Полифония для классической гитары

Bax.GuitarBlokNot.ru

Ноты произведений великого композитора И.С. Баха и его современников в обработке для классической гитары

Архив рубрики: Полифонические пьесы Баха

5. Менуэт в двух частях

В те времена (далекие уже), когда я учился в музыкальной школе, мой преподаватель принес на урок сборник пьес Баха в обработке для классической гитары какого-то венгерского музыкального издания. Я был по натуре попрошайка, когда касалось интересных нот, поэтому, выпросив на … Читать далее →

4. Маленькая пьеса

Неизвестная пьеса. Нашел среди своих нот отрывок (вернее, обрывок) неизвестной пьесы Баха без начала и конца, и решил ее обработать, при этом «придумав» всю концовку (которую просто оторвали). Источника я не стал искать, потому что не знал никакой, кроме тональности, … Читать далее →

3. Разучим Гавот Баха.

Будем повышать уровень мастерства на гитаре. Думаю, что в разделе «Полифонические пьесы Баха» мы можем шагать побыстрее в смысле возрастания сложности представляемых произведений. Последовательно и добросовестно разучив пьесы предыдущих разделов («Одноголосные пьесы» и «Двухголосные пьесы»), мы можем себе позволить здесь … Читать далее →

2. Миниатюра Баха.

Разучите следующую небольшую пьеску, прямо-таки, как я ее назвал, миниатюра Баха, даже миниатюрка, потому что обнаружил отрывок нот для фортепиано, скорей всего, из какого-то большого произведения без названия и роду-племени, но мне понравившийся своей жизнерадостностью и светлостью и мне пришлось … Читать далее →

1. Полифоническая пьеса Баха: Ария.

Раздел полифонии мы откроем несложным отрывком из «Арии» И. С. Баха. Это, бесспорно, уже полифоническая пьеса, со множеством голосов, гармонически связанных с темой. Возможно, это пока не явно проявляется, потому что, с целью облегчения начальных пьес для изучающих гитару недавно, … Читать далее →

Источник

Полифония для классической гитары

Посвящается 75-летию Победы . В. Гевиксман «Берёзовые сны»

(из киноэпопеи «Великая Отечественная») .

Аранжировка для гитары — Дмитрий Теслов.

« Ансамбли классических гитар. Избранные лёгкие пьесы» .

Добавлен к скачиванию: X выпуск. Трио классических гитар.

В сборники — нотные издания серии «Ансамбли классических гитар. Избранные лёгкие пьесы» включены произведения для ансамблей шестиструнных гитар различных составов, рассчитанные на изучение: учащимися ДМШ, ДШИ, студентами музыкальных учебных заведений различного уровня, любителями гитары. читать далее
——————————————————————————————-

Вы можете скачать бесплатно новые нотные издания : двухтомник » Золотая Классика». Шедевры мировой музыки в транскрипции для квартета гитар.
Now you can download for free: «Golden Classics» . Masterpieces of world music in transcription for the Quartet of classical guitars by Dmitry Teslov.

Теперь вы можете бесплатно скачать Нотное издание «Старый Странник». Популярные произведения ирландской музыки для ансамблей классических гитар (трио, квартет)

Нотные издания серии «НАЧИНАЮЩЕМУ ГИТАРИСТУ. Избранные лёгкие пьесы» в восьми выпусках. Уникальный нотный материал, содержащий самые интересные произведения для гитары.

«Детский альбом». Лёгкие пьесы и аранжировки для дуэта шестиструнных гитар

Нотное издание «И.С. Бах. Пятнадцать двухголосных инвенций. Транскрипции для дуэта гитар» вы можете приобрести:

В печатном виде —

1. Магазин музыкальной литературы №1 , г. Москва, ул. Большая Дорогомиловская, д.9, корп.2.

2. Крупнейший Российский книжный и медиа-портал Руслания .

(сочинения для шестиструнной гитары)

Альбом Года опубликован в издательстве Lambert Academic Publishing (Saarbrücken , Deutschland) — ISBN 978-3-659-36003-9

Источник

Полифония для классической гитары

«Начинающему гитаристу. Избранные лёгкие пьесы». Выпуск I

Подбор материала, составление и редакция – Дмитрий Теслов. 2012 г.

Все выпуски серии «Начинающему гитаристу. Избранные лёгкие пьесы», подробно / скачать: Выпуск I . Выпуск II . Выпуск III . Выпуск I V . Выпуск V . Выпуск V I . Выпуск V II . Выпуск V III .

