Подбор аккордов под мелодию

Как подбирать аккорды к песням на гитаре. Топ 3 способа

На дворе XXI век — век интернета и аккорды ко многим песням можно найти в сети. Но, к сожалению, далеко не на все песни их можно обнаружить. Да и про качество тоже не забывайте. Ведь такие подборы делают обычные люди, которые тоже могут ошибаться. Поэтому у многих начинающих гитаристов рано или поздно возникает вопрос «как подобрать аккорды к песне на гитаре?«. В этой статье рассмотрим 3 самых лучших и популярных способа подбора аккордов.

Три способа подбора аккордов

Подбор аккордов на слух. Пошаговая инструкция

Это самый точный и полезный способ, но в тоже время и самый сложный. Дело в том, что у начинающих музыкантов очень слабо развит музыкальный слух. Иногда они даже отличить мажор от минора на слух не могут. К счастью, слух можно развить и прокачать. И в этом как раз и поможет подбор аккордов на слух. Подбирая ноты самостоятельно, вы убиваете сразу двух зайцев — прокачиваете свои уши и учитесь играть свои любимые песни. Теперь разберемся, как же это делать правильно и с минимальными трудозатратами.

Определяем тональность

В первую очередь вам нужно знать, как определить тональность песни. Если вы не знаете, что это такое, то советую почитать вот эту статью на нашем сайте: https://guitargrad.ru/nachinayushchemu/osnovy-teorii-muzyki/40-osnovy-teorii-muzyki-dlya-polnykh-nulej-chast-2 Если говорить по простому, тоника песни это аккорд, который максимально подходяще звучит во всех ее местах. Просто во время звучания пробуйте играть разные аккорды, и тот, который звучит наиболее гармонично, скорей всего и является тоническим.

Читайте также:  Библиотека юного пианиста ноты

Подбираем аккорды по басу

Далее необходимо понять аккордовую последовательность. Первый способ — подбираем аккорды, ориентируясь на басовую партию. Дело в том, что очень часто партия баса повторяет тоники аккордов. Например, если бас играет ноту Ля, то есть вероятность, что аккорд в это время звучит тоже Ля. Таким образом, просто слушаем бас, определяем ноту на слух и берем от нее аккорд. Минус этого способа в том, что бас далеко не всегда играет тоники аккордов. Такое бывает только в простых песнях. Но, тем не менее, им можно пользоваться.

Подбираем аккорды по кварто-квинтовому кругу

Если вы знаете тональность песни, то половина работы уже сделана. Музыка в большинстве случаев (особенно эстрадная) строиться по законам теории музыки. Соответственно, мы можем ими воспользоваться и при подборе. На рисунке ниже изображен кварто-квинтовый круг. Давайте разберемся, как им пользоваться.

Предположим, тональность песни — Fm (Фа минор). Аккорд Fm на круге окружают аккорды, которые с большой долей вероятности присутствуют в песне. Просто попробуйте сыграть их во время воспроизведения, и вашим ушам будет уже намного проще правильно подобрать аккорды.

Теперь разберемся почему так происходит с точки зрения теории музыки. На круге выделены родственные тональности нашей родительской тональности Fm. А их тонические трезвучия (аккорды) очень хорошо консонируют в тональности Fm. Таким образом, их чаще используют в песнях.

А что если в песне меняется тональность?

Такое тоже бывает. Часто так делают в последних куплетах. Тогда вам нужно будет заново определить тональность и повторить все шаги, описанные выше. Как правило, тональность меняется также на родственную, которую можно определить по кварто-квинтовому кругу.

Подбор аккордов с помощью программ

Для удобства и помощи гитаристу, существуют всевозможные программы, которые сами определяют звучащие ноты и могут изменять звуковой ряд песни. Например, самая полезная и хорошая это Transcribe. С ее помощью вы можете ускорять/замедлять песню, переводить в моно, понижать/повышать тональность и многое другое. Я скажу так — она просто незаменима для подбора нот и аккордов на слух. Например, если у вас мало опыта, но очень хочется подобрать быстрое соло, то с помощью транскрайба вы можете его замедлить и без труда подобрать на гитаре! Почитать про нее вы можете на нашем сайте: https://guitargrad.ru/nachinayushchemu/s-chego-nachat/70-soft-dlya-gitarista

Вы можете комбинировать эти 2 способа — например, подбирать аккорды на слух с помощью кварто-квинтового круга и пользоваться программой Transcribe. Это самый продуктивный путь.

Подбор аккордов онлайн

Этот способ также имеет место быть, но как правило, он далеко не всегда дает правильный результат. Программы для подбора аккордов можно использовать только для очень простых песен, в которых одновременно звучит не более 1-2 партий. Иначе они просто неправильно определяют.

Самый популярный сайт для подбора аккордов онлайн это yalp. У них кстати есть и приложение для вашего смартфона. Таким образом, можно подбирать аккорды везде, где только можно. Например, на сходке с друзьями вы очень быстро сможете сыграть какую-нибудь песню, которую вам закажут.

