Подтянуть голос по нотам

Коррекция вокала по нотам

Чтобы исправить неидеальное исполнение вокалиста, существуют инструменты для коррекции вокала по нотам. Эти инструменты общедоступны и просты в понимании, однако, чтобы применять их на практике, необходимо наличие музыкального слуха и опыт звукорежиссерской работы. Существует два основных метода «тюна вокала по нотам»:

1. Автотюн — программа автоматической коррекции вокала. Подключается как плагин к основной звукозаписывающей программе. Принцип работы следующий:

К дорожке, которую нужно «затюнить», подключается плагин. Определяем тональность песни, выставляем ее в качестве референсного значения. Далее «Автотюн» предлагает выбрать, насколько сильно будет исправлен вокал. Чем сильнее будем «тюнить», тем менее натуральным будет казаться голос. При очень сильной коррекции вокала вместо привычного исполнения вы получите эффект, будто песню спел робот.

Зачастую, данный эффект добавляют специально, для придания голосу электронного оттенка. Если же наша цель — выровнять высоту тона голоса без побочных эффектов, мы должны учесть, что автотюн может сделать это, но в небольших пределах (в пределах тона).

Задачи коррекции вокала при больших отклонениях, решаются программой Melodyne или Logic Pro X (в лоджике десятой версии появилась возможность корректировать вокал в ручную без использования сторонних плагинов)

2. Melodyne — программа для ручной корректировки вокала по нотам. Предел возможностей этой программы гораздо шире, чем у AutoTune, но за это преимущество приходится платить временем, ведь каждую ноту надо править вручную!

В программе можно поменять высоту звука, вибрацию голоса, переходы между нотами, форманту и другие параметры. Программа отлично тюнит в пределах от полутона до терции. Если вокалист ошибается на большие значения, сделать его голос ровным без специфического компьютерного эффекта не получится. Было замечено, что самые большие погрешности исполнения достаточно хорошо исправляются в Logic Pro X.

Читайте также:  Ноты легкие для фортепиано с аккордами

Посмотрите видео, на котором происходит процесс коррекции вокала (программа Melodyne):

Послушайте, насколько лучше стала запись после коррекции вокала по нотам в программе Melodyne:

Источник

Подтянуть голос по нотам

Звуки речи формируются следующим образом. На выдохе поток воздуха проходит через ротовую и носовую полости, и в результате появляется звук.

Ниже расскажу, почему для работы над техникой речи важно заниматься постановкой дыхания.

Раскрыть тембр своего голоса может каждый человек. Секрет в том, чтобы научиться правильно дышать.

Голос легко сорвать, когда воздуха не хватает. Смысл речи при этом теряется, возникает дискомфорт. Слиш­ком большой запас воздуха в легких также мешает говорить. При неравномерном дыхании произнести фразу до конца не получается. Слова приходится из себя «выжимать» из последних сил.
Начните сознательно работать над дыханием. Следите за тем, чтобы воздуха было достаточно, распределяйте его равномерно между двумя вдохами.

Вот три основных момента в процессе дыхания: вдох, выдох и пауза.

В речи важно сократить время вдоха и паузу и продлить время выдоха. Объем грудной клетки увеличивается при сокращении межреберных мышц и диафрагмы. Это помогает набрать больше воздуха в легкие. При вдохе добивайтесь активной работы дыхательных мышц.

1. Встаньте прямо, ладонь положите на диафрагму. Затем выдохните и медленно, глубоко вдохните.

При верном выполнении упражнения рука ощущает движение стенки живота. При выдохе рука возвращается в исходное положение. Если же никакого движения нет, вдох вы сделали при помощи других мышц. В этом случае лягте на спину — диафрагма обязательно примет необходимое положение. Делайте вдох и выдох несколько раз.

2. Встаньте прямо, положите обе руки ладонями на ребра. Большой палец при этом направляйте к спине. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните.

При верном выполнении упражнения на вдохе грудная клетка расширяется, но не поднимается. При выдохе — «опадает», уменьшается в объеме.

Теперь сосредоточьтесь на работе дыхательных мышц в комплексе.

Выполните следующее упражнение

Встаньте прямо, сделайте выдох. На счет раз на вдохе втяните живот. На два — расширьте грудную клетку. На три — на несколько секунд подтяните живот еще. Затем медленный выдох.
Сначала сделать такой вдох будет непросто. Тренируйтесь систематически.

Бытовое дыхание состоит из вдоха и выдоха одинаковой длительности. После выдоха следует пауза. При активном речевом дыхании последовательность меняется: вдох, пауза и выдох. При этом выдох намного длиннее вдоха.

Дыхательная гимнастика помогает овладеть коротким вдохом и длительным выдохом. Воздух при этом важно распределять равномерно.

