Поет александра стрельченко ноты

Ноты, Аккорды — Григорий Пономаренко — песни

Песенники, сборники нот для фортепиано в pdf


Г. Пономаренко
А Волга грустить не дает

Песни (голос, баян)
“Нижне-Волжское книжное издательство”, 1969г.

  • Что такое Россия. Сл. П. Рублева
  • Не быть нашей Волге чужою рекой. Сл. П. Рублева
  • Незабытые давние дни. Сл. В. Дюнина
  • Моя голубая звезда. Сл. В Дьяченко
  • Я люблю снега России. Сл. В. Бокова
  • А.Волга грустить не дает. Сл. В. Дьяченко
  • Любила, да позабыла. Сл. П. Черняева
  • Ты послушай, ветер шалый. Сл. М. Пляцковского
  • Ах, любовь, моя любовь. Сл. В. Бутенко и Георгиева
  • Шла Танюша. Сл. В. Бокова
  • А где мне взять такую песню. Сл. М. Агашиной
  • По бережку, по бережку. Сл. В. Бокова
  • Ой, ты, зимушка, зима. Сл. П. Рублева
  • Пойду молода погуляю. Сл. В. Бокова
  • Слышишь, мама. Сл. В. Дьяченко
  • Ты зачем ревнуешь, маешься. Сл. М. Пляцковского
  • Радуй меня и люби, Сл. В. Бокова
  • Ветер, ветер, ветерочек. Сл. В. Бокова
  • Не жалею, не зову, не плачу. Сл. С. Есенина
  • Колокольчик. Сл. В. Бокова
  • Что было, то было. Сл. М. Агашиной
  • Меня несет волна. Сл. В. Харитонова
  • Песня об Астрахани. Сл. Ю. Маркова
  • Как моего миленка звать. Сл. О. Гаджикаcимова
  • Что ж ты, милая, хорошая, забыла. Сл. В. Бокова
  • Нарьян-Мар, мой Нарьян-Мар. Сл. И. Кашежевой
  • Целует осень на прощание. Сл. Л. Шишко
  • Про Федьку. Сл. В. Бурыгина
  • Любовь моя неразделенная. Сл. В. Лукьянова
  • Ой, ты, Волга, пой со мной. Сл. В. Бурыгина
  • Тополя. Сл. Г. Колесникова
  • За кого я выйду замуж. Сл. П. Касаткина
  • По грибы. Сл. Б. Бокова
  • А снег повалится, повалится. Сл. Е. Евтушенко
  • Метель пусть вьюжится. Сл. О. Гаджикаcимова
  • Оренбургский пуховый платок. Сл. В. Бокова
  • Балалайка. Сл. Л. Ахвледиани
  • Бородинское поле. Сл. В. Семернина
  • Мы о вас не забыли. Сл. М. Агашиной
  • Растет в Волгограде березка. Сл. М. Агашиной
  • Лебединая верность. Сл. В. Дьяченко

Скачать ноты

Спасибо Ирине за сборник!


Г.Пономаренко
Золотаюшка

Лирические и шуточные песни для русского народного хора, солистов, дуэтов и трио в сопровождении баяна
«Куйбышевское книжное издательство», 1964г.

Пономаренко Григорий Федорович родился в 1921 году в селе Моровске, Черниговской области, в семье крестьянина-бедняка.
Юношеские годы провел в г. Запорожье на Днепре; бил баянистом, участвовал з фестивалях и олимпиадах; 12 лет работал в ансамбле погран-войск НКВД УССР, прошёл с ним все фронтовые дороги.
В 1939 году появилась его первая песня «По широкой улице».
В 1952 году был организован Государственный волжский народный хор. Г. Ф. Пономаренко пригласили туда работать в качестве ведущего баяниста и композитора. Он объездил все Поволжье, прослушал и записал множество народных песен. В этом коллективе развернулось творчество композитора.
В 1960 году Г. Ф. Пономаренко было присвоено почетное звание заслуженного артиста РСФСР.

Над Волгою гудки гудят. Слова В.Бокова
У нас под Куйбышевом. Слова В. Алферова
Молодой агроном. Слова В.Бокова
Таежный вальс. Слова А. Вятского
Возьму синие ведерочки. Слова В.Бокова
Вьюга, вьюга, вьюга. Слова В. Бокова
Туфельки. Слова В. Бокова
Непутевый паренек. Слова В. Бурыгина
Ой ты, волжская волна! Слова В. Бурыгина
Глазки карие. Слова В. Бокова
Ой, снег-снежок. Слова В. Бокова
Оренбургский пуховый платок. Слова В. Бокова
Жигулевские страдание Слова В. Бокова
Ох, сердце мое. Слова В. Бурыгина
Мы ребята — трактористы. Слова В. Бурыгина
Не вяль, шелкова травушка. Слова В. Бокова
Белый снег Слова В. Бокова.
Люблю и парня-волгаря. Слова Логинова,
Волга-реченька шумела. Слова В. Бокова
Играй, гармонь-тальяночка. Слова В. Бурыгина
Ой ты, ночка, ночь весенняя. Слова В. Бурыгина
Скамеечка. Слова В. Бокова
Я девчонка молодая. Слова В. Бокова
Золотаюшка. Слова М. Исаковского
Разговорчивый агроном. Слова В. Бурыгина
Трынды-рынды. Слова А. Скоромыкина
Ивушка. Слова В. Алферова

Скачать ноты к песням

Спасибо Ирине за сборник!


Г.Пономаренко
Я обязательно вернусь

составитель Вероника Журавлева-Пономаренко
«Краснодарские известия», 1997г.


