Подпишите по образцу все предложенные интервалы неустойчивые ступени выделите заштрихованными нотами

Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях

В музыкальной школе часто в качестве домашнего задания по сольфеджио задают упражнения на опевание устойчивых ступеней. Упражнение это простое, красивое и очень полезное.

Сегодня же наша задача – разобраться, какие звуки в гамме устойчивые, а какие неустойчивые. В качестве примеров вам будут предложены выписанные звукоряды тональностей до пяти знаков включительно, в которых уже отмечены устойчивые и неустойчивые звуки.

В каждом примере даётся сразу две тональности одна мажорная, а другая параллельная её минорная. Так, что сориентируетесь.

Какие ступени устойчивые, а какие неустойчивые?

Устойчивые – это, как вам известно, первая, третья и пятая ступеньки (I-III-V) , которые имеют отношение к тонике и вместе составляют тоническое трезвучие. В примерах – это не закрашенные нотки. Неустойчивые ступеньки – это все остальные, то есть вторая, четвёртая, шестая и седьмая (II-IV-VI-VII) . В примерах эти нотки закрашены черным цветом. Например:

Устойчивые и неустойчивые ступени в до мажоре и ля миноре

Как разрешаются неустойчивые ступени?

Неустойчивые ступени звучат немного напряженно, и поэтому «имеют большое желание» (то есть тяготеют) перейти (то есть разрешиться) в устойчивые ступени. Устойчивые же ступени, напротив, звучат спокойно и равновесно.

Неустойчивые ступени всегда разрешаются в ближайшие устойчивые. Так, например, седьмая и вторая ступеньки тяготеют в первую, вторая и четвёртая могут разрешиться в третью, четвёртая и шестая ступени окружают пятую и поэтому им удобно переходить именно в неё.

Петь ступени нужно в натуральном мажоре и гармоническом миноре

Вы наверняка уже знаете, что мажорный и минорный лад отличаются по своему строению, по порядку тонов и полутонов. Если подзабыли, то можно прочитать об этом здесь. Так вот, для удобства минор в примерах взят сразу в гармоническом виде, то есть с повышенной седьмой ступенькой. Поэтому не пугайтесь тех случайных знаков альтерации, которые вам все время будут попадаться в минорных гаммах.

Как опевать ступени?

Очень просто: просто поём одну из устойчивых ступенек и затем по очереди переходим на одну из двух соседних неустойчивых: сначала выше, потом ниже или наоборот. То есть, например, в до мажоре у нас устойчивые звуки – до, ми и соль, поэтому опевания будут такие:

1) до-ре-до-си-до – опеваем до;

2) ми-фа-ми-ре-ми – опеваем ми;

3) соль-ля-соль-фа-соль – опеваем соль.

Ну а теперь рассмотрим ступеньки во всех остальных тональностях:

Устойчивые и неустойчивые ступени в соль мажоре и ми миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ре мажоре и си миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ля мажоре и фа-диез миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ми мажоре и до-диез миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в си мажоре и соль-диез миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ре-бемоль мажоре и си-бемоль миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ля-бемоль мажоре и фа миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ми-бемоль мажоре и до миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в си-бемоль мажоре и соль миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в фа мажоре и ре миноре

Ну что ж? Желаю успехов в учёбе! Страничку можно сохранить в закладках, так как подобные задания по сольфеджио задают постоянно.

Источник

Дистанционный урок по сольфеджио, тема:»Гамма. Устойчивые и неустойчивые ступени»

специалист в области арт-терапии

Преподаватель МБУ ДО ДМШ им. С. В. Рахманинова

Баглей Лариса Борисовна

Здравствуйте ребята, тема сегодняшнего урока:

Гамма. Устойчивые и неустойчивые ступени.

Я посылаю Вам ссылки:

https://www.youtube.com/watch?v=-ndCoFafZNI для повторения пройденных знаков альтерации и новую https://www.youtube.com/watch?v=-l3OpZ4ZRlA для изучения устойчивых ступеней.

Пройдите по ссылке , посмотрите уроки, затем , прочтите пояснения ниже, а в конце странички есть домашнее задание . Свои работы присылайте мне на почту или фотографиями на вацап .

называется последовательное расположение звуков по высоте вверх или вниз от тоники до ее повторения. Звуки, из которых состоит гамма, называются ступенями. Их семь.

Ступени обозначаются римскими цифрами .

