Положение рук для гитары

Содержание
  1. Правая рука на гитаре. Советы по правильному расположению правой руки с фотографиями
  2. Правая рука на гитаре. Общая информация
  3. Почему важна правильная постановка правой руки
  4. Общие правила постановки
  5. Расслабленность руки
  6. Положение пальцев
  7. Пять правил постановки
  8. Правая рука на акустической гитаре
  9. Игра боем без медиатора
  10. Положение с медиатором
  11. При игре перебором
  12. Правая рука на электрогитаре
  13. Игра с опорой на бридж
  14. Положение медиатора
  15. Постановка на бас-гитаре
  16. Заключение
  17. Постановка рук и пальцев на гитаре
  18. Вводная информация
  19. Правильная посадка
  20. Классическое положение
  21. Эстрадное положение
  22. Общее представление о постановке
  23. Расположение правой руки
  24. 5 правил постановки правой руки:
  25. Обозначение пальцев правой руки
  26. 1. Запястье прямое при взгляде спереди и чуть выпуклое сверху.
  27. 2. Ладонь в одной плоскости со струнами.
  28. 3. Палец p чуть впереди пальца i.
  29. 4. Пальцы ima к струнам под углом 90°
  30. 5. Внутренняя часть ладони шарообразная (мячик в руке).
  31. Постановка левой руки
  32. Постановка пальцев рук на гитаре
  33. Правая рука
  34. Левая рука
  35. Упражнения для тренировки
  36. Для правой руки
  37. Для левой руки
  38. Основные ошибки
  39. Заключение

Правая рука на гитаре. Советы по правильному расположению правой руки с фотографиями

Правая рука на гитаре. Общая информация

Правая рука на гитаре важна для тех музыкантов, которые стремятся повысить свой уровень и начать играть более технически сложные произведения. Также верная постановка заметно облегчает исполнение и помогает подружиться с инструментом. Дискомфорт при игре не только замедляет разучивание и даже исключает многие возможности, но и даже отталкивает от занятий и превращает их в неприятную повинность. Поэтому каждый любитель гитары должен знать, как грамотно взаимодействовать со своим любимым инструментом.

Почему важна правильная постановка правой руки

От верной постановки зависят многие факторы. Если человек занимается гитарой на начальном профессиональном или на любительском профессиональном уровне, то неверная позиция может замедлить прогресс или вовсе остановить его в определённой точке. В классической гитаре от этого зависит звукоизвлечение, а также техника правой руки на гитаре, например, тремоло в быстрых темпах. В игре на электрогитаре также важны руки. Это не только сама кисть, но и предплечье, плечо и задняя часть спины. Не поставив руку, можно не только ограничить себя в исполнительских моментах, но и нанести неприятные микротравмы и даже заболевания суставного аппарата.

Читайте также:  Аккорд батарейка жуки без баре

Общие правила постановки

Расслабленность руки

Важно проследить за своими ощущениями. Прежде чем пробовать на практике, нужно прочувствовать руку без гитары. Лучше всего заниматься на стуле со спинкой или диване, чтобы можно было опереться спиной. Сначала расслабьте руку и опустите её вдоль туловища «как плеть». Мышцы не напряжены, поза максимально естественная. Постарайтесь запомнить эти ощущения. Это пригодится и для левой руки на гитаре . Особенно обратите внимание на плечевой сустав – плечо на выпирает вверх, не «закидывается» назад и не уходит в сторону. Кисть висит «по линии» с остальной рукой и никуда не выгнута. Большой палец также «в линии». Пальцы чуть согнуты, согните их чуть больше, как бы сжимая в кулак. Вместе с большим пальцем они образуют своеобразный замок.

Теперь рассмотрим, как держать руку. Положите предплечье на деку и сделайте несколько маховых движений кистью по струнам (ничего не играя). Нужно, чтобы плечо не напрягалось и не «бегало» во время игры. Это очень важный момент, не соблюдая который будет уставать не только рука, но и спина.

Тоже самое произведите и с локтем. Его движения должны быть сведены к минимуму. Частая проблема гитаристов – игра от локтя. Это в корне неверно, так как добавляет массу ненужных движений. Кроме того, при этом локоть устаёт и даже может начать «ломить» и болеть. Следите, чтобы двигалась кисть и предплечье, старайтесь расслабить плечо и не совершать неестественных движений.

