Полет шмеля сколько нот

Полет шмеля сколько нот

Николай Андреевич Римский-Корсаков «Полёт шмеля»

Николая Андреевича Римского-Корсакого по праву называют истинным патриотом национальной культуры и, соответственно, самым народным из всех русских композиторов. Не имея академического образования, он был профессором консерватории и создавал такие выдающиеся сочинения, что они и сегодня продолжают восхищать любителей классической музыке не только в нашем отечестве, но и за его пределами. В арсенале творческого наследия Римского-Корсакого множество великолепных произведений, но есть одна миниатюра, которая во всём мире стала визитной карточкой композитора. Речь идёт о «Полёте шмеля» — небольшой интермедии, которая, впервые прозвучав в опере «Сказка о царе Салтане» более ста лет назад, до сих пор не оставляет в покое исполнителей самых различных музыкальных направлений.

Историю создания «Полёта шмеля» Римского-Корсакого, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

История

Само собой разумеется, что история сочинения знаменитой интермедии, впоследствии получившей название «Полёт шмеля», неделимо связана с созданием композитором Римским-Корсаковым чудесной оперы «Сказка о царе Салтане».

К началу девяностых годов XIX века жизнь Николая Андреевича отличалась большой активностью. Так, наряду с педагогической работой в консерватории и в придворной Певческой капелле, он много занимался дирижёрской практикой, а также был инициативным участником творческого объединения музыкантов, получившего название «Беляевский кружок». Однако стоит отметить, что сочинительская деятельность композитора в то время замерла. Наступил период трёхгодичного композиторского бесплодия и для этого были разные причины, в том числе и сложная общественно-политическая ситуация в стране.

Творческий кризис Николая Андреевича миновал с того момента, как в 1894 году из-под его пера вышли первые такты оперы «Ночь перед рождеством», ну а затем все вошло в свою колею, и в 1896-ом появился « Садко », а в 1998-ом – « Царская невеста ». В ту пору уже отдыхать на композиторском поприще Римскому-Корсакову было некогда, поскольку в следующем 1899 году в России должно было отмечаться столетие со дня рождения великого Пушкина. Все творческие люди готовились к празднику: поэты писали стихи, скульпторы ваяли памятники, а издатели печатали сборники воспоминаний. Само собой разумеется, что не откликнуться на столь знаменательное событие Николай Андреевич не мог.

Однако встал вопрос, какое произведение сочинить в качестве подарка выдающемуся поэту на юбилей? Творения русского гения всегда привлекали композитора и в этот раз он остановил свой выбор на лиро-эпическом сочинении Александра Сергеевича «Песнь о вещем Олеге», посчитав, что кантата, написанная на основе этого произведения, весьма достойна такой торжественной даты. Не оставляя размышлений по данному поводу, Римский-Корсаков вдруг припомнил былой разговор с искусствоведом Владимиром Васильевичем Стасовым, который предлагал композитору обратить внимание на всеми любимую «Сказку о царе Салтане» и обязательно написать на её основе оперу. Развивая эту идею, Николай Андреевич ещё раз внимательно перечитал сказочное произведение Пушкина и, подметив для себя жизнелюбивый настрой и удивительную музыкальность поэтического текста, долго не раздумывая, обратился к Владимиру Ивановичу Бельскому – либреттисту, с которым два года назад успешно работал над оперой «Садко».

Уже зимой 1898 года, начиная работать над сценарием оперы, композитор поставил цель: содержание музыкального спектакля должно быть максимально приближено к первоисточнику. И действительно Римский-Корсаков бережно сохранил образы и сюжетную линию пушкинского сказочного произведения и если внёс некоторые изменения, то весьма незначительные. Например, царица получила имя Милитриса, чудный город, в котором правил князь Гвидон стал называться Леденец, а царство славного Салтана – Тмутаракань. После тщательной проработки либретто сочинение музыки, начавшееся весной 1899 года к осени было уже закончено, а затем безостановочно продолжилась работа над партитурой. В январе 1900 года оркестровка всех четырёх действий оперы, в число музыкальных номеров которой вошла вышеупомянутая интермедия, изображающая полёт шмеля, была закончена. Премьерное исполнение спектакля успешно состоялось в октябре того же года в Москве в «Товариществе русской частной оперы».