В сборники — нотные издания серии «Начинающем гитаристу» включены легкие произведения для шестиструнной гитары, рассчитанные на изучение исполнителями, делающими первые шаги в музыке, например: учащиеся младших классов ДМШ, ДШИ, любители гитары.
Отличительной особенностью сборников является то, что в них будут включены пьесы не только композиторов-классиков, но и современных авторов, не известные широкому кругу учащихся, преподавателей. В связи с этим данные нотные издания рекомендуются в качестве методических пособий педагогам дополнительного образования.
Все сочинения будут интересны для начинающих, так как очень мелодичны, просты для освоения, легко запоминаются.

Источник

Полифония для классической гитары

Хрестоматия шедевров популярной музыки В.Колосов (Ноты для гитары)

Хрестоматия шедевров популярной музыки тетрадь №1

Э.Пресли — Люби меня нежно
Дж. Дассен — Здравствуй
Дж. Леннон и П. Маккартни — Вчера
Морган — Мелодия «Бимбо»
Т. Кутуньо, С. Вард — Бабье лето
Неизв. автор — Сиреневый туман
А. Сальвадор — Пчела
Оливьери — Дождь идёт
О. Строк — Лунная рапсодия
А. Макаревич — однажды мир прогнётся под нас
Неизв. автор — Ты всё для меня
А. Добронравов — Как упоительны в России вечера
2. Джазовые обработки
Р. Смэк — Лунные деревья
А. Варламов — Уходит вечер
Г. Гладков — Песенка черепахи
Дж. Керн — Дым
Г. Уоррен — Чаттануга — чу — чу
В. Колосов — Попури на три темы классического джаза
К. Ромберг — Тихо, как при восходе солнца
Г. Миллер — Мелодия
Г. Миллер — Серенада Лунного света
3. Русская народная музыка
Две гитары. Цыганская песня — пляска
Барыня
М. Шишкин — Ночь светла
Мурка
Вечерний звон
Вдоль да по речке
4. Испанская музыка
Видалита. Испанский нар. Танец
Гильермо — Колосов — Испанское каприччио
Д. Кобалевский — Серенада Дон Кихота

Хрестоматия шедевров популярной музыки тетрадь №2

1. Зарубежная классическая музыка
Тиритомба. Итальянская народная песня
В. Чиара — Испанское болеро
В.А. Моцарт — Колыбельная
Э. Капуа — Солнышко моё
Дж. Верди — Застольная песня (из оперы «Травиата»)
Дж. Верди — Марш (из оперы «Аида»)
Ж. Бизе — Увертюра (к опере «Кармен»)
2. Зарубежная эстрадная музыка
Всегда, когда я чувствую вдохновенье. Американская песня
Г. Кен — Да, да!
Д. Тёмкин — Зелёные листья июньских лесов
А. Вуд — Смуглая девчонка
Дж. Леннон и П. Маккартни — Девушка
П. Мориа — Токката
М. Легран — Тема (из к/ф «Шербургские зонтики»)
Ф. Лей — Тема (из к/ф «История любви»)
Дж. Гершвин — Колыбельная (из оперы «Порги и Бесс»)
Б. Кемпферт — Путники в ночи
Г. Родригес — Кумпарсита (Танго)
Бэсаме мучо
Аноним — Брызги шампанского
3.Русская классическая и народная музыка
Степь да степь кругом
Ах вы сени мои сени
Тройка
М. Глинка — Веницианская ночь
М. Глинка — Мазурка
П. Чайковский — Подснежник

Хрестоматия шедевров популярной музыки тетрадь №3

В.Шаинский — Песня крокодила Гены.
В.Шаинский — Вместе весело шагать.
Я.Френкель — Вальс расставания.
М.Фрадкин — Течёт река Волга.
В.Соловьев-Седой — Подмосковные вечера.
А.Петров — Под лаской плюшевого пледа
А.Петров — А цыган идет.
А.Петров — В моей душе покоя нет. (из к/ф «Служебный роман»)
Т.Хренников — Московские окна.
Т.Хренников — Колыбельная Светланы.
В.Высоцкий — Песня о друге.
А.Зацепин — Песня о медведях (из к/ф «Кавказская пленница»)
С.Крылов — Зимняя сказка.
С.Баневич — Дорога.
И.Дунаевский — Марш.
И.Дунаевский — Школьный вальс.
В.Агапкин — Прощание славянки (Марш).
Е.Дога — Вальс.
В.Дашкевич — Увертюра (из к/ф «Шерлок Холмс и доктор Ватсон»)

