Почитай родителей своих ноты

Православная Жизнь

Легко почитать хороших заботливых родителей, но что делать, если не повезло? Как почитать отца и мать, которые били или унижали, не давали жить своей жизнью или обесценивали?

Отношения отцов и детей — один из вечных вопросов, который волновал, волнует и будет волновать людей, пока род человеческий не пресечётся. Допустимо ли детям вмешиваться в жизнь родителей? Что мешает хорошо относиться к самым близким людям? «Почитать» — значит «любить»? На эти и другие вопросы отвечает протоиерей Сергий Кузьменко.

«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле».

В этой заповеди всё очень конкретно: родителей нужно почитать. Нет никаких оговорок, что этого можно не делать, если родители алкоголики, шизофреники, тираны — надо чтить, и всё. Однако не у всех получается, и мы попытаемся разобраться, почему так происходит.

Как научить жить?

Бывает, что родители включают «программу Чипа и Дейла» и играют в спасателей, защищая ребёнка от всего на свете. Это беда, потому что дети в результате не проживают свою жизнь, а воплощают нереализованные желания родителей. К счастью, у детей нередко есть внутреннее сопротивление. Я знаю одну женщину, которую воспитали мама и авторитарная бабушка. Она говорила, что несмотря на внешнее послушание, внутри она бунтовала и тайно самовольничала. Однако в итоге ограничения привели к тому, что ей довелось очень рано выйти замуж, лишь бы вырваться из своего окружения. Эта женщина вышла за человека, который её ни во что не ставил, унижал, и брак распался.

Читайте также:  Как называется аккорд с 4 звуками

Это очень распространённый сюжет, причём он касается не только женщин, но и мужчин, которые, вырвавшись на свободу, пускаются во все тяжкие. Конечно, родителям таких детей нужно иметь мужество признать, что не дети плохие, это они — никудышные сеятели. Бог даёт родителям чистого ребёнка, и то, что они из него вырастят — это плоды их труда, результат того, что они посеяли. В чём ответственность родителей перед детьми и перед Богом за них? Ответ очень прост: научить их жить самостоятельно, то есть решать проблемы, нести ответственность за поступки, не обвинять других в своих ошибках.

Ошибки родителей

Когда дети подрастают, их надо отпускать. Это сложно. Я, прежде чем отпустить дочку учиться, три месяца себя к этому готовил. Невидимую пуповину больно перерезать, но сделать это нужно, чтобы наши чада становились самостоятельными и мужественными. А если их постоянно во всём опекать, им будет очень сложно жить. Сейчас все кричат: «Где настоящие мужчины? Их нет!» Да каких воспитали, такие и есть.

Подростковый возраст — это бунтарский возраст. Протесты в это время — нормальное явление. Не надо детей ломать в этот период. Если ребёнок не бунтует, значит, в нём есть скрытая агрессия. Лучше пусть учится отстаивать свои границы.

Есть родители, которые не уверены в своих детях. Для ребёнка такое отношение — как предательство. «Зачем ты на бокс пошёл, тебе там нос разобьют, и ты со слезами уйдёшь оттуда», «к чему тебе эта музыка, у тебя ни слуха, ни голоса», «зачем отвёртку взял, ты же не знаешь даже, в какую сторону её крутить», «дай, я сам сделаю, а то всё поломаешь». В итоге дети вырастают психологическими калеками.

Ребёнок — это зеркало родителей. Не хотите, чтобы он врал — не врите сами. Не хочешь, чтобы воровал — не воруйте. Хотите, чтобы он почитал старших — сами почитайте.

Можно ли примириться?

Как примирялся с родителями я? Это происходило тогда, когда я сам уже был отцом. Я понял, что они нам дали то, что могли дать, и любили так, как могли. Мы сейчас умные: начитались книг, имеем возможность пойти к психологу, а у наших родителей таких возможностей не было. В советское время многие были озабочены тем, чтобы в доме имелось что есть и во что одеться. Это родители и пытались обеспечить.

Второй аспект: многие родители нередко сами очень травмированные люди, которые от своих родных не видели любви. В итоге они не умеют любить и проявлять свою любовь. Понимая это, можно обуздать свою обиду на отца или мать.

Почитание = любовь?

