Под что настраивают фортепиано

Как настроить пианино?

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

В жизни любого владельца фортепиано может возникнуть необходимость в самостоятельной настройке инструмента. Чтобы с успехом провести эту операцию, понадобится пошагово следовать устоявшейся инструкции.

Особенности

Настройка пианино уже много лет проводится по одной и той же схеме, так как с момента создания музыкального инструмента его конструкция практически не менялась. Цель этой процедуры понятна – добиться того, чтобы звуки клавиш соответствовали стандартному строю инструмента.

При этом важно учитывать, что на струны влияет не только техническое состояние фортепиано, но и окружающая среда. В идеале работа с пианино должна проводиться в пустой комнате за закрытой дверью.

Настройщику-самоучке важно максимально сосредоточиться и расслабить плечи, стараясь каждое движение совершать плавно и без лишней силы.

Непосредственно перед настройкой обязательно проводится диагностика. Начинается все с проверки клавиш: при помощи линейки необходимо определить, сохраняют ли они ровность в обеих плоскостях. Каждую клавишу есть смысл пошевелить у основания и у края, чтобы выяснить, насколько она расшаталась. Глубина нажатия клавиши должна составлять в среднем 10 мм. Обязательно оценивается отсутствие люфта.

Важно, чтобы демпферы, заметные наверху, очень плотно прилегали к струнам. При нажатии на правую педаль, они должны двигаться одновременно. Кроме того, нельзя забывать и про проверку молоточков – эти планки должны срабатывать сразу же после нажатия на клавиши. Расстояние между этими деталями и струнами не должно превышать 45 мм, а поверхность молоточков важно поддерживать идеально отшлифованной. Точка срыва деталей не может выходить за границу 2 мм.

Необходимые инструменты

Для настройки фортепиано всегда используют один и тот же набор инструментов. Большая часть работы осуществляется с помощью настроечного ключа. Этот прибор воздействует на штифты (вирбели) – специальные колки, обладающие микронной резьбой. Суть настройки заключается в том, что малейшее воздействие ключа способно изменить натяжение струн: при натяжении строй повышается, при ослаблении — понижается. Сами колки, выглядящие брусочками из разных пород дерева, под небольшим углом фиксируются на специальной доске – вирбельбанке.

Чем больше у инструмента граней, тем эффективнее оказывается процесс. Как правило, четырехгранные модели применяются только для настройки пианино с тонкими штифтами. Профессиональный ключ обладает сужающимся конусным отверстием, что позволяет ему работать с вирбелями разных размеров. Некоторые разновидности инструментов поступают в комплекте со сменными головками, что очень удобно для работы. Рукоять может быть либо в форме буквы «Г», либо «Т».

Считается, что при необходимости работу ключа может выполнить и обычный шестигранник диаметром 8 мм, обладающий соответствующей головкой.

Демпферные клинья будут глушить те струны, которые не требуют настройки. По сути, они представляют собой резиновые накладки, которые прокладываются между металлическими нитями либо же фиксируются на рукояти из проволоки, чтобы обрабатывать труднодоступные зоны. Самостоятельно их получится сконструировать из стирательной резинки, разрезанной по диагонали и «наколотой» на вязальную спицу. Обратный пинцет придет на помощь, если использовать демпферные клинья не получится. Данные инструменты располагаются между молоточковыми черенками.

Чтобы одновременно заглушить несколько струн, пригодится суконная лента.

Безусловно, наладка пианино невозможна без камертона – инструмента, способного воспроизвести чистую ноту в качестве ориентира для дальнейшей настройки. Это устройство бывает классическим и электронным. В первом случае ориентироваться предстоит на ноту «ля» первой октавы. Выглядит такой камертон в виде двузубой вилки, на конце ручки которой располагается шарик. Конструкцией необходимо ударить о твердую поверхность, а затем прислонить к резонирующему материалу, в результате чего проявится звук «ля».

Электронный камертон сегодня чаще всего представляет собой приложение в мобильном телефоне.

Некоторые мастера предпочитают настраивать пианино с помощью тюнера, хотя часть специалистов придерживается точки зрения, что современное устройство не способно охватить необходимый частотный диапазон. В принципе ориентироваться можно и просто на слух, но перепроверка результата с помощью специального инструмента лишней не будет.

