Lumen рассказали о песнях альбома «Покажите солнце»
Группа Lumen рассказала о каждой песне альбома «Покажите солнце».
«Хороший царь и знакомая вонь»
«Мне очень нравится эта песня. Не только содержанием, но и постановкой вопроса, — рассказывает Тэм. — Нет в ней позиции обличителя типа “Я правильно живу, а вы все — нет”. Вся песня про “мы”, про “нас”. И этим она нам близка. Это не у кого-то проблемы. Это у нас проблемы. Мы себя не отделяем от российского общества».
«Смерч»
«Есть люди, которые правильно строят отношения и не лажают, рассказывает Тэм Булатов. — Это не про меня. Со мной сложно, хоть я и стараюсь. Но “сносить мосты” и “сотрясать маленький мир” отношений умею очень хорошо. Гордиться тут нечем. От посыпания головы пеплом суть тоже не меняется. Так что остаётся только констатировать. Я правда хотел бы быть нормальным и милым. Пытаюсь».
«Не сейчас»
«Я читал отзывы после релиза , — рассказывает Тэм. — Некоторые содержали пассажи, вроде “хоть им и насрать на моё мнение, но я всё же выскажусь”. В песне говорится совсем про другое. Понимаю, что припев может существовать самодостаточно, но куплеты очень чётко объясняют, о чём вообще идёт речь. И это не наш принцип по жизни — реагировать так вообще на любое чужое мнение. Предлагаю переслушать и найти в песне сатиру».
«В бой»
«Если бы Юрий Юлианович отказался принять участие в записи, мы бы не стали делать этот кавер самостоятельно, — рассказывает Тэм. — Потому что в тех частях, которые исполнил он, важно не только то, о чём говорится, но и кем говорится. Я не могу эту часть текста, эти образы перенести на себя. Считаю их глубоко личными. Рад, что в этой совместной версии Юрий Юлианович зафиксировал строки, которые переосмыслил и давно на концертах ДДТ исполняет иначе: “Посмотри, старина, на любого щенка — он добрее тебя и злей”. Это круто. До этого было “он резвее тебя и злей». И если сравнивать превосходство какого качества важней: доброту и резвость, то для меня выбор очевиден».
«Двести»
«Мы крайне отрицательно относимся к вооружённым конфликтам и войнам. Но есть сложившаяся система вещей: граждане обязаны выполнять свой воинский долг, — говорит Тэм. — Или в армию, или под суд за уклонение. Поэтому у нас нет вопросов к тем, кто служил, или служит. Более того, я считаю, что военные редко сами стремятся к сражениям. Войны начинают политики. Наша страна прошла через множество столкновений. Рядом с нами ветераны разных компаний. Эти люди смотрели в глаза смерти, некоторые прошли через ад. Многих нет. Мы им всем должны теперь. Хотя бы не забывать, что когда государство от нашего имени им велело, они пошли и сделали. Спасибо. Это песня сожалений о том, что этому всегда сопутствовало. Это никак не идёт вразрез с песней “Не спеши” и другими нашими пацифистским высказываниям. Тем, кто романтизирует войны, поддаётся пропаганде насилия и начинает сам агитировать силовые решения, мы всё ещё задаём вопрос: “Скажи, зачем. »
«Ночь»
«У нас есть песня “Секунда”, с которой песня “Ночь” сильно пересекается, — рассказывает Тэм. — Почувствовать себя живым, ощутить эйфорию, можно в разные моменты. Когда бежишь и вдруг появляется ощущение выросших за спиной крыльев, и ветер ревёт в ушах. Или ночью, сидя за столом, вдруг осознаёшь, что прямо в это мгновенье ты несёшься через вселенную на невероятной скорости 30 километров в секунду по орбите вокруг Солнца. А скорость вращения Земли вокруг оси — 1700 километров в час на экваторе. А есть ещё скорость движения Солнца, к которому мы “привязаны”, и скорость нашей галактики… Это мы, это каждый из нас верхом на планете мчится в будущее! Вы когда-нибудь чувствовали это?»
«Электричество»
« “Электричество” — композиция про космос внутри нас и вокруг нас, — рассказывает Тэм. — О том космосе, который мы можем потрогать. Почитайте про электромагнитное взаимодействие. То, без чего сегодня невозможно объяснить устройство окружающего мира. И вот нам дан разум осознать чудо окружающей Вселенной. Немыслимое количество электронов носится вокруг немыслимого количества ядер в немыслимом количестве атомов вокруг и внутри нас. И все наши страсти на фоне этого величия смешны. Работа памяти человека тоже связана с электричеством. Об этом припев. Вспоминая что-то, фантазируя, мы устраиваем грозу в клетках мозга».