Григорий Пономаренко
Песни на стихи Есенина

для голоса в сопровождении баяна
“Советский композитор”, 1978г.
номер с4687к
(pdf, 3.54 Мб)

  • СЫПЬ, ТАЛЬЯНКА
  • НАД ОКОШКОМ МЕСЯЦ
  • НИКОГДА Я НЕ БЫЛ НА БОСФОРЕ
  • ЗАИГРАЙ, ИГРАЙ, ТАЛЬЯНОЧКА
  • ВОТ ОНО, ГЛУПОЕ СЧАСТЬЕ
  • Я ПО ПЕРВОМУ СНЕГУ БРЕДУ
  • НУ, А Я—КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН
  • ВЫТКАЛСЯ НА ОЗЕРЕ
  • КОРОЛЕВА
  • ЭХ, ЛЮБОВЬ-КАЛИНУШКА
  • НЕ БРОДИТЬ ,НЕ МЯТЬ В КУСТАХ БАГРЯНЫХ
  • ЭХ ВЫ, САНИ! А КОНИ, КОНИ!
  • НЕСКАЗАННОЕ, СИНЕЕ, НЕЖНОЕ
  • ЗАМЕТАЛСЯ ПОЖАР ГОЛУБОЙ
  • ОТГОВОРИЛА РОЩА ЗОЛОТАЯ
  • ПУСКАЙ ТЫ ВЫПИТА ДРУГИМ
  • НЕ ЖАЛЕЮ, НЕ ЗОВУ, НЕ ПЛАЧУ

Скачать ноты


Г. Пономаренко
Песни

для голоса (хора) в сопровождении фортепиано (баяна)
«Советский композитор», 1972г.
номер с2491к

Волга научила песни писать

. «Ивушка». Где не звучала она? Кто не знает ее? Напевная, раздумчивая, она словно вобрала в себя всю красоту волжских берегов, задумчивость ее закатов, тихую, неподвижную грусть плесов.
Двадцать лет назад эта песня прозвучала в исполнении Волжского хора. Люди впервые услышали фамилию ее автора — Григория Пономаренко.. Сейчас Григорий Пономаренко — популярный композитор, заслуженный артист РСФСР, чьи песни звучат не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.
А тогда. Тогда никому неизвестный молодой музыкант приехал в Куйбышев, на Волгу, со смутным предчувствием найти себя, с мучительной и неодолимой жаждой к творчеству.

Создавался Волжский хор. Руководитель коллектива Петр Милославов искал музыкантов, молодых, увлеченных, любящих русскую песню. В Москве его познакомили с Григорием Пономаренко, баянистом из оркестра имени Осипова. Так будущий автор «Ивушки» оказался на Волге.
Новому коллективу нужны были свои- песни. Для хора писали многие. Пробовал и Пономаренко. Однажды ознакомился Милославов с его работами и сказал:
— Поезжай-ка ты, Гриша, по Волге да послушай, как и о чем народ поет. Поучись у народа.
Григорий Пономаренко прислушался к словам своего учителя. Он проехал по всей Волге от Ярославля до Астрахани. Слушал рь-. записывал песни. Те, которые веками складывал народ. Они были лучшими учебниками, по которым учился Пономаренко. Позже композитор так рассказывал о своей поездке:
— Я словно прикладывался к чистейшим родникам, когда, слушал народные песни. В них — первозданность, естественность, правдивость чувств. Моя главная консерватория — Волга с ее неповторимыми песнями. И теперь я с полным правом могу сказать так: Волга научила меня песни писать.
Из поездки Пономаренко привез около трехсот народных песен. Многие из них впоследствии зазвучали в его обработках. Но главный багаж — это собственные песни, которые вскоре появились в программах хора: «Эх, Волга-речка, не боли сердечко», «Весна заречная», «Гармонь певучая». Песни эти запели не только на Волге, они разлетелись по всей стране. Но, пожалуй, самой большой удачей тех лет была «Ивушка».
Так на Волге рождались сразу и хор, и композитор.
. С тех пор прошло много лет. За это время Григорий Пономаренко создал немало разных по своему характеру песен. Прозвучав однажды, многим полюбились песни «Ой, снег-снежок», «Золотаюшка», «Выходил на поля молодой агроном», «Я назову тебя зоренькой», «Оренбургский пуховый платок», «Колокольчик», «Эх, сани-сани», «Тополя». В последнее время стали популярными «Что было, то было», «Не жалею, не зову, не плачу», «А где мне взять такую песню». Эти песни звучат всюду: с эстрады, в заводских и сельских клубах, по радио и телевидению. Но чаще всего их поют просто так, для себя, как говорят, для души. И это ли не высшая награда автору?
Григорий Пономаренко пишет песни на слова многих поэтов, обладающих разными творческими почерками. Но есть круг авторов, с которыми его связывает постоянная творческая дружба. Это Василий Алферов, Маргарита Агашина, Вениамин Бурыгин. Многие песни, которые стали популярными, написаны на слова поэта Виктора Бокова, творчество которого народно по своей сути.
Сейчас время предъявляет новые требования к песне: она все больше наполняется содержанием, мыслью. Сказалось это и на творчестве Пономаренко. Он создает произведения на темы большого гражданственного звучания. К 100-летию со дня рождения В. И. Ленина им был написан песенный цикл «Родился Ленин», получила всенародное признание песня «Растет в Волгограде березка», воспевающая героизм защитников легендарного Сталинграда.