Интересные факты

  • «Полёт шмеля» — эта композиция в оркестровой партитуре наименования не имеет. Только после выхода на сцену в качестве самостоятельного концертного произведения миниатюра получила своё нынешнее название.
  • В опере интермедия, изображающая полёт шмеля, включает в себя 113 тактов и звучит всего одну минуту четырнадцать секунд. Её темп настолько высокий, что скрипачи обычно делят партию на небольшие отрывки и исполняют их по очереди.
  • «Полёт шмеля» вошёл в книгу рекордов Гиннесса, как самое быстро исполняемое произведение на скрипке. Основной трудностью при исполнении произведения на данном инструменте является сложность слишком энергичного движения смычком, а это требует от скрипача большого навыка. Рекорд исполнения композиции в 2010 году поставил скрипач из Англии Оливер Льюис: он сыграл её за 1 минуту и 3 секунды.
  • Режиссёры любят вставлять музыку «Полёта шмеля» в саундтреки своих фильмов. Перечислить все киноленты невозможно, их очень много, но вот некоторые их них: «Блеск» (1996), «Казино» (1995), «Убийства на радио» (1994), «Каратэ-пацан» (2010), «Летний дворец» (2006).
  • В анимации «Полёт шмеля» можно услышать в таких популярных фильмах как «Симпсоны», «Приключения ежа Соника», «Финес и Ферб», а также диснеевских: «Фантазия» и «Время мелодий».
  • Музыка «Полёта шмеля» очень активно используется не только в художественных, анимационных и документальных фильмах, но и в сериалах, телевизионных шоу, рекламных роликах и компьютерных играх, таких как «Aero the Acro-Bat», «Crash Twinsanity» и «Hitman 2».
  • Одним из первых фортепианную версию «Полёта шмеля» представил слушателям Сергей Васильевич Рахманинов. Помимо этого, свой интересный виртуозный вариант композиции для исполнения на фортепиано создал венгерско-французский пианист Дьёрдь Цифра.

  • Музыка «Полёта шмеля» пользуется огромной популярностью у исполнителей современных музыкальных направлений. Например, фрагмент этой пьесы вставил в свою композицию «Valeva la pena» знаменитый Андриано Челентано. Эпизод миниатюры украшает одну из песен российского певца Витоса и бразильской поп-дивы Джойси Морено. Свои аранжировки «Полёта шмеля» с успехом исполняли американские группы «Manowar» и «Extreme», а также советско-российская метал-группа «Рок-Синдром»
  • Как только «Полёт шмеля» из-за предельно быстрого темпа исполнения был признан одним из самых виртуозных произведений, музыканты сразу начали соревноваться между собой, кто быстрее его исполнит. Вскоре исполнители стали устанавливать определённые рекорды.
  • В книгу рекордов Гиннесса 2002 году был занесён гитарист из России Виктор Зинчук. Он исполнил музыкальный фрагмент за 55 секунд. Тьяго Делла Вега — гитарист из Бразилии в 2008 году поставил новый рекорд – 40 секунд. Последний рекорд установил в 2012 году американец Дэниел Химбаух. Он изобразил «Полёт шмеля» всего за 10 секунд.

Содержание «Полёта шмеля»

«Полёт шмеля» — это оркестровая интермедия, эффектно завершающая третий акт оперы «Сказка о царе Салтане».