Хрестоматия шедевров популярной музыки тетрадь №4

Мелодии Отечественной эстрады
А. Александров — Священная война
М. Блантер — Катюша
К. Листов — В землянке
М. Таривердиев — Песня о далёкой родине
Аноним — Первая любовь (Вальс)
А. Лепин — Вальс
П. Майборода — Киевский вальс
А Петров — Вальс из кинофильма «Берегись автомобиля»
Г. Шаинский — Голубой вагон
К, Молчанов — Журавлиная песня
А. Новиков — День рождения
Е. Крылатов — Крылатые качели
А. Лепин — Песня о хорошем настроении
И. Шварц — Ваше благородие, госпожа разлука
А. Барыкин — Букет
И. Корнелюк — Песня из телесериала «Бандитский Петербург»
Н. Богословский — Танго соловья
Мелодии зарубежной эстрады
Б. Карлтон — Джа — да
Аноним — Больница свю Джеймса (Блюз)
Дж. Оливер — Вест — энд (Блюз)
Кейси Джонс — Американская народная песня
Дж. Дассен — Если бы тебя не было
Н. Рота — Мелодия из к/ф «Крёстный от

Источник

Работа над полифонией в классе гитары

специалист в области арт-терапии

«Работа над полифонией в классе

Работа над полифоническими произведениями является неотъемлемой частью обучения фортепианному исполнительскому искусству. Ведь гитарная музыка вся полифонична в широком смысле слова.

Воспитание полифонического мышления, полифонического слуха, то есть способности расчленено, дифференцированно воспринимать (слышать) и воспроизводить на инструменте несколько сочетающихся друг с другом в одновременном развитии звуковых линий — один из важнейших и наиболее сложных разделов музыкального воспитания.

Современная педагогика с большим доверием относится к музыкальному интеллекту детей.

Опираясь на опыт, преподаватель открывает перед ребенком интересный и сложный мир полифонической музыки уже с первого года обучения в музыкальной школе. Полифонический репертуар для начинающих составляют легкие полифонические обработки народных песен подголосочного склада, близкие и понятные детям по своему содержанию.

Преподаватель рассказывает о том, как исполнялись эти песни в народе: начинал песню запевала, затем ее подхватывал хор («подголоски»), варьируя ту же мелодию.

Играя с преподавателем в ансамбле попеременно обе партии, ученик не только отчетливо ощущает самостоятельную жизнь каждой из них, но и слышит всю пьесу целиком в одновременном сочетании обеих голосов, что очень облегчает наиболее трудный этап работы – переход обеих партий в руки ученика.

Для того чтобы сделать ребенку более доступным понимание полифонии, полезно прибегать к образным аналогиям и использовать программные сочинения, в которых каждый голос имеет свою образную характеристику. Например, обработка Сорокиным песни «Катенька веселая», названная им «Пастухи играют на свирели». Двухголосная подголосочная полифония в этой пьесе становится особенно доступной ученику благодаря программному названию. Ребенок легко представляет здесь два плана звучности: как бы игру взрослого пастуха и маленького пастушка-подпаска, подыгрывающего на маленькой дудочке. Эта задача обычно увлекает ученика и работа быстро спорится. Подобный способ освоения полифонических пьес значительно повышает интерес к ним, а главное — пробуждает в сознании учащегося живое, образное восприятие голосов. Оно-то и является основой эмоционального и осмысленного отношения к голосоведению. Подобным образом разучивается целый ряд других пьес подголосочного склада. Их можно найти во многих сборниках для начинающих. Огромную пользу по развитию основных навыков исполнения полифонии в период начального обучения могут принести сборники Кирьянова, «Маленькие этюды для начинающих», «Подготовительные
упражнения».

Сочинение необыкновенно полезно, как один из видов творческого музицирования детей. Оно активизирует мышление, воображение, чувства. Наконец, значительно повышает интерес к изучаемым произведениям.

Активное и заинтересованное отношение школьника к полифонической музыке всецело зависит от метода работы преподавателя, от его умения подвести ученика к образному восприятию основных элементов полифонической музыки, присущих ей приемов, как, например, имитация.

В русских народных песнях «Со вьюном я хожу» или «Дровосек» , где первоначальный напев повторяется октавой ниже, можно образно объяснять имитацию сравнением с таким знакомым и интересным для детей явлением, как эхо. Малыш с удовольствием ответит на вопросы преподавателя: сколько голосов в песне? Какой голос звучит, как эхо? И расставит (сам) динамику (f и р), используя прием «эхо». Очень оживит восприятие имитации игра в ансамбле: мелодию играет ученик, а ее имитацию («эхо») — преподаватель, и наоборот.

Очень важно с первых шагов овладения полифонией приучить ребенка к ясности поочередного вступления голосов, четкости их проведения и окончания. Необходимо на каждом уроке добиваться контрастного динамического воплощения и различного тембра для каждого голоса.

На пьесах Баха и других современных авторов дети постигают своеобразие
музыкального языка современных композиторов. На примере пьесы Баха
«Противоположное движение» видно, насколько важна игра полифонии для воспитания и развития слуха учащегося, особенно если это касается восприятия и исполнения произведений современной музыки. Здесь мелодия каждого голоса в отдельности звучит естественно. Но при первоначальном проигрывании пьесы сразу двумя руками ученика могут неприятно поразить возникающие при противоположном движении диссонансы и переченья фа — фа-диез, до — до-диез. Если же он предварительно, как следует, усвоит каждый голос отдельно, то и их одновременное звучание будет им восприниматься как логическое и естественное.

