Под гитару под фанеру

Содержание
  1. Рок-группы, выступавшие под «фанеру»
  2. Би-2
  3. The Beatles
  4. Кипелов
  5. Placebo
  6. Muse
  7. Nirvana
  8. Blur
  9. Red Hot Chili Peppers
  10. Спеть под фанеру и не опозориться? Запросто! 5 рок-групп (2 ч.)
  11. А теперь давайте перейдём к списку 5 рок-групп, которые красивы сыграли под фанеру!
  12. The Stranglers
  13. Public Image Ltd
  14. Placebo
  15. The Smiths
  16. The Queen
  17. Спеть под фанеру и не опозориться? Запросто! 5 рок-групп
  18. Порой бывает так, что даже самые живые рок-группы играют под фанеру. Но почему так происходит? Чаще всего приходится петь под фонограмму на всяких телевизионных шоу. И в таких случаях именитым рок-исполнителям приходится делать выбор: либо нагло обманывать своих фанатов, выдавая выступление под фанеру за живое, либо просто повеселиться, показать свою свободу от рамок телепередачи и потешить всех слушателей своими магическими навыками игры на инструментах без самих инструментов или пения без микрофона.
  19. Nirvana
  20. Игги поп
  21. Iron Maiden
  22. Под гитару под фанеру

Рок-группы, выступавшие под «фанеру»

Существует распространенное мнение, что выступления под фонограмму – это особенность российского шоу-бизнеса.Но случаи, когда рок-музыканты пели «под плюс», были в истории.

Би-2

В начала 2000-х годов на попсовых радиостанциях начали крутить «Земфиру», «Ночных снайперов» и даже «Алису» с «ДДТ». На пик популярности взобралась группа «Би-2». Лева и Шура несколько раз принимали участие в большом концерте «Песня года». В 2001 и 2004 году они исполнили песни «Моя любовь» и «Я теряю голову» под фонограмму.

The Beatles

Да-да, даже главная группа всех времен не всегда выступала вживую. C 1963 по 1966 годы «битлы» неоднократно выступали на программе Thank Your Lucky Stars. Использование фонограммы было регулярным и совершенно очевидным: к гитарам не подключали провода, а микрофонов не дали вовсе. Возможно, из-за постоянного применения «фанеры» шоу продержалось в эфире недолго – всего пять лет.

Читайте также:  Микаэл таривердиев вальс габи ноты

Кипелов

Однажды его пригласили на премию «Муз-ТВ» в 2004 году, где он исполнил гремевший тогда хит «Я свободен». Правда, сделал это Кипелов под фонограмму, о чем его верные фанаты припоминают ему до сих пор. Объяснить такое можно лишь тем, что на подобных крупных поп-концертах никому не дают вступать вживую. Так что, вопросов к Кипелову быть не должно.

Placebo

В 2001 году Брайана Молко и его коллег позвали исполнить «Special K». Рок-музыканты в своем большинстве не любят открывать рот под запись ни перед какой аудиторией – ни перед поклонниками, ни даже перед скучающими богачами. А тут еще и обстоятельства сложились не в их пользу. Перед выступлением Placebo потеряли багаж, Молко не выспался, а за кулисами он с кем-то поругался. В конце песни музыкант не смог сдержать своего раздражения и попытался разбить гитару об колонку. Похоже, выступление не понравилось никому – ни самой группе, ни их фанатам, ни зрителям в зале (что видно по их реакции).

Muse

Что делать, если вы всемирно известная рок-группа и вас заставляют выступать под фонограмму? Можно, конечно, отказаться. Можно пожаловаться в интервью. Но лучше устроить маленький розыгрыш: будет и веселее, и эффектнее.

В 2009 году группу пригласили на итальянскую передачу Quelli che il Calcio и попросили исполнить песню «Uprising». Muse просто решили «поменяться ролями»: барабанщик Доминик Ховард встал за микрофон, а фронтмен Мэттью Беллами сел за ударные. Ведущая программы подмены не заметила.

Nirvana

Но Muse были не первыми рок-музыкантами, решившими поиздеваться над любителями «фанеры» на телевидении. В 1991 году Nirvana пригласили выступить на программе Top Of The Pops с хитом «Smells Like Teen Spirit». «Фанеру» для своего выступления музыканты записали заранее. Кобейн заменил некоторые слова в песне («load up on guns» превратилось в «load up on drugs»), пел нарочито низким голосом и подражал Моррисси, а его поведение на сцене было откровенно странным.

Blur

Placebo – не единственная британская группа, которая выступала «под фанеру» на Сан-Ремо. И если Брайану Молко было явно некомфортно, то Дэймон Албарн расслабился и наслаждался происходящим.

