Положение языка при пении высоких нот

Язык в пении

Чтобы звук лился свободно и красиво, нужно, чтобы ему ничто не мешало. Певцы очень часто нарабатывают себе различные зажимы на уровне диафрагмы, шеи, плеч, горла, подбородка и т. д. Любой подобный зажим мешает звуку лететь в зал, он как бы гасится и остается по большей части внутри. Ротовая полость очень важна. Она представляет собой как бы верхнюю часть нашего звукового коридора, рупора. И это настоящая проблема, когда зажата челюсть, губы или язык.

Последний может быть очень напряжен и может стоять горбом во рту, перекрывая горло. Как мы увидим ниже, это два разных вопроса: напряжение и положение языка. Обычно в вокальных трудах мастеров написано, что язык должен спокойно лежать лодочкой на дне рта. На практике это получается далеко не у всех.

Во-первых, надо иметь в виду свою физиологию. У некоторых людей большой размер языка в принципе не позволяет открыть горло. Конечно, для вокалиста предпочтителен небольшой язык, и лучше ему быть длинным, но тонким, чем коротким, но толстым. Если певец сам не может оценить размер языка, можно спросить у фониатра (который, кстати, расскажет, какой у вас тип связок и высок ли купол нёба). Большой язык, разумеется, перекрывает половину ротовой полости, но если он при этом не зажат, то это не страшно.

Во-вторых, язык может напрягаться вследствие неверного обучения или неверной техники. Решать проблему напряженного языка отдельно от всего остального аппарата не имеет смысла. Чаще всего язык просто отражает наличие проблемы, например, дыхания. Или звук просто остается в горле, не долетая до маски. Задача в том, чтобы совместить пение в маске с хорошим дыханием. Горло не должно участвовать. Тогда и язык расслабится. А сознательно, занимаясь с зеркалом, расслаблять язык и укладывать его насильно нельзя, может появиться еще больший горловой призвук.

Есть такой полезный механический прием, который можно рекомендовать: нужно положить в зубы карандаш (лучше деревянный). Не прикусить, не зажать зубами, а просто положить и сомкнуть зубы, примерно, как на фото. Губы остаются не напряженными, а просто лежат сверху! И в карандашом в зубах петь любое простое упражнение на любую гласную. На карандаше не должно оставаться следов зубов! Но и выпасть он не должен. Часто певец имеет такие зажимы, что перекусывает карандаш пополам… Тем временем задача проста: звук нужно направить поверх карандаша, в маску, и нижняя челюсть в этом не участвует. Этот прием более направлен на снятие зажима именно с челюсти, но привыкнув направлять звук поверх ротовой полости, в маску и вперед (в зал), можно снять часть напряжения и с языка.

В-третьих, не надо забывать о тех певцах, которые пели или поют со вздыбленным языком. Конечно, хорошо, когда он лежит во рту лодочкой, но важнее все-таки его естественность и свобода. Как мы выяснили, язык может быть просто большой, но свободный, расслабленный. Кроме того, язык должен участвовать в произношении слов, поэтому на дне рта он не может лежать по определению.

И в заключение цитата из труда Л. Б. Дмитриева «Беседы с солистами Ла Скала»:

Так называемая классическая позиция языка, при которой он имеет форму ложечки, лежит на дне рта и кончиком упирается в корни нижних резцов, у певцов часто образуется сама. Однако в пении она совсем не обязательна. Просто, по ощущению, когда язык лежит свободно и спокойно на дне рта, глотка имеет больший объем, образуется большое свободное пространство. Весьма интересным было свидетельство Панераи и Брускантини о том, что у такого великого певца, как Титта Руффо, язык не лежал на дне рта, а кончик его был поднят и стоял почти вертикально во рту. Кстати, и у самого Панераи кончик языка во время пения поднимается вверх. Между тем, звукообразование у него отличное.

Источник

Позиция языка в пении

В отношении работы главного артикулярного органа — языка, мы уже показали те характерные черты, которые отличают его работу в пении. Однако, говоря о работе артикуляционного аппарата, нельзя не коснуться тех педагогических установок и некоторых приемов в отношении положения языка, которые бытуют в педагогической практике.