Нередко, в современной музыке встречается усложнение полифонии политональностью (проведение голосов в разных тональностях).

Вслед за освоением простой имитации (повторение мотива в другом голосе) начинается работа над пьесами канонического склада, построенными на стретной имитации, которая вступает до окончания имитируемой мелодии. В пьесах такого рода имитируется уже не одна фраза или мотив, а все фразы или мотивы до конца произведения.

Так как стреттная имитация в полифонии И. С. Баха является очень важным средством развития, то преподаватель, заботящийся о перспективе дальнейшего полифонического образования ученика, должен заострить на ней внимание.

Далее особенно важное значение приобретает изучение полифонических пьес эпохи барокко, среди которых первое место занимают сочинения И. С. Баха. В эту эпоху складывались риторические основы музыкального языка — музыкально — риторические фигуры, связанные с определенной смысловой символикой (фигуры вздоха, восклицания, вопроса, умолчания, усиления, различных форм движения и музыкальной структуры). Знакомство с музыкальным языком эпохи барокко служит основой для накопления интонационного словаря юного музыканта и помогает ему понять музыкальный язык последующих эпох.

Вокальные сочинения — арии и хоралы, входящие в сборник, — предназначались для исполнения в домашнем кругу баховской семьи.

Я обычно начинаю знакомство учащихся с «Нотной тетрадью» Менуэтом d-moll. Ученику интересно будет узнать, что в сборник включены девять Менуэтов. Во время И. С. Баха «Менуэт» был распространенным, живым, всем известным танцем. Его танцевали и в домашней обстановке, и на веселых вечеринках и во время торжественных дворцовых церемоний. В дальнейшем менуэт стал модным аристократическим танцем, которым увлекались чопорные придворные в белых напудренных париках с буклями. Следует показать иллюстрации балов того времени, обратить внимание детей на костюмы мужчин и женщин, в большой степени определявшие стиль танцев (у женщин кринолины, необъятно широкие, требовавшие плавных движений, у мужчин — обтянутые чулками ноги, в изящных туфлях на каблучках, с красивыми подвязками, — бантами у колен). Танцевали менуэт с большой торжественностью. Музыка его отражала в своих мелодических оборотах плавность и важность поклонов, низких церемонных приседаний и реверансов.

Прослушав «Менуэт» в исполнении преподавателя, ученик определяет его характер: своей мелодичностью и напевностью он больше напоминает песню, чем танец, поэтому и характер исполнения должен быть мягким, плавным, певучим, в спокойном и ровном движении. Затем педагог обращает внимание ученика на отличие мелодии верхнего и нижнего голосов, их самостоятельность и независимость друг от друга, словно их поют два певца: определяем, что первый — высокий женский голос — это сопрано, а второй низкий мужской — бас; или два голоса исполняют два разных инструмента, какие? Обязательно нужно вовлечь в обсуждение этого вопроса ученика, разбудить его творческую фантазию. Это различие иной раз удобно сделать ясным для ученика путем образных сравнений. Например, торжественную, праздничную «Маленькую прелюдию С-dur» естественно сравнить с краткой увертюрой для оркестра, в котором принимают участие трубы и литавры. Задумчивую «Маленькую прелюдию е–moll» естественно сравнить с пьесой для небольшого камерного ансамбля, в котором мелодия солирующего гобоя сопровождается струнными инструментами. Уже само понимание общего характера звучности, необходимой для данного произведения, поможет ученику развить требовательность своего слуха, поможет направить эту требовательность на осуществление необходимого звучания».

В Менуэте d-moll певучее, выразительное звучание первого голоса напоминает пение скрипки. А тембр и регистр басового голоса приближается к звучанию виолончели. Затем необходимо разобрать вместе с ребенком, задавая ему наводящие вопросы, форму пьесы (двухчастная) и ее тональный план: первая часть начинается в d — moll’e, а заканчивается в параллельном F-dur’e; вторя часть начинается в F-dur’e и заканчивается в d — moll’e; фразировку и связанную с ней артикуляцию каждого голоса отдельно. В первой части нижний голос состоит из двух, четко отделенных кадансом предложений, а первое предложение верхнего голоса распадается на две двухтактные фразы: первая фраза звучит более значительно и настойчиво, вторая носит более спокойный, как бы ответный характер.

