Поэтория щедрин ноты для

Поэтория щедрин ноты для

Поэтория (1968) Концерт для поэта в сопровождении женского голоса, смешанного хора и симфонического оркестра с введением также синтезатора света (в партитуре — партия Luce)
Сам поэт выступал в качестве чтеца своих строк.

Написана «Поэтория» на стихи А.Вознесенского (сборник «Ахиллесово сердце»).
В трех частях концерта раскрыта, по словам самого композитора,
тема Родины: «Россия военная», «Художники предреволюционные», «Россия сегодня».

Законами жанра (симфонизированный концерт (хотя, можно трактовать и как ораторию)) продиктованы роли участников.
Поэт — солист. На оркестр, хор и женский голос,
помимо функции сопровождения, возложена и функция драматургического
развития музыкального материала.
Щедрин один из первых обратил внимание на отличие народной манеры пения от академической, и попытался поэкспериментировать с «фольклорным» голосом.
Кроме Людмилы Зыкиной, Щедрин использовал как своеобразную «краску» тембр голоса поэта Андрея Вознесенского.
«Поэтория» — сонорное сочинение, написанное под непосредственным влиянием сонорых опытов польских композиторов — В. Лютославского и К. Пендерецкого.
Безусловно, первоначально у Щедрина возник интерес к сонорике,
а позже он услышал в фольклорном тембре одну из оригинальных сонорных красок, данных самой жизнью.
Фольклорный тембр в «Поэтории» Щедрин использует для усиления эмоционального эффекта и строго определенной ассоциации с жанром плача.
Он оперирует семантикой плача, механизмом его психологического воздействия на человека.
При этом композитор не цитирует какой-то определенный причетный напев — он пишет его сам.

Авангардными стали оркестр и хор (недаром критики навострили уши по поводу “польских достижений)
Алеатроика партий, внеметричное движение голосов, использование сонорного хорового шепота и движущихся кластеров в полифонии хора.
Принципиальное новшество — сверхмногоголосие, в виде как однородных партий (растущая 20-голосная диагональ струнных pizzicato на слова хора “Война. О вопли женщины ц 20), так и полифонии пластов — при эмоциональной символизации землетрясения (30 голосов в ц.58), и в генеральной кульминации страстей на взвывания “Помогите Ташкенту”, где полная масса хора и оркестра, сопровождаемая обрывом партии Lucе, с нарастающим воем сирені, составляет 71 партию — рекордное число для советской музыки.

Читайте также:  Город мечта под гитару

Музыка в поэтории создает самостоятельную драматургическую линию, которая не следует рабски за поэтическим словом, а приведена с ним в соответствие, не исключающее и моментов противостояния. Речь идео о своеобразном контрапункте, где музыка дает свое истолкование образам текста.

в es альтовой флейты in G вливается подобный приглушенному стону голос Зыкиной.
Связь мелодии с интонациями русских плачей-голошений.
Связь мелодии с культурой знаменного распева — преодоление четкой метричности, господство ритма, нестесненного тактовым размером, опора на устойчивые попевки, спаянные в бесконечную линию .
“В поэтории использованы некоторые элементы и отдельные принципы старинного русского безлинейного нотного пиьсма. На этом материале, а также на интонациях русских народных плачей построена партия сольного женского голоса”

Вслед за Зыкиной (через 5 минут пения) вступает хор “Я Гойя”.
Щедрин дает все слова произнести вначале хору, а затем — поэту.

Посвящена часть, по словам композитора, России военной.

“Несли не хоронить, несли короновать. ”
Посвящена часть «Художникам предреволюционным”
Кульминация части — “Матерь Владимирская”, в исполнении Зыкиной. Высокой экспрессии музыка, прослеживается связь с русскими народными причитаниями, голосениями и т.д. и т.п.
В кульминации включаются еще и колокола.

сразу открывается речью поэта.
С мельчайшими подробностями картина оживленного сборища в ресторане по случаю дня рождения неизвестной, но хорошо знакомой поэтму женщины.
но описывается не то, что видел бы нормальный человек, а его отражение в зеркале, установленном на потолке.
Музыка — сложный контрапункт.

Помогите Ташкенту!
Озверевшим штакетником
вмята женщина в стенку.
Помогите Ташкенту!
Если лес — помоги,
если хлеб — помоги,
если есть — помоги,
если нет — помоги!
Ты рожаешь, Земля.
Говорят, здесь красивые горные встанут массивы.
Но настолько ль красиво,
чтоб живых раскрошило?
Я, Земля, твое семя,
часть твоя — как рука или глаз.
В сейсмоопасное время
наша кровь убивает нас!
С материнской любовью
лупишь шкафом дубовым.
Не хотим быть паштетом.
Помогите Ташкенту.
На руинах как боль
слышны аплодисменты —
ловит девочка моль.

