Упражнение № 1. Объясните правописание выделенных слов.
подытожить | итог |
разыграть по нотам | |
доисторическое событие | |
безымянный палец | |
провести обыск | |
безыскусственная улыбка | |
подыграть на гитаре | |
изыскать средства | |
подыматься в гору | |
разыграть друзей | |
поступить в пединститут | |
предыдущий отчёт | |
небезынтересный случай | |
отыгранное очко | |
обыскать преступника |
Упражнение № 2. Вставьте пропущенные буквы. Обоснуйте свой выбор.
за_грать – раз_грать | до_юньский – пред_юньский |
до.скаться – под_скать | за_нтересоваться – без_нтересный |
до_нфарктный- пред_нфарктный | на_менование – без_мянный |
за_скриться – без_скровой | до_грать вальс – раз_гранный жребий |
про_нформировать – дез_нформировать | по_грать в игру – с_грать шутку |
до_сторический – пред_стория | вз_мать налоги – под_мать тяжести |
сверх_скусный – без_скусный | предложить контр_гру – с_гранный |
Упражнение № 3. Вставьте пропущенные буквы.
Пред _ стория, под _ скать, под _ грать, сверх _ндустриальный, рыб_инспектор,борт_нженер, без_сходность, пост_нфарктный, про _ грыш, пред _ стоки, спец _ сследователи, контр _ гра, без _ нициативный, с _ скать, без _ сходное, с _ мпровизировать, раз _ гранный жребий, уголовный роз _ ск, сверх _ зысканные манеры, с _ грать шутку, с _ змала закаляться, небез _ нтересный фильм, вз _ мать долги, вз _ скательный вкус, без _ нициативный работник.
Упражнение № 4. Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание
1) С _ змальства изучил он каждую прибрежную дорожку, каждую тр _ пинку в л _ су. 2) Научные из _ скания завершились успешно. 3) Раз _ гралась в небе в _ юга. 4) Коми _ ия под _ тож _ ла результаты проверки. 5) Нас оставалось только трое у незнакомого посёлка на без _ мянной выс _ те. 6) Юноша оказался вялым, без _ нициативным. 7) В мед _ нститут поступили многие учащиеся.
1. Выпишите слова с проверяемой безударной гласной в корне слова. ________________________________________________________________________________
2. Выпишите слова, в которых звуков больше, чем букв.______________________________
________________________________________________________________________________
3. Выпишите словосочетание со связью примыкание. _______________________________
4. Выпишите частицу из 5- ого предложения _______________________________________
5. Подберите синоним к слову вялый из 6-ого предложения. __________________________
6. Замените словосочетание тропинка в лесу (предложение 1), построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование.
________________________________________________________________________________
Упражнение № 5. Тренировочный тест по теме «ГЛАСНЫЕ И-Ы ПОСЛЕ Ц»
Укажите, в каком слове пишется И | 1) по_нтересоваться 2) раз_скать 3) под_тожить 4) без_скусный | |
Укажите, в каком слове пишется Ы | 1) без_дейный 2) спорт_нвентарь 3) мед_институт 4) архи_нтересный | 1 |
Укажите, в каком слове пишется Ы | 1) сверх_зысканный 2) по_сковый 3) контр_гра 4) с_щет | 1 |
Укажите, в каком слове пишется И | 1) с_мпровизировать 2) без_мянный 3) при_скать 4) без_звестный | 4 |
Укажите, в каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ы | 1) пан_сламизм, сверх_ндустриальный, при_сковый, об_ск 2) пед_нститут, сан_нспекция, вз_рать, пред_дущий. 3) меж_здательский, вз_скание сверх_нтеллигентный, про_гнорировать 4) вз_скательный, пред_юльский, об_грать, пред_нфарктный | 3 |
Укажите, в каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется И | 1) под_тожить, пост_мпрессинизм, транс_ранский, без_мянный 2) с_мпровизировать, вз_мание, пере_зданный, мед_нститут 3) за_нтриговать, спорт_нвентарь, дез_нфекция, сверх_ндустриализация | 4 |
Укажите, в каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква. | 1) сам_здат, пед_нститут, дез_нформировать, с_гранный 2) с_змала, от_гранный, роз_ск, без_скусный 3) меж_нтернатский, супер_гра, сверх_дея, вз_грать 4) недо_мки, за_грался, из_ски, без_нициативный | 3 |
2 |
ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК.