Существуют школы педагогов, которые считают обязательным для певческого правильного звукообразования так называемое классическое положение языка в форме ложечки с концом, лежащим у нижних зубов. Всякий подъем языка вверх в форме горба или с поднятым кончиком языка считается по этой школе порочным, обязательным для исправления. Свое мнение о необходимости для правильного звукообразования ложкообразного языка, защитники этого положения обычно обосновывают тем, что язык в форме горба или с поднятым концом якобы «тампонирует» ротоглоточный канал, «мешает», «затыкает» проход звуку, в результате чего звук получается неправильным.

Для того чтобы уложить язык, применяются разнообразные методы, в частности укладывание при помощи ложки, которой отдавливают язык вниз, не давая ему подниматься. Исторически известна машинка Джиральдони, которая служила этой цели. Чаще всего, педагоги, требующие укладки языка в классическую позицию, употребляют для этого визуальный контроль при помощи зеркала.

Как показывают наши рентгенологические наблюдения, «классическое» положение не обязательно для отличного певческого голосообразования и не оно является причиной хорошего или плохого звучания голоса. Достаточно посмотреть на уклады языка на гласном певческом звуке а у разных певцов (см. рис. 77), чтобы убедиться в этом. Среди отлично звучащих певческих голосов и у выдающихся певцов мирового класса язык не обязательно лежит в классической позиции. Как известно, язык Ф. И. Шаляпина был приподнят, и видимый кончик его дрожал во время пения. То же отмечалось и у Титта Руффо. По рентгеновским исследованиям Рассела язык знаменитой певицы Лукреции Бори также не лежал в классической позиции. Не лежит он в этой позиции и у большинства исследованных нами профессиональных певцов первого положения.

Как показывают рентгеновские наблюдения, язык с поднятым концом или в виде «горба» на гласном а не является дефектным положением и не мешает отличному пению больших профессиональных певцов с отличным звучанием певческого голоса.

Да этого можно было бы ожидать, так как никакое классическое положение языка, даже если оно было бы достигнуто на гласном звуке а, не может быть сохранено при переходе к другим гласным, таким, например, как и или у, где все равно создаются сужения и «горбы».

В действительности артикуляцию гласных у хороших певцов характеризует большая свобода и легкость перехода от одного уклада к другому, без каких-либо напряжений, зажимов. Эта артикуляция абсолютно не отражается на положении и приспособлении гортани. При свободе артикуляционных движений язык принимает самые разнообразные положения, необходимые для формирования соответствующих гласных звуков. Эти положения языка препятствуют выходу звука в наружное пространство не больше, чем в речи.

О свободе артикуляционного аппарата, без стремления удержать язык в какой-то одной позиции, хорошо сказала Тоти даль Монте: «Укладывать язык специально в классическую позицию не надо. Язык должен быть только естественным, свободным, мягким. Жесткий язык —это беда. Иногда он может быть в классической позиции, с кончиком у зубов, но держать его там специально не надо. У меня он свободно и естественно лежит на дне рта».

Как мы уже отмечали, артикуляционные уклады и работу гортани связывает импеданс, разногромкость и механическая взаимосвязанность языка с гортанью. Во всяком случае нельзя считать, что если на звуке а язык лежит «горбом», — это всегда плохо, а язык «ложечкой» — хорошо. На звуке и язык лежит еще большим горбом и в сильной степени сужает выход из ротовой полости. Однако именно гласный звук и считается многими педагогами наиболее целесообразным для занятий над голосом.

Практически укладке языка на звуке а не следует придавать большого значения уже потому, что на любом другом гласном звуке язык неминуемо уйдет из этой «уложенной» позиции. Попытки оставить язык уложенным, например, на и или е неизбежно приведут к искажению этих гласных, так как соответствующие резонаторные полости, в которых должны образоваться форманты гласных, не смогут быть сформированы.

В процессе занятий можно проэкспериментировать над укладами языка с целью найти наиболее удобные позиции при формировании тех или других гласных. При этом не следует смущаться, если язык будет принимать позиции, не совпадающие с классическими. Если звукообразование правильное, гласные не искажены и артикуляционный аппарат не скован, можно допустить любые, даже кажущиеся нелогичными, уклады языка. Не абстрактное представление о классической позиции должно руководить педагогом, а поиск верного звучания голоса в сочетании с абсолютной свободой артикуляционного аппарата.