В последнее время композитор обратился к Сергею Есенину. Совсем недавно он завершил работу над циклом, который включает семь песен на есенинские стихи.
Творчеству Григория Пономаренко посвящен цветной музыкальный фильм «А где мне взять такую песню», снятый Волгоградской студией телевидения. В фильме песни композитора звучат в исполнении коллективов и солистов, с которыми Пономаренко связывает постоянная творческая дружба. Это хор русской песни Всесоюзного радио, Волжский хор, Омский хор, грузинский ансамбль «Орэ-ра», солистки Людмила Зыкина, Ольга Воронец, Александра Стрельченко, Анна Черкинская, Тамара Прогунова, Нани Брегвадзе. В фильме представлены и зарубежные исполнители — японский ансамбль «Императорские рыцари», югославская певица Лилиан Петрович.
Сейчас Григорий Пономаренко живет в Волгограде, на Волге, без которой он уже просто не мыслит ни себя, ни своей работы. Живет, как все, просто и не шумно. То грустит, то радуется. Потом возьмет баян, и баян запоет о березах, и зорях, о труде и счастье, о любви и верности, о наших городах и селах. Запоет баян о России.
Виктор Дюнин

  • Звезды России. Слова П. Леонидова
  • Колыбель корабельная. Слова П.Леонидова
  • У меня семья большая. Слова П. Градова
  • Русский лес. Слова Дм. Смирнова
  • Зима платочком машет. Слова В. Дюнина
  • Голубые гусли. Слова В. Семернина
  • Ругает маменька меня. Слова В. Кузнецова
  • Я назову тебя зоренькой. Слова В.Бокова
  • Не бродить, не мять в кустах багряных. Слова С.Есенина
  • Не жалею, не зову, не плачу. Слова С. Есенина
  • Отговорила роща золотая. Слова С. Есенина
  • Бабье лето. Слова С. Красикова
  • А любовь все жива. Слова В. Бокова
  • Осень ко мне постучала. Слова В. Дюнина
  • А где мне взять такую песню. Слова М. Агашиной
  • Осень золотая. Слова В. Бурыгина и В. Семернина
  • Мы песенку за руку ведем. Слова В. Семернина

Скачать ноты

Источник

Поет александра стрельченко ноты


Народная артистка РСФСР, лауреат международного конкурса, профессор. Родилась 2 февраля 1937 года на станции Чаплино Днепропетровской области. Отец – Стрельченко Илья Евгеньевич (1911–1941). Мать – Стрельченко Полина Павловна (1916–1945).

Исполнителю на современной эстраде трудно найти свое, то единственное, что кроме него никто не скажет, не увидит, не откроет слушателю новую страницу в избранном жанре. Впрочем, это было непросто всегда. И среди огромного количества артистов, посвятивших свое творчество русской песне, искусство Александры Стрельченко выделяется особо. Не только яркой одаренностью, но и вдумчивым, тонким подходом к музыкальному материалу, умением увидеть в скромном и незатейливом глубину и поэзию чувств, красоту души народа, создавшего и сохранившего свои неувядающие песни.
«Она сама как русская песня!» – эта фраза, сказанная одним из слушателей после концерта Александры Стрельченко, стоит многих многостраничных рецензий. Она точно и образно характеризует впечатление, которое получаешь, слушая в ее исполнении старинные и современные русские песни. Образ женщины, созданный ею на сцене, сродни тем песням, которые она поет. Скромная и гордая, добрая и сильная, нежная и любящая – такой представляется она.

Любовь к песне Александра Стрельченко впитала с молоком матери. В семье пели все: отец, мать, сестры. Очень любили слушать пластинки. Первое яркое и незабываемое впечатление от русской народной песни связано с именем Лидии Андреевны Руслановой. Замечательная артистка увлекла ослепительной красотой и правдой, покорила душевной щедростью. Поэтому мечта стать певицей с детства захватила маленькую Сашу. Но судьба распорядилась иначе.
В первый же год войны на фронте погиб отец, в 1945 году, не выдержав тяжести нечеловеческих испытаний, умерла мать. Остались голодное сиротство троих маленьких детей (были еще сестра и брат), потом – детский дом, уже после войны, школа. Трогательно чистым голосом девочка публично исполняла свои первые, запомнившиеся от начала до конца, популярные советские песни «Одинокая гармонь» и «Орленок». Теперь Александра Ильинична вспоминает, что только песня была в нелегкие годы ее другом, ее настоящей опорой. Маленькая, худенькая, курносая, в веснушках, – кто ее заметит? А как споет, еще попросят, и не только внимание обратят, накормят, но и ласковое слово скажут, в чем больше всего, может быть, нуждается человек.

После окончания школы несколько месяцев Александра работала нянечкой в детском саду, а потом решила поступать в Ленинградский педагогический институт – была уверена, что сможет стать хорошим воспитателем, отдавать людям то, чего сама была лишена. Поступила на заочное отделение, но дипломированной воспитательницы из нее так и не получилось.
Зимой 1958 года она приехала в Ленинград сдавать сессию. В это время там гастролировал Воронежский народный хор. Концерт настолько разбередил душу и всколыхнул, казалось бы, забытую мечту стать певицей, что Александра не удержалась, пошла за кулисы и сказала: «Возьмите меня к себе, хочу петь!» В антракте ее прослушали руководители, почти весь хор, и решение было — взять. «Приезжай в Воронеж», – сказали. Поехала без малейших колебаний и, с молниеносной, на удивление хормейстера В. Ефимова, быстротою выучив все партии во всех песнях, через месяц впервые вышла на сцену как равноправная участница профессионального хора. Казалось, жизненный путь определился. Однако суждены были еще испытания, и очень серьезные.

Чрезмерное увлечение пением в хоре, неопытность, неумение беречь себя при напряженной и часто крикливой хоровой манере привели к такой перегрузке голосовых связок, что только начавшая свой путь певица вынуждена была расстаться с пением, и казалось, навсегда. Но время стало не только лекарем физического недуга, но и дало возможность разобраться в своих ошибках, а желание петь было столь велико, что Александра, снова проработав некоторое время в детском саду, вернулась к продолжению скромно начатого артистического пути.
Липецкая филармония, где создавалась в тот момент молодежная группа, стала не только местом трехлетней сольной работы (1959–1962), но и предоставила возможность для более серьезных занятий и профессионального становления. От Липецкой филармонии Александра Стрельченко впервые уехала в Москву во Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства для годичной стажировки и подготовки концертных программ. Вокальным классом руководила тогда народная артистка РСФСР Ирма Петровна Яунзем, тонкий исполнитель народных песен и удивительной души человек, по-матерински относившаяся к молодым, рьяно защищавшая их интересы. Может быть, не только или не столько вокальному делу учила она своих питомцев, сколько старалась привить им музыкальную, художественную, человеческую культуру, расширить их кругозор, привить вкус к искусству вообще.

Стрельченко сумела сделать необходимые усилия для того, чтобы взять предлагаемое. Это позволило ей остаться в Москве и, выдержав конкурс в Москонцерт, начать трудный путь его солистки – исполнительницы русских песен. На этом пути постепенно оказывалось все меньше поражений, все больше успехов. Помогало упрямое желание петь, укрепляющееся понимание необходимости ежедневного кропотливого труда, стремление осознать себя, найти единственно верное направление. Правильность выбранной дороги доказала победа на Международном конкурсе в Софии во время IX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в 1968 году. За исполнение русских народных песен (большинство их пелось без сопровождения, а это, как известно, труднейший вид музицирования и настоящее испытание) Александра Стрельченко завоевала золотую медаль и 1-ю премию.
Одна за другой рождались новые программы – народных песен, новых песен советских композиторов, воскрешались к жизни старинные, забытые, но прекрасные песни, становившиеся настоящим откровением в ее исполнении. Пришел стабильный, заслуженный успех, затем почетное звание Заслуженной артистки РСФСР (1972), а главное – складывался свой круг слушателей, заполнявших залы Москвы, других городов страны. И на фоне этого уже определившегося успеха нужно было проявить мужество и иметь страстное желание и совершенствоваться, чтобы сдать экзамены и учиться в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (1976–1980). Однако не диплома только искала Александра Стрельченко, она стремилась в мир Большой музыки, внутри которого хотела определить, ощутить положение своего музыкального круга, их взаимосвязь, их единство. Именно эти старания подняли певицу на еще одну ступень музыканта и привели ее в Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и телевидения под руководством В.Федосеева.

Народного артиста СССР Владимира Ивановича Федосеева и заслуженного деятеля искусств России Ольгу Ивановну Доброхотову Александра Ильинична считает своими первыми учителями и наставниками, открывшими ей удивительный мир классической музыки. Она увлеклась Вагнером, позже пришло и ощущение Дебюсси, по-иному стали звучать для нее Мусоргский и Бородин, концерты в Большом зале Консерватории стали необходимой частью жизни, и не потому, что на сцене в этот вечер были добрые друзья – альтист, скрипачка, певец или дирижер, – ее душа обрела естественную способность жить в огромном музыкальном мире, раздвинув границы прежних своих профессиональных владений. Да и постоянные занятия на вокальной кафедре (народный факультет) с Е.К. Гедевановой и Л.Л. Базилевичем еще до окончания института не замедлили сказаться в ее напряженной концертной деятельности. Вспоминая эти сравнительно недавние годы, А.И. Стрельченко говорит, что хотя было очень трудно, она была счастлива множеством пришедших к ней художественных открытий.

Так складывается ее артистический облик, формируется вкус. Она все более увлеченно работает, год от года интереснее ее творческий поиск и сильнее муки критического отношения к самой себе. Все свои знания, художественные ощущения, понимание традиций русской художественной жизни и традиций высокого народного искусства, все, что получает певица от жизни, людей, страны, она стремится отдать через свое творчество, понимая это не как обязанность, а как необходимую духовную потребность.
Разнообразные программы певицы вводят слушателей в мир особый и в то же время узнаваемый, словно после долгих странствий возвращается под отчий кров человек и, вдыхая родные полузабытые запахи, вновь входит в страну бабушкиных сказок, колыбельных, чистоты и прозрачности родниковой воды детства. Такие ассоциации вызывают песни, которые отбирает в свой репертуар певица. Звучат в ее исполнении и подлинно фольклорные, и народные песни, и сочинения современных композиторов. Но только такие, в основе которых интонация, присущая народной мелодике. Потому что основная тема творчества А. Стрельченко – любовь к Родине, к ее лесам и необозримым просторам, к людям, чей труд создает славу дорогой сердцу земли, к ее прошлому, настоящему и будущему.

Именно поэтому визитной карточкой Александры Стрельченко стала песня «Я люблю свою землю» Е.Птичкина на стихи В.Харитонова. Так же названа и одна из программ певицы. Высокое гражданское чувство, выраженное лирическими средствами, близко мироощущению исполнительницы. «Земля – моя радость, любимая песня моя» – признается она в искреннем чувстве к родному краю, но делает это не напоказ, а скромно и целомудренно, с необычайным достоинством. Певице чужды чрезмерность, крикливость и как бы самоподача красивого, сильного голоса. Напротив, в самых кульминационных моментах она словно приглушает полет и звучность пения. А это создает драматический эффект, укрупняет музыкальную мысль песни.
Пристально и вдумчиво отбирает А.Стрельченко свой репертуар. Полюбив песню, долго с ней не расстается, делает ее популярной. Но и певицу узнают по первым тактам музыкального вступления – это песни Стрельченко. Скольким из них дала она путевку в жизнь! А после нее уже трудно другому исполнителю обратиться к тому же музыкальному материалу, не повторив находок певицы. Все выбирает она из сочинения, находит такие краски и оттенки, что порой и создателям песен открывает в них новизну и многозначность.

Талант певицы питается соками родной земли. Оттого так сильна в ней память и дань благодарности одаренным исполнительницам прошлого, которые развивали русскую песню. В записях и концертах Стрельченко звучат песни Надежды Плевицкой (например, «Куры рябые», «Раскинулось море широко», «Молчи ямщик»), Лидии Руслановой («Ой, комарики», «Саратовские страдания», «По муромской дорожке» и др.), певца-гусляра Николая Северского («Ах, любовь, как ты зла», «Про старину»), Ольги Ковалевой («Дедушка», «На горе-то калина», «На окошке два цветочка», страдания – «Помню, что было», «Дударь мой», «Ой цвети, кудрявая рябина», «У меня есть дружок тайный», «Волга-реченька глубока» и др.).

Исполнительское искусство Ольги Васильевны Ковалевой стало артистке особенно близким. При всей несхожести творческих индивидуальностей многое их роднит, и прежде всего бережное, целомудренное отношение к русскому музыкальному фольклору, одинаковое понимание современности в жизни старинной и новой песни, не допускающей ни малейшей переделки и искажения мелодии, ритма, характера, особая симпатия к песням, славящим Родину, и песням, раскрывающим богатство духовного мира русской женщины.

Характерной особенностью выступлений Александры Стрельченко является и то, что она не только собирает и исполняет народные песни, но и красочно комментирует их в концертах. Например, исполнение составленных ею небольших сюит из песен курских, вятских, исторических, обрядовых (особым успехом пользуется сюита из свадебных песен – от плача невесты до завершающих, застольных песен после венчания) она предваряет рассказом о традициях, преемственности, о необходимости бережно сохранять эти музыкальные памятники отечественной культуры.
Исполнительская манера Стрельченко позволила ей соприкоснуться с новым для нее кругом музыки – городской песней, старинным романсом. Безыскусность, простота исполнения сделали эти первые шаги заметными, успешными. Совместно с секстетом солистов оркестра Большого театра она записала романсы: «В минуту жизни трудную», «Я тебе ничего не скажу», «Звезды на небе», «Что это сердце. » Я. Пригожего, старинный цыганский романс «В одни глаза я влюблена» А. Вилинского (стихи Т. Щепкиной-Куперник, из репертуара В. Паниной) и др.

Эти романсы А. Стрельченко поет легко, как бы напевая, хотя в этом и кроется наибольшая трудность. Пользуясь альтовым тембром, будто бы несколько мальчиковым, она придает этим произведениям большую простоту и юношескую чистоту чувства. Низкие, звучащие у некоторых певиц в грудном регистре ноты, особенно в романсах Борисова и Толстой, провоцируют псевдострастный характер исполнения, искусственность эмоционального строя. Наверное, потому ровность и легкость звучания у Стрельченко сделала эти романсы благороднее.
В пору творческой молодости она исполняла и песни современных композиторов: «Зачем мы ссорились» В. Левашова (стихи Н.Палькина), песни Г.Пономаренко «Моторочка, моторка» (стихи В.Бокова), «А где мне взять такую песню?» и «Подари мне платок» (стихи М.Агашиной), «Как летела бела утка» (стихи Г.Георгиева), «Тополя», «Растет в Волгограде березка», «Что было, то было», «Отговорила роща золотая» и другие. Эту линию авторской песни она продолжает и теперь, сотрудничая с композиторами Виктором Темновым, Александром Морозовым и другими.

Насыщенная духовная жизнь певицы, ее подлинный интерес к жанру русской песни, ее желание постичь все богатство, накопленное не только национальной, но и мировой культурой, делает ее творчество интернациональным. Оно понятно и потому высоко оценивается на разных континентах, в разных уголках нашей планеты. Во Франции, Японии, Дании, Швеции, Канаде, Польше, Болгарии, Венгрии, Чехословакии, ГДР, в Лаосе и на Цейлоне, в Таиланде и Сингапуре выступления Александры Стрельченко пользовались неизменным успехом.
В 2005 году певица выпустила компакт-диск «Осень в окошко стучится. », куда вошли русские народные и авторские песни, записанные певицей в разные годы.

А.И. Стрельченко удостоена звания Народной артистки РСФСР (1984). Она и сегодня продолжает напряженную, но вдохновенную жизнь артистки, влюбленную в свое дело. Все ее творчество озарено высоким стремлением – чтобы слушатели полюбили русскую песню так, как любит ее она сама. Певица продолжает плодотворное сотрудничество с Оркестром народных инструментов России имени Н. Осипова, является членом песенных жюри. В 2002 году она была приглашена в Московский государственный университет культуры и искусств, где, будучи профессором, возглавляет кафедру сольного народного пения.


Александра Стрельченко счастлива тем, что продолжает певческую линию своих великих предшественниц – Ольги Ковалевой, Надежды Плевицкой, Лидии Руслановой, и благодарна судьбе за дарованную ей благородную миссию исполнительской преемственности, продолжения славных традиций великих мастеров прошлых лет.
Народная артистка России Александра Ильинична Стрельченко является не просто прекрасной исполнительницей русских народных песен, но и деятелем русского народного искусства, защищающим его лучшие традиции, и передающим их будущему поколению.
В свободное время Александра Ильинична увлекается многим: она любит природу, животных, цветы; отдает предпочтение классической русской литературе, музыке, балету, народным мелодиям, джазу. Ее любимые артисты – О.Табаков, Н.Мордюкова, И.Архипова, А.Ведерников. Живет и работает в Москве.

Валентина_Кочерова Дата: Среда, 28 Дек 2011, 22:06 | Сообщение # 2

МОЕ ДЕЛО — ПЕТЬ, А НЕ МЕЛЬКАТЬ НА ТЕЛЕЭКРАНЕ


Мы все, кто любит русскую и славянскую песню, отмечаем юбилей истинно Народной артистки России Александры Стрельченко.
В советские годы ее имя гремело на всю страну. Наряду с Людмилой Зыкиной, Марией Мордасовой, Ольгой Воронец она составляла славу русской народной песни. Но такова участь профессии артиста, что слава и успех не вечны. Как-то Иннокентий Смоктуновский сравнил представителей этой профессии с новогодними елками, которые сверкают и радуют окружающих в Новый год, а по окончании праздника — становятся ненужными и выброшенными. Также и артист может быть сегодня очень востребованным, а завтра — оказаться “за бортом”. Не избежала этой участи и Александра Стрельченко, которая не нашла себе места в шоу-бизнесе. Даже ее юбилей прошел незаметно. Но певица продолжает выступать и пользуется неизменным успехом у слушателей. О своем прошлом и настоящем артистка согласилась рассказать читателям читателям “Вестей”.