В 1996 году Blur продолжили дело Nirvana и откровенно дурачились во время фонограммного исполнения песни «Charmless Man». Вместо гитариста Грэма Коксона на сцену поставили его фанерную (в прямом смысле) фигуру, а вместо басиста Алекса Джеймса вышел Смогги, телохранитель музыкантов. Коксону на тот момент надоело выступать на ТВ (к тому же «фанеру» он не любит), а Джеймс оправлялся от похмелья.

Red Hot Chili Peppers

Во время выступления в перерыве на игре Super Bowl RHCP прыгали и скакали по сцене, изображая, что играют живьем, однако их инструменты не были ни к чему подсоединены. Вокалист группы Энтони Кидис и Бруно Марс, присоединившийся к группе для этого выступления, пели вживую, а вот все инструменты были записаны заранее. По словам музыканта, об этом их попросили представители НФЛ, опасавшиеся непредвиденных технических проблем.

Источник

Спеть под фанеру и не опозориться? Запросто! 5 рок-групп (2 ч.)

У меня уже есть статья на эту тему… Но я понял, что список таких героев на рок-сцене на много больше, чем могло бы показаться. Наверно потому, что такие артисты никогда не станут обманывать своих фанатов. Они по-настоящему искренни и не боятся показаться смешными или какими-то «неправильными» исполнителями с точки зрения шоу-бизнеса.

И чтобы иметь смелость вести себя так на имиджевых выступлениях, нужно быть реально настоящими рок-звёздами, для которых не существуют условия. Такие артисты сами диктуют правила и таким образом вызывают уважение у своих преданных фанатов.

А теперь давайте перейдём к списку 5 рок-групп, которые красивы сыграли под фанеру!

The Stranglers

Эта команда выступала на Top of the Pops в 1977 году. Как известно, на этом шоу все участники выступают строго под фонограмму. Вокалист Жан-Жак Бёрнел слишком старательно использует мимику на каждом слове. Гитарист Хью Корнуэлл выдаёт ошеломительное соло на гитаре, используя зубы (в стиле Хендрикса). Но круче всех выдал именно барабанщик. Джет Блэк в середине песни начал играть «не в ту сторону». Демонстративно отвернувшись от зрителей, он начал бить по невидимым тарелкам и барабанам! Один лишь клавишник сыграл всё как надо от начала до конца. Несмотря на весь беспредел и крушение декораций он решил отрепетировать песню!

Public Image Ltd

В 1980 году легендарный Джонни Роттен со своей группой выступил на шоу American Bandstand . Факт того, что придётся петь под фанеру, заставил Джонни приуныть и сесть на сцене во время исполнения песни. Но долго сидеть без дела он не мог и решил вытащить всех зрителей прямо на сцену. В общем, все повеселились на славу!

Placebo

Группа выступала на Sanremo в 2001 году. У них почти получилось сыграть песню под фанеру так, как будто они играли всё в живую. Ближе к концу, понимая, что нужно что-то менять, Брайан Молко не выдержал и сбил голову гитарного кабинета своим инструментом, показывая отношение к шоу Sanremo. Но публика жест не оценила и освистала его. Ведь им нужен был шут на сцене, который спел бы под фанеру и ушёл как ни в чём не бывало!

The Smiths

В 1983 году на французском ТВ группе пришлось выступить под фонограмму. Очень комично выглядит, как в начале выступления гитарист опаздал за первым аккордом! А далее на протяжении всей песни Моррисси так и ни разу не спел в микрофон. Его даже не было у него на руках! Вместо этого Стивен держал букет цветов, который и ловил сигнал его пения. Выглядит очень забавно!

The Queen

Если честно, я до сих пор не понимаю, как могла эта группа попасть в данный список. Ведь Queen , а в частности Фредди , очень живые музыканты, из которых так и хлещет энергия на концертах. Но на том же Sanremo в 1984 году ситуация вынудила их сыграть под фонограмму. Меркьюри почти обманул своих фанатов! Но периодически Фредди демонстративно убирал микрофон, а громкость голоса ничуть не изменялась. И всё равно, мне кажется, что с ними нельзя было так поступать. Это же легендарные Queen !

Источник

Спеть под фанеру и не опозориться? Запросто! 5 рок-групп

Порой бывает так, что даже самые живые рок-группы играют под фанеру. Но почему так происходит? Чаще всего приходится петь под фонограмму на всяких телевизионных шоу. И в таких случаях именитым рок-исполнителям приходится делать выбор: либо нагло обманывать своих фанатов, выдавая выступление под фанеру за живое, либо просто повеселиться, показать свою свободу от рамок телепередачи и потешить всех слушателей своими магическими навыками игры на инструментах без самих инструментов или пения без микрофона.

