Подбор по слуху фортепиано пособие

Развитие творческих навыков учащихся (подбор по слуху, аккомпанемент) на уроках общего фортепиано

Статья посвящена развитию творческих навыков учащихся подбора по слуху и аккомпанемента на уроках общего фортепиано.

Скачать:

Вложение Размер
Статья посвящена развитию навыков подбора по слуху и аккомпанированию учащихся на уроках общего фортепиано 38 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих навыков учащихся (подбор по слуху, аккомпанемент)

на уроках обязательного фортепиано

Автор-составитель: Расторгуева И.В.

Одной из важнейших задач обучения игре на фортепиано является постепенное приучение ребёнка с первых шагов к самостоятельной работе на инструменте и развитие его творческой инициативы. Большую роль в этом играет транспонирование, читка с листа, подбор по слуху. В процессе такой работы у учащихся накапливается определённая сумма знаний, умений и навыков: развивается слух, чувство ритма, обогащается память, вырабатывается хорошая ориентация на клавиатуре, закрепляются игровые навыки и развивается творческое мышление. отсутствие этих навыков, напротив, является мощным фактором, изолирующим учащихся от мира музыки и тормозящим тем самым формирование развитие музыкального интеллекта. Навыки подбора и чтение с листа дают возможность ознакомиться с большим объёмом музыкальной литературы. Кроме этого они дают возможность музицировать, исполняя полюбившиеся эстрадные песни, песни из кинофильмов, популярную музыку. В этом случае ученики сами становятся пропагандистами популярной музыки, так как исполняют её в кругу друзей, на школьных вечерах, дома и т.д. При этом необходимо научить ученика ориентироваться в обилии музыкальных течений, которые появились в настоящее время, научить отличать хорошую музыку от посредственной, контролировать увлечения различными музыкальными течениями и влиять на развитие музыкального вкуса, что и позволяют занятия подбором.

Начиная работать над подбором, мы столкнулись с отсутствием методической литературы по этому вопросу. Представленный материал является результатом практической работы в наших классах.

Одной из важнейших задач начального этапа является формирование и развитие слухового опыта юного пианиста, в который входят восприятие и воспроизведение мелодической линии и ритма исполняемых педагогом пьес. Для накопления этого опыта учащемуся даются несложные упражнения (показать рукой направление движения мелодии, прохлопать её ритм). Для успешной работы над музыкальным произведением необходимо, чтобы музыкально-слуховой опыт ученика опережал его игровые действия за инструментом. Тогда эти действия будут осмысленны и уверены. Развитие слуха учащегося является также одной из предпосылок транспонирования. Оно начинается с развития слуховой активности ребёнка (звуковысотной, ритмической, ладовой, гармонической и пр.). На начальном этапе обучения в работе с учащимися помогает аналогия с разговорной речью, где также есть вопросительные и утвердительные интонации, смысловые точки, кульминации и т.п. тесно связано с развитием слуха учащегося развитие его музыкальной памяти, особенно её произвольных видов. уже с первых занятий надо приучать ребёнка переносить попевки (мелодии) в другие октавы для лучшей ориентации на клавиатуре. Это является хорошей предпосылкой для транспонирования. В процессе ознакомления учащегося с интервалами обязательно анализировать мелодию с этой точки зрения. Постепенно мелодии усложняем и начинаем подбирать знакомые с детства песенки из мультфильмов и т.д. Параллельно продолжаем заниматься транспонированием простых попевок, но уже иногда добавляем бас (первая, пятая ступени). Занимаемся транспонированием интервалов, а в дальнейшем и аккордов.

