Подключение гитары через преамп

Подключение гитары через преамп

Домашняя запись гитары

Автор: Павел Забуруев

Рано или поздно каждый гитарист сталкивается с ситуацией, когда ему необходимо записать гитару. Это может быть просто демо-запись, или участие в конкурсе, а может даже серьезный проект. Музыканта, который впервые столкнулся с проблемой записи инструмента на дому, как правило ожидает ряд трудностей, и я постараюсь упростить проблему качественной записи гитары в домашних условиях.

Первое, о чем Вам необходимо подумать — это способ записи (если, конечно, Ваша квартира уже не нашпигована микрофонами, преампами и т.п. — тогда вопрос снимается сам собой). Способов человечество придумало массу и самые распространенные из них — запись гитары напрямую в компьютер (с последующей ее обработкой уже программными средствами), запись через процессор, запись через преамп и запись микрофоном, подзвучивающим Ваш усилитель. Рассмотрим эти способы подробнее.

Первый способ — самый дешевый, но с его помощью получить хоть сколько-нибудь приемлемый результат практически невозможно. Суть его состоит в том, чтобы включить гитару (пропустив сигнал через, например, педаль дисторшна; я, когда начинал играть, соединял выход на наушники транзисторного комбика с компьютером) во вход звуковой карты на компьютере, а последующую корректировку сигнала производить уже там. Корректировка это как правило эквализация, добавление эффектов и так далее. Но звучать это будет, прямо скажем, ужасно. Помните, что главное — это хороший исходный звук, но если звук, поступающий на запись, плохой, то поправить его не удастся никакими даже самыми «крутыми» обработками. Этой мыслью следует руководствоваться в дальнейшем, никогда не оставляя работу со звуком «на потом». Причина же плохого звучания будет в следующем. Во-первых, я почти на 100% уверен, что тот, кто будет использовать такой способ, будет работать с транзисторной примочкой. Профессиональный звук они могут выдать только будучи включенными в хороший ламповый усилитель и обогащая его звук, но для автономной работы они не предназначены. Плюс ко всему, наверняка такой человек будет включать его без директ-бокса. А ведь от этого устройства зависит многое, так как уровень сигнала и согласование сопротивлений влияют на звук самым непосредственным образом. Поэтому в случае записи гитары таким образом, не следует жаловаться на «песок» или «зернистость» звука. Звук всегда получается на те деньги, которые в него были вложены (хотя, конечно, есть таланты, умудряющиеся получать с гитарами Gibson Les Paul Custom и дорогущими стеками Marshall звучание уровня детского сада, но подобные клинические случаи мы пропустим).

Кстати, относительно недавно я сам столкнулся с необходимостью записать гитару, пока мой усилитель был на студии, а дома из гитарных приборов не оставалось ничего. Ничего не оставалось, кроме как включить гитару напрямую в звуковую карту и работать в программу Guitar Rig, потому как запись просто «горела». Эта программа, равно как и многие другие (Amplitube, Warp и т.п.), являются программными гитарными процессорами. Во многие из них включены функции моделирования усилителей, микрофонов и различных гитарных эффектов. Результатом этого стала композиция Something Private. Разумеется, полноценный, породистый, а уж тем более уникальный звук таким образом получить нельзя, но в случае горячих ситуаций можно поступать и так.

Общий итог таков: для улучшения звука старайтесь подавать на запись сигнал как можно лучшего качества, чтобы потом он требовал минимума обработки и используйте директ-боксы. Примерная цена такого способа — педаль перегруза — 70$, директ-бокс — 100$.