Пошаговая инструкция

Чтобы наладить пианино самостоятельно дома, необходимо начать с поднятия верхней крышки и поиска фиксаторов. Последние находятся по углам верхней части передней вертикальной панели. Отодвинув фиксаторы, удастся самому снять панель и открыть клавиатуру.

Чтобы научиться проводить дальнейшую настройку в домашних условиях, важно помнить, что большая часть нот начинает звучать благодаря вибрации нескольких созвучных струн (от одной до трех).

В нижнем регистре это, как правило, одна толстая струна, в среднем регистре – две струны, а от середины до конца клавиатуры – по три струны. Эти созвучия называются «хором». Струны одного «хора» обладают одинаковой толщиной, но отличаются по длине. Регулировку своими руками правильно проводить внутри каждого созвучия, отстраивая струны относительно друг друга, а также относительно интервалов других «хоров». По отдельности корректировать положение каждой детали верным действием не является.

Рабочий процесс начинается с «ля» первой октавы. Вообще-то, это должна быть средняя струна каждого «хора». Делается это следующим образом: в созвучии выбирается струна, обладающая наибольшим рабочим состоянием и наименьшим нерабочим. Это означает, что она будет меньше искажаться и проще настраиваться.

Как правило, речь в данном случае идет о первых струнах «хора». Выбрав одну медную нить, нужно будет заглушить остальных участников созвучия демпферными клиньями, вставляемыми между ними. Несколько струн можно также отгородить плотной суконной лентой.

Если не воспользоваться заглушками, то настройку будет проводить очень сложно, так как расстояние между отдельными медными нитями составляет не более 5 мм.

Далее выбранная струна отстраивается путем использования камертона и накручивания ключа. Основная цель этих действий – исключить биения, чтобы их частота составляла более 10 секунд. На следующем этапе, что зависит от состояния первой струны, «темперируются» интервалы первой октавы. Так как каждый интервал обладает собственным количеством биений, важно, чтобы настройщик внимательно его слушал. Переходя к другим струнам, нужно будет поочередно извлекать заглушки, не забывая выстраивать унисоны. Проработав центральную октаву, можно переходить к остальным звукам, следуя выше и ниже от центра.

В целом принято выделять две основные методики наладки инструмента, хотя работа в каждой начинается со звука «ля». Квартово-квинтовая настройка считается более точной, а потому и чаще применяемой. В этом случае настройка происходит путем чередования кварт (то есть 4-х полутонов) и квинт (5 полутонов), отсюда и название. Сперва выстраивается октава, а затем работа идет слева направо – четко по интервалам. Нельзя забывать, что на кварте звук должен повышаться на «биение в секунду», а на квинте – понижаться на «биение в секунду».

Согласно второй методике настройка осуществляется по кварто-октавной наладке: вверх по квинте и вниз на октаву, начиная также от «ля» первой октавы.

Если в фортепиано расстроилось только несколько струн, создающих «хор» одной клавиши, то следовать необходимо по слегка отличающейся инструкции. Как вариант, для проверки нажимается клавиша «до» первой октавы, молоточек которой одновременно ударяет по трем струнам. Не ослабляя нажатия, необходимо по очереди зажимать каждую нить и внимательно отслеживать звуки, чтобы понять, какой из них нарушает общую картину. Обнаружив «нарушительницу», следует надеть ключ на примыкающей к ней колок и начать аккуратно крутить его, время от времени вновь нажимая на клавишу и контролируя звучание. Требуемую высоту правильно определить по тюнеру, а движение ключа важно продолжать, пока струна не совпадет с ней. Вторая струна должна быть настроена с первой в унисон, а третья — быть отрегулированной под первые две.

Как часто нужно настраивать

Принято считать, что после приобретения нового пианино в течение следующих 12 месяцев его потребуется настраивать дважды. При покупке с рук провести настройку придется один раз, но практически сразу же после доставки музыкального инструмента на постоянное место. Однако в обоих случаях перед приглашением специалиста все-таки необходимо выждать около недели, чтобы механизм адаптировался к микроклимату комнаты. Постоянно используя фортепиано, регулировать механизм придется через каждые 6 месяцев.

Безусловно, чем чаще играют на инструменте, тем чаще его настраивают: при музицировании более 10 часов в сутки необходимо будет приглашать мастера 14-18 раз в год.

