Меню

Подмосковные вечера табулатура для гитары

ПОДМОСКОВНЫЕ ВЕЧЕРА

Советские лирические песни 50-60 годов
_
_
Текст, аккорды, разбор, ноты
_
Музыка В. Соловьев-Седой
_
Слова М. Матусовский

_ рекомендуемый рисунок:

(в тональности Am)
__
Am Dm E Am
Не слышны в саду даже шорохи
_ C F G7 C
Все здесь замерло до утра
H7 E Am Am/C Dm Dm/F
Если б знали вы как мне дороги 2 раза
_ _ Am E7 Am H7 E
Подмосковные вечера


Речка движется и не движется
Вся из лунного серебра
Песня слышится и не слышится
В эти шумные вечера

Что ж ты милая смотришь искоса
Низко голову наклоня
Трудно высказать и не высказать
Все что на сердце у меня

А рассвет уже все заметнее
Так пожалуйста будь добра
Не забудь и ты эти летние
Подмосковные вечера

(в тональности Cm)
__
Cm Fm G Cm
Не слышны в саду даже шорохи
_ Eb Ab B7 Eb
Все здесь замерло до утра
D7 G Cm Cm/Eb Fm Fm/Ab
Если б знали вы как мне дороги 2 раза
_ _ Cm G7 Cm D7 G
Подмосковные вечера

Источник

В. Соловьёв-Седой, М. Матусовский. ПОДМОСКОВНЫЕ ВЕЧЕРА

Музыка В. Соловьёва-Седого, слова М. Матусовского

ПЕСНЯ «ПОДМОСКОВНЫЕ ВЕЧЕРА». АККОРДЫ ДЛЯ ГИТАРЫ

Размер 2 / 4

Все здесь замер-

знали вы, как мне

ТРАНСПОНИРОВАТЬ В ДРУГУЮ ТОНАЛЬНОСТЬ. НА ПОЛТОНА

Текущая тональность: ля минор

I. Струны от 6-ой до 1-ой (слева направо).
II. Номер лада.
III. Открытая струна.
IV. На струне не извлекается звук.
V. Пальцы: указательный ( 1 ), средний ( 2 ), безымянный ( 3 ), мизинец ( 4 ).
VI. Барре указательным пальцем.

ПЕСНЯ «ПОДМОСКОВНЫЕ ВЕЧЕРА». ПОДОБРАТЬ БОЙ (ПЕРЕБОР)

Шестиструнная гитара. Аккомпанемент и ритмические рисунки

Очень часто, выучив расположение аккордов на грифе гитары, начинающие гитаристы задаются вопросом: как должна вести себя правая рука в процессе исполнения аккомпанемента? Какой ритмический рисунок больше подходит для той или иной песни? Стоит ли играть аккомпанемент боем или перебором?

Строго говоря, любую песню можно сыграть любым ритмическим рисунком, однако есть и некоторые «правила». Всё зависит от характера и жанра исполняемого произведения. Так, лирические песни обычно исполняются перебором (в классической гитарной терминологии этот приём называется «арпеджио»), маршевые — боем (расгеадо), песни сдержанного характера — аккордами. Опытному гитаристу всё это может показаться само собой разумеющимся, а вот начинающему, на первых порах, не помешает какая-нибудь «шпаргалка» или краткий справочник. Данная небольшая программа, в которой представлены наиболее употребительные ритмические рисунки для популярных песенных размеров (2/4, 3/4, 4/4 и 6/8), и является подобным справочником.

ПЕСНЯ «ПОДМОСКОВНЫЕ ВЕЧЕРА». ТЕКСТ

Не слышны в саду даже шорохи,
Все здесь замерло до утра.
Если б знали вы, как мнедороги
Подмосковные вечера.

Речка движется и не движется,
Вся из лунного серебра.
Песня слышится и не слышится
В эти тихие вечера.

Что ж ты, милая, смотришь искоса,
Низко голову наклоня?
Трудно высказать и не высказать
Все, что на сердце у меня.

А рассвет уже все заметнее.
Так, пожалуйста, будь добра,
Не забудь и ты эти летние
Подмосковные вечера.