Nirvana

В 1991 году Nirvana попала в британское телешоу Top of the Pops. Здесь все исполнители выступают под фонограмму. Организаторы позволили Курту петь в живую, а инструменты будут играть под фанеру. Вы только посмотрите, как Кобейн виртуозно играет на своей гитаре, Новоселич всё время крутит бас вокруг себя, Грол иногда просто взмахивает барабанными палочками вверх вместо ударов по тарелкам! А пение Курта цепляет прямо за душу. Поёт он очень сильно и эмоционально, с твёрдым посылом! После этого выступления Нирвана больше никогда не посещала Top of the Pops. Лично я не мог убрать улыбку со своего лица на протяжении всего выступления!

Игги поп

В 1979 году на австралийском телеканале ABC-TV позвали выступить Игги Попа ! Но петь пришлось под фанеру. Что же сделал Игги? Он, как и всегда, устроил крутое шоу. Поп безумно прыгал и скакал по сцене без майки. Только на этот раз микрофон он подносил ко рту крайне редко. В один момент Игги просто взял и засунул его к себе в штаны. Вот бы и мне такой талант пения!

А в 2009 году на итальянском телевидении группа Muse поступила весьма необычно. Когда музыканты узнали, что придётся играть под фонограмму, они решили поменяться инструментами с самого начала выступления. Ховард вместо ударной установки занял микрофон и бас-гитару. А Беллами, наоборот, уселся за барабаны. Уолстенхолм вместо баса захватил гитару. В такой комбинации они отыграли от начала и до конца. Забавно то, что после выступления Muse, барабанщик группы остался в качестве фронтмена группы и начал говорить с ведущей о своих планах и о том, нравится ли ему в Италии. Интересно, она заметила подвох?

В 1996 году тоже в Италии Blur отыграли обычный номер. Только вот вместо гитариста группы была фанерная фигура, а вместо басиста – охранник группы. Албарн по виду не очень-то старался петь, но у него прекрасно получалось!

Iron Maiden

В 1986 году британская группа Iron Maiden делает незабываемое шоу на немецком ТВ. Заставлять этих ребят выступать под фанеру было очень странным и глупым решением. Ведь это крайне живая группа с колоссальной энергетикой. Но в телешоу из Германии так не считали. И скорее всего, оно даже к лучшему. Если бы не этот случай, мы бы с вами не увидели этот сумасшедший перфоманс. Сами мэйдены бы вряд ли когда-то смогли до такого додуматься.

С самого начала Дикинсон отбирает гитару у Харриса и играет на ней. А тот, в свою очередь начинает петь не хуже Брюса! Музыканты ещё много раз успевают поменяться инструментами, ни разу не слажая. Отменные виртуозы! Ради большего веселья работники сцены начинают убирать гитарные кабинеты и другое оборудование ещё до окончания песни, пока группа старательно «играет». Просто гениально!

Список представленных выше случаев доказывает, что даже под фанеру можно делать достаточно классные вещи. Я рад, что есть в музыкальной индустрии исполнители, которые готовы быть перед фанатами честными. Это много стоит!

Источник

Под гитару под фанеру

Разговоры о фонограммах и фонограммщиках давно набили здоровенную оскомину на зубах не сильно благодарных посетителей концертов и изощренных маститых муз-критиков. В моем канале на ты-трубе количество негатива по теме зашкаливает. Ругают всех подряд – от многочисленного музыкального потомства грузинско-украино-российского деятеля Кости Меладзе до «нашего всего в эстраде» галкиной Алки. По всему получается, что пение под фанеру – третья по значимости (после дураков и дорог) беда России.

Увлечение фанерным искусством, между тем, изобретение отнюдь не российское и не современное.

Короче, сей опус – о фонограммах: что это такое, зачем оно надо и всегда ли это плохо.

«Фонограмма Филиппа Киркорова всерьез задумалась о сольной карьере»

«За пение под фонограмму нужно расплачиваться ксерокопиями денег»

«Молодожены Константин Меладзе и Вера Брежнева ссорятся только под фонограмму»

Когда устанешь вдруг играть и петь,

А зритель требует еще, не зная меры,

На помощь, чтобы все преодолеть,

Придет Ее Величество Фанера.

(собственное клеветническое измышление)

Что такое фонограмма? Виды фонограмм

Если коротко и без изысков, это – любой звук, записанный на звуковом носителе (в разное время – восковой валик; пластинки из парафина, шеллака и винила; магнитная проволока и лента; цифровые носители – от CD до SD-карты).

В контексте этой статьи под фонограммой будем понимать более узкий спектр этого понятия, а именно: песни, записанные для имитации исполнения в массовых культурных мероприятиях, будь то телешоу на центральном канале или концерт поп-звИзды в каком-нибудь очень Нижнем Тагиле.

Пением под фонограмму народ обычно называет тупое открывание певцом рта под заранее записанный им же поп-шедевр. Однако, все не так просто. Существует довольно большое количество различных видов фонограммного исполнения музыки. Основные из них:

1. Фейк-фанера, или, если по рабоче-крестьянски, лажа. Звук записан профессионалами своего дела, а на сцене «играют и поют» специально подобранные шоумены-танцоры (которым зачастую медведь хорошо прошелся по ушам). Яркие примеры – Milli Vanilli за бугром и Мираж с Масковым лаем в России.

2. Плюс-фанера. Песня, записанная полностью – инструментальное сопровождение и голос в одном флаконе. В отличие от пункта 1, имитация лабания на инструментах и воодушевленное открывание рта производится теми, кто и записывал фонограмму. Один из самых распространенных видов фанеры в России. Как правило, один в один соответствует «альбомной» версии композиции, но могут быть варианты.

3. Фанера «минус». Обычно под нею понимается инструментальная запись, предназначенная для исполнения под нее песни «живым» вокалистом. Но, строго говоря, «минус» может быть любым – без голоса и/или без любого инструмента. Кроме певцов, часто используется для выступлений солистами-гитаристами, флейтистами, пианистами и др. Наиболее распространенный вид «фанеры» на Западе.

4. Дабл-фанера (дублирующая фонограмма при живом выступлении, ADT). С 80х годов часто используется хард-рокерами и металлистами (а с 90х – и музыкантами других жанров) в гастрольной деятельности. Обычно – специально записанный в студии звук ритм-секции (барабаны и бас; иногда – ритм-гитара) . Как правило, дабл-ритм по длительности и иным нюансам отличается от оригинального студийного первоисточника, и записывается в студии специально под конкретный концертный тур. Этот вид фонограмм используется для поддержки и усиления живого ритма, который в условиях разных концертных площадок живьем может звучать убого. Часто в дополнение к ритму присутствуют записи других музыкантов, которые в силу разных причин на сцене появиться не могут (саксофон, флейта, вторая соло-гитара, синтезатор, фоно, хоровой вокал). Сейчас термин ADT все чаще используется для обозначения минусовых и даже плюсовых фонограмм, если они работают совменстно с живым звуком. Звукооператор на пульте может смешивать живой звук с фонограммой в любых пропорциях, либо переключать звук с фанеры на сцену, и наоборот.

5. Звуковые спецэффекты. Отдельный вид фанеры, необходимый для записи тех звуков, которые трудно (либо невозможно) воспроизвести на сцене при помощи музыкальных инструментов (взрывы, гул моторов, рев самолета, шум океана и пр.) Такие фонограммы часто применялись и применяются рокерами. В частности, практически любое шоу Pink Floyd не обходилось без подобных фонограмм.

Фонограмма на ТВ

Подмена звука, вообще-то, дело не новое. Еще в древнегреческих театрах были попытки заставить говорить детскими голосами взрослых или наоборот при помощи предварительно спрятанных за сценой невидимых зрителю артистов.

Но, строго говоря, подменного «живого» артиста полноценной фонограммой считать сложно, поэтому развитие процесса началось, вероятно, где-то в конце 50х годов прошлого века, когда музыканты получили в свое распоряжение достаточно качественную аппаратуру, предназначенную для записи и воспроизведения звука. Однако, массового явления фанеры народу тогда не случилось. Все же, технические характеристики тогдашней техники не позволяли полностью имитировать «живой» звук – в частности, из-за довольно узкого спектра воспроизводимых той самой аппаратурой звуковых частот. Налицо была неприменимость тогдашних магнитофонов для фанерно-гастрольной деятельности (если кому-то и приходила в голову подобная мыслишка). Зато нашлась иная сфера применения фонограмм.

Первыми фонограммы стали использовать крупные радиостанции. Например, в радиостудию приглашался известный певец, у него брали интервью, а попутно он как бы пел свои песни. Поскольку акустика в студиях не всегда отвечала требованиям «живого» пения, ди-джей запускал магнитофон с фонограммой той или иной песни.

Однако, более серьезную (если не основную) лепту в развитие музыкально-фанерного дела внесло телевидение. В начале 60х в сетках телевещания практически всех развитых стран (включая СССР) появилось довольно большое количество программ, посвященных тогдашней попсе, которую сейчас принято называть толерантно — «ретро-эстрадой». Телевизионные боссы быстро смекнули, что на попсе можно сделать хорошие рекламные деньги. Но было несколько существенных проблем: во-первых, в сборных программах (с участием нескольких исполнителей) большое количество недешевого теле-времени уходило на настройку гитар и прочей инструментальной утвари каждого отдельного исполнителя; во-вторых, случались досадные накладки в звуке (например, обдолбанный наркотой гитараст внезапно в середине одной песни начинал играть другую); в-третьих, присутствующая в зале фанатеющая публика часто заглушала ревом своих кумиров. Со всем этим что-то нужно было делать, и кому-то пришла в голову замечательная мысль: использовать на телевидение заранее записанные песни и, таким образом, решить все проблемы одним махом. К тому же, телевизионщикам была доступна очень качественная дорогостоящая звуковоспроизводящая аппаратура. Не все шло гладко, и не обходилось иногда без досадных накладок: не все артисты могли безошибочно попадать в такт собственной фонограмме (если внимательно просмотреть ранние телешоу, это можно заметить), да и техника, бывало, давала сбои, но таки триумфальное шествие фонограмм на ТВ таки началось.

