Подчеркивание под нотой есть

Подтекстовка

Особая сложность вокальной партии состоит в том, что в нотный текст, который сам по себе должен быть набран визуально ясно (расстояния, соответствие голосов в многоголосии), требуется чётко разместить слоги текста различной ширины; при этом не должен пострадать ни смысл нотного текста, ни типографская эстетика, т. е. следует учитывать как технические, так и художественные аспекты, чтобы сохранить стройность картины.

* Раздел 3.10.5 из книги: Wanske Helene. Musiknotation. Von der Syntax des Notenstichs zum EDV-gesteuerten Notensatz.— Mainz: Schott, 1988.— S. 304–309 (Перевод П. Трубинова. За помощь в переводе благодарю Ганса-Герда Метцлера).

Расстановка слогов, ширина которых неравномерна (из-за отличающегося количества и ширины букв), приводит к изменению положения нот (определяемого временем начала их звучания) 302 . Тем не менее, слоги должны быть расположены под нотами так, чтобы длительность нот, насколько это возможно, оставалась очевидной из расстояний после них и чтобы ранжир не нарушался.

Ниже приводятся основные положения, которые помогут выполнить сформулированное выше требование 303 .

Нормальное положение слога — по центру под нотой, к которой он относится 304 :

302 Согласование всех расстояний по самому широкому слогу приведет к неоправданно разряженному расположению.

303 Правила основываются на результатах обсуждения с гравёрами в июле и ноябре 1983 года.

304 Такое же правило содержится и в: Witten R. Die Lehre vom Musiknotensatz.— Leipzig, 1925.— S. 102.

Однако, если слог требует больше места, чем отведено для длительности, к которой он относится, и не может получить это место иным способом (например, за счёт последующей паузы), а предыдущая нота, в свою очередь, имеет достаточную длительность и соответствующее ей пространство, то можно сместить слог влево, чтоб он занял часть этого пространства:

В противном же случае можно найти место для слога, отказавшись от центрального позиционирования: если слог длинный и пространство, выделенное для ноты, велико, то предыдущая короткая нота уместится в своё обычное небольшое пространство, если слог выровнять по левому краю:

В первом случае слог «Baum» был смещен вправо и занял пространство половинной ноты; таким образом, маленькое пространство восьмушки не потребовалось увеличивать.

Кроме того, подобным же образом слог может частично занимать пространство под другими не-нотными знаками, например:

Благодаря такому гибкому использованию пространства становится возможным сохранить правильный горизонтальный ранжир и в то же время разместить вокальный текст без нарушения его соответствия с нотами.

При смещении слога из центрального положения влево, необходимо следить, чтоб хотя бы одна буква слога выдавалась вправо от нотного знака, т. е. нельзя смещать слог влево «до упора», чтоб его правый край становился вровень с правым краем ноты:

Напротив, выравнивание слога по левому краю ноты вполне допустимо и применяется очень часто (см. случай, показанный в Примере 3, а также следующее правило).

«Слог, относящийся к нескольким нотам, соединённым лигой или ребром, должен начинаться точно под первой нотой. » 305 , т. е. точно по левому краю ноты:

«Односложное слово, относящееся к нескольким нотам, соединённым лигой или ребром, также должно начинаться от первой ноты. Если это слово короче, чем соответствующая ему группа нот, то после него проводится тонкая линия, продлевающая слово до последней ноты группы» 306 * .

* В отечественном нотопечатании такая черта вышла из употребления ещё с советских времён, однако в западной практике до сих пор является обязательной.— Прим. перев.

Точно так же и с многосложными словами: если расстояние от первой до последней ноты распева больше, чем занимает относящийся к нему последний слог слова, то после этого слога проводится непрерывная линия до конца распева.

Если слоги одного слова оказываются расставлены на большое расстояние (из-за большой длительности ноты или из-за распева на несколько нот), между слогами помещается, в зависимости от расстояния, одна или несколько чёрточек * на равном расстоянии одна от другой (прим. 10). Это не относится к последнему слогу слова: если расстояние до следующего слова велико, то оно заполняется непрерывной линией (см. прим. 9).

* В отечественной практике последние пятьдесят лет всегда ставится только одна слоговая чёрточка, независимо от расстояния между нотами.— Прим. перев.

Для гравёров размещение слогов имеет больший приоритет, чем горизонтальный нотный ранжир, поэтому сперва всегда рассчитывается размещение текста, а потом нот; однако длительности нот, соответствующих слогам, принимаются во внимание уже при делении текста на слоги.