Вслед за “Ташкентом” в качестве арки небольшой кусок из 1 части (“В час осенний, сквозь лес опавший. В нас влетают, как семена, чьи-то судьбы и имена. ”)
И как послесловие — “соло” у Вознесенского “Тишины! Хочу тишины!”

Затем — тема, которой начиналась поэтория, но уже не в исп. Зыкиной, а у скрипок (предпоследняя страница).
В самом конце Зыкина поет ми-бемоль только (так образуется арка — с ми-бемоля началась поэтория).

Источник

Родион Щедрин — Тетрадь для юношества — ноты для фортепиано

пьесы композитора Р.Щедрина для дмш


Библиотека юного пианиста
средние и старшие классы детских музыкальных школ
Родион Щедрин

Тетрадь для юношества
пьесы для фортепиано
«Советский композитор», 1988г.
номер с6415к

  • 1. АРПЕДЖИО
  • 2. ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ
  • 3. ИГРАЕМ ОПЕРУ РОССИНИ
  • 4. ХОР
  • 5. ТЕРЦИИ
  • 6. ВЕЛИЧАЛЬНАЯ
  • 7. ОБРАЩЕНИЯ АККОРДА
  • 8. ДЕРЕВЕНСКАЯ ПЛАКАЛЬЩИЦА
  • 9. ФАНФАРЫ
  • 10. РАЗГОВОРЫ
  • 11. РУССКИЕ ТРЕЗВОНЫ.
  • 12. ПЕТРОВСКИЙ КАНТ
  • 13. ПОГОНЯ
  • 14. ДВЕНАДЦАТЬ НОТ
  • 15. ЭТЮД В ЛЯ

Скачать сборник


Родион Щедрин
Тетрадь для юношества
15 пьес для фортепиано
ue17743


Родион Щедрин
Полифоническая тетрадь
25 полифонических прелюдий для фортепиано
«Советский композитор», 1974г.
номер с3102к

The Polyphonic Notebook is a cycle of polyphonic preludes for piano. They are intended for students of conservatoires, music colleges and pupils of senior grades of elementary music schools. They may also be used as an aid in the-study of counterpoint. All this, naturally, does not exclude the performance on the concert stage of the whole cycle or of individual items.
R. Shchedrin

Двухголосная инвенция
Канон в октаву
Остинато
Фугетта
Каноническая имитация
Подголоски
Зеркальный канон
Речитатив и обратное движение
Этюд (инверсия)
Чакона
Контрапункт
Токкатина-коллаж
Трехголосная инвенция
Канон в увеличении
Мотет (двойной канон)
Остинатный бас
Фуга
Бесконечный канон
Тройной контрапункт
Канон на кантус фирмус
Пассакалья
Трехголосный канон
Двойная фуга
Горизонталь и вертикаль
Полифоническая мозаика

Скачать ноты

Краткие сведения

ЩЕДРИН Родион Константинович — русский советский композитор, пианист и общественный деятель — родился 16. XII 1932 года в Москве в семье музыканта. Окончил Московскую консерваторию по классу композиции у Ю. Шапорина, по классу фортепиано у Я. Флиера. Народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР, секретарь Союза композиторов СССР и РСФСР. Среди его произведений оперы «Не только любовь», «Мертвые души»; балеты «Конек-Горбунок», «Кармен-сюита» (инструментальная транскрипция партитуры Ж- Бизе), «Анна Каренина», «Чайка»; концерт «Поэторня» на стихи А. Вознесенского для поэта в сопровождении оркестра, хора и женского голоса, кантаты «Двадцать восемь», «Бюрократиада»; 3 симфонии, концерты для оркестра «Озорные частушки» и «Звоны»; 3 концерта для фортепиано с оркестром; фортепианный квинтет, 2 квартета; инструментальная музыка; фортепианные произведения («Двадцать четыре прелюдии и фуги», соната, этюды, пьесы и др.); песни, хоры; обработки народных песен; музыка для театра и кино.

Источник

Родион Щедрин — Хоровые произведения

Нотные сборники для хора
композитора Родиона Щедрина


Родион Щедрин
Хоровые произведения
без сопровождения
«Советский композитор», 1988г.
номер с8186к

РОДИОН КОНСТАНТИНОВИЧ ЩЕДРИН — выдающийся советский композитор, с творчеством которого хорошо знакомы как в нашей стране, так и за рубежом. Опираясь на лучшие традиции русской классики, богатство русского фольклора, композитор создает свой, глубоко самобытный стиль творчества, стремясь в своих сочинениях передать богатый духовный мир современника.
Родион Щедрин родился 16 декабря 1932 года в Москве, в семье музыканта-педагога. Первое музыкальное образование он получил у своего отца, который обучал его игре на фортепиано. В 1941 году эти занятия были прерваны начавшейся Великой Отечественной войной.
В 1945 году Щедрин поступил в Московское хоровое училище. Здесь будущий композитор пел в хоре мальчиков пол управлением А. В. Свешникова, здесь же начал сочинять музыку. Его первые сочинения — это небольшие хоровые миниатюры и пьесы для фортепиано, которые разучивались и исполнялись учащимися училища.

