Подбор аккордов по мелодии пианино

Transcribe — подбор аккордов к любимой песне

В наш век, когда технологии развиваются со сверхзвуковой скоростью, подобрать аккорды к любимой песне не составляет особого труда. Для этого нужны программы, которые замедляют темп выбранной мелодии, причем, не меняя ее тональности, оснащены специальными фильтрами для распознавания тембра и прочих атрибутов мелодии.

Вот именно о такой программе пойдет речь в нашей статье. С помощью такой программы Вам не потребуется многократно перематывать песню, чтобы расслышать какой-нибудь отрывок, программа сделает все это за Вас. Вам просто нужно отметить отрывок песни или мелодии и выбрать функцию повтора.

Transcribe! 8

В нашей статье речь пойдет о программе — Transcribe!. Прошу заметить, что название программы пишется именно с восклицательным знаком. Разработчиком программы является Seventh String Software.

Программа оснащена всеми функциями для правильного подбора аккордов. В числе таких функций следует выделить несколько: Изменение темпа от двукратного увеличения, до замедления скорости в 1/20 от первоначальной, встроенный 31-полосный графический эквалайзер, спектро-анализатор и виртуальная piano-клавиатура, которую удобно использовать для контроля тона ноты «на слух».

Это функции, которые дадут вам возможность быстро и удобно подобрать аккорды к любой мелодии. Также следует сказать, что программа воспроизводит аудиофайлы любых форматов, будь то wav, mp3, aiff, wma, aac, m4a, ogg & etc. Программа воспроизводит напрямую с компакт-диска. Также поддерживаются такие функции как: драг-н-дроп, простое «перетягивание» из папок.

Окно transcriberа имеет такой вид: вверху – меню и панель «инструментов», под ними прорисовывается «волноформа» звукового файла. И ниже панель спектра и пиано-клавиатура. До того как не выделен фрагмент мелодии, график спектра остается пустым. Нужно просто выделить фрагмент на волноформе, после этого появиться график спектра выделенного фрагмента композиции. Все это вы можете наблюдать ниже на скриншоте Transcribe.

Возвышенности над фортепианными кнопками, определяют преобладающий тон в этом фрагменте. Если мелодия, к которой мы хотим подобрать аккорды очень сложна, то можно использовать дополнительные функции программы.

Например, можно воспользоваться кнопкой FX. Это замедление, оно позволяет тщательнее прослушивать отрезки или всю мелодию без потери тональности. Если воспользоваться функцией EQ в наше распоряжение перейдет многополосный эквалайзер, с помощью которого мы сможем выделить нужный нам частотный диапазон, что существенно облегчит процесс подбора и анализа аккордов к мелодии.

Эквалайзер имеет несколько пред-настроек. Во-первых, это Mono/Karaoke — функции, позволяющие Вам приглушить голос исполнителя для того, чтобы более точно расслышать мелодию. Tunning — функция, которая предоставляет Вам возможность настройки мелодии под камертон. Эта функция полезна так как часто бывает так что мелодия или композиция «не строит» с камертоном. Это бывает в случае использования записи с кассеты, а также если инструменты были настроены без камертона.

Использование программы Transcribe! сделает подбор аккордов простым и увлекательным процессом. Программа подойдет как простому пользователю, который захочет разнообразить свою жизнь, так и человеку который занимается обработкой музыки. Программа будет полезна также и музыкантам, она поможет Вам подобрать аккорды к сложным мелодиям. С помощью этой программы Вы сможете добавить музыкальных произведений свой репертуар.

Источник

Учимся слушать

Секреты мелодии

Наверное, каждый начинающий музыкант мечтал о том, чтобы научиться с ходу воспроизводить любую понравившуюся мелодию. Опытные музыканты знают, что для этого нужно приложить немало усилий. В начале обучения кажется, что ноты «мешают», что лучше бы совсем обойтись без них. А спустя время понимаешь, что это наши помощники, и играть «по слуху», то есть без нот, намного трудней. Не всякие опытные исполнители способны на это. Но научиться подбирать несложные мелодии может научиться каждый.