Изменяемые приставки
Гласные и согласные в приставках В-, ДО-, ЗА-, НА-, О-, ПЕРЕ-, ПО-, ПРО-, С-, ОБ-, ОТ- НАД-, ПОД-, ПОДО-, ПРЕД- и др. на письме не изменяются, независимо от произношения. Нужно запомнить
Нужно знать правило
Приставки на …З (С)
Приставки | Правило | Примеры |
На …З | Пишется …З-, если после корня следует звонкий согласный | Разбудить, извержение |
На …С | Пишется …С -, если после корня следует глухой согласный | Расколоть, исчезнуть |
Приставки при— и пре
Приставки | Правило | Примеры |
1. Присоединение, прибавление, приближение | Пришить, прибить, привязать, прийти, приехать | |
2. Близость | Пригородный, приморский | |
3. Неполнота действия | Приоткрыть, припрятать | |
4. Сопутствующее действие | Присвистывать, притопывать | |
1. Высшая степень (=очень) | Предобрый, преуспевать | |
2. Близко по значению к приставке =пере= | Пресечь, преодолеть |
Примеры для орфографической разминки:
Дошел, зашел, нашел, пошел, вошел, прошел, обошел, перешел, подбил, подъехал, обвил, оттолкнул, подсчитал, предвоенный, вбежал, сбежал, обжигать, озарить, отбирать, отдать, отрастить, перебирать, подстелить, представить, сбегать, сбить, сгонять, сгореть, сделать, надписать, обслужить, отдохнуть, оттолкнуть, подбросить, поддержать, подписать, подточить, сдуть, сгустить, сжимать, срослись две березки.
Раззадорить, расстроиться, рассечь, рассчитать, разбрызганный, развлечься, раздаривать, разгорячённый, раскалённый, раскопанный, раскормленный, распевать песни, рассеянный, рассказчик, растерянный, расцеловать, расхаживать, расчёсывать, расшибиться приехать, прибытие, прибывает (вода, поезд), прислоняться, приклонить (ухо к чему-нибудь), припасть, прием, прибрежный, прибежать, привезти, приморье, привязать, прирасти, пристроить, приобрести, пресильный, пренеприятный, предлинный, преуменьшать, преувеличивать, пресытиться, преобладать, преимущество, превзойти, преисполненный, превознести, престарелый, преинтересный
Источник
§ 4. Гласные и-ы после ц.
В соответствии с произношением после русских приставок, оканчивающихся на согласный.
после приставок меж- и сверх-
после гласных: выиграть
после иноязычных приставок: контригра
в сложносокращённых словах спортинвентарь, пединститут
в слове взимать
Примеры для орфографической разминки:
Подыскать (искать), безымянный (имя), предыдущий (идти), обыскать (искать), сыгранный (играть), разыграть (играть).
Искать — подыскать, взыскать, взыскательный, изысканный;игла — безыглый;искус — безыскусный, безыскусственный;итог — подытожить;идущий — предыдущий;имя — безымянный, безыменный;идея — безыдейный;инициатива — безынициативный;история — предыстория;инфаркт — предынфарктный;интересный — небезынтересный.
Сверхизысканный, сверхинтересный, межинститутский, межирригационный; дезинформация, дезинструктор, дезинфекция, контрибуция, контригра, субинспектор, трансиндийский, трансиорданский, панисламизм, постинфарктный, постимпрессионизм, постинфекционный.
Упражнение № 1. Объясните правописание выделенных слов.
разыграть по нотам
подыграть на гитаре
подыматься в гору
поступить в пединститут
Упражнение № 2. Вставьте пропущенные буквы. Обоснуйте свой выбор.
