Полифония для фортепиано старшие классы

Ноты для фортепиано учащимся 7 класса ДМШ (сборник, пьесы)

На этой странице собраны сборники и произведения, которые применяются при обучении пианистов 7 класса в ДМШ.

1. Б. Милич «Фортепиано 7 класс»

Этот сборник фортепианных пьес содержит идеальный набор музыкальных произведений, которые подойдут для обучения учащихся 7 классов детских музыкальных школ.

Подбор произведений выполнил Б.Е.Милич — преподаватель с большим опытом работы, настоящий профессионал своего дела.

Содержание сборника (полифонические произведения, произведения крупной формы и пьесы):

2. Волшебные Звуки Фортепиано. Сборник Пьес для Фортепиано 5-7 Классы ДМШ

В этом сборнике лучшие произведения классической музыки 18-20 веков, которые помогут расширить репертуар произведений, исполняемых учениками пятых — седьмых годов обучения музыкальных школ по классу фортепиано. У пьес выраженных концертный характер.

Источник

«Работа над полифонией в старших классах»
план-конспект урока

План-конспект открытого урока «Работа над полифонией в старших классах»

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_moy.docx 19.4 КБ

Предварительный просмотр:

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
«АЛЕКСАНДРОВСК-САХАЛИНСКИЙ РАЙОН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

План-конспект открытого урока

«Работа над полифонией в старших классах»

План-конспект открытого урока

«Работа над полифонией в старших классах»

Цель урока: Показать ученице способы работы над полифоническим произведением.
Задачи:
1.Обучающие:
-Определить мелодические линии голосов, значение каждого, слышать их взаимосвязь.
-Выявление трудностей, практические методы и приёмы их преодоления в работе над трехголосной инвенцией.
2.Воспитательные:
-Развитие внимания и усидчивости.
3.Развивающие:
-Расширение кругозора по теме «Полифония», развитие интеллекта, памяти, полифонического слуха, мышления и воображения.
ПЛАН УРОКА.
Введение.
1.Начало урока
-Организационный этап.
-Сообщение цели и хода работы на уроке.
2.Основная часть урока
-Теоретическая часть
-Работа над трехголосной инвенцией Ре Мажоре И.С. Баха
3.Заключительный этап .
-Оценка.
-Домашнее задание.

Сегодня мы весь урок посвятим работе над полифонией. Что означает слово полифония?

Да, поли- много, фон-звук.

В своих рукописях Бах ограничивался записью нот и украшений и не оставил почти никаких указаний относительно динамики, темпа, фразировки, аппликатуры, расшифровки украшений. Почему это так произошло? ( Вспоминаем, что Бах сам занимался со своими детьми.)Вопрос: но если Бах их не писал никаких, расшифровок то кто это сделал?
Это выдающийся музыкант-исполнитель Ферруччо Бузони много лет посвятил он изучению музыки Баха, дал большие сопроводительные пояснительные тексты, где много внимания уделил анализу формы и структуре каждого произведения.
Какие виды полифонии ты знаешь?

Ответ: Имитационная, подголосочная, разнотемная или контрасная.

На прошлом уроке мы с тобой познакомились с трёхголосной инвенцией И. С. Баха. Что означает слово «инвенция»?

Ответ: Изобретение, открытие.

Да, Бах хотел подчеркнуть новизну и своеобразие своих произведений, а «инвенция» (от латинского inventio – изобретение, открытие)

Как ты думаешь, какого вида полифония, над которой мы будем работать?

Скажи, в какой тональности написана эта инвенция?

Мы с тобой прослушали эту инвенцию, определили тему. Тема — это ядро полифонии. Она занимает 2 такта, но её почти всегда дополняет мелодия ещё половины такта. Давай сыграем её. Очень важно знать, что наша полифония имитационная с противосложением. Что же такое противосложение?

Ответ: Это мелодия, которая звучит одновременно с проведением темы в другом голосе.

Давай мы сыграем мелодию- противосложение.

Игра мелодии противосложения.

Давай рассмотрим, как строится эта часть инвенции- экспозиция. Вот тема в 1 голосе, а дальше- ответ во 2 голосе– противосложение, снова ответ, уже в 3 голосе -противосложение. Давай сыграем вместе. Ты будешь играть тему, а я противосложение.

Педагог и ученица играют вместе тему и противосложение, меняясь ролями. Теперь попробуй сыграть экспозицию сама. Обрати внимание, что экспозиция заканчивается на Доминанте.

За третьим проведением темы, следует двухтактовая интерлюдия. Вспоминаем, что такое интерлюдия?

Ответ: Интерлюдия — короткое музыкальное построение между частями произведения.