Как подобрать мелодию на слух? Для этого, прежде всего, нужно научиться слушать, ведь этот вид творчества именно так и называется «игра по слуху» или «подбор по слуху». Воспроизвести можно только ту мелодию, которую запомнил, а запомнить музыкальное произведение можно только после неоднократного прослушивания. Кто-то легко запомнит мелодический рисунок с одного разa, кому-то понадобится гораздо больше.

Попробуйте пропеть

В идеале нужно научиться еще и воспроизводить мелодию голосом, и, следуя за голосом, подыскивать нужную клавишу на инструменте. Но это не обязательно. Есть такое понятие, как внутренний слух. Он помогает нам услышать мелодию в сознании, «в голове», а затем начать воспроизводить голосом и на инструменте. Внутренний слух поможет и тем начинающим музыкантам, которые умеют следовать голосом за звучащей мелодией (на инструменте, в записи), но не могут правильно воспроизвести ее без сопровождения – «плавают» по тональности, не точно интонируют.

Разбейте на кусочки

Запомнив мелодию, можно попытаться разбить ее на музыкальные фразы. Определить сколько их, одинаковые ли они или различаются, существенные ли различия или небольшие. Рассмотрим в качестве примера русскую народную песню «Во поле береза стояла». Вообще начинать учиться подбору по слуху лучше всего именно с народных песен. Наверное, мы генетически настроены на восприятие мотивов родной земли.

Несколько раз прослушав мелодию, можно определить, что состоит она из четырех фраз:

1. Во поле береза стояла

2. Во поле кудрявая стояла

3. Люли-люли стояла

4. Люли-люли стояла

Первая и вторая фраза почти идентичны, только во второй фразе на слог «ле» приходится скачок вверх. Третья и четвертая фразы идентичны полностью. Таким образом, внимательно прослушав песню, можно определить сложность задачи. В нашем примере она существенно упрощается за счет повторений.

Подведем итог на сегодня: Чтобы научиться подбирать мелодию на слух, нужно во-первых, внимательно прослушать и запомнить ее, и во-вторых, разбить мелодию на музыкальные фразы. Это, конечно, еще не все. О том, что делать дальше, речь пойдет в селдующей статье.

Источник

Аккорды. Мелодия и гармония

Сыграть несложную мелодию по нотам или подобрать на слух одной рукой вы уже научились на предыдущем уроке , теперь хотелось бы научиться играть двумя руками и к тому же подбирать к мелодии аккомпанемент. Об этом пойдет речь в новом уроке.

Для того, чтобы легче начать играть двумя руками, можно правой рукой научиться играть несложную мелодию (например, русскую народную песню «Я на горку шла»), а левой – повторяющуюся тоническую квинту. Квинта достаточно ясно характеризует тональность и для простоты может заменять аккорд. Кроме того, квинта дает устойчивую основу для руки еще неопытного музыканта.

Для начала игры двумя руками есть еще несколько простых детских упражнений, приведенных в «Музыкальных картинках» Л. Хереско. Например, поставив два больших пальца двух рук на фа и соль, юный музыкант последовательно ударяет по соседним клавишам вторыми, третьими, четвертыми и пятыми, постоянно возвращаясь к первым пальцам. Это упражнение напоминает поезд, колеса которого медленно раскачиваются, и предполагает постепенное ускорение темпа. Упражнение полезно и для выработки пальцевого удара, и для правильного положения рук на клавиатуре.

Заинтересовавшимся можно посмотреть пьески «Кот-лакомка», «Квартет» и другие из этого сборника.

Классическая гармония основана на аккордах – это созвучия их трех и более звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям. Сочетание двух терций – большой и малой – образует мажорное трезвучие, сочетание малой и большой – минорное. Существуют также трезвучия из двух малых терций (уменьшенное) и двух больших (увеличенное), но они встречаются намного реже.

В тональности трезвучия бывают главными и побочными. Определить просто: главные трезвучия в мажоре — мажорные, а в миноре (натуральном) – минорные. И наоборот, побочные трезвучия имеют противоположную ладовую окраску: в мажоре – минорные (одно даже будет уменьшенным), а в миноре – мажорные.

