Покой спасе наш ноты 5 глас

Литургика (церковная практика)
Осмогласие

Глас – особый мотив (лад), используемый в практике богослужебного пения Православной Церкви .

Существует четыре основных (атентических) гласа: 1,2,3,4 и четыре производных (плагальных) — 5-й к 1-му, 6-й ко 2-му, 7-й к 3-му, 8-й к 4-му. Каждый из плагальных гласов завершает и углубляет содержание соответствующего атентичного гласа.

4 главных (прямых, или высоких) и 4 плагальных гласов (косвенных, или низких) вместе образуют осмогласие – систему восьми гласов.

Принцип осмогласия был в свое время принят Русской Церковью от Церкви Греческой и является музыкальной основой богослужения. Однако, понятие осмогласия в греческой традиции отличается от нашего. У греков глас — это лад, тональность. В русской традиции глас — это некоторая мелодия, закрепленная раз и навсегда. Каждый глас имеет помимо характерной для него тональности, лада, еще и наиболее употребительные в данном гласе мелодические обороты — попевки.

Большинство песнопений (из Октоиха ) богослужений одной недели подчинено одному из восьми гласов.

Каждую субботу вечером, на воскресной всенощной происходит поочерёдная смена одного из восьми гласов. Каждый глас господствует в богослужении всю седмицу до субботы включительно, сообщая ей благодать минувшего дня воскресного. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл, повторяющийся в течение года несколько раз.

Тропари воскресные восьми гласов. С текстом, нотами и клавиатурой. Удобная навигация по видео (переходы на гласы).

В нижеприведенной таблице в качестве примера приведены аудиозаписи и ноты воскресных тропарей каждого гласа, богословские толкования и комментарии (аудиозаписи и толкования тропарей взяты с сайта «Азбука веры»).

Ка́мени запеча́тану от иуде́й / и во́ином стрегу́щим Пречи́стое Те́ло Твое́, / воскре́сл еси́ тридне́вный, Спа́се, / да́руяй ми́рови жи́знь. / Сего́ ра́ди си́лы небе́сныя вопия́ху Ти́, Жизнода́вче: / сла́ва воскресе́нию Твоему́, Христе́, / сла́ва Ца́рствию Твоему́, / сла́ва смотре́нию Твоему́, еди́не Человеколю́бче.

Тропарь 1-го гласа говорит о том, что даже суровая стража у гроба Господня не помешала Иисусу Христу воскреснуть из мертвых на третий день, даруя жизнь миру. Поэтому Силы Небесные прославляют Господа — Человеколюбца .

Камени запечатану от иудей, и воином стрегущим Пречистое Тело Твое — хотя камень был запечатан иудеями и воины стерегли Пречистое Тело Твое.
Сего ради — поэтому.
Вопияху Ти — взывали к Тебе.
Смотрение — провидение, Промысл.

Камени запечатану от иудей, и воином стрегущим Пречистое Тело Твое… Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать (Мф.27:66) .

Камени запечатану от иудей, и воином стрегущим Пречйстое Тело Твое… Перед нами характерный для церковнославянского языка оборот речи: так называемый дательный самостоятельный. Эта конструкция несет значение обстоятельства. На современный русский язык это значение переводится совсем другим оборотом (придаточным предложением).

ГЛАС 1 – древние церковные писатели говорили, что «первый глас важен, величествен и наиболее торжествен». Его сравнивали с солнцем, говоря, что он прогоняет леность, вялость, сон, грусть и смущение. В первой строке и тропарного, и стихирного распевов этого гласа есть широкий «шаг» мелодии наверх, что и придает ему мерность, важность и торжественность.

наиболее знакомые верующим песнопения этого гласа:
Тропарь Кресту «Спаси, Господи, люди Твоя» ;
Тропарь Богоявлению «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи» ;
Тропарь Успению «В рождестве девство сохранила еси» ;
Догматик «Всемирную славу» ;
Ирмосы канонов Святой Пасхи «Воскресения день, просветимся, людие» ;
Рождества Христова «Христос раждается, славите» ;
Ирмосы воскресного канона «Твоя победительная десница» .

Егда́ снизше́л еси́ к сме́рти, Животе́ Безсме́ртный, / тогда́ а́д умертви́л еси́ блиста́нием Божества́: / егда́ же и уме́ршия от преиспо́дних воскреси́л еси́, / вся́ си́лы небе́сныя взыва́ху: / Жизнода́вче, Христе́ Бо́же на́ш, сла́ва Тебе́.

В тропаре 2-го гласа говорится о том, что Иисус Христос сошел в ад, разрушил его и освободил оттуда ветхозаветных праведников.

Воскресный тропарь 2-го гласа — это также тропарь Великой Субботы , кануна Светлого Христова Воскресения .

Егда — когда.
Животе Безсмертный — Бессмертная Жизнь (* звательный падеж — обращение).