Да. Интер -между Людия -игра Интерлюдия -небольшой промежуточный эпизод.

Но, т.к. наша тема имеет дополнительный мотив, то окончание темы является и началом интерлюдии.

На протяжении этой интерлюдии нижний и верхний голос исполняют этот дополнительный мотив в чередующихся имитациях. Поиграй верхний голос, обрати внимание, это секвенции. Теперь поиграй нижний голос, тот же мотив.

А дальше идёт переплетение голосов, и в этом сплетении ясно слышится тема.

Игра темы в вариативной части инвенции.

Заканчивается 1 часть инвенции в фа диез миноре. Вторая часть начинается имитационной разработкой мотива темы, она длится всего 4,5 такта.

Находим мотивчики темы.

До окончания произведения тема проходит ещё 3 раза, но теперь уже в обратном порядке.

Находим и играем тему в 3. 2. 1 голосах.

Домашнее задание: Играть дома экспозицию обеими руками. Найти и поиграть тему и противосложение во всём произведении отдельно каждой рукой.

Работая над трех – четырехголосными произведениями, ученик уже может не учить специально каждый голос, а учить по два голоса в разных сочетаниях: первый и второй, второй и третий, первый и третий, играя один из них f, espressivo, а другой – pp. Этот способ полезен и при соединении всех трех голосов вместе: сначала громко играется один голос, а остальные два – тихо. Затем динамика голосов меняется. Затрата времени на такую работу различна в зависимости от степени подвинутости ученика. Но учить так – полезно, этот способ, пожалуй, самый эффективный. Из других способов работы над полифонией можно назвать:
• исполнение разных голосов различными штрихами (legato и nonlegato или staccato);
• исполнение всех голосов p, прозрачно;
• исполнение голосов ровное при специально сосредоточенном внимании на одном из них;
• исполнение без одного голоса (этот голосов представлять себе внутренне или петь).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1. Первые шаги юного музыканта в классе специального фортепиано. 2. Работа над техникой в младших классах специального фортепиано.3. Работа над художественным образом в музыкальном произведении к.

Конспект занятия для работы с учениками старших классов школ искусств по специальности «Классическая гитара».

С первых классов школы учащийся должен познакомиться со всеми видами полифонического письма – подголосочным, контрастным, имитационным – и овладеть элементарными навыками исполнения двух, а затем и тр.

Цель урока:Развитие полифонического мышления. Задачи:Обучающие:·.

урок по сольфеджио «Взаимосвязь традиционных видов работы с творчеством на уроках сольфеджио в старших классах».

-Знакомство с Маленькой прелюдией До мажор И.С.Баха-Основные этапы работы над полифонической пьесой.

Данная работа представляет собой некоторые аспекты работы над полифоническими музыкальными произведениями на начальном периоде обучения фортепиано.

Источник

Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»
план-конспект урока по музыке по теме

Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka.docx 27.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Школа искусств» г. Новодвинск

Лариса Васильевна Мосунова ,

преподаватель по классу фортепиано

Разработка открытого урока по классу фортепиано

«Работа над полифонией в старших классах»

Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur.

Познакомить с трёхголосным полифоническим произведением — фуга, начать работу над I частью фуги — экспозицией.

  • Выполнить разбор произведения в целом.
  • Выполнить разбор и начать работу над I частью фуги — экспозицией.
  • Правильно исполнять мелизмы и ритмические рисунки.
  • Развивать слуховой контроль певучести исполнения, задержаний. Учиться слышать и видеть полифоническую ткань произведения, понять многоголосную фактуру.
  • Воспитывать интерес к более сложному полифоническому материалу.
  • Воспитывать понимание музыки И.С. Баха.

Изучение нового материала

Основные методы и приёмы обучения

Словесный (рассказ, беседа)

Наглядно-практический (исполнение произведения и его частей преподавателем или воспроизведение записи)

Фортепиано, стул, нотный сборник.

1. Организационный момент (1-2 мин)

2. Мотивация предстоящей учебной деятельности (5-6 мин)

3. Активизация ранее полученных ЗУН (7-10 мин)

4. Формирование новых знаний (22-29 мин)

5. Итог урока. (3-5 мин)

1. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

2. Мотивация предстоящей учебной деятельности

Преподаватель исполняет музыкальное произведение И.С. Бах Фуга С-dur (может быть заменено воспроизведением записи).

3. Активизация ранее полученных ЗУН

Беседа с учащейся:

Можете ли Вы назвать композитора?

Можете ли определить форму произведения?

Полифоническое произведение, фуга

Что ещё Вы можете рассказать о фуге?

Вся фуга строится вокруг короткой мелодии — темы.