Во втором полугодии переходим к подбору мелодии с аккомпанементом. Прежде всего ученик должен усвоить основные ступени лада, используемые при подборе аккомпанемента. лучше всего начинать с простых по гармонической структуре песен без модуляций и отклонений. начинаем подбор с выбора тональности, в которой ученик хорошо ориентируется. Необходимым условием при выборе тональности должно быть удобство в исполнении мелодии голосом. Если у ученика слабый слух и музыкальная память, мелодию подбираем на уроке, можно первое время записать ему мелодию в нотную тетрадь. Если это уже не первый подбор, то мелодию ученик подбирает самостоятельно. Сразу отмечаем отклонения и модуляции, если они есть. Об отклонениях более наглядно получается говорить уже при подборе гармонического аккомпанемента. Следующий этап — нахождение функционально-гармонической основы аккомпанемента: трезвучий основных ступеней лада. Анализируем мелодию: на какую ступень приходиться сильная доля мелодии и в каком из аккордов Т.S.Д. встречается эта ступень. Затем соединяем мелодию с подобранными аккордами и сверяем их звучание по слуху. В моменты перехода в другую тональность надо точно определить модуляцию и в новой тональности вновь использовать Т.S.Д. ученику надо объяснить, что модуляция чаще всего происходит через доминантовую функцию новой тональности. Сначала ученику представляет трудность играть вместе мелодию и подбираемый аккомпанемент. В этом случае мелодию может исполнить педагог, а аккорды — подбирать ученик. Можно использовать и другой способ: ученик поёт мелодию и играет аккомпанемент.

Следующий этап работы — меняем конфигурацию и фактуру аккомпанемента в зависимости от жанра музыки, её характера. Вариантов аккомпанемента много. Это может быть арпеджио различных видов, танцевальный, вальсовый — бас-аккорд, либо аккорды с пропущенным терцовым или квинтовым звуком. Аккомпанемент может быть просто гармонической и ритмической основой. Это могут быть октавы, октавы ломаные, и т.д. Ритмический рисунок аккомпанемента можно разнообразить: восьмые, четверти, может быть различный пунктир. Здесь всё зависит от фантазии, важно только не противоречить смыслу музыки и помнить о её жанре. В более старших классах можно начать знакомить учеников с основами гармонизации.

Несколько практических моментов в работе над аккомпанементом:

— когда в левой руке берётся гармонический интервал с пропущенной ступенью, эту ступень можно перенести в правую руку, добавив средним голосом к мелодии. Получается та же гармония в широком расположении.

— если в мелодии выдержанный звук, можно сыграть основной аккорд и затем взять в обращении. Ученики знают, что подряд два трезвучия звучат грубо, нелогично.

— иногда хорошо слушаются простые параллельные унисонные через две, три октавы ходы обеими руками (например, в проигрышах песен).

По мере прохождения на уроках сольфеджио более сложной септаккордовой группы начинаем её использовать при подборе аккомпанемента.

После того, как аккомпанемент подобран, занимаемся шлифовкой деталей, работаем над динамикой и характером музыки. В дальнейшем переходим к более сложной поладовой и ритмической структуре музыки.

Приобретая практические навыки подбора аккомпанемента на уроках, довольно скоро ученики начинают заниматься этим даже самостоятельно. Процесс подбора аккомпанемента первое время занимает много времени, но та радость и то желание работать, которое появляется у ученика, окупает затраченное время.

  1. А.Д. Алексеев. «История фортепианного искусства» – М., 1988.
  2. Для освоения этих клавиш есть специальный ансамбль в Тетради №12, пьеса №1
  3. Книга «Интерпретация», глава «Приглашаю на уроки»
  4. Музыкальная энциклопедия, том 1, том 2, том 3 – М., 2007
  5. Т.И. Смирнова. Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие ALLEGRO. Методические рекомендации. Москва, 2003

Источник

Пособие для развития навыка подбора по слуху в классе фортепиано

Пособия, учебники, литература для фортепиано


Пособие для развития навыка подбора по слуху в классе фортепиано
И. Ядова
для информации

Прежде чем начать учиться на каком бы то
ни было инструменте, обучающийся — будь это
ребенок, отрок или взрослый — должен уже
духовно владеть какой-то музыкой: так сказать, хранить
ее в своем уме, носить в своей душе и
слышать своим слухом.
Г. Нейгауз

