Под что настраивают пианино

Как настроить пианино?

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

В жизни любого владельца фортепиано может возникнуть необходимость в самостоятельной настройке инструмента. Чтобы с успехом провести эту операцию, понадобится пошагово следовать устоявшейся инструкции.

Особенности

Настройка пианино уже много лет проводится по одной и той же схеме, так как с момента создания музыкального инструмента его конструкция практически не менялась. Цель этой процедуры понятна – добиться того, чтобы звуки клавиш соответствовали стандартному строю инструмента.

При этом важно учитывать, что на струны влияет не только техническое состояние фортепиано, но и окружающая среда. В идеале работа с пианино должна проводиться в пустой комнате за закрытой дверью.

Настройщику-самоучке важно максимально сосредоточиться и расслабить плечи, стараясь каждое движение совершать плавно и без лишней силы.

Непосредственно перед настройкой обязательно проводится диагностика. Начинается все с проверки клавиш: при помощи линейки необходимо определить, сохраняют ли они ровность в обеих плоскостях. Каждую клавишу есть смысл пошевелить у основания и у края, чтобы выяснить, насколько она расшаталась. Глубина нажатия клавиши должна составлять в среднем 10 мм. Обязательно оценивается отсутствие люфта.

Важно, чтобы демпферы, заметные наверху, очень плотно прилегали к струнам. При нажатии на правую педаль, они должны двигаться одновременно. Кроме того, нельзя забывать и про проверку молоточков – эти планки должны срабатывать сразу же после нажатия на клавиши. Расстояние между этими деталями и струнами не должно превышать 45 мм, а поверхность молоточков важно поддерживать идеально отшлифованной. Точка срыва деталей не может выходить за границу 2 мм.

Необходимые инструменты

Для настройки фортепиано всегда используют один и тот же набор инструментов. Большая часть работы осуществляется с помощью настроечного ключа. Этот прибор воздействует на штифты (вирбели) – специальные колки, обладающие микронной резьбой. Суть настройки заключается в том, что малейшее воздействие ключа способно изменить натяжение струн: при натяжении строй повышается, при ослаблении — понижается. Сами колки, выглядящие брусочками из разных пород дерева, под небольшим углом фиксируются на специальной доске – вирбельбанке.

Чем больше у инструмента граней, тем эффективнее оказывается процесс. Как правило, четырехгранные модели применяются только для настройки пианино с тонкими штифтами. Профессиональный ключ обладает сужающимся конусным отверстием, что позволяет ему работать с вирбелями разных размеров. Некоторые разновидности инструментов поступают в комплекте со сменными головками, что очень удобно для работы. Рукоять может быть либо в форме буквы «Г», либо «Т».

Считается, что при необходимости работу ключа может выполнить и обычный шестигранник диаметром 8 мм, обладающий соответствующей головкой.

Демпферные клинья будут глушить те струны, которые не требуют настройки. По сути, они представляют собой резиновые накладки, которые прокладываются между металлическими нитями либо же фиксируются на рукояти из проволоки, чтобы обрабатывать труднодоступные зоны. Самостоятельно их получится сконструировать из стирательной резинки, разрезанной по диагонали и «наколотой» на вязальную спицу. Обратный пинцет придет на помощь, если использовать демпферные клинья не получится. Данные инструменты располагаются между молоточковыми черенками.

Чтобы одновременно заглушить несколько струн, пригодится суконная лента.

Безусловно, наладка пианино невозможна без камертона – инструмента, способного воспроизвести чистую ноту в качестве ориентира для дальнейшей настройки. Это устройство бывает классическим и электронным. В первом случае ориентироваться предстоит на ноту «ля» первой октавы. Выглядит такой камертон в виде двузубой вилки, на конце ручки которой располагается шарик. Конструкцией необходимо ударить о твердую поверхность, а затем прислонить к резонирующему материалу, в результате чего проявится звук «ля».

Электронный камертон сегодня чаще всего представляет собой приложение в мобильном телефоне.

Некоторые мастера предпочитают настраивать пианино с помощью тюнера, хотя часть специалистов придерживается точки зрения, что современное устройство не способно охватить необходимый частотный диапазон. В принципе ориентироваться можно и просто на слух, но перепроверка результата с помощью специального инструмента лишней не будет.

Пошаговая инструкция

Чтобы наладить пианино самостоятельно дома, необходимо начать с поднятия верхней крышки и поиска фиксаторов. Последние находятся по углам верхней части передней вертикальной панели. Отодвинув фиксаторы, удастся самому снять панель и открыть клавиатуру.

