С любовью к гитаре
Гитара не терпит шумных салонов, с недоверием вслушивается в напряженную тишину больших залов. Все это не для нее: она ищет интимного общения с аудиторией.
В страстных, жгучих объятиях гитары тает лед отчуждения и рождается чуткая доверительная беседа с её поклонниками.
Гитара снимает покровы с тайн человеческой души.
Вслушайся в звуки гитары – и ты поймешь, чем живет твое сердце.
Песни гитары наполняют душу весенней свежестью.
Гитара плачет, скорбит, страдает, но никогда не впадает в безысходное отчаяние.
На призыв гитары откликаются наши самые благородные чувства.
Волшебная сила гитары, словно крыло ангела, защищает измученную душу от волнений, страстей и грехов.
Гитара всегда желанна: свидания с нею ждешь, как встречи с любимой женщиной.
Тайна и магия лежат в родстве гитары и женщины.
Гитара – это инструмент возвышенных эмоций, но с ярко выраженным стремлением к оригинальности. Гитара похожа на гордую, независимую женщину, которая полюбит только того, кто равен ей.
Гитару можно завоевать преданной любовью и рыцарской отвагой, как своенравную цыганку Кармен или гордую царицу Тамар.
Гитара покоряется дерзким.
Оставьте гитару, если в вашей душе нет беззаветной любви к этому необыкновенно капризному инструменту.
Гитара не способна солгать, ибо шепчет о самом сокровенном и дорогом.
Даже ледяное сердце гитара согревает в теплых волнах любовных грез.
Гитара уносит слушателей от земных тревог в пленительный мир мечты.
Гитара – бальзам для душевных ран.
В пылкой исповеди гитары – и горечь разлуки, и радость встречи с возлюбленной.
Слушатели, затаив дыхание, внемлют гимну вечной любви, который творит гитара.
Гитара неукротима в стремлении к счастью.
В гитаре сокрыт священный трепет перед Божественной красотой и Вселенской гармонией.
Бескрайний и увлекательный мир гитары откроется каждому, кто вникнет в ее чарующие звуки, кто приложит усилия, чтобы понять ее строгую красоту, кто соотнесет порывы своей души с тем гимном жизни, который она творит с необычайной деликатностью и благородством!
Историки утверждают, что лютня была завезена в Европу из стран Ближнего Востока в XIV веке и стала популярным музыкальным инструментом примерно в середине XVI столетия. Иноземная гостья пришлась ко двору кичливым европейцам!
Нередко лютню сравнивают с женщиной, душа которой полна возвышенных чувств.
Изящный корпус лютни имеет овальную, миндалеобразную форму. В этом дивном инструменте столько обаяния, грации, женственности, а голос ее завораживает сердечной простотой, интимной доверительностью!
Лютня в итальянской народной музыке иногда груба и бесцеремонна, как скандальная крестьянка.
Свойственное лютне мягкое женское начало не исчезает даже в строгой средневековой полифонии.
В тембре лютни сплетаются солнечная мандолина и лунная арфа.
Гитара, как законная наследница лютни, переняла от своей матери редкий по красоте голос.
Лютня – почти идеальный аккомпанирующий инструмент. Гитара более независима и всякий раз заявляет о своей исключительности.
Лютня – строгая, набожная дама, гитара – светская красавица с непредсказуемым характером.
Лютня – инструмент небесной гармонии, гитара – человеческих страстей.
Покорная лютня веками томилась печальной узницей в сумраке средневековья. Гитара недолго взирала на ее слезы. Она гордо зазвучала в руках влюбленного человека.
Уму непостижимо, почему гитара потеснила на музыкальном Олимпе божественную лютню, как в свое время фортепиано – столь же божественный орган. Видимо, причиной тому – большая мобильность усовершенствованных инструментов и небывалая широта диапазона их выразительных средств.
СТАРШАЯ СЕСТРА ВИУЭЛА
Виуэла – старшая сестра гитары. Вот почему виуэлу нередко называют «старинной гитарой».
На виуэле играли при дворах испанских королей и грандов. Этот инструмент считался аристократическим, в отличие от гитары, которая была популярна среди простых людей.
Виуэла – инструмент, рождающий тихую ренессансную музыку, чьи звуки возносят слушателей к высотам незыблемого душевного покоя.