Таким же способом можно поработать над Менуэтом № 4 G-dur, где «вопросы» и «ответы» состоят из четырехтактовых фраз. Затем весь первый голос Менуэта играет ученик, выразительно интонируя «вопросы» и «ответы»; углубляется работа над выразительностью штрихов (такты 2,5) — здесь ученику могут помочь образные сравнения. Например, во втором такте мелодия «воспроизводит» поклон важный, глубокий и значительный, а в пятом – более легкие, грациозные поклоны и так далее. Педагог может попросить ученика изобразить в движении разные поклоны, исходя из характера штрихов. Необходимо определить кульминации обеих частей — как в первой части, так и главная кульминация всей пьесы во второй части почти сливаются с заключительным кадансом — это отличительная особенность стиля Баха, о которой должен знать ученик. Вопрос о трактовке баховских кадансов занимал
таких авторитетных исследователей баховского творчества, как Ф. Бузони, А. Швейцер, И. Браудо. Все они приходят к выводу, что кадансам Баха свойственны значительность, динамический пафос. Очень редко пьеса у Баха заканчивается наpiano; то же можно сказать и о кадансах в середине произведения.

Из многих задач, встающих на пути изучения полифонии, основной остается работа над певучестью, интонационной выразительностью и самостоятельностью каждого голоса отдельно. Самостоятельность голосов — непременная черта любого полифонического произведения. Поэтому так важно показать ученику на примере Менуэта, в чем именно проявляется эта самостоятельность: в различном характере звучания голосов (инструментовка); в разной, почти нигде не совпадающей фразировке (например, в тактах 1-4 верхний голос содержит две фразы, а нижний состоит из одного предложения); в несовпадении штрихов (legato и поп legato); в несовпадении кульминаций (например, в пятом — шестом тактах мелодия верхнего голоса поднимается и приходит к вершине, а нижний голос движется вниз и подъем к вершине совершает только в седьмом такте); в разной ритмике (движение нижнего голоса четвертными и половинными длительностями контрастирует с подвижным ритмическим рисунком мелодии верхнего, состоящей почти сплошь из восьмых нот); в несовпадении динамического развития (например, в такте четвертом второй части звучность нижнего голоса усиливается, а верхнего уменьшается).

Полифонии Баха свойственна полидинамика, и для ясного ее воспроизведения следует прежде всего избегать динамических преувеличений, не следует отходить от намеченной инструментовки до конца пьесы. Чувство меры по отношению ко всем динамическим изменениям в любом произведении Баха — качество, без которого нельзя стилистически верно передать его музыку. Лишь посредством глубокого аналитического изучения основных закономерностей баховского стиля можно постичь исполнительские намерения композитора. К этому и должны быть направлены все усилия педагога, начиная с «Нотной тетради Анны Магдалены Бах».

При исполнении вокальных сочинений И.С. Баха (Ария № 33 f-moll. Ария № 40 F-Dur), так же, как и его хоральных прелюдий (на дальнейшем этапе обучения) надо не упускать из вида, что знак фермата не означает в этих пьесах временной остановки, как в современной нотной практике; этот знак указывал лишь на конец стиха.

При работе над полифонией Баха учащиеся часто встречаются с мелизмами – важнейшим художественно — выразительным средством музыки XVII-XVIII веков. Если учесть различия в редакторских рекомендациях как по поводу количества украшений, так и в их расшифровках, то станет ясно, что ученику здесь обязательно понадобятся помощь и конкретные указания преподавателя. Педагог должен исходить из чувства стиля исполняемых произведений, собственного исполнительского и педагогического опыта, а также имеющихся методических руководств. Так, педагогу можно порекомендовать статью Л.И. Ройзмана «Об исполнении украшений (мелизмов) в произведениях старинных композиторов», в которой подробно разбирается этот вопрос и приводятся указания И.С. Баха. Можно обратиться к капитальному исследованию Адольфа Бейшлага «Орнаментика в музыке», и конечно, познакомиться с баховской трактовкой исполнения мелизмов по составленной самим композитором таблице в «Ночной тетради Вильгельма Фридемана Баха», охватывающей главные типовые примеры. Здесь важны три момента:

1. Исполнять мелизмы Бах рекомендует за счет длительности основного звука (за
отдельными исключениями).

2. Все мелизмы начинаются с верхнего вспомогательного звука (кроме перечеркнутого мордента и нескольких исключений, например, если перед звуком, на котором выставлена трель или неперечеркнутый мордент, уже стоит ближайший верхний звук, то украшение исполняется с главного звука).

3. Вспомогательные звуки в мелизмах исполняются на ступенях диатонической гаммы, кроме тех случаев, когда знак альтерации указан композитором — под знаком мелизма или над ним. Чтобы наши ученики не относились к мелизмам как к досадной помехе в пьесе, нужно умело преподнести им этот материал, пробудить интерес, любознательность.