Чтобы научиться проводить дальнейшую настройку в домашних условиях, важно помнить, что большая часть нот начинает звучать благодаря вибрации нескольких созвучных струн (от одной до трех).

В нижнем регистре это, как правило, одна толстая струна, в среднем регистре – две струны, а от середины до конца клавиатуры – по три струны. Эти созвучия называются «хором». Струны одного «хора» обладают одинаковой толщиной, но отличаются по длине. Регулировку своими руками правильно проводить внутри каждого созвучия, отстраивая струны относительно друг друга, а также относительно интервалов других «хоров». По отдельности корректировать положение каждой детали верным действием не является.

Рабочий процесс начинается с «ля» первой октавы. Вообще-то, это должна быть средняя струна каждого «хора». Делается это следующим образом: в созвучии выбирается струна, обладающая наибольшим рабочим состоянием и наименьшим нерабочим. Это означает, что она будет меньше искажаться и проще настраиваться.

Как правило, речь в данном случае идет о первых струнах «хора». Выбрав одну медную нить, нужно будет заглушить остальных участников созвучия демпферными клиньями, вставляемыми между ними. Несколько струн можно также отгородить плотной суконной лентой.

Если не воспользоваться заглушками, то настройку будет проводить очень сложно, так как расстояние между отдельными медными нитями составляет не более 5 мм.

Далее выбранная струна отстраивается путем использования камертона и накручивания ключа. Основная цель этих действий – исключить биения, чтобы их частота составляла более 10 секунд. На следующем этапе, что зависит от состояния первой струны, «темперируются» интервалы первой октавы. Так как каждый интервал обладает собственным количеством биений, важно, чтобы настройщик внимательно его слушал. Переходя к другим струнам, нужно будет поочередно извлекать заглушки, не забывая выстраивать унисоны. Проработав центральную октаву, можно переходить к остальным звукам, следуя выше и ниже от центра.

В целом принято выделять две основные методики наладки инструмента, хотя работа в каждой начинается со звука «ля». Квартово-квинтовая настройка считается более точной, а потому и чаще применяемой. В этом случае настройка происходит путем чередования кварт (то есть 4-х полутонов) и квинт (5 полутонов), отсюда и название. Сперва выстраивается октава, а затем работа идет слева направо – четко по интервалам. Нельзя забывать, что на кварте звук должен повышаться на «биение в секунду», а на квинте – понижаться на «биение в секунду».

Согласно второй методике настройка осуществляется по кварто-октавной наладке: вверх по квинте и вниз на октаву, начиная также от «ля» первой октавы.

Если в фортепиано расстроилось только несколько струн, создающих «хор» одной клавиши, то следовать необходимо по слегка отличающейся инструкции. Как вариант, для проверки нажимается клавиша «до» первой октавы, молоточек которой одновременно ударяет по трем струнам. Не ослабляя нажатия, необходимо по очереди зажимать каждую нить и внимательно отслеживать звуки, чтобы понять, какой из них нарушает общую картину. Обнаружив «нарушительницу», следует надеть ключ на примыкающей к ней колок и начать аккуратно крутить его, время от времени вновь нажимая на клавишу и контролируя звучание. Требуемую высоту правильно определить по тюнеру, а движение ключа важно продолжать, пока струна не совпадет с ней. Вторая струна должна быть настроена с первой в унисон, а третья — быть отрегулированной под первые две.

Как часто нужно настраивать

Принято считать, что после приобретения нового пианино в течение следующих 12 месяцев его потребуется настраивать дважды. При покупке с рук провести настройку придется один раз, но практически сразу же после доставки музыкального инструмента на постоянное место. Однако в обоих случаях перед приглашением специалиста все-таки необходимо выждать около недели, чтобы механизм адаптировался к микроклимату комнаты. Постоянно используя фортепиано, регулировать механизм придется через каждые 6 месяцев.

Безусловно, чем чаще играют на инструменте, тем чаще его настраивают: при музицировании более 10 часов в сутки необходимо будет приглашать мастера 14-18 раз в год.

Следует понимать, что данная работа отнимает значительное количество времени. Если пианино настраивается регулярно, то потребуется от 1,5 до 3 часов работы, но если специалист давно не касался инструмента, то количество часов окажется гораздо большим – возможно, даже в три подхода. Чтобы результат работы оставался как можно дольше, в помещении следует поддерживать температуру, равную 20 градусам тепла, а влажность – от 45 до 60%.

