Поэзия парижской ноты презентация

Презентация на тему: Русское зарубежье 20-30-х г.г. XX века

Русское зарубежье 20-30-х г.г. XX века

«Три волны» русской эмиграции Послереволюционную российскую эмиграцию обычно разделяют на три периода — «три волны»: первый период-период между двумя мировыми войнами;второй период -1945 г-1960-е г.г.; третий период- после 1970 г.Русская эмиграция «первой волны» была сосредоточена в основном в европейских странах, преимущественно во Франции.

Литературные течения и кружки

«Парижская нота»«Парижская нота» — литературное течение в поэзии русского зарубежья, возникшее в Париже в конце 1920-х гг. и просуществовавшее до конца 1950-х гг. Основателем и поэтическим лидером направления является Георгий Адамович, наиболее яркими представителями — Анатолий Штейгер и Игорь Чиннов.

История возникновения названияНазвание «парижская нота», по всей вероятности, было впервые употреблено Б. Поплавским, который сам к «парижской ноте» не принадлежал. Обычно ссылаются на высказывание Поплавского 1930 г.: «Существует только одна парижская школа, одна метафизическая нота, всё время растущая — торжественная, светлая и безнадежная».

История направления Направление не было организационно оформлено, не оставило коллективных деклараций и литературных манифестов; не было у «парижской ноты» и единого постоянного печатного органа. Принадлежность к данному направлению определяется в основном исходя из стиля и тематики поэтов, а также их личной или идейной близости к Г. Адамовичу и высказывавшимся им взглядам на смысл и назначение поэзии.Помимо самого Г. Адамовича, наиболее сильное влияние на поэтику «парижской ноты» оказал Георгий Иванов, особенно его сборник «Розы» (1931), ставший одной из главных поэтических книг русской эмиграции «первой волны».

Читайте также:  Бандера клен с аккордами

Направление в 50-е г.г.К началу 1950-х гг. уже не было в живых многих поэтов «парижской ноты»; многие другие поэты либо перестали писать стихи, либо резко изменили творческую манеру. Историю «парижской ноты» можно было бы считать завершённой к 1939 г., если бы не яркое вступление в литературу Игоря Чиннова, одного из наиболее значительных поэтов русской эмиграции (сборники «Монолог»,1950 г; «Линии»,1960г.)

Основные эстетические и художественные принципыКлючевые слова поэзии «парижской ноты»- безнадежность, пустота, холод; чужды мотивы «тоски по мировой культуре», характерные для раннего акмеизма;поэзия «парижской ноты» аскетична, но предельно серьёзна;преимущественно классический стих (с преобладанием ямба); малые формы: как правило, лирическое стихотворение из двух-четырёх строф.

СменовеховствоСменовеховство — идейно-политическое течение, возникшее в 1920-е гг. в русской эмиграции. Название происходит от сборника статей «Смена вех», изданному в 1921 г. в Праге, в котором были сформулированы основные идеи этого течения. Сменовеховцы выступали за примирение и сотрудничество с Советской Россией, мотивируя свою позицию тем, что большевистская власть уже «переродилась» и действует в национальных интересах России. Первым идеологом сменовеховства был профессор Н. В. Устрялов.

ЕвразийствоЕвразийство — идейно-политическая и историко-культурная концепция, отводящая России как особому этнографическому миру «срединное» место между Европой и Азией.Начало евразийству положил сборник статей Н.С. Трубецкого, П.Н.Савицкого, Г.В. Флоровского и П.П. Сувчинского “Исход к Востоку” (София, 1921). Евразийство возникло среди эмигрантской интеллигенции 20-х гг. как реакция на события 1917 года и было устремлено отнюдь не оправдать их, а извлечь из них некоторые, наиболее общие исторические и геополитические уроки. К началу 1930-х гг. евразийство пошло на убыль.

«Сатирикон»«Сатирикон» — русский еженедельный сатирический журнал. Возник в недрах старого русского юмористического журнала «Стрекоза».Издавался в Петербурге с 1908 по 1914г.г. Название — в честь античного романа.После революции журнал был закрыт, большинство авторов оказались в эмиграции.

«Скит поэтов»«Скит поэтов»-самый известный литературный кружок-сообщество, основанный русской эмиграцией в Чехословакии. Первое собрание кружка молодых поэтов состоялось 26-го февраля 1922 г. Руководителем кружка стал А.Л. Бем.За все годы своего существования (1922-1940) через Скит прошло более 50-ти молодых поэтов и прозаиков.

Своеобразие литературы зарубежья:существование русской литературы в чужом «национальном пространстве»;взаимодействие с западноевропейской литературной традицией, традиционное и новаторское в литературе русского зарубежья; развитие новых жанровых форм;продолжение традиций «серебряного века» в прозе, множественность стилевых манер;развитие реалистических тенденций в творчестве.

Источник

Купченко Елена Русское зарубежье 20-30-х г.г. XX века. — презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемЯн Шишигин

Похожие презентации

Презентация на тему: » Купченко Елена Русское зарубежье 20-30-х г.г. XX века.» — Транскрипт:

1 Купченко Елена Русское зарубежье х г.г. XX века

2 Купченко Елена «Три волны» русской эмиграции Послереволюционную российскую эмиграцию обычно разделяют на три периода — «три волны»: первый период-период между двумя мировыми войнами; второй период г-1960-е г.г.; третий период- после 1970 г. Русская эмиграция «первой волны» была сосредоточена в основном в европейских странах, преимущественно во Франции.

3 Купченко Елена Литературные течения и кружки «Парижская нота» «Скит поэтов» Сменовеховство Евразийство « Сатирикон »

4 Купченко Елена «Парижская нота» «Пари́жская но́та» литературное течение в поэзии русского зарубежья, возникшее в Париже в конце 1920-х гг. и просуществовавшее до конца 1950-х гг. Основателем и поэтическим лидером направления является Георгий Адамович, наиболее яркими представителями Анатолий Штейгер и Игорь Чиннов. Игорь Чиннов Георгий Адамович

5 Купченко Елена История возникновения названия Название «парижская нота», по всей вероятности, было впервые употреблено Б. Поплавским, который сам к «парижской ноте» не принадлежал. Обычно ссылаются на высказывание Поплавского 1930 г.: «Существует только одна парижская школа, одна метафизическая нота, всё время растущая торжественная, светлая и безнадежная».

6 Купченко Елена История направления Направление не было организационно оформлено, не оставило коллективных деклараций и литературных манифестов; не было у «парижской ноты» и единого постоянного печатного органа. Принадлежность к данному направлению определяется в основном исходя из стиля и тематики поэтов, а также их личной или идейной близости к Г. Адамовичу и высказывавшимся им взглядам на смысл и назначение поэзии. Помимо самого Г. Адамовича, наиболее сильное влияние на поэтику «парижской ноты» оказал Георгий Иванов, особенно его сборник «Розы» (1931), ставший одной из главных поэтических книг русской эмиграции «первой волны». Георгий Иванов

7 Купченко Елена Направление в 50-е г.г. К началу 1950-х гг. уже не было в живых многих поэтов «парижской ноты»; многие другие поэты либо перестали писать стихи, либо резко изменили творческую манеру. Историю «парижской ноты» можно было бы считать завершённой к 1939 г., если бы не яркое вступление в литературу Игоря Чиннова, одного из наиболее значительных поэтов русской эмиграции (сборники «Монолог»,1950 г; «Линии»,1960г.)

8 Купченко Елена Основные эстетические и художественные принципы Ключевые слова поэзии «парижской ноты»- безнадежность, пустота, холод; чужды мотивы «тоски по мировой культуре», характерные для раннего акмеизма; поэзия «парижской ноты» аскетична, но предельно серьёзна; преимущественно классический стих (с преобладанием ямба); малые формы: как правило, лирическое стихотворение из двух-четырёх строф. Назад

9 Купченко ЕленаСменовеховство Сменовеховство идейно-политическое течение, возникшее в 1920-е гг. в русской эмиграции. Название происходит от сборника статей «Смена вех», изданному в 1921 г. в Праге, в котором были сформулированы основные идеи этого течения. Первым идеологом сменовеховства был профессор Н. В. Устрялов. Сменовеховцы выступали за примирение и сотрудничество с Советской Россией, мотивируя свою позицию тем, что большевистская власть уже «переродилась» и действует в национальных интересах России. Назад

10 Купченко ЕленаЕвразийство Евразийство идейно-политическая и историко- культурная концепция, отводящая России как особому этнографическому миру «срединное» место между Европой и Азией. Начало евразийству положил сборник статей Н.С. Трубецкого, П.Н.Савицкого, Г.В. Флоровского и П.П. Сувчинского Исход к Востоку (София, 1921). Евразийство возникло среди эмигрантской интеллигенции 20-х гг. как реакция на события 1917 года и было устремлено отнюдь не оправдать их, а извлечь из них некоторые, наиболее общие исторические и геополитические уроки. К началу 1930-х гг. евразийство пошло на убыль. Назад