Что значит «почитать»? Имеется ли в виду любовь? Нет. Часто почитание и любовь смешивают, но это не одно и то же. Любовь предполагает принятие человека полностью, со всеми его недостатками, тараканами, ошибками, с мнениями, которые могут не совпадать с вашими. Почитание значит, что вы отдаёте честь человеку, проявляете к нему уважение. Это только одна из составляющих любви. Любовь не даётся как бонус, она взращивается. Почтение тоже можно взрастить. К примеру, для меня всегда было недопустимо говорить о родителях плохо, равно как и позволять кому-то отзываться о них негативно. Для нас — меня и моих друзей — было естественным не осуждать родителей, сейчас же ситуация совсем другая: все жалуются на родителей, обсуждают на каждом углу нанесённые в детстве обиды.

Слышал мнение, что слово «почитать» в Ветхом Завете подразумевало «досмотреть». Подчёркивая иерархию, Господь дал пятую заповедь не только ради родителей, но и ради детей. При такой системе ценностей человека не бросят в старости, когда он не сможет трудиться и обеспечивать себя — как бывало во многих древних племенах.

Нужны усилия

Современному человеку надо понять: чтобы взрастить почтение, нужно прикладывать определённые усилия. Прежде всего надо понять, почему родители такие, какие есть — я уже говорил об этом. Второй момент: не стоит лезть в чужую жизнь, и в жизнь своих родителей тоже. Часто взрослые люди приезжают и жалуются, что отец или мать что-то делают неправильно, на что я отвечаю: «А какое отношение это имеет к вам?» Ещё нередко доводится слышать: «Папа обижал маму!» — но ведь мама сама решила жить с таким мужем, это её выбор. Чтобы понять человека, нужно пройти путь в его башмаках. Нередко дети просто неспособны понять причины поступков родителей, поэтому не надо пытаться вмешиваться или анализировать их жизнь. Многие моменты поведения родителей становятся понятны только тогда, когда дети сами взрослеют. Так что не стоит пытаться решить ребус, в котором вообще ничего не понимаешь.

Если что-то не нравится в отношениях с родителями, стройте свою жизнь отдельно от них. Когда человек берёт ответственность за свою жизнь на себя, он уже видит всё вокруг более взрослыми глазами.

Оправданная жёсткость

Дети могут обижаться на родителей, если те с ними жёстко обходятся, но порой жёсткость может быть оправданной. Нередко излишнее потакание вредит ребёнку, и родители вынуждены идти на строгие меры. Я занимаюсь с группой анонимных алкоголиков и знаю ситуации, когда пожилые мама и папа не только содержат сорокалетнего неработающего лентяя, но и дают ему деньги на спиртное. Они не смеют выгнать великовозрастного сына из дома, потому что считают, что обязаны заботиться о ребёнке. Но в сорок лет человек уже не ребёнок, а взрослый мужчина, которому родители ничего не должны!

На определённом этапе ребёнка нужно отпустить, но некоторым детям удобно жить при родителях, и если те его подталкивают к самостоятельности, то он воспринимает этот жест как проявление нелюбви, предательство и тому подобное — и в итоге считает, что такие родители не заслуживают почитания, хотя это совсем не так. Мне вспоминается история одного молодого человека, который уехал в Москву, где быстро потратил все деньги, которые ему дала мать. Он попросил у неё ещё, но она отказала, потому что их просто не было. Сын обиделся и пять лет не разговаривал с ней, потому что был вынужден тяжело работать, чтобы иметь возможность жить в большом городе и учиться. К счастью, со временем он понял, что мать была права, и благодарил её. Так что порой почитать родителей не получается не из-за того, что родители плохие, а из-за обычного эгоизма.

Как почитать того, кто проявлял насилие и унижал?

Самый трудный вопрос — это как почитать родителей, которые проявляли насилие по отношению к своим детям. Людям, пережившим такое отношение со стороны самых близких, очень тяжело справиться с этой травмой. Одно дело, если ребёнок был сложным и тоже причинял родителям много бед, другое — если родительская тирания ничем не была спровоцирована со стороны ребёнка. Таким помочь сложнее всего. Думаю, что самостоятельно человек не может развязать такой узел обид. Знаю это по себе: уже будучи священником и имея знания в области психологии, я однажды понял, что нахожусь в тупике и не знаю, что делать. Поэтому я пошёл к психологу, с которым прорабатывал свои обиды.