Положение пальцев

Для начала правая рука на гитаре опирается на большой палец. Он как бы «перехватывает тяжесть» предплечья. Обычно опираем на 6 или 5 струну. Этот навык пригодится и при исполнении произведений с элементами тирандо и апояндо. Далее располагаем пальцы каждый согласно своей струны.

I (указательный) – 3;

A (безымянный) – 1.

Пять правил постановки

  1. Пальцы образуют полукруг, как будто вы хотите взять небольшое яблоко. Это естественное положение, которое пригодится не только в классике, но и когда нужно сыграть бой на гитаре . Это необходимо для обеспечения свободы движения пальцев, т.к. у неопытных новичков они немного поджаты.
  2. Если смотреть со стороны слушателя (зрителя), то запястье никуда не выгибается – оно прямое и продолжает линию руки. Не следует выгибать его как вниз, так и вверх. Рассмотрим с позиции самого гитариста. Если взглянуть сверху, то кисть либо параллельна, либо чуть выгнута ОТ гитары. Ошибочно, если запястье прижимается к деке (или стремится опереться на неё).
  3. Ладонь должна быть параллельна гитарной деке. Для проверки можно вытянуть пальцы, не меняя при этом положения ладони. Если она под углом, то это будет сразу видно.
  4. Большой палец находится чуть ближе к грифу, нежели указательный. «I» не должен «опережать» «P», а наоборот примерно на 1-2 см. правее.
  5. Из предыдущего правила выходит то, что средний, указательный и безымянный находятся почти под прямым углом по отношению к струнам.

Правая рука на акустической гитаре

Игра боем без медиатора

Игра боем не предполагает какого-то строгого положения. Кисть свободна, а пальцы сжимаются и разжимаются согласно самому произведению. Главное, чтобы они были свободны и не «врезались» в струны. Поэтому держите их примерно на 2-4 см. от самих струн.

Положение с медиатором

На акустике положение достаточно свободное, главное, чтобы руке было удобно. Медиатор можно держать как перпендикулярно деке, так и чуть под углом. Можно, чтобы рука находилась «в воздухе», а также опиралась на подставку. Зависит от того, какие ритмические рисунки вы играете.

При игре перебором

Здесь используется первоначальное положение, когда большой опирается на басовые струны, а остальные пальцы сосредоточены на 1-4. Тот же приём используется, если вы играете щипком .

Правая рука на электрогитаре

Игра с опорой на бридж

Единого совета как играть правой рукой на гитаре нет. Но многие опытные музыканты советуют опирать ладонь ребром на бридж. Это способствует глушению струн и помогает избежать ненужной грязи при извлечении. При этом не нужно давить, а ладонь достаточно расслаблена.

Положение медиатора

Медиатор следует взять большим и указательным пальцами. Сомкните первую фалангу «i» и «p» так, будто вы хотите взять небольшой тонкий предмет вроде иголки. Получится, что большой как бы лежит на «ребре» указательного. Теперь между подушечками можно брать медиатор. Он выступает примерно на 1-1,5 см.

Постановка на бас-гитаре

Этот метод не подразумевает использование медиатора. Три пальца должны опираться на струны (чаще всего это i, m, a). Большой играет 4-ую. Получается более мягкий звук, а также обеспечивается свобода извлечения. Но подходит не для всех жанров. Для того, чтобы добиться динамически ровного и ритмически чёткого звучания, следует использовать упражнения для правой руки на гитаре.

Заключение

Это основные моменты. Во время разучивания произведений всегда могут возникать дополнительные вопросы, так как существуют сотни нюансов в зависимости от сложности и техничности исполняемой песни.