В 1963м произошел и первый телевизионный фанерный скандал. В период «звездной раскрутки», в январе-ноябре 1963, Битлы 4 раза выступили в популярной тогда британской телепрограмме Thank Your Lucky Stars. В отличии от большинства программ тех лет, на Thank Your Lucky Stars не особенно скрывали того факта, что все песни исполняются под фонограмму. Другое дело, что рок-музыканты со своей электрической атрибутикой раньше в ней не светились. У Битлов в студии отсутствовала какая-либо аппаратура, и гитары были, естественно, отключены; не было и микрофонов. В конце года, в период нарастания битломании, в адрес программы стали поступать гневные вопросы поклонников: почему их кумиры поют «не по-настоящему»? Редакция была буквально завалена негативными письмами. Позже ситуация неоднократно повторялась с Битлз и иными звездами разного уровня. В 1966 программа была закрыта из-за крайне низких рейтингов. Это, вероятно, самый первый скандал в музыкальном мире, связанный с фанерным исполнением.

The Beatles в программе Thank Your Lucky Stars, 21.11.1963

Позже подобные скандалы не были редкостью по обе стороны океана. В 70х к телевизионной фанере публика, однако, привыкла. К тому же, появились доходчивые разъяснения, почему артисты по телевизору редко поют живьем.

В начале 70х фонограммный бум сделал свое дело: почти все телешоу частично или полностью работали под фанеру. Полностью фонограммными были: голландская передача «TopPop» (1970-1986) и немецкая «Disco» (1970-1982). В них, в числе прочих, засветились с фанерным пением монстры рока Deep Purple, Uriah Heep, Nazareth, Whitesnake, ELP, Slade – те, кто неоднократно заверял публику, что под фонограмму не пели нигде и никогда. Частично фонограммными были почти все остальные развлекательные программы, включая американское культовое шоу Эда Салливана, британский хит-парад Top Of The Pops и немецкий теле-фестиваль Musikladen. Исключением в общем фанерном звучании оставался немецкий Beat Club, но он продержался недолго, и был закрыт в 1972. В 80х под фонограмму пели уже в 99% всех музыкальных телешоу; более того, распространилась практика использования плюс-фанеры в концертных выступлениях, если их снимало ТВ.

В Советском Союзе началом телевизионной фонограммной эры можно достаточно вероятно считать «Голубые огоньки». Правда, советские телевизионщики попытались вначале идти обратным путем: на записанный по факту живой звук (в случае технических проблем) накладывали студийную фонограмму; однако такое действо быстро вышло из употребления по причине больших проблем с синхронизацией. Примерно с середины 70х полностью фанерным стал фестиваль «Песня года» на ЦТ, и остается таковым по сей день. Мне можно верить: я перелопатил в целью звукозамен все «Песни» с 1978 по 2016 год включительно, и практически во всех музыкальных номерах синхронизация студийного звука и видеоряда происходила без проблем.

Короче, с середины-конца 70х, фанерное исполнение стало телевизионным стандартом. Особенно, когда большое распространение получили феерические шоу с экстравагантными вокально-акробатическими номерами.

Тут необходимо сделать отступление.

Практически вся поп-музыка – это вторичность. Недаром постоянно внезапно находятся те или иные более ранние первоисточники попсовых или рокерских супершлягеров. Попса (ну, или эстрада, кому так больше нравится) – это, в большинстве своем, прежде всего броская аранжировка, и только потом – мелодическая основа. Чтобы усилить ощущение новизны и яркости, ушлые продюсеры додумались приклеивать к аранжировке впечатляющий видеоряд: сначала в промо-роликах (видеоклипах), а потом и на сцене. Появилась целая побочная индустрия шоу-биза – режиссура поп-шоу. Теперь музыкант не просто стоит на сцене и терзает гитару или насилует микрофон, а еще и должен по ходу концерта бегать, прыгать, делать сальто и взмывать в воздух на канатах. Одновременно качественно петь и играть при этом весьма и весьма сложно, если вообще выполнимо. Поэтому (среди прочих причин) в телешоу повсеместно стали внедряться плюс-фонограммы.

Вывод: прежде чем комментить ролик в ютубе в духе: «от сука, под фанеру поет» — подумайте о том, что виноват не тот, кто поет, а сами теле-технологии.

