Акустические гитары: характеристики, типы, виды
Общий тип инструмента.
Прежде всего здесь стоит отметить, что название «акустическая гитара» в наше время может употребляться как в широком смысле (для обозначения целого класса инструментов), так и в узком (для обозначения одного из типов подобных инструментов). К акустическим гитарам в широком смысле слова относятся также классические и электроакустические модели, а также более специфические инструменты — акустические бас-гитары и укулеле. Вот подробное описание каждой из этих разновидностей.
— Акустическая. Говоря о типах гитар, «акустическими» называют сравнительно современные модели, отличающиеся по конструкции от «классики» (см. ниже). С точки зрения возможностей главными особенностями таких инструментов являются возможность использования металлических струн, а также в целом более громкий и звонкий звук. Внешне акустические гитары (в узком смысле слова) выделяются прежде всего сравнительно узким и длинным грифом, а также несколько иной конструкцией бриджа, чем у классических; кроме того, большинство моделей имеет еще и более крупный корпус, форма которого может быть весьма разнообразна (см. «Форма (вид)»). Данный тип гитар может применяться для разных стилей игры; в этом смысле он более универсален, чем классические модели.
. — Классическая. Инструменты, созданные на основе традиционных испанских гитар еще в XIX веке и дожившие до наших дней почти без изменений. Классическая гитара имеет достаточно широкий гриф, а также характерную форму корпуса; эта форма фактически является стандартом, так что разные модели по очертаниям очень похожи друг на друга и внешне различаются в основном цветом и наличием/отсутствием выреза (см. «Вырез (cutaway)»). Главной функциональной особенностью таких инструментов является невозможность работы с металлическими струнами — на «классике» можно использовать исключительно нейлон. За счет этого подобные гитары звучат очень мягко и относительно негромко, как следствие — они слабо подходят для агрессивной, динамичной игры аккордами. Поэтому основным назначением таких инструментов являются классические композиции. Также данный тип гитар неплохо подходят для первоначального обучения музыке: нейлоновые струны не так режут подушечки пальцев, как металлические.
— Электроакустическая. Акустические гитары, дополненные встроенными звукоснимателями и, как правило, темброблоками (о том и другом см. ниже). Это позволяет не только использовать гитару в традиционном, акустическом формате, но и подключать её к усилителю или другой аппаратуре, в т.ч. для внесения в звучание дополнительных эффектов при помощи «примочек».
— Укулеле. Инструмент, известный также как «гавайская гитара». Внешне действительно очень похож на гитару, однако имеет намного меньшие размеры. Струн на таком инструменте обычно 4; есть и другие варианты — 8 (4 сдвоенных) либо 6, как на обычной гитаре («гиталеле»), такие модели тоже включены в данную категорию. Укулеле получила распространение на тихоокеанских островах и с самого начала ассоциировалась именно с гавайской традиционной музыкой, однако этим дело не ограничивается: для подобных инструментов доступны почти те же возможности, что и для обычных акустических гитар.
— Бас. Гитары с низким, басовым тембром звучания. Классический бас имеет 4 струны в строе EADG — аналогично струнам шестиструнной гитары с третьей по шестую, однако на октаву ниже; сами струны, соответственно, тоже значительно толще. Реже встречаются пятиструнные модели, они имеют аналогичный принцип строя (см. «Количество струн»). Внешне многие басы выделяются длинными и узкими грифами, хотя это не является строго обязательным. Особый случай представляет собой безладовый бас: такой инструмент не имеет порожков на грифе, что расширяет возможности по применению различных специфических приемов звукоизвлечения, однако требует особой точности при постановке пальцев. В любом случае основное применение басов — ритмическое сопровождение, чаще всего в сочетании с ударными; для сольных партий такой инструмент практически не применяется. Также отметим, что акустические басы обычно дополняются звукоснимателями — аналогично описанным выше электроакустическим гитарам: подзвучить такой инструмент другим способом (внешним микрофоном) очень сложно.
Количество струн
Количество струн, используемых в инструменте.
Традиционным вариантом для классических и акустических гитар (см. «Тип») является 6 струн. Однако и в таких инструментах, и в других разновидностях можно встретить и другие варианты: 4, 5, 7, 8 и даже 12 струн. Вот более подробное описание каждого из них:
— 4. Традиционное число струн для укулеле и акустических бас-гитар (см. «Тип»); и там, и там может применяться и большее количество струн, однако «классикой жанра» считается именно 4.
