние части рук к грудной клетке, опускайте плечи. Нужно учиться ощущать своё тело, понять, что играете вы не только руками. Учите так особеннно эти переходы, постепенно прибавляя к ним то, что идёт до и после(по нескольким тактам). Не старайтесь «выколачивать», вы должны чувствовать себя уютно, спокойно, так как психологические состояния тоже заучиваются, помните об этом!
В идеале, нужно вас видеть, чтобы помочь.

Используется пальцовка как у Черни(3+4),или как у Листа(5+5)?

Подскажите, какой пальцовке следует отдавать преимущество? Или нужно владеть в равной стемени обеими?

Подскажите, какой пальцовке следует отдавать преимущество? Или нужно владеть в равной стемени обеими?

Я в своей практике использовал следующий прием:представлял себе,что у меня отвалился один палец(не дай Б-г)-по выбору; или 2 пальца,или 3 .В конце -концов для игры оставался только один палец(какой ужас!).На что это похоже?-На баскетболиста,учащегося забрасывать мяч в корзину из самых разных позиций-и даже стоя на ушах.Это увеличивает намного репертуар движений,а значит и чуткость рук.
Вот упражнения для начала: первое упражнение Ганнона (в До) играть правой рукой вверх : 5-4-3-2-1; и наоборот.Левой рукой симметрично в другую сторону.

Источник

Применение ритмичных вариантов в занятиях и утомляемость рук во время игры на фортепиано
методическая разработка по музыке

Почти все учащиеся сталкиваются с неприятным ощущением утомляемости рук. Утомлённая рука теряет точность, подвижность, силу. Усталость парализует энергию пальцев. Длительная игра усталыми руками может привести к заболеванию рук. Как правило, утомляемость рук – это сигнал серьёзного неблагополучия, следствие скованности рук, неразвитости пальцев, отсутствия естественного отношения к роялю. Существуют три наиболее распространённые причины утомляемости рук.

Первая причина – это неэкономная игра. Расходование мышечной энергии в быстром темпе не отличается от расходования энергии в медленном темпе.

Вторая причина – попытка преодолеть встречающиеся фактурные трудности, а также то, что недостаточно выучено, зажатыми руками. Контролировать свои мышечные ощущения, не допускать зажатости ‑ непременное условие технической работы.

Третьей причиной утомляемости рук является неумение справиться с фактурными трудностями. Объективно утомительны на рояле продолжительные пьесы, построенные на беспрерывном движении. Что бы справиться с такими произведениями, необходимо научиться отдыхать во время игры. Это ощущение приходит, если все элементы техники собраны воедино, сконцентрированы, а лишние движения сняты. Всё это и будет означать умение осуществлять принцип экономии в фортепианной игре, который является важнейшим требованием современного пианизма.

Скачать:

Вложение Размер
primenenie_ritmichnyh_variantov_v_zanyatiyah_i_utomlyaemost_ruk_vo_vremya_igry_na_fortepiano.docx 18.63 КБ

Предварительный просмотр:

Применение ритмичных вариантов в занятиях и утомляемость рук во время игры на фортепиано

Применение ритмических вариантов в занятиях

Известные ритмические варианты – «точки» в разных видах, группы быстрых нот с остановкой — давно вошли в арсенал технической работы пианистов. Несмотря на существующие разногласия в их оценке, ритмические варианты представляются нам полезными. Нужно только дифференцированно и разумно пользоваться ими. Какие из этих способов наиболее целесообразны в определенном конкретном

Способ с простыми «точками» применяется для активизации пальцев и по своему значению примыкает, как это отмечалось выше, к медленному темпу. Способы чередования быстрых и медленных групп в пассаже имеют двоякое назначение – выравнивание пассажа и достижение беглости. Такое упражнение приносит пользу только тогда, когда учащийся добивается ровности и беглости, не прощает себе погрешностей в том и другом. Темп быстрой группы, небольшой вначале, по мере достижения хороших результатов, должен увеличиваться. Прежде, чем принять тот или иной способ, нужно уяснить себе, что «не выходит», чего нужно добиваться. Научиться выбирать тот или иной ритмический вариант – ещё одна задача, которую нельзя решить без активного участия сознания

Зависимость технической работы от динамики

В своей работе некоторые учащиеся не учитывают динамический уровень разучиваемого отрывка. Места piano и места forte учатся одинаково, каким — то средним «учебным» звуком. Это ошибка, отрицательное значение которой сказывается в быстром темпе.

Отрывок forte надо учить forte, изредка piano. Отрывки piano и pianissimo в быстром темпе требуют обостренного ощущения в кончиках пальцев и особенной плавности движения кисти. Если работа в медленном темпе надтакого рода музыкой может, когда это необходимо, начинаться в звучности forte и mezzoforte, то в дальнейшем нужно обязательно учить piano и pianissimo. При этом пальцы падают на клавишу сверху, смелым движением, но звук должен получиться тихим.