Чтобы начать подбор на этом сайте, вам нужно всего лишь зарегистрироваться у них и загрузить нужную песню на сайт или же найти ее в интернете и вбить ссылку. Регистрация бесплатна и не занимает много времени.

Но, имейте в виду, это всего лишь программа и на 100% она правильно не подберет песню. Не забывайте ориентироваться на свои собственные уши и музыкальный слух!

Советы от автора

Точность и простота вашего подбора в первую очередь зависит от вашего опыта за плечами. Чем больше вы подбирали песен ранее, тем проще вам будет подобрать следующую. Таким образом, развивается ваш музыкальный слух. В конце этой статьи, хочу дать вам несколько советов:

  1. Всегда начинайте с тоники песни. Как только вы нашли «самый главный аккорд», считайте пол дела сделано. Дальше уже дело техники, потому что 95% всех песен подчиняются законам теории музыки.
  2. Комбинируйте подбор на слух с подбором с помощью программы транскрайб. Она поможет вам в этом деле. Например, можно замедлить неразборчивые куски и сделать их более понятными.
  3. Не пренебрегайте кварто-квинтовым кругом. Он поможет вам понять, какие аккорды возможно используются в песне.
  4. Помните, если вы хоть чуть чуть сомневаетесь в правильности подобранного аккорда, значит он точно неправильный! Если кажется, что «вроде он, а вроде и нет», то это возможно обращение или более сложный аккорд, а не простой трезвучие (например, септаккорд или нонаккорд).
  5. Тренируйтесь на простых песнях в начале. Джаз вы сразу вряд ли осилите

Источник

Как подобрать аккорды к мелодии

Данная статья является текстовой расшифровкой видеоурока https://youtu.be/FD62ldMHV24

В этой статье рассмотрим принципы того. как подобрать аккорды к мелодии на примере простой мелодии с использованием системы TSD.

Гармонизация мелодии — это процесс подбора аккордов к существующей мелодии по определённым закономерностям. Эти закономерности называются системой.
Существуют две базовые системы: тональная и модальная.
Тональная система опирается на чередование функций: тоники, субдоминанты и доминанты по определённым закономерностям, среди которых базовой является чередование функций в порядке тоники к субдоминанте и доминанте, которая называется полным функциональным оборотом.
В этой статье мы возьмём известную мелодию «Jingle Bells» (как очень простую и показательную) и подберём к ней простые аккорды в рамках системы T-S-D.
Этот урок прежде всего для тех, кто делает первые шаги в гармонизации и желает понять логику подбора аккордов для мелодии. Здесь будет рассматриваться не совсем привычный для классической гармонии подход, но этот подход, как мне кажется, лучше всего работает именно в современной музыке и он более практичен.
Итак, вначале послушаем мелодию, увидим как она выглядит в нотах и как она звучит.

Разберём первый небольшой фрагмент.

С чего стоит начать гармонизацию? Самый первый и банальный шаг состоит в определении тональности, в которой мы будем использовать аккорды.
Существует несколько способов определения тональности, но самый простой это подобрать ноту, которая звучит устойчиво, и которой стремятся все ноты мелодии.
Так же можно посмотреть и на ключевые знаки. Послушайте этот отрывок.

Слышно, что последняя нота неустойчивая и она стремится к ноте соль (тоника)
Также, если вы посмотрите на окончание мелодии, то чаще всего в конце будет тоника лада.

Она звучит устойчиво и это и есть та нота, по которой мы определяем тональность.
Звучание здесь явно радостное, светлое, возвышенное и соответственно лад мажорный (G).
Следующий шаг, который вы должны сделать это выбрать аккорды, с помощью которых будем гармонизовывать мелодию. Поскольку мы будем использовать гармонизацию в пределах основных функций, то выберем только три аккорда. Это аккорд тоники G, это C и D. Пока возьмём три аккорда и будем использовать их.

Итак, с чего стоит начать? Здесь существует несколько подходов:
1. Можно посмотреть на ноты из которых состоит мелодия. Например, здесь ноты ре, си, ля, соль, ре

Посмотрим, в какие аккорды могут входить эти ноты.
Нота ре входит в аккорды G и D, то есть в тонику и доминанту.

Нота си входит только в аккорд G

Нота ля входит в аккорд D

И нота соль входит в аккорды C и G
Так же можно увидеть, что интервал отчерчивает здесь трезвучие G

Соответственно, первым можно попробовать аккорд G.
На первых этапах, когда вы ещё не совсем понимаете, как аккорды сочетаются с мелодией, вы можете действовать методом подбора. Затем вы уже будете слышать аккорды и понимать закономерность их взаимодействия.
Итак, пробуем аккорд тоники.

Как видите, он звучит достаточно хорошо.
Здесь мы опираемся на ноту ре, соответственно, можно предположить, что здесь прозвучит аккорд D.