«Секрет»
«“Война и мир”, “Домби и сын”, “Ярмарка тщеславия” — это лишь немногие классические произведения, в которых затрагивается тема измен, — рассказывает Тэм. — А есть такие, в которых это центральная проблема — “Анна Каренина”, например. Наша песня — размышления на ту же тему, вдохновлённая как этими произведениями, так и другими примерами из кино, литературы и жизни».
«Покажите солнце»
«Заглавная песня выражает суть всего альбома: иногда приходят тёмные времена, — рассказывает Тэм. — В одних случаях- это что-то глобальное, как тот кризис, который сейчас разворачивается на планете. В других — какие-то личные тупики или трудные периоды жизни. В такие моменты острее всего необходим свет надежды — то Солнце, которое зовёт лирический герой песни от имени тех, кто давно “в тумане”. И да, затянувшаяся тьма может породить тьму ещё большую, когда она вырвется из тех, кто ею воспитан. Солнце взойдёт?».
«Весна»
«Теперь это фотография на память, — рассказывает Тэм. — Наша страна в очередной раз стояла на развилке. Сейчас эта точка невозврата пройдена. Придёт время оглянуться, чтобы понять, в какой именно момент народ добровольно признал, что нашей страной должна управлять крупнейшая национальная буржуазия; когда власть получила от граждан разрешение на дальнейшую приватизацию, на “оптимизацию” медицины и образования, на увеличение бюрократического аппарата в лице расширяемого сейчас Госсовета, обязательно возникнут и прочие-прочие вопросы типа “почему всё так?». Так вот, тогда снова взгляните на это музыкальное фото — это было весной две тысячи двадцатого года».
«Колесо»
«Мы сейчас живём в мире, где всех кормят американской мечтой: «Беги! Ты сможешь! Посмотри на примеры чужих побед!», — рассказывает Тэм. — Эти победы единиц всегда гордо реют над безвестными поражениями миллионов. Которые тоже мечтали, пытались и проиграли. Но во всей этой истории есть важный нюанс. Нас уверяют, что правила игры для всех равны. А они не могут быть равны, потому что у всех нас совершенно разные стартовые возможности. И речь даже не о том, что каждый человек индивидуален — это понятно. Социально-экономические возможности не равны. Но каждый, кто пытался и проиграл, живёт с уверенностью, что проигрыш был честным, что кто-то стал воплощением его мечты потому, что больше этого достоин. Это не так. Правила игры отвратительны. Сломай колесо, или хотя бы уйди — не играй. Принципам конкуренции всегда можно противопоставить принципы солидарности — добиваться результата совместными усилиями, а не шагая по головам друг друга».
«Проводник»
«Закончить альбом хотелось на светлой ноте. Даже в тёмные времена есть то, что неизменно — “путями разными любой в итоге ищет дом”, — рассказывает Тэм. — Чего мы всем от души желаем! Найдите дом, в котором будет уютно вам и вашим близким. Осознайте страну нашим общим большим домом и придёт понимание, что мы можем в этом доме сделать друг для друга. Осознайте планету общим и пока единственным домом Человечества. Я не знаю, какой именно проводник приведёт вас к этим пониманиям. Возможно, что он вам уже и не нужен, и всё, о чём я сказал, вами уже обретено. Всем остальным — доброго пути!».
Источник
«Покажите солнце». Рецензия на новый альбом группы «Lumen»
Давненько я не писал рецензий на свежие релизы. На дворе самый разгар лета, традиционно это период затишья во всех сферах жизни и, соответственно, – не самый благодатный сезон для выхода новых альбомов. В этом году ситуация несколько иная. Сразу несколько именитых коллективов и исполнителей в июне представили свои пластинки. Одним из наиболее заметных релизов июля стала новинка от группы «Lumen». Девятый полноформатный альбом коллектива увидел свет 17 июля. Назвали свою новую пластинку музыканты как то не по-летнему, они просят показать то, чего в летний сезон и так предостаточно. Конечно же «Покажите солнце» — это метафора, раскрывающая основный посыл и содержание многогранного и достаточно интересного диска.
Ориентируясь на содержание пластинки и на комментарии лидера группы Тэма Булатова, суть названия можно понимать как стремление найти «лучик света в темном царстве», увидеть солнце в мире, где куча проблем, грязи и непонимания. Социальные проблемы, жажда наживы в ущерб интересам других людей, безразличие к друг другу и безответственность – вот неполный список тем, затронутых на альбоме.
Посыл по духу вполне «люменовский» и раскрыть его можно по-разному, как глубоко, философски и метафорично, так и максимально прямо и приземленно. Среди 12 композиций альбома встречаются и первый, и второй подход, что в целом характерно для коллектива.