— 5. Вариант, встречающийся в отдельных моделях акустических бас-гитар. 4 классических басовых струны в таких инструментах дополнены пятой, расширяющей диапазон инструмента в сторону повышения. Обратной стороной является увеличенная стоимость подобных басов, при том что для акустического инструмента расширенный диапазон требуется не так часто. Поэтому данный вариант не получил особого распространения.
— 6. Наиболее популярное количество струн в современных гитарах «обычных» разновидностей (акустических, классических, электроакустических — см. «Тип»). Говоря о подобной гитаре, по умолчанию имеют в виду именно шестиструнный инструмент. Стандартный строй таких моделей — EADGBE (отметим, что на нем ос . новывается также традиционный строй бас-гитар и некоторых разновидностей укулеле).
Встречаются и другие, намного более редкие разновидности шестиструнных инструментов — гиталеле (см. «Форма (вид)»), а также укулеле с парой сдвоенных струн (обычно вторая и третья).
— 7. Большинство моделей из данной категории представляют собой так называемые «русские» семиструнные гитары (другое название — «цыганские»). От популярных шестиструнных они отличаются не только числом струн, но и строем — DGBDGBD. Что касается звучания, то оно в целом схоже, хотя профессиональные музыканты и музыковеды считают семиструнную гитару более «плавным» и богатым в плане звука инструментом. Подобные гитары были популярны в основном до конца ХХ века — в частности, именно семь струн использовали такие известные барды, как Владимир Высоцкий и Булат Окуджава. Однако в наше время данная разновидность вышла из массового использования.
Еще один, еще более редкий в наших краях вид семиструнных гитар — «бразильские».такой инструмент использует строй BEADGBE — то есть, по сути, стандартный строй шестиструнной гитары с дополнительной басовой струной в тоне B (так же стандартно настраиваются электрогитары, имеющие 7 струн).
— 12. Модификация шестиструнной гитары, где используется 6 пар струн. Струны в пределах каждой пары находятся на минимальном расстоянии друг от дружки и, как правило, настраиваются в унисон либо октаву — то есть, грубо говоря, звучат слитно (впрочем, профессиональные гитаристы применяют и более специфические варианты строя). Такой инструмент используется в основном для ритмического сопровождения: спаренные струны неудобны для сольных партий, зато дают очень насыщенный звук в аккордах и отлично подходят для аккомпанемента. Также отметим, что в пределах одной пары можно использовать струны из разных материалов, что придает звучанию особую окраску.
— 8. Инструменты с таким числом струн представляют собой в основном укулеле, аналогичные по конструкции описанным выше 12-струнным гитарам: вместо традиционных 4 струн в них устанавливается 4 пары струн. Специфика таких инструментов аналогична — они имеют более богатое и насыщенное звучание при аккомпанементе, но плохо подходят для сольных партий.
Другой, намного более редкий вариант 8 струн — шестиструнные гитары, где средние струны (третья и четвертая) делаются спаренными. Это своего рода компромиссный вариант между 6- и 12-струнной конструкцией, обеспечивающий более богатое звучание без значительного усложнения конструкции и повышения ее цены.
Для левши
Гитары, предназначенные для левшей — точнее, для музыкантов, играющих обратным (леворуким) хватом.
Традиционный (праворукий) хват предполагает удержание грифом влево: левая рука на ладах, правая над декой. Леворукий, соответственно — наоборот. Отметим, что многие гитары (например, классические, см. «Тип») имеют полностью симметричную конструкцию, и для перестройки под левшу достаточно установить струны в обратном порядке. Поэтому к моделям для левшей в данном случае относятся только специализированные инструменты, в которых асимметричные детали (например, вырез или защитная накладка, см. ниже) установлены именно в расчёте на леворукий хват. Такие инструменты оценят прежде всего профессиональные гитаристы-левши.
Звукосниматель
Наличие звукоснимателя в конструкции гитары.
Звукосниматель позволяет подключать инструмент к внешней аппаратуре — например, для концерта; он, в соответствии с названием, обеспечивает передачу звука со струн на выход (обычно через темброблок, см. ниже). Данную функцию по определению имеют все электроакустические гитары, кроме того, звукоснимателями обычно оснащаются басы (см. «Тип»).