Второй способ — процессоры. Сейчас выпущено немало моделирующих процессоров, предназначенных для «тихой» записи гитары. В качестве примера можно привести такие известные модели, как Line 6 Pod, Behringer V-Amp, Boss GT-8. В этих устройствах поступающий с гитары сигнал оцифровывается и затем уже в цифровой форме обрабатывается процессором. Надо сказать, что уровень звука современных процессоров (при грамотном подходе, естественно) очень высокий и можно добиться просто потрясающих результатов. В основном, процессоры содержат полный спектр обработок, причем очень полезной функцией является «симулятор кабинета» (speaker simulator). То есть они гарантируют, что на выходе вы получите звук, не требующей пост-обработки и пригодный для записи в аранжировку. Наличие цифрового выхода (S/PDIF) может существенно повысить качество звука, так как Вы избежите перевода сигнала на выходе в аналоговую форму, а затем оцифровки звуковой картой (где, как правило, стоят не самые лучшие АЦП, если, конечно, Ваша карта — не RME или Digi, например).

Вердикт: современные процессоры позволяют получить на записи звук, пригодный для хорошего уровня демо-записи, а иногда и для профессиональной работы. За такой способ звукозаписи придется отдать примерно от 300$. Лично я, наученный горьким опытом записи в Guitar Rig, приобрел себе Line6 POD, который уже не раз выручал меня и в студии, и на концертах, и на домашних записях. Я по своей природе «ночной» человек, поэтому работаю в основном тогда, когда время уже за полночь, так что помощь POD’а тут просто неоценима. С его помощью была записана композиция Closer To The Clouds.

Третий способ — запись через преамп. Во многих гитарных преампах (например, Hughes&Kettner TubeMan II, Marshall JMP-1 и пр.) также существует опция «симуляции кабинетов», которая позволяет подключить устройство непосредственно к саунд-карте. Этот способ в чем-то схож с предыдущим, но отличается меньшим количеством возможностей (нет моделирования различных усилителей и нет эффектов), но может быть более серьезен по звуку. Цена будет начитаться от суммы около 250$.

И, наконец, четвертый способ — запись микрофоном. Этот способ — самый дорогой и предназначен для гурманов и профи, когда нужен серьезный, причем свой, уникальный, звук. Этот способ задействует массу приборов, так что имеет смысл рассмотреть его подробнее.

Общая схема будет выглядеть таким образом: гитара -> комбо -> микрофон -> микрофонный преамп -> звуковая карта. Давайте по порядку. Насчет гитары, думаю, все ясно — хороший инструмент будет звучать, а плохой вы не вытащите никакими «улучшайзерами» после записи. Единственно, о чем необходимо подумать — совместимости инструмента и музыки, которую Вы играете. Скажем, будет много мороки, если у Вас — легкая и «воздушная» аранжировка, а соло там надо исполнить на гитаре для прожженный металлистов. Такой инструмент порвет в клочья все лирическое настроение песни. Вам ведь не надо, чтобы под мелодичную вещь людям сносило крышу? С подобными проблемами я сталкивался, играя на Jackson KE-1, которая ревела, рычала и просто задавливала слушателя своим мощнейшим звуком, который хорошо слушался в утяжеленной аранжировке, но не в «сопливой» песенке. Приходилось много времени тратить на настройку звука, чтобы хоть как-то вписать гитару в общую звуковую картину.

Дальше — комбо. Думаю, и так понятно, что ламповый комбо прозвучит несравнимо лучше, чем транзисторный, поэтому будем считать, что в нашей виртуальной конфигурации, помимо уже гитары, присутствует именно ламповый комбо. Разумеется, как и в случае с гитарой, он должен сочетаться с направлением пьесы, но большинство современных аппаратов позволяют получить очень широкий спектр звука. Помимо этого, есть еще ряд моментов, касающихся усилителя. Первый — раскачка. Раскачать комбо — это значит заставить его работать на практически предельных уровнях звука. Почему при этом само звучание значительно лучше, чем при слабом уровне громкости? Попробуем разобраться. Во-первых, когда Вы выкручиваете громкость на высокие отметки, ламповый (именно ламповый) усилитель мощности начинает также корректировать звук. Лампы при режимах работы, близким к максимальному, начинают дополнительно компрессировать звук, добавлять самые «вкусные» для восприятия четные гармоники к сигналу, иногда даже подгружать звук.