Например, разучивая Менуэт № 4 G-dur, ученик знакомится с мелодией, не обращая внимания вначале на выписанные в нотах морденты. Затем он слушает пьесу в исполнении педагога сначала без украшений, затем с украшениями и сравнивает. Ребятам конечно же больше нравится исполнение с мордентами. Пусть самостоятельно поищет, где и как они обозначены в нотах.

Найдя новые для него значки (морденты), ученик обычно с интересом ждет объяснений педагога, и педагог рассказывает, что эти значки, украшающие мелодию, представляют собой сокращенный способ записи мелодических оборотов, распространенный в XVII — XVIII веках. Украшения как бы соединяют, объединяют мелодическую линию, усиливают речевую выразительность. И если мелизмы — мелодия, значит и исполнять их надо певуче и выразительно, в том характере и темпе, которые присущи данной пьесе. Чтобы мелизмы не были «камнем преткновения», их надо сначала услышать «про себя», пропеть и только потом играть, начиная с медленного темпа и постепенно доводя до нужного.

С имитацией учащийся познакомился еще в первом классе музыкальной школы. В средних классах его представление об имитации расширяется. Он должен понять ее как повторение темы — главной музыкальной мысли, — в другом голосе. Имитация – основной полифонический способ развития темы. Поэтому тщательное и всесторонне изучение темы, будь это Маленькая прелюдия.Инвенция, Симфония или Фуга, является первоочередной задачей в работе над любым полифоническим произведением имитационного склада.

Приступая к анализу темы, ученик самостоятельно или с помощью педагога определяет ее границы. Затем он должен уяснить образно-интонационный характер темы. Избранная выразительная трактовка темы определяет интерпретацию всего произведения. Вот почему так необходимо уловить все звуковые тонкости исполнения темы, начиная с первого ее проведения. Еще изучая пьесы из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах», ученик осознал мотивное строение баховских мелодий. Работая, например, над темой в Маленькой прелюдии № 2 C-dur (часть 1), ученик должен ясно представлять, что она состоит их трех восходящих мотивов (пример 3). Для ясного выявления ее структуры полезно поучить сначала каждый мотив отдельно, играя его от разных звуков, добиваясь интонационной выразительности. Когда тема после тщательной проработки мотивов играется целиком, отчетливость интонирования каждого мотива обязательна. Для этого полезно поиграть тему с цезурами между мотивами, делая на последнем звуке каждого мотива tenuto.
На примере Инвенции C-dur следует познакомить учащегося с межмотивной артикуляцией, которая применяется для того, чтобы отделить один мотив от другого при помощи цезуры.

Самым явным видом цезуры является обозначенная в тексте пауза.
В большинстве же случаев требуется умение самостоятельно устанавливать смысловые цезуры, которое педагог должен привить ученику. В Инвенции C-durтема, противосложение и новое проведение темы в первом голосе отделяются цезурами. Ученики легко справляются с цезурой при переходе от темы к противосложению, а вот от противосложения к новому проведению темы цезуру выполнить сложнее. Следует тщательно поработать над тем, чтобы первую шестнадцатую во втором такте взять тише и мягче, как бы на выдохе, и незаметно и легко отпустив палец, сразу же опереться на вторую шестнадцатую группы (соль), спеть ее глубоко и значительно, чтобы показать начало темы. Ученики, как правило, допускают здесь грубую ошибку, играя шестнадцатую перед цезуройstaccato, да еще грубым, резким звуком, не слушая, как она звучит. Браудо рекомендует последнюю ноту перед цезурой исполнять по
возможности tenuto.

Необходимо познакомить ученика с различными способами обозначения межмотивной цезуры. Она может быть обозначена паузой, одной или двумя вертикальными черточками, окончанием лиги, знаком staccato на ноте перед цезурой.

Говоря о внутримотивной артикуляции, следует научить ребенка различать основные типы мотивов:

1. Мотивы ямбические, которые идут со слабого времени на сильное.

2. Мотивы хореические, вступающие на сильной доле и заканчивающиеся на слабой. Примером стаккатированного ямба являются ямбические мотивы в тактах четвертом – пятом в Маленькой прелюдии № 2 C-dur. Из-за твердого окончания его называют «мужским». В музыке Баха он встречается постоянно, ибо соответствует ее мужественному характеру. Как правило, ямб произведениях Баха произносится расчлененно: затактовый звук стаккатируется (или играется попlegato), а опорный исполняется tenuto. Особенностью артикуляции хорея (мягкого, женского окончания) является связывание сильного времени со слабым.