Название гамме дается по ее первому звуку (Тонике).

Гамма

I II III IV V VI VII I

Ступени гаммы делятся на:

УСТОЙЧИВЫЕ — I, III, V И НЕУСТОЙЧИВЫЕ — II, IV, VI, VII.

Неустойчивые ступени опираются на устойчивые – РАЗРЕШАЮТСЯ.

РАЗРЕШЕНИЕ – это переход неустойчивой ступени в ближайшую устойчивую .

II в I , IV в III , VI в V ,

VII и II ступени разрешаются в I ступень (ТОНИКУ ), вводят в неё.

Они называются ВВОДНЫЕ.

ОПЕВАНИЕ – устойчивые ступени окружены соседними звуками.

ТРАНСПОРТ (транспозиция) перенос мелодии на другую высоту (в другую гамму).

Ступени при транспорте не изменяются, изменяются звуки .

I II III IV V VI VII I

В нотных тетрадках написать гамму до-мажор, подписать ступени по образцу (смотрите ниже), римскими цифрами.

напишите в рабочих тетрадках : Г. Калининой «Сольфеджио 1 класс» стр.25, задания № 7,8,

До новых встреч!

Продолжая темы дистанционных уроков по сольфеджио для начинающих, хочу предложить еще одну. «Гамма. Устойчивые и неустойчивые ступени», в которой будут и ссылки на материалы интернет сайтов и текстовые примеры, и домашнее задание. Буду рада, если этот материал поможет моим коллегам в проведении уроков в режиме самоизоляции.

Номер материала: ДБ-1123553

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

МАЖОРНЫЕ ПЕСЕНКИ-ПОДСКАЗКИ (О СТУПЕНЯХ)

МАЖОРНЫЕ ПЕСЕНКИ-ПОДСКАЗКИ (О СТУПЕНЯХ)

Распевка-настройка в тональности (для До мажора)

Пятая, третья, первая (песенка про устойчивые ступени)

Вводные ступени

Песенка про разрешение (неустойчивых звуков в устойчивые)

Опевание

ДО МАЖОР

Тоническое трезвучие Устойчивые ступени Неустойчивые ступени Вводные ступени Опевание устойчивых ступеней

Т 5 3 I III V ↑ I ↓ VII II IV VI ↓ VII II I III V

Домашнее задание

1. Выучи наизусть песенку, которую записали на уроке, умей петь словами и с названием нот, дирижируй. Подпиши ступени, по которым движется мелодия.

2. Напиши гамму тональности РЕ МАЖОР и все построения в тональности.

Пой гамму РЕ МАЖОР, устойчивые звуки, разрешение неустойчивых звуков в устойчивые, опевание устойчивых звуков неустойчивыми (вспоминай и повторяй песенки, которые тебе помогают это делать).

РЕ МАЖОР

Тоническое трезвучие Устойчивые ступени Неустойчивые ступени Вводные ступени Опевание устойчивых ступеней

3. Транспонируй и запиши песню «Белка» в тональности Ре мажор. Умей петь с названием нот.

1. Вспомни схему дирижирования в размере :

  • Сопровождай чтение стихов вначале прохлопыванием,

Затем дирижированием.

  • Допиши ритм в примере а).
  • Умей уверенно прохлопать любую партию в примере б).

а)

_______________________

________________________

________________________

________________________

б) ДЕРЕВЕНСКИЙ СКРИПАЧ

2. Разучи песенку, пой со словами и с названием нот, дирижируй:

ЧУДАК

Чешская народная песня

Ну и чудак! Шёл за водой, взял он – вот как! – чайник худой! Что за чудак! Рыбу удил – в речку – вот как! – сам угодил!

ПОВТОРЯЕМ ИНТЕРВАЛЫ

Интервал – это два звука, которые могут звучать одновременно или по очереди.

1. Повтори все интервалы, умей быстро и уверенно назвать количество ступеней в каждом интервале.

2. Соедини стрелочками название интервалов и цифру, которая говорит, сколько в этом интервале ступеней:

3. Посчитай и подпиши, сколько звуков-ступеней охватывает интервал, считая и звучащие и пропущенные ступени (как в образце).

4. Сыграй эти секунды на фортепиано, определи расстояние между звуками – тон или полутон?

Если полутон – значит секунда малая, перед цифрой 2 поставь букву м.

Если между звуками целый тон (два полутона) – значит секунда большая,

перед цифрой 2 поставь б.