Примерно то же самое касается выходного трансформатора. То есть помимо работы с тембром в блоке предусиления, тембр изменяется еще и в «мощнике». Это даст еще больше «мяса», звук будет жирным и полным. Во-вторых, раскачивается динамик. большие громкоговорители (10 или 12 дюймов) предназначены для звучания на высоких уровнях громкости, то есть для достижения звука, который хотел преподнести Вам производитель динамиков, необходимо подать на них сигнал достаточной мощности. В этом и состоит суть раскачки ламповых аппаратов. Разумеется, большинство из нас — простые смертные, и живем мы в обычных московских квартирах, и у нас есть близкие и соседи, которые не всегда положительно отнесутся к работе 100-ваттного усилителя на полную мощность.

Выходов существует два: первый — это изолировать комбо, и второй — его вообще не раскачивать. Первый способ подразумевает собой сильную звукоизоляцию пространства вокруг микрофона и усилителя, причем это может быть как комната, так и очень маленькое пространство непосредственно вокруг системы. Например, May Lian для записи обкладывает кабинет и микрофон кучей одеял и прочих бытовых принадлежностей. Студии звукозаписи имеют для этого отдельную комнату — инструментальный бокс. Также сейчас производятся так называемые Isolation Box — это звукоизолированные ящики, куда ставится комбо, микрофонная стойка и закрываются наглухо.

Можно усилитель и не раскачивать, но в таком случае он должен обладать хорошим звучанием на малой громкости. Лично я выбирал себе усилитель, отчасти руководствуясь этим параметром. Таким образом, я могу писать гитару и не думать о высокой громкости. Этот способ несет в себе ряд проблем, например, шум. Сигнал с микрофона придется сильно усиливать, вместе с тем усиливая шумы от HD-дисков, просто шумы кабелей и т.п. Более того, бывает так, что без раскачки не обойтись, но и запись должна производиться дома без звукоизоляции. Такое может случиться, если Ваш аппарат — старый (или переиздание старого) ламповый усилитель. Древние «головы», типа Marshall Bluesbreaker, не имеют ручки Gain. Это значит то, что получить овердрайв в них возможно, лишь раскачав усилитель. Послушайте AC/DC — почти все гитары, которые Вы услышите, записаны с раскачанным усилителем Marshall. Допустим, Вы также являетесь счастливым облдателем такого раритета. Как же его записать дома? В таких случаях приходят на помощь специальные устройства — так называемые аттенюаторы. Вкратце, эти приборы позволяют раскачать усилитель, но на динамики или в линию подать сигнал низкого уровня, то есть они как-бы «съедают» громкость сигнала. С их помощью можно получить «тот самый звук», не нанося страданий своим родным и соседям.

Ну, вот мы получили звук, который радует нас на все 100%, но теперь его необходимо передать на запись. Для этого нужен микрофон. Как правило используют узконаправленные динамические микрофоны. Моделей сейчас существует масса, но давайте сразу выберем, какой именно мы будем использовать. Есть существенное различие между вокальными и инструментальными микрофонами, иначе их бы просто не разделяли на отдельные типы. Вокальные часто имеют подъем в области высоких частот, иногда имеют там пики, дабы подчеркнуть ясность и чистоту голоса вокалиста, но звук этих частот гитара, как правило, уже не воспроизводит, или это граничные частоты для нее, поэтому часто вокальные микрофоны выдают на записи «песок». Это свойство учитывается при разработке инструментальных микрофонов, поэтому у них часто высокие частоты обрезаются, начиная с 8-12 кГц.

Различные модели микрофонов обладают также и разными АЧХ, что существенно повлияет на звук в целом. Для гитары очень важны средние частоты, ведь гитара, по сути, является «серединой». Многим музыкантам полюбились микрофоны фирмы Shure, например 57 Beta или 58 Beta. Мне очень нравятся инструментальные микрофоны фирмы ElectroVoice. Как основной микрофон я использую вокальный Shure 565SD, который во многом схож с 58-м, я очень привык к его звучанию.