1. Не тренируйте дыхание в душной, пыльной или сырой комнате.

2. Не делайте упражнения после еды.

3. Занятия проводите в свободной одежде.

4. Воздух вдыхайте через нос. Выдох делайте через рот.

5. Вдох делайте бесшумно.

6. При вдохе не набирайте слишком много воздуха. Вдохнуть надо столько, чтобы осталось место еще «добрать».

7. Дышите свободно, равномерно.

8. Не переутомляйтесь. Не делайте упражнения через силу. При недомогании отложите занятия.

9. Следите за тем, чтобы плечи и ключица при вдохе не поднимались и при выдохе не опускались.

10. Стойте прямо, плечи слегка отведите назад. Голову держите прямо, ноги расставьте на ширину плеч.

Следующее упражнение поможет ощутить работу резонаторов. Встаньте в исходное положение. Выдохните воздух, затем вдохните. На выдохе протяжно произносите:

МММИ — МММЭ — МММА — МММО — МММУ — МММЫ

Делайте это на одной ноте. Звук отражается в груди, когда берете низкую ноту. Если же звучит высокая нота, резонирует голова, а звук ощущается в носовой полости.

Тоже сочетание звуков произнесите на разных нотах, переходите постепенно от низких к высоким. Теперь вернитесь обратно — от самых высоких нот к самым низким. Это упражнение рекомендуется выполнять с музыкальным инструментом, чтобы убедиться в правильности звучания голоса. Воспользуйтесь пианино, а если его нет, скачайте приложение.
Для Андроида — Perfect piano, для Айфона — Симулятор фортепиано.

1. Ни в коем случае нельзя переутомлять голосовой аппарат. На первых порах делайте упражнения 5 минут в день. Затем постепенно увеличивайте время до 10 минут в день, но систематически, ежедневно.

2. В обычной речи старайтесь не кричать, не напрягать голос.

3. Не откашливайтесь. Выпейте теплой воды, если в горле «першит». Затем проделайте первое голосовое упражнение.

4. Алкоголь и никотин травмируют связки.

5. Избегайте резкой перемены температуры.

6. При малейшем недомогании голосового и дыхательного аппарата сразу обратитесь к врачу.

2. Теперь вперед, вправо и влево. Челюсти сжаты.

3. Движение сомкнутых губ вперед, вправо, вниз, влево, вверх. Челюсти сжаты.

4. Движение сомкнутых губ вперед и затем по кругу. Упражнение делайте медленно, потом постепенно увеличивайте темп. Сначала в правую сторону, затем в левую.

5. Верхняя губа поднимается вверх, но не слишком высоко, чтобы не обнажать десен.

6. Нижняя губа опускается вниз при неподвижной нижней челюсти. В начале, если сложно удерживать челюсть неподвижной, придерживайте рукой.

1. Раскройте рот на 3 см. Язык плашмя, кончик у корней передних зубов, спинка слегка углублена. Корень языка опустите, как при зевке. Это исходное положение для правильного звукотечения.

2. Выдвижение нижней челюсти вперед.

1. Язык высуньте и опустите вниз. Затем выдвиньте вперед, поднимите вверх и уберите за зубы.

2. Кончиком языка двигайте у углов рта вправо и влево.

3. Язык заверните вверх и назад, к гладнам. Затем вернитесь в исходное положение.

Гимнастикой языка достигается эластичность перепонки под языком, вырабатывается подвижность и гибкость. Язык становится эластичным и подвижным.

1. При отработке звуков в первую очередь обратите внимание на положение частей речевого аппарата. Если язык слишком высоко поднят или губы слишком сильно раздвинуты, приведите их в нужное положение. Постоянно контролируйте себя.

2. Отрабатывайте звуки в слогах и сочетаниях с другими звуками. Полезно делать дополнительные упражнения. При отработке определенного звука придумывайте слова, в которых этот звук находится в начале, в середине и в конце. На звуки п — б: поп, баба, барабан, палуба, бензо­бак, баобаб, пупок, бибабо. Желательно подбирать слова со звуками, которые изучили, чтобы лишний раз повторить и их. При отработке согласного звука полезно проделывать упражнения на сочетания согласных. Речевой аппарат становится подвижным. Например, можно сочетать звуки П-Т и Б-Д: ПТИ—ПТЭ—ПТА, БДИ—БДЭ—БДА, ТПИ—ТПЭ—ТПА, ДБИ—ДБЭ—ДБА.

3. Каждый звук отрабатывайте до тех пор, пока не достигните четкости и беглости произношения.

4. При отработке звуков обратите внимание на те, которые произносите неправильно. Во время занятий и в бытовой речи следите за произнесением таких звуков.

5. Теперь переходите к тренировке звуков на небольших фразах и стихотворных текстах.