11 Купченко Елена«Сатирикон» «Сатирикон» русский еженедельный сатирический журнал. Возник в недрах старого русского юмористического журнала «Стрекоза». Издавался в Петербурге с 1908 по 1914г.г. Название в честь античного романа. После революции журнал был закрыт, большинство авторов оказались в эмиграции. Тэффи Саша Черный Сергей Городецкий Назад

12 Купченко Елена «Скит поэтов» «Скит поэтов»-самый известный литературный кружок-сообщество, основанный русской эмиграцией в Чехословакии. Первое собрание кружка молодых поэтов состоялось 26-го февраля 1922 г. Руководителем кружка стал А.Л. Бем. За все годы своего существования ( ) через Скит прошло более 50-ти молодых поэтов и прозаиков. Назад

13 Купченко Елена Своеобразие литературы зарубежья: существование русской литературы в чужом «национальном пространстве»; взаимодействие с западноевропейской литературной традицией, традиционное и новаторское в литературе русского зарубежья; развитие новых жанровых форм; продолжение традиций «серебряного века» в прозе, множественность стилевых манер; развитие реалистических тенденций в творчестве.

Источник

Поэзия парижской ноты презентация

В конце 20-х — начале 30-х годов в Париже, главном центре, где жили русские эмигранты, заявило о себе необычное поэтическое поколение. Его назовут поэтами «парижской ноты».

Кто они такие? Что предшествовало их рождению, незаметному приходу в поэзию и трудному существованию?

Чаще всего это были вчерашние, недоучившиеся в России студенты, юнкера, солдаты, сражавшиеся за абстрактно понятую «белую идею», обманутые политиканами. Во Франции они вынуждены были жить на заработки грузчиков, служащих бензоколонок, телефонистов, в лучшем случае — шоферов такси. Полубогемный приют — с чтением стихов, дискуссиями, скандалами — они обретали в мелких дешевых кафе бульвара Монпарнас. Эти кафе — «Ротонда», «Селекта», «Наполи», «Ля Болле», «Доминик» и др. — они и заполняли после нелегкой работы, чтобы как-то помочь друг другу, ощутить себя в сфере родного слова. В печати стихи этих «доминиканцев» (по имени кафе) появлялись редко, особенно до возникновения сборников «Числа» (1930—1934), издаваемых Н.А. Оцупом.

В общем-то это была трагедия бесприютной русской культуры. С превеликой горечью писал о них Владислав Ходасевич: «Отчаяние, владеющее душами Монпарнаса. питается и поддерживается оскорблениями и нищетой. За столиками Монпарнаса сидят люди, из которых многие днем не обедали, а вечером затрудняются спросить себе чашку кофе.

На Монпарнасе порой сидят до утра потому, что ночевать негде. Нищета деформирует и само творчество».

Вся «парижская нота» — это условное, неотчетливое единство, почти школа, ориентированная ее лидерами поэтом-акмеистом и критиком Г.В. Адамовичем и поэтом, другом Гумилева, Г.В. Ивановым на любопытнейший вид поэтической техники и эмоциональности. Прежде всего — на искусство поэтической миниатюры, предельно исповедальной, сжатой, нарочито бескрасочной («черно-белой»), не украшенной метафорами, аллитерациями, ассонансами. Это поэзия, как бы лишенная традиционной поэтичности, но не переходящая при этом в прозу. Она звучит на грани. тишины!

Молодые поэты «парижской ноты», глубоко презиравшие промотавшихся политиков, искренне не терпели красивостей, любого лицедейства. Их души изнемогали от бед, от горечи утрат, безнадежности. Им действительно ближе было молчание, «белый изначальный свет», нежели словесные фейерверки. Типичным образцом немногословной лирики в духе «парижской ноты» может быть названо такое короткое стихотворение Раисы Блох:

Принесла случайная молва

Милые, ненужные слова:

Летний сад, Фонтанка и Нева.

Вы, слова залетные, куда?

Здесь шумят чужие города

И чужая плещется вода.

Вас не взять, не спрятать, не прогнать.

Надо жить — не надо вспоминать,

Чтобы больно не было опять.