Далее, важнейшая часть звукового тракта — микрофонный предусилитель. Сигнал с динамического микрофона достаточно слаб, поэтому его необходимо усилить прежде, чем отправить в компьютер. Помимо функций предусиления, микрофонные преампы также часто обладают встроенным компрессором и оцифровщиком. Я использую преамп dbx 286A. Этот прибор содержит преамп, компрессор, де-эссер, энхансер и гейт. Из этого всего списка я использую только преамп и компрессор. Компрессия сигнала, скорее всего, будет необходима, ведь «цифра» очень не любит резких и сильных динамических перепадов, что может существенно изуродовать звук при оцифровке. Поэтому для достижения хороших результатов необходимо немного (обратите внимание — именно немного) «поджать» сигнал. Мой преамп хорошо зарекомендовал себя в этом деле. Также мне очень нравится ламповая продукция английской фирмы TL Audio.

И, наконец, о звуковой карте. Чем карта дороже, тем лучше у нее АЦП (аналогово-цифровой преобразователь, проще говоря — оцифровщик), что влияет на звук прямым образом. Помимо профессиональных карт стоимостю под 1000$ (RME, Digi и т.д.), очень хороших результатов можно добиться с полупрофессиональными картами. Я использую M-Audio Audiophile 24/96. Эта карта не сильно шумит и содержит более-менее качественный оцифровщик.

Вот мы рассмотрели способы записи гитары. Но это все теория, и нам теперь нужно записать гитару, а это уже практика. Хорошо, начинаем работать!

Первым делом, отстройте звук на гитаре и комбо. Вы должны слышать звук, который Вам хотелось бы слышать на записи. Микрофон «слышит» звук по-другому, чем человеческое ухо, поэтому с ним тоже придется поработать и самое главное — правильно его разместить. Ради интереса, попробуйте провести эксперимент. Скоммутируйте всю цепочку оборудования, включите в вашем звуковом редакторе запись и поставьте микрофон к динамикам. Теперь сыграйте какую-нибудь фразу (желательно, стилистически близкую к тому, что Вы собираетесь писать). После этого передвиньте микрофон, сыграйте ее снова и т.д. А теперь послушайте то, что записали. Разница — кардинальна! Такой разницы в звуке можно добиться всего лишь меняя расположение микрофона относительно динамика. Здесь расположение — дело вкуса и теперь, анализируя записанное, Вы можете понять, как необходимо поставить микрофон, чтобы получить желаемый Вами звук. Общее правило, которого я стараюсь придерживаться — чтобы микрофон как можно меньше зависел от опоры, вернее, от пола. Все дело в том, что по полу от усилителя пойдут низкие частоты, а также различные шумы, топот ногой и т.п. Если микрофон, например, лежит на полу и имеет большую площать соприкосновения (еще и прямого) с ним, то по низам у вас будет каша и бубнеж, хотя Вы будете слушать сам комбо и все будет в порядке. Используйте микрофонные стойки, подвесы и прочее оборудование, которое будет гасить вибрации, идущие по полу. Таким образом, не потеряется упругость низких частот.

Теперь выставляем на преампе необходимое предусиление микрофона (сигнал должен быть как можно выше, но не достигать пиковых значений, иначе может быть перезгузка). То же самое надо проделать с выходным уровнем сигнала, отслеживая его уровень по измерителям в компьютере.

Ну, выстроили сигнал, все, в компьютер идет звук нужного качества. Нужно приступать к записи. Давайте разберемся, как это лучше всего сделать. Во-первых, если вам нужна стерео-гитара (например, на ритмовых подкладах), то для этого лучше использовать дабл-трек (как минимум), нежели стерео-эффекты. Сыграйте партию два или более раз, разместите на разные дорожки, панорамы которых разведите в противоположные стороны. Так Вы получите полное звучание стерео. Допустим, Вы пишете соло-партию. Как можно заметить, многие соло звучат прямо посередине. Но это не значит, что они монофонические. Левая и правая составляющие у них одинаковые, но есть одно «но». Если соло у вас записано на моно-дорожку, То и обработка, накладываемая на нее, будет неизбежно монофонической. А это — зажатость звука. А попробуйте сделать стерео-трек с одинаковыми левым и правым каналом, и повесить ту же обработку на него. Появляется объем, воздух, но гитара по-прежнему находится посередине и не расползается по панораме. Все потому, что реверб, эффекты модуляции и др. теперь — стереофонические, они и создадут нужное пространство для звука.
Иногда раньше для соло-гитары я параметрическим эквалайзером добавлял острый невысокий пик в области 2400 Гц. Это придавало гитаре немного больше остроты.

