- Генератор аккордов
- Как пользоваться?
- Особенности этого генератора!
- Что важно знать
- Изучаем красивые аккорды для гитары
- На первых ладах не только Am, Dm и E…
- Для Em: Em7, E sus4, Em #11, Em maj7, Em6, Em9
- Для Am: Am7, Am maj7, Am6, Asus2, Asus4, Am9
- Для Dm: Dsus4, Dsus2, Dm maj7, Dm7, Dm6, Dm#5, D dim
- А как же мажорные аккорды A, D и E в открытой позиции?
- Для G: G maj7, G7, G5, Gsus4, G7 sus4, G add9
- Для C: C add#11, Csus4, C add9, Cmaj7, C7, C6, Caug, Csus2
- Аккордовые последовательности
- Пример №1: украсим ля минор
- Пример №2: рок-н-ролл на простых аккордах + обыгровки
- Аккорды с открытыми струнами: секреты переливчатого звучания
- По системе CAGED
- Форма С
- Форма E
- Форма A7
- Форма Em
- На основе квинтаккордов
- Сложные аккорды, или «гимнастика для пальцев» во имя красоты
- 9-ая ступень: благородный тон для минора и мажора
- Продолжение идеи 1 + 5 + 9, или добавляем ещё надстройки
Генератор аккордов
Часто возникает необходимость определять обозначения аккордов по аппликатуре в процессе написания новой мелодии на гитаре, для этой цели нашей командой был создан инструмент в виде генератора аккордов для шестиструнной гитары.
Как пользоваться?
Чтобы определить аккорд достаточно перенести «рисунок» аппликатуры (аппликатура — схема аккорда на гитарном грифе) с грифа вашей гитары на условный гриф генератора и название аккорда сгенерируется мгновенно. То есть нужно «включить» точки на генераторе в местах, аналогичным тем ладам, которые вы зажали на своей гитаре.
Особенности этого генератора!
Особенности этого генератора в том, что он работает онлайн, мгновенно определяя аккорд по заданной Вами аппликатуре и не требует дополнительного нажатия других кнопок. Другой особенностью является его адаптивность, ведь гриф онлайн-генератора расположен вертикально, за счет чего обеспечивается удобство в использовании этого инструмента на мобильных устройствах.
Что важно знать
База аккордов всё ещё пополняется и в данный момент в базе находится более названий.
Источник
Изучаем красивые аккорды для гитары
Красивые аккорды на гитаре помогают избавиться от шаблонного, «заезженного» звучания. И на замену стандартным аппликатурам, и как дополнение к ним. Оригинальный аккомпанемент, идеи для своей музыки, аранжировки на две гитары, для группы – всё во власти аккордовой красоты.
Далее в статье – простые красивые аккорды в открытой позиции, аккорды с открытыми струнами, сложные аппликатуры с надстройками.
На первых ладах не только Am, Dm и E…
На первых ладах можно сыграть не только Am, Dm, E и прочие аппликатуры, которые начинают изучать новички. Открытая позиция – только с виду пространство грифа для простеньких аккордов. А на самом деле она таит в себе множество аккордовых форм, которые отлично, оригинально звучат. И, кстати, используются в разных музыкальных стилях.
Вся фишка в надстройках – дополнительных ступенях к основным, или стандартным, формам. Если в буквенно-цифровом обозначении – это цифры-ступени, которые указываются в названии аккорда. Например, Am7, Em9, Dm6 и др.
Для Em: Em7, E sus4, Em #11, Em maj7, Em6, Em9
Давайте начнём с Em (ми минора) – какая представляется нам звуковая палитра для этого минорного аккорда в открытой позиции.
Просто берём Em – 5 и 4 струна прижимается на 2 ладу. А теперь смотрим по схеме – какую ступень (или оттенок) можно добавить к этой форме.
На схемах 2 ступень и она же может обозначаться как 9 ступень в зависимости от типа аккорда.
И вот оно новое аккордовое измерение на первых ладах 😉 Добро пожаловать! Вся эта гармоническая красота теперь в вашем распоряжении.
В рамках этой статьи мы не будем рассматривать принцип построения аккордов с надстройками. А только рассмотрим расположение ступеней на грифе для конкретных аккордов, аппликатуры и примеры их использования.
«Прощупаем», послушаем оттенки – Em со всеми возможными надстройками.
Чтобы ощущался контраст – сначала возьмите обычный ми минор, дайте ему немного позвучать, а затем сыграйте ми минор с надстройкой. И так для каждой аппликатуры. Последовательно разберите все сетки.
Это упражнение выполняйте и с другими группами аккордов с надстройками (для Am, Dm, С, G и др.).