Последние две строчки повторяются два раза

ПЕСНЯ «ПОДМОСКОВНЫЕ ВЕЧЕРА». АВТОРЫ

Советский композитор Василий Павлович Соловьёв-Седой (1907—1979)

ВАСИЛИЙ СОЛОВЬЁВ-СЕДОЙ

Василий Павлович Соловьёв-Седой (настоящая фамилия — Соловьёв) родился 25 апреля (12 апреля по старому стилю) 1907 года в Санкт-Петербурге в семье дворника. В детстве самостоятельно научился играть на балалайке, гитаре и пианино. Профессиональную музыкальную деятельность Соловьёв-Седой начал в 1925-м году в качестве пианиста-импровизатора на ленинградском радио, в студии художественной гимнастики и в самодеятельных коллективах. В 1929-м году поступил в Ленинградский музыкальный техникум, а в 1931-м — в Ленинградскую консерваторию, которую окончил в 1936-м по классу композиции профессора Рязанова. В годы Великой Отечественной войны Соловьёв-Седой стал художественным руководителем организованного им же фронтового эстрадного театра «Ястребок». В послевоенные годы композитор занимал ряд ответственных должностей: председателя правления Ленинградского отделения Союза композиторов РСФСР (1948—64), секретаря Союза композиторов СССР (1957—74) и РСФСР (с 1960-го). Соловьёв-Седой является автором 3 балетов, музыкальных комедий, музыки к 24 драматическим спектаклям, 8 радиоспектаклям и 44 кинофильмам. Однако наибольшую популярность композитору принесли массовые песни. Среди них можно назвать «Играй, мой баян» (1941) на слова Л. Давидович; «Не тревожь ты себя, не тревожь» (1944) и «Услышь меня, хорошая» (1945) на слова М. Исаковского; «Если бы парни всей земли» (1957) на слова Е. Долматовского; «В путь» (1955) на слова М. Дудина; «Подмосковные вечера» (1956) и «Баллада о солдате» (1961) на слова М. Матусовского; «На солнечной поляночке» (1943), «Соловьи» (1944), «Давно мы дома не были» (1945), «Где же вы теперь, друзья-однополчане», (1947) на слова А. Фатьянова; «Матросские ночи» (1945) и «Пора в путь-дорогу» (1945) на слова С. Фогельсона; «Вечер на рейде» (1941) и «Вечерняя песня» (1957) на слова А. Чуркина. Соловьёв-Седой имеет звания Народного артиста СССР (1967) и Героя Социалистического Труда (1975). Василий Павлович Соловьёв-Седой умер 2 декабря 1979 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища.

Советский поэт Михаил Львович Матусовский (1915—1990)

МИХАИЛ МАТУСОВСКИЙ

Михаил Львович Матусовский родился 10 (23) июля 1915 года в Луганске в семье служащего. В 1939-м окончил Литературный институт имени М. Горького. В годы Великой Отечественной войны работал корреспондентом фронтовых газет. Начал печататься в 1934-м. Первая книга стихов Матусовского — «Луганчане» появилась в 1939-м. Автор поэтических сборников «Фронт» (1942), «Когда шумит Ильмень-озеро» (1944), «Слушая Москву» (1948), «Улица мира» (1951), «Тень человека. Книга стихотворений о Хиросиме, о её борьбе и её страданиях, о её людях и её камнях» (1968), поэм «Не забывай» (1964), «Суть» (1979), а также мемуаров «Семейный альбом» (1978—79). Матусовский — известный поэт-песенник (песни «Школьный вальс», «Подмосковные вечера», песни к кинофильмам «Верные друзья», «Испытание верности», «Неподдающиеся» и многим другим). Лауреат Государственной премии СССР (1977). Поэт награждён 3 орденами, а также медалями. Умер в Москве 17 июля 1990 года.