Тип темброблока, установленного в гитаре со звукоснимателем (см. выше).
Темброблок отвечает за обработку сигнала, поступающего со звукоснимателя, перед подачей этого сигнала на выход инструмента. Такая обработка включает как минимум частотную коррекцию, нередко — также усиление; кроме того, именно через темброблок реализуются такие функции, как тюнер для настройки и эквалайзер (см. ниже). А типы подобных блоков могут быть такими:
— Активный. Темброблоки, работающие от собственного источника питания (обычно сменной батарейки). Такие модули сложнее и дороже пассивных, к тому же при их использовании требуется следить за состоянием батареек и вовремя их менять. С другой стороны, активная схема работы позволяет реализовать множество продвинутых функций: качественную частотную коррекцию, усиление, согласование сопротивлений с внешним усилителем, а также упомянутые выше эквалайзер и тюнер. В свете этого большинство гитар со звукоснимателями в наше время оснащается именно активными темброблоками.
— Пассивный. Пассивные темброблоки не имеют электроники, требующей дополнительного питания, благодаря чему они недороги и предельно просты в использовании. В то же время возможности у таких блоков значительно скромнее: к примеру, коррекция тембра в них осуществляется только срезанием «лишних» частот, а об усилении речи вообще не идет. Особого распространения данный вариант не получил.
Эквалайзер
Наличие в темброблоке гитары (см. выше) функции эквалайзера.
Под эквалайзером в данном случае подразумевается возможность устанавливать уровень громкости для каждой отдельной частотной полосы. Это позволяет довольно точно настроить темброблок под желаемое звучание. Гитарные эквалайзеры обычно имеют не более 3 полос (низкие, средние, высокие частоты) — этого вполне достаточно для первоначальной регулировки (более точную подстройку звука имеет смысл проводить уже на внешней аппаратуре).
Тюнер
Наличие встроенного тюнера в темброблоке гитары (см. выше).
Тюнер используется при настройке гитары: он «слушает» каждую струну и сообщает музыканту, насколько высота её звучания соответствует эталонной (выше, ниже, норма). Такое оснащение значительно упрощает настройку. Тюнеры могут выпускаться и в виде внешних устройств, однако наличие такой электроники прямо в темброблоке бывает значительно удобнее: как минимум, она всегда под рукой и не теряется. Подробнее об особенностях таких приборов см. п. «Тюнер» ниже.
Размер
Общий размер корпуса гитары.
Данный параметр используется для подбора инструмента под личные особенности музыканта. Даже взрослые гитаристы могут значительно различаться по телосложению, не говоря уже о детях разного возраста, обучающихся игре на гитаре. Соответственно, гитары под разных людей должны иметь разный размер.
Размер принято указывать в виде дроби: например, самые крупные гитары обозначаются как 4/4 (полный размер). Меньшее число, соответственно, обозначает более маленький корпус, хотя пропорция не является строгой. К примеру, общая длина классической гитары (см. «Тип») размера 4/4 обычно составляет 1 м, а для размера на 3/4 — 885 мм.
Наиболее миниатюрные инструменты, встречающиеся на современном рынке — 1/8. Они, а также чуть более крупные 1/4, предназначены для детей возрастом до 6 лет. Для возрастной категории 6 – 9 лет лучше всего подойдёт инструмент 1/2, в 9 – 11 лет — размер 3/4, для подростков и людей миниатюрного телосложения выпускаются модели 7/8, а полные 4/4 рассчитаны на юношей и взрослых людей средней и крупной комплекции. В то же время все эти рекомендации имеются довольно условными, и на практике стоит учитывать не только возраст, но и конкретную специфику каждого человека: к примеру, быстро выросшему подростку уже в 13 лет гитара 4/4 мож . ет оказаться вполне подходящей. Также стоит помнить, что на габариты гитары заметно влияет ещё и форма корпуса (см. «Форма (вид»).
Форма (вид)
Общая форма корпуса гитары.