Сначала аппликатуры с надстройками на 3-ей струне:
Em add#11 – диссонирующий, страшный аккорд, но иногда именно такой и нужен. Классно звучит в песне «Кто ты такой?» Янки Дягилевой.
потом на 2-ой, 1-ой:
и на басовых струнах:
Как видите, аппликатуры простые – и для начинающих будут в самый раз.
А теперь несколько примеров – как использовать сочетание аккордов с надстройками, мелодические связки. Пока только в пределах одного аккорда – Em.
Аудиозаписи примеров можно слушать онлайн, и потом скачать (ссылка в плеере).
Em – Em + 3 лад на 1-ой струне – Em – Em/G:
Похожий аккордовый ход можно услышать в песне «Однажды мир прогнётся под нас» группы «Машина времени».
Em – Em + 3 лад на 1-ой струне – Em – Em7 – Em – Esus4 – Em:
Мелодическая линия (последовательность надстроек) и ритм навеяны вступительным риффом песни Susie Q группы Creedence Clearwater Revival.
Em – Em maj7 – Em7 – Em maj7 – Em:
Плавный переход по септаккордам – сначала большая септима (Em maj7), потом малая (Em7) и в обратной последовательности.
Для Am: Am7, Am maj7, Am6, Asus2, Asus4, Am9
Итак, теперь ля минорная палитра на гитаре. Схема: основной аккорд Am и все возможные надстройки для него:
Получаем аппликатуры интересных аккордов – теперь уже не просто ля минор 😉
Также сыграйте последовательно (боем или перебором), чередуя аккорды с надстройками с обычным Am. Как бы сравнивания – чтобы прочувствовать оттенок каждой добавочной ступени.
Аппликатуры с надстройками на 1-ой и 2-ой струне:
На 3-ей и 4-ой струне:
И также вы можете поэкспериментировать с надстройками на басовых струнах – аппликатуры несложно построить по схеме расположения ступеней Am: Am/C, Am/B, Am/G, Am/F#.
В качестве примера простые связки рассмотренных форм, которые оригинально, красиво звучат в аккомпанементе:
Am9 – Am7 – Am:
От холодной 9-ой ступени к тёплому привычному Am.
Am – Asus2 – Am – Asus4:
Задержанные аккорды «двойка» (sus2) и «четвёрка» (sus4) чередуются с Am и отлично дополняют его. Получается красивое переливчатое звучание. Излюбленный приём многих гитаристов.
Связки с задержанными аккордами можно услышать в теме «Два корабля» группы «Агата Кристи».
Am – Am7 – Am6:
Ещё один вариант внести разнообразие – обыгровка на Am. Можно использовать в ми миноре. В последовательности аккордов Em – Am: простые аппликатуры с надстройками – Em/ Em7/ Em/ – /Am/ Am7/ Am6
Для Dm: Dsus4, Dsus2, Dm maj7, Dm7, Dm6, Dm#5, D dim
Вот мы добрались и до Ре минора. Узнаем, какие есть интересные аккорды для обыгровки Dm. Схема расположения ступеней относительно основной аппликатуры:
Сыграем, послушаем аккорды с надстройками.
Дополнительные, изменённые (sus) ступени аккорда на 1-ой, 2-ой и 3-ей струне:
И на басовых струнах:
И несколько связок в качестве примера:
Dm – Dm7 – Dm6:
Движение по добавочным ступеням на второй струне – 7, 6 и снова к Dm. Отличный вариант украсить минор. Ход можно повторять в аккомпанементе.
Dm – Dm/F – Dm – D dim – Dm:
В последовательности уменьшённый аккорд D dim, и к минору относится лишь косвенно. Но в этой связке даёт оригинальную блюзовую окраску.
Dm – Dsus2 – Dm – Dsus4:
Обыгровка задержанными аккордами sus отлично звучит и на Dm.
А как же мажорные аккорды A, D и E в открытой позиции?
Разобрать аппликатуры и придумать связки для мажорных аккордов можно также по схемам расположения ступеней. Но в основе у вас, конечно, будет мажорный аккорд. Обратите внимание, мажорная терция обозначена цифрой «3» в сетках.
Возможные надстройки для мажорных аккордов в открытой позиции:
- E: E7, E6, Esus4, E add9, E add#11, E
- A: Asus2, Asus4, A maj7, A7, A6
- D: D7, D maj7, D6, Dsus4, Dsus2
А если взять E7 (ми мажор септаккорд) и добавить минорную терцию (b3) на первой струне – получится E7 #9. Этот аккорд довольно часто используется не только в джазе, но и в роке, блюзе.
Для G: G maj7, G7, G5, Gsus4, G7 sus4, G add9
Основная аппликатура и ступени:
Соль мажор с надстройками (по ступеням из схемы):
Интересные связки на G:
G5 – Gsus4 – G – G add9 – G:
На верхних струнах выделяется мелодическая линия. На основе этой последовательности попробуйте придумать свою обыгровку. Не обязательно, чтобы были все аккорды из примера.
G7 – G:
Простое чередование септаккорда (G7) и мажорного аккорда (G) тоже звучит в аккомпанементе довольно эффектно.
G – G7 – G – G7sus4 – G5:
Последовательность в блюзовом стиле. Обратите внимание, как сочно звучит G7sus4. Попробуйте использовать его в связке с другими надстройками в G.
Для C: C add#11, Csus4, C add9, Cmaj7, C7, C6, Caug, Csus2
Основная аппликатура и надстройки для До мажора:
Какие аккорды есть в открытой позиции на основе аппликатуры C:
Примеры последовательностей с надстройками:
C7 – C6 – Caug – C:
Приджазованный ход. Сгодится для какого-нибудь блюза, рок-н-ролла.
С – С (+ 5-ая ступень на 1 струне) – C – С add9:
Играйте C и меняйте надстройки на первых струнах – простой способ найти красивое звучание.
C – Csus2/B – C – Csus4 – C:
Аккорды sus отлично звучат в связке и с мажорными. И этот пример тому доказательство.
Аккордовые последовательности
После изучения надстроек аккордов в открытой позиции, рассмотрим их применение в последовательности аккордов. То есть как при помощи этих аккордов можно сделать красивый аккомпанемент. В примерах сначала указывается последовательность без надстроек и затем с надстройками (обыгровками).
Пример №1: украсим ля минор
Очень распространённая гармоническая схема: Am/Dm/ G/ C/ Am/ Dm/ E/ Am. Есть огромное количество песен в разных стилях, где она используется.
И вот её вариант с обыгровками по ступеням:
Am/Asus2/Am/ Am/C /Am – Dm/ Dm7/ Dm6/ – G7/G/ G7 (2)/ – C/C add9/C/ Csus2/B /
Am/Asus2/Am – Dm/Dm sus2/Dm/ Dm/F / Dm – E sus4/E – Am
Пример №2: рок-н-ролл на простых аккордах + обыгровки
Рок-н-ролл тоже может эффектно прозвучать и на первых ладах. Достаточно лишь добавить нужные надстройки в стандартные аппликатуры.
Основа квадрата – последовательность на 12т. : G/ G/ G/ G/ C/ C/ G/ G /D/ C/ G/ D
Добавляем обыгровки для каждого аккорда:
- G/ G6/ G7/ G6/ G – 2 раза
- C/ C6/ C7/ C6/ C
- G/ G6/ G7/ G6/ G
- D7/ D6/ D7
- C7/ C6/ C7
- G/ G6/ G7/ G6/
- D7/ D6/ D7
Аккорды с открытыми струнами: секреты переливчатого звучания
Самые красивые аккорды можно найти в аппликатурах с открытыми струнами. Это особая категория аккордов: часть струн прижимается в какой-либо позиции, а некоторые звучат открытыми. И создаётся переливчатое звучание в разных оттенках – благозвучное и диссонирующее, спокойное и тревожное, напряжённое.
Строить аккорды с открытыми струнами можно на основе стандартных аппликатурных форм – мажорных и минорных аккордов, квинтаккордов. Рассмотрим различные способы построения таких аккордов.
По системе CAGED
Для тех, кто не знает: система CAGED – это 5 аккордовых форм в открытой позиции (С – до мажор, A – ля мажор, G – соль мажор, E – ми мажор, D – ре мажор), которые можно использовать и в закрытой позиции на баррэ.
И некоторые аппликатуры из CAGED отлично звучат в позициях без баре – аккорд просто берётся как в открытой позиции, на 4-ом, 5-ом, на каком угодно ладу, и добавляются открытые струны (не прижатые приёмом баррэ). Получаются редкие и красивые аккорды.
Форма С
Аккордовая форма C (до мажор). По CAGED эта же аппликатура, например, во 2-позиции (или от 2-го лада) на баррэ – это D (обычный ре мажор). Но если баррэ убрать во 2 позиции, а аппликатуру «лесенки» оставить, то у D появятся надстройки 9 и 11 и он зазвучит по-другому, более интересно.
И так перемещая аппликатуру C по грифу, получаем серию интересных аккордов с открытыми струнами.
Разберите и сыграйте ноты и табы последовательности аккордов с открытыми струнами, построенных на основе аппликатуры С:
В упражнении перебор можно использовать и другой. Экспериментируйте, импровизируйте.