ГЛАС 2«исполнен кротости, благоговения, он утешает печальных и отгоняет мрачные переживания». Поется несколько вариантов этого гласа, однако общее – гибкая мелодия, светлая интонация – присутствует во всех вариантах распевов.

наиболее знакомые верующим песнопения этого гласа:
Тропарь Нерукотворенному образу «Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий» ;
Тропарь Крестителю и Предтече Иоанну «Память праведнаго с похвалами» ;
Тропарь субботы, всем святым и усопшим «Апостоли, мученицы и пророцы» ;
Богородичен «Преблагославенна еси, Богородице Дево» ;
Ирмосы канонов «Во глубине посла иногда» , «Грядите, людие» .

Да веселя́тся небе́сная, / да ра́дуются земна́я, / я́ко сотвори́ держа́ву / мы́шцею Свое́ю Госпо́дь, / попра́ сме́ртию сме́рть, / пе́рвенец ме́ртвых бы́сть; / из чре́ва а́дова изба́ви на́с, / и подаде́ ми́рови ве́лию ми́лость.

Тропарь 3-го гласа воспевает Спасителя , как поправшего Своим Воскресением смерть, первенца из мертвых, и содержит призыв к молящимся радоваться и веселиться всем миром.

Небесная — все небесное, небо.
3емная — все земное, земля.
Сотвори державу мышцею Своею — явил мощь руки Своей.
Велию — великую.

+ Сотворй державу мышцею Своею — выражение из песни Пресвятой Богородицы (в русском переводе: явил силу мышцы Своей — (Лк. 1:51) ); слова, сказанные Пречистой Девой о Воплощении Сына Божия, тропарь относит к Его Воскресению и, таким образом, ко всему делу Домостроительства (Промысла) Божия.
Слова попра смертию смерть обращают нас к тропарю Пасхи: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живдт даровав.

Первенец мертвых бысть, из чрева адова избави нас. Строка отсылает нас к словам апостола Павла: «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1Кор. 15:20-24) .

ГЛАС 3«глас бурный, он, как море при непогоде, побуждает на духовный подвиг». Эта характеристика древних относится в полной мере к поющемуся у нас тропарному распеву гласа. Стихирный же распев более безмятежен.

наиболее знакомые верующим песнопения этого гласа:
Кондак Рождеству Христову «Дева днесь Пресущественнаго раждает» ;
Тропарь вмч. Пантелеимону «Страстотерпче святый» ;
Воскресная стихира «Твоим Крестом, Христе Спасе» .

Све́тлую воскресе́ния про́поведь / от А́нгела уве́деша Госпо́дни учени́цы / и пра́деднее осужде́ние отве́ргша, / апо́столом хва́лящася глаго́лаху: / испрове́ржеся сме́рть, / воскре́се Христо́с Бо́г, / да́руяй ми́рови ве́лию ми́лость.

Тропарь 4 гласа упоминает жен-мироносиц, которые первыми из смертных узнали о чуде Воскресения и сообщили о нем апостолам.

Воскресения проповедь — весть о воскресении.
Уведевша — узнав.
Прадеднее осуждение — осуждение, унаследованное от праотцев (то есть Адама и Евы).
Испровержеся — попрана.

Ученицы. В церковнославянском языке в определенных позициях (например, перед «и» и «ять») звуки «к», «г», «х» (заднеязычные) чередуются со звуками «ц», «з», «с». Так, праведник — но праведницы, мученик — но мученицы (м. род); Бог — но о Бозе, дух — но дуси. Но, в данном случае, причастия, согласованные с этим существительным стоят во мн. ч. женского рода «уведевша», «отвергша» и «хвалящася».

ГЛАС 4«двоякий: то возбуждает радость, то внушает печаль. Тихими и мягкими переходами тонов он сообщает покой душе, внушает стремление к Вышнему , наиболее выражая действие на нас Божией благодати». Пожалуй, один из наиболее употребительных и «популярных» гласов церковного пения в сравнении с другими. Многие известные всем тропари написаны именно на этот глас. Его логичное и простое мелодическое строение доступно всем.

наиболее знакомые верующим песнопения этого гласа:
Тропарь Рождеству Христову «Рождество Твое, Христе Боже наш» ;
Тропарь Божией Матери «Богородице Дево, радуйся» ;
Тропарь свт. Николаю «Правило веры и образ кротости» ;
Догматик «Иже Тебе ради Богоотец пророк Давид» ;
Ирмосы канона Богородице «Отверзу уста моя» ;
Ирмосы воскресного канона «Моря чермную пучину» .

Собезнача́льное Сло́во Отцу́ и Ду́хови, / от Де́вы ро́ждшееся на спасе́ние на́ше, / воспои́м, ве́рнии, и поклони́мся, / я́ко благоволи́ пло́тию взы́ти на кре́ст, / и сме́рть претерпе́ти, / и воскреси́ти уме́ршия / сла́вным воскресе́нием Свои́м.

