- Шлифовка и полировка ладов
- Видео
- Полировка ладов на гитаре
- Оценка состояния ладов
- Стальная вата (steel wool)
- Шлифовальная шкурка на тканевой основе
- Мой опыт полировки ладов с помощью Dunlop System 65 Micro Fret Cloth
- Заключение
- Все о шлифовке ладов
- Когда гитарные лады нуждаются в шлифовке?
- Что понадобится?
- Технология
- Полезные советы
Шлифовка и полировка ладов
Для чего нужна шлифовка или выравнивание ладов? Лады на гитаре (как и на любом другом струнном или щипковом инструменте (кроме безладовых конечно) должны быть строго одной высоты. Иначе за выступающий, пусть даже на долю миллиметра лад, струна будет цепляться и дребезжать.
Струны звенят из-за того что:
- Лады по прошествии времени износились и образовались характерные канавки (см. фото), а так как на определенных ладах играют чаще чем на других, то канавки местами имеют разную глубину.
- Гитара новая и лады при ее изготовлении были недостаточно качественно выровнены и отполированы.
- Гитара была изготовлена из недостаточно выдержанного дерева и со временем на накладке грифа появились бугры. Часто на акустических гитарах выступает 12-ый или 14 лад (примыкающий к краю корпуса)
Видео
В 4-х минутном видеоролике ниже кратко и наглядно без пустой болтовни показано шаг за шагом как все это делается. Типа руководство: «Как ровнять, шлифовать и полировать лады электрогитары самостоятельно в домашних условиях».
Смотреть до конца .
Далее текстовая инструкция с картинками для тех кто предпочитает чтение или что-то не понял из видео (ролик с Ютуба без комментариев).
Звон и дребезжание струн на ладах можно устранить шлифовкой, или в крайнем случае, заменой ладов (при замене ладов есть возможность произвести шлифовку самой накладки и придать ей идеально ровную поверхность). Некоторые гитаристы обнаружив выступающий лад берут у своих подружек пилочку для ногтей и пытаются его подточить.
Но в идеале ровнять лады нужно одновременно все. После снятия струн накладку между ладами заклеивают бумажным малярным скотчем чтобы её не попортить (обычный прозрачный скотч оставит на дереве много клейкой массы). Далее при помощи анкера выравнивают гриф (здесь требуется особый навык и хороший глазомер, так как необходимо учесть глубину износа ладов и возможно присутствующие еще и неровности накладки).
В процессе шлифовки (особенно когда приходиться много стачивать) не лишним будет еще раз проверить изгиб грифа.
Лады шлифуются наждачной бумагой прикрепленной к бруску с обязательно идеально ровной рабочей поверхностью (проверяется слесарной линейкой). В процессе зернистость бумаги желательно менять от средней (P500-P600) до самой мелкой. Хотя есть один момент: в процессе износа зернистость наждачки уменьшается сама и скажем P800 довольно быстро превращается в условно P1000.
После того как последняя самая глубокая ямка исчезла можно приступать к закатке ладов. Для чего нужна закатка? Как видно на фото после шлифовки лады приобрели трапециевидную форму. Исправить её можно при помощи специального инструмента-закатника (см. фото ниже). В интернете его можно купить за 3$ и еще много чего полезного (кликаем на картинки):
Без него придется извращаться с наждачной бумагой или простым надфилем пытаясь шлифовать именно края лада.
После того как лады приобрели полукруглую форму приступают к их полировке. Полировка проходит как правило в несколько этапов со сменой абразива. После самой мелкой наждачной бумаги лучше всего использовать абразивный войлок (с зернистостью 2000-2500)
Каждый лад по отдельности обрабатывается вдоль, пока не исчезнут все риски оставленные при грубой шлифовке. После последней чистовой полировки тряпочкой с пастой ГОИ лады приобретают идеально гладкую и блестящую поверхность.
Источник
Полировка ладов на гитаре
В прошлой статье я рассказывал про средства для очистки грифа бас гитары и ухода за ним. Ну, а раз струны уже сняты, то можно привести заодно и лады немного в порядок. Способы описанные в данной статье имеют скорее косметический эффект и немного добавляют к играбельности на инструменте, но не способны кардинально повлиять на такие проблемы, как дребезг струн и подобные, так как никоим образом не изменяют форму ладов. Также, написанное здесь, во многом касается только инструментов, которые вам дороги. Для «полена со струнами» же все средства хороши!