Следует понимать, что данная работа отнимает значительное количество времени. Если пианино настраивается регулярно, то потребуется от 1,5 до 3 часов работы, но если специалист давно не касался инструмента, то количество часов окажется гораздо большим – возможно, даже в три подхода. Чтобы результат работы оставался как можно дольше, в помещении следует поддерживать температуру, равную 20 градусам тепла, а влажность – от 45 до 60%.

Распространённые ошибки

Люди, не являющиеся специалистами, при самостоятельной настройке часто совершают одни и те же оплошности, например, не учитывают механические дефекты. Дело в том, что перед настройкой инструмента его всегда нужно привести в порядок относительно механики: зафиксировать шурупы, отрегулировать зазоры соединений, подклеить некоторые детали, установить молоточки. Порой возникает необходимость выполнения и интонировки – уплотнения фетра, покрывающего молоточки. Для этого специальные интонировочные иглы используются для перемещения ткани к центру, при необходимости спрессовывая ее или ослабляя. Процедура эта является довольно важной, так как фетр довольно быстро выходит из строя у наиболее часто используемых молоточков.

Важно также своевременно проверять состояние толкателя молоточка – шпиллера. В конструкции присутствует пружина, которая время от времени выпадает из шлейфа, цепляя затем находящиеся вблизи детали – ее коррекцию стоит осуществлять в первую очередь.

Как настроить пианино, смотрите в следующем видео.

Источник

Как настроить пианино

В этой статье мы поделимся опытом, который мы получили, изучая инструменты для настройки фортепиано и роялей. Вы узнаете, какой инструмент используют для настройки пианино, какие вообще существуют инструменты для фортепиано, в чем их назначение, особенности и отличия. Так же мы расскажем об основных принципах настройки, руководствуясь советами опытных настройщиков.

Итак, фортепиано, как и рояль, является акустическим инструментом. Это сложный механизм, придуманный столетия назад, и с тех самых пор принципиальных отличий в его строении не появилось. Мы можем понять, что фортепиано настроено, если каждая нота соответствует своему строю, и все вместе, во время игры, они звучат гармонично.

Состояние струн инструмента, как физических объектов, подвержено различным воздействиям окружающей среды. На стабильность их натяжения влияет и состояние крепежных элементов конструкции инструмента, и влажность, и усталостные изменения в самих струнах. Влияет даже винтовое искривление металлического стержня, к которому крепится струна, но об этом мы расскажем далее в статье. Другими словами – знание множества факторов, которые необходимо учесть настройщику для успешного приведения инструмента в строй, отличает хорошего настройщика от плохого, и содержит в себе все мастерство этого ремесла.

Для успешной настройки вам понадобятся специальные инструменты. Взгляните.

Инструменты для настройки пианино

Разберем, какие существуют инструменты, в чем их назначение, особенности и отличия, какой набор приспособлений необходим.
Ключ для настройки пианино. Ключ – основной инструмент для настройки пианино. Им вращают штифт (вирбель), на который наматывается струна.

Количество граней ключа

Считается, что чем больше граней имеет ключ, там проще будет выполнить точную настройку, ведь многое зависит от хвата ключа настройщиком, силы, которая к нему прилагается. Перехватывать ключ, имеющий шестнадцать граней, гораздо проще, чем тот, что имеет всего четыре.

Четырехгранные ключи хорошо подходят для выворота колков, больше как ремонтный инструмент, чем настроечный. Так же четырехгранный ключ может не подойти к некоторым моделям пианино с тонкими вирбелями (например, советское пианино «Заря»).

6-, 8- , 16-гранные ключи считаются настроечными. Лучшие из них имеют сужающееся конусное отверстие, которое позволяет крепко насадить ключ на любой вирбель, вне зависимости от его состояния.

Какие бывают диаметры отверстия ключа

В советских пианино диаметр вирбеля – 7 мм, в европейских – 6.8 мм.

Сменные головки и рукоять

Существуют ключи со сменными головками. Специалисты рекомендуют покупать такие ключи, где головка отвинчивается от рукоятки, а не у основания ключа. Это предотвращает самопроизвольное раскручивание во время настройки, а так же люфт.

Рукояти могут быть Г-, или Т-образные. Классическими и предпочтительными считаются Г-образные ручки, но некоторые настройщики используют Т-образные, в виду собственных вкусов.