Итак, главные трезвучия тональности строятся на I, IV и V ступенях. В до мажоре это – до-мажорное (тоническое), соль-мажорное (доминантовое) и фа-мажорное (субдоминантовое) трезвучия.

Научитесь их играть левой рукой. Повторите несколько раз, чтобы запомнить и названия аккордов, и их звучание.

Вернемся к подбору аккомпанемента к песенкам. Найдите левой рукой квинты на I, IV и V ступенях. В до мажоре это будет «до-соль», «фа-до» и «соль-ре». Попробуйте правой рукой сыграть песенку «маленькой елочке». Всю первую фразу в левой руке можно повторять тоническую квинту («до-соль») В начале второй фразы (из лесу елочку. ) нужно взять субдоминантовую квинту – «фа-до», перед концом (взяли мы. ) – доминантовую «соль-ре», потом снова тоническую. Если получилось хорошо, замените квинты трезвучиями.

Сочетание минора и мажора встречается в песенке «Чунга-чанга». Начать нужно с до-минорного трезвучия, по ходу мелодического движения использовать доминанту, а в припеве (здесь будет преобладать доминанта) перейти на мажорные трезвучия.

Запомните: в классической музыке доминанта в миноре всегда мажорная!

Для удобства аккомпанемента можно применять не только трезвучия, но и их обращения.

Обращение – это перенос нижнего звука на октаву вверх или верхнего – на октаву вниз. Процесс обращений может напомнить о детских конструкторах.

Первое обращение трезвучия называется секстаккордом, второе – квартсекстаккордом. На тяжеловесность этих названий сетуют даже музыканты-профессионалы . но все же, быстро привыкают. Поиграйте трезвучия и их обращения, подряд:

Итак, к тоническому трезвучию можно присоединить доминантовый секстаккорд и субдоминантовый квартсекстаккорд. Удобство в том, что общие для этих аккордов звуки останутся на месте, пальцы могут заранее нащупать клавишу, и глазами можно уже не искать нужные аккорды в другом регистре.

Эти последовательности можно выучить левой рукой в низком регистре, и применять для подбора аккомпанемента.

Для того, чтобы свободнее ориентироваться на клавиатуре, попробуйте уже подобранную песню поиграть в разных тональностях. Выберите для этого совсем несложную мелодию, пусть это будет, к примеру, «Едет, едет паровоз». Перенос музыкального произведения или его фрагмента в другую тональность называется транспонированием. Можно делать это по родственным тональностям, постепенно прибавляя количество бемолей или диезов (до – соль- ре –ля и т.д.). Самые смелые могут попытаться сыграть песенку и во всех тональностях, двигаясь по хроматизму (до – до# — ре – ре# и т.д.). Немного тренировки – и диезы и бемоли будут вашими лучшими друзьями!

Кроме трезвучий, в гармонии встречаются септаккорды (это сочетание четырех звуков, расположенных по терциям) и даже нонаккорды (сочетание пяти звуков, расположенных по терциям). Нонаккорд применяется, как правило, от V ступени (доминантовый), используется только в основном виде – обращения нонаккорда не применяются.

Еще больше звуков в аккорде иногда применяли композиторы XX века, например, Скрябин. Вместе с тем, чаще всего звуки многозвучных аккордов сливаются, напоминая об уже известных структурах, а многозвучные «гроздья», например, из секунд, будут называться уже не аккордами, а кластерами – красочным сочетанием множества звуков, которые сливаются в трудно различимое на слух сочетание.

Что касается септаккордов, они очень популярны в классической музыке и еще больше – в джазовой, поэтому им стоит уделить внимание.

Самый популярный септаккорд строится на V ступени и называется доминантсептаккорд. Он разрешается в тонику по строгим правилам, разрешение образует тоническую терцию (неполное трезвучие). Доминантсептаккорд имеет три обращения: квинтсекстаккорд, терцквартаккорд и секундаккорд.