Источник

Постановка рук и пальцев на гитаре

Вводная информация

Обучение игры на гитаре надо начинать не с разучивания аккордов и песен, как считают многие начинающие гитаристы, а именно с постановки рук. Это важнейший аспект гитарной игры, и именно то, как вы усвоили этот материал, и повлияет на ваш дальнейший прогресс. Причина проста – от постановки рук зависит техника. Упражнения для гитары , конечно, тренируют ее, однако такие аспекты как скорость и чистота звукоизвлечения идет рука об руку именно с постановкой рук. Поэтому если вы только хотите начать играть на гитаре – обязательно уделите внимание этой статье, поскольку именно с ее помощью вы сможете гарантировать себе, что в дальнейшем сыграете соло любой сложности быстро и четко. Если же вы уже играете на гитаре – то также поглядите этот материал и удостоверьтесь, что все делаете правильно.

Правильная посадка

Перед тем, как приступить к правилам посадки и положения рук, стоит отметить фундаментальную вещь, относящуюся к теме. Все тело должно быть максимально расслабленно и не напрягаться от совершенных движений. Это касается рук, пальцев и корпуса. Ваше положение не должно болезненно отзываться в частях тела, и вы не должны быстро уставать от него, органы и конечности не затекают и не дубеют.

Все начинается непосредственно с положения тела. В этом плане гитаристы разделились между собой на два лагеря – одни считают единственно правильным классическое положение гитары, вторые – эстрадное. Чем же они отличаются?

Классическое положение

Итак, эта позиция была придумана изначально, и именно таким образом на гитаре исполнялись первые произведения. Выглядит она следующим образом:

Правая – или левая нога, если вы левша – располагается на специальной подставке чуть выше левой (или правой). При этом выемка деки опирается на бедро, соответственно гриф гитары располагается по диагонали. Рука при этом находится напротив розетки и опирается на корпус. Между бедром и самой гитарой иногда ставят специальную подставку, но это не обязательно. Таким образом, достигается максимальный контроль в управлении как рукой на грифе, так и рукой играющей.

Эстрадное положение

Более распространенная позиция, которую использует на данный момент подавляющее большинство гитаристов. Оно гораздо проще, чем классическое – гитара просто лежит на бедре правой или левой ноги – в зависимости от того, какая рука у вас ведущая. В данном случае надо сделать лишь одну ремарку – гриф гитары должен находиться немного под углом вверх и не быть направлен в пол. Это неправильно и дает меньше контроля, а также портит все положение рук и технику игры. За этим поначалу стоит следить и по возможности корректировать.

Общее представление о постановке

Положение правой руки при игре максимально приближено к анатомически естественному. Чтобы получить представление о том, как должна выглядеть правая рука сделайте следующее:

  1. Опустите правую руку вниз в расслабленном состоянии как на фото слева. Рука приняла естественное положение, без изгибов в запястье.
  2. Пальцы ima согните таким образом, чтобы между ними и большим пальцем образовался крест, как на фото справа.

Вот и все. Это самое общее представление о постановке правой руки. В реальной ситуации будут небольшие расхождения с этим положением, крест может быть не таким идеальным, пальцы ima могут быть чуть ближе к концу большого пальца, но общая картина будет такой. Запястье без изгибов в двух плоскостях (спереди и сверху), большой палец впереди, а пальцы ima его пересекают.

Теперь рассмотрим более подробно.

Поднесите руку к струнам, сохраняя положение кисти и пальцев из первого примера.

Поставьте палец p на шестую струну.

a — на первую, как показано на фото ниже.

На большом пальце вы должны ощутить вес руки. Вся рука опирается на большой палец, это точка опоры.

Данное расположение пальцев не означает, что каждый палец всегда играет по своей струне. При игре любой палец может сыграть любую струну. Но данная позиция наиболее удобна для иллюстрации и освоения принципов правильной постановки.

Принципов постановки всего 5.

Расположение правой руки

В этом материале рассматриваются правила постановки рук для гитаристов, изучающих классический шестиструнный музыкальный инструмент. Такие же правила в основном подходят и для всех других видов акустических гитар. Они не распространяются лишь на электрогитары, в том числе и басовый инструмент, так как для игры на них используется преимущественно медиаторная техника, не изучаемая и неприемлемая для нейлоновых струн классической гитары.

Согласно веяниям новейших техник игры на гитаре, правую руку необходимо разместить таким образом, чтобы на линии предплечья и кисти не было никаких существенных изломов, которые создавали бы так называемый эффект «переломанной руки».