Виуэла умеет достичь такого высокого полета духа и кроткой безмятежности, которые возможны только за пределами земной жизни.
Виуэла благородна и сдержанна. Легко представить себе, что именно под ее аккомпанемент могли петь серенады славные рыцари, предшественники Дон Кихота.
Печаль виуэлы возвышенная, небесная, а радость – спокойная: в ней нет места для неистовых восторгов.
Истинное вдохновение виуэлы покоряет торжественной, величавой отстраненностью от земной жизни, оно без тени меланхолии, без намека на сладострастие.
Виуэле совершенно чужды бурные эмоции, чем грешит иногда порывистая гитара.
В старинной музыке виуэла – смиренная монахиня, гитара – шаловливая проказница.
Гитара возникла в результате замены двойных струн виуэлы на одинарные, что сделало звук нового инструмента более упругим и четким.
ГИТАРА В АНСАМБЛЕ
Орган наполняет пространство собора Божественной духовностью, гитара – порывами человеческой души. Вот почему их дуэт отличается таким богатством содержания.
Манерной декламации клавесина гитара противопоставляет живую человеческую речь.
Скрипку можно сравнить с цветущей розой, виолончель – с красавцем гладиолусом. Гитара – это ландыш, чей аромат опьяняет апрельской свежестью.
В дуэте с фортепиано гитара блекнет, теряет свою гордую осанку, будто сельская красавица – перед городской барышней.
Гитара прекрасно звучит на фоне акварельно-прозрачных оркестровых фактур, а также в ансамбле с такими инструментами, которые не подавляют ее хрупкий, кристально чистый голос.
У гитары свой самодостаточный мир. Она без фортепиано, скрипки или флейты способна выразить всю гамму наших переживаний. Более того: гитара – это камертон человеческой души.
ГИТАРА В СТАРИННОЙ МУЗЫКЕ
Гитара тиха и покорна в старинной музыке.
Гитара бесхитростна в народных танцах.
Гитара подчеркивает каждое движение, каждый жест танцующих галантных пар – придворных кавалеров и дам.
Гитара способна выразить глубокую, сдержанную скорбь в произведениях эпохи Ренессанса.
Гитаре доступно просветленное религиозное чувство, особенно в пьесах хорального склада старых мастеров.
Чтобы старинная музыка звучала на гитаре убедительно, недостаточно быть хорошим исполнителем. Надо знать внутренний мир людей, живших сотни лет тому назад.
ГИТАРА В РОМАНТИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ
Как только возникает романтическое чувство, гитара мгновенно оживает, молодеет душой.
Гитара звучит вдохновенно, когда передает поэзию романтических чувств.
Романтическая музыка гитары тревожит сердце воспоминаниями об утраченном счастье.
Гитара без труда переносит наше воображение во времена песен трубадуров и рыцарских поединков.
Соборы, замки, неземная любовь – все это превосходно воссоздает романтическая гитара.
До XVI века в Испании существовали две разновидности гитары: мавританская, звуки из которой извлекались щипком, и кастильская, на которой играли аккордами. Современный инструмент – своего рода гибрид двух своих предшественниц, вобравший в себя, помимо всего прочего, и два различных мироощущения: арабское и европейское. Вот почему шестиструнная чаровница стала наиболее ярким воплощением этнически пестрого испанского народа.
У гитары две грани души: благородная сдержанность придворной музыки и зажигательные ритмы народных танцев. Гитара – это Испания, элегантный Веласкес и ликующая коррида!
Какой роскошный букет из цветов испанской народной музыки подарила нам гитара!
Гитара безумствует в стихии испанского танца.
В искрометных испанских танцах гитара доводит себя до исступления, не замечая шумного праздника вокруг.
Как бы гитара ни веселилась в вихре испанского танца, в ней есть все-таки нечто очень древнее, темное, магическое, то, что скрыто в тайниках египетских пирамид и в гипнотизирующем взгляде верховного жреца.
Фламенко – это сакральное действо людей, охваченных экстазом радости, это пляска, исполненная чувственного неистовства, будто она совершается на раскаленных углях костра.
Фламенко – это испанская народная музыка, ворвавшаяся в прокуренную таверну, словно свежий весенний ветер.
Гитарист, как тонкий гурман, не устает наслаждаться причудливыми ритмами фламенко.