Согласно сюжетной линии в третьем действии князь Гвидон, стоя на берегу моря, с тоской провожает взглядом корабль, на котором гости-корабельщики поплыли в Тмутаракань – в царство-государство царя Салтана. Повстречав Лебедь-птицу, князь жалуется, что ему очень хотелось бы увидеть своего отца. Стараясь выполнить пожелание Гвидона, Лебедь-птица преврашает его в шмеля, чтобы он мог долететь до уплывающего корабля, а затем незаметно добраться до царских палат Салтана. Полёт князя Гвидона, превращённого в шмеля отображает инструментальная зарисовка, которая в партитуре оперы никакого названия не имеет.

Эта миниатюра, написанная композитором в двухдольном размере и тональности ля минор, исполняется в очень быстром темпе. Композитор искусно изобразил жужжание мохнатого насекомого, использовав такие средства музыкальной выразительности, как стремительное движение шестнадцатых длительностей по полутонам. Кроме того, в мелодической линии композиции, основанной на хроматизме, автор мастерски завуалировал два ранее звучащих лейтмотива князя Гвидона.

Произведение на фоне пиццикато струнных начинают флейты и скрипки , исполняющие нисходящую по полутонам жужжащую мелодическую линию, в которой уже в седьмом такте появляется сильно преображённый первый лейтмотив Гвидона. Вторая тема князя возникает в сорок четвёртом такте в исполнении фагота , альтов и виолончелей на фоне выдержанного валторнового звука . В процессе развития тематического материала, мелодия, основанная на хроматическом движении, постоянно переходит от флейт к скрипкам и кларнетам . В аккомпанементе постоянно звучит пиццикато низких струнных и лишь в семьдесят восьмом такте он раскрашивается мягким звучанием валторн.

Необходимо отметить, что в опере на интермедию, изображающую полёт шмеля, накладывается вокальная партия Лебедь-птицы, а кроме того фрагменты композиции эпизодически слышны и в четвёртом действии, когда рассерженное насекомое по сценарию произведения жалит своих злобных тёток.

«Полёт шмеля» — эта виртуозная миниатюра Римского-Корсакого пользуется в нынешнее время колоссальной популярностью и существует в многочисленных транскрипциях и аранжировках. Сегодня сложно назвать инструмент, на котором бы не исполнялось данное произведение. Его играют даже на губной гармонике, восьми роялях, а также чудесно поют хором. Многие музыканты — виртуозы, демонстрируя свои технические возможности, с удовольствием исполняют «Полёт шмеля» на концертах и обычно на бис, чтобы произвести на слушателей ещё большее впечатление.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Николай Андреевич Римский-Корсаков «Полёт шмеля»

Источник

«Полет шмеля»: ноты для фортепиано

Третий акт оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане » заканчивается интермедией «Полет шмеля ». Ноты для фортепиано доступны для скачивания ниже, а пока вы можете прослушать данное произведение и узнать интересные факты о его создании.

  • Первая часть интермедии включает вокальную часть Лебедь-птицы, однако при исполнении она обычно опускается. Таким образом, виртуозная часть произведения исполняется как самостоятельная миниатюра.
  • Изначально «Полет шмеля» был написан для тандема двух скрипачей. Однако позднее миниатюра стала эталонной презентацией виртуозов-одиночек, независимо от того, исполняется оно на скрипке, баяне или фортепиано.
  • «Полет шмеля» звучит в кинофильмах «Зеленый Шершень», «1+1» и «Легенда о пианисте».

« Полет шмеля »: скачать бесплатно ноты для фортепиано

Нотный архив NotaDo.ru представляет ноты произведений Николая Римского-Корсакова для фортепиано, гитары, аккордеона и других инструментов. Все ноты произведений этого композитора на нашем сайте можно скачать абсолютно бесплатно.

Николай Андреевич Римский-Корсаков — русский композитор, педагог и дирижер, участник «Могучей кучки». Среди его сочинений — оперы «Снегурочка», «Царская невеста» и «Сказка о царе Салтане», а также симфонические произведения, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка.