Фонограмма в гастрольной деятельности

С середины 70х, когда звукозаписывающая техника достигла высочайших стандартов звучания, фанера плавно вошла в расписание гастрольной деятельности ряда забугорных исполнителей (в СССР все случилось несколько позже), ибо имитировать живой звук стало просто. Под фанеру в сборных концертах пели практически все артисты – от Хулио Иглесиаса и Демиса Руссоса до Бониэмов и Чингизханов, да и в сольных выступлениях минусовые и плюсовые фонограммы редкостью не были. Правда, тогда музыканты на сцене еще не наглели настолько, чтобы выступать с отключенными от усилителей гитарами или петь в отодвинутый на три метра микрофон, что сейчас – в порядке вещей.

С гастрольными минусами и плюсами в 70х-80х иногда попадались Boney M, Silver Convention, Belle Époque (злословят, что Эви Лентон вообще никогда не пела живьем), Les Hamphries Singers, Энни Леннокс, Bee Gees, Мадонна… Короче, легче перечислить тех, кто с плюс-минус-фанерой не работал – это были либо классические музыканты, либо труъ-рокеры.

Фонограмму проще всего вычислить, если она внезапно прерывается, а музыканты и певцы все еще нещадно лупят по струнам и усердно открывают рты (но уже беззвучно). Еще хуже, когда фанера начинает «тянуть», «плавать» и «заикаться». У Бониэмов в Голландии в 1978 случился казус (позже повторенный в разных вариациях многими фонограммщиками): Лиз Митчелл во время выступления оступилась и распласталась на сцене, а фанера продолжала звучать, и пофиг. Еще одно из косвенных доказательств фанеры – это полная тождественность исполняемой песни ее студийному оригиналу. Но здесь все не так просто.

Быстро смекнув, что публика умнеет и начинает проверять исполнителей на «фанерность» посредством сличения концертных и студийных версий песен, продюсеры певцов и бэндов начали предпринимать ответные ходы. Самый простой из них – небольшое (на 1-3%) замедление или ускорение исходного оригинала. При этом менялась длительность песни, а ущерб для звука был небольшим, голоса – узнаваемыми. С развитием электроники, был найден иной способ. Вся поп-музыка – это сплошые семплы. Если говорить упрощенно, в студии записывается инструментал одного куплета и одного припева, затем из них делается нужное количество того и другого, и на них накладываются инструментальные соло и голоса солистов. Семплирование – это подарок для продюсера и звукооператора: они без особых проблем могут переставить местами первый и второй куплет песни, или смешать половину первого куплета с половиной второго, наложить поверху пару-тройку новых звуков, и – вуаля, студийный оригинал неузнаваем. Для этого даже исполнители не нужны – их задача лишь изучить, как открывать рот под то, что получилось в итоге. Сейчас это и вовсе стало простейшей задачей, с которой справится пятиклассник на мобиле за 5 минут.

Самый громкий западный скандал прогремел на рубеже 80х-90х годов, когда выяснилось, что немецкий бойз-дуэт от Фрэнка Фариана Milli Vanilli вообще никогда не пел не то что без фонограммы, а даже своими голосами. Скандал имел далеко идущие последствия: выпускающий лейбл немедленно разорвал с группой действующий контракт, начали изыматься из продажи тиражи дисков, последовали запреты на гастрольную деятельность… Папаша Фариан хоть и понес ощутимые потери, но выплыл; а вот подопечным его пришлось туго, и один из них позже принял ислам посредством передозы.

Milli Vanilli на пике популярности, 1988

Но это у них, а что в России?

В Союзе повсеместное концертное применение фонограмм началось, вероятно, примерно с начала 80х (хотя имеются неподтвержденные сведения, что уже в середине 70х фонограммы активно использовала Ротару, за что поплатилась полугодовым отлучением от сцены – но есть большие в том сомнения). Я сам лично присутствовал на концерте ВИА «Калинка» (где-то 80 или 81 год), когда половину выступления явственно побочно прослушивалась какофония с соседних дорожек используемого музыкантами магнитофона. Еще один казус с моим присутствием произошел с «Круизами». Гаина, во время исполнения «Волчка», в пылу музыкального экстаза, снял гитару с плеча и начал имитировать «блэкморовские» трюки; при этом он гитару нечаянно сильно уронил. А фанера, естественно, никак не прореагировала на это падение. В том же концерте клавишник Сарычев появился на сцене уже после того, как прозвучало вступление к «Попугаю». Он, ничуть не смущаясь, сел за клавиши и продолжил имитировать профессионализм. Впрочем, тогда приезд в нашу провинцию настоящего советского рок-бэнда был таким событием, что на эти «мелочи» мало кто обратил внимание – главным было созерцание кумиров «живьем»; но в местной «молодежке» появилась довольно критическая статья по фактам использования фанеры.