ПЕСНЯ «ПОДМОСКОВНЫЕ ВЕЧЕРА». ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Советский певец Владимир Трошин, с лёгкой руки которого песня «Подмосковные вечера» стала популярной и всемирно известной

Нашей молодежи, всегда готовой на ратный и трудовой подвиг во имя Родины, будь то ликвидация вражеской вылазки на границе или борьба за хлеб, свойственны не только героика или романтика. Ее жизнь богата красками и звуками, ее настрое­нию норой отвечает и негромкая, но касающаяся самых сокровенных струн души лирическая песня. Такая, например, как «Подмосковные вечера» композитора Соловьева-Седого и поэта Матусовского.

(Интересно, что думает о лирической песне сам композитор: «Не упрекните меня в пристрастии,— пишет он в праздничном номере «Литературной газеты» 7 ноября 1977 года,— но я всегда считал и считаю, что песня — одна из самых сложных музы­кальных форм. Даже в лирической песне композитор и поэт остаются ораторами. ЧТО о ЧЕМ и КАК говорят они — крайне важно. »)

«Подмосковные вечера» были написаны для документального фильма «В дни спартакиады», который появился на экранах кинотеатров в 1956 году. Потом песню исполнил по радио актер МХАТа, популярный певец, заслуженный артист РСФСР Владимир Трошин, и музыкальную редакцию засыпали письмами с просьбой ее повторить.

Но особенно популярной песня стала в дни VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, который проходил в Моск­ве (в июле 1957 года она была отмечена первой премией и Большой золотой медалью на Международном фестивальном конкурсе).

Год спустя в Брюсселе открылась Всемирная выставка, на которой в числе других советских коллективов выступал Краснознаменный Ансамбль песни и пляски Советской Армии имени А. В. Александрова. Главной песней в его репертуаре были «Подмосковные вечера», которыми открывались и закрывались концерты советского искусства в национальные дни Советско­го Союза.

Широко звучала песня и на советской выставке в Нью-Йорке в 1959 году. Американцы встретили ее как доброго друга — еще раньше их познакомил с ней выдающийся пианист Ван-Клиберн, победитель Первого Международного конкурса имени Чайковского в Москве, включивший в программу своих выступлений собственную фортепианную транскрипцию песни.

Ленинградский музыковед А. Сохор в своей книге о композиторе Соловьеве-Седом 1 рассказывает, как некий предприимчи­вый английский музыкант — руководитель джаза, отдыхая в Ита­лии, услышал по радио мелодию «Подмосковных вечеров». Она так ему понравилась, что он записал ее на коробке сигарет и тут же отправился в Англию, прервав свой отдых. Неизвестно, когда он успел сделать аранжировку,— наверное, в самолете, на котором летел в Лондон, но так или иначе песня звучала в концерте его джаза уже на следующий день.

У французов есть своя версия песни под названием «Время ландышей».

«Подмосковным вечерам» посвящено стихотворение известно­го ленинградского поэта Александра Прокофьева «В Турку» (Турку — город в Финляндии, где Прокофьев в гостях у местных пионеров слышал «Подмосковные вечера»). Вот это стихотворение:

Играй, мой товарищ, играй, мой дружок.
Ты галстуком красным мне сердце зажег.
И красною искрой большого костра
Летят «Подмосковные вечера».
Встает Подмосковье, цветет Подмосковье.
Ну что же — цвети, говорю, на здоровье!
Прохладой дыши и гори на губах,
Цвети в этих белых финляндских снегах!
Звени в Чернолесье, сверкай в Краснолесье,
На месте не стой, величальная песня.
В заснеженном Турку и там, под Москвой
Тряхнут пионеры льняной головой.
Тряхнут головою, и флаги взовьют,
И частую дробь барабана забьют.
Греми, барабан пионерский, греми,
Губную гармошку в подмогу возьми!

Больше двадцати лет назад написаны «Подмосковные вечера». Они уже не только «подмосковные» — как-то само собой получилось, что там, где их поют, происходит маленькая редакция текста: исполнителям хочется считать эту песню своей, и они заменяют «подмосковные» на «астраханские», «наши псковские», «армавирские», «ленинградские» вечера.