Медленная игра piano близкими «прижимающими» к клавиатуре пальцами гораздо менее эффективна, так как не соответствует условиям быстрого темпа. В быстром темпе пальцы очень часто не имеют возможности «пристроиться» к клавише. Поэтому достижение piano в медленном темпе приёмом ощупывания клавиатуры будет иллюзорной победой, самообманом. В быстром темпе все равно придется играть по – иному. Для того, чтобы во время упражнений в медленном и быстром темпах не впитывались разные навыки, всегда полезно нахождение подобия движений. Медленный темп – это быстрый как бы в увеличении. В данном случае нужно играть так же тихо, как в быстром темпе. Движение пальцев, однако, будет отличаться большим размахом. То же касается аккомпанементов и особенно быстрых и тихих аккордовых последовательностей.

Утомляемость рук и «принцип экономии» в фортепианной игре

Почти все учащиеся рано или поздно, в большей или меньшей степени сталкиваются с неприятным ощущением утомляемости рук. Утомлённая рука теряет точность, подвижность, силу. Усталость парализует энергию пальцев. Длительная игра усталыми руками может привести к заболеванию рук («переигранные руки») Как правило, утомляемость рук – это сигнал серьёзного неблагополучия, следствие скованности рук, неразвитости пальцев, отсутствия естественного отношения к роялю.

Бывают менее глубокие, гораздо легче устраняемые причины утомляемости рук:

Во- первых, это неэкономная игра. Расходование мышечной энергии в быстром темпе не отличается от расходования энергии в медленном темпе. Иногда учащиеся, желая сказать, что у них устали руки, говорят: «У меня болят руки» Это неверное выражение. Между понятиями «устаёт» и «болит» существенное различие: устаёт рука постепенно, с окончанием игры ощущение усталости проходит. Ощущение боли возникает сразу и с окончанием игры не проходит. Бывает, что ощущение боли не появляется при абсолютном покое, однако возобновляется при каких – то движениях (в том числе и неигровых).

Во вторых, попытка преодолеть встречающиеся фактурные трудности, а также все, что недостаточно прочно выучено, зажатыми руками. Играющему кажется, что так легче попасть на нужную клавишу или аккорд, додержать длинный звук в полифонии. Встречаются также случаи превращения эмоционального напряжения в двигательное (и не только в быстрых пьесах, но и в медленных). Это — психологическое заблуждение. Опыт показывает, что наши руки «попадают» гораздо точнее и лучше «запоминают» различные движения именно в пианистически – свободном состоянии (то есть тогда, когда «зажатость», как говорил Гофман, перенесена в конец пальца). Сначала нужно научиться в неполном темпе свободными руками «попадать», не запутываться в трудном пассаже. А затем, уже повторяя эти свободные движения неоднократно, можно рассчитывать, что рука так прочно «запомнит» нужное движение, что не сможет уже «не попасть» куда надо. Контролировать свои мышечные ощущения, не допускать зажатости – непременное условие технической работы. И хотя зажатость не всегда и не сразу приводит к утомляемости рук, её надо искоренять как можно раньше. Иначе она станет привычной манерой игры, и в конечном счете руки будут уставать. Долг педагога – вовремя заметить этот психофизический процесс «зажатия», обратить на него внимание учащихся, добиться на уроке свободной игры.

Третьей причиной утомляемости рук является неумение справиться с фактурными трудностями. Объективно утомительны на рояле продолжительные пьесы (или этюды), построенные на беспрерывном движении. Чтобы справиться с такими произведениями, необходимо научиться отдыхать во время игры. Это ощущение приходит тогда, когда все элементы техники (развитые пальцы, умение пользоваться весом руки, овладение «рисунком» пассажей, нахождение «центров тяжести» и моментов относительного отдыха) собраны воедино, сконцентрированы, а лишние движения сняты.

Всё это и будет означать умение осуществлять принцип экономии в фортепианной игре, который является важнейшим требованием современного пианизма. Понятие «выходит технически» включает в себя не только достижения определённого звучания, скорости, точности «попаданий» и прочее. Очень важно, чтобы все это выполнялось наиболее экономными средствами, просто и легко. Коэффициент полезного действия (КПД) – один из важнейших показателей во всякой технике, в том числе и фортепианной. Совсем не безразлично, сколько двигательных усилий тратит пианист. Только высокий КПД пианистической работы даст необходимый «запас прочности», и, в конечном итоге эмоциональную и виртуозную свободу исполнения. Очень часто отсутствием высокого КПД страдают учащиеся с хорошими, сильными руками.

Во всех физических действиях пианиста: в поисках приёма, ощущения, позволяющего добиться наилучшего звукового результата наиболее простым лёгким образом. Уже говорилось об экономности пальцевых движений. Не менее важно добиться экономности в действиях рук. Беда в том, что лишние движения, нередко встречающиеся у учеников с так называемыми «свободными» руками обычно бывают мешающими, вредными движениями. Это не свобода, а распущенность, которая ведет к звуковым случайностям. Как часто приходится наблюдать слишком высокий размах рук, который тормозит темп, вихляние кисти, разбивающее мелодическую линию и прочее. Движения пианиста должны быть целесообразны, целенаправленны. Виртуозность, по мере накопления опыта, сочетается с расчетливостью. Обо всем этом надо думать в процессе повседневных занятий. Целесообразные, целеустремлённые движения руки, её частей (кисти, предплечья, плеча), их взаимопомощь и взаимосвязь в разнохарактерной музыке, в различных фактурных образованиях представляют собой приёмы фортепианной игры.

Источник

Оцените статью