Тропарь 5-го гласа предлагает православным христианам восхвалить Иисуса Христа , добровольно взошедшего на Крест ради нашего спасения.

Собезначальное — также не имеющее начала и начальства, то есть также Вечное и Всевластное.

ГЛАС 5«успокаивает душевные волнения, он подходит для плача о грехах». Мелодия гласа равномерно «покачивает» слова песнопений, интонация скользит то вверх, то вниз, давая ощущение покоя и бесконечности.

наиболее знакомые верующим песнопения этого гласа:
Заупокойный седален «Покой, Спасе наш, с праведными рабы Твоя» ;
Воскресные тропари «Ангельский собор» ( «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим» );
Догматик «В Чермнем мори» .

А́нгельския си́лы на гро́бе Твое́м, / и стрегу́щии омертве́ша, / и стоя́ше Мари́я во гро́бе, / и́щущи Пречи́стаго Те́ла Твоего́. / Плени́л еси́ а́д, не искуси́вся от него́; / сре́тил еси́ Де́ву, да́руяй живо́т. / Воскресы́й из ме́ртвых. Го́споди, сла́ва Тебе́.

В тропаре 6-го гласа поется об оцепенении стражников, охранявших гроб и увидевших явление Ангелов , и об ученице Христовой — Марии Магдалине , которая пришла искать мертвое тело Господа и не нашла его.

Стрегущии — стерегущие, стражи.

+ По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотретъ гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господенъ, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам (Мф. 28:1-7) .
А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклониласъ во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его (Ин. 20:11-13) .

Сретил еси деву, даруяй живот… Строка тропаря обращает нас к продолжению событий Евангелия от Иоанна: к встрече Иисуса с Марией Магдалиной (Ин. 20:11-18) . Она и названа здесь девой (ни Евангелие, ни житие святой равноапостольной Марии Магдалины ничего прямо не говорят нам о возрасте и семейном положении святой ко времени евангельских событий; но греческое слово παρυένος — дева — подобно современному девушка, употреблялось и для обозначения юной женщины вообще — такой, на брачное состояние которой ничто не указывает). Нередко в этом тропаре слово «дева» пишут с прописной (большой) буквы, как относящееся к Пресвятой Богородице; но при таком понимании тропарь не поддается никакому удовлетворительному объяснению.

Пленил еси ад… В греческом тексте тропаря — обезоружил.

Источник

Покой спасе наш ноты 5 глас

Гласы — музыкальная система из восьми ладов (гласов), лежащая в основе старинных песнопений в Православной Церкви. В широком смысле гласом можно назвать набор мелодий, на которые поются те или иные песнопения.

В певческой практике сложилось понимание гласа как мелодии, служащей трафаретом для распевания всех текстов, к данному гласу относящихся. Попевки одного гласа не одинаковы (как в греческом, так и в русском пении) для ирмосов, прокимнов, тропарей. Так как в богослужении употребляются песнопения разных типов: тропарь, стихира, прокимен, ирмос и др. — для них установлены и различные напевы. Таким образом, чтобы правильно спеть, необходимо знать не только номер гласа, но и его тип: тропарный, стихирный или иной.

Тем не менее, музыкальная основа всех мелодических вариантов одного и того же гласа и доныне одна и та же — она сохранялась более или менее постоянно в течение веков.

Восемь гласов составляют т.н. систему «осмогласия» (т.е. восьмигласия), которая охватывает почти весь основной фонд церковной музыки. Большинство песнопений богослужений одной недели подчинено одному из восьми гласов. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл.

По преданию Православной Церкви, систему гласов ввел преподобный Иоанн Дамаскин.
На предстоящей седмице Глас 7 — «глас мягкий, трогательный, увещающий. Он ласково убеждает, призывает, просит об умилостивлении».

Из всех гласов нашего осмогласия самым скудным по количеству песнопений является глас седьмой. Достаточно редко звучит этот глас, и поэтому, вероятно, нелегко его узнать и обозначить в памяти.

Источник

Покой спасе наш ноты 5 глас

Клиросная библиотека Евгения Кустовского
(ранее она располагалась на сайте Московских регентских курсов по адресу kliros.org,
но сайт перестал работать, поэтому на «Клиросе» размещена полная копия библиотеки)

Пособие по изучению осмогласия современной московской традиции
Данное пособие представляет собой PDF-версию фрагмента одноименной книги, выпущенной в 1999 г. издательством Церкви Трех Святителей на Кулишках. Нумерация страниц соответствует бумажному изданию.

Условные обозначения, принятые при нотировке гласов ( PDF ) // Глас 1 ( PDF ) // Глас 2 ( PDF ) // Глас 3 ( PDF )
Глас 4 ( PDF ) // Глас 4 (прокимены) ( PDF ) // Глас 5 ( PDF ) // Глас 6 ( PDF ) // Глас 7 ( PDF ) // Глас 8 ( PDF )

«Двухголосная Литургия» в ред. Д. Бортнянского
Полная PDF-версия одноименного издания МПРК. Нумерация страниц соответствует бумажному изданию.