С той же целью при постановке этой руки, предполагающей её размещение на самой выпуклом месте корпуса гитары, не следует переносить сколько бы значительное усилие от веса руки на корпус инструмента.



Итак, чтобы положение правой руки было правильным, необходимо выполнить следующий алгоритм действий с гитарой.

  • Сесть в стандартное для классического гитариста положение: на краешек стула, корпус прямой, левая нога опирается на подставку высотой 12-15 см, правая нога отставлена в сторону. Женщины садятся таким же образом, но левая нога не отставляется в сторону, а опускается коленом вниз (для этого она носком отставляется несколько назад, под стул).
  • Гитара укладывается своей боковой нижней выемкой на левое приподнятое бедро так, чтобы её корпус был перпендикулярен полу. Никаких наклонов к груди гитариста или от неё быть не должно. Гитарист при необходимости сам должен чуть склониться над гитарой.
  • Для первых упражнений нужна только правая рука, поэтому левой рукой можно придерживать корпус гитары в районе нижней его образующей под грифом. За гриф держаться не нужно — левая рука никак не участвует при игре в дополнительной поддержке инструмента.
  • Головку грифа гитары (где находится колковый механизм) нужно приподнять до уровня левого плеча гитариста, взяв место опоры корпуса инструмента о бедро левой ноги за ось поворота грифа вверх. Чем больше угол положения грифа по отношению к полу, тем легче будет играть потом левой руке на нём.
  • Теперь остаётся разместить правую руку. Согнув руку в локтевом суставе до прямого угла между плечом и предплечьем, точкой, находящейся чуть ниже локтевого сустава, нужно установить её на самой выпуклой части корпуса гитары в месте ребра между верхней декой и обечайкой.

Затем локтевой сустав немного разгибается так, чтобы пальцы можно было разместить возле розетки на струнах следующим образом: большой палец касается верхней струны, указательный — третьей струны снизу, средний — второй струны снизу, а безымянный — первой струны (самой нижней и тонкой).

Большой палец в любом случае должен находиться (если смотреть на него со стороны играющего) чуть впереди (левее) других пальцев.

В заключение следует проконтролировать результат и исправить ошибки положения правой руки. На что необходимо обратить внимание при контроле:

  • рука на линии «локоть – предплечье – запястье – направление пальцев» не должна иметь изломов – всё находится на одной прямой со стороны зрителя, кроме большого пальца (он немного отклонится вверх, что нормально);

  • со стороны играющего кисть правой руки должна иметь округлую форму за счёт небольшого сгибания кистевого сустава и выпуклости его на внешнюю сторону, но чаще бывает наоборот – кисть новичка имеет вогнутую форму за счёт изгиба кистевого сустава не в ту сторону (во внутреннюю вместо внешней);

  • большой палец чуть выдвинут по отношению к другим пальцам.

Если что не так, необходимо исправить ошибки, потренировавшись заодно с правильной постановкой руки, начиная каждый раз с этапа посадки гитариста и установки гитары на бедро. В результате нескольких минут тренировки можно будет считать, что к первому упражнению по игре на гитаре начинающий музыкант подготовился.

5 правил постановки правой руки:

  1. Запястье прямое при взгляде спереди и чуть выпуклое сверху.
  2. Ладонь в одной плоскости со струнами.
  3. Палец p чуть впереди пальца i.
  4. Пальцы ima к струнам под углом 90°
  5. Внутренняя часть ладони шарообразная (мячик в руке).

Обозначение пальцев правой руки

p — большой палец
i — указательный палец
m — средний палец
a — безымянный палец

Мизинец при игре классической техникой не используется.

1. Запястье прямое при взгляде спереди и чуть выпуклое сверху.

В этом пункте совмещены два параметра, касающихся запястья, так как оно может изгибаться в двух плоскостях. Если смотреть спереди и если смотреть сверху. Спереди оно должно быть прямым, без вариантов. Почему именно так, расскажу в другом уроке, посвященном обоснованию принципов постановки и звукоизвлечения.

А вот при взгляде сверху вполне допустим прямой профиль запястья при игре. Это не считается ошибкой. Но на начальном этапе обучения лучше держать запястье слегка выпуклым, во избежание его прогиба к деке, что является распространенной ошибкой.