Мне было легче, чем многим, потому что я к тому времени уже был знаком с программой «12 шагов», в которой работал с этими проблемами, и к общению с психологом был готов. Хотя я регулярно исповедовался и причащался, без специалиста решить эти проблемы не получалось. Думаю, нужно решать такого рода вопросы с двух сторон: с духовной и с медицинской. Главное — не заталкивать их вглубь своей души, потому что они там останутся и будут по-прежнему мешать жить. Более того: они могут так или иначе отразиться на ваших детях. Нужно обязательно обозначить для себя, что такая проблема есть, и просить у Бога помощи в её решении. Через книги, людей, какие-то другие источники Он пошлёт вам возможность выхода. Бог всегда протянет руку помощи, если Его об этом просить.

Кому вы не можете молиться?

Проблема отношений с родителями очень больная и сложная. Становясь родителем, сам допускаешь ошибки, и не всегда хватает мужества признавать их, порой просто не хочется их даже замечать.

Я однажды прочитал, что детям, у которых есть обида на маму, очень тяжело молиться Пресвятой Богородице, они в основном обращаются к Богу Отцу. Тем, у кого были проблемы с отцом, тяжело молиться Богу, они поступают наоборот: молятся преимущественно Божией Матери. Это значит, что, обратив внимание на свои предпочтения в молитвах, можно открыть для себя суть ваших проблем.

Что касается прощения родителей, то добавлю вот что. Недавно я посмотрел короткометражку «Спасибо», в которой показаны два типа отношений родителей и детей, один из которых — очень тяжёлый. Из сюжета видно, что отцы и матери изливают на детей то, чем они сами наполнены. Именно потому я убеждён: счастливые дети могут вырасти только у счастливых родителей. Счастливые люди не могут сбрасывать зло и агрессию на своих детей, поскольку просто не имеют этих чувств.

Протоиерей Сергий Кузьменко

Источник

Почитай родителей своих ноты

Родился в 1956 году в Москве.

Окончил МФТИ, аспирантуру ЦАГИ (Центрального Аоэрогидрографического государственного института им. Жуковского).

Руковоположен в священники в 1991 году.

Окончил семинарию в 1993 году.

Все священническое служение проводит в храме иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне.

Всегда рады вам помочь
Мы на связи каждый день с 9:00 до 21:00 по московскому времени

Бесплатный телефон: 8 800 200 84 85
(бесплатный звонок из любого города России)

Мы отправляем заказы каждый день. Утром и вечером.

Если закажете до 11:00 в будни — отправим в этот же день. Если после — то в ближайший рабочий день.

Стоимость доставки зависит от количества товаров в заказе. Чем больше — тем выгоднее доставка. В средем, доставка почтой стоит 150 р., самвывоз из пункта выдачи — 90 р.

Пункты выдачи есть в каждом крупном городе. Для всех остальных городов и населенных пунктов есть Почта РФ. Заказы приходят быстро, в среднем за 2–7 дней. Даже Почта России работает быстро.

Принимаем карты, электронные кошельки, наличные. Можно оплатить при получении. Можно оформить рассрочку на карту «Халва».

Упаковываем в водонепроницаемую пленку и твердый картон. Если захотите вернуть любые товары — примем обратно. Вернем деньги или вышлем замену.

Источник

Почитай родителей своих ноты

Родился в 1956 году в Москве.

Окончил МФТИ, аспирантуру ЦАГИ (Центрального Аоэрогидрографического государственного института им. Жуковского).

Руковоположен в священники в 1991 году.

Окончил семинарию в 1993 году.

Все священническое служение проводит в храме иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне.

Всегда рады вам помочь
Мы на связи каждый день с 9:00 до 21:00 по московскому времени

Бесплатный телефон: 8 800 200 84 85
(бесплатный звонок из любого города России)

Мы отправляем заказы каждый день. Утром и вечером.

Если закажете до 11:00 в будни — отправим в этот же день. Если после — то в ближайший рабочий день.

Стоимость доставки зависит от количества товаров в заказе. Чем больше — тем выгоднее доставка. В средем, доставка почтой стоит 150 р., самвывоз из пункта выдачи — 90 р.

Пункты выдачи есть в каждом крупном городе. Для всех остальных городов и населенных пунктов есть Почта РФ. Заказы приходят быстро, в среднем за 2–7 дней. Даже Почта России работает быстро.

Принимаем карты, электронные кошельки, наличные. Можно оплатить при получении. Можно оформить рассрочку на карту «Халва».

Упаковываем в водонепроницаемую пленку и твердый картон. Если захотите вернуть любые товары — примем обратно. Вернем деньги или вышлем замену.

Источник

Сценарий классного часа, посвященного взаимоотношениям детей и родителей, «Почитай родителей своих». 8-й класс

Класс: 8

Презентация к уроку

К родителям нужно относиться так же, как ты бы хотел, чтобы твои дети относились к тебе.
Исократ

Цель: способствовать воспитанию уважения к представителям старшего поколения, родителям.

Задачи:

  • побуждать к анализу своей деятельности ( своего поведения);
  • способствовать осознанию значения семьи в жизни человека;
  • подвести к выводу о необходимости уважительного отношения к старшим.

Форма проведения: час общения.

Подготовительная работа:

  • распределить роли: папа, мама, бабушка, дочка (для участия в воспитательных ситуациях).
  • предложить детям подготовить короткие рассказы на тему “Стержень моей семьи” (об авторитетных, уважаемых членах семьи, которыми гордится весь род).
  • три экземпляра детской Библии (вложить закладки в нужных местах).
  • реквизит для инсценировки (ноутбук, газета, фартук, спицы с вязанием).
  • листочки с качествами (3 шт).
  • разбить ребят на 3 группы.

Оформление: можно заготовить бумажные таблички с пословицами, афоризмами о родителях и детях и повесить эти таблички в классе; мультимедийная презентация.

План классного часа.

  1. Интерактивная беседа.
  2. Информационный блок “Отцы и дети”.
  3. Проблемный афоризм.
  4. Рассказы детей по теме “Стержень моей семьи”.
  5. Воспитывающие ситуации.
  6. Заключительное слово.
  7. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

1. Интерактивная беседа

Классный руководитель. Ребята, наш сегодняшний классный час я хочу начать с притчи. Называется она “Воробей”.

Как вы думаете, о чём эта притча, в чём её смысл? Что автор пытался до нас донести?

К родителям надо относиться с уважением, терпением, почитанием.

Попробуйте сформулировать тему нашего классного часа.

А можно вот так?: “Почитай родителей своих”

Что вы ждёте от нашего классного часа? Что для этого надо сделать?

А эпиграфом к нашему разговору будут слова Исократа: К родителям нужно относиться так же, как ты бы хотел, чтобы твои дети относились к тебе.

Ребята, поднимите руки, у кого были конфликты с родителями. (Дети поднимают руки.)

Вспомните, из-за чего происходили ссоры?

(Поздно пришел, курю, долго говорю по телефону, сижу за компьютером, включаю музыку на полную громкость, не помогаю по дому и т. п.)

Исследования ученых говорят, что три четверти современных детей постоянно конфликтуют с родителями, некоторые дети даже убегают из дому. В России сейчас 1 млн беспризорных детей. И у многих из них — нормальные семьи, мама и папа. Почему дети конфликтуют с родителями, почему уходят даже из дома? Как вы думаете?

Примерные ответы детей:

  • Родители не дают свободы.
  • Родители ругают, бьют, достают своими поучениями.
  • Родители ненавидят своих детей.
  • Родители все время работают, не занимаются с детьми.
  • Родители жадничают, не дают денег.

Классный руководитель. Получается, что во всем виноваты родители, но неужели сами дети ни в чем не виноваты?

Примерные ответы детей:

  • Дети не уважают родителей, не хотят их слушать.
  • Дети презирают родителей за то, что они не могут заработать на достойную жизнь.
  • Дети ленивые, не хотят учиться, помогать по дому.
  • Дети не верят в Бога. И т. п.

Классный руководитель. Сегодня мы не будем осуждать родителей. Попробуем их понять.

2. Информационный блок “Отцы и дети”

Классный руководитель. Отцы и дети. Эта проблема стара как мир. Противоречия между двумя поколениями были и будут всегда. Но именно в наши дни эти противоречия стали принимать очень уродливые формы. Скажите, как вы называете родителей между собой? Может, слышали как другие называют своих родителей? Ответы детей.

А как вы думаете, если бы они случайно услышали это, им было бы приятно?

А вот в интернете я нашла такое: “шнурки”, “черепа”, “предки”, “родаки”, “папик” и “мамик” — такими оскорбительными кличками величают своих родителей современные дети.

А ведь вырастить и поднять на ноги детей в современной России — это почти подвиг.

Традиция уважать родителей и вообще всех старших есть у каждого народа. Без этого ни один народ не смог бы сохраниться, передать свой опыт следующим поколениям. Народы Кавказа, где эти традиции очень сильны, даже секрет своего долгожительства объясняют тем, что у них принято почитать и уважать старших. А живут там люди по сто и больше лет, сохраняя здравый ум и работоспособность.

Традиция почитать родителей и старших была всегда сильна и на Руси. Каждый христианин знал древнюю библейскую легенду о сыновьях Ноя.

Ной – это человек, который построил ковчег и спас свою семью и всякой живности по паре во время великого потопа. У него было три сына : Хам, Сим и Иафет. Один из сыновей Ноя, Хам, посмеялся над отцом. За это потомки Хама навечно стали рабами, а само имя Хам стало нарицательным — так называют грубого, наглого человека, который никого не уважает, считает себя выше других.

В Библии можно найти много заповедей о том, как воспитывать детей, как относиться к родителям.

Я предлагаю вам самим найти в тексте эти изречения.

Работа с текстом Библии 3 минуты ( на нужных страницах вложены закладки). Зачитывают найденные изречения.

Я совершенно с вами согласна. Я нашла вот такие (выводятся на экран):

  • “Чти отца и матерь, да благо тебе будет и долголетен будешь на земли”.
  • “Разоряющий отца и выгоняющий мать – сын срамный и бесчестный”
  • “Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей”

Хотя все они разные, но смысл у всех один. Какой?

В ветхозаветные времена с непокорными детьми поступали по всей строгости — могли и забить камнями до смерти. Страшное наказание ожидало тех, кто поднимал руку на родителей: “Кто ударит отца своего или свою мать, того должно предать смерти”.

Библейские заповеди нашли отражение в пословицах нашего народа. О роли родителей для детей:

  • “Нет такого дружка, как Родная матушка”,
  • “Как Бог до людей, так отец до детей”,
  • “Птица радуйся, весне, а младенец матери”.
  • О том, что нужно строго относиться к детям:
  • “Наказуй детей в юности, упокоят тя на старости”.

О том, что нужно прислушиваться к советам родителей:

  • “Родительское слово на ветер не молвится”.

Я предлагаю вам поиграть: продолжить пословицы и поговорки.

+В семье разлад, так и дому не . рад

+В семье согласно, так идет дело . прекрасно

+При солнышке тепло, при матери . добро

+Семьей дорожить — счастливым . быть

+Согласную семью и горе не . берёт

+Родителей чти — не собьешься с истинного . пути.

В России тот, кто поднимал руку на своих родителей или оскорблял их, считался “поганым”, с ним не водились, не подавали руки, не принимали в приличном обществе. Советы и набавления родителей — драгоценнейшее наследство, которое могут получить от них дети.

Но далеко не все почитают своих родителей, которые не слушаются родителям, грубят, огрызаются в ответ на замечания, а повзрослев, не хотят ухаживать за престарелыми родителями, отправляют их в приюты. А потом плачут от собственных детей, обвиняя их в черствости и эгоизме.

Вообще, как говорилось в нашем эпиграфе, к родителям нужно относиться так же, как ты бы хотел, чтобы твои дети относились к тебе.

Физминутка.

3.Проблемный афоризм

Классный руководитель. Среди высказываний, посвященных семье, мне попался очень интересный афоризм.

Как понять эти слова?

Примерные ответы детей:

  • В детстве нас достают родители, потом мы сами становимся родителями, и нас уже достают свои собственные дети.
  • Сначала мы не слушаемся родителей, а потом за это наши дети не будут слушаться нас.
  • В детстве нас раздражают родители своими поучениями, потом мы будем раздражать наших детей.

Классный руководитель. А может быть, не ко всем относится этот афоризм?

Примерные ответы детей:

Классный руководитель. Можете ли вы сказать, что родители отравляют вам жизнь?

К счастью, есть еще семьи, в которых дети считают родителем друзьями, прислушиваются к их советам и замечаниям, гордятся ими.

4. Рассказы детей по теме “Стержень моей семьи”

Классный руководитель. Каждый человек ищет пример для подражания, и первый такой пример он может найти в кругу своей семьи. Отцы, деды, прадеды. Кто прославился мастерством, кто — боевыми заслугами, кто — добротой, мудростью, справедливость”. Они-то и составляют стержень семьи, красу и гордость всего рода. Расскажите о том, кто является стержнем вашей семьи, кто в семье является для вас авторитетом?