Квинтсекстаккорд разрешается в тоническое трезвучие, терцквартаккорд – в развернутое тоническое трезвучие, секундаккорд переходит при разрешении в тонический секстаккорд.

Без учителя эту тему освоить непросто, но можно попробовать выполнить задания из «Рабочих тетрадей по сольфеджио» Калининой, можно посмотреть учебник Г. Фридкина «Практическое руководство по музыкальной грамоте». Есть и другие учебники и пособия по теории музыки.

Еще один популярный в классике септаккорд строится на VII, преимущественно в гармоническом миноре, и состоит из трех малых терций. С самых ранних времен зарождения оперы и первых образцов инструментальной музыки этот аккорд получил инфернальную окраску – он символизировал силы, связанных с роком, страхом, ужасом, смертью. Явление статуи Командора, тема судьбы, образы призраков, состояние ужаса – все это область выразительности, связанная с уменьшенным септаккордом. Во всех обращениях уменьшенный септаккорд звучит одинаково.

Еще один септаккорд, применяемый в классике, имеет субдоминантовую функцию и строится от II ступени. Если к субдоминантовому трезвучию добавить сверху секунду, получится первое обращение этого септаккорда. Такой аккорд часто применяется как красочное дополнение субдоминантовой функции.

Итак, если вы уже свободно играете песенку «Маленькой елочке» с трезвучиями, попробуйте субдоминантовое трезвучие дополнить красочной секундой сверху (этот аккорд будет выглядеть как «фа-ля-до-ре» и называться «квинтсексаккорд второй ступени»), а вместо доминантового трезвучия нажать доминансепаккорд («соль-си-ре-фа», 4 звука по терциям).

Таким образом, ваш гармонический арсенал станет богаче и разнообразнее. Такие аккорды можно применять и при подборе других песен.

В XX веке септаккорды стали строить от всех ступеней, и широко применять их своеобразные краски.

Септаккорды подразделяются по трезвучию, входящему в их состав, и терции, дополняющей его сверху. Например: малый мажорный: мажорное трезвучие в основе + малая терция сверху. Это доминансепаккорд. Или: малый минорный: минорное трезвучие + малая терция. Это структура септаккорда II ступени, построенного в мажоре.

А вот большие мажорные септаккорды и септаккорды, имеющие в своем составе увеличенное трезвучие (увеличенный и большой минорный) могут придать звучанию джазовый оттенок – для классической музыки XVIII-XIX веков они мало характерны.

Подражая джазовым виртуозам-импровизаторам, все трезвучия можно заменить септаккордами.

Вслушайтесь в необычный саунд редко применяемых септаккордов, попробуйте импровизировать. Возможно, вы захотите применить не аккорды, как одновременное сочетание звуков, а арпеджио – их последовательное, поочередное звучание. Вслушиваясь в переливы звуков, в их красочные сочетания, комбинируя аккорды — можно представить себя начинающим композитором.

На следующем уроке мы продолжим наше знакомство с аккордами.

Приглашаем в нашу школу на уроки фортепиано

Обучение для взрослых и детей от 12 лет. Подготовка к экзаменам в вузы. Преподаватель — лучший джазовый пианист Москвы Александр Лавров.

Подробнее об уроках фортепиано

Мероприятия

20 апреля — Отчётный концерт учеников класса гитары Игоря Ламзина

20 апреля 2021 года традиционный отчётный концерт учеников класса гитары Игоря Ламзина!

13 апреля концерт/мастер-класс Юрия Нугманова

13го апреля приглашаем вас на концерт/мастер-класс Юрия Нугманова. Нас снова посетит легенда! Ведь Юрий — первый российский гитарист, которому стоя рукоплескал знаменитый Карнеги холл.

18 марта творческий вечер «Культ хорошей личности»

18 марта творческий вечер «Культ хорошей личности». Квартет под управлением Александра Лаврова исполняет произведения Александра Лаврова

18 февраля концерт учеников Анны Акоповой

18го февраля в клубе «Вермель» состоится концерт учеников Анны Акоповой, преподавателя вокала нашей Рок-Академии.

Источник

Оцените статью