2. Ладонь в одной плоскости со струнами.

Проверить данный параметр можно так: не меняя положения руки и ладони вытянуть пальцы вперед, убрав их со струн и сделав кисть «дощечкой». Сразу станет понятно, параллельна ли ладонь струнам или нет.

3. Палец p чуть впереди пальца i.

Степень выдвижения вперед большого пальца зависит от его природной длины. У одних он длиннее, у других короче. Если палец короткий, не надо стараться его выдвинуть слишком далеко, это неизбежно приведет к излому запястья спереди.

Большому пальцу достаточно быть чуть-чуть впереди пальца i. Это нужно для того, чтобы пальцы p и i не мешали друг другу при игре на соседних струнах. Если же палец длинный, как у меня, ничего страшного если он будет выдвинут подальше.

При поиске положения большого пальца нужно внимательно следить за профилем запястья спереди. Если запястье искривляется, палец выдвинут далеко. При любой длине большого пальца его можно правильно выставить по отношению к пальцу i без искривления запястья. В следующем уроке к этому вопросу вернемся, когда будем говорить о правилах звукоизвлечения.

4. Пальцы ima к струнам под углом 90°

В идеале, если все остальные условия соблюдены, то при установке пальцев ima под углом 90° к струнам, большой палец окажется чуть впереди пальца i. Если этого не произошло, и палец i оказался наравне с большим пальцем или дальше, это значит что пальцы ima недостаточно распрямлены, ладонь близко к струнам (правило 5 или ошибка 4 ниже). Путем отдаления ладони от струн и распрямления пальцев ima всегда можно добиться правильного взаимного расположения большого и указательного пальцев.

5. Внутренняя часть ладони шарообразная (мячик в руке).

Этот параметр регулируется степенью выпрямления пальцев ima. У начинающих чаще всего пальцы поджаты, и ладонь находится слишком близко к струнам. Не бойтесь выпрямить пальцы, это даст им свободу в движении от первого сустава. Но и слишком выпрямлять не надо, кисть должна быть в таком положении, как будто держит воображаемый мячик или среднее яблоко.

Теперь рассмотрим распространенные ошибки.

Постановка левой руки

Если с расположением правой руки у начинающих гитаристов обычно проблем не возникает, то левая рука в этом смысле более капризная. Оно и понятно: правая рука при игре находится в естественном положении – открытой ладонью вниз, когда как левой приходится выворачиваться внутренней частью ладони вверх, что не является естественным не только для музыканта, но и для любого человека.

Но по-другому поставить левую руку не получится, если только человек не изучает стиль фингерстайл, пользуясь каким-либо необычным способом (игрой пальцами обеих рук в районе грифа приёмом, который называется «тэппинг»). Но мы-то изучаем классический инструмент, поэтому такие трюки оставим на потом. В общем, придётся преодолевать трудности в постановке и игре левой руки, поставленной в невыгодное для мышц и сознание положение, посредством наработанных веками технических упражнений, этюдов и советов гитаристов-профессионалов.

Пока же следует научиться правильно ставить пальцы левой руки на гриф гитары. А поможет в этом следующий порядок действий обучающегося.

  1. Исходное положение: правильная посадка с гитарой, пальцы правой руки — на струнах (смотрим на описание расположения правой руки на гитаре выше по тексту).
  2. Левая рука, согнутая в локте под прямым углом и направленная предплечьем вперёд, находится под грифом.
  3. Ладонь расправляется пальцами вперёд, а её внутренняя часть поворачивается вниз – к полу.
  4. Нужно представить, что в ладонь берётся теннисный мяч или яблоко средней величины. Их нужно удержать. (Всё это для понимания можно проделать с настоящим яблоком или мячом).
  5. Сохраняя полученную форму пальцев и кисти, развернуть руку, вращая предплечье вместе с кистью по оси против часовой стрелки, внутренней частью ладони вверх.
  6. Поднести кисть к грифу инструмента. Гриф своей нижней боковиной надо будет вложить в промежуток, образовавшийся между большим пальцем левой руки и остальными её пальцами.

Должно получиться, что форма кисти и пальцев с виртуальным яблоком как бы обхватывает гриф.