В 1950—1955 годы Щедрин—студент Московской консерватории по классу композиции Ю. А. Шапорина и по классу фортепиано Я. В. Флиера. В годы учебы в консерватории он участвовал в фольклорных экспедициях в Белоруссию (1951) и Вологодскую область (1953). Собранный композитором богатый материал послужил основой для создания ряда сочинений в различных жанрах. В эти годы Щедриным написаны: фортепианная сюита Праздник в колхозе (1951), фортепианный квинтет (1952), сюита для кларнета и фортепиано (1952), два струнных квартета (1951, 1954), романсы на стихи В. Маяковского, Н. Хикмета и других поэтов, вокально-симфоническая поэма «Двадцать восемь> на стихи М. Светлова (1953), посвященная подвигу героев-панфиловцев в годы Великой Отечественной войны, музыка для театра и кино. Тогда же композитор делает ряд обработок народных песен. В сочинениях Щедрина намечаются черты, характерные для всего его творчества: связь с современностью, с русской сказкой, народно-песенным творчеством. Особенно интересным и оригинальным является использование современной народной песнн-частушки.

В качестве дипломной работы к окончанию консерватории Щедриным были написаны: Первый фортепианный концерт (1964), отмеченный премией на V Всемирном фестивале молодежи в Варшаве (1955), и несколько сцен из балета «Конек-Горбунок» (по сказке П. Ершова), полностью законченного в годы обучения в аспирантуре и поставленного на сцене Большого театра СССР в Москве в 1960 году. В 1957 году симфоническая сюита «Конек-Горбунок» Щедрина была отмечена премией на международном конкурсе VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. В эти же годы композитор пишет музыку к пьесе В. Маяковского «Мистерия-буфф» — в Московском театре сатиры (1957), к кинофильмам «Высота» (1956) и «Коммунист» (1957). Значительным сочинением тех лет явилась Первая симфония, впервые исполненная осенью 1958 года.

Среди произведений, написанных в последующие годы, широко известны: опера «Не только любовь» (на сюжет рассказов С. Антонова) с использованием интонаций русской частушки, поставленная на сцене Большого театра СССР в Москве в 1961 году; Вторая симфония— 25 прелюдий для оркестра (1965); Первый концерт для оркестра — «Озорные частушки» (1963); балет «Кармен-сюита» — транскрипция фрагментов оперы Ж. Бизе для струнных и ударных инструментов (поставлен на сцене Большого театра СССР в 1967 году); Камерная сюита для 20 скрипок, арфы, аккордеона и двух контрабасов (1961); Второй фортепианный концерт (1966); «Бассо остинато», Соната (1962) и другие пьесы для фортепиано. Для этих сочинений характерны тематическая выразительность, изобретательность, контрастность, специфическая эффектность, использование вариантности в развитии формы.

В конце 60-х и в 70-е годы композитор создает целый ряд значительных сочинений. Это—«Поэтория» (1968) на стихи А. Вознесенского для поэта, женского голоса, хора и оркестра — произведение, полное национального мелоса, непосредственной выразительности; новая музыкально-сценическая редакция оперы «Не только любовь», поставленная на сцене Камерного музыкального театра в Москве; балет «Анна Каренина» (1971) с музыкой, полной экспрессии, соединения современного музыкального языка с тонким чувством стиля н времени великого русского писателя; оратория «Ленин в сердце народном» (1969) для солистов, хора и оркестра — к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, значительно обогатившая советскую музыкальную лениниану и отличающаяся органичным соединением традиций народной музыки со смелым применением современных музыкальных средств выразительности; Второй концерт для оркестра — «Звоны» (1968), Третий фортепианный концерт (1973), 24 прелюдии и фуги для фортепиано (1970), фортепианный цикл «Полифоническая тетрадь» (1972), впервые исполненный на фестивале «Ленинградская музыкальная весна» в 1973 году. В 1972 году за оперу «Не только любовь» (новая редакция) и ораторию «Ленин в сердце народном» Щедрин был удостоен Государственной премии СССР.
Качественно новым этапом развития таланта Щедрина явилась постановка в 1977 году на сцене Большого театра СССР в Москве оперы «Мертвые души» (по Н. Гоголю), над которой композитор работал десять лет, а также балета «Чайка» (по А. Чехову), поставленного весной 1980 года. Произведения передают эмоционально-психологическую атмосферу, в которой живут герои, их душевное состояние и характеры — современным музыкальным языком, отличаются глубиной постижения композитором сложных литературных первоисточников русской классики.

