Проблемы выбора репертуара в классе «Фортепиано»
Разделы: Музыка
Предмет «Музыкальный инструмент фортепиано» предполагает проведение индивидуальных занятий (их основная форма – урок). Такой вид обучения создает необходимые условия для наблюдения за учащимся с целью всестороннего изучения и развития его способностей, личностных качеств, позволяет дифференцировать объем и сложность задач. В педагогической практике не встречаются одинаковые ученики: каждый ученик требует применения индивидуальных методов педагогической работы. Главным достоинством индивидуального и дифференцированного обучения является то, что они позволяют полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием, за продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность ученика.
Важность правильного выбора репертуара в классе «Фортепиано» общепризнанна. Репертуар должен отвечать логике усвоения и освоения учащимся материала, учитывать индивидуальные особенности конкретного ученика. При подборе репертуара педагог обязан «вглядываться в лицо» ребенка, вслушиваться в его реакцию, вопросы, замечания. Правильно составленный репертуар развивает музыкальное мышление учащегося, побуждает его к творческим поискам, развивает в ученике самостоятельность. А серый репертуар, не соответствующий уровню музыкальных способностей и интеллекта ребенка, снижает его стремление заниматься музыкой.
При выборе репертуара необходимо учитывать не только пианистические и музыкальные задачи, но и черты характера ребенка: его интеллект, артистизм, темперамент, душевные качества, наклонности, в которых как в зеркале отражаются душевная организация, сокровенные желания. Если вялому и медлительному ребенку предложить эмоциональную и подвижную пьесу, вряд ли можно ожидать успеха. Но проигрывать с ним такие вещи в классе стоит, на концерт же лучше выносить более спокойные. И наоборот: подвижному и возбудимому ученику надо рекомендовать более сдержанные, философские произведения.
Следует поддерживать стремление ученика играть то или иное произведение, даже если оно не соответствует уровню его музыкального развития и техническим возможностям. Если ученик хочет сыграть какое-то произведение, значит, оно отвечает его психологическому и эмоциональному состоянию. Пусть играет, если это созвучно его душевным струнам! Очень скоро, выразив себя и выплеснув эмоции, ребенок поостынет. Но какую пользу он при этом получит! А педагог, наблюдая, увидит в ученике многое, может быть до того еще не понятое ему. Ясно, что такие пьесы вовсе не надо прорабатывать в классе и тем более готовить их для концерта. Но предоставить свободу выбора ребенку нужно.
Широкое ознакомление учащегося с музыкой разных времен и стилей, выбор произведений в соответствии с поставленными педагогическими целями и задачами, индивидуальная направленность репертуара, умение подобрать для данного ученика именно то музыкальное произведение, которое разовьет и продвинет его способности — вот главные задачи педагога — музыканта при выборе репертуара.
Выбору репертуара предшествует анализ возможностей учащегося. Важным фактором, влияющим на оптимальное техническое развитие учащегося, является педагогическая диагностика, позволяющая определить, какие виды техники развиты у учащегося в той или иной степени.
Педагогический анализ является одним из главных отправных моментов в подборе репертуара, способствующего оптимальному техническому совершенствованию учащегося.
Существует два главных аспекта подбора репертуара, связанные с педагогической диагностикой. Первый — установление индивидуальных технических возможностей учащегося в начале занятий с педагогом. Здесь определяются следующие моменты:
- обладает ли учащийся какими-либо природными техническими задатками;
- насколько легко он поддается научению тем или иным техническим приёмам;
- какими техническими навыками он обладает, и какие виды техники развиты у него в меньшей степени (или совсем неразвиты).
Второй аспект — педагогические наблюдения за техническим развитием учащегося, изучение его индивидуальности под этим углом зрения — период длительных занятий.
Приступая к подбору репертуара, педагог должен четко понимать, с какой целью выбирается для учащегося то или иное произведение. Можно выделить три основных задачи, которые при этом преследуются:
- Воспитание исполнительски-творческого понимания музыки, воспитание музыкального мышления учащегося. При этом речь идет не о воспитании музыкального мышления «вообще», а об определенных конкретных сторонах этого мышления.
- Воспитание фортепианного мастерства учащегося.
- Накопление репертуара.
При работе над каждым музыкальным произведением воспитывается и музыкальное мышление, и фортепианная техника учащегося; выучив музыкальное произведение, он обогащает свой репертуар, и в этом отношении указанные задачи тесно переплетаются.