Музыкант, блестяще играющий по слуху оригинальные аранжировки, тонко чувствующий красоту изысканной гармонии и великолепно владеющий различными фактурными приемами, всегда вызывает искреннее восхищение окружающих. Отсутствие же таких творческих способностей чаще всего объясняют недостатком таланта. «Не дано», — говорят педагоги и закрывают на проблему глаза. Однако причина неумения современных музыкантов играть по слуху кроется прежде всего в сложившейся системе музыкального образования, ориентированной в основном на развитие чисто исполнительских навыков. Музыкальные произведения усваиваются с их готового графического изображения, т. е. с нот, оставляя при этом слух музыканта в пассивном состоянии. Такое обучение особенно опасно при игре на инструменте с фиксированной звуко-высотностью, каковым является фортепиано. Непосредственная связь между слуховым предслышанием и движениями рук развивается слабо, и как итог этого — не только неумение подбирать по слуху, но и недолговременная музыкальная память, непривязанность музыканта к нотному тексту, боязнь забыть его на сцене, невыразительность игры, отсутствие свободы владения инструментом.
Методика этого учебного пособия позволяет развить способность играть по слуху в той или иной степени практически у любого, даже самого заурядного ученика. Предназначено оно для работы с учащимися младших классов ДМШ. Начальный этап — это особы й период в жизни музыканта, когда закладывается фундамент его дальнейшей деятельности, именно в этот период и необходимо заниматься формированием «слышащей руки» ученика. Материалом для обучения в пособии выбраны в основном любимые детьми песни из мультфильмов и кинофильмов. Расположены они в порядке возрастания трудности. Степень сложности анализируется по трем параметрам: мелодика, гармония и тип аккомпанемента. Нотный текст пособия адресован преподавателю, ученик играет все музыкальные примеры на слух. На первоначальном этапе роль педагога в обучении очень важна: он знакомит ребенка с каждой песней, пропевает ее вместе с ним, учит различать звуки по высоте, определять направление движения мелодии и характерные мелодические обороты, анализируя интонацию своего голоса. В доступной форме объясняет ученику понятия мелодии и аккомпанемента, основы гармонии, учит чувствовать их взаимосвязь. В дальнейшем, когда «фундамент» уже будет заложен, с большинством заданий ребенок будет справляться сам. Во многом этому способствует наличие аудио приложении, которое можно заказать отдельно в издательстве. Музыкальные примеры на нем записаны как в оригинальном исполнении, так и в упрощенном варианте. Это экономит время педагога и развивает самостоятельность ученика, так как позволяет основную часть работы выполнять дома. Кроме того, наличие аудиозаписей разминает навык игры по слуху в том виде, в каком он больше всего пригодится в жизни: умение анализировать сложную фактуру предложенных аранжировок, выбирать необходимые элементы для создания фортепианной версии, безусловно, дает хороший импульс для развития творческих способностей человека.
Ирина Ядова

РАЗДЕЛ 1
Подбор по слуху простых одноголосных мелодий
Поступление движение мелодии в пределах трёх звуков
Включение в мелодическую линию секундовых и терцовых интервалов
Новые ритмические особенности. Освоение пауз
Секвенция, или Мелодия переезжает на другие ноты
Более развитое поступенное движение мелодии
Знакомство с мажорным звукорядом, понятием «тоника», нумерацией ступеней
Снова секвенция! Мелодия гуляет по звукоряду
Знакомство с малой и большой секундами
РАЗДЕЛ 2
Подбор по слуху несложных мелодий с элементарными басами
Понятия «мажора» и «минора». Затакт, ощущение сильной доли. Игра мелодий с тоническим басом
Игра мелодий с тоническим и доминантовым басом на сильную долю.
Знакомство с кварто-квинтовым кругом и транспонирование в различные тональности
Знакомство с басом субдоминанты. Продолжаем транспонирование!
Расширяем понятие о миноре. Вспоминаем секвенцию
Знакомство с трезвучиями. Включение трезвучия в мелодическую линию, игра песенок с аккордовым аккомпанементом на сильную долю
И вновь минор. Освоение трезвучий
РАЗДЕЛ 3
Освоение различных видов аккомпанемента. Усложнение мелодической линии
Освоение одного из самых распространённых видов аккомпанемента типа «бас-аккорд» с меняющимся по приме и квинте аккорда басом.
В мелодии — мажорное трезвучие
Аккомпанемент «плавного покачивания»
Новый мелодический оборот: вводный звук в тонику
Опевание тоники. Впервые встречающаяся трёхдольность подчёркивается соответствующим аккомпанементом
Новое в мелодической линии: квартовый ход с пятой на первую ступень
Новый интервал в мелодии — квинта. Внимательно проинтонируем мелодический ход с первой ступени на пятую
Расширяем интервальный диапазон мелодии. Новое — скачок на сексту.
Отметим также встречающуюся секвенцию
РАЗДЕЛ 4
Освоение новых гармоний. Аккорды диатонических ступеней
Трезвучие IV ступени
Освоение аккорда III ступени
Освоение трезвучия VII ступени

Источник

Пособие для развития навыка подбора по слуху в классе фортепиано, Ядова И., 2005

Пособие для развития навыка подбора по слуху в классе фортепиано, Ядова И., 2005.