Эта характеристика влияет как на внешний вид и габариты инструмента, так и на особенности его звучания. Отметим, что для классических гитар (см. «Тип») форма часто не указывается, так как у таких инструментов она стандартна. А вот другие разновидности могут быть весьма разнообразны по очертаниям. К примеру, среди «акустики» и «электроакустики» встречаются такие варианты формы, как дредноут (вестерн), джамбо, мини-джамбо, парлор, оркестровая, гранд аудиториум, гранд концерт, дорожная, резонаторная. Укулеле, в свою очередь, выпускаются в вариантах «сопрано», концертная, «тенор», «баритон» и «бас», а также в виде особой разновидности — гиталеле. Вот более детальное описание всех этих видов корпуса:
— Дредноут (вестерн). Одна из наиболее популярных разновидностей акустических гитар. Корпус имеет крупную форму и весьма «тяжёлые», угловатые очертания. Термины «дредноут» и «вестерн» часто употребляют как синонимы, но иногда «вестернами» называют только гитары с вырезом-cutaway (см. ниже). Данная форма корпуса обеспечивает выраженное звуч . ание басов и «рокочущую» окраску звука, благодаря чему дредноуты неплохо подходят для игры аккордами, а вот исполнять соло на таких гитарах не очень удобно.
— Оркестровая модель. Оркестровые модели (Orchestra Model) по форме несколько напоминают описанные выше дредноуты, однако имеют более округлые и изящные очертания, в частности, сильнее выраженную «талию» в районе розетки (резонаторного отверстия). Это позволяет добиться равномерного распределения громкости между верхними и нижними частотами. По применению же «оркестровки» являются прямой противоположностью вестернам: они отлично подходят для игры перебором и по нотам, но вот на аккордах звучат заметно слабее — как из-за недостатка басов (особенно при агрессивном стиле игры), так и из-за сравнительно невысокой громкости. С другой стороны, благодаря равномерной частотной характеристике оркестровую гитару даже на профессиональном концерте можно подзвучить обычным микрофоном.
— Джамбо. Слово Jumbo означает «большой», и подобные корпуса действительно имеют довольно крупные размеры. Ещё одна отличительная особенность — форма нижней части деки: она может быть почти круглой, и в любом случае очертания корпуса у джамбо обычно более плавные, чем у оркестровых моделей и тем более дредноутов (хотя встречаются и исключения). При этом данный тип корпуса сочетает особенности упомянутых разновидностей: сбалансированное и ровное звучание, характерное для «оркестровки», совмещается с громкостью «вестерна». Благодаря этому гитары-джамбо в целом считаются оптимальным вариантом для музыкантов, играющих в смешанном стиле. Впрочем, многое зависит и от конкретной модели: некоторые по применению ближе к дредноутам, а иногда различие между джамбо и вестерном заключается лишь в том, как свой инструмент позиционирует производитель.
— Мини-джамбо. Несколько уменьшенная в размерах версия джамбо (см. выше), с, соответственно, меньшей громкостью и насыщенностью звучания.
— Гранд аудиториум. Ещё одна универсальная разновидность гитар. По очертаниям схожа с джамбо (см. выше) — вплоть до того, что термины «гранд аудиториум» и «джамбо» (или «мини-джамбо», в зависимости от размера) часто употребляют как синонимы.
— Гранд концерт. Аналог описанного выше гранд аудиториум, несколько меньших размеров.
— Парлор. Корпуса данного типа отличаются довольно компактными размерами — некоторые из них по габаритам приближаются к укулеле — и, чаще всего, довольно небольшой шириной, однако при сохранении полноразмерной розетки. Такие инструменты изначально были популярны в конце XIX и первой половине XX века; сегодня они ценятся ценятся профессионалами как за традиционное звучание с «историческими нотками», так и за удобство в транспортировке.
— Дорожная. В соответствии с названием, такие корпуса создаются в том числе из расчёта на удобство транспортировки. Они могут иметь как традиционную форму, близкую к дредноуту или джамбо (только меньшего размера), так и весьма специфические очертания (например, треугольные, или овальные, наподобие средневековой лютни).
— Резонаторная. Шестиструнные гитары, известные также как «дОбро» (от названия Dobro, данного создателями и позже ставшего торговой маркой). В соответствии с названием, для усиления звука в таких инструментах используется не просто полый корпус, а особая деталь — резонатор. Этот элемент установлен под верхней декой и прикрыт характерной металлической крышкой круглой формы, с прорезями; нижний порожек при этом размещается прямо на крышке. «Добро» отличаются достаточно громким и резким звуком; кроме того, некоторые модели имеют специальную конструкцию грифа, облегчающую игру при помощи слайда. В целом подобные гитары имеют довольно узкую нишу применения, они популярны прежде всего среди исполнителей блюза и кантри/блюграсса.