Обратите внимание, в 11-ой (Gm6) и 12-ой (Em maj7/B) позиции форма приобретает минорное звучание из-за того, что добавляются открытые струны.
В некоторые аккорды в форме С с открытыми струнами можно ещё и добавить надстройки. Например, расположение дополнительных ступеней в аппликатуре A7 (от 10 лада форма С):
И получаем ещё оттенки – ещё аккорды с открытыми струнами – дополнительно к основной аппликатуре.
Сыграйте эту связку и придумайте на основе её свою:
A7 – A13 – A7 – A9 – A7:
Попробуйте добавить ступени по схеме (5, 6, 7, 9) к другим аккордам в форме С. Очень красивые обыгровки можно сделать на D add 9/11, G6, Gm6 (от 11 лада), С (от 13 лада, на октаву выше).
Форма E
Двигаем форму E по грифу, но 6-ую струну прижимаем в позициях так, как если бы играли на баррэ эти аккорды. Открытые струны в этих аппликатурах – только 1-ая и 2-ая.
И добавляем надстройки. Схема расположения ступеней для В add11:
Например, можно сыграть вот такую мелодическую линию в этом аккорде:
B add11–B –B add9 – B – B add11 – B7 add11 – B6 add11 – B add11:
Сыграйте это упражнение на аккорды A add9, C maj7, D6 add9, E. Импровизируйте, используя надстройки на других аккордах в аппликатуре E с открытыми струнами.
Форма A7
Форма A7 с открытыми струнами тоже даёт серию интересных аккордов. Но сохраняем в басу (на 5-ой струне) основной тон (тонику), чтобы не разрушать структуру аккорда.
Форма Em
Аппликатуры в форме Em (ми минора), но без 6-ой струны, с открытой 1-ой и 2-ой струной.
Сыграйте эти аккорды – перемещайте аппликатуру в позициях:
Добавляйте надстройки, обыгровки. Запоминайте, записывайте (сетками, в табах или просто на аудио) самые интересные.
Например, для F#m (фа-диез минора):
F#m add11/ F#m add 9/11
Связка для последовательности Cm – B – F#:
На основе квинтаккордов
Всё просто. Нужно взять квинтаккорд и добавить открытые струны.
Пауэр-аккорды в виде квинты с добавлением тоники на октаву выше + 1-ая и 2-ая открытые струны, 6-ая не звучит:
Квинта на 6-ой и 5-ой струне + 4-ая и 3-я открытые:
На основе этих аккордов можно придумать вторую партию гитары. Отлично звучит. Например, обыгровка на последовательность – Gm/ Bb/ F/ Gm:
1 гитара – ритм на баррэ, 2 гитара – квинты с открытыми струнами + дополнительные ступени:
Сложные аккорды, или «гимнастика для пальцев» во имя красоты
В рамках этой статьи мы, конечно, не будем рассматривать все сложные аккорды или даже их типы. А разберём лишь несколько «рецептов»: как преобразить обычные, простые аккорды, заменить их на сложные, но более красивые по звучанию.
9-ая ступень: благородный тон для минора и мажора
Точнее речь идёт не просто о добавлении 9-ой ступени в аккорд, а о расположении звуков в аккорде от баса – 1 ступень + 5 ступень + 9 ступень (как основа в нижнем регистре). Именно такое строение даёт красивейший холодный оттенок.
Вот таким образом можно заменить стандартные аппликатуры на аккорды с девяткой.
Мажорный:
с тоникой на 6-ой струне:
Минорный:
с тоникой на 6-ой струне:
Продолжение идеи 1 + 5 + 9, или добавляем ещё надстройки
Кроме 9-ой ступени в такой расширенной аппликатуре открываются возможности и для других надстроек. Хотя аккорды уже получаются по звучанию более напряжённые, диссонирующие. Но это определённо интересные оттенки: они способны придать аранжировке особый колорит, настроение.
Amaj7 sus2: к 1+5+9 вверху (на второй струне) добавляется ещё большая септима.
Amaj7: строение аккорда немного другое, на басовых струнах получается пауэр-аккорд, звучит мощно, но септима прибавляет диссонанс.
Ещё похожий аккорд с тоникой на 5-ой струне – Esus2 add#11.
Постройте эти аппликатуры от другого звука – от соль, фа, си, до и др.
Примеры последовательностей с использованием выше рассмотренных расширенных аппликатур:
Связка для перехода от G к A:
Диссонирующий оттенок к ре мажору:
Обыгровка для A:
На этом завершаем статью. Развивайте изученные идеи, они помогут вам придумать свои красивые аккорды, их сочетания. Вносите разнообразие в аккомпанемент, экспериментируйте с надстройками. Творческих успехов и побольше аккордового креатива!
Источник