Далее круг фонограммщиков расширился многократно. В небольших «фонограммных» перипетиях середины-конца 80х оскандалились и «Веселые ребята», и «Голубые гитары», и Ротару, и «Диалог» (где, кстати, начинали братья Меладзе), и Крис Кельми. Проще назвать тех, кто с фонограммами выступал только на ТВ. Кобзон, да. Еще пару известных имен, и – конец списка.

Впрочем, довольно скоро даже неприхотливое население уяснило, что его обманывают. Особенно после того, как ВИА практически на всех концертах стали лабать отключенными от аппарата гитарами и прочей музыкальной утварью. Факты публиковались в местной прессе, перепечатывались в центральной. Началась охота за фонограммщиками, которая стоила карьеры певице Ольге Зарубиной и группе «Аракс» (в числе прочих, менее известных).

А потом пришел оптимистический северный пушной зверь – конец 80х. В эйфории праздника свободы и вседозволенности возникла целая плеяда полностью фонограммных коллективов, главными из которых числились Мираж Андрея Литягина и Ласковый май тоже Андрея, но Разина.

Мираж стал, собственно, первой советской группой, где пели не те, кто пел на самом деле. В начале своей карьеры (87-88) группа исполняла хотя бы часть песен голосами солисток, присутствовавших на сцене (Гулькина и Разина; три песни танцевались ими под фанеру в исполнении бывшей солистки Большого детского хора Риты Суханкиной), хоть и под плюсовую фонограмму. В дальнейшем Литягин вообще избавился от вокалисток и стал набирать танцовщиц, а бессменной реальной вокалисткой назначил закадровую Суханкину. Среди прочих, через его диско-шлягеры пробежали Ветлицкая, Салтыкова, Овсиенко (последняя безголосая дива даже получила диплом от «Песни-89», так-то), а также несколько безвестных девчонок, выступавших в провинциальных клонах Миража, создаваемых Литягиным по мере надобности. По собственному признанию Литягина, Мираж тех лет (я подозреваю, что и этих лет тоже) нигде и никогда не выступал без плюсовой фонограммы.

Триумф фонограммного Миража. Песня-89

Та же история – с Ласковым маем. Только тут еще хуже: Юра Шатунов голос имел, а петь его никто так и не научил. Мало того – он еще и хреново попадал губами в собственную фонограмму. А еще Разин наплодил столько клонов своего детища, что сейчас даже не может вспомнить имена всех «солистов» бойз-бенда. В начале 90х, по его воспоминаниям, одновременные гастроли Ласкового мая могли происходить в Москве, Калининграде, Владивостоке, Мурманске и Севастополе. Не считая еще и «самопровозглашенных» ласковых маев, коих существовало с десяток. И все они пели под фанеру Шатунова.

В конце концов ряд газет выступил с разоблачениями. Литягин, вложивший все бабки в новую аппаратуру, обанкротился, а Разин тихо слился в другие сферы бизнеса, поделив бабло с коллегами по принципу Попандопуло.

Однако, начало триумфальному шествию Ее Величества Фанеры на всей территории СССР (и России в дальнейшем) было положено. Примерно с этого времени практически вся попса перешла на фанеру – будь то звезды советско-российской эстрады или новоявленные диско-шоу-бэнды. Немного в стороне от фонограммных скандалов держались рокеры, однако и тут все было не очень гладко: с гастрольной плюс- и минус-фанерой попадались металлисты из Черного кофе и Арии.

Так постепенно российская эстрада и пришла к нынешнему весьма плачевному состоянию. Сейчас без фанеры выступают очень немногие. На смену магнитофонам 70х-80х пришли цифровые технологии. Теперь фанера может качественно воспроизводиться из китайской поделки размером со спичечный коробок, или передаваться на акустику по вайфаю. Для концертов создаются специальные «плюсы», состоящие из перемиксованных до неузнаваемости оригиналов, благо с применением современного софта это действо займет совсем немного времени. Солист по предварительному согласованию со звукорежиссером может воспользоваться микрофоном «живьем» и прокричать какое-нибудь приветствие публике (особенно часто этим пользуются Филя и Коля).

Еще в 90х годах в России развелась целая плеяда «певцов», не имеющих голоса, зато имеющих проблемы со слухом ( Зосимова, Салтыкова и т.д.) Более-менее нормальные записи подобных «певцов» достигались многодневным корпением звукорежиссера перед компом. Без фонограммы такие «звезды» спеть что-либо просто не в состоянии. Похоже, сейчас это считается нормой. Главное – имидж, а голоса и слуха у современного поп-исполнителя может и не быть.

Появились исполнители, натасканные на определенные песни. Яркий пример – Вера Брежнева. Те песенки, что написаны Меладзе, она поет и живьем. Не гениально, но хотя бы слушать не сильно противно. Но ее живое исполнение Зацепинского хита «Ищу тебя» — за гранью зла. Еще хуже испортить песню смог бы только я, если бы мне вдруг вздумалось ее спеть по пьяни.