Предисловие ( PDF ) // Стр. 5-9 ( PDF ) // Стр. 10-13 ( PDF ) // Стр. 14-18 ( PDF ) // Стр. 19-23 ( PDF )

Последование Святаго Елея
Полная PDF-версия книги, изданной МПРК в 2002 г. Нумерация страниц соответствует бумажному изданию.

Избранные песнопения Рождественской службы
Предлагаемое собрание песнопений Рождества представляет собой полную PDF-версию одноименной книги, выпущенной в 1999 г. издательством «Живоносный Источник».

Стихира на И ныне: в предпразднство, распева Киево-Печерской Лавры ( PDF , )
Стихира на И ныне: в навечерии, из обихода Киево-Печерской Лавры в редакции В. Ковальджи ( PDF )
Припевы на паремиях; прокимены на Литургии сочельника и праздника ( PDF )
С нами Бог, знаменного распева ( PDF )
С нами Бог, подобен: «Благодатный Дом»; С нами Бог, муз. прот. П. Турчанинова ( PDF )
Тропарь, синодального распева ( PDF )
Кондак, монастырского распева ( PDF )
Кондак, муз. С. З. Трубачёва ( PDF )
Величание, строчное ( PDF )
По 50-м псалме, распева Киево-Печерской Лавры ( PDF )
Стихира по 50-м псалме, в тесном расположении, муз. Третьякова ( PDF )
Ирмосы первого канона, греческого распева ( PDF )
Ирмосы первого канона, муз. Д. В. Аллеманова ( PDF )
Ирмосы второго канона, глас 1, обиходного распева ( PDF )
Светилен, из обихода Киево-Печерской Лавры ( PDF )
Задостойник, знаменного распева в гармонизации А. Непомнящего ( PDF )

Другие песнопения Рождества

Ирмосы второго канона Рождеству Христову, греческого распева ( PDF )

Песнопения Богоявления

Тропарь Богоявлению, знаменного распева в обр. А. Кастальского ( PDF )
Стихира на Вход, Киево-Печерского распева ( PDF )
Задостойник, гарм. архим. Товии по методу П. Чеснокова ( PDF )
PDF-версия сборника «Избранные песнопения Богоявления для небольшого смешанного хора» размещена на сайте «Библиотечка регента»

Избранные песнопения Постной Триоди

Покаяния отверзи ми двери на муз. Д.Бортнянского ( PDF )
Покаяния отверзи ми двери, муз. П. Чеснокова, в ред. А. Шебалина ( PDF )
На реках Вавилонских, муз. В. Крупицкого ( PDF )
На реках Вавилонских, муз. Е. Кустовского ( PDF )
На реках Вавилонских, старинного напева, обр. А. Кастальского ( PDF )
Объятия Отча, монастырского распева ( PDF )
Помышляю день страшный, муз. Г. Ломакина ( PDF )
Стихира Божией Матери, в ред. арх. Матфея ( PDF )
Аще и всегда распинаю Тя, муз. П. Григорьева ( PDF )
Седе Адам, Валаамского распева ( PDF )
Великие прокимены Четыредесятницы ( PDF )
Да исправится молитва моя, муз. О. Ануфриевой ( PDF )
Тропари на Великом повечерии, знаменного распева в излож. О. Мартынова ( PDF )
Господи Сил с нами буди, Соловецкого напева в излож. архим. Матфея ( PDF )

Избранные песнопения Литургии Преждеосвященных Даров

Да исправится молитва моя, муз. Д. Бортнянского, №2 ( PDF )
Да исправится молитва моя, муз. прот. П. Турчанинова ( PDF )
Да исправится молитва моя, обиходное знаменного распева ( PDF )
Припевы хора к «Да исправится. «, обиходного напева и на муз. прот. П. Турчанинова ( PDF )
Ныне Силы Небесныя, муз. Г. Ломакина ( PDF )
Ныне Силы Небесныя, обиходное ( PDF )
Ныне Силы Небесныя, муз. С. Зайцева ( PDF )
Вкусите и видите, на муз. Г. Ломакина ( PDF )
Вкусите и видите, обиходного напева ( PDF )
Вкусите и видите, муз. С. Зайцева ( PDF )

Великий канон

Полная PDF-версия книги, выпущенной в 2002 г. издательской группой МПРК. Нумерация страниц в чинопоследовании канона и житии соответствует бумажному изданию.