— Александра Ильинична, ведь это же несправедливо — популярная певица, выступающая в лучших телепрограммах, вдруг исчезает с телеэкрана.
— Стоит один раз с этого колеса соскочить, потом на него не вскочишь. Советская эстрада прекратила свое существование, а в шоу-бизнес я не вписалась, тем более что пою только вживую.

— Вы прошли длинный путь на эстраде. Когда, на Ваш взгляд, эстрада стала превращаться в этот самый шоу-бизнес?
— В перестроечные времена. Тогда же мое традиционное пение оказалось ненужным.

— Позволю себе с Вами не согласиться. Я же видел, как тепло принимают Вас зрители разных возрастов.
— Естественно, русская народная песня находит своего слушателя. Но в шоу-бизнесе все перевернуто. Кто-то из певцов смог приспособиться к новым условиям, а я — нет.

— Когда Вы ощутили, что именно русским народным пением должны заниматься?
— В детстве. Как услышала впервые Лидию Русланову, так и сама запела. В детском доме я тоже занималась пением. Мне никто и никогда не говорил, что я — самородок. Просто мне нравилось петь.

— С каким чувством Вы вспоминаете свое военное детство?
— Самое главное, что я осталась жива и здорова. Детский дом научил меня жить в коллективе, приучил к порядку и пунктуальности, я не была избалованной. Возможно, поэтому сначала хотела стать педагогом. Кстати, училась в Ленинградском пединституте, но не закончила его. У меня была сессия, а в это время в Ленинграде выступал Воронежский народный хор, и это определило мою дальнейшую судьбу. Причем мне было совершенно не страшно показаться руководителю хора. После концерта я прямо из зала пошла на сцену. Так начался мой творческий путь.

— Вы не понаслышке знаете, что такое сиротство. А правда, что у вас есть талантливый ученик — сирота
— Да, это Николай Буриновский. Он участвовал в Дельфийских молодежных играх, где я была председателем жюри. Коля меня знал как певицу, хотя молодёжь чаще всего меня не знает. Я об этом говорю с уверенностью, потому что последние пять лет преподаю в вузе. А вот Коля целенаправленно ехал учиться именно ко мне. Признаться, я не очень хотела заниматься преподавательской деятельностью. Все-таки главным для меня остается пение. Но в педагогике тоже много интересного, потому что видишь плоды своего труда. А потом, у ребят тоже чему-то учусь и постоянно себя совершенствую.

— А на телевидение Вас не приглашают?
— Приглашают участвовать во всяких ток-шоу. Я от таких предложений отказываюсь, потому что мое дело — петь, а не мелькать не телеэкранах.

— Были ли у вас свои ориентиры в профессии, когда Вы начинали свой творческий путь?
— Очень любила Людмилу Зыкину, которая своим мастерством стимулировала других исполнителей. А главным ориентиром для меня была, конечно же, Лидия Андреевна Русланова.

— Александра Ильинична, Вы спели многие песни, но наиболее популярной стала песня композитора Евгения Птичкина и поэта Владимира Харитонова “Я люблю эту землю”.
— Да, эта песня очень часто звучала на радио и пользовалась успехом у слушателей. “Я люблю эту землю” — это не пустые слова, а состояние души.

— Вообще, насколько важна тема патриотизма в искусстве?
— Она важна, если это идет от сердца. Кстати, и в народных песнях заложен патриотизм. В любой стране есть свои культурные богатства. Но русская народная культура — действительно богатейшая. Мне всегда интересно знакомиться с народной культурой других стран, потому что у каждого народа своя душа.

— Каково сегодня состояние русской народной песни на эстраде?
— Если говорить о концертном исполнении, то на современной эстраде нет русской народной песни, ее растерзали.

— Как Вы относитесь к симбиозу в искусстве?
— Русское народное искусство само по себе очень многогранно, оно не нуждается в смешении с другими жанрами. Я считаю, что нужно что-то одно делать очень хорошо.

— Помимо русских народных песен, Вы теперь много поете романсы.
— По молодости петь романсы не очень получается, потому что многого не знаешь. А вот когда это становится близко к сердцу, когда в душе находишь ответы на многие вопросы, тогда и поешь с особым чувством. Романсы — это музыка открытой обнаженной души.

— Александра Ильинична, Вы ни о чем не жалеете?
— Нет. Зачем о чем-то жалеть? Нужно жить сегодняшним днем и радоваться жизни. Можно жалеть, что у меня нет детей. Но, может быть, в этом случае по-другому бы сложилась моя артистическая судьба. Одному Богу известно, стала бы я певицей при наличии детей или нет. Зато я к своим студентам отношусь как к детям. О чем еще могу жалеть? Мало песен спела? Зато они все мои родные. Что-то упущено? Но, наверно, так и надо. Жизнь одна. Пока ты в ней пытаешься разобраться, она и проходит.
К.Глушенков
27.06. 2007. газета «ВЕСТИ»
http://streltchenko.ru/interviu/index11.html

АЛЕКСАНДРА СТРЕЛЬЧЕНКО: «СОХРАНИТЬ ДОСТОИНСТВО В ПЕСНЕ»
Смутные, тяжкие времена переживает славянский и даже, казалось бы, единый по культуре русский мир. Народная артистка России Александра Стрельченко — дочь этого светлого и страдающего мира. Она родилась в Днепропетровской области, в певучей украинской семье. Мама была запевалой и заводилой на всех сельских праздниках. Но в 1941 году стало не до песен: погиб в начале войны ее отец. Саша видела ребенком оккупацию, помнит смерть мамы в победном 1945 году. Осталось трое детей-сирот, которых добрые люди обогрели и определили в детский дом. «Сколько помню себя — всегда пела, может, это и спасло в самые трудные годы», — говорит эта маленькая несгибаемая женщина, которая сама выстроила и выстрадала свою высокую судьбу.