РАЗМЕР

1. Проговори тексты стихотворений словами и ритмослогами (целая нота – это длинный слог ТО-О-О-О). Тренируйся дирижировать на 4/4. Умей прохлопать каждую строчку отдельно (со счетом, с текстом, с названием ритмослогов, молча). Потом попробуй проговаривать текст и одновременно прохлопать ОСТИНАТО сопровождения.

НОЧЬ НА ЗЕМЛЮ К НАМ СОШЛА

КУРИЦА-КРАСАВИЦА

2. Определи тональность песни, подпиши ступени, проанализируй строение мелодии (сколько фраз, похожи ли они, как движется мелодия, и т.п.). Выучи наизусть. Пой со словами и с названием нот, дирижируй.

ПАРОВОЗИК

ЗАПОМНИ!

Секунда – интервал, включающий две соседние ступени.

СЕКУНДЫ-соседние ступеньки

Оживлённо А. Колтунова

припев

4. Преврати большие секунды в малые, понижая верхний звук на полтона с помощью или :

5. Преврати большие секунды в малые, повышая нижний звук на полтона с помощью или :

6. Преврати данные малые секунды в большие с помощью или , подпиши:

МЫ ИГРАЕМ

Эстонская народная песня

2. Слышит песню весь лужок – это Юкку взял рожок. Все друзья сошлись в кружок, ти-ри-риль, играй рожок. Припев: Ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля. 3. Все танцуем, все поём, все играем – кто на чём, все танцуем, все поём, ти-ри-риль – кто на чём! Припев: Ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля.

В этой песне скобками отмечены похожие мелодические обороты.

ЗАПОМНИ!

ШАГАЮЩИЕ ТЕРЦИИ

Бодро А. Колтунова

Припев-«качели»

Игриво

до-ре-ми, до-ми, до-ми, до-ми, ре-ми-фа, ре-фа. (и дальше до конца поём с названием нот)

1. Песни «Мы играем» и «Шагающие терции» пой со словами и с названием нот, дирижируй.

2. Играй и пой восходящую секвенцию на ступенях До мажора:

3. Расставь ступени, обозначь звенья (как в примере 1) и пой нисходящую секвенцию:

4. Перемести этот мотив по ступеням тональности Ре мажор, заполни все звенья секвенции, и спой её:

6.

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА КАНИКУЛАХ? – ПОДРУЖИТЬСЯ С ИНТЕРВАЛАМИ!

ПОРАБОТАТЬ С РАЗМЕРАМИ!

ИСПРАВИТЬ ЗАДАНИЯ, КОТОРЫЕ НЕ ПОЛУЧИЛИСЬ J

(а если получалось всё – просто тренируйся:

ИГРАЙ, СЛУШАЙ и ПОЙ все задания I четверти )

1. Поставь, где нужно, диезы, чтобы все данные терции стали большими, подпиши их:

2. Построй от данных звуков малые терции, подпиши все интервалы:

3. Построй от данных звуков ВНИЗ указанные интервалы:

4. Построй цепочки интервалов от данных звуков по образцу:

5. Укажи нужный размер в музыкальных примерах:

6. Расставь тактовые черты:

1. Познакомься с новой тональностью. Напиши и пой все построения в Си-бемоль мажоре.

СИ-БЕМОЛЬ МАЖОР

Тоническое трезвучие Устойчивые ступени Неустойчивые ступени Вводные ступени Опевание устойчивых ступеней

2. Напиши белыми нотами устойчивые ступени, спой их:

3. Закрась неустойчивые ступени, подпиши все ступени, спой разрешения:

4. Подпиши ступени, уверенно играй и пой скачки со ступени на ступень:

5. Напиши указанные ступени, обрати внимание на скачки:

6. Гамму Си-бемоль мажор пой в заданных ритмах, дирижируй; пример в) – пой с ритмическим аккомпанементом (умей простучать или прохлопать каждую партию):

б)

7. Разучи новую песенку в Си-бемоль мажоре. Умей уверенно спеть со словами, с названием нот, обязательно дирижируй:

МАЖОРНЫЕ ПЕСЕНКИ-ПОДСКАЗКИ (О СТУПЕНЯХ)

Распевка-настройка в тональности (для До мажора)

Пятая, третья, первая (песенка про устойчивые ступени)

Вводные ступени

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Источник

Оцените статью