Распространённые ошибки

Люди, не являющиеся специалистами, при самостоятельной настройке часто совершают одни и те же оплошности, например, не учитывают механические дефекты. Дело в том, что перед настройкой инструмента его всегда нужно привести в порядок относительно механики: зафиксировать шурупы, отрегулировать зазоры соединений, подклеить некоторые детали, установить молоточки. Порой возникает необходимость выполнения и интонировки – уплотнения фетра, покрывающего молоточки. Для этого специальные интонировочные иглы используются для перемещения ткани к центру, при необходимости спрессовывая ее или ослабляя. Процедура эта является довольно важной, так как фетр довольно быстро выходит из строя у наиболее часто используемых молоточков.

Важно также своевременно проверять состояние толкателя молоточка – шпиллера. В конструкции присутствует пружина, которая время от времени выпадает из шлейфа, цепляя затем находящиеся вблизи детали – ее коррекцию стоит осуществлять в первую очередь.

Как настроить пианино, смотрите в следующем видео.

Источник

Настройка пианино

Фортепиано, ровно как и рояль, — это акустический музыкальный инструмент. Он представляет собой весьма сложный механизм, который был создан несколько веков назад. Примечательно, что с момента его разработки никаких серьёзных изменений в его строении не возникло. Как определить, что фортепиано настроено? Необходимо, чтобы звук был максимально гармоничный, а все ноты соответствовали конкретному строю.

На струны фортепиано систематически оказывают влияния различные внешние факторы. Сюда можно отнести уровень влажности, состояние крепежей инструмента, а также другие условия окружающей среды. К их числу можно отнести деформацию стержня из металла, который соединяется со струной. Более подробную информацию об этом мы раскроем немного позднее.

Вывод: чтобы качественно и грамотно настроить фортепиано, необходимо обладать опытом и даже некоторой интуицией, а также знанием всех выше перечисленных факторов, которые влияют на состояние струн. Именно эти навыки позволят сделать из плохого настройщика хорошего.

Чтобы оперативно и качественно настроить пианино, необходимо использовать особый инструментарий.

Какие нужны инструменты для настройки фортепиано?

Давайте подробнее познакомимся с этими инструментами, разберём их характерные черты, различия и предназначение.

  1. В первую очередь поговорим о ключе.

Это основополагающий инструмент, который должен быть в руках мастера. С его помощью осуществляется вращение штифта (или, как его называют по-другому, — вирбеля). На эту деталь наматывается струна.

Бытует мнение, что чем большим числом граней обладает этот ключ, тем более простым и эффективным будет процесс настройки пианино. Это обуславливается тем, что точность настройки зависит в том числе и силы, которая воздействует на ключ, а обхватить инструмент с 16-ью гранями куда легче, чем с 4-мя.

Конечно, четырёхгранные ключи имеют много достоинств. Это отличный элемент для проведения ремонтных работ, однако в качестве настроечного он, конечно, уступает «шестнадцатиграннику». Ситуация осложняется также тем, что ключ с 4-мя гранями зачастую оказывается несовместим с некоторыми моделями музыкального инструмента. В частности, это распространяется на пианино с тонкими штифтами. Ярким примером такой модели может служить пианино «Заря», получившее широкую известность и распространение в Советском Союзе.

Ключи с шестью, восемью и шестнадцати гранями принято относить к настроечным. Наиболее привлекательными в этом смысле моделями являются те, что обладают узким отверстием в виде конуса. Такое строение даёт возможность прочно насадить инструмент на любой штифт, невзирая на его текущее состояние.

Теперь поговорим о диаметрах отверстия ключа. Штифты советских музыкальных инструментов обладают диаметром 7 мм, а их европейские «собратья» габаритами в 6,88 мм.

На рынке представлены ключи, в которых головку можно менять. Профессионалы советуют приобретать те инструменты, в которых головка отсоединяется не у основания, а от рукоятки. Это позволит избежать таких неприятных ситуаций, как неконтролируемое раскручивание прямо во время процесса настройки, а также люфт.

Рукоятки ключей имеют разную форму: можно выбрать Т- или Г-образную. Вторая в данном случае считается канонической и наиболее часто используемой, однако некоторые настройщики отдают предпочтение первой. Здесь всё зависит от личных вкусов и удобства.