Значимые характеристики, отличающие один ключ от другого: количество граней ключа, его форма, способ крепления насадки, если ключ имеет сменные головки, вес ключа, форма ручки (Г- или Т-образная).

Демпферы (с рукоятями и без). Резиновые клинья-демпферы используются для глушения струн, не участвующих в настройка в данный момент. Клинья аккуратно вставляются между двух струн, чтобы заглушить их колебания. Существуют клинья для труднодоступных мест, насаженные на проволочную ручку.

Обратный пинцет. Используется для глушения струн самых высоких регистров, где струны очень коротки и обычные демпферы уже не помещаются. Пинцет бережно прилагают к струнам, просовывая его между черенками молоточков. Одним таким пинцетом можно заглушить две соседние струны, либо две крайние в одном хоре, оставляя свободной струну для настройки.

Суконная лента, а так же лента для темперирования строя. Как и демпферы, суконная лента используется для глушения струн, не участвующих в настройке текущего интервала. Некоторые специалисты считают глушения лентой гораздо более быстрым способом, чем использование клиньев.

Камертон. Существуют классические вилочковые камертоны и современные электронные устройства и приложения. Как это часто бывает, не все принимают новшества сразу, поэтому настройка по классическому камертону считается предпочтительной. Классический камертон имеет частоту колебания, равной ноте «Ля» первой октавы (частота 440 Гц). Колебания камертона вызываются однократным умеренным ударом им по твердой поверхности.

Как часто нужно настраивать пианино

Настройка любого фортепиано, будь то пианино или рояль, необходима для любого инструмента. Даже если вы приобрели новое пианино с фабрики, то в первый год игры инструмент нужно настроить дважды.

Если вы купили бывшее в употреблении фортепиано, то после транспортировки обязательно нужно вызвать мастера и провести полную настройку инструмента.

Процесс настройки фортепиано. Методы воздействия на строй

Настройке пианино невозможно научиться, прочитав лишь инструкцию. Это, по большей части, мышечная память, которая приходит со временем и практикой. Даже инструкции, порой, противоречат друг другу. Различные мастера используют свои собственные техники, считая их самыми лучшими. Если этот полный ответ на вопрос: как настроить пианино самостоятельно дома вас не устроил, то берем инструмент для настройки пианино и читаем дальше.

Цель настройки – получить устойчивый строй с правильными высотными соотношениями. Стабильной, или устойчивой, считается та струна, которая сохраняет приданное ей натяжение при сильных ударах по клавише. Эта характеристика имеет несколько другую природу, чем общая стабильность строя инструмента, которая меняется со временем под воздействием релаксации струн, и их смежных компонентов, изменений температуры и влажности, от плотности посадки вирбелей в вирбельбанк (место крепления колков пианино) и т. д. При высокой стабильности строя струна может быть настроена неправильно, и уже после нескольких ударов по клавише её строй изменится.

На стабильность струны прежде всего влияет упругость всей системы, в которой она находится. Струну можно разделить на три части:

  1. Нерабочая часть струны между вирбелем и аграфом (порожек крепления струны).
  2. Рабочая часть струны, которая колеблется от ударов молоточка.
  3. Нерабочая часть, которая идет ниже, между штеговым штифтом и штифтом чугунной рамы.

Из-за трения в местах отсечек рабочей части струны, наматываясь на вирбель, она натягивается неравномерно. Сначала натяжение происходит в первой нерабочей части струны, затем более слабое натяжение появляется в рабочей части, и еще более слабое натяжение в третьей нерабочей части струны. Если не делать специальных манипуляций, то, настроив струну, после первых же ударов молоточка по ней, натяжение равномерно распределится, сначала кратковременно повысив её строй, а затем понизив.

Чтобы преодолеть это явление, струну рекомендуют слегка перетягивать, и, во время перетяжки, сильно ударять по клавише, чтобы распределить натяжение по всей длине струны.

Кроме того, следует учитывать упругость самого вирбеля. Металлический вирбель вбит в деревянное основание вирбельбанка. При настройке струны, зафиксированная в вирбельбанке часть вирбеля будет вращаться медленнее, чем его крайняя часть, на которую наматывается струна. Такое явление называется винтовое искривление.