Старайтесь использовать как можно меньше обработки. Это касается эквалайзеров, реверов и всего прочего. С реверберацией вообще следует быть очень осторожным. Многие сильным и длинным ревером пытаются придать целостность звуку, закрасить пустые пятна в нем. Каково же их удивление, когда на концерте они не могут разобрать свой собственный «минус», звучащий в мониторах или прострелах! Полнота должна достигаться лишь самой игрой музыканта и аранжировкой, но ни в коем случае машиной. Лично я ревер в последнее время вообще не применяю по отношению к ритм-партиям, а соло-гитару немножечно обрабатываю им, причем уровень эффекта очень низкий и decay time очень короткий — около 400 мс. Это создает эффект пространства, но не смешивает все в мешанину. Кстати, если Вы готовите «минус» для живого выступления, старайтесь вообще его сделать как можно более сухим. Необходимо учитывать, что Вам придется работать, скорее всего, в помещении, которое обладает своим собственным ревербом, который если смешается с Вашим из фонограммы, то получится такая какофония, что лучше вообще не играть. Как пример, приведу один из наших концертов в городке ростовской области. Там была открытая площадка, и прямо перед ней, на удалении метров 150-200, стоял длинный жилой дом. Он создавал абсолютно дикие отражения, и я думал, что наш звукорежиссер там сойдет с ума, выстраивая звук. С ума, конечно, не сошел, но помучался вдоволь, и сделать почти ничего не смог — не сносить же жилой дом!

Очень распространенный вопрос — можно ли писать гитару, уже обработанную эффектами (то есть процессором эффектов в разрыве Вашего усилителя). Мой ответ — категорически нет. Во-первых, это создает неудобства, потому что эффекты, записанные таким образом, не поддаются последующей модификации, хотя это понадобится впоследствии в 99% случаев. Во-вторых, это просто неверно с позиции звука как такового — Вы же не включаете дилэй перед дисторшном! А ведь при такой записи Ваш звук, как и эффекты, неизбежно претерпевает искажения микрофоном, его преампом и прочим оборудованием. Это не всегда относится к эффектом модуляции, когда требуется получить специфический звук, но для сухого традиционного звука эти способы неприемлемы. Эффекты должны накладываться в самую последнюю очередь.

Далее, вопрос, больше касающийся звука в целом. Многие начинающие гитаристы, дорвавшись-таки до перегруза, выкручивают ручку Gain на полную и считают, что так они получают немеряное количество «мяса» и вообще звук становится предельно «злой». Могу Вас заверить — это как правило связано с тем, что максимальный гейн (я пока говорю об игре риффов) замазывает многие недостатки игры. Тем не менее, такой уровень перегруза, чтобы прозвучать правильно и не слиться в кучу немузыкальных помоев, требует очень серьезного подхода к звукоизвлечению. Многие удивляются, что при записи их риффы, которые в комнате звучат просто на пять с плюсом, становятся неразборчивы и нечитаемы. Я при игре риффов очень редко выкручиваю Gain больше, чем на 4-5 из 10, а при сольной партии — больше 7. Во-первых, это дает жесткое звучание, во-вторых — упругие читаемые басы, и в-третьих — дисциплинирует и заставляет учиться контролировать инструмент. Поэтому есть смысл немного приубавить перегруз — поверьте мне, через некоторое время тренировок Вы поймете, что вся «злость» находится не в ручке гейна, а в Ваших собственных руках.

И в заключение. Остальные аспекты записи имеют индивидуальный характер. Все работают по-разному, поэтому и звук у всех свой, уникальный. Главное — не бойтесь экспериментов, и Вы найдете свой собственный звук

Источник

Оцените статью