до_грать вальс – раз_гранный жребий
по_грать в игру – с_грать шутку
вз_мать налоги – под_мать тяжести
предложить контр_гру – с_гранный
Упражнение № 3. Вставьте пропущенные буквы.
Пред _ стория, под _ скать, под _ грать, сверх _ндустриальный, рыб_инспектор,борт_нженер, без_сходность, пост_нфарктный, про _ грыш, пред _ стоки, спец _ сследователи, контр _ гра, без _ нициативный, с _ скать, без _ сходное, с _ мпровизировать, раз _ гранный жребий, уголовный роз _ ск, сверх _ зысканные манеры, с _ грать шутку, с _ змала закаляться, небез _ нтересный фильм, вз _ мать долги, вз _ скательный вкус, без _ нициативный работник.
Упражнение № 4. Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание
1) С _ змальства изучил он каждую прибрежную дорожку, каждую тр _ пинку в л _ су. 2) Научные из _ скания завершились успешно. 3) Раз _ гралась в небе в _ юга. 4) Коми _ ия под _ тож _ ла результаты проверки. 5) Нас оставалось только трое у незнакомого посёлка на без _ мянной выс _ те. 6) Юноша оказался вялым, без _ нициативным. 7) В мед _ нститут поступили многие учащиеся.
Источник
Правописание «подытожить»: правило и обоснование, употребление
Слово «подытожить» правильно пишется через «ы», так как подчиняется тому же правилу, что и «предыдущий», «сыграть», и многие другие: в них происходит замена гласных «и» – «ы», см. ниже. Неправильное, без замены, написание «подитожить» свидетельство не просто безграмотности, но элементарного неумения пользоваться языком для выражения своих мыслей. Или же просто отсутствия таковых в более-менее ясно осознанном виде.
Правило
Упомянутое вначале правило гласит следующее: если приставка к слову оканчивается на твёрдую согласную, а его корень начинается на «и», то вместо исходной буквы нужно писать «ы». Относится оно к категории правил так называемого фонетического (звукового) согласия (согласования).
Обоснование
В целом, в общем, глобально, фонетическое согласие основано на том, что грамматика предназначена для упорядочивания и облегчения пользования языком, а не для того, чтобы его запутать. Исходит же грамматика из произношения: чем легче выговорить, тем проще написать безошибочно. Произношение для выработки правописания усредняется и фонетически (по звучанию) сглаживается. Были попытки создания грамматик по принципу «пишем точно так, как говорим», напр. белорусской. «Бяроза», «дзяўчына», «колас», «малако», и др., действительно, ближе к живому белорусскому говору. Но индивидуальные различия произношения всегда настолько велики, что разработанные на указанной основе грамматические нормы лишают язык доброй доли выразительности. Янка Купала, Якуб Колас (а кто ещё белорусские классики? Янка Мавр?) по глубине проработки темы одарённейшие писатели, но можно ли их творения, при всём глубоком искреннем уважении к труду, таланту, интеллекту и культурно-образовательному уровню авторов, сопоставить с русскими той же поры, хотя бы второго эшелона? Сила русского языка не только в том, что он чисто флективный (таких языков немало), но более в отлично сбалансированной грамматике.
Однако ближе к делу. Произношение чёткой гласной после твёрдой взрывной. свистящей или звонкой согласной даётся с некоторым затруднением: между фонем (звуков букв) возникает так называемое зияние (лакуна), вынуждающее проглатывать звук.
- Если гласная «е» или «ё», закрыть зияние помогает твёрдый знак: «подъезд», «подъёмник», «съезд», «съём», «разъезд», «разъём».
- Но если попытаться выговорить нечто вроде «подъитожим», то в горле почувствуется спазм. Поэтому языковеды (лингвисты, филологи, грамматики) и сошлись на том, что слова с «и» в начале корня после «д», «с» или «з» в конце приставки нужно писать слитно с заменой на«ы»: «подыграть», «сыскать», «розыгрыш».