Одной из основных форм планирования занятий в классе «Фортепиано» является составление индивидуальных планов для каждого ученика (c учетом его возможностей) на каждое полугодие. В индивидуальный план включаются разнохарактерные по форме и содержанию произведения русской, зарубежной и современной музыки. В работе над репертуаром педагог должен добиваться различной степени завершенности исполнения музыкального произведения, учитывая, что некоторые из них должны быть подготовлены для публичного исполнения, другие для показа в классе, третьи – в порядке ознакомления. Все это обязательно фиксируется в индивидуальном плане ученика.
Составление «индивидуальных планов» учащихся принадлежит к числу ответственнейших и серьезнейших сторон педагогической деятельности и требует постоянной тщательной работы педагога над собой. Для целесообразного выбора репертуара педагог не только должен уметь наметить направления работы с учеником, не только постоянно обогащать свои знания в области фортепианной литературы, но и научиться разбираться в трудностях фортепианных произведений для того или иного уровня продвинутости.
Индивидуальные планы работы, составляемые педагогом, должны опираться на психолого-педагогическую характеристику учащегося, позволять видеть перспективу развития каждого ребенка и служить своеобразным ориентиром в совместной деятельности педагога и его воспитанника.
Итак, можно выделить следующие принципы подбора репертуара в классе «Фортепиано»:
- Учет индивидуальных музыкальных способностей (музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память и т.д.).
- Учет индивидуальных психологических особенностей (внимание, логическое мышление, реакция, темперамент и т.д.).
- Репертуар должен быть соразмерен с возрастом ученика, т.е. следует учитывать психолого-педагогические возрастные особенности ребенка (психологические особенности познавательной сферы, ведущую деятельность, соответствующие данному возрасту).
- Выбранный репертуар должен соответствовать существующим программным требованиям по отбору музыкального материала. Как известно, программные требования (зачетов, экзаменов, академических концертов) предусматривают общепринятый образец подбора произведений. К ним относятся: полифонические произведения, произведения крупной формы, этюды, пьесы виртуозного плана, пьесы кантиленного характера.
- Выбранные произведения должны быть направлены как на формирование художественно-интеллектуального уровня подготовки учащегося, так и на развитие его исполнительской техники.
- Выбранный репертуар должен отвечать критериям художественности и увлекательности, педагогической целесообразности, учёта воспитательных задач. Учебный музыкальный материал является главным носителем содержания учебного познания, поэтому он должен обладать высокой степенью содержательности, ёмкости, многогранности, художественной значимости, а также объёмностью и многообразием.
- Принципы значимости музыкального материала для личности (познавательной, эстетической, практической), художественного разнообразия репертуара, концентрической организации художественно-технических задач, планирование самостоятельной деятельности учащихся.
- Принцип системности. Подбирая музыкальный материал по принципу постепенного усложнения, создаются условия для параллельного развития и исполнительской техники учащегося, и его музыкального мышления.
Обучение детей музыке — сложный и многогранный процесс и проблема выбора репертуара играет в нем огромную роль. Умело составленный, учитывающий все индивидуальные качества учащегося, репертуар является важнейшим фактором воспитания ученика-пианиста.
Источник
Примерный репертуарный список по фортепиано.
учебно-методический материал ( класс) на тему
Примерный репертуар по каждому году обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
repertuar.docx | 14.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерный репертуарный список по фортепиано
В течение учебного года учащийся должен пройти 20 различных по форме музыкальных произведений: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, этюды, ансамбли, песни из мультфильмов. Гаммы До, Соль, Ре мажор двумя руками в четыре октавы пооктавно, аккорды и арпеджио без обращений. Чтение нот с листа маленьких детских песенок.
Примерный репертуарный список:
Светит солнышко, Дин-дон, Василёк, У кота, Прозвенел звонок, Весёлые гуси, Паровоз, Петя-барабанщик, Весёлый музыкант, Петушок, Тень-тень, Ёлочка. М.Красева, Листопад. П. Березняк, Белые гуси. М.Красев.
Апипа (тнп.), Верба клонится (тнп.), Танец старика Ф.Ахметов, Пуговица (тнп.), Кукушка Дж. Файзи, Курай Дж. Файзи, Деревенский напев (тнп.) обр. М.Музафарова.
Лошадки. Ф. Лещинская
Серенькая кошечка. В.Витлин
Маленькая полька. Д. Кабалевский
Мишка с куклой пляшут полечку. М. Качурбин
Украинская народная песня «Ой, ты дивчина»
Мой Лизочек. П. Чайковский
Козлик рнп. Переложение В.Игнатьева
ЭТЮДЫ: «25 маленьких этюдов для фортепиано» Л.Шитте
АНСАМБЛИ: Во саду ли, в огороде. Рнп.