Испания не дала миру ни одного гитариста, чье творчество можно было бы сравнить с бессмертными произведениями Альбениса, Гранадоса, де Фальи, Родриго – все они играли на фортепиано! Однако вряд ли кто-либо из этой славной плеяды стал бы знаменитым композитором без подражания гитаре.
К ВЕРШИНАМ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Гитарист – это не просто музыкант, обычный храмовый служитель музы Эвтерпы. Гитарист – представитель высшего клана жрецов, посвященный в святые тайны искусства.
Честолюбие – не самое плохое качество в гитаристе. Действительно, трудно ожидать художественных взлетов от того исполнителя, кто не мечтает о покорении музыкального Олимпа!
Порой лучи славы ослепляют музыканта, он перестает видеть дорогу, по которой идет. Нужно постоянно прикрывать ладонью глаза, чтобы благополучно одолеть путь выдающегося гитариста.
Для одних гитара – это предмет слепого поклонения, идол, для других – самый лучший инструмент для выражения своих чувств и мыслей.
Необходим талант, чтобы подняться на Парнас искусства, но сколько бездарей путается под ногами гениев! То же мы наблюдаем среди гитаристов: толпа посредственностей мешает великим музыкантам идти вперед.
Тропинка, ведущая гитариста к славе, извилиста и крута. У подножья горы много друзей и поклонников, на вершине – уже нет никого рядом. Какие чудные перспективы открываются взору с высоты птичьего полета, и как горько осознавать свое одиночество!
Мы не можем назвать ни одного гениального пианиста или скрипача, кто достиг бы вершин мастерства самостоятельно, без помощи опытных педагогов. Почему же появляются одаренные гитаристы-самоучки? Видимо, дело в том, что гитара демократична по своей природе и чрезвычайно популярна. Она дает шанс прославиться каждому начинающему исполнителю, если тот настойчив, терпелив и талантлив.
Селедонио Ромеро был гитаристом-самоучкой, что не помешало ему добиться всемирной славы – как, впрочем, и многим другим самородкам: Фернандо Соро, Йозефу Мерцу, Николаю Макарову, Марку Соколовскому, Владимиру Русланову, Андресу Сеговии, Игорю Лютикову.
Великие гитаристы уникальны и неповторимы:
Андрес Сеговия – энтузиаст, подвижник гитары, который раскрывает ее безграничные возможности.
Джулиан Брим – всеми признанный мэтр, обнажающий духовную сущность музыкального искусства.
Джон Уильямс – мастер, чье исполнение отличается необыкновенно богатой палитрой красок.
Нарсисо Йепес – блестящий виртуоз, который плотью и кровью связан с испанской народной музыкой.
Элиот Фиск – мощный компьютер, способный воплотить в звуках любую идею, для чего имеет в своем распоряжении уникальную технику игры на гитаре.
Да, поразительное многообразие интерпретаций предлагают нам эти выдающиеся гитаристы ХХ века!
Сфера гитарного творчества кажется непосвященным маленьким островком первозданной природы, недоступным для туристов. На самом же деле это целый континент, Атлантида – загадочная, но не ушедшая под волны бушующего океана.
Невольно задаешься вопросом: когда миру явится Моцарт гитары? Пожалуй, не ранее, чем будут созданы произведения совершенной красоты и безупречной формы.
Гитара – едва ли не самый универсальный музыкальный инструмент.
Уникальность гитары заставляет ее искать собственный путь развития.
Музыковеды относят рождение классической гитары примерно к 1775 году. До этого свыше пяти столетий длился период ее становления. Но, как показывает сегодняшний день, гитара продолжает совершенствоваться. Воистину неисчерпаемы ее возможности!
Главными условиями совершенствования гитары всегда были и будут в дальнейшем виртуозность и красота звука. Этому инструменту, как скоростному фрегату, предстоит великое плавание!
Французский музыковед Элен Шарнассе тысячу раз права, когда утверждает, что «гитара – инструмент непрерывного обновления».
Гитару ожидает такое же славное будущее, каким замечательным было ее многовековое прошлое.
Источник
История появления и эволюция шестиструнной гитары
В этой статье мы прольем свет на историю возникновения и развития современной шестиструнной гитары. В современном мире гитара — это, пожалуй, самый популярный музыкальный инструмент, но как и почему гитара стала именно такой, какой мы ее видим сегодня? Ответы в статье!