Еще учась в школе, Александра решила стать педагогом. Она поступила в заочный Ленинградский педагогический институт и работала воспитательницей в детском саду. Однажды ей на глаза попалась афиша Воронежского русского народного хора. Концерт воронежцев ошеломил песенными хороводами, сценическими красками, и она вдруг вернулась в певучее детство, поняла, что не сможет жить без этого. Застенчивая Александра пробилась в антракте за кулисы, нашла руководителей хора, ее прослушали и тут же предложили ехать с коллективом в Воронеж. Шура без колебаний приняла предложение (вот она, детдомовская самостоятельность!) удивительно быстро, к изумлению профессионалов, выучила партии всех песен в репертуаре и уже через месяц счастливая и гордая стояла на сцене рядом с известными воронежскими солистками. Но судьба готовила ей новые испытания: через год пропал голос: видно, с непривычки перетрудила горло, и врачи предположили, что это навсегда. Пришлось уйти из хора. Но молодая певица превозмогла болезнь и стала солисткой Липецкой и Курской филармоний, снова попав в песенные черноземные края, которые взлелеяли голос Надежды Плевицкой. Через десятки лет она вернулась сюда уже прославленной артисткой, непререкаемым авторитетом в народной песне, чтобы в качестве председателя жюри проводить конкурс имен Надежды Плевицкой.

А тогда песенные дороги привели ее в Москонцерт, в столицу, где Стрельченко поступила во Всесоюзную творческую мастерскую эстрадного искусства и училась в классе выдающейся исполнительницы русских песен Ирмы Яунзем. Педагог Ирма Петровна первая разглядела в юной певице то неповторимое своеобразие и силу, которые принесли в будущем хрупкой певице заслуженное признание. Второй была легендарная Лидия Андреевна Русланова. «Ищи свое, — сказала она Александре, прослушав однажды ее выступление на концерте. — Ты найдешь!»
И Александра Стрельченко нашла себя. Она освоила неисчерпаемый фольклорный репертуар, точно выбирала авторские песни, которые продолжали народные традиции. Первым большим успехом А.Стрельченко стала победа на Международном конкурсе в Софии во время IX Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Она получила I место и золотую медаль за лучшее исполнение народной песни. После того как она записала песню Е.Птичкина на стихи В.Харитонова «Я люблю свою землю» и та мгновенно завоевала эфир, многие авторы почитали за честь войти в ее репертуар.

«Когда я была очень популярна. » — так начала одну из фраз Александра Ильинична во время нашей беседы, и мне вдруг стало невыносимо обидно: что же за времена мы переживаем, если одна из лучших (если не лучшая на сегодня!) исполнительница великого народного репертуара с неповторимым, нисколько не потускневшим голосом и запредельным мастерством вспоминает о широчайшем признании в прошлом времени? Разве выразившие душу своего народа Эдит Пиаф или Элла Фицджеральд не знали обожания до последних дней? Сдержал горечь и спросил: — А как вообще сегодня строится репертуар? Раньше звонили великие мастера задушевной песни: Григорий Пономаренко, мой друг Александр Аверкин, мой учитель Виктор Боков: «Есть новая песня — хор Николая Кутузова готов записать ее для радио». Или, к примеру: «Приближается грандиозный фестиваль народного творчества — не включите ли в ваш репертуар такую-то песню?» А что сегодня диктует жизнь для души, для выживания, для продолжения творческого пути?

— Тогда жизнь одно диктовала, сегодня другое. Как говорится, другие времена — другие песни. И надо как-то вписаться, найти приемлемый путь, но тем не менее нельзя потерять свое лицо, певческое и человеческое, свои выстраданные убеждения, которые нельзя поменять. Надо делать свое дело до конца, при этом хоть чуточку совершенствуясь. Я по-прежнему опираюсь на мощный пласт народной песни. Это такой кладезь, что можно все найти для любого возраста и состояния. Душа осознала многое, опыт огромный появился: все-таки более сорока лет пою, но надо сохранить главное свое оружие — голос. Сейчас у меня проснулся интерес к старинным, не запетым русским романсам. Есть настроение показать их на встрече с читателями «Советской России» 1 июля.

Появляются и новые авторские песни. Мне интересно сотрудничать с Александром Морозовым, особенно когда он начал писать огромный цикл на стихи Николая Рубцова, продолжаю петь песни Виктора Темнова, в том числе и новые. Но особо похвастаться широтой выбора не могу, на моей практике свежих глубоких авторов, пишущих в народном духе, не появляется. Есть примитивные поделки «а-ля рус», но они неглубоки по музыке, по стихам. Ничего не западает в память и в душу. К тому же у меня нет времени на какие-то широкие поиски, бесконечные встречи и просушивания, потому что много сил забирает преподавательская работа. Веду класс вокального искусства в Московском университете культуры и искусств, заведую кафедрой народного пения, преподаю. Самородков никогда особо много не появлялось. Еще меньше их сегодня. Но над голосом надо работать, приобретать технику. Это быстро не дается, требует скрупулезной работы. Если бы я всю жизнь не училась, не работала над голосом, то он у меня давно бы «стерся». Может, кто-то не согласен с моим убеждением, но с молодыми певцами надо много лет напряженно работать.

— Ну, с вами не согласно все телевидение. Набирают неоперившихся ребят, проводят отбор, натаскивают их на две-три песни. И вот вам «Народный артист». А люди глазеют, делают ставки, болеют, как на бегах. Это же профанация!
— Организаторы таких шоу не думают о будущем этих ребят. Кому-то надо скопировать западные программы, деньги заработать, показать себя. А если говорить о профессиональном пении — должны пройти годы труда. И не только в области вокала. Надо же привить любовь к народной песне, к своим корням, выстроить отношение к жизни, к искусству. Какой без этого певец?