— Сопрано. Наиболее миниатюрная разновидность укулеле (см. «Тип»), она же — исторически первая и наиболее распространённая. Стандартная общая длина такого инструмента — 21″ (53 см) при мензуре 13″ (см. ниже). Модели-сопрано имеют наибольший акцент на высоких частотах среди всех видов укулеле, настраиваются они обычно строем GCEA (от самой толстой струны до самой тонкой).
— Концертная. Укулеле чуть более крупного размера, нежели описанные выше сопрано — 23″ в длину и 15″ по мензуре. Обеспечивают чуть большую громкость низких частот, в остальном полностью аналогичны.
— Тенор. Дальнейшее, после концертной разновидности, увеличение укулеле в размерах — до 26″ общей длины (17″ по мензуре). Кроме того, отличаются строем: могут настраиваться как в GCEA, так и в DGBE (аналогично первым 4 струнам 6-струнной гитары).
— Баритон. До относительно недавнего времени (до появления корпусов типа «бас») такие инструменты были самой крупной разновидностью укулеле. Стандартная общая длина баритона составляет 30″, мензура — 19″; настраивается такой инструмент обычно строем DGBE (аналогично струнам 6-струнной гитары с первой по четвертую).
— Бас. Одна из наиболее новых разновидностей укулеле: запущена в продажу лишь в 2007 году. По размерам почти не отличается от баритона — длина около 30″, мензура 20″ — однако использует другой строй, а именно EADG (также аналог шестиструнной гитары, в данном случае соответствующий струнам с четвертой по шестую).
— Гиталеле. Своего рода «гибрид» между традиционной гитарой и укулеле. Фактически такие инструменты представляют собой шестиструнные гитары, выполненные в размерах укулеле и настроенные на 2,5 тона выше — строем ADGCEA. При этом аппликатура, техника постановки аккордов и процедура настройки в гиталеле не отличаются от обычных гитар. Подобные инструменты также называют «шестиструнными укулеле», однако это название может применяться еще и для классических 4-струнных укулеле, где вторая и третья струна делаются сдвоенными. Так что во избежание путаницы лучше все же пользоваться термином «гиталеле».
Вырез (cutaway)
Специальный вырез на корпусе гитары. Находится у основания грифа, справа от него, если смотреть на вертикально стоящую гитару спереди (в моделях для левшей — слева). Эта особенность значительно облегчает игру на верхних ладах (расположенных поблизости от розетки): без выреза дотянуться до них мешал бы корпус. Поэтому данная особенность крайне желательна для гитаристов, играющих по нотам на высоких ладах (от 12-го и выше).
Есть мнение, что вырез отрицательно влияет на акустику гитары (уменьшает полезный объём корпуса, снижает громкость и насыщенность). Однако в большинстве случаев это влияние практически незаметно, тем более что производители нередко применяют различные ухищрения, призванные компенсировать этот эффект.
Пикгард
Специальная защитная накладка, защищающая деку от случайных контактов с медиатором.
Пикгард обычно располагается у резонаторного отверстия ниже струн (если рассматривать гитару в стандартном положении для игры). При динамичном, агрессивном исполнении (особенно при игре аккордами) именно по этому месту чаще всего попадает зажатый в руке медиатор; удары по незащищенной деке приводят к повреждениям ее поверхности, что ухудшает внешний вид и акустические характеристики гитары. Пикгард же предотвращает такие повреждения: такая накладка обычно выполняется из твердого материала, устойчивого к контакту с большинством медиаторов. Соответственно, наличие данной детали крайне рекомендуется, если при игре вы планируете интенсивно использовать медиатор.
Отметим, что защитная накладка обычно отличается по цвету от основного материала деки, благодаря чему хорошо заметна.
Корпус
Конструкция корпуса гитары, включая обе деки и обечайку. Для этих деталей могут применяться две основных разновидности древесины: цельная (solid) и слоёная (более известная как фанера). Фанера дешевле цельной древесины, однако проигрывает ей по акустическим свойствам. Поэтому тип деки в характеристиках обычно указывают только в том случае, если в ней присутствует цельная древесина. Впрочем, если данных по деке не приводится — это не значит, что инструмент выполнены целиком из фанеры; кроме того, стоит отметить, что некоторые виды фанеры по акустическим свойствам вплотную приближаются к цельному дереву. Поэтому, не имея информации по конструкции деки, имеет смысл ориентироваться прежде всего на ценовую категорию инструмента.