Оценка состояния ладов
Первым делом, нужно визуально оценить состояние ладов. Если ваши лады изношены, с глубокими вмятинами или бороздками от оплётки струн, задумайтесь о шлифовке ладов. Суть шлифовки ладов заключается в приведении высоты всех ладов к «общему знаменателю». Т.е. ладам (всем одновременно) придается одинаковая высота путем обработки их абразивными материалами отчего их высота немного уменьшается. Далее делается закатка (придание ладу полукруглой формы) и полировка ладов. Эта процедура требует определенного опыта и я рекомендую доверять ее только специалистам, так как некачественная работа может навредить интонации инструмента, т.е. он просто не будет строить. Не пытайтесь исправить изношенные лады с помощью наждачки, намотанной на указательный палец, с абразивностью 400, 600 или 800 и дальнейшей доводкой еще чем-нибудь. Вам вряд ли удастся сохранить геометрию лада, что опять же повлечет за собой проблемы со строем. Если же лады не сильно изношены, то придать им немного блеска не составит большого труда самостоятельно.
Стальная вата (steel wool)
В буржунете наибольшей популярностью при полировке ладов пользуется стальная вата с самым маленьким абразивным числом 0000 (четыре ноля). В ютубе множество роликов, в которых специалисты из таких компаний как Fodera , Elixir , Kiesel Guitars , да и обычные парни чистят грифы стальной ватой одновременно полируя лады. Выглядит этот метод со стороны эффектно и очень просто, но не лишен существенных недостатков.
Во-первых, на грифе, на корпусе инструмента и даже на рабочем столе останется множество мелких металических волокон. Поэтому желательно это все пропылесосить или собрать магнитом после окончания процедуры. Во-вторых, нужно тщательно заклеивать малярным скотчем все места, где присутствие металических частичек крайне не желательно. Звукосниматели и резонаторы акустических инструментов обязательно требуют заклейки. В-третьих, есть опасность случайно поцарапать лаковое покрытие. Как и во многих вопросах, приверженцы такого способа могут быть очень «религиозными», но увидев побочные эффекты стальной ваты на следующее фото, я бы не стал использовать ее на своих инструментах. Ну а вы решайте для себя сами.
Результат полировки ладов стальной ватой
Шлифовальная шкурка на тканевой основе
Еще один вариант — использование шлифовальной шкурки с очень мелким зерном. Подойдет зернистость минимум 1500, а лучше 2000 или 2500. Такие шкурки можно купить на AliExpress набором или поискать в автомагазинах, специализирующихся на покраске. Обязательно защите дерево с помощью малярного скотча и не усердствуйте шкуркой долго на одном ладу. Движение должно быть вдоль грифа по всем ладам. Возможно, идеальным дополнением к такой шлифовальной шкурке будет еще и обработка какой-нибудь полировальной пастой для металла. Личного опыта с этим методом у меня нет, но выглядит он довольно разумно.
Мой опыт полировки ладов с помощью Dunlop System 65 Micro Fret Cloth
Для очистки грифа от грязи я использую два пузырька от Dunlop — 01 и 02. В комплекте с ними поставляется кусочек шлифовальной шкурки micro mesh с зернистостью 8000. Его то я и применил для придания ладам блеска.
Сперва защищаем накладку грифа с помощью малярной ленты. Я заклеил гриф примерно до 15 лада, а дальше мне стало лень возиться с нарезкой тонких полос скотча, поэтому оставил как есть. Такое маленькое зерно абразива никоим образом не сможет повредить накладку, но все же не хотелось, чтоб загрязненная ткань терлась о гриф. Поэтому пока шкурка еще чистая начинаем с последних ладов и движемся к первым.
Тщательно натираем каждый лад вдоль, время от времени давая пальцу отдых, т.к. давить приходится достаточно сильно. Лучше всего результат было видно между нулевым и первым ладом.
И на последнем фото видно, во что превратилась шкурка после одного грифа. Якобы ее можно полоскать в теплой воде, но что-то мне это не сильно помогло — темные пятна так и остались. Из чего я предположу, что хватит ее раза на 3-4 максимум. Хотя, возможно, я и ошибаюсь.
Заключение
Надеюсь, способы, описанные в данной статье, помогут вам сохранить достойный внешний вид вашего инструмента. Если вы профессионально занимаетесь ремонтом и восстановлением струнных инструментов, пожалуйста, поделитесь своими методами в комментариях (если только это не секрет фирмы). Мы все учимся друг у друга, и мои способы могут быть не самыми оптимальными в некоторых ситуациях.
Источник
Все о шлифовке ладов
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Ладящие струны на гитаре – это трудность, которая расстроит любого человека со слухом. Причем она может возникнуть даже на недавно купленном инструменте. Устранить эту проблему поможет шлифовка. И стоит рассмотреть, как выполнить эту процедуру самостоятельно.
Когда гитарные лады нуждаются в шлифовке?