При этом большой палец оказывается расположенным позади грифа напротив линии между указательным и средним пальцами. Это – правильное положение большого пальца, поэтому в дальнейшем его нужно придерживаться в большинстве случаев.

При движении пальцев левой руки по грифу большой палец должен всегда следовать за ними, находясь поперёк грифа с тыльной его стороны. Постановка этого пальца вдоль грифа является грубой ошибкой, которую допускать никак нельзя. Кисть должна всегда быть округлой, а пальцы находиться над струнами, а не под ним (тоже грубейшая ошибка).

Постановка пальцев рук на гитаре

Правая рука

Основной совет в постановке пальцев на гитаре — «всегда быть расслабленным» актуален как никогда. Пальцы при игре ни в коем случае не должны никак напрягаться – они должны наоборот свободно болтаться. Если вы играете медиатором, то не сжимайте его слишком сильно – это придет с опытом игры. Если игнорировать этот аспект, то можете забыть о развитии скорости и мастерства игры быстрых партий – поскольку рука будет уставать гораздо чаще и сильнее.

При игре перебором пальцы все пальцы должны быть в полусогнутом состоянии и быть перпендикулярны большому – образовывать своеобразный крест.

Левая рука

Главное, что стоит запомнить в этом вопросе – каждому пальцу – отдельный лад. То есть напротив каждого из разделений грифа должен быть один палец. Запомните это при игре гамм и тренировке на гитаре. Это сильно поможет в разборе правильных позиций соло-партий, а также сочинению своих собственных. Благодаря этому вы сможете правильно делать приемы легато, ставить интервалы и аккорды.

Упражнения для тренировки

Приведём несколько упражнений, с которых должна начинаться ежедневная разминка пальцев начинающих гитаристов.

Для правой руки

Лучшими упражнениями для пальцев правой руки новичков являются арпеджио (переборы), когда поочерёдно, начиная с баса, извлекаются звуки из четырёх струн (шестой, третьей, второй и первой) по следующим схемам:

  • P – i – m – a – m – i (смешанное прямое арпеджио);
  • P – a – m – i – m – a (смешанное обратное арпеджио);

  • P – i – m – a (восходящее арпеджио);
  • P – a – m – i (нисходящее арпеджио).

  • P – большой палец, играющий только на 6 струне;
  • i – указательный палец, играющий на 3 струне;
  • m – средний палец, действующий на 2 струне;
  • a – безымянный палец, играющий на 1 струне.

Для левой руки

Чтобы развить независимость, растяжку и силу пальцев левой руки, необходимо ежедневно проигрывать хроматические последовательности звуков на всех струнах. Начинать нужно с первой струны, затем переходить на вторую и так далее – до шестой

В первое время хватит игры лишь в первой позиции (в пределах первых 4 ладов), позднее следует играть до 12 лада на каждой струне.

Порядок такой: 0 – 1 – 2 – 3 – 4.

0 – открытая (неприжатая струна);

1 – указательный палец левой руки, прижимающий первую струну на первом ладу;

2 – средний палец, прижимающий первую струну на втором ладу;

3 – безымянный палец, прижимающий первую струну на третьем ладу;

4 – мизинец, прижимающий первую струну на четвёртом ладу.

При этом звуки из струны извлекают пальцы «i» и «m» правой руки поочерёдно: i-m-i-m (и так далее). Научившись свободно играть это упражнение на первой струне, переходите к его проигрыванию на всех струнах без остановки.

Основные ошибки

  1. Изгиб запястья спереди.
  2. Обратный изгиб запястья.
  3. Вогнутое к деке запястье.
  4. Ладонь слишком близко к струнам (плоская рука).
  5. Разворот ладони наружу.
  6. Разворот ладони к себе.
  7. Пальцы ima загнуты в ладонь.
  8. Пальцы ima вытянуты вперед (дальше большого пальца).

Заключение

Следите за руками. Всегда. Особенно – когда дома обучаетесь и делаете упражнения. Ваша главная задача – достигнуть правильной постановки конечностей и тела и дать своим мышцам их запомнить. Это довольно просто, если всегда принимать правильную позу – достаточно нескольких тренировок длинной всего в час-полтора.

Источник

Оцените статью