Лучшего варианта нет; попытки ввести написание через дефис или раздельное приводят к неразрешимым лингвистическим противоречиям.
Значение
Слово «подытожить» в русском языке имеет следующие значения:
- Дать окончательное заключение, сделать вывод, подвести черту, подбить бабки: «Итак, подытожим: замечаний по дизайн-проекту у вас больше нет?» Синонимы: «заключить», «определиться», «резюмировать», «расставить точки надi».
- Свести в одно количественные (исчислимые) величины, вычислить сумму: «Мария Ивановна, прошу вас в течение сегодняшнего дня подытожить расходы по смете и предоставить конечный итог мне». Синонимы: «высчитать», «вычислить», «подбить», «подсчитать», «просуммировать», «свести». Частичный – «сопоставить».
- Прояснить и упорядочить результаты действия, процесса или явления: «Подытожив все влияния естественных выбросов метана в Арктике на глобальное потепление, приходим к выводу об их весомом значении в планетарном масштабе». Синонимы: «высчитать», «заключить», «определиться», «подсчитать», «сопоставить».
Грамматика
«Подытожить» – переходный глагол совершенного вида. Состоит из приставки «под-», корня «-ытож-», суффикса «-и-» и глагольного окончания «-ть». Постановка ударения и разделение переносами поды-то́-жить; односложные приставки переносами не разбиваются! Спрягается таким образом:
- (Я) подыто́жу (будущ.)/ подыто́жил (прошедш. муж.)/ подыто́жила (прош. жен.)/ подыто́жил(а) илиподыто́жил(а) (сослагательн.)/ (Я/мы) подыто́житьили (Мне/вам) подыто́жить (повелительн.).
- (Мы) подыто́жим (будущ.)/ подыто́жили (прошедш.)/ подыто́жили или подыто́жили (сослагательн.)/ подыто́житьили (Мне/нам) подыто́жить / подыто́жим / подыто́жимте (повелительн.).
- (Ты) подыто́жишь (будущ.)/ подыто́жил(а) (прошедш.)/ подыто́жил(а) илиподыто́жил(а) (сослагательн.)/ подыто́жь (повелительн.).
- (Вы) подыто́жите (будущ.)/ подыто́жили (прошедш.)/ подыто́жилиилиподыто́жили (сослагательн.)/ подыто́жьте (повелительн.).
- (Он) подыто́жит (будущ.)/ подыто́жил (прошедш.)/ подыто́жилилиподыто́жил (сослагательн.)/ подыто́жит (повелительн.).
- (Она) подыто́жит (будущ.)/ подыто́жила (прошедш.)/ подыто́жилаилиподыто́жит (сослагательн.)/ подыто́жит (повелительн.).
- (Оно) подыто́жит (будущ.)/ подыто́жило (прошедш.)/ подыто́жилоилиподыто́жило (сослагательн.)/ подыто́жит (повелительн.).
- (Они) подыто́жат (будущ.)/ подыто́жили (прошедш.)/ подыто́жилиилиподыто́жили (сослагательн.)/ подыто́жат (повелительн.).
Действительное причастие прошедшего времени подыто́живший. Страдательное – подыто́женный. Деепричастия прошедшего времени подыто́жив, подыто́живши.
Переходность и вид
Если глагол переходный, это значит, что действующий субъект (в данном случае человек; возможно – компьютер) совершает действие над чем-то, а не делает что-то сам по себе. К примеру, «бежать» глагол непереходный – бегун сам бежит, он не погонщик.
Совершенный вид глагола означает, что действие уже совершено либо совершается и близко к завершению, или ничто не препятствует его завершить. Если что-то только ещё предстоит совершить, или действие в начальной стадии и результат его неясен, то употребляются соответствующие глаголы несовершенного вида; в нашем случае – подытоживать. Например: «Подытоживайте смету, а выйдете на определённый результат – немедленно докладывайте». Как явствует из него, в речи глаголы несовершенного вида более всего употребляются в повелительном наклонении.
Источник