6. Не произносите отдельные слова, фразы, скороговорки и тексты механически. Произнесите скороговорку «Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши» с задачей: подшутить над Ромашей; пожаловаться; посплетничать; сообщить страшную новость; похвастаться; заинтриговать.

Источник

Обработка вокала: чтобы ваш голос сиял

Ведущий вокал, конечно же, является основным элементом большинства поп-музыки. Это делает его ключевой частью всего микса. Чистая запись голоса должна производиться с помощью высококачественного студийного (конденсаторного) микрофона в подходящем месте. Это неплохая отправная точка, но даже безупречные вокальные аудио записи могут совершенствоваться, пройдя соответствующую обработку. Часто это будет незаметно, но, как и во многих других аспектах микширования, дьявол кроется в деталях. Вот несколько практических советов по использованию VST эффектов для улучшения вокальной партии.

Питч: Корректируем высоту тона

Предполагается, что опытным вокалистам не потребуется корректировать высоту звука. Здесь продюсер на слух решает, что качество может быть улучшено. Профессиональные плагины коррекции питча (AutoTune, Melodyne и другие) могут автоматически выровнять фальшивую голосовую дорожку. Это действительно полезно, но надо знать о нескольких вещах.

  • Любой подключаемый модуль коррекции высоты звука должен быть помещен в первый (верхний) слот микшера. Ему нужно преобладать над любыми другими эффектами, чтобы работать лучше с чистой, необработанной версией сигнала. Это обеспечит более прозрачное исправление высоты тона.
  • Хотя редактирование питча можно применить ко всей дорожке, иногда это «излишне исправляет» красивые вокальные приемы. Злоупотребление, например, может испортить орнаментные блюзовые ноты, в которых неровности и тоновые отклонения обязательны. В конечном итоге исполнение окажется чрезмерно «ровным» и «плоским». Исходя из этого, применять обработку следует только там, где она действительно необходима, а не в большей части трека.
  • Если вы корректируете высоту звука с помощью пресловутого эффекта AutoTune, то знайте, что он активно используется. Его задействуют очень многие, порой даже избыточно, в течение многих лет. Внимательные слушатели могут отрицательно отреагировать на очередное повторение. Возможно, лучше всего будет использовать эффект разумно или придумать что-то оригинальное.

Эквализация

Вокальная партия, записанная на хороший студийный конденсаторный микрофон, не требует тонны эквалайзера. В идеале она может вообще не нуждаться в эквализации. Более эффективным здесь может оказаться выбор правильного микрофона для определённого типа пения. Наши уши настолько точно настроены на нюансы человеческого голоса, что даже маленькая порция эквалайзера способна иногда немного «законсервировать» пение вокалиста. Просто старайтесь всячески избегать чрезмерную обработку.

Конечно, в контексте музыкальной композиции может потребоваться небольшой тонкий эквалайзер. В зависимости от используемого микрофона какой-то подъем в диапазоне 5–10 000 привнесёт незначительного присутствия. Это позволит вокалу немного преобладать над остальными дорожками. Пары дБ может быть достаточно, тем более что многие высококачественные студийные микрофоны уже содержат этот вид тонкого усиления присутствия.

Особым испытанием для эквалайзера окажется вокальная дорожка, записанная вживую, посредством сценического микрофона, такого как SM58 / 57. Получаем комбинацию менее воздушных верхних частот динамического сценического микрофона и усиления НЧ. Это результат эффекта близости (когда направленный микрофон находится близко ко рту певца). Здесь может потребоваться небольшая поправка эквалайзером. Широкий провал на несколько дБ в низких частотах примерно на 200 Гц помогает убрать излишне басовый тон. Рекомендуется поднять ползунки в диапазоне 10K+, что добавит немного приятной атмосферы. Не стоит ожидать, что это приведет к идеальным ВЧ и прозрачности, подобно студийным конденсаторным микрофонам.

Компрессия

Сжатие неоднократно используется в вокале, ведь многие исполнители имеют излишне широкий динамический диапазон. Лучшие певцы берут его на вооружение для создания драматического музыкального эффекта. Стоит помнить, что обширные колебания уровня в миксе могут сделать вокал слишком громким или чересчур мягким в разных частях песни. Это зависит от динамики минусовки. Компрессия может сохранить тональность и музыкальный эффект более агрессивного или более непринужденного пения, выровняв реальный уровень громкости. Чаще всего это сглаживание должно быть четким. В единичных ситуациях звучание голоса намеренно сжимают для придания «театрального» музыкального эффекта. Это полезно только тогда, когда такая обработка соответствует песне / музыкальному стилю.