Как самостоятельный мотив хорей, в силу своей мягкости, в музыке Баха встречается редко, являясь обычно составной частью трехчленного мотива, образованного от слияния двух простых мотивов — ямба и хорея. Трехчленный мотив, таким образом, объединяет два контрастных вида произношения — раздельность и слитность. Одним из характерных свойств баховских тем является преобладающая в них ямбическая структура. Чаще всего уже первое их проведение начинается со слабой доли после предшествующей паузы на сильном времени. При изучении Маленьких прелюдий № 2, 4, 6, 7, 9, 11 из первой тетради, Инвенций № 1, 2, 3, 5 и других. Симфоний № 1, 3, 4, 5, 7 и других педагог должен обратить внимание ученика на указанную структуру, обуславливающую характер исполнения. При выгрывании в тему еще без сопровождающих голосов слух ребенка сразу же надо включить в «пустую» паузу, чтобы он ощутил в ней естественный вдох перед развертыванием мелодической линии. Чувство такого полифонического дыхания
очень важно при изучении кантиленных прелюдий, инвенций, симфоний, фуг.
Ямбическое строение баховских тем определяет и особенность фразировки Баха, о которой обязательно должны знать ученики. Начинаясь со слабой доли такта, тема свободно «перешагивает» через тактовую черту, заканчиваясь на сильной доле, таким образом, границы такта не совпадают с границами темы, что приводит к смягчению и ослаблению сильных долей такта, подчиняющихся внутренней жизни мелодии, ее стремлению к смысловым кульминационным вершинам — основным тематическим акцентам. Баховские тематические акценты часто не совпадают с метрическими, они обусловлены не метром, как в классической мелодии, а внутренней жизнью темы. Интонационные вершины темы у Баха обычно приходятся на слабые доли. «В баховской теме все движение и вся сила устремляются к главному акценту, — писал А. Швейцер: — На пути к нему все неспокойно, хаотично, при его вступлении напряжение разряжается, все предшествующее сразу же проясняется. Слушатель воспринимает тему как целое с ясно отчеканенными контурами». И дальше «. чтобы играть Баха ритмично, надо акцентировать не сильные доли такта, но те, на которые падает ударение по смыслу фразировки». Учащиеся, незнакомые с особенностями
баховской фразировки, часто заменяют акцент тематический акцентом тактовым, отчего тема у них распадается на куски, теряет целостность и внутренний смысл.
Еще одной из существенных черт баховского тематизма является так называемая скрытая полифония или скрытое многоголосие. Поскольку эта особенность свойственна почти всем мелодиям Баха, умение распознать ее представляется крайне важным навыком, который подготавливает учащихся к более сложным задачам.

Обратим внимание ученика на то, что мелодия у Баха часто создает впечатление
концентрированной полифонической ткани. Такая насыщенность одноголосной линии
достигается присутствием в ней скрытого голоса. Этот скрытый голос возникает только в той мелодии, где есть скачки. Звук, покидаемый скачком, продолжает звучать в нашем сознании до того момента, пока не появится соседний с ним тон, в который он разрешается.

Примеры скрытого двухголосия мы найдем в Маленьких прелюдиях № 1,2,8,11, 12 части первой. В Маленькой прелюдии № 2 с-moll (часть вторая) познакомим ученика со скрытым двухголосием того типа, который наиболее часто встречается в клавирных сочинениях Баха.

Подобное движение скрытого голоса поможет закрепить в сознании ребенка образное наименование — «дорожка». Такая дорожка должна исполняться звучно, с опорой. Рука и палец опускаются на клавиши чуть сверху, отчего получается боковое движение кисти.

Голос, повторяющий один и тот же звук, следует играть едва слышно. Этот же прием ученик будет использовать и при работе над более сложными произведениями, например, Алемандой из Французской сюиты Е-dur. Менуэтом 1 из Партиты 1 и другими.

Итак, определив характер звучания темы, ее артикуляцию, фразировку, кульминацию, тщательно выигравшись, впевшись в тему, ученик переходит к знакомству с первой имитацией темы, называемой ответом или спутником. Здесь необходимо направить внимание ученика на вопросо-ответный диалог темы и ее имитации. Чтобы не превратить проведение имитаций в монотонный ряд повторений той же темы, Браудо советует одну из тем сыграть, другую спеть, затем диалог вождя и спутника исполнить за двумя роялями.

Такая работа очень стимулирует слух и полифоническое мышление.

Часто у преподавателей возникает вопрос: как исполнять имитацию — подчеркивать ее или нет. Однозначного ответа на этот вопрос не существует. В каждом конкретном случае следует исходить из характера и строения пьесы. Если противосложение близко по характеру теме и развивает ее, как, например, в Маленькой прелюдии № 2 С-dur (ч. 1) или Инвенции № 1 С-dur, то для сохранения единства темы и противосложения имитацию подчеркивать не следует. Как образно высказался Л. Ройзман, если каждое проведение темы исполнять несколько громче других голосов, то «. мы оказываемся свидетелями исполнения, о котором можно сказать: сорок раз тема и ни одного раза фуги». В двухголосных полифонических пьесах Баха имитацию чаще всего следует подчеркивать не громкостью, а иным отличным от другого голоса тембром. Если верхний голос играть звонко и выразительно, а нижний легко и неизменно тихо, имитация будет слышна яснее, чем при громком ее исполнении. Тема — в зависимости от динамического плана — может иной раз прозвучать тише остальных голосов, но она должна быть всегда значительной, выразительной, заметной.