Чинопоследование (PDF, часть 1 , 2 , 3 , 4 )
Житие прп. Марии Египетской ( PDF )
Ирмосы Великого канона, муз. Д. Бортнянского ( PDF )
Ирмосы Великого канона, Киево-Печерского распева ( PDF )
Ирмосы Великого канона, Московского напева в гарм. архим. Матфея (Мормыля) ( PDF )
Кондак Великого канона, на «Помощник и Покровитель», муз. Д. Бортнянского ( PDF )
Кондак Великого канона, древнего распева ( PDF )

Песнопения Недели Крестопоклонной

Трисвятое погребальное, муз. А. Архангельского ( PDF )
Днесь Владыка твари, неизвестного автора ( PDF )
Стихира на поклонение Кресту, муз. И. Смирнова ( PDF )

Избранные песнопения Страстной Седмицы
Нотное приложение книги, выпущенной в 2002 г. издательской группой МПРК. Нумерация страниц соответствует бумажному изданию.

Задостойник в субботу Лазареву, знаменного распева, обр. М. Поклад ( PDF )
Задостойник в субботу Лазареву, Киево-Печерского напева ( PDF )
Задостойник в субботу Лазареву, муз. П. Чеснокова ( PDF )
Причастен в субботу Лазареву, знаменного распева, обр. Д. Соловьёва, в упрощенной редакции ( PDF )
Стихира на И ныне: в Неделю ваий, напева Зосимовой пустыни ( PDF )
Стихира на литии в Неделю ваий, Киево-Печерского напева ( PDF )
Задостойник в Неделю ваий, Киево-Печерского напева ( PDF )
Задостойник в Неделю ваий, муз. П. Чеснокова, и Причастен в Неделю ваий, Киево-Печерского напева ( PDF )
Тропарь в Великий Понедельник, Киевского распева, в обр. Д. Соловьёва, упрощенная редакция ( PDF )
Ексапостиларий в Великий Понедельник, Киево-Печерского напева ( PDF )
Ексапостиларий в Великий Понедельник, Вторник и Четверг, обиходного напева ( PDF )
Тропарь в Великий Четверток, Киевского распева, в обр. Д. Соловьёва, упрощенная редакция, и Вечери Твоея тайныя Киево-Печерского напева ( PDF )
Вечери Твоея тайныя, в обычной гармонизации ( PDF )
Вечери Твоея тайныя, муз. А. Львова ( PDF )
Вечери Твоея тайныя, знаменного распева в гармонизации Е. Кустовского ( PDF )
Задостойник в Великий Четверток, Киево-Печерского напева ( PDF )
Се, Жених. обиходного напева ( PDF )
Аллилуарий Великой Субботы, муз. Е. Кустовского ( PDF )
Да молчит всякая плоть. из сборника А. Бекаревича, в 4-голосной редакции ( PDF )
Егда славнии ученицы. обиходного напева ( PDF )

Избранные песнопения Пассии

Тебе, одеющагося, Киево-Печ. Лавры, обр. архиеп. Ионафана ( PDF )
Кондак акафиста Страстям Христовым, муз. Е. Кустовского ( PDF )
То же, муз. В. Локтева ( PDF )
То же, муз. Кочановского ( PDF )
Припевы акафиста Страстям Христовым, обиходного распева ( PDF )
Разбойника благоразумнаго, муз. М. Старицкого ( PDF )
Приидите, ублажим Иосифа, муз. Д. Бортнянского ( PDF )

Обиходные напевы тропаря Пасхи

Знаменного распева ( PDF )
Обиходного распева ( PDF )

Монастырские напевы тропаря Пасхи

Монастырский №1 ( PDF )
Монастырский №2 ( PDF )
Монастырский №3 ( PDF )
«Придворное» ( PDF )

Иноязычные напевы тропаря Пасхи

Греческий, Византийского напева ( PDF )
Греческий, муз. В. Ковальджи ( PDF )
Латинский, градуал, перелож. иером. Силуана (Туманова) ( PDF )
Греко-латино-славянский, муз. А. Астафьева ( PDF )
Грузинский, народного напева ( PDF )
Грузинский, иного напева ( PDF )
Арабский, муз. Б. Ледковского ( PDF )
Французский, народного напева ( PDF )
Английский, спиричуэл ( PDF )

Тропарь Пасхи – авторские сочинения

Муз. Н. Белова ( PDF )
Муз. Н. Буйлова ( PDF )
Муз. И. Дворецкого ( PDF )
Муз. архиеп. Ионафана (Елецких) ( PDF )
Муз. В. Лирина ( PDF )
Муз. Г. Сусленникова ( PDF )
Муз. А. Туренкова №1 ( PDF )
Муз. А. Туренкова №2 ( PDF )
Муз. А. Туренкова №3 ( PDF )
Муз. А. Туренкова №4 ( PDF )
Муз. архим. Феофана, из Часов Пасхи ( PDF )

Тропарь Пасхи трижды и многажды

Муз. А. Аренского ( PDF )
Муз. М. Васильева ( PDF )
Муз. А. Горячева ( PDF )
Муз. А. Кастальского ( PDF )
Муз. Г. Львовского ( PDF )
Муз. С. Орфеева ( PDF )
Муз. А. Рожнова ( PDF )
Муз. С. Трубачева ( PDF )
Муз. П. Чеснокова, из Часов Пасхи ( PDF )