  1. Во-вторых, это демпферы, которые могут обладать рукояткой или нет. Данный инструмент применяется для того, чтобы заглушить струны, которые в настоящее время не настраиваются. Он представляет собой резиновые клинья. Их как бы продевают между струн, что позволяет предотвратить их колебания. Эти инструменты можно поместить даже в труднодоступные места, для этого их специально насаживают на проволочную ручку.
  2. Обратный пинцет. Данный инструмент применяется для того, чтобы заглушить струны высоких регистров, так как данные элементы в этом месте очень короткие, сюда уже не поместятся классические демпферы. Пинцет позволяет максимально аккуратно поработать со струнами, заглушив два соседних элемент либо два крайних в одном хоре, чтобы оставить нужную струну свободной для процедуры настройки.
  3. Суконная лента. Сюда можно также отнести ленту, использующуюся для темперирования. Этот инструмент также применяется для того, чтобы заглушить струны, которые в данный момент не принимают участие в настройке. По мнению многих настройщиков, лента позволяет провести процедуру намного оперативнее, чем, например, те же клинья.
  4. Камертон. В данном случае можно отдать предпочтение традиционным камертонам или обратить внимание на инновационные технологии и приложения. Однако эти нововведения были приняты настройщиками далеко не сразу. На сегодняшний день наиболее предпочтительной по-прежнему считается настройка классическими инструментами.

Периодичность настройки фортепиано

Как вы, наверное, уже поняли, настройка этого музыкального инструмента – обязательная и регулярная задача. Даже при покупке совершенно нового фабричного пианино или рояля необходимо будет настроить его два раза в течение первого года использования.

Если вы приобретаете б/у фортепиано, в таком случае тем более необходимо обращаться к специалисту для проведения детальной и качественной настройки.

Как проходит настройка пианино?

К сожалению, научиться настраивать фортепиано сразу после прочтения текстовой инструкции нельзя. В данном случае прежде всего требуется практика и насмотренность. Всё это приходит только с течением времени. Более того, инструкции зачастую могут отличаться или даже противоречить друг другу. У каждого специалиста своя уникальная, неповторимая методика.

Важно понимать, что главная задача настройщика – это организация предельно устойчивого строя с правильными соотношениями высот. Необходимо достичь такого результата, когда струна сохраняет исходный уровень натяжения, даже при мощном нажатии на клавиши пианино. Данное свойство имеет свою неповторимую природу, которая отличается, например, от стабильности строя фортепиано в целом. Эта характеристика может изменяться под воздействием различных внешних факторов. Сюда можно отнести температурные колебания, динамику влажности и так далее. В случае высокой стабильности элемент может быть настроен в корне неверно, что спровоцирует деформацию строя буквально после нескольких нажатий на клавишу.

Стабильность струн обуславливается сразу несколькими факторами. Рассмотрим эти детали подробно. Вообще их можно разделить на 3 составляющие:

  1. Это неиспользуемая составляющая детали, которая располагается в пространстве между штифтом и аграфом.
  2. Рабочая составляющая, колебания которой вызывают удары молоточком.
  3. Нерабочая составляющая, которая располагается ниже. А именно – занимает пространство между двумя штифтами: штеговым и чугунной рамы.

Иногда натяжение струны имеет неравномерный характер. Это происходит в момент наматывания на вирбель ввиду трения в тех местах, где происходят отсечки рабочей составляющей детали. Первоначально натяжение «поражает» первую составляющую, которую мы рассмотрели ниже, потом охватывает и вторую, а затем и третью нерабочую часть. Чтобы предотвратить неравномерное распределение натяжения из-за ударов молоточка, необходимо провести ряд действий.

В данном случае поможет лёгкое перетягивание струны, в момент которого вы будете усиленно нажимать на клавиши. Данная манипуляция обеспечит равномерное распределение натяжение по всей струне в целом.

Также в обязательном порядке берите в рассмотрение упругость вирбеля. Как известно, он вбит в основу вирбельбанка, которое создаётся из дерева. В момент процесса настройки тот отрезок вирбеля, который зафиксирован в вирбельбанке, будет вращаться в более медленном темпе в сравнении с его крайним отрезком, который служит основанием для того, чтобы намотать на него струну. Подобная ситуация носит название винотового искривления.

Именно по этой причине тонкая настройка предполагает отсутствие вращения штифта посредством оказывания давления на эту деталь. Кроме того, чтобы струна была предельно стабильной, необходимо обеспечить грамотное конечное расположение вирбеля. Специалисты советуют устанавливать его таким образом, чтобы к концу процедуры настройки деталь была совсем немного наклонена по направлению вниз. Это нужно для того, чтобы она смогла устойчиво сохранять положение даже при очень сильных и мощных нажатиях на клавиши пианино, что в любом случае спровоцировало бы чересчур сильное струнное напряжение.