(Дети поднимают руки, коротко рассказывают о своих предках )

5. Воспитывающие ситуации

Классный руководитель. Все-таки немало есть ребят, у которых добрые и хорошие отношения с родителями. Как же удается им избегать вражды и конфликтов? Сейчас мы попробуем испытать себя в нескольких ситуациях. Для начала создадим привычную семейную обстановку. Приглашаю уважаемых членов семьи занять свои места.

(К доске выходит папа с газетой, мама в фартуке, сестра с книжкой и бабушка со спицами. Они занимают свои места: папа садится на стул и разворачивает газету, бабушка садится на стул, мама, и сестра становятся рядом.)

Итак, тихий вечер после рабочего дня. Папа расположился с газетой на диване, мама хлопочет на кухне, сестра делает домашнее задание. А вы играете в новую компьютерную игру. Вдруг мама заглядывает в вашу комнату и строгим голосом заявляет:

М а м а: У нас закончился сахар. Ну-ка, бросай своих монстров – и в магазин!

Сын в ответ: Можно без сахара обойтись. Я сахара не ем

Классный руководитель. А у тебя самый сложный уровень! Что ты ответишь?

Какой вариант ответа вам кажется самым лучшим, самым бесконфликтным ?

(Дети предлагают варианты ответов, обсуждают, какой из них самый оптимальный.)

Уважаемая мама, тебе приятно было услышать тот ответ, который дал нам ваш сын? А какой ответ ты хотела бы услышать?

Еще одна ситуация. Сестра долго пыталась отогнать вас от компьютера, потом пожаловалась бабушке. Бабушка стала уговаривать.

Бабушка. Пожалуйста, уступи сестре компьютер, ты ведь уже три часа сидишь. А ей нужно срочно реферат по истории печатать.

В ответ: Может и от руки написать — подумаешь, реферат! Компьютер мне подарили, я и буду им распоряжаться.

Классный руководитель:

Какие еще варианты можно предложить? (Уступить компьютер сестре и найти себе другое занятие.)

Уважаемая бабушка, какой ответ ты бы хотела услышать?

И, наконец, третья ситуация. Пока вы штурмовали свой ypoвень, позвонила классная руководительница и поговорила с папой. После этого разговора у папы возникли вопросы.

П а п а. А почему это ты в школе сегодня отсутствовал?

Сын: Захотел — и прогулял! Мне уже 14 лет, и я не обязан перед вами отчитываться;

Классный руководитель. Можно предложить 1000 вариантов ответа. Но вы решили не врать.

Какой же вариант ответа покажет почтение к родителям?

(Дети предлагают варианты ответов, обсуждают, какой из них самый оптимальный.)

Какие еще будут варианты — самые достойные? (Сказать, что больше такого не повторится.)

Ежедневно в семье возникают тысячи таких ситуаций. Реагируя на них, неплохо вспомнить древнюю восточную мудрость: “Вы можете однажды пожалеть о том, что смолчали, но о сказанном будете сожалеть долго”.

Классный руководитель. Давайте, ребята, подведём итог нашей сегодняшней беседы и выделим главные качества, которые необходимо стараться проявлять по отношению к нашим родителям.

(Ребята выбирают подходящие качества, из перечня на выданных листочках. Эти качества появляются на слайде.)

Понимание, любовь, честность, уважение, забота, благодарность, верность, терпение, доверие.

Всё, что вы сейчас назвали, является составляющими взаимоотношений с родителями. Это и есть почитание. (слово выделяется на слайде)

7. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель.

В начала классного часа я вас спросила: были ли у вас конфликты с родителями? Кто-то поднял руку, кто-то постеснялся. После нашего сегодняшнего разговора есть ли о чем подумать, над чем поразмыслить?

Задумались ли вы сегодня над тем, какие взаимоотношения между вами и вашими родителями? Всегда ли вы правильно ведёте себя по отношению к ним и как нужно поступить, чтобы избежать ненужных конфликтов?

Спасибо вам за откровенные ответы. Наш разговор на эту тему мы не заканчиваем, но ставим многоточие. А сегодняшний классный час я хочу закончить следующими словами:

Родители. Как много в этом слове.
Не стыдно встать пред ними на колени,
У Неба попросить для них здоровья,
А за обиды попросить прощенья.

(звучит песня Льва Лещенко “родительский дом”)

Источник

Оцените статью