По грибы. Т. Потапенко
Вальс собачек. А.Артоболевская
Баба-Яга. Н. Соколова
Игрушечный медвежонок. Обр. О. Геталовой
Кузнечик. В.Шаинский. обр. О. Геталовой
Три поросенка. Д.Уотт
Про Петю. Д. Кабалевский
Песенка кота Леопольда. Б. Савельев
Песенка крокодила Гены. В.Шаинский
В течение учебного года учащийся должен пройти 8 – 16 произведений различного характера. Гаммы: мажорные от белых клавиш в прямом движении двумя руками, тоническое трезвучие и аккорды с обращениями в четыре октавы. Чтение нот с листа наиболее легких произведений отдельными руками.
Примерный репертуарный список:
Кукушка и осёл. А. Гретри
Менуэт. А. Сперонтес
Менуэт. Л. Моцарт
Воробей. А. Рубах
Дождик. Н. Кореневская
Новогодняя полька. А. Александров
Во поле берёза стояла. Рнп.
Веселые ребята. А. Жилинский
Французская песенка. А.Вакулов
В садике. С.Майкапар
Мой соловей. Тнп. Обр. М. Музафарова
На коне. Ф. Ахметов
АНСАМБЛИ: Такмак (тнп.) обр. Л.Батыркаевой, Грустная песня (тнп. «Белый калфак») обр. Л.Батыркаевой, Большой олень (фнп.) перелож. В.Игнатьева, Тема вариаций В.А.Моцарт, Тонкая рябина (рнп.) перелож. О.Геталовой, Колыбельная Светланы Т.Хренников, Паук и мухи, Песенка о лете Е.Крылатов, Колыбельная медведицы Е.Крылатов, Песенка Львенка и Черепахи Г.Гладков.
В течение учебного года учащийся должен пройти 8-16 различных музыкальных произведений. Гаммы: мажорные и минорные до двух знаков при ключе (гармонические и мелодические), аккорды и арпеджио с обращениями в четыре октавы. Чтение нот с листа.
Примерный репертуарный список:
Этюды. К.Черни, Этюды. Л.Шитте, Этюды. А.Гедике, Этюды. А.Берковича на выбор
Немецкий танец. Л.Бетховен
В садике. С. Майкапар
Вступление к балету «Лебединое озеро» П.Чайковский
Танец медвежат. Ю.Виноградов
Колыбельная. Н. Жиганов
Полька. И. Якубов
Танец клоуна. Ю.Виноградов
Старинная французская песня. П.Чайковский
Тафтиляу (тнп.) обр. Л.Батыркаевой
Романс из сонатины А.Диабелли
Марш из музыки к пьесе «Афинские развалины» Л.Бетховен
Домик-крошечка. А Гурилев
Учитель и ученик. Й.Гайдн
Песни из мульфильмов на выбор.
В течение учебного года учащийся должен пройти 8-16 различных по форме и характеру музыкальных произведений, из них 2-3 пьесы в порядке ознакомления. Гаммы: мажорные диезные (5 знаков), бемольные до 3-х знаков, минорные до 4-х знаков (гармонические и мелодические) в прямом движении, аккорды и арпеджио с обращениями, 4-х звучные арпеджио. Чтение нот с листа.
Примерный репертуарный список:
Этюды на выбор: К.Черни, Л.Шитте, А.Лешгорн, А.Гедике.
Болезнь куклы. П.Чайковский
Итальянская песенка. П.Чайковский
Адажио (фрагмент). Т.Альбинони
С днем рождения. М. и П. Хиллс
Симфония № 40 часть1 (фрагмент). В. Моцарт
Маленькая ночная серенада. В.Моцарт
Марш из оперы «Аида» Дж.Верди
Дуэт Мари и принца из балета «Щелкунчик» П.Чайковский
Вальс из к/ф «Доктор Живаго» М.Жарр
Свадебный марш. Ф.Мендельсон
Гусиные крылья. обр. Л.Б.Булгари
Туган тел (тнп.) обр. Л.Батыркаевой
Игра с котенком. Ю.Богословский
Ария Дон-Жуана. В.Моцарт
В течение учебного года учащийся должен пройти 8-16 различных по форме и характеру музыкальных произведений. Гаммы: мажорные (5 диезов), минорные (4 знака) в прямом движении, аккорды и арпеджио с обращениями, 4-х звучные арпеджио, хроматические гаммы от разных звуков двумя руками. Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
Примерный репертуарный список:
Этюды на выбор: Л.Шитте, К.Черни, А.Лешгорн, Бургмюлллер.