Маркирование имитаций Браудо считать целесообразным в тех случаях, когда основной характер произведения связан с постоянным чередованием мотивов, с постоянной переброской их из одного голоса в другой. Перекличка голосов входит в этом случае в основной образ произведения. Именно с подобной перекличкой связан светлый, не лишенный юмора характер Инвенции № 8 F-dur. Маленькой прилюдии № 5 Е-dur.

Вслед за освоением темы и ответа начинается работа над противосложением.
Отрабатывается противосложние иначе, чем тема, так как характер его звучания и динамику возможно установить только в сочетании с ответом. Поэтому основным методом работы в данном случае является исполнение ответа и противосложения в ансамбле с педагогом, а дома — двумя руками, что значительно облегчает нахождение соответствующих динамических красок.

Хорошо проработав тему и противосложение, ясно осознав соотношения: тема — ответ, тема — противосложение, ответ — противосложение, можно перейти к тщательной работе над мелодической линией каждого голоса. Задолго до их соединения пьеса исполняется двухголосно в ансамбле с педагогом — сначала по разделам, затем целиком и, наконец, полностью передается в руки ученика. И тут выясняется, что в большинстве случаев ученик, даже неплохо слышащий верхний голос, совсем не слышит нижний, как мелодическую линию. Для того, чтобы действительно слышать оба голоса, следует работать, концентрируя внимание и слух на одном из них — верхнем (как в неполифонических произведениях).
Играются оба голоса, но по-разному: верхний, на который направлено внимание, -f,
espressivo, нижний — рр (ровно). Такой метод Г. Нейгауз назвал методом «преувеличения».

Практика показывает, что эта работа требует именно такого большого различия в силе звука и выразительности. Тогда ясно слышен не только верхний, главный в данный момент голос, но и нижний. Они как бы играются разными исполнителями на разных инструментах. Но активное внимание, активное слушание без особого усилия направляется на тот голос, который исполняется более выпукло.

Потом переносим внимание на нижний голос. Играем его f, espressivo, а верхний -pp. Теперь оба голоса слышны и воспринимаются учеником еще более отчетливо, нижний — потому, что он чрезвычайно «приближен», а верхний — потому, что он уже хорошо знаком.

При занятиях таким способом в наименьший срок можно достичь хороших результатов, так как для учащегося проясняется звуковая картина. Играя потом оба голоса как равноправные, он равно и слышит выразительное течение каждого голоса (фразировку, нюансировку).

Такое точное и ясное слышание каждой линии — непременное условие в исполнении полифонии. Лишь достигнув его, можно плодотворно работать затем над произведением в целом.

При исполнении многоголосного произведения трудность слышания всей ткани

(по сравнению с двухголосной) возрастает. Забота о точности голосоведения заставляет с особым вниманием относиться к аппликатуре. Нельзя исходить в аппликатуре баховских пьес только из пианистических удобств, как это делал Черни в своих редакциях. Бузони был первым, кто возродил аппликатурные принципы баховской эпохи, как наиболее отвечающие выявлению мотивной структуры и четкому произношению мотивов. Широко в полифонических произведениях применяются принципы перекладывания пальцев, скольжения пальца с черной клавиши на белую, беззвучной подмены пальцев. Это поначалу иногда кажется ученику трудным и неприемлемым. Поэтому надо стараться привлекать его к совместному обсуждению аппликатуры, выяснению всех спорных вопросов. А затем добиваться обязательного ее соблюдения.

Более яркому выявлению формы способствует знание своеобразия динамики в полифонии, особенно баховской, состоящее в том, что самому духу музыки не свойственно излишне измельченное, волнообразное ее применение. Для полифонии Баха наиболее характерно архитектоническая динамика, при которой смены больших построений сопровождаются новым динамическим освещением.

Изучение баховских сочинений — это прежде всего большая аналитическая работа. Для понимания полифонических пьес Баха нужны специальные знания, нужна рациональная система их усвоения. Достижения определенного уровня полифонической зрелости возможно лишь при условии постепенного, плавного наращивания знаний и полифонических навыков. Перед преподавателем музыкальной школы, закладывающим фундамент в области овладения полифонией, всегда стоит серьезная задача: научить любить полифоническую музыку, понимать ее, с удовольствием работать над ней.

Источник

Оцените статью