Вера Брежнева образца 2012 года. Без комментариев.

В 2013 Крутой композитор внезапно решил устроить на фестивале «Новая волна» неделю без фанеры. Результатом оказался отказ 12 приглашенных звезд-гостей, которые ранее дали согласие на участие. Правда, Крутой так и не раскрыл, кто же эти люди, намекнув только про Пугачеву. С 2014 «Новая волна» существует в прежнем формате – с вездесущей фанерой.

В настоящее время пение под фонограмму законодательно запрещено в Туркменистане (но там много чего запрещено, в частности, балет и цирк) и в Китае. С незначительными оговорками – в Азербайджане. В некоторых странах (США, Канада) закон запрещает использование фонограмм, если нет предварительного уведомления об этом в пиар-продукции (реклама, афиши, билеты). Примерно то же самое предусмотрено законом на территории Москвы, с выплатой штрафов за его нарушение. На остальной территории России закон вроде бы действует, но за его неисполнение не существует никаких наказаний.

То, что получается, если во время фанерного исполнения что-то идет не так, смотрим ролик ниже.

Фонограмма – это однозначно плохо?

В мире нет ничего однозначно плохого (как и однозначно хорошего, впрочем).

Мы уже определились в начале, что поп-музыка вторична по сути. Для ее продвижения в массы требуется ряд серьезных усилий: создание красивой аранжировки (имеющей, помимо популяризации, еще и побочную роль – максимально скрыть от слушателя используемый более ранний оригинал мелодии), пиар (реклама на радио и ТВ), визуализация.

Причем визуализация, начавшаяся в 60х с создания промо-клипов (видео-версий песен, созданных для их пиара), постепенно вышла и на сцену . Современное концертное представление – это, в первую очередь, грандиозное театрализованное шоу, и лишь потом – музыка. Во время этих представлений певцы, музыканты и бэк-вокалисты прыгают, вертятся, проделывают немыслимые акробатические номера, бегают по зрительному залу, обнимаются-целуются со слушателями и т.д. Ну-ка, попробуйте все это проделывать и при этом еще нормально играть на гитаре и петь… В инете пишут – мол, если потренироваться, то все получится. У вас получается? Вы – гений. У меня не получилось, даже несмотря на то, что раз в неделю посещаю фитнес-центр, и каждые выходные – море или бассейн в качестве тренинга по плаванию.

Побегайте-попрыгайте-сделайте сальто, а потом попробуйте складно спеть. Получится?

А теперь, любители поп-музыки, критикующие ее за «фанеризм», представьте: вы пришли на концерт, а там – все как на «Песне-71»: оркестр и микрофон певца. Все. Выходит Филя, становится перед микрофоном по стойке смирно и начинает петь «Диско-партизан»; за ним к микрофону подходит Газманов и так же поет «Эаскадрон». Потом Валерия с «Тик-таком»… Какое впечатление у вас останется от такого концерта? Еще раз вы его посетите? Сомневаюсь.

Как бороться и нужно ли бороться с фанерой?

Некоторые исполнители лукавят. Например, Киркоров везде и всюду утверждает, что всегда поет с включенным микрофоном. Это – вполне сермяжная правда. Но включенный микрофон не означает, что фанера не имеет места быть. Звукорежиссер на микшерском пульте делает вполне обыкновенную операцию: звук микрофона приглушает до необходимого уровня, и все пучком. И Филя в микрофон издает какие-то звуки (Шевчук гарантирует это), и фонограммный звук присутствует, делая выступление музыкально качественным.

Звук с микрофона Киркорова. Запись, опубликованная Юрием Шевчуком

В последнее время бороться с фанерой стало весьма сложно технически. Раньше было не очень трудно обнаружить включенный магнитофон или сиди-плеер за кулисами. Ныне фанера ушла в область высоких технологий: размеры проигрывателей фонограмм стали чрезвычайно малы, их можно встроить куда угодно на сцене, с беспроводным выводом на пульт звукооператора, либо запускать непосредственно с пульта. Но это – уже тоже пройденный этап. Сейчас все большее распространение получает передача фанеры по wi-fi, со всеми сопутствующими прибабасами в виде дублирующих каналов (на случай технических сбоев) и пр.

Поэтому, если уж вы попсу самозабвенно любите – созерцайте красочное шоу и миритесь с фанерой. В конце концов, уже хорошо, что тот же Филя в студии поет сам, и «вытягивать» его голос звукооператору практически не приходится.

Правда, голос голосу рознь, и от современного Киркорова (так же как и от 99,9% другой существующей ныне эстрады – вне зависимости от страны происхождения) я не буду фанатеть ни за какие коврижки. Но тут уж – о вкусах не спорят… если к попсе вообще имеет хоть какое-то отношение слово «вкус».

Источник

Оцените статью