К группе «Lumen» относятся по-разному. Одни считают их «главными альтернативщиками» на нашей рок-сцене, приписывая коллективу культовый статус, другие в лучших традициях противоречивой меломанской культуры затевают привычный разговор о «вторичности» и «неестественности протеста». Истина, как всегда бывает, в данном случае лежит посередине. Я никогда не был поклонником коллектива и не могу назвать себя глубоким знатоком их творчества, однако всегда относился к группе с должным вниманием. Новый альбом показался мне интересным и в контексте творческого почерка коллектива, и в рамках разговора о русском альтернативном роке как таковом.
Группа «Lumen» единственный раз фигурировала в моих статьях в связи с выпущенной ими кавер-версией на песню Егора Летова «Хороший царь и знакомая вонь». Эта песня вошла в состав нового альбома и удостоилась чести его открывать.
Это не единственный кавер на альбоме. В трек-лист также попала «новая версия» песни «В бой» от группы «ДДТ», исполненная совместно с её автором Юрием Юлиановичем Шевчуком. «Lumen» и «ДДТ» — команды очень разные по своему творческому почерку и представляют разные поколения отечественной рок-музыки , однако пересечения по содержательной части у них есть, и их не мало. Песня «В бой» достаточно органично легла в пространство альбома.
Куда интереснее каверов представляются авторские хиты, среди которых, как и у любой группы, есть удачные и сильные и откровенно «проходные» вещи. Сам Булатов назвал альбом «Покажите солнце» самым необычным за всю историю группы. При этом, знакомясь с пластинкой, мы слышим вполне себе узнаваемый «Люмен». Чего же в нём необычного – возникает резонный вопрос.
Во-первых, обстоятельства создания. Пресловутый коронавирус коснулся всех сфер и музыкальную индустрию он также затронул. Один за другим выходят «самоизоляционные» альбомы, сделанные на удаленке. И «Покажите солнце» — один из них. Музыканты признавались, что им пришлось работать в «необычном формате», не чувствуя и не видя друг друга и не прибегая к помощи звукорежиссеров. Выпущен альбом был при помощи крауфандинговой компании, то есть за счет поддержки фанатов. Ныне в цифровую эпоху, когда реалии жизни музыкальной индустрии и форматы представления своего творчества существенно изменились, такой подход при выпуске нового альбома используется часто. Рабочее название пластинки полностью соответствовало ситуации. На этапе создания музыканты именовали его «Домашний альбом».
Обстоятельства работы над альбомом не могли не отразиться на звучании, хотя музыканты старались сделать его максимально живым и создать «эффект присутствия», и это им удалось. Пластинка, представшая перед слушателями в конечном виде благодаря усилиям гитариста Игоря Мамаева, взявшего на себя функции саунд-продюсера, оказалась очень естественной и многогранной. Группа достаточно умело и интересно «играет» со звучанием, и это ещё одна особенность альбома, позволяющая назвать его необычным. Все композиции очень разные и по содержанию, и по музыкальной составляющей, 10 авторских произведений раскрывают различные грани творческого почерка коллектива. Здесь присутствует и легкий вдохновенный мелодизм в духе поп-рока, запоминающиеся и бойкие хит-фразы, и откровенно «жесткие» по звучанию и подаче фрагменты, резкие и драйвовые, порой доходящие до энергетического взрыва.
В облике большинства композиций заметную роль играет гитарное звучание: почти акустические «чистые» гитарные куски сменяются откровенно «грязным» звучанием и драйвовыми перегрузами, в нескольких песнях используется фузз, что добавляет определенную изюминку облику композиций.
«Люмен» известны своим умением давать «нерв» даже в медленных и на первый взгляд почти балладных гитарных композициях, сочетая скромное, но объемное звучание с мощной подачей. Таков по своему эстетическому облику один из самых известных хитов группы — «Гореть». Есть те, кто считает эту композицию «вершиной творчества» коллектива, их главной и самой удачной вещью. Я бы не был столь категоричен. Выделять одну песню у достаточно известной группы, с более чем 20-летней историей и 9-ю альбомами за плечами – не очень корректно. Тем не менее, «Гореть», действительно, знаковый хит для «Люменов». С чего я вдруг о нём вспомнил? А дело в том, что при прослушивании альбома «дух» этой песни волей-неволей возникает в памяти, ассоциации с ним вызывают сразу несколько композиций.
Вторая в трек листе песня альбома – «Смерч» — начинается в похожей стилистике и построена на сочетании мелодичности и драйва. Это «типично люменский» хит, который многие уже окрестили одной из лучших вещей в альбоме- и вполне справедливо. Сильная и по посылу, и по содержанию, и по музыкально-мелодической линии песня. Запоминающаяся мелодия, яркий припев, мощная хит фраза интересные переходы и подача – всё это делает песню узнаваемой и хитовой.