Музыка в древности
Первый музыкальный инструмент появился в каменном веке, то есть более 20 000 лет назад. Часть инструментов, появившихся с тех пор, можно встретить во многих музеях по всему миру.
Свисток и дудка
Два самых старых обнаруженных музыкальных инструмента — это свисток и дудка. Впервые они были найдены в пещере Пекарна в Моравии.
Свисток — это простой кусок полой кости северного оленя с мундштуком на конце, чтобы можно было дуть в кость, издавая звук. Сначала эти свистки использовались только во время охоты, но затем древние люди оценили возможности этого нехитрого приспособления и стали использовать его и для музыкальных целей. Так свисток начал совершенствоваться, добавлялись новые мундштуки для оптимизации звучания и т.д.
Свисток является предшественником духовых инструментов. Он очень близок к нынешней флейте, на которой многие учились играть еще в школе. Дудки, хоть и состояли из костей северного оленя, были гораздо более сложными, чем свистки. На этот раз оленья кость была цельная и зазубренная так, что при ритмичных ударах деревянной палочкой извлекались самые разнообразные ноты.
Конечно, наши предки не только свистели и дудели. В то время были и другие музыкальные инструменты, например, ударные, такие как глиняные барабаны или нефийские гонги. Также древние люди использовали и струнные инструменты, на которых мы в этой статье остановимся подробнее.
Археологи находят доисторические инструменты на всех континентах нашей планеты, от Африки до Северной Америки. Благодаря этим инструментам, наши предки обучались музыкальному искусству, получали все больше и больше знаний, которые позволяли им постоянно совершенствовать свои навыки игры.
Цитра и музыкальный лук
Со временем инструменты становились более сложными. Через какое-то время после появления свистков и дудок, люди придумали первую цитру. Она представляла собой пластину, вырезанную из дерева, по краям которой с помощью бамбуковых кольев натягивались струны, например, из ротанга. Звук извлекали ударом по ротангу деревянной палкой. Это был первый струнный инструмент, и он оказал огромное влияние на дальнейшее развитие музыкальных инструментов такого вида.
Примерно в это же время появился музыкальный лук. Он состоял из струны, натянутой между концами согнутого в дугу прута. Звук извлекался путем защемления “тетевы” или трения о нее деревянной палки (как у современной скрипки). Хотя музыкальный лук очень прост, он является предком многих современных струнных музыкальных инструментов, например, таких арфы, лиры и скрипки. Струны в древности делали из кишок животных, человеческих и конских волос, лиан, ротангов и т.д.
Цитра, музыкальный лук, а также арфа и лира являются самыми древними струнными музыкальными инструментами. Они пересекли века и континенты и даже сегодня используются во всем мире. Конечно, эти инструменты претерпели изменения, но суть осталась та же.
Итак, мы вкратце прошлись по истории создания трех главных семейств музыкальных инструментов: духовых, струнных и ударных. Все, известные человеку инструменты, принадлежат к одному из этих семейств.
Предпосылки к появлению гитары
В древности Греция была самой “музыкальной” страной. Уже из Греции многие музыкальные инструменты отправились в путешествие в другие страны и на другие континенты. В Греции широкое распространение имели цитра, лира, арфа, китара и лютня. Китара состояла из призматической резонансной коробки, в которую были вмонтированы ручка и струны. Этот инструмент был очень популярен в Греции, и он, вероятно, является прямым предком современной гитары. Это возможно, потому что название гитары происходит от греческого “китара”. Тем не менее, ни один историк не может это подтвердить.
В то время музыкальные инструменты выпускались мастерами в небольшом количестве. Большинство были редкими и дорогими. Поэтому их использование было ограничено. В основном они использовались во время публичных мероприятий, таких как военные кампании, театральные представления или гонки на колесницах.