Развернутые сочинения (концерты) на текст тропаря Пасхи

Муз. А. Гребенщикова ( PDF )
Муз. неизвестного автора ( PDF )
Муз. С. Рахманинова ( PDF )

Песнопения Пасхи

Катавасия Пасхи, обиходного напева в ред. Е. Кустовского ( PDF )
Ирмосы канона Пасхи, греческого распева в ред. иеромонаха Нафанаила ( PDF )
Эксапостиларий и стихиры Пасхи, обиходного напева ( PDF )
Стихиры Пасхи знаменного распева в гарм. В. Смоленского ( PDF )
Икос Пасхи, Валаамского напева в гарм. архим. Матфея ( PDF )
Ипакои Пасхи, Валаамского напева в гарм. архим. Матфея ( PDF )
Задостойник Пасхи, афонского распева (на греческом языке) ( PDF )
Задостойник Пасхи, муз. О. Ануфриевой ( PDF )
Задостойник Пасхи, муз. П. Динева ( PDF )
Тропарь Пасхи, грузинский ( PDF )
Прокимены Литургии и вечерни Пасхи и всей Светлой Седмицы ( PDF )

Песнопения Пятидесятницы

Стихира Пятидесятницы на Господи воззвах «Приидите, людие», распев Троице-Сергиевой Лавры ( PDF )
Стихира Пятидесятницы на литии, муз. В. Зиновьева ( PDF )
Тропарь Пятидесятницы, греческого распева в гарм. Д. Соловьева ( PDF )
Кондак Пятидесятницы, греческого распева в гарм. Д. Соловьева ( PDF )
Стихира «Царю Небесный», знаменного распева ( PDF )
Ексапостиларий в Неделю Пятидесятницы, муз. О. Железняковой ( PDF )
Задостойник Пятидесятницы, распев Троице-Сергиевой Лавры ( PDF )
Причастен в Неделю Пятидесятницы, муз. Д. Соловьева ( PDF )

Служба всем святым, в земле Российской просиявшим
Полная PDF-версия одноименного издания МПРК. Нумерация страниц соответствует бумажному изданию.

Титульный лист, предисловие ( PDF ) // Стр. 3-14 ( PDF ) // Стр. 15-19 ( PDF ) // Стр. 20-33 ( PDF ) // Стр. 34-41 ( PDF )
Стр. 42-44 ( PDF ) // Стр. 45-46 ( PDF ) // Стр. 47-49 ( PDF ) // Стр. 50-56 ( PDF ) // Стр. 57-60 ( PDF ) // Стр. 61-62 ( PDF )
Стр. 63 ( PDF ) // Стр. 64-66 ( PDF ) // Стр. 67-68 ( PDF ) // Стр. 69 ( PDF ) // Стр. 70 ( PDF )

Разное

С нами Бог (Соловецкого распева, гарм. Е. Кустовского) ( PDF )
С нами Бог (муз. С. Сегаля) ( PDF )
Демественно-партесный концерт «Апостоли» ( PDF )
«Боже, Царя храни!» ( PDF )

Ноты из тумбочки Евгения Сергеевича

Коллеги!
Мне не раз приходилось наблюдать, как в магазине с церковными нотами какая-нибудь матушка вертит в руках партитуру Кастальского или Чеснокова, жалобно вздыхает и спрашивает продавца:

– А нет ли чего-нибудь попроще? У нас хор-то. одно название. Такую музыку пусть по радио поют, а нам не поднять.

Дорогая моя Великомученица Клиросная! Во всей России нонче клирос – одно название. Поэтому и ноты сейчас востребованы самые что ни на есть простые. Примитивные даже.

Имея в виду все сказанное, мы дополняем нашу нотную библиотеку разделом «Из тумбочки». В эту папку мы вывалили содержимое служебного аналоя храма Трех Святителей на Кулишках. Наши службы предельно просты, поэтому библиотека неизменяемых песнопений сравнительно небольшая. Теперь она ваша. Пойте на здоровье и во Славу Божию.

Предначинательный Псалом

Муз. Д. Аллеманова ( PDF )
Греческого распева ( PDF )
Киевского распева ( PDF )
Греческого распева, в гармонизации А. Львова ( PDF )
Муз. Е. Кустовского ( PDF )
Напев Свято-Михайловской пустыни в изл. архим. Рафаила для мужского состава ( PDF ), для смешанного состава ( PDF )

«Блажен муж»

Обиходное ( PDF )
Муз. Е. Кустовского ( PDF )
Муз. В. М. Орлова ( PDF )
Монастырского распева, обр. Н. Озерова ( PDF )
Почаевское ( PDF )
Распева Троице-Сергиевой лавры ( PDF )
Валаамское ( PDF )
Муз. С. Сегаля ( PDF )

«Свете Тихий»