Дополнительная сложность возникает в многоголосии или в песнях, где под нотами выписываются несколько куплетов. В многоголосии, помимо более коротких длительностей других голосов, требуется в то же время учитывать ширину слогов каждого голоса, и хотя отдельные голоса могут потребовать индивидуального пересмотра горизонтального ранжира, при этом должно сохраняться вертикальное соответствие голосов. Одинаковые слоги, исполняемые одновременно разными голосами, должны размещаться на одной вертикали:

Когда под нотами размещается несколько строк текста, нужно иметь в виду следующее:

1. Слоги разных строк, относящиеся к одной и той же ноте, выравниваются друг с другом по центру, за исключением случаев, когда слоги требуется выравнивать по левому краю с нотой (примеры 7 и 8), и тогда все слоги выравниваются по левому краю.

2. Расстояние между нотами, помимо расстояния, диктуемого горизонтальным ранжиром, должно определяться слогом из той строки текста, где слог наиболее широк.

Куплеты, не поместившиеся под нотами, размещают отдельно после нотного текста по центру страницы в одну (прим. 13 a) или две колонки (прим. 13 б), в зависимости от свободного места. Если куплетов нечётное число, то возможно их размещение сперва в две колонки, а оставшегося куплета посередине (прим. 13 в).

Если длинный слог появляется в самом начале текста, то, насколько это возможно, необходимо отделять его от ключа, ключевых знаков и обозначения размера, таким образом, выравнивание слога по правому краю с нотой нежелательно. Допустимые варианты:

Чтобы словесные тексты (в особенности, вокальный текст) в нотах выглядели ровно, для их нанесения можно пользоваться вспомогательными линиями — направляющими (прим. 15) 307 . Согласно Гамблу, можно обходиться и без них («. но опытному гравёру не нужны эти вспомогательные линии» 308 ), однако на практике ноты с криво напечатанным текстом можно увидеть довольно часто, особенно при производстве методом штамповки.

307 Molitor R. Der Werdegang der Musiknoten.— Leipzig, 1928.— S. 4.

308 Gamble W., Music Engraving and Printing.— London, 1923.— P. 133.

Источник

Как сделать подчеркивание в Word под буквами и без слов: подробная инструкция для новичков

Здравствуйте, читатели блога iklife.ru.

Сегодня мы снова говорим о текстовом редакторе Word и его возможностях. В предыдущих статьях мы разбирались, как делать гиперссылки и сноски внизу страницы, добавлять формулы и устанавливать поля на страницах. Все эти материалы вы можете найти на нашем сайте и изучить их в любое время. Сегодня наша задача – понять, как сделать подчеркивание в Word без слов и под текстом, и потренироваться на конкретных примерах.

Подчеркивание под буквами и между словами

Подчеркнуть текст в Word легко. В новых версиях редактора нужная нам опция находится во вкладке “Главная” в блоке “Шрифт”.

Работать с ней можно 2 способами:

  1. Сначала печатаем текст, затем выделяем нужный фрагмент и нажимаем на букву “Ч” в панели инструментов.
  2. Сразу нажимаем на нужную опцию и потом набираем слова, которые нужно подчеркнуть. Чтобы вернуться к обычному написанию, еще раз нажимаем на букву “Ч”.

Когда подчеркивание активно, опция на панели инструментов выделяется серым цветом.

В большинстве случаев нам требуется обычная черная сплошная черта для выделения определенного слова или фразы, но иногда нужно выполнить двойное подчеркивание, применить волнистую или пунктирную линию. Чтобы выбрать один из таких нестандартных вариантов, нажимаем на черный треугольник рядом с буквой “Ч”.

Если выбрать предпоследний пункт этого контекстного меню, то увидим все доступные настройки.

В открывшемся окне можно попросить программу выделять только слова без пробелов, а также выбрать цвет линий. Если вы не знали о таких возможностях редактора, то поэкспериментируйте прямо сейчас на своем компьютере, чтобы запомнить, как это работает.

Подчеркивание без слов

Иногда нам нужно нарисовать черту снизу строчки, но ничего над ней пока не писать. Это актуально для всевозможных бланков, где мы оставляем пустое место для дальнейшего заполнения в электронном или распечатанном документе.

Если мы попробуем сделать это по описанным выше алгоритмам, то ничего не получится. Просто так подчеркивать пробелы программа откажется. Поэтому придется прибегать к определенным хитростям.