Постепенно эти инструменты получили распространение и в других европейских странах, таких как Франция, Англия и Германия. Но, несмотря на увлечение музыкой, исторические события резко замедлили развитие музыкальных инструментов в начале новой эры. С приходом христианской эпохи Отцы Церкви твердо отвергали музыку, которую считали вредной для общества, особенно для христианской молодежи. Этот решение было категоричным и единодушно принятым, оно было в силе до самого средневековья. Например, в четвертом веке нашей эры Совет Арля отлучил актеров и театральных деятелей, в том числе органистов и китаристов, от решения политических и церковных вопросов. В пятом веке нашей эры св. Иероним писал одному из своих прихожан: «Стремитесь дать вашей дочери образование, достойное ее звания. Она должна быть глуха к музыкальным инструментам и игнорировать то, что говорят флейты и цитры». Репрессии, навязанные музыкантам Церковью, заставили их выбирать новые профессии. Многие музыканты и трубадуры отказались от своих инструментов. Музыкальная практика была почти нулевой в христианских странах до средневековья.
Только в середине прошлого тысячелетия инструментальная и музыкальная жизнь возобновилась. Церковь прекратила свои репрессии. Струнные инструменты в то время играли важную роль, и в 1552 году была написана первая табулатура. В дополнение к рождению табулатуры, в шестнадцатом веке мастерами было сделано более тысячи струнных инструментов. Музыка изменилась и стала популярной в обществе. В средние века струнные инструменты часто использовались странствующими трубадурами, которые бродили по регионам, чтобы играть в деревнях или были наемными работниками в королевских и княжеских дворах.
Первая гитара
Исторически первые доказательства существования гитары, которыми мы обладаем, относятся к шестнадцатому веку. Первой известной гитарой была гитара или квинтерна, появившаяся как раз в это время. Ее корпус состоял из закругленной спинки, состоящей из прилегающих деревянных досок, которые были связаны с декой перпендикулярными ребрами. Ее тело напоминало лютню или мандолину. Нижняя часть инструмента состояла из деки с вырезанным в ней резонансным отверстием. Розетка была выложена красивыми вставками из перламутра, слоновой кости или черного дерева. Центр отверстия был украшен пергаментной розой, вырезанной и склеенной на нескольких уровнях, создавая поразительный рельефный эффект. Окантовка была сделана из дерева в различных формах. Гитарные мастера часто добавляли деревянные украшения и вставки на деки. Эстетические дополнения позволяли литейщикам демонстрировать свои ноу-хау и поднимать производство до уровня произведений искусства высокого качества.
Гриф представлял собой простой кусок дерева, который был разделен на лады. Чаще всего они размещались интуитивно, это подрывало точность инструмента. Голова грифа являлась также куском дерева, резные края которого образовывали волны. На эти волны были прикручены маленькие кусочки дерева с отверстиями для наматывания струн. Гитара была оснащена четырьмя двойными или тройными струнами. Струны были расположены не так, как на современных гитарах. Они соответствовали четырем нотам: Re — Sol — Si — Mi. В то время в Европе веревка ассоциировалась с сердцем. Поэтому гитара с четырьмя струнами была названа «гитарой четырех сердец».
Гитара того времени была больше похожа на скрипку. Ее маленькое тело ограничивало громкость звука, тем не менее, акустические качества гитары были на высоте. Гитара сильно отличалась от своих братьев: цитры, арфы или лютни. Она была намного меньше, проще, и ее акустика не имела себе равных. Но популярность к новому инструменту не пришла мгновенно. Сначала люди не доверяли гитарам, но по прошествии времени этот инструмент завоевал сердца и имел большой успех, потому что на нем было легко играть, и он обладал исключительными звуковыми качествами.
В дополнение к этому, гитара была принята великими музыкантами того времени. Среди них были Адриан Леруа, известный музыкант и первый автор обучения по игре на гитаре, и Алонсон Муддарра, испанский гитарист.
Пятиструнная гитара
В середине восемнадцатого века у Винсента Эспинеля (гитариста и испанского поэта) возникла идея добавить пятую струну к гитаре, струну La. Новая пятиструнная гитара или «гитара пяти сердец» была названа гитарой в стиле барокко. Это связано с периодом развития именно этого стиля в европейской культуре. Новый вариант гитары сохранил старые основы, но был и ряд нововведений. Изгибы тела были увеличены, само тело и гриф были удлиненны и расширены, что привело к увеличению камертона струн. Ноты стали такими: La — Re — Sol — Si — Mi.
Эти изменения оказали влияние на увеличение громкости звука и улучшение его качества. Улучшения увеличили популярность гитары, и она заняла достойное место среди других музыкальных инструментов того времени. Устаревшая гитара постепенно отдала свои позиции гитаре в стиле барокко. В дополнение, “барочную” гитару стали использовать великие композиторы того времени, которым понравился этот инструмент. Среди них Франсуа Кампион (1688 — 1748), Антуан Карре или Сантьяго-де-Мурсия.