Источник

Полёт шмеля со скоростью 800 нот в минуту

Дубликаты не найдены

Лига Оркестровой Музыки

228 постов 1.2K подписчика

Правила сообщества

1.Не делайте то, что запрещено правилами Пикабу.

2.Не заливать посты не по теме Лиги.

3.Чистое звучание произведений.

Смотреть примерно с половины (там он уже обогнал)

Жалко метроном слишком громко цокает.

передайте шмелю, чтобы перестал гвозди забивать

После исполнения наверно еще час ничего ко рту поднести не может.

Наверное, можно и быстрее.

Это наверное как прыжок с шестом.

Нахер никому не нужное соревнование, интересное только тем, кто в нем участвует.

Было бы гораздо забавнее, если бы он сидел спиной к камере

Как Чайковский метался, уезжал из России и что получилось

Как-то вечером я наткнулся на переписку Чайковского с фон Мекк и зачитался до утра.

Надежда Филаретовна фон Мекк не только была спонсором Петра Ильича, но, судя по всему, ещё и постоянно его успокаивала.

У Чайковского были проблемы с женой, кончались деньги, не ладилась работа над оперой. Фон Мекк, в свою очередь, звала его в Италию смотреть на Гранд Канал и высылала деньги.

Композитор постоянно метался. Нигде ему не было покоя, ни в Швейцарии, ни в Италии. В одном из писем он признаётся, что жить можно только в России и только вне её постигаешь любовь к родине. При этом возвращаться ни в Петербург, ни в Москву Чайковский не хотел. Единственное место, где, как ему казалось, он мог найти покой была Каменка.

В одном из писем Чайковский рассказывает, что собирается создать оперу на роман Пушкина «Евгений Онегин». Фон Мекк не подержала его, она больше любила Лермонтова. Но всё же, Надежда Филаретовна была уверена, что талант Чайковского сделает хорошую оперу даже из слабого сюжета.

Чайковский переживал, что произведение не поймут. Сам Лев Николаевич Толстой долго разъяснял композитору, что художник не должен угождать публике. Настоящий творец тот, кто работает по зову сердца. В конце концов Пётр Ильич в это поверил.

Композитор работал над «Онегиным» в Москве, Италии и в Каменке. Оперу приняли вяло. Критики заявляли, что музыка скучна и однообразна и даже, что у композитора нет музыкального слуха.

Но прошло немного времени и опера прижилась и до сих пор ставится в каждом оперном театре.

Я считаю, что начало первой картины «Слыхали ль вы за рощей глас ночной» — один из самых ярких моментов в русской опере.

Для тех, кому смотреть оперу скучно — в 1958 году вышел фильм-опера «Евгений Онегин» — смотрится легко, фрагмент из этого фильма я дал выше и его же рекомендую.

Кстати, Чайковский посвятил своей покровительнице фон Мекк «Четвёртую симфонию». На её черновой рукописи значилась фраза: «Если со мной что-то случится поручаю передать эту тетрадь Н. Ф. фон Мeкк».

Полёт шмеля

Римский-Корсаков Полет шмеля
120 музыкантов из 23 городов России США и ОАЭ
40 солистов и 80 музыкантов в оркестре

Знаете ли вы?

. что партии Юлия Цезаря и князя Ратмира — максимально брутальных, казалось бы, персонажей, — в опере поют. женщины! А также партии мальчиков и юношей (Ваня в «Жизни за царя», Зибель в «Фаусте», Оскар в «Бале-Маскараде») исполняют (чаще низкие) женские голоса. Так почему у оперных композиторов иногда возникают нелады с гендерной идентичностью их героев. Давайте разберёмся.

Начнём с Юлия Цезаря — точнее, с одноимённого героя оперы. Опера Генделя «Юлий Цезарь в Египте» была написана в 1724 году, в эпоху расцвета моды на пение кастратов и задолго до запрета на кастрацию мальчиков. По некоторым данным до 70% оперных певцов-мужчин на тот момент были кастратами. И каких певцов — они были звёздами, кумирами десятков тысяч людей, объектами поклонения, порой истерического. Дамы падали в обморок, услышав их пение, а оперные театры платили кастратам баснословные по тем временам гонорары. Не просто так подвергали родители своих детей такой садистской операции — для многих семей это было шансом выбраться из нищеты. Для кастратов предназначались в основном главные партии: героев, любовников. (Дада, как ни странно. К слову, кастраты мало чем походили на стройного высокого Фаринелли — из фильма Жерара Корбьо. Представьте себе кастрированного кота. Так вот большинство певцов-кастратов страдали избыточным весом и — в отличие от котов — слабым иммунитетом, поэтому могли умереть от простейшей простуды. (Хотя, кажется, от простуды в те времена мог умереть кто угодно..)) Собственно, одной из таких главных партий и был Юлий Цезарь — он стал звездным часом для многих кастратов, в том числе и для Сенезино, спевшего премьерный спектакль.

Однако в 1870 году был введён официальный запрет на кастрацию мальчиков. Певцы-кастраты постепенно исчезали с оперной сцены — но сами оперы остались. Кому петь многочисленные партии, предназначенные для этого типа голоса? Наиболее близким по звучанию и диапазону тогда казался голос меццо-сопрано или контральто — им и перешло от кастратов такое репертуарное наследство. К слову, репертуар меццо-сопрано часто характеризуют фразой «witches, bitches or in breeches».

Говорят, голос кастратов не был как таковым мальчишеским, он был скорее бесполым. И если в «мальчишеском» репертуаре меццо-сопрано и контральто закрепились (голос ребёнка и впрямь можно спутать с девичьим), то в репертуаре, прежде принадлежавшем кастратам, поиски продолжились. В середине XX века возродилось искусство контратеноров (да, оно существовало и раньше, но этот термин трактовался по-другому, чем сейчас (зачастую под ним подразумевали хоровую партию, «противопоставленную» тенору), да и применяли этот тип голоса несколько иначе, чем голос кастратов). Для тех, кто пошёл гуглить, спойлер: они нормальные мужчины и в жизни говорят нормальными голосами))) Иногда геи, но не чаще, чем певцы с другими типами голосов (но это не точно). Некоторые контратенора даже состоялись как оперные певцы-баритоны (чаще) или тенора. Голос контратенора считается максимально приближенным по звучанию к голосу кастратов, но, как на самом деле звучал голос певца-кастрата, мы (надеюсь) уже никогда не узнаем. Последним певцом-кастратом, а также единственным, оставившим аудиозапись своего пения, был Алессандро Морески. Его запись относится к самому началу XX века, он был уже в преклонном возрасте, поэтому, конечно, не был в состоянии продемонстрировать весь блеск искусства певца-кастрата, но послушать ее интересно.

Особенность голоса контратенора ещё и в том, что по сравнению с низким женским голосом он гораздо меньше по объему — из-за того, что по сути это развитый фальцет, — и гораздо беднее обертонами (за что многие не любят пение контратеноров). Поэтому если для барочной оперы, где состав оркестра гораздо скромнее, это вполне уместно, то в операх последующих эпох контратеноров попросту не слышно. Из-за этого попытки заменить контральто на контратенора в партии князя Ратмира звучали не совсем удачно (хотя, надо отдать должное режиссёрам, выглядели логично). Что касается самой партии, существует несколько версий, почему она была написана именно для женского голоса. По одной из них Глинка хотел отдать дань традиции уходящей эпохи — он сам обучался вокальному мастерству в Италии и много времени провёл в этой стране, родине традиции певцов-кастратов. По другой — композитор хотел придать этой партии восточный колорит (хотя я, если честно, не очень понимаю, как это связано с женственностью голоса).

Источник

Оцените статью