Варианты же по цельному дереву могут быть такими:
— Цельный верх. Также используется английское название — solid top. Речь идёт об инструментах, в которых из цельной древесины выполнена только верхняя дека — остальной корпус сделан из фанеры. Этот вариант является неплохим компромиссом между качеством звучания и доступной ценой, он довольно популярен в гитарах среднего уровня.
— Полностью цельная. Корпус, в котором из цельного дерева выполнены все детали — обе деки и обечайка. Это наиболее продвинутый вариант с точки зрения акустики — тем более, что у некоторых пород дерева со временем акустические свойства даже улучшаются (при условии, что это именно цельн . ое дерево). Однако полностью цельный корпус обходится весьма недёшево, поэтому этот вариант встречается в основном в высококлассных профессиональных инструментах.
Верхняя дека
Материал, из которого выполнена верхняя дека гитары — плоская часть корпуса, на которой расположены бридж (см. ниже) и резонаторное отверстие.
В современных гитарах встречается большое разнообразие материалов — от привычных в наших широтах ели, клёна или кедра до дорогого красного дерева и «экзотики» вроде бубинги («африканского розового дерева») или коа, произрастающего только на Гавайях. Каждый материал имеет свои особенности, влияющие на звучание и другие свойства инструмента (например, внешний вид и долговечность). Однако звук гитары во многом зависит от ряда других факторов, кроме материала — от типа инструмента, формы корпуса и т.п. Поэтому модели из схожих материалов вполне могут звучать ощутимо по-разному. Кроме того, стоит учитывать, что дорогие породы дерева могут использоваться исключительно в эстетических целях и не иметь преимуществ перед более дешёвыми материалами.
В свете всего этого можно сказать, что данные о материалах имеют скорее справочное значение, и ориентироваться при выборе стоит скорее на более значимые характеристики (к примеру, ту же форму корпуса), а также на практические данные об инструменте (отзывы, обзоры, аудиозаписи игры и т.п.). Подробные данные по материалам могут потребоваться разве что профессиональным музыкантам, мастерам-лютье и т.п.; эту информацию при желании можно найти в специальных источниках.
Нижняя дека
Материал, из которого выполнена нижняя дека гитары — плоская поверхность с противоположной стороны от верхней деки (именно эта поверхность прилегает к телу музыканта при штатном удержании инструмента).
Значение этого параметра подробно описано в п. «Верхнаяя дека» — изложенное там справедливо и в данном случае. Отметим только, что для нижней деки используется более обширный набор материалов: эта деталь менее требовательна к характеристикам материала, что дает производителям дополнительный выбор.
Что касается конкретных материалов, то значительной популярностью в наше время пользуются, помимо прочего, палисандр, сапеле, клен, меранти и нато. Вот краткое описание каждого из них:
— Палисандр. Название, объединяющее древесину нескольких видов тропических деревьев. Считается, что этот материал обеспечивает глубокое звучание и повышает качество басов, благодаря чему улучшает эффективность гитары при исполнении ритмических партий на аккордах.
— Сапеле. Также известна как «африканское красное дерево», из-за характерного оттенка. Способствует ровному звучанию со средней глубиной и хорошей выраженностью отдельных нот, что считается важным прежде всего в сольных партиях.
— Клен. Древесина клена склонна к достаточно резкому и звонкому звучанию . без особой глубины. Впрочем, это не недостаток, а особенность: для некоторых стилей музыки идеально подходит именно такая окраска звука.
— Меранти. Древесина деревьев рода Шорея, произрастающих в тропических лесах Юго-Восточной Азии. Этот материал применяется в основном в инструментах производства Yamaha, преимущественно классических гитарах и укулеле — именно для этих разновидностей меранти считается оптимальным вариантом.
— Нато. Сравнительно недорогая разновидность красного дерева (махагони), используемая в гитарах соответствующего ценового диапазона. Способствует плотному, однако не очень яркому звучанию.
Обечайка
Материал, из которого выполнена обечайка гитары — «боковая» поверхность корпуса, объединяющая верхнюю и нижнюю деку (см. выше).
