Как читать табулатуру для гитары
Табулатура представляет собой упрощенный способ прочтения нотной записи. Это настоящий помощник для тех гитаристов, которые еще не освоили нотную грамоту.
Чтобы упростить себе жизнь, гитаристы придумали табулатуру
Конечно, табулатура содержит в себе значительно меньше информации, но зато позволяет даже начинающим музыкантам исполнять те или иные произведения без особых трудностей. Правда, прежде чем ей пользоваться, лучше все же внимательно прослушать композицию от начала до конца.
Как читать
Табулатура выглядит как горизонтальные линии, общее количество которых равняется числу струн, а также линии, которые расположены вертикально. Именно они разделяют мелодию на такты. Соответственно, первая линия, находящаяся в самом верху табулатуры, обозначает первую гитарную струны и так далее. Следовательно, самая нижняя линия – это шестая струна.
Табулатуру часто изображают под нотами произведения
Цифры на самих линиях обозначают номера ладов, на которых нужно прижимать струны. Все очень просто. Чтобы исполнить произведение, можно не знать нотную грамоту и расположение нот на грифе гитары. Хотя для полного понимания всех нюансов композиции (длительность нот, паузы, увеличение или замедление темпа) придется освоить музыкальную грамоту.
Табулатуру читают слева направо. Если нужно извлечь сразу весь аккорд, цифры на каждой линии пишут друг под другом – это значит, что левой рукой нужно взять весь аккорд, а правой рукой сделать так, чтобы все струны звучали одновременно. Во всех остальных случаях звуки из струн извлекаются поочередно в соответствии с номерами ладов.
Количество линий может быть меньше шести, например, три или четыре. Так делают обычно для того, чтобы изобразить схему сольной партии гитары. И это логично – зачем обозначать пятую и шестую струну, если они не принимают участие в соло? Хотя, конечно, довольно часто можно встретить сольные партии, в которых задействованы все шесть струн.
Какие еще обозначения есть
Цифра нуль на горизонтальной линии говорит о том, что нужно извлечь звук из открытой струны.
Те ноты, которые можно и не играть, записывают в скобках.
Значок «Х» после струны дает гитаристу понять, что эта струна не должна звучать.
Пальцы правой руки принято обозначать маленькими буквами латиницами:
- p — большой;
- i — указательный;
- m — средний;
- a — безымянный.
Нисходящее легато – «p» (pull off), восходящее – «h» (hammer on).
Вибрато записывают в виде значка «
». Его вставляют после ноты столько раз, сколько должна звучать струна.
Бенд (подтяжку) обозначают символом «^». Его ставят между двумя нотами. В таком случае звук увеличивается с первой ноты до второй. Данный прием наиболее характерен для игры на электрогитаре.
Без сомнения, табулатура – настоящий помощник для любого гитариста. Даже если музыкант не знает нотной грамоты, благодаря данной схеме он все равно будет понимать, какие струны, на каких ладах и в какой последовательности прижимать, чтобы исполнить любое музыкальное произведение. Как видите, читать табулатуру легко. Научиться этому может каждый.
Также закрепить знания можно в видео:
Источник
Игра на гитаре
Как читать ноты?
Чтобы сыграть произведение, записанное в нотах, нужно просто сопоставить каждую нотку на нотоносце (нотных линейках) с нотой, сыгранной на гитаре. В начале каждой строки в гитарных нотах можно увидеть знак скрипичного ключа , он означает в точности то, что все ноты в строке имеют следующее соответствие со звуковым рядом гитары:
Для других инструментов – фортепиано, балалайки – чего угодно и скрипичного ключа, имеется свое соответствие. Например, для фортепиано:
То есть одни и те же ноты можно играть на разных музыкальных инструментах, но нужно иметь в виду, что гитарные ноты традиционно записываются на одну октаву выше, чем они звучат, как можно увидеть на рисунке. Существует множество других ключей – дискантовый, басовый, альтовый, в гитарной записи используется только скрипичный.
Ноты длительностью короче одной четвертой часто объединяются в группы косой чертой, никакого функционального значения она не имеет, а используется просто для красоты написания, то есть то же самое, что , а = . Точно так же, штиль ноты (вертикальная черта, идущая от кружочка), может быть направлен, как вниз, так и вверх = , = .