Не идти ведь по снегу к реке,

Пряча щеки в пензенском платке,

Рукавица в маминой руке.

Это было, было и прошло.

Что прошло, то вьюгой замело.

Оттого так пусто и светло.

У этого стихотворения была счастливая судьба: друживший с талантливым поэтом «парижской ноты» Б. Поплавским А.Н. Вертинский услышал его и превратил в популярный романс.

В большинстве же случаев поэзия «парижской ноты» — это вечная недосказанность, фрагментарность, пение . на грани умолчания, дневниковое бормотание. Путь предельного самоограничения, изгнания из стихов даже глаголов движения, жестов, тем более сюжетов отдалил, увы, этих поэтов от многих традиций классики.

И даже — от поэтической культуры Серебряного века. Таковыми были «Флаги» (1931) Б. Поплавского, «В дыму» (1926) Н. Оцупа, «Эта жизнь» (1932) А. Штейгера, «Приближение» (1934) Л. Червинской, «Наедине» (1938) В. Смоленского, «Тень и тело» (1937) А. Присмановой, «Парижские ночи» (1932) Д. Кнута.

Париж русские поэты «парижской ноты» очень любили. Они помнили и Тургенева, жившего здесь, знали, конечно, строки М. Волошина «В дождь Париж расцветает, словно серая роза. ». И надпись по-латыни на гербе Парижа, представляющем собой упрямое суденышко в волнах моря, — « Flugtuat nec mercitur («Гонимый волнами, он не тонет»). Это был символ их жизни.

Самые крупные фигуры этой недолговечной школы, в известной мере самостоятельные, — это Георгий Иванов (1894-1958), выехавший из Петрограда после смерти Блока и гибели Гумилева вместе с женой, поэтессой Ириной Одоевцевой (1895-1990), в эмиграции издавший такие книги, как «Петербургские зимы» (1928), «Отплытие на остров Цитеру. Избранные стихи 1916-1936» (1937), «Портрет без сходства» (1950), и, безусловно, поэт-сюрреалист Борис Поплавский (1903-1935), выпустивший при жизни книгу стихов «Флаги» (1931). После смерти были опубликованы прозаические книги «Домой с небес», «Аполлон Безобразов» и книги лирики «Снежный час», «В венке из воска», «Дирижабль неизвестного направления».

Поэзия Георгия Иванова, «Орфея эмиграции», — это поэзия «сгоревшего, перегоревшего сердца» (Г. Адамович), очень скупая на краски и образы, преисполненная предельного трагизма. Он благоволит лишь по отношению к прошлому, к России («И Россия как белая лира / Над засыпанной снегом судьбой»), к Блоку, к венценосным мученикам, т.е. к царской семье, гибнущей еще до подвала Екатеринбурга («Какие прекрасные лица / И как безнадежно бледны»). Весь остальной мир часто не заслуживает даже плохих слов:

Рассказать обо всех мировых дураках,

Что судьбу человечества держат в руках?

Рассказать обо всех мертвецах-подлецах,

Что уходят в историю в светлых венцах?

Тишина под парижским мостом,

И какое мне дело, что будет потом.

Лирика Бориса Поплавского — предмет пристального изучения множества современных литературоведов — отмечена явным влиянием французского сюрреализма 1 , футуризма. Творчество для него — странствия в «стихии мистических аналогий», стремление выразить хотя бы муку от того, что невозможно выразить:

Этот вечер был чудно тяжел и таинственно душен,

Отступая, заря оставляла огни в вышине,

И большие цветы, разлагаясь на грядках, как души,

Умирая, светились и тяжко дышали во сне.

1 Сюрреализм — букв.: сверхреализм — модернистское течение в искусстве ХХ в., ориентированное на сферу подсознания как источник образности и на алогизм как метод познания действительности.

В конечном счете лидер «парижской ноты» Георгий Адамович (1892—1972), признав неизбежность этого затянувшегося эксперимента, самое сокровенное свое стихотворение написал предельно понятным языком. Оно все — о затянувшемся порыве человека, о тоске по Родине, о навязчивой идее возвращения:

Когда мы в Россию вернемся. о, Гамлет восточный, когда? —

Пешком, по размытым дорогам, в стоградусные холода,

Без всяких коней и триумфов, без всяких там кликов, пешком,

Но только наверное знать бы, что вовремя мы добредем.

Источник

Оцените статью