О значении материала корпуса см. п. «Верхняя дека» — все изложенное в нем справедливо и для обечайки. Разве что ассортимент материалов, применяемых для этой детали, заметно шире; также отметим, что чаще всего материал обечайки совпадает с материалом нижней деки. А вот краткое описание некоторых наиболее популярных вариантов:
— Палисандр. Название, объединяющее древесину нескольких видов тропических деревьев. Считается, что этот материал обеспечивает глубокое звучание и повышает качество басов, благодаря чему улучшает эффективность гитары при исполнении ритмических партий на аккордах.
— Сапеле. Также известна как «африканское красное дерево», из-за характерного оттенка. Способствует ровному звучанию со средней глубиной и хорошей выраженностью отдельных нот, что считается важным прежде всего в сольных партиях.
— Клен. Древесина клена склонна к достаточно резкому и звонкому звучанию без особой глубины. Впрочем, это не недостаток, а особенность: для некоторых стилей музыки идеально подходит именно такая окраска звука.
— Меранти. Древесина деревьев рода Шорея, произрастающих в тропических лесах Юго-Восточной Азии. Этот материал применяется в основном в инструментах производства Yamaha, преимущественно классических гитарах и укулеле — именно для этих разновидностей м . еранти считается оптимальным вариантом.
— Нато. Сравнительно недорогая разновидность красного дерева (махагони), используемая в гитарах соответствующего ценового диапазона. Способствует плотному, однако не очень яркому звучанию.
Бридж
Материал, из которого выполнен бридж (струнодержатель) гитары — приспособление, при помощи которого струны крепятся к верхней деке.
Теоретически окраска звука инструмента зависит от особенностей всех его деталей. Однако в случае бриджа это влияние настолько незначительно, что данные о материале в данном случае имеют скорее обще-справочное и рекламное, чем реальное практическое значение. Разнообразие таких материалов достаточно велико; среди наиболее распространенных — палисандр, монгой и черное дерево.
Количество ладов
Количество ладов, предусмотренное на грифе гитары.
Ладом называют промежуток между двумя порожками на грифе. Нажимая пальцем на струну в этом промежутке, гитарист изменяет высоту звучания струны: чем дальше лад (от головки грифа) — тем короче получается струна и тем выше звук.
Чем больше ладов — тем больше нот гитарист может взять на каждой струне и тем больше возможностей даёт инструмент. С другой стороны, для большого числа ладов необходим гриф соответствующей длины, что сказывается на габаритах и стоимости инструмента, а иногда и попросту не оправдано: к примеру, обычные гитары имеют не менее 18 или 20 ладов, тогда как среди укулеле (см. «Тип») встречаются модели на 12 – 16 ладов.
В целом специально искать инструмент с большим числом ладов имеет смысл в том случае, если на нём планируется играть сложные сольные партии; для игры аккордами, а также относительно простого исполнения по нотам количество ладов не играет особой роли.
Анкер
Тип анкера, предусмотренного в конструкции грифа гитары.
Анкер представляет собой длинный металлический стержень, расположенный внутри грифа гитары (вдоль него). Он предназначен для того, чтобы обеспечивать нужную жёсткость и предотвращать деформацию грифа из-за натяжения струн. Эта функция актуальна для моделей, использующих металлические струны — прежде всего акустических (см. «Тип»); гитарам под нейлон анкер в принципе не нужен.
Нередко предусматривается возможность регулировать силу натяжения анкера — для изменения степени прогиба грифа. Это может пригодиться как для подстройки под предпочтения гитариста, так и для исправления деформаций грифа, возникающих со временем.
Отметим, что отсутствие информации по анкеру ещё не означает отсутствия последнего: некоторые производители попросту не удосуживаются упомянуть его в основных данных по инструменту. Так что в подобных случаях можно попробовать найти более подробную информацию по выбранной модели.
Конкретные же варианты по анкеру могут быть такими:
— Одинарный. Анкер в виде единичного стержня — наиболее простой и недорогой вариант. В то же время прочности и жёсткости такого стержня в большинстве случаев вполне достаточно.
— Двойной. Спаренный анкер, состоящий из двух стержней. Пара стержней обеспечивает повышенную прочность и надёжность по сравнению с одинарным анкером, а также даёт дополнительную защиту от боковых деформаций грифа (отклонения вправо/влево). В . то же двойной анкер обходится недёшево, притом что описанные преимущества реально важны разве что в профессиональной музыке, где недопустимы даже малейшие отклонения от эталонного звучания. Поэтому двойной анкер встречается в основном в инструментах премиум-класса.