Давайте попробуем сделать такую последовательность: G и D. Сразу оговорюсь, что я показываю сейчас метод гармонизации, при котором вы не знакомы с оригинальным аккомпанементом и подбираете гармонию именно на основе закономерностей движения ступеней.

Как видите, звучит не очень хорошо. Хочется, чтобы мелодия осталась на том же аккорде.

Одним из правил, которое применяется в гармонизации мелодии это организация одинаковых фраз или мотивов одинаковой гармонии. Это не строгое правило, но чаще всего если вы видите похожее движение, то закономерно использовать в начале тот же аккорд. Затем вы уже можете попробовать поэкспериментировать.
Дальше мы видим, что нота ми меняется.

Соответственно, аккорд G не подойдёт. Послушайте.

Не звучит.
Нота ми входит у нас в состав только аккорда C из трёх выбранных нами, поэтому здесь выбор очевиден — мы используем аккорд субдоминанты C. Послушаем.

Мы видим здесь, что нота ми выпадает на сильную долю. Небольшая подсказка: ноты, которые выпадают на сильные или относительно сильные доли очень часто определяют звучание гармонии и по ним можно ориентироваться, какой аккорд здесь более предпочтителен.
Попробуем поставить здесь аккорд C.

Нота фа-диез входит в состав только аккорда D, поэтому мы выберем аккорд доминанты. Получаем то движение, с которым мы работаем: базовая тоника, субдоминанта и доминанта.

Послушаем, что у нас получилось.

Здесь мы видим ноты ре, до и ля.

После доминанты единственный аккорд (отличный от доминанты), который мы можем использовать это аккорд тоники. Попробуем аккорд тоники, поскольку нота ре входит в состав тонического трезвучия.

Как слышите, звучание абсолютно не подходит. Поэтому единственный очевидный выбор здесь доминанта.

Для тех, кто хорошо разбирается в аккордах, обращу ваше внимание, что здесь есть нота до, которая является септимой. Поэтому, здесь можно использовать септаккорд.

И здесь очевидно будет аккорд G, потому что нота B входит в состав только аккорда G, это первая закономерность. Вторая: после доминанты в тональной системе мы можем использовать только аккорд тоники.

Ещё раз повторю, что сейчас мы не обращаем внимание на голосоведение, чтобы не усложнять вашу задачу.
Итак, куплет мы гармонизовали. Послушаем припев.

Нота си. Она входит в состав только G, поэтому мы используем здесь именно его. Как видите, здесь 4 такта будет один аккорд.

Дальше нота до. Очевидно, что это аккорд субдоминанты.

Здесь обратите внимание на следующую особенность: нота до попадает на первую долю.

И логичным, казалось бы использовать аккорд C. Но затем здесь повторяются три ноты си и они оттягивают на себя всё внимание. Всё мелодическое движение сосредоточенно здесь именно на подчёркивании ноты си, поэтому нота до здесь это так называемое задержание. Соответственно, здесь аккорд соль. Послушаем.

Здесь два выбора: аккорд G, либо D. Попробуем G.

Как видите, здесь внимание так же оттягивается на ноту ля, подобно предыдущему такту. Нота ля у нас может быть гармонизована только ре-мажорным трезвучием.

И здесь логично повторить трезвучие пятой ступени.

И здесь, как вы видите я выписал, так называемую, вторую вольту.

При повторении мелодия оканчивается вот этими двумя тактами.

Здесь будет очевидно аккорд D7, который разрешается в тонику.
Мы получили гармонизацию припева. Давайте послушаем.

Итак, мы гармонизовали мелодию «Jingle Bells», используя систему тоника-субдоминта-доминанта. В оригинале мелодия гармонизуется чаще всего по-другому, но тем не менее, данное звучание можно назвать корректным и оно не нарушает закономерности движения гармонии именно в тональной системе.
Давайте сделаем некоторые простые выводы, которые помогут вам гармонизовать мелодию.
Итак, первое что вы делаете это определяете тональность.

Затем выписываете в этой тональности три базовых аккорда: тонику (аккорд I ступени), субдоминанту (аккорд IV ступени) и доминанту. Затем подбираете аккорды к мелодии на основе следующих фактов:
1. Преобладающие тона в мелодии. Это, как правило, ноты, которые попадают на сильную и относительно сильную долю.
2. Движение функций. Вы не должны нарушать движения субдоминанта-доминанта, то есть у вас всегда должно быть движение по формуле T-S-D или её производных D-S-T, T-D-T и так далее. Но ни в коем случае не D-S. Это другая система.
3. Экспериментируйте. Пробуйте разные аккорды даже в, казалось бы, неподходящих ситуациях. Тренируй ваш слух и постепенно вы начнёте слышать нужное движение гармонии

Тренинг по гармонизации мелодии

Пошаговая система гармонизации мелодии в любом стиле

Кратко о тренинге

Тренинг «Гармонизация мелодии» — новый формат обучения в StudyMusic. По сути, это …

Источник

Оцените статью