Киевского распева, перелож. С. Дворецкого ( PDF )
Лаврское, в ред. архим. Матфея ( PDF )
Лаврское ( PDF )
Муз. Гребенщикова, гарм. архим. Матфея ( PDF )
Знаменного распева ( PDF )
Муз. Е. Кустовского ( PDF )
Муз. Е. Азеева ( PDF )
Киевского распева, перелож. А. Касторского ( PDF )

«Сподоби, Господи»

Напева Киево-Печерской Лавры ( PDF )

«Ныне отпущаеши»

Муз. В. Д. Беневского ( PDF )
Болгарского распева, перелож. архиеп. Ионафана (Елецких) ( PDF )
Муз. Н. Н. Кедрова-сына ( PDF )
Киево-Печерского распева ( PDF )
Муз. Е. Кустовского ( PDF )
Киево-Печерского распева, перелож. иером. Нафанаила ( PDF )
Обиходное ( PDF )

«Богородице Дево, радуйся»

Греческого распева, глас 4 ( PDF )
Муз. М. Строкина ( PDF )
Муз. С. Трубачева ( PDF )
Напев Воскресенского монастыря ( PDF )

Малое Славословие

По Третьякову ( PDF )
Валаамского напева, гарм. Г. Лапаева ( PDF )

«Хвалите Имя Господне»

Афонское ( PDF )
Муз. П. Иванова ( PDF )
Муз. свящ. Димитрия Арзуманова ( PDF )
Киевское ( PDF )
Киево-Печерского распева ( PDF )
Муз. Е. Кустовского ( PDF )
Муз. Н. Озерова ( PDF )
Старинного напева (муз. Е. Кустовского) ( PDF )
Гармонизация знаменного распева ( PDF )

Степенны 8 гласов, муз. архиеп. Ионафана (Елецких)

Глас 1 ( PDF ) // Глас 2 ( PDF ) // Глас 3 ( PDF ) // Глас 4 ( PDF ) // Глас 5 ( PDF ) // Глас 6 ( PDF ) // Глас 7 ( PDF ) // Глас 8 ( PDF )

«От юности моея»

Сокращенного греческого распева ( PDF )
Знаменного распева, обр. С. Трубачёва ( PDF )

Прокимены воскресные 8 гласов

Глас 1 ( PDF ) // Глас 2 ( PDF ) // Глас 3 ( PDF ) // Глас 4 ( PDF ) // Глас 5 ( PDF ) // Глас 6 ( PDF ) // Глас 7 ( PDF ) // Глас 8 ( PDF )

Честнейшую.

По напеву Леснинского монастыря ( PDF )
Зосимовой пустыни ( PDF )

Великое Славословие

В. Бирюков (из обихода Потулова) ( PDF )
Знаменного распева, в гарм. Е. Кустовского ( PDF )

Воскресные тропари по славословии

Знаменного распева, гарм. В. Ковальджи (нечетные гласы – PDF ; четные гласы – PDF )

Антифоны праздничные, изобразительные и вседневные

Антифоны праздничные, изобразительные и вседневные – тексты ( PDF ), ноты ( PDF )

Единородный Сыне

Муз. А. Кастальского ( PDF )
Малого знаменного распева, глас 6, в обр. Д. Соловьева ( PDF )
По напеву праздничных антифонов, в обр. П. Динева ( PDF )
Обиходного распева ( PDF )

Блаженны

6 гласа, сокращенного болгарского распева ( PDF )
Муз. П. Мироносицкого ( PDF )
Московского распева ( PDF )
1 гласа, подобен «Небесных чинов» ( PDF )
Обиходного напева ( PDF )
6 гласа, подобен «Тридневен» ( PDF )
Муз. Звоника ( PDF )
Муз. Е. Кустовского ( PDF )

Трисвятое

Муз. Е. Азеева ( PDF )
Болгарское ( PDF )
Древнего распева ( PDF )
Киевского распева, в изложении Н. Голованова ( PDF )
На греческом языке ( PDF )
«Византийское» ( PDF )
«Ярославское» ( PDF )
«Почаевское» ( PDF )
Погребальное ( PDF )
Погребальное, муз. А. Архангельского ( PDF )
Муз. архим. Сергия ( PDF )
Строчное ( PDF )
Муз. М. Строкина ( PDF )
Византийское ( PDF )
Знаменного распева ( PDF )
Муз. Е. Кустовского ( PDF )

Прокимены воскресные и вседневные на Литургии 8 гласов

Глас 1 ( PDF ) // Глас 2 ( PDF ) // Глас 3 ( PDF ) // Глас 4 ( PDF ) // Глас 5 ( PDF ) // Глас 6 ( PDF ) // Глас 7 ( PDF ) // Глас 8 ( PDF )
Вседневные, гласы 1-8 ( PDF )

Херувимская песнь

Греческого распева ( PDF )
Грузинская ( PDF )
На «Удивися Иосиф», излож. Е. Кустовского ( PDF )
Муз. В. Калинникова (упрощенное изложение) ( PDF )
На «Радуйся», гарм. М. Ковалевского ( PDF )
Подобен «В память вечную», обраб. Е. Кустовского ( PDF )
«Малиновка» ( PDF )
«Малиновка», излож. А. Фатеева ( PDF )
На «Блажен муж», напева Киево-Печерской Лавры ( PDF )
Обиходная ( PDF )
Почаевская ( PDF )
Придворного напева ( PDF )
Из рукописных нот ( PDF )
Муз. иеромонаха Силуана (Туманова) ( PDF )
На «В память вечную», муз. иеромонаха Силуана (Туманова) ( PDF )
Скитская ( PDF )
Софрониевская ( PDF )
Соловецкого распева ( PDF )
Муз. Д. Соловьева ( PDF )
Старосимоновская ( PDF )
Муз. о. Сергия (Трубачева) (для мужского хора – PDF ; для смешанного хора – PDF )
Владимирская, перелож. А. Кастальского ( PDF )
На «Видя разбойник», напев 17 в. ( PDF )
Напев Ниловой Пустыни, излож. С. Зайцева ( PDF )
Муз. А. Денисова ( PDF )
Муз. С. Сегаля ( PDF )
Греческого распева, на подобен «Творяй ангелы» ( PDF )
На «Видя разбойник», одноголосное ( PDF )

Милость Мира

На Литургии Василия Великого, Киевского распева в обр. С. Смоленского ( PDF )
Муз. А. Архангельского, из «Литургии в духе древних напевов» ( PDF )
Муз. Б. Ледковского, №3 ( PDF )
Афонская ( PDF )
Афонская, в обр. Е. Кустовского ( PDF )
Афонская (минорная) ( PDF )
Обиходного напева ( PDF )
Скитская ( PDF )
Иерусалимская ( PDF )
Сергиевская ( PDF )
Соловецкого напева ( PDF )
Двухголосная, муз. С. Трубачева ( PDF )
Знаменного распева ( PDF )
Знаменного распева, на греческом языке ( PDF )
Знаменного распева, из нотного собрания храма Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище ( PDF )
Знаменного распева, в гарм. архим Матфея (Мормыля) ( PDF )
Муз. архим. Феофана ( PDF )
Монастырская ( PDF )

Достойно есть

Распев царя Феодора ( PDF )
То же, в обр. Е. Кустовского ( PDF )
Знаменного распева в обр. С. Трубачева ( PDF )
На подобен 1 гласа «Небесных Чинов» напева Оптиной пустыни ( PDF )
На подобен 2 гласа «Егда от древа» напева Оптиной пустыни ( PDF )
На подобен 4 гласа «Дал еси знамение» киевского распева ( PDF )
На подобен 5 гласа «Радуйся» напева Оптиной пустыни ( PDF )
6 гласа, сокращенного болгарского распева ( PDF )
6 гласа, напев ирмосов «Волною морскою» ( PDF )
На подобен 6 гласа «Все отложше» напева Седмиезерной пустыни ( PDF )
На подобен 8 гласа «О преславного чудесе» напева Оптиной пустыни ( PDF )
Афонское, перелож. Д. Яичкова ( PDF )
Сокращенного греческого распева, гарм. А. Львова ( PDF )
Знаменного распева, гарм. иером. Амвросия (Носова) ( PDF )
Соловецкого распева, гарм. Е. Кустовского ( PDF )
Византийского распева XV в. в изложении иг. Никифора (Кирзина) ( PDF )
Болгарского распева на «Объятия Отча» ( PDF )
Киевское (из сборника А. Касторского) ( PDF )

О Тебе радуется

Греческого распева (в гарм. С. Смоленского) ( PDF )
Греческого распева (в гарм. С. Смоленского, упрощенная редакция) ( PDF )
Греческого распева (обработка С. Трубачева) ( PDF )

Ектения просительная (Киевская) ( PDF )
Ектения просительная (Уральская) ( PDF )
Ектения сугубая (Дивеевская) ( PDF )
Ектения сугубая (Иерусалимская) ( PDF )
Ектения сугубая (муз. Иоанникия) ( PDF )
Ектения сугубая (Московская) ( PDF )
Ектения сугубая (обычного напева) ( PDF )
Ектения сугубая (Рижская) ( PDF )
Ектения великая (Киевская) ( PDF )
Ектения великая (муз. иером. Нафанаила) ( PDF )
Ектения великая (обиходная) ( PDF )
Ектения великая (Воскресенская) ( PDF )
Ектения великая (муз. иеромонаха Нафанаила) ( PDF )
Ектения просительная (неизвестного автора) ( PDF )
Ектения просительная (грузинская) ( PDF )
Ектения просительная (муз. Е. Кустовского) ( PDF )
Ектения просительная (обиходная) ( PDF )
Ектения просительная (Виленская) ( PDF )

Источник

Читайте также:  Аудио тюнер для укулеле
Оцените статью