Достаточно «легкой» по своей музыкальной нагрузке, но при этом объемной и стильной получилась песня «Двести». Это, по сути, — баллада, умело балансирующая между мягкостью и жесткостью, в стилистике, схожей с хитом «Гореть».
Эту же эстетическую линию продолжает и закрывашка альбома – «Проводник», которая отличается чистыми насыщенными гитарным звучанием и красивым проигрышами, песня сильная, очень приятная, но по своей сути не хитовая.
Я умышленно пошел не по порядку, чтобы показать «разные грани» обрусевшего альтернативного рока, которые очень неплохо собрала в своём альбоме группа «Lumen». Сочетание двух разных «эстетических парадигм» как в плане посыла и подачи, так и в плане «музыкального оформления» чувствуется в песне «Ночь». Композиция с одной стороны вызывает ассоциации с «классиками русского рока», с другой стороны «обнажает» типичный для группы почерк, композиция отличается резкостью и дерзостью, но в тоже время местами мелодична и сдержана.
Квинтэссенцией и сердцевиной альбома мне представляется песня «Электричество», самый эклектичный и во многом именно поэтому самый мощный и яркий номер в альбоме. Не просто песня, а именно номер, так как прослушивание произведения вызывает целый фонтан эмоций.
Здесь и легкая, запоминающаяся мелодия и «хитовая фраза» и «драйв» и «резкая» жесткая часть с речетативным вокалом. Начинают ребята в духе поп-рока под характерный гитарный бой, а потом композиция «пускается во все тяжкие», рождая в создании слушателя целый калейдоскоп музыкальных и поэтических образов.
Умышленно ли это сделано или нет, но именно заглавная композиция «Покажите Солнце» представляется своего рода «белой вороной» на фоне всего остального альбома. Она разительно отличается по своему творческому облику от других произведений. Если в целом альбом «гитарный», то этот трек можно назвать «самым синтетическим», пресыщенным электроникой. Вообще своеобразный «тренд» на электронизацию звучания в последние годы наблюдается у многих. «Покажите солнце» демонстрирует нам, что и «Люменов» эта мода не обошла стороной. Рядом с «резким» и «четким» звучанием других произведений эта песня представляется вязкой, обволакивающей, можно придумать метафору про своеобразный «колпак», накрывающий альбом. К «люменскому» духу в этой песне обращает разве что характерный и узнаваемый по манере вокал Булатова.
Едкую, откровенную и даже местами «хулиганскую» сторону творчества группы на этой пластинке раскрывают композиции «Весна» и «Не сейчас». С моей точки зрения это наименее удачные треки в альбоме.
«Не сейчас» выделяется дерзким, узнаваемым и простым риффом и почти панковской мелодикой. Слушая эту песню, понимаешь, почему некоторые слушатели склонны рассматривать творческий облик данной группы в том числе и в контексте панка. Определенное сходство с «мейнстримовой линией» этого противоречивого в российских реалиях музыкального явления в данной композиции чувствуется. Конечно, для меня коллектив «Lumen» панк-группой никогда не был, эта песня показывает тонкую грань между «панком» и «альтернативным роком» в плавильном котле современной музыки в целом и в пространстве разноликой отечественной рок-культуры в частности.
«Весна» — критическая зарисовка на тему современности, та самая песня, в которой открыто упоминается слово «коронавирус». Композиция показалась мне слишком прямолинейной по содержанию и достаточно «предсказуемой» своей музыкальной составляющей, а потому куда менее интересной, чем «Смерш», «Ночь» и уже тем более «Электричество».
По традиции представляю альбом целиком и по порядку. Далее — выводы
В целом альбом получился сильный, да не без слабых мест, но у кого их нет. Для той ниши, которую заняли в нашей музыке «Люмен», это очень достойная работа. Рискну предположить, что любителям творчества группы альбом с большой вероятностью понравится. Те, кто, как и я, относится к группе ровно, периодически сталкиваясь с их творчеством, тоже могут послушать не без интереса. Если не от прослушивания всего альбома, то от многих его фрагментов я получил удовольствие, хотя, честно говоря, ожидал худшего и был приятно удивлен.
Данный обзор носит нейтральный характер. Автор излагает свой взгляд, не претендует на истину высшей инстанции, не стремиться навязать собственное мнение или оскорбить чей-то музыкальный вкус.
Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад вашим лайкам и подпискам на канал.
Слушайте хорошую музыку и помните, что нет более субъективной сферы, чем музыковедение.
Источник