Поэтому, при тонкой настройке, вращение вирбеля вообще не осуществляют, оказывая, по большей части, давление на него. Так же, для стабильности струны важно окончательное положение вирбеля. Рекомендуют устанавливать вирбель так, чтобы по окончанию настройки он был слегка наклонен вниз. Это поможет ему сохранить свое положение при сильных ударах по клавишам во время игры, которые неизбежно будут создавать избыточное напряжение струны.

Вирбель можно вращать, оказывать на него давление, а так же изгибать. Если первые два метода мы уже рассмотрели, то изгиб вирбеля все еще считается спорным способом настройки. Многие зарубежные специалисты считают такой метод допустимым, позволяющим быстро и очень точно, вплоть до нескольких микрон, изменять натяжение струны. Настройщик слегка отгибает вирбель ключом, ударяя по клавише и слушая биение струны. Делать это нужно очень осторожно, чтобы не повредить крепление. Конечное положение изогнутого вирбеля в идеале должно быть таким, чтобы он, своим изгибом, компенсировал натяжение струны от сильных ударов по клавише, возвращая её в исходное положение.

Каждое действие настройщика должно контролироваться прослушиванием текущего состояния струны, вращение или другие воздействия на вирбель без этого бессмысленны.

Как слушать струны и откуда начинать настройку

Большинство отдельных нот фортепиано звучат благодаря нескольким струнам, которые настроены в унисон. Басовые ноты используют одну или две струны, более высокие ноты используют по три струны на каждую ноту. Созвучие трёх струн в пианино называется «хор». Каждая струна в хоре должна быть отстроена по отношению к другим струнам в своем хоре, и в интервалах по отношению к другим хорам.

Фортепиано имеет 280 струн, и, как ни странно, просто настроить каждую из них в нужную ноту не получится. Дело в том, что если настроить каждую ноту слишком чисто, то некоторые интервалы в звучании фортепиано будут звучать не гармонично. Для пианино строй темперируют – то есть настраивают ноты чуть шире от чистого звучания, чтобы получить эти самые благоприятные созвучия в интервалах.

Каждый из вас замечал, что при настройке двух, звучащих в унисон струн, при малейшем отклонении от идеального звучания возникает эффект вибрато. Эти волнения в звучании называют биениями. Биения во время звучания двух источников звука возникают тогда, когда их звучание отличается. Чем медленнее интервалы биения, тем ближе объекты звучат друг к другу.

Настройку принято начинать с ноты «ля» первой октавы. Настройщик выбирает струну в хоре, у которой самое маленькое нерабочее расстояние и самое большое рабочее. Такая струна менее подвержена искажениям и её проще настроить. В пианино это чаще всего самая правая струна в хоре.

Выбрав струну для настройки, необходимо заглушить остальные струны хора. Для этого нам потребуются клинки, о которых мы говорили ранее. Клинки вставляются между теми струнами, звучание которых нам необходимо заглушить. Минимальное количество клинков для настройки интервала равняется двум. Чтобы постоянно не переставлять клинки во время настройки интервала, некоторые специалисты используют суконную ленту, или ленту для темперирования строя. Её закладывают между теми струнами, которые нужно заглушить, оставляя свободными струны для настройки.

Так или иначе, после заглушения лишних струн, свободная струна настраивается по камертону, исключая биения. Интервал биения для струны Ля первой октавы по отношению к камертону должен быть больше 10 секунд.

Далее, от этой струны, специалист «темперирует» интервалы в пределах первой октавы. У каждого интервала определено свое количество биений в секунду, которые слушает настройщик. Затем, вынимая заглушки, отстраиваются остальные струны центральной октавы, выстраивая унисоны. Когда центральная октава настроена, от нее настраивают по октавам остальные ноты инструмента, сначала вверх, потом вниз от центра.

Чаще всего используется схема равномерно темперированного строя, но существуют и другие схемы темперации. Новичкам специалисты рекомендуют освоить в совершенстве равномерно темперированный строй, а так же кварто-квинтовую темперацию.

Как вы уже могли понять, настройка фортепиано это интересный, но чрезвычайно сложный процесс, включающий в себя огромное количество деталей, которые нужно учитывать. Надолго согласовать между собой все ноты пианино, при этом не повредив его конструкцию, под силу только профессионалам своего дела.

Источник

Читайте также:  Оксана сергиенко маршал три аккорда
Оцените статью