Причины явления кроются в нескольких факторах. Во-первых, из производства бюджетных моделей нередко исключают финальную шлифовку. Без привлечения специалистов удаётся снизить стоимость инструмента, но по факту экономия делается на качестве звучания.
Во-вторых, если регионы производства и продажи гитары не совпадают, инструмент подвергается климатическому воздействию. Из-за перепадов температуры и влажности дерево начинает усыхать, напитываться влагой. В результате радиус и высота ладов меняются.
Иногда имеет место человеческий фактор, включая неаккуратность при транспортировке, использование комплекта с меньшим калибром при смене струн. Равномерность расположения ладов также теряется при износе.
Что понадобится?
Перед работой потребуется оценить состояние инструмента. Если отклонения от нормы небольшие, есть смысл в шлифовке. Если наблюдается существенная амплитуда хождения ладов в пропилах, их придётся подклеивать, чтобы добиться нужной фиксации. При этом опытные мастера рекомендуют их полную замену. Учитывая, что в дешевых гитарах лады выполняются из мягких сплавов, эта процедура неизбежна.
Для шлифовки и полировки инструмента потребуются:
- малярный скотч;
- линейка;
- маркер;
- брусок;
- напильники;
- молоток;
- надфиль;
- наждачная бумага (1000, 1500, 2000);
- полировальный круг.
Для шлифовки также используют стальную вату, шлифовальную шкурку на тканевой основе. Полировать их можно после выравнивания и закругления.
Технология
Шлифовка ладов на акустической гитаре производится по определенному алгоритму.
- Сначала потребуется снять струны и заклеить малярным скотчем накладку.
- Затем убирается прогиб анкера. На ровном грифе оценить единство высоты ладов будет проще.
- Теперь в ход идёт длинная толстая металлическая линейка. Её следует положить на лады и проверить её положение. В идеале приспособление ляжет ровно и надежно. Если под линейкой образовался прогиб, значит, один из элементов ниже остальных. А вылезший лад приведет к тому, что линейка будет на нём раскачиваться.
- Затем лады закрашиваются маркером. На этом этапе их предстоит отшлифовать идеально ровным бруском и наждачной бумагой. При этом важно сохранять равномерность нажатия, передвигаясь от одного края лада к другому.
- После пары проходов стоит оценить состояние маркерной разметки. Если остались цветные следы, значит, эти участки оказались ниже уровня шлифовки. Тогда требуется повторно нанести маркер на поверхность и сточить ее так, чтобы окрашенных участков не осталось.
- Выполняя регулировку, нужно учитывать некоторые нюансы. Так, первый лад может быть немного выше остальных. А начиная с 12-го, высоту допустимо немного убавить.
- При обнаружении ладов, вылезших из паза, стоит воспользоваться молотком и брусочком.
- После шлифовки порожки становятся плоскими. Если на них сразу натянуть струны, то из-за большей площади соприкосновения они будут хуже вибрировать. Поэтому теперь края профиля нужно закруглить надфилем.
- Теперь следует позаботиться о возвращении ладам прежней гладкости и блеска. Для этого требуется 3 прохода наждачной бумагой. Первый раз нужно зерно 1000, затем – 1500, а в завершение – 2000.
- Завершающим штрихом станет полировка. Для процедуры нужен специальный круг. В качестве альтернативы допускается использование пасты ГОИ и мягкой ветоши. Этими средствами предстоит натереть до блеска каждый лад. При этом элементы не должны перегреться. Иначе они снова сместятся с пазов.
Теперь можно надевать струны, отстраивать их высоту, положение грифа и оценивать результат работы. Шлифовка выполнена хорошо, если струны стали зажиматься легче, аккорды звучат без диссонирующих примесей, при подтяжке наблюдается лучшее скольжение струн по ладам.
Полезные советы
- Прежде чем приступать к шлифовке, стоит удостовериться, что она является причиной звона и призвуков. Иногда проблема заключается в искривлении грифа, и её предстоит решать иначе.
- При осмотре важно учесть высоту порожков. Если они слишком низкие для обточки, их лучше заменить.
- Не стоит переоценивать собственные силы. Так, если речь идет о реставрации дорогой гитары, а не о приведении в порядок бюджетного аналога, лучше довериться специалисту. Иначе попытка сэкономить обернется большими денежными затратами.
Подведем итоги. Неровность ладов по высоте негативно сказывается на качестве звучания, что снижает удовольствие от игры. С этой трудностью сталкиваются музыканты, купившие инструмент недавно, и обладатели старых гитар. При обнаружении неровности ладов требуются их шлифовка и полировка. Хоть работу и можно поручить мастеру, нетрудно выровнять лады на акустической, бас-гитаре или электрогитаре своими руками, соблюдая простые инструкции.
О шлифовке ладов гитары смотрите в видео.
Источник