Вариации Ф. Кулау
Сонатина До мажор. Ф.Кулау
Соната № 17 «Буря» (фрагмент). Л.Бетховен
Прелюдия Аве-Мария. И.С.Бах – Ш.Гуно
Неаполитанская песенка. П.Чайковский
Сладкая грёза. П.Чайковский
Смелый наездник. Р.Шуман
Солдатский марш. Р.Шуман
Веселые колокольчики. Ж.Пьермонт
Апипа (тнп.) обр. Ю.Виноградова
Грустная песня. В.Калинников
Вальс «Летучая мышь». И.Штраус
Ария Тореадора из оперы «Кармен» (фрагмент). Дж.Бизе
Шерлок Холмс музыка из к/ф. В. Дашкевич
Котенок на клавишах. З.Конфри
В течение учебного года учащийся должен пройти 8-16 различных по форме и характеру музыкальных произведений. Гаммы: мажорные (7 знаков), бемольные (5 знаков) в прямом и расходящемся движении, аккорды и арпеджио с обращениями, 4-х звучные арпеджио с обращениями, хроматические гаммы. Чтение нот с листа. Подбор по слуху. Аккомпанемент.
Примерный репертуарный список:
Этюды К.Черни, А.Лешгорна и других
Двухголосные инвенции. И.С.Бах
Маленькая фантазия. Ф.Э.Бах
Легкая соната. Л.Бетховен
Сонатина (рондо). Ф. Шпиндлер
Соната для юношества. Р.Шуман
К Элизе. Л.Бетховен
Дед Мороз. Р.Шуман
Сицилийская песенка. П.Чайклвский
Вальс («Детский альбом»). П.Чайковский
Прощание с роялем. Л.Бетховен
Дед Мороз и мишка танцуют русский танец. Р.Яхин
Лето «Картинки природы». Р.Яхин
Песня о далекой родине. М.Таривердиев
Люби меня нежно. Э.Пресли
Вальс «Мой ласковый и нежный зверь» Е.Дога
По ягоды. Ф.Музафаров
Вальс из к/ф «Берегись автомобиля» А. Петров
Любовь-волшебная страна. А.Петров
Под лаской плюшевого пледа. А.Петров
АНСАМБЛИ: Серенада Ф.Шуберт, Шутка И.С.Бах, Родина моя- Татарстан А.Ключерёв, Школьный вальс С.Сайдашев
Учащийся в течение учебного года готовит экзаменационную программу, в которую входит:
1. Этюд или пьеса технического характера
2. Полифоническое произведение
3. Произведение крупной формы
4. Пьеса татарского композитора
5. По желанию. Произведение на синтезаторе
Помимо изучения экзаменационной программы учащийся продолжает работать над техникой, беглостью пальцев, закрепляет пройденные в предыдущих классах гаммы, упражнения. Чтение с листа, аккомпанемент песен, романсов по желанию ученика (фортепиано или синтезатор).
Примерный репертуарный список:
Этюды К. Черни, А. Лешгорн, А.Лемуан
Двухголосные инвенции. И.С.Бах
Маленькие прелюдии и фуги. И.С.Бах
Прелюдия № 1 ХТК И.С.Бах
Прелюдия № 1. Ф.Шопен
Рондо в турецком стиле. В.Моцарт
Соната № 14 часть1. Л.Бетховен
Соната часть1. Д.Бортнянский
Вариации «Вдоль по улице» А.Дебюк
Сонаты. Й.Гайдна, В. Моцарта, Л.Бетховена
Итальянская полька. С.Рахманинов
Фантазия ре минор. В.Моцарт
В пещере горного короля. Э.Григ
Бабочки на снегу. Р.Паулс
Артист эстрады. С Джоплин
Шурале. А. Ключарев
Детская пьеса. Б Барток
Санта — Лючия. Итальянская народная песня
Осенняя песнь. П.Чайковский
Лирическая тат. нар. песня «Моя Зайнаб»
Марш Советской Армии. С.Сайдашев
Вальс из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель». Г.Свиридов
Танец девушек. А.Хачатурян
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задачей разработки является расширение репертуарного списка ансамблевой литературы с учетом современных тенденций в педагогике, насыщению его сочинениями современных авторов с целью работы над совреме.
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства (срок реализации 3 года).
Переложение нотного текста для различных инструментов. Запись фонограмм любой сложности.
Примерный план построения хореографического занятия.Репертуарный список музыкальных произведений, исполняемых концертмейстером, в соответствии с рабочими программами.
Репертуарный список музыкальных произведений фольклорного коллектива «Звоночки» в сопровождении народных инструментов.
Источник