При настройке штифт можно подвергать вращению, давить на него, а также создавать изгибы. Причём последний из способов рассматривается как весьма спорный. Однако за рубежом настройщики прибегают к нему довольно часто, ведь он считается крайне точным и эффективным. Процесс осуществляется таким образом: необходимо совсем немного отогнуть вирбель, используя для этого специальный ключ, и совершать удары по клавише, прислушиваясь к струнному биению. Процедура должна выполняться с максимальной аккуратностью, так как в противном случае можно нанести урон креплению. Окончательное положение штифта должно быть таким, чтобы была возможность компенсировать струнное натяжение, даря ей изначальное расположение.

Важная деталь: на всех этапах настройки необходимо тщательно прослушивать струну. Если этого не делать, процесс просто потеряет эффективность и не принесёт должного результата.

Каким образом происходит прослушивание струны и с чего необходимо начать

Важно отметить, что звучание подавляющей части нот музыкального инструмента осуществляется благодаря нескольким струнам. Они при этом настроены в унисон. Причём чем выше нота, тем больше струн задействовано. Для басовых, например, требуется максимум одна или две, в то время как для высоких – по три. Последняя комбинация образует так называемый хор, в котором каждую струну обязательно необходимо отстроить относительно других деталей этого хора, а также в интервалах относительно сторонних хоров.

Рассматриваемый нами музыкальный инструмент обладает 280 струнами. Как бы удивительно это ни прозвучало, произвести идеальную настройку каждой из них невозможно. Это обуславливается тем, что чересчур чистая настройка будет провоцировать дисгармонию в звучании. На помощь в этом случае приходит темперирование. Это процедура, которая подразумевает настройку нот при условии, что она будет производиться немного шире идеального чистого звука. Именно это позволяет достичь предельно гармоничного созвучия при игре.

При настройке пианино вы хотя бы раз замечали, что при работе с двумя струнами, звучащими в унисон, появляется эффект вибрато в том случае, если происходит даже самое незначительное отклонение от чистого звучания. Этот процесс имеет своё особое название, а именно – биение. Чем более низкий темп имеют его интервалы, тем более близким становится звучание по отношению объектов друг к другу.

Старт настройки традиционно приходится на ноту «ля», которая принадлежит 1-ой октаве. Перед настройщиком в данном случае стоит задача отыскать ту струну в хоре, которая обладает наименьшим нерабочим и наибольшим рабочим состояниями. Это обуславливается тем, что вероятность деформации такой детали предельно низкая. Настройка в этом случае производится максимально просто. Как правило, в пианино такая струна занимает позицию первой в хоре.

После того, как была выбрана струна для осуществления процедуры настройки, нужно произвести заглушку других деталей в хоре. Чтобы это сделать, необходимо использовать клинки, мы рассмотрели их в статье выше. Эти инструменты нужно расположить между струнами, заглушку которых требуется осуществить. Для предельного комфорта важно также использовать суконную ленту. Она поможет избежать необходимости регулярно перемещать клинки при настройке конкретного интервала.

После того, как лишние струны были заглушены, свободную необходимо настроить по камертону. Также важно учитывать, что в данном случае требуется исключить биение. А его интервал для «ля» 1-ой октавы относительно камертона должен превышать временной отрезок в десять секунд.

Затем необходимо произвести темперирование интервалов в рамках вышеупомянутой 1-ой октавы. Каждый из них будет иметь свой индивидуальный темп биения. После этого необходимо убрать заглушки и отстроить другие детали, расположенные в центральной октаве, создавая звучание в унисон. При завершении данного этапа важно двигаться в настройке вверх, а затем вниз от центра, прорабатывая по октавам все ноты фортепиано.

Самой распространённой схемой темперации является схема равномерно темперированного строя. Если вы в ремесле настройки новичок, лучше освоить именно его. Также при возможности обязательно ознакомьтесь с кварто-квинтовой темперацией. Однако важно учитывать, что есть множество других разнообразных схем.

Исходя из всего вышеперечисленного следует, что настраивать пианино довольно интересно, однако важно учитывать и другую сторону этой процедуры – сложность, необходимость быть предельно аккуратным, внимательным, подкованным. Осуществить предельно качественную настройку пианино, не повредить ни одну его деталь и создать максимально гармоничное звучание под силу только профессионалам с богатым практическим опытом.

Источник

Оцените статью