Гитара в стиле барокко положила начало популяризации струнных музыкальных инструментов, которая продолжается и в наши дни.
“Битая” гитара
Несмотря на упадок гитары старого вида, гитара в стиле барокко была не единственным популярным гитарным воплощением. Ей пришлось поделиться славой с другими изобретениями, появившимися после того, как в Европе пошла “мода на гитару”.
Среди них, например, “битая” гитара. Это гитара южной Италии с щипковыми струнами, которая была изобретена в семнадцатом веке. Еео название «chitarra battente» дословно переводится, как “гитара для избиения”, то есть гитара, которая бьет ритм музыки. Эта гитара — двоюродная сестра португальского альта. В то время он использовался только на юге Италии. Сегодня он все еще используется в популярных итальянских и португальских оркестрах.
«Chitarra battente» кардинально отличалась гитары в стиле барокко. Она была длиннее и шире (это касается всех ее компонентов), а ее звуковая коробка была глубже и более изогнутой. Ее резонансное отверстие было необычно смещено относительно оси грифа, розетка была обшита (принцип, который используется повсеместно с тех пор) и заполнена спиральным проводом, который вибрировал от звука струн, создавая особый и приятный дополнительный звук.
Состав и форма головы грифа были такими же, как у гитары в стиле барокко, но ее механика была другой. Струны удерживались на голове не посредством фиксации на колке, а за счет прижатия к корпусу гитары.
У битой гитары было пять металлических струн, так что это также была «гитара с пятью сердцами», все струны были одинакового диаметра. Они могли быть настроены двумя способами: либо в Mi-Si-R-La-Do, либо в Mi-Si-Sol-R-La. Акустическая громкость и акустические качества гитарного боя были намного лучше, чем у гитары в стиле барокко. Это объясняет ее успех в Италии, которая в то время была очень музыкальной страной.
Итак, с шестнадцатого по восемнадцатый век гитара старого типа, гитара в стиле барокко и “битая гитара” были единственными существующими гитарами. Но на протяжении этого периода гитара развивалась как технически, так и практически. Сначала нововведения отвергались музыкантами, напуганными новизной, но позже получали одобрение как любителей, так и профессионалов. Гитары постепенно улучшались мастерами, которые в эпоху Ренессанса как никогда стремились к совершенству.
Гитара захватила новые страны, такие как Австрия, Швейцария, Бельгия или Дания. Она широко использовалась даже на королевских приемах по всей Европе. Известно, что Король-Солнце Людовик XIV, который научился играть на гитаре в стиле барокко после женитьбы на принцессе Марии-Терезе, дочери короля Испании Филиппа Кватре, со знаменитым учителем Бернаром Журданом де ла Саль, выделил прекрасное место специально для гитары в музее Версальского дворца.
Такой бурный рост и развитие гитары привели к значительному увеличению количества инструментов в обращении, количества гитаристов, количества музыкальных произведений и табулатур. Несмотря на то, что мир гитары и так процветал, в конце восемнадцатого века он пережил настоящую революцию, которая сильно изменила будущее существования гитары. Эта революция привела к изобретению шестиструнной гитары.
«Гитара шести сердец»
В 1780 году родилась первая шестиструнная гитара, вероятно, в Испании (точное местоположение и имя создателя неизвестны). Эта гитара была развитием “барочной” гитары. Форма гитары была упрощена, корпус стал длиннее и уже, а изгибы более подчеркнутыми. Резонансное отверстие стало располагаться глубже, гриф удлинился, и теперь он стал внахлест заходить на деку. Модификация грифа и новое число струн привели к установке подставки или бриджа в нижней части деки и расширению этой части. Новые характеристики инструмента создавали сильное напряжение за счет натяжения струн, без этих изменений дека могла попросту не выдержать давления. Голова грифа осталась похожа на голову гитары в стиле барокко. Украшения были сведены к минимуму.
Шестая струна была струной с низкой нотой Е. Изначально на гитаре устанавливали двойные и тройные струны, но они были быстро заменены обычными одинарными струнами, чтобы упростить инструмент. Струны были теперь расположены от самых низких до самых высоких (как сейчас) в следующем порядке: E низкая — La — Re — Sol — Si — E высокая. Все изменения привели к увеличению громкости звука, расширению звуковых возможностей инструмента и улучшению качества звучания.