— Отсутствует. Полное отсутствие анкера в конструкции грифа. Несмотря на полезные свойства этой детали, её использование оправдано далеко не всегда: к примеру, гриф может выполняться из прочных и упругих материалов, хорошо «работающих» и без дополнительного усиления. Ещё один смысл цельной конструкции заключается в том, что установка металлического стержня нарушает однородность грифа и может ухудшить акустические характеристики инструмента, что бывает критично для высококлассных моделей. Отметим, что отсутствие анкера отдельно указывается только для акустических гитар и другого инструмента с металлическими струнами; в «нейлоновых» моделях стержни не используются по определению, и её отсутствие незачем специально уточнять.
Мензура
Материал грифа
Накладка грифа
Кейс/чехол
Наличие кейса или чехла в комплекте поставки инструмента (что именно входит в комплект, нужно уточнять в каждом случае отдельно).
Кейсом называют футляр из жёстких материалов, чехлом — из мягких, в этом и заключается основное отличие между этими видами аксессуаров. В остальном они аналогичны: и кейс, и чехол предусматриваются прежде всего для удобства транспортировки инструмента. Для этого в конструкции предусматриваются ручки, плечевые ремни и другие приспособления, облегчающие переноску, а также отделения для дополнительных аксессуаров (сменных струн, тюнеров и т.п.). Впрочем, и хранить инструмент желательно в чехле или кейсе — для защиты от пыли и других неблагоприятных факторов.
«Родной» кейс/чехол хорош тем, что оптимально подходит под конкретную модель гитары и сразу продаётся вместе с ней, избавляя владельца от излишних поисков. С другой стороны, производители нередко включают в комплект простейшие разновидности футляров, с минимальными дополнительными возможностями и весьма скромной степенью защиты. Особенно это актуально для чехлов, которые могут выполняться из тонкой материи и подходить разве что для недалёких перемещений в тёплую погоду без дождя. Поэтому иногда разумнее купить чехол отдельно.
Ремень
Наличие ремня в комплекте поставки инструмента.
Ремень позволяет повесить гитару на плечо. Это не только даёт гитаристу дополнительные возможности при игре (например, можно с комфортом играть стоя), но и может пригодиться для транспортировки инструмента — его можно повесить за спину, освободив руки (хотя в таком случае не помешает дополнительно убедиться в надёжности ремня). Ремни продаются и отдельно, однако комплектный аксессуар по определению оптимально подходит для гитары, к тому же для его покупки не нужно тратить дополнительные силы и время.
Тюнер
Наличие тюнера в комплекте поставки инструмента. Отметим, что в данном случае речь идёт об отдельном устройстве; электроакустические гитары (см. «Тип») обычно оснащаются модулем, встроенным прямо в темброблок, поэтому для них такая комплектация не актуальна.
Тюнер предназначен для настройки гитары — точнее, для облегчения настройки: он определяет, насколько звучание каждой струны соответствует эталонной ноте, и сообщает об этом гитаристу. Отметим, что функционал тюнеров может быть разным, и характеристики комплектного прибора в каждом случае стоит уточнять отдельно. Так, простейшие модели изначально «заточены» под стандартный шестиструнный строй и могут отображать лишь то, в какую сторону (выше или ниже) звучание струны отличается от стандартного. Такие тюнеры недороги, однако подходят лишь для нетребовательных музыкантов. Более продвинутые модели могут определять звучащую ноту и конкретную частоту звука, указывать степень отклонения от эталона; есть приборы с возможностью изменения тональности строя или даже типа строя. Эти функции могут пригодиться профессиональным гитаристам.
Медиаторы
Наличие медиаторов в комплекте поставки гитары.
Медиатор представляет собой небольшую пластину, которой гитарист извлекает звук из струн. Таким способом можно получить более яркое, чистое и звонкое звучание, чем при игре пальцами (причём как на нотах, так и на аккордах); поэтому многие музыканты предпочитают использовать медиаторы.
Медиаторы могут различаться по жёсткости; оптимальный вариант зависит прежде всего от предпочтений гитариста. В свете этого гитары если и комплектуются медиаторами, то, как правило, несколькими сразу — это позволяет музыканту выбрать наиболее подходящий вариант.
Источник