От автора
Прежде чем начать учиться на каком бы то
ни было инструменте, обучающийся — будь это
ребенок, отрок или взрослый — должен уже
духовно владеть какой-то музыкой: так сказать, хранить
ее в своем уме, носить в своей душе и
слышать своим слухом.
Г. Нейгауз

Музыкант, блестяще играющий по слуху оригинальные аранжировки, тонко чувствующий красоту изысканной гармонии и великолепно владеющий различными фактурными приемами, всегда вызывает искреннее восхищение окружающих. Отсутствие же таких творческих способностей чаще всего объясняют недостатком таланта. «Не дано», — говорят педагоги и закрывают на проблему глаза. Однако причина неумения современных музыкантов играть по слуху кроется прежде всего в сложившейся системе музыкального образования, ориентированной в основном на развитие чисто исполнительских навыков. Музыкальные произведения усваиваются с их готового графического изображения, т. е. с нот, оставляя при этом слух музыканта в пассивном состоянии. Такое обучение особенно опасно при игре на инструменте с фиксированной звуко-высотностью, каковым является фортепиано. Непосредственная связь между слуховым предслышанием и движениями рук развивается слабо, и как итог этого — не только неумение подбирать по слуху, но и недолговременная музыкальная память, непривязанность музыканта к нотному тексту, боязнь забыть его на сцене, невыразительность игры, отсутствие свободы владения инструментом.

Содержание

РАЗДЕЛ 1
Подбор по слуху простых одноголосных мелодий.
Поступление движение мелодии в пределах трёх звуков.
Включение в мелодическую линию секундовых и терцовых интервалов.
Новые ритмические особенности. Освоение пауз.
Секвенция, или Мелодия переезжает на другие ноты.
Более развитое поступенное движение мелодии.
Знакомство с мажорным звукорядом, понятием «тоника», нумерацией ступеней.
Снова секвенция! Мелодия гуляет по звукоряду.
Знакомство с малой и большой секундами.
РАЗДЕЛ 2
Подбор по слуху несложных мелодий с элементарными басами (Т, S, D)
Понятия «мажора» и «минора». Затакт, ощущение сильной доли. Игра мелодий с тоническим басом.
Игра мелодий с тоническим и доминантовым басом на сильную долю. Знакомство с кварто-квинтовым кругом и транспонирование в различные тональности.
Знакомство с басом субдоминанты. Продолжаем транспонирование!
Расширяем понятие о миноре. Вспоминаем секвенцию.
Знакомство с трезвучиями. Включение трезвучия в мелодическую линию, игра песенок с аккордовым аккомпанементом на сильную долю.
И вновь минор. Освоение трезвучий.
РАЗДЕЛ 3
Освоение различных видов аккомпанемента. Усложнение мелодической линии.
Освоение одного из самых распространенных видов аккомпанемента типа «бас-аккорд» с меняющимся по приме и квинте аккорда басом. В мелодии — мажорное трезвучие.
Аккомпанемент «плавного покачивания».
Новый мелодический оборот: вводный звук в тонику.
Опевание тоники. Впервые встречающаяся трёхдольность подчёркивается соответствующим аккомпанементом.
Новое в мелодической линии: квартовый ход с пятой на первую ступень.
Новый интервал в мелодии — квинта. Внимательно проинтонируем мелодический ход с первой ступени на пятую.
Расширяем интервальный диапазон мелодии. Новое — скачок на сексту. Отметим также встречающуюся секвенцию.
РАЗДЕЛ 4
Освоение новых гармоний. Аккорды диатонических ступеней.
Трезвучие IV ступени.
Освоение аккорда III ступени.
Освоение трезвучия VII ступени.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Пособие для развития навыка подбора по слуху в классе фортепиано, Ядова И., 2005 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Источник

Оцените статью