— Но ведь и конкурсы исполнителей народной песни проводятся, мастер-классы. Вы были председателем жюри и в Саратове, и на Курщине, и на Тамбовщине. Какие результаты они дают? Почему появляется так мало звезд в фольклорном жанре: блеснут — и исчезли. Помню, мне довелось вести первый телерадиоконкурс «Голоса России» в Смоленске, на нем победили Надежда Крыгина и Людмила Николаева. Они стали признанными певицами, заслуженными артистками. А сегодня, по-моему, отдача очень мала.
— Раньше лауреатов показывали по телевидению, они беспрерывно звучали по радио, им давали престижные сцены. Был стимул! А сегодня это никто не популяризирует. Народное искусство не дает мгновенных прибылей, выгодных гастролей. Не формат, как выражаются ныне. А конкурсы обязательно надо проводить, поддерживать таланты. Вот мы упомянули программу «Народный артист», там участвовала Марина Девятова, но у нее есть папа, спина, как говорится. Он всегда поддержит и сделает что надо для сцены. Но не у всех же есть папа! В провинции тяга к подлинной песне по-прежнему огромна. Я была в мае месяце на первом конкурсе имени Сергея Рахманинова на его родине, в Тамбовской области, в Ивановке. Талантливые люди, которые туда приехали, окунулись в необыкновенную атмосферу рахманиновского имения, творчески пообщались, узнали друг друга, порадовались красоте. Это не ради славы, а по любви к пению. Конкурсы обязательно нужны дл необъятной России.

— Я согласен, но говорю с болью о другом. Вот на конкурсе вокалистов имени Георгия Свиридова в Оружейной палате выступали молодые, красивые солистки из Нижнего Новгорода, из Саратова. Статные, талантливые. Я диву даюсь: ну почему не показать красоту! Почему какие-то корявые подростки или подурневшие примадонны заполонили экран? В Кремлевском дворце прошел выпускной бал. Сами гулявшие удивлялись: почему в концерте с билетом по 3000 рублей сплошная попса, ни одного другого жанра, ни одной народной песни. Такого, по-моему, нет ни в одной стране. Побывал недавно в Андалузии, там в каждом городке звучит и цветет фламенко. Это ведь не только танец, но и потрясающая народная песня. Толпы поклонников в концертных залах, ночных клубах. Последних-то и в Москве полно, но где можно услышать полноценную русскую фольклорную программу, не «буфет» дешевый с кокошниками, а почувствовать дух русской песни? Это же преступление перед культурой!
— Знаю вашу требовательную любовь к русской песне, ваш публицистический напор. Вы как бы и меня к обличениям подталкиваете. Но нет у меня на это уже ни голоса, ни сил, ни здоровья, чтобы идти к трибунам, заниматься не своим делом. Может быть, мы как раз и сумеем пережить все обрушившееся на страну, если каждый исполнит свой долг до конца, займется тем, к чему призван судьбой. Мой долг — сохранить достоинство в песне, нести людям ее красоту и свет.


Мне мила эта женщина в русской одежде,
С расписным разудалым платком на плечах,
С простотою забытой, с чистотою нездешней
В чуть прищуренных карих глазах
.

Эти строки написал рано ушедший из жизни поэт-песенник Геннадий Георгиев, мой друг по Литинституту, впервые увидав Александру Стрельченко на сцене. Очень точная строка: «С простотою забытой, с чистотою нездешней». Она и остается такой среди разливанного моря бездарности, показухи, словесного мусора и фальшивого веселья. Именно это и вызывает уважение. О природном даре что и говорить! Свои новые работы народная артистка России Александра Стрельченко покажет любителям русской песни на II слете народных корреспондентов, посвященном 50-летию газеты «Советская Россия», который начнется во МХАТ им. М.Горького на Тверском бульваре в субботу 1 июля в 15 часов.


Александра Стрельченко с патриархом русской песни Виктором Боковым
Александр Бобров
27.06. 2006. газета «Советская Россия»
http://www.sovross.ru/old/2006/73/73_4_2.htm

Утушка луговая

https://youtu.be/Ynqg7tqVV_o

Валентина_Кочерова Дата: Понедельник, 05 Авг 2019, 18:23 | Сообщение # 3

УШЛА ИЗ ЖИЗНИ НАРОДНАЯ АРТИСТКА РОССИИ АЛЕКСАНДРА ИЛЬИНИЧНА СТРЕЛЬЧЕНКО
2 августа, в возрасте 82 лет умерла Народная артистка РСФСР Александра Стрельченко, любимая певица Леонида Брежнева и Никиты Хрущева.


Близкий друг певицы Владимир Девятов рассказал о последних днях звезды советской сцены. По его словам, некогда известная артистка умирала в одиночестве в одной из столичных клиник. Единственным, кто навещал певицу, оказался ее студент.

— Лет 15 назад я узнал, что Александра Ильинична неважно себя чувствует, вместе с коллегами решил помочь ей. У нее были проблемы с позвоночником — последствия автомобильной аварии. Она попала в ДТП еще в начале 90-х. До конца оправиться не смогла, — рассказал Владимир Девятов.

— Александра Ильинична просила помощи?
— Нет, она была скромным человеком. Пришлось долго ее уговаривать, чтобы она воспользовалась нашей помощью. Мы отправили письма в Департамент здравоохранения Москвы, тогда ей помогли. Но в дальнейшем она отказывалась от поддержки, уверяла, что у нее достаточно возможностей, да и студенты ей помогают. Она же преподавала на кафедре народного пения в Московском университете культуры. Но в последнее время только один студент был ей практически сиделкой — Николай Бурьяновский.

— У нее были дети?
— Не было, хотя замуж дважды выходила. Есть такой стереотип, что ни одна исполнительница народных песен не имела детей, за редким исключением. У таких артисток всегда много мужей, любовников, а детей — нет. Это какой-то рок. Такие сильные, красивые женщины всегда одиноки. Александра Ильинична тоже в эту «секту» попала.

— Неужели даже племянников не было?
— Племянница у нее есть. Она сейчас, наверно, активизируется, ведь у Александры Ильиничны есть жилплощадь в Москве. Но квартира у покойной скромная, небольшая, в обычной пятиэтажке, хоть и в центре.

Источник

Оцените статью