Используем знак нижнего подчеркивания

На мой взгляд, это самый простой способ. Чтобы его применить, мы смотрим, где на клавиатуре находятся знаки дефиса и нижнего подчеркивания. Обычно они располагаются рядом с цифрой 0.

Теперь устанавливаем курсор в то место, где будет начинаться подчеркнутая область, и, зажимая клавишу Shift вместе с клавишей дефиса, делаем сплошную длинную полосу.

Такой способ хорошо подходит, когда нужно оставить пустое место в середине текста, потом распечатать документ и заполнить его вручную. Образец на скриншоте.

Если мы попытаемся писать на подчеркнутой строке в электронном виде, то полоса будет отодвигаться вправо, и придется ее удалять. Если вы готовите файл для себя, то ничего страшного в этом нет, а вот если его должны заполнять другие люди, то они могут запутаться и не понять, как именно поступать с подчеркнутым пустым местом.

Также данная комбинация клавиш позволяет делать сплошную длинную жирную черту. Для этого нужно нажать ее не менее 3 раз и затем перенести курсор на следующую строку при помощи клавиши Enter. Если такой эффект не нужен, то смещаться вниз или вверх придется двойным щелчком мыши.

Пустая строка при помощи табуляции

Кликаем по букве “Ч” в панели инструментов или нажимаем одновременно “Shift + U”, а затем несколько раз жмем на клавишу Tab.

Этот способ хорошо подходит, когда нужно вставить одинаковые черточки внизу строки для дальнейшего заполнения, как показано ниже.

Если мы захотим напечатать текст на отведенном месте в электронной версии файла, то подчеркивание продолжится дальше по строке, и его желательно будет убрать, чтобы сохранить аккуратный вид документа.

Применяем пробелы

Похожего эффекта можно добиться при помощи клавиши “Пробел”, но в этом способе есть одна тонкость. Если мы просто попытаемся печатать пробелы, включив подчеркивание на панели инструментов, то ничего не получится, на листе будут оставаться просто пустые места.

Чтобы получить желаемый результат, в конце будущей черты нужно написать букву, цифру или хотя бы поставить точку, тогда мы увидим подчеркивание.

Используем таблицы

Предыдущие варианты удобно использовать для дальнейшего распечатывания файлов и заполнения их вручную. Способ, который я сейчас покажу, более сложный, но, на мой взгляд, он лучше всего подходит, когда нужно вставить в текст сразу много пустых строк для электронного или ручного заполнения бланков.

Внимательно повторяйте действия за мной, чтобы не запутаться. Установите курсор в нужное место и добавьте таблицу в документ.

Выберите количество строк, которое необходимо оставить пустыми. Количество столбцов роли не играет.

Теперь выделяем только что созданный объект и во вкладке “Конструктор” находим опцию “Границы”.

Сначала я убираю все поля, а затем оставляю только горизонтальные линии.

Вот что у меня получилось.

Рисуем линии

Этот способ мне кажется не очень удобным, но в некоторых случаях он может пригодиться, поэтому его я тоже покажу. Идем во вкладку меню “Вставка”, “Фигуры”. Здесь нас интересует прямая линия.

Вместо курсора перед нами появляется черный крестик. Тянем его, зажав левую кнопку мыши, чтобы получить полоску в нужном месте. Чтобы она наверняка получилась горизонтальной, зажимаем Shift.

По умолчанию цвет линии синий. Чтобы изменить его, выберите другой стиль на панели инструментов во вкладке “Формат”.

Фишка такого подчеркивания в том, что можно применить разнообразные спецэффекты, например, подсветку, а также легко сделать верхнее надчеркивание над строкой.

Заключение

Мы с вами разобрали способы подчеркнуть фрагмент текста и пустое место в документе Word. Каким бы вариантов вы ни пользовались, в любое время можно убрать нарисованную линию. Для этого выделите ее мышкой и нажмите кнопку Del на клавиатуре. Также можно скопировать подчеркивание в другое место на странице.

Надеюсь, у вас все получилось. Если что-то осталось непонятным, пишите вопросы в комментариях, я постараюсь помочь.

Сохраняйте статью в закладки и на своей странице в любимой соцсети, чтобы не потерять и быстро вернуться к инструкции в нужный момент.

Подпишитесь на новости блога iklife.ru и сможете овладеть многими программами на высоком уровне, узнаете обо всех возможностях, облегчите себе работу с информацией в интернете и офлайн.

А на сегодня у меня все. До новой встречи, друзья.

Источник

Читайте также:  Abm аккорд как по другому называется
Оцените статью