Перерывы в звучании музыкального произведения называются паузами. Формально, это тоже ноты, представляющие молчание (отсутствие звука):
- – целая пауза, равна по длительности целой ноте,
- – половинная пауза,
- – четвертая,
- – восьмая,
- – шестнадцатая,
- – тридцать вторая.
Нота с точкой. Точка, поставленная после ноты, увеличивает длительность ее звучания на половину.
- = +
- = +
Точка может стоять и у пауз.
- = +
В первой строке после скрипичного ключа всегда идет размер произведения, обозначаемый числовой дробью. Просто объяснить значение размера, можно так: если произведение удобнее играть на счет „раз, два, три, раз, два ,три…“, то размер , а если на „раз, два, три, четыре, раз, два, три, четыре…“ – , исходя из размера оно „нарезается“ на такты вертикальной чертой.
В начале каждого такта идут ударные (или сильные) ноты.
Теперь об обозначении полутонов (диезов и бемолей). Если перед нотой какого-нибудь такта стоит знак диеза (бемоля ), то эта и все последующие ноты в такте такой же высоты (расположенные на одном уровне) играются выше (ниже) на пол тона, например,
играется так: Фа – Pe – Си – Фа – Фа – Фа – Фа – Pe – Си.
Знак бекара означает отмену диеза или бемоля для ноты, рядом с которой он стоит, и всех последующих в такте этой же высоты:
Фа – Pe – Си – Фа – Фа – Фа – Фа – Pe – Си.
Диез или бемоль, поставленные рядом со скрипичным ключом влияют на все ноты в строке с этим же названием:
Фа – Pe – Си – Фа – Фа – Си – Фа – Pe – Си. Обратите внимание, что вторая нота второго такта также подпадает под действие диеза.
Стоящие при ключе знаки отменяются бекаром для конкретного такта, так, как описано выше, например,
играется Фа – Pe – Си – Фа – Фа – Фа – Фа – Pe – Си.
Обозначения.
Цифры в кружочке , , , , , – струны гитары, если какая-нибудь из них стоит рядом с нотой, это значит, что ее надо играть на указанной струне.
Римские цифры I, II, III,…., XIX – лады. Нота играется на струне, зажатой на обозначенном ладу.
Пальцы правой руки:
- i – указательный,
- m – средний,
- a – безымянный,
- p – большой.
Указывают, каким пальцем нужно играть ноту.
Пальцы левой руки обозначаются арабскими цифрами без кружочка:
Струна зажимается на нужном ладу именно этим пальцем. По аналогии, 0 означает, что нота играется на открытой струне.
Как играть?
Большой палец левой руки прикладываем к тыльной стороне грифа перпендикулярно ему. Он не вылезает за верхнюю кромку и находится между указательным и средним пальцами. Струны прижимаем подушечками пальцев как можно ближе к нижней металлической полоске лада (ближе к розетке), чтобы избежать дребезжания. Правую руку кладем предплечьем на гитару, кисть принимает такое положение, при котором она полностью расслаблена (это похоже на то, как будто в ладони зажат теннисный мячик, но пальцы остаются еле согнутыми). При игре кисть неподвижна – двигаются только пальцы, слегка касаясь струн, должно появляться ощущение, что струны при касании щекочут их.
Обычно большой палец правой руки играет басовые струны, а безымянный, средний и указательный, соответственно, первую, вторую и третью, хотя для каждой композиции это подбирается индивидуально. Когда приходится играть одновременно несколько струн (в данном случае две), пальцы как бы сжимают мячик, не давая ему упасть. Паузы в десятом и одиннадцатом такте означают перерыв в звучании второго голоса (здесь два голоса: сольный и басовый, басовый играется на двух верхних струнах, сольный – на всех остальных).
Обратите внимание на знаки сокращения нотного письма, использующиеся в пьесе. Реприза – означает повторение части произведения: сначала играется отрывок между знаками и , включая первую вольту , затем первая вольта выкидывается и заменяется второй . Если вольт нет, то играется просто два раза.
Играем очень медленно, так, как в звуковом файле midi под нотами. Стараемся, чтобы мелодия перетекала плавно от ноты к ноте, соблюдались все длительности, и не было „заборов“. Обязательно играем и зажимаем именно теми пальцами, которые обозначены в нотах – так проще и эффективнее. Когда начинает получаться, ускоряем темп.
Источник