Есть несколько способов добиться стабильной вокальной компрессии. Если уровни певца преимущественно равны, но случайное слово или фраза выскакивает слишком сильно, порог компрессора можно установить на более высокое значение, с большим соотношением (6:1, 8:1). Так вы сможете ограничить уровень только этих битов. В остальных случаях можно «ровнять» на пониженных значениях регулятора Ratio (3:1, 4:1). Таким образом сжатие будет применяться на всех уровнях. При втором подходе наиболее громкие отрезки исполнения все равно будут сжаты сильнее, чем более тихие фразы. Общее выравнивание может быть значительно тоньше. Нередко использование двух компрессоров последовательно, как указано выше, для управления различными аспектами детализации.

Конкретные настройки компрессора сильно зависят от его типа и внутреннего алгоритма, который он использует для определения уровня и применения изменения усиления. Многие микшировщики порекомендовали бы оптический компрессор для вокала, такой как знаменитый Teletronix LA-2A. Можно также выбрать что-то среди программных эмуляций (VST плагинов), которые имеют несколько элементов управления для упрощения использования. Большинство таких эффектов могут предоставить множество желаемого сжатия / выравнивания. Они подойдут для превосходного общего контроля уровня в миксе, не делая вокал действительно сжатым.

Время и пространство

Конечно, для вокала обычно используются эффекты, основанные на времени. Самыми популярными из них являются реверберация и задержка. Все слышали, как пение в ванной делает голос полнее и эпичнее благодаря атмосфере помещения и его отражающим поверхностям. В то время как в некоторых музыкальных жанрах требуется относительно сухой фронтальный ведущий вокал, в большинстве случаев небольшая реверберация или окружающая среда добавляют голосу приятную глубину. Однако чрезмерное его использование может отодвинуть вокал на задний план микса, поэтому очень важно грамотно сбалансировать звучание. Изредка добавление небольшой задержки перед началом реверберации может предотвратить ненужное искажение голоса. Это позволяет использовать больше реверберации, не делая вокальный звук очень отдалённым. Такой параметр можно найти в некоторых продвинутых ревербераторах типа Giant Verb (обычно обозначается как Pre-Delay).

Современные VST плагины реверберации предоставляют множество типов этого эффекта. Для более тонкой атмосферы хорошим выбором станет пресет небольшой комнаты. На определённых вокалах будет уместно применение имитации старого механического устройства с подвешенными металлическими пластинами (Plate). Это сделает ваши голосовые аудио записи красивее и ярче.

Помимо реверберации, иногда добавляется дискретная задержка (эхо). Она помогает придать вокалу небольшую глубину, не помещая его полностью в искусственное пространство. Классическая версия этого эффекта называется Slap Echo. Обычно это запаздывание в 100–150 миллисекунд или около того, часто синхронизированная с темпом песни. Обратная связь может быть добавлена для повторяющихся эхо. Многие плагины Delay / Echo умеют воссоздавать звучание старых аналоговых (аппаратных) устройств. Они зачастую обладают более теплыми задержками, имитирующими высокочастотные потери в лентопротяжных механизмах или схемах типа «Bucket Brigade». Это создаст более утончённый тон эхо-эффекта.

Удвоение

Очень короткие задержки (около 15-20 миллисекунд) можно использовать для имитации двух или более вокалистов, поющих вместе одну и ту же партию. Вокальная дорожка дублируется, на копию накладывается Delay-эффект, и оба смешиваются вместе. Без банального эха сдвоенная вокальная партия часто имеет более полную и богатую тональность. Такое удвоение принято называть ADT (Artificial Double-Tracking). В аналоговую эпоху это первоначально было сделано с помощью дополнительного магнитофона, проигрывающего задержанный (дублированный) сигнал. Некоторые современные плагины имитируют тёплый, насыщенный характер удвоения на магнитной ленте. Иногда минимальное тонкое смещение высоты тона сочетается с дублированием, когда копии со смещенным питчем панорамируются в стороны для получения чуть более обширного вокального образа.

Xtra FX

Хотя при записи вокала традиционно избегают искажения, можно прибавить небольшое преднамеренное ухудшение, чтобы придать вокалу более агрессивный тембр. Это может быть имитация насыщенности ленты или даже Robovoice, если использовать плагины искажающих гитарных усилителей. Чтобы сохранить разборчивость, необходимо смешивать чистый вокал с небольшим количеством искаженного, обработанного голоса. Это обеспечивает максимальное наложение без ущерба для основного вокального звука.

Вершина айсберга

Конечно, это был лишь базовый этап некоторых стандартных техник настройки и улучшения вокальных треков. Отдельно выбранные эффекты и то, как они работают в конкретном миксе, было бы подходящей темой для более глубокого обсуждения. Надеюсь, этот беглый взгляд укажет начинающим битмейкерам и аранжировщикам интересные направления для творчества.

Источник

Оцените статью