Вот что сказал Дмитрий Борисович Кабалевский о популярности «Подмосковных вечеров»: «Это песня строится на знакомых, привычных нам интонациях, и в этом — огромная удача композитора. Надо уметь слышать голос времени, песня должна опираться на знакомое уху человеческому. Дело таланта, чутья и мастерства композитора улавливать и использовать интонационный строй эпохи, писать такую музыку, чтобы она была понятна народу, близка ему, доставляла удовольствие, воспитывала вкус, пробуждала к жизни добрые и светлые чувства».

Автор музыки «Подмосковных вечеров» Василий Павлович Соловьев-Седой родился в апреле 1907 года в Петербурге, и детство его прошло на Старо-Невском проспекте, где отец, витебский крестьянин, получил место дворника. «Аптека с позолоченным двуглавым орлом над вывеской, небольшой кинотеатрик с громким названием «Слон», похоронное бюро, мастерская, где изготовляли вывески»,— так описывает А. Сохор дом, в котором прошло детство композитора 2 . Во дворе помещалась типография, и мальчик часто слышал песни, которые пели работницы. Отец хорошо играл на трехрядной гармонике, мать, выросшая в деревне на Псковщине, знала много крестьянских песен. Способному к музыке мальчику отец купил балалайку, а потом была гитара, а потом — пианино в кинотеатре «Слон». А после революции — трудовая школа, молодежный клуб, самодеятельность и импровизации, импровизации, импровизации. Когда двадцатидвухлетний юноша пришел поступать на композиторское отделение музыкального техникума, он не смог представить приемной комиссии ни одного своего сочинения — он мог только сыграть их, записывать ноты он не умел.

Но уже через два года Соловьева взял в консерваторский класс крупнейший ленинградский композитор-педагог Петр Борисович Рязанов, учениками которого были впоследствии Г. Свиридов, Н. Богословский и другие композиторы.

Товарищем Василия Соловьева был Иван Иванович Дзержинский, будущий автор опер «Тихий Дон» и «Поднятая целина».

Вот как вспоминает он об одном из уроков, на котором Василий исполнял свое сочинение:

«Высокий вихрастый паренек в очках с железной оправой, из которых выглядывали добродушные, по-детски синие глаза, играл свое новое сочинение. Вокруг рояля толпились ученики Рязанова, с любопытством слушая песню, которую с подлинным артистизмом исполнял автор. Песня была детская, и слова ее начинались так: «Тятька, меня Ванька обидел. » Между нот были вписаны какие-то условные значки, означавшие «всхлипывания». Маленькую жанровую сценку на собственные слова Соловьев написал столь выразительно, что ее просили повторить несколько раз. »

Спустя десять лет Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова, а за ним и Большой театр Союза ССР в Москве поставили балет В. Соловьева-Седого «Тарас Бульба» по повести Гоголя.

К этому времени композитор написал и немало песен, среди которых преобладали лирические. Но настоящая слава компози­тора-песенника пришла к нему в годы Великой Отечественной войны, когда песни Соловьева-Седого (особенно много он писал с поэтом Алексеем Фатьяновым) получили всенародную известность. В 1943 году он был отмечен Государственной премией за песни «Вечер на рейде», «Играй, мой баян» и «Песню мщения», а в 1945 году — награжден орденом Красной Звезды.

После окончания войны В. П. Соловьев-Седой написал ряд оперетт — «Самое заветное», «Олимпийские звезды» и др., музыку ко многим кинофильмам («Небесный тихоход», «Первая перчатка», «Нахимовцы», «Верные сердца», «Осторожно, бабушка» и пр.).

«Подмосковные вечера», конечно, самая популярная песня Героя Социалистического Труда композитора В. Соловьева-Седого. Ее музыку слышат ежедневно не миллионы, а миллиарды людей планеты — она звучит позывными «Маяка» ровно 48 раз в сутки, каждые полчаса. Какая другая песня и мире может соперничать в известности с нашими любимыми «Подмосковными вечерами»!

1 Настоящая фамилия композитора Соловьев. Седой — его псевдоним: так называл мальчика в детстве отец за цвет волос. Позже композитор соединил фамилию с псевдонимом.

2 Сохор А. Соловьев-Седой. Л., 1967.

Источник: В. Викторов, М. Садовский. Звонкие судьбы. М., 1980

Источник