Эта новая гитара получила три разных названия: шестиструнная гитара, шестизвенная гитара и романтическая гитара. Именно романтические гитары того времени вдохновляют современные мастеров на разработку и выпуск своих шедевров. Это был последний этап эволюции гитары. Хоть после этого она и претерпела много модификаций, но в целом сохранила ту же основу. Шестиструнная гитара стала основным мировым инструментом таким же, как пианино или скрипка.
Музыканты стали очень заинтересованы в ее использовании. Число великих композиторов, использовавших гитару, значительно увеличилось. Среди них знаменитые Моцарт, Бах, Альбениз, Берлиоз, Гайдн, Шуберт или Бетховен. Отмечается, что Берлиоз, Шуберт, Паганини и Вебер, среди прочего, были виртуозными гитаристами.
Также значительно выросло число музыкальных произведений для гитары, количество самих гитар и гитаристов. Игра на гитаре стала глобальным явлением. Эта эволюция продолжается и по сей день, ведь гитара является инструментом, наиболее популярным и используемым в мире.
Антонио Торрес — отец современной гитары
Улучшение качеств инструмента не имело границ, разные исполнители на разных континентах продолжали работать над романтической гитарой, чтобы улучшить ее. Среди этого гитарного безумия выделялся гитарный мастер Антонио Торрес. Антонио Торрес родился в 1817 году недалеко от Альмерии на юге Испании. В детстве Антонио изучал и практиковал игру на гитаре. Он очень любил этот инструмент. По достижении совершеннолетия молодой человек стал обучаться у мастера по изготовлению гитар, очень известного в Испании, Хосе Пернаса в Гранаде. С годами Антонио все больше и больше знакомился с основами гитароизготовления и, в конечном итоге, приобрел набор знаний и навыков, чтобы оставить свое обучение и начать работать профессиональным мастером.
Он покинул Гранаду, чтобы обосноваться в Севилье в начале 1850-х годов. Он начал свой бизнес, открыв небольшой гитарной магазин на улице Серражерия. Очень быстро, благодаря качеству своей работы, среди талантливых гитаристов Антонио стал очень популярным.
Его творческая карьера длилась около двадцати лет, с 1850 по 1869 год, в течение которых он выпустил более 300 гитар. В 1869 году его магазин был закрыт из-за финансовых проблем, которые заставили его заняться другой деятельностью. Антонио Торрес и его производство являются важной вехой в истории гитары, потому что именно он утвердил классическую или романтическую гитару, как один из главных музыкальных инструментов. Действительно, после Торреса мастера еще долгие годы использовали его наработки для изготовления своих собственных гитар.
Торрес усовершенствовал форму классической гитары, которой мы все сейчас восхищаемся. Он значительно улучшил качество звука гитары, увеличив при этом размеры инструмента. Для изготовления гитар он стал использовать более легкие материалы и более тонкие деки, чтобы большие размеры не делали гитары слишком тяжелыми.
Он разработал систему из семи вентиляторных отверстий между розеткой и нижней частью деки. Эта система была принята многими мастерами, которые использовали ее в качестве образца.
Смело можно сказать, что именно после нововведений Антонио Торреса классическая гитара приобрела тот вид, который мы знаем и любим.Но, к сожалению, несмотря на важность и революционность своих находок, Торрес так и не узнал успеха, которого заслуживал. Он умер в Альмерии в 1892 году в возрасте 75 лет.
Заключение
Изучение истории музыки позволяет сделать вывод, что инструментальная эволюция идет за счет тяжелого труда мастеров, сильно мотивированных развитием своих инструментов. На протяжении тысячелетий в зависимости от новых материалов, аксессуаров, модификаций, знаний, навыков и приемов, качество инструментов повышалось, и музыка становилась все более изысканной.
История музыкальных инструментов и музыки чрезвычайно обширна и интересна. История появления и развития гитары — это лишь малая часть. Наша нынешняя музыкальная культура в значительной степени обязана заслугам предыдущих поколений музыкантов. Мы должны уважать ту ценность, которую они смогли донести до нас и продолжать начатое ими дело — дело развития музыки и музыкальных инструментов.
Источник