Данью уважения к старинной русской культуре, к ее знаменному пению следует считать «Фрески Дионисия» (1981), написанные в сравнительно редком для Щедрина жанре камерного ансамбля. Этим произведением композитор продолжил линию, начатую Вторым концертом для оркестра, связанным с традициями русского колокольного звона.
Одним из значительных сочинений, написанных Щедриным в последние годы, является «Музыкальное приношение» (1983) для органа, трех флейт, трех фаготов и трех тромбонов, произведение огромных размеров, своего рода концертное состязание органа с девятью инструментами. Оно посвящено 300-летию со дня рождения И.-С. Баха.
Щедрин часто выступает в концертах как исполнитель своих фортепианных сочинений. Он ведет большую музыкально-общественную деятельность в качестве председателя правления Союза композиторов РСФСР (с 1973 года), депутата Верховного Совета РСФСР 6, 9 и 10-го созывов, члена Советского комитета защиты мира.В 1981 году Щедрину было присвоено звание народного артиста СССР, в 1984 году он стал лауреатом Ленинской премии, композитор награжден орденами «Знак Почета» (1967), Трудового Красного Знамени (1971), медалями. Ярким признанием таланта Щедрина явилось избрание его в 1976 году членом-корреспондентом Баварской академии изящных искусств (ФРГ).
В предлагаемый сборник вошли произведения для хора без сопровождения, написанные композитором в разные годы и получившие широкое признание музыкальной общественности. В годы учебы в Московском хоровом училище Щедриным написаны два небольших хора на стихи А. С. Пушкина (1950): «Пора, мой друг,. Пора!» для смешанных голосов и «Тиха украинская ночь» (нз поэмы «Полтава») для детских голосов, — хор, публикуемый здесь в переложении для смешанного состава; в студенческие годы написан хор-фуга «Ива, ивушка» (Вокализ) для смешанного хора (1954); в последующие годы композитор создает ряд произведений для смешанного хора, среди них — хоровые циклы «Четыре хора на стнхн А. Твардовского» (1968), посвященные памяти погибших в Великой Отечественной войне; «Четыре хора на стихи А. Вознесенского» (1971), лирико-философские картины нз современной жизни; хоры «Русские деревни» на стихи И. Харабарова (1973) и «Стирала женщина белье» на стихи И. Ляпина (1975); в последующие годы композитор написал также для смешанного хора цикл — Строфы «Евгения Онегина», состоящий из шести хоров на стихи А. Пушкина из романа «Евгений Онегин»; поэму «Казнь Пугачева» на слова А. Пушкина из «Истории Пугачева» (1981) и «Концертино» в четырех частях (1982) по заказу Международного фестиваля хоровой музыки в Корке (Ирландия), впервые опубликованное издательством «Советский композитор» в 1984 году.
Композитор находится в расцвете творческих сил. Поэтому с уверенностью можно сказать, Что мы еще не раз станем свидетелями его новых больших творческих побед.
Э. Леонов

  • ДВА ХОРА на стихи А. С. Пушкина
    • 1. Пора, мой друг, пора!
    • 2. Тиха украинская ночь
  • ИВА, ИВУШКА! (Вокализ)
  • ЧЕТЫРЕ ХОРА на стихи А. Твардовского
    • 1. Лак дорог друг
    • 2. Прошла война
    • 3. Я убит подо Ржевом
    • 4. К вам, павшие
  • РУССКИЕ ДЕРЕВНИ. Слова И. Харабарова
  • СТИРАЛА ЖЕНЩИНА БЕЛЬЕ. Слова И. Ляпина.
  • ЧЕТЫРЕ ХОРА на стихи А. Вознесенского
    • 1. Тбилисский базары
    • 2. Первый лед
    • 3. Горный родничок
    • 4. Песня вечерняя
  • СТРОФЫ «ЕВГЕНИЯ ОНЕГИНА». ШЕСТЬ ХОРОВ на стихи А. С. Пушкина из романа в стихах «Евгений Онегин»
    • 1. В тот год осенняя погода
    • 2. Вот по Тверской
    • 3. Теперь у нас дороги
    • 4. Мои богини
    • 5. Зачем же так неблагосклонно
    • 6. Блажен, кто смолоду
  • КАЗНЬ ПУГАЧЕВА. ПОЭМА для хора А CAPPELLA на слова А. С. Пушкина из «Истории Пугачева»
  • КОНЦЕРТИНО для смешанного хора А CAPPELLA
    • 1. Лестница вниз
    • 2. Колыбельная
    • 3. Сольфеджио
    • 4. Русские звоны

Скачать сборник

Источник

Оцените статью