Мелодике темы часто бывает, свойственна так называемая «скрытая полифония». Это явление выражается в том, что между отдельными звуками темы возникает мелодическая связь на расстоянии. Линия одного голоса как бы разделяется на две или три мелодические линии. Это осуществляется в результате скачков, либо с возвращением к исходному звуку, либо разделяющих мелодически близкие друг к другу звуки.

Фуга состоит из трех частей: экспозиции, разработки и репризы.

В фуге обычно бывает от 2-х до 5-ти голосов (возможно и большее количество, если композитор обладает отточенным мастерством).

Термин «фуга» использовался уже в Средние века, но тогда им обозначался любой имитационный контрапункт (то есть произведение, в котором один голос время от времени повторяет другой). Техника фуги, какой мы знаем её сейчас, начала разрабатываться в XVI веке, как в вокальных, так и в инструментальных произведениях.

Форма фуги выросла из техники имитации, когда один и тот же мотив повторяется несколько раз, начинаясь с разных нот.

Иоганн Себастьян Бах считается величайшим сочинителем фуг. В течение жизни он часто участвовал в соревнованиях, где участникам предоставлялись темы, на которые они должны были немедленно сочинить и сыграть фуги (на органе или клавесине). Бах часто включал фуги в разные камерные произведения.

Сколько голосов Вы слышите в этом произведении?

4. Формирование новых знаний

Можете ли Вы теперь предположить какова тема нашего урока?

Фуга С-dur И.С. Бах

С чего бы Вы предложили начать работу над этим произведением?

Определим строение рассматриваемой фуги, тональные и динамический план, темы.

Будем прорабатывать каждый голос по-отдельности, а затем соединим их попарно1+2, 1+3, 2+3

Произведение сложное, мы будем работать над ним на нескольких следующих уроках, поэтому сегодня начнём разбор I части.

  • Работа ведётся по голосам, каждый голос проигрывается отдельно, выразительно и законченно.
  • Соединение голосов попарно в ансамбле с преподавателем на 2-х инструментах.
  • Исполнение пары голосов двумя руками с различным динамическим планом: верхний — f ,
  • нижний — р.
  • Затем перевести внимание на нижний голос, контролировать наклон руки к 1 и 5 пальцам.
  • Игра различными штрихами, нужно добиваться более ясной артикуляции.
  • Ровное исполнение всех голосов при сосредоточенном внимании на одном из них.
  • Отдельно отработать места, где один голос переходит из одной руки в другую.
  • Особое внимание уделять аппликатурной дисциплине: скольжение пальцев, выдержанные звуки, беззвучная подмена.
  • Внимательно прослушивать гармонии, которые образуются в результате сплетения линий и голосов.
  • Чётко следить за правильным исполнением мелизмов и ритмического рисунка.
  • Постоянный слуховой контроль:
  • за вертикальными и горизонтальными линиями;
  • за нахождением нужного ансамбля в звучании голосов;
  • за динамикой произведения;
  • за задержаниями.

Насколько, примерно, в процентном соотношении мы приблизились сегодня к хорошему, качественному исполнению I части?

Что показалось Вам особенно трудным, непонятным?

Какие замечания преподавателя были особенно полезны?

Над чем Вы планируете поработать дома?

Как будете строить свою работу?

Оценивание работы на уроке учащейся не производится, т.к. это самый первый урок из цикла. Говорить пока о каких-то реальных достижениях затруднительно.

Список использованной литературы:

  • А. Чугаев. Особенности строения фуг Баха. «Музыка, М., 1975 г.
  • Работа над фугой: метод и школа И.С. Баха. Материалы Восьмых Баховских чтений 20-27 апреля 2006 г., С.-Пб., 2008.
  • Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. — М.: Музыка, 1978
  • Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. — М.: Музыка, 1982
  • Фейнберг С. Пианизм как искусство. — М.: Классика-XXI, 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок разработан согласно календарно-тематического планирования к учебнику В.А.Михайловского История древнего мира,учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.

Разработка открытого урока по теме «Основные методы селекции и биотехнологии».

Разработка урока включает отработку основных тем, изучаемых на начальном этапе обучения.

Актуальность выбранной темы открытого урока заключается в необходимости владения такими средствами обработки текста, создания и форматирования таблиц как MS Word.

Методическая разработка открытого урокаТема: Устройство на работу. Getting a jo.

Цель урока: Работа над полифоническим произведением и исполнительские приёмы необходимые для воплощения замысла композитора.Задачи: Помочь исполнителю определить методические линии голосов, значение к.

Источник

Читайте также:  Пресет гитар риг для металла
Оцените статью