Исследуя рентгенограммы певцов, можно прийти к выводу, что классическое положение языка (или близкое к нему) на гласном а чаще всего встречается у легких женских голосов и у теноров. Наоборот, язык с поднятым концом или «горбом» — чаще всего является уделом низких голосов. Это лишний раз подтверждает, что уклады языка в пении тесно связаны с оптимальным импедансом и не могут рассматриваться вне общих размеров и конфигураций надставной трубки. При уложенном языке — импеданс меньше, а при поднятом он больше, что, очевидно, выгодней для низких, тяжелых голосов.

Говоря об артикуляционных укладах языка, следует отметить, что их нельзя рассматривать абстрактно, без учета положения гортани. Характерные положения для гласного звука а у высоких голосов, пользующихся повышенным положением гортани, приводятся на рис. 77 вверху. В этом случае язык часто лежит в форме ложечки и корень его прижимает надгортанник ко входу в гортань. Это участие корня языка в прикрытии входа в гортань является весьма типичным для певцов, пользующихся в пении повышенным или нейтральным положением гортани.

В случае пользования опущенной гортанью корень языка не участвует в прикрытии входа в гортань. Он отстоит от надгортанника и нижней части глотки, где всегда имеется более широкое пространство (рис. 77 внизу). Вероятно, резонанс этого пространства участвует в образовании более темного тембра этого типа голосов. У певцов, пользующихся пониженной гортанью, язык чаще всего принимает более вертикальное положение и как это наблюдалось у Шаляпина, Титта Руффо, кончик его поднимается вверх, отходя от передних зубов. В другом случае — он становится горбом.

Говоря о гласных в пении, следует сказать о том, что наши ощущения положения языка и полостей ротоглоточного канала весьма обманчивы. Не следует смешивать артикуляторные ощущения и реальную картину приспособления языка, глотки и мягкого нёба.

Так, например, когда мы произносим гласный звук и, он в нашем представлении по ощущению является звуком несколько зажатым, более узким, напряженным, как будто глотка на нем узка. Наоборот, гласный звук а по ощущению кажется нам свободным, широким, таким звуком, на котором глотка раскрыта наиболее широко. Если сравнить эти субъективные ощущения с объективной картиной положения артикулярных органов, можно легко убедиться в том, что они противоположны. На узком гласном и глотка наиболее широка, на широком и свободном а — она наиболее узка. Очевидно ощущения узости и широты глотки зависят не от состояния глотки, а соответствуют общему впечатлению от усилий, затрачиваемых на производство этих звуков. Звук и — наименее громкий и потому наиболее напряженный, требующий наибольших усилий и по ощущению «узкий», гласный а, наоборот, наиболее громок, наименее напряжен и поэтому ощущается как наиболее легкий, свободный.

Субъективно, по ощущениям трудно судить как о положении .языка, так и о степени перекрытия мягким нёбом хода в носоглотку, и о свободе или напряженности мышц глотки. Только весьма грубо, ориентировочно можно судить об их положении. Состояние напряженности или расслабленности этих мышечных органов ощущается гораздо более точно.

Тем более нельзя переводить наши слуховые впечатления от того или иного характера звука или от имеющихся в нем призвуков на якобы имеющие при этом место положения языка, глотки, нёба и т. п. Так, например, в горловом призвуке винят сжатие глотки, а «нажатие корня языка на гортань» считают причиной зажатого звука и т. п. Как показывают объективные научные наблюдения, причины этих дефектов кроются в другом и не имеют отношения к указанным органам. Что касается «нажатия корня языка на гортань», т. е. прилежания его к надгортаннику и наклона последнего ко входу в гортань, то это явление всегда сопровождает пение на несколько повышенной гортани и отмечается у лучших современных певиц, со свободными и полноценными голосами.

Однако в вокальной педагогике такие неверные взгляды ведут, например, к приему пения с высунутым языком. При помощи вытягивания языка педагог стремится «открыть горло», «поднять корень языка», что является грубым, необоснованным и недопустимым вмешательством в работу сложного механизма голосообразования.

Правильно поступит педагог, если он, «не мудрствуя лукаво», пойдет от слуховых представлений о верном звучании певческого голоса и будет внимательно следить за свободой и раскрепощенностью голосового аппарата ученика. Приемы, которые фиксируют внимание ученика на положении языка, губ, глотки, должны даваться в минимальном количестве и быть строго обоснованы. Приведенный в наших работах рентгенографический материал может помочь педагогу в выборе целесообразных методов воздействия на артикуляцию.

Источник

Урок 7. Пение и вокальное искусство

Что общего между арией из оперы и рок-концертом? Что общего между зажигательной попсой и грустным блюзом? Что объединяет интеллектуальный джаз и простейший рэп? Конечно же, голос исполнителя! Музыкальное произведение любого жанра способно покорить сердце и тронуть душу, если голос исполнителя донес до слушателя каждую ноту произведения, смысл и настроение композиции, красоту звучания и богатство эмоций.

Но это возможно лишь в том случае, если исполнитель виртуозно владеет собственным голосом, позволяя раскрыть замысел композитора и, возможно, сказать даже больше, чем хотел автор. Если вам когда-то хотелось взорвать эмоциями зрительный зал, но вы полагаете, что это недостижимая мечта – вовсе нет.

Вы можете к ней приблизиться, если поработаете над развитием певческого голоса, хотя бы в рамках нашего курса. Разумеется, мы не обещаем, что через пару занятий вы соберете стадион (если только не идете к этому последние 10 лет).

Однако вы вполне сможете сформировать свой собственный репертуар, адекватный вашему голосовому диапазону, силе и тембру голоса, с которым вполне сможете выступить в караоке, на корпоративе, концерте к вашему профессиональному празднику или принять участие в концертной самодеятельности вашей школы или вуза.

Цель урока – дать представление о вокале, вокальных техниках, вокальных приемах и вокальных украшениях, познакомить с основными способами отработки приемов пения. На этом уроке мы рассмотрим виды вокала, техники и приемы вокала, вокальные украшения, а также попробуем освоить некоторые из них.

Содержание:

Итак, мы определили наш путь от теории к практике. Давайте же приступим к делу!

Виды, техники и приемы вокала, вокальные украшения: общее понятие

Первое, с чего хотелось бы начать, – это с пояснения разницы между вокальной техникой, приемом, украшением и видами вокала. А также с объяснения разницы в употреблении этих терминов, с которой вы можете столкнуться в специальной литературе или на специализированных онлайн-курсах вокала.

Во-вторых, хотелось бы напомнить, что работу над вокалом следует начать с развития музыкального слуха, который позволит попадать в ноты. Без попадания в ноты никакая вокальная техника не сделает ваше пение красивым, а вокальные украшения уместны только тогда, когда есть что украшать. Это относится ко всем видам вокала без исключения.

Виды вокала

Каждый певец по-своему индивидуален, каждый голос по-своему уникален. И каждый, кто вышел на сцену, привносит в искусство вокала что-то свое. Но при всем многообразии вокальных стилей и направлений вокальное искусство можно классифицировать по нескольким основным видам.

Виды вокала:

  • Оперный (академический).
  • Народный (народные песни).
  • Эстрадный.
  • Джазовый.
  • Рок- или эсктрим-вокал.

Уточним два момента. Момент первый: многие классификации не выделяют рок- и экстрим-вокал в отдельное направление, а относят его к эстрадному вокалу.

Момент второй: знак равенства между рок- и экстрим-вокалом относится исключительно к западной музыке. В русском роке приемы экстремального вокала используются редко, поэтому отнесение русского рока к эстрадному вокалу вполне справедливо. Просто потому, что большой разницы в технических приемах исполнения русского рока или русской поп-музыки не наблюдается, а разница звучания достигается за счет других компонентов – мелодии, текста и т.д.

Вокальные приемы и техники

Вокальная техника – это то, без чего никак нельзя, потому что без нее пение как таковое невозможно. Можно, конечно, душевно декламировать стихи под музыку или что-то там пропищать на высоких нотах, но к пению как таковому это не будет иметь отношения.

Вокальные приемы – это то, как достигается та или иная техника пения, как формируется тот или иной вид вокала. Так, для оперного вокала присущи свои приемы, для народных песен – другие, для попсы – третьи. Хотя и в опере, и народных песнях, и даже в попсе мы слышим высокие и низкие ноты, встречаем медленные и быстрые произведения и т.д.

Вокальная техника и вокальные приемы тесно взаимосвязаны, и одно без другого невозможно. Поэтому термины «вокальная техника» и «вокальные приемы» почти всегда употребляются как синонимы. Иногда к этой же категории относят и так называемые вокальные украшения.

Вокальные украшения

Вокальные украшения (иногда их называют расширенные вокальные техники) – это то, без чего, в принципе, можно обойтись, но лучше все-таки, освоить, если вы желаете развиваться на вокальном поприще.

Некоторые преподаватели вокала (особенно девушки) искренне полагают, что без украшений обойтись никак нельзя, поэтому вокальные украшения называют вокальными приемами. Это никак не умаляет их квалификации как преподавателей, а разделение приемов и украшений, по большому счету, нужно лишь для определения последовательности изучения: сначала – приемы и техники, потом – украшения.

Другими словами, это примерно такая же условность, как принять за основу наличие у человека 4 резонаторов: головного, грудного, носового и ротового, как мы это сделали ранее. Некоторые педагоги не считают ротовую полость самостоятельным резонатором, т.к. она может быть задействована только вместе с еще каким-либо из резонаторов. Формально это так, однако для более эффективной работы над красивым голосом лучше сначала поработать над резонансом звука в каждой из резонирующих полостей.

Продолжим тему вокальных украшений. Украшения в вокале – это как украшения в любой другой сфере, будь то мода или дизайн интерьера. Можно отказаться от цепочек, кулонов и браслетов, но такой образ будет слишком банальным. Можно не задумываться, какую вазу или картину приобрести для гостиной, однако такая гостиная будет совсем уж неуютной.

Если же вы поклонник минимализма во всем, одежду, интерьер и репертуар нужно подбирать в соответствующем стиле, который не предполагает избытка украшений. И помнить, что отсутствие украшений нужно будет компенсировать другими вещами.

К примеру, авторская песня под гитару не предполагает особых украшений в вокале, однако там повышенные требования к дикции. Так, для кавера на известную композицию некоторые прегрешения в произношении допустимы ввиду того что слушатели прекрасно знают текст. А вот в авторской песне зрительская аудитория слушает текст композиции в первый раз. И, возможно, последний, если вы поете неразборчиво и что вы хотели донести до аудитории – непонятно.

Минимум вокальных украшений используют рэперы, однако там очень высокие требования к дыханию. Произнести речитатив в быстром темпе под быструю мелодию без тренированной «дыхалки» практически невозможно, в чем легко может убедиться каждый, кто попробует это сделать.

Теперь, когда мы разобрались с теорией и терминами, можно перейти к практике.

Техники и приемы вокала, вокальные украшения: как научиться

Сразу уточним, что все советы и упражнения, которые будут в этом разделе, относятся исключительно к эстрадному вокалу. Просто потому, что за один урок невозможно научить оперному академическому вокалу, который изучают 5 лет в консерватории и потом совершенствуют всю жизнь. А прочие виды вокала – джазовый и особенно экстрим – можно начинать изучать только после того как вы освоили чистое пение и у вас начало что-то получаться в обычном эстрадном вокале.

В то же время, приблизиться к пониманию основ эстрадного вокала и улучшить свое пение в караоке или кругу близких людей вполне реально даже за наш курс, если вы тщательно занимались и делали все упражнения. Более того, если вы освоили все упражнения из урока 2, вы уже сможете спеть лучше, чем пели раньше. И сможете совершенствоваться дальше, когда освоите базовые вокальные техники, приемы и украшения.

Базовые вокальные приемы и техники:

Популярные вокальные украшения:

  • Вибратто.
  • Глиссандо.
  • Мелизмы.
  • Расширенные вокальные техники расщепления – субтон, штробас, фальцет, прочие.

И прежде чем мы перейдем к их освоению, следует вспомнить анатомию голосового аппарата и освоить положение органов звукоизвлечения для пения.

Положение голосового аппарата при пении

Вы уже начали осваивать положение органов звукоизвлечения, когда отрабатывали четкость дикции, артикуляции, соединение резонаторов для красивого звучания речи. Разница в том, что для красивого вокала контроль положения органов звукоизвлечения еще актуальнее, чем для речи.

Для наглядности мы дадим ссылки на открытые бесплатные уроки и мастер-классы действующих вокалистов и преподавателей вокала. Из всего океана знаний, бушующего на просторах Интернета, мы выбрали материалы, изложенные наиболее доступным и понятным для начинающих вокалистов языком. Кроме того, мы отдаем предпочтение преподавателям, которые уважительно относятся к коллегам по цеху, популярным певцам и исполнителям и своим ученикам. Итак, приступим.

Рот

Вы уже знаете, что для красивого голоса очень важно давать простор звуку, широко открывая рот. Так вы можете добраться до высоких нот, добиться его полетности. В то же время, для более сдержанного звука рот не стоит открывать слишком широко. Более наглядно смотрите в уроке Ольги Афанасьевой, посвященном положению ротовой полости:

Челюсть

Следующий важный момент – положение челюсти. На нем следует остановиться более подробно, особенно после того как мы рассмотрели положение ротовой полости. В целом, нужно запомнить два главных момента:

  1. Челюсть должна быть расслаблена и не должна быть зажата.
  2. Челюсть не должна уходить вперед.

Как это контролировать, можно наглядно посмотреть в уроке, который записал Иван Радьков. Все изложено максимально кратко и доступно. И обязательно вымойте руки перед отработкой рекомендуемых действий:

Примерно те же мысли, но более подробно и без необходимости засовывать палец в рот для контроля положения челюсти – у Ольги Афанасьевой:

Гортань

Следующий элемент звукоизвлечения – гортань. Оптимальное положение гортани для красивого звукоизвлечения на большей части голосового диапазона – обычное среднее, не приподнятое и не опущенное. Для достижения самых низких нот вашего диапазона гортань можно слегка опустить. При пении на высоких нотах гортань естественным образом может уйти вверх, поэтому важно следить, чтобы она не поднималась слишком сильно, не сдавливала звук и не превращала его в писк. Более наглядно смотрите в уроке Ольги Афанасьевой, посвященном положению гортани:

Мягкое небо

Следующий элемент голосового аппарата, позволяющий контролировать звук – мягкое небо, иногда его называют небной занавеской. Это там, где у вас во рту свисает «язычок». Оно потому и называется мягким, что мы можем менять его положение. Подняв небо, можно дать дополнительное место для движения выдыхаемого воздуха и легче выйти на высокие ноты, а также избавиться от гнусавого призвука в голосе, если он у вас есть. Опустив небо, мы можем заглушить звук или добиться назальности (носового джазового призвука), если нам это нужно в ходе исполнения песни. Подробнее в специальном уроке Ольги Афанасьевой:

Язык

И, наконец, положение языка. Его тоже следует контролировать отдельно, иначе все ваши предыдущие усилия пойдут насмарку. Для красивого звукоизвлечения нужно, в первую очередь, освоить базовое положение, когда кончик языка находится у нижних зубов, а полотно языка плоское. Для высоких нот полезно вогнутое положение языка, когда на верхней части языка образуется как бы вмятинка или ложбинка. Для достижения красивого назального звучания спинка языка чуть приподнимается, перенаправляя поток воздуха в нужном направлении. Подробнее – у Ольги Афанасьевой:

Теперь, когда мы изучили положение всех органов голосообразования, мы вплотную подошли к тому, чтобы понять, что такое вокальная или певческая позиция.

Вокальная или певческая позиция

Как уже ясно из названия, вокальная или певческая позиция – это позиция, которая нужна для пения. Другими словами, это позиция всех составляющих голосового аппарата, начиная от диафрагмы и брюшной полости и заканчивая кончиком языка.

Для разных способов пения нужна разная вокальная позиция. В общем и целом различают два основные певческие позиции: высокую и низкую. Высокая позиция нужна для высоких нот, низкая – для низких нот и назального джазового призвука.

Высокая певческая позиция:

  • Раздутые бока и брюшной пресс, зафиксированное положение диафрагмы, для чего нужно сделать глубокий короткий вдох в нижнюю часть легких и не отдавать резко воздух.
  • Широко открытый рот с улыбкой-оскалом.
  • Расслабленная челюсть в положении вниз и чуть назад.
  • Гортань в обычном среднем или незначительно приподнятом положении.
  • Поднятое мягкое небо, для чего нужно как бы зевнуть, не открывая широко рот.
  • Язык, уложенный горизонтально, при необходимости вогнутый до видимой ложбинки или вмятинки, кончик языка у нижних зубов. Контроль за тем, чтобы язык не «ушел» назад.
  • Для более яркого звучания можно сдвинуть брови, наморщить переносицу и даже зажмурить глаза.

Все вышеперечисленные манипуляции, проделанные синхронно, дают специфический эффект, называемый в среде вокалистов «вокальной маской».

Важный момент: вокальная маска – это не какой-то единый для всех образец. Вокальная маска может иметь разный вид даже у одного и того же человека в пределах одного выступления. Также на приведенной выше картинке вы можете заметить, что для удержания вокальной маски и нужного для высоких нот напора воздуха вокалисты могут помогать себе телом.

Например, сжимать кулак (картинка слева сверху), как бы «поднимать» рукой свой голос на нужную высоту (справа сверху) или «опираться» рукой на воздух (картинка справа внизу). В профессиональной среде вокалистов это называется анкеровка (от английского anchor – якорь), т.е. использование мышц тела для поддержания (якорения) звукового потока.

Теперь пару слов о так называемой «низкой» певческой позиции, которая нужна для пения более низких нот вашего диапазона.

Низкая певческая позиция:

  • Раздутые бока и брюшной пресс, зафиксированное положение диафрагмы, для чего нужно сделать глубокий короткий вдох в нижнюю часть легких и не отдавать резко воздух.
  • Умеренно открытый рот, можно добавить легкую улыбку.
  • Расслабленная челюсть в положении вниз и чуть назад.
  • Гортань в обычном среднем или чуть опущенном положении.
  • Мягкое небо в обычном положении или слегка опущенном, если нужно придать назальности звуку.
  • Язык, уложенный горизонтально либо чуть выгнутый, если нужно добиться назального звука.

Как видите, даже в пределах одной певческой позиции возможны вариации положения органов звукоизвлечения. Поиск оптимального положения органов голосообразования для конкретной песни – это дело работы над собой и постоянной практики. Эта работа включает в себя, в том числе, освоение базовых вокальных техник и приемов.

Микст

Начнем с микста. Микст – это базовая вокальная техника, которая обеспечивает яркое и качественное совместное звучание грудного и головного резонаторов. Само собой, ротовой и носовой резонаторы должны в этот момент тоже работать. Без ротового резонатора невозможен качественный звук, а носовой резонатор нужен для соединения всех резонаторов.

С работы над микстом начинается работа над вокальными техниками в большинстве школ вокала. Более того, многие преподаватели вокала и действующие вокалисты считают, что именно тут проходит рубикон между певцом-любителем и профессиональным вокалистом. Другими словами, если вы научились смешивать головной и грудной резонаторы, вас можно считать начинающим профессионалом. Если вы можете звучать либо только «грудью», либо только «головой», вы пока что любитель.

Итак, вы помните, что соединение резонаторов происходит с помощью носового резонатора, но для начала нужно поработать над раскрытием каждого резонатора в отдельности. Если вы тщательно проработали все упражнения урока 2, вы уже готовы работать над микстом. Как вы поймете, что нашли микст в своем голосе? Вы должны ощутить одновременную работу всех резонаторов. Напомним, как это сделать.

Как почувствовать работу резонаторов:

  1. Вибрация в грудной клетке указывает на работу грудного резонатора.
  2. Вибрация над и между бровями, в области лба и, возможно, затылка указывает на работу головного резонатора.
  3. Ощущение звука в районе зубов и твердого неба указывает на то, что вам удалось задействовать ротовой резонатор.
  4. Вибрация в районе носовых пазух и верхней губы означает, что ваш носовой резонатор тоже в действии.

Как работать над микстом? Сегодня можно найти множество рекомендаций, как найти в голосе микст, как научиться петь микстом и т.д. Среди них есть несколько наиболее действенных упражнений.

Как искать микст:

  • Мяукать (имитировать мауканье кота, утрируя звук).
  • Хныкать (имитировать плач ребенка, утрируя звук).
  • Ныть (тянуть звук «н-н-н» по всему своему диапазону снизу вверх и сверху вниз).
  • Говорить, как учитель (имитировать учительскую интонацию, представив, что вы хотите позвать детей среди шума и гама так, чтобы вас услышали).

Последнюю технику Иван Радьков называет еще «интонацией вежливости» и подробно рассказывает, как с этим работать и как это поможет найти микст, в своем видео:

Как тянуть звук «н-н-н» по всему своему диапазону снизу вверх и сверху вниз, показывает Александра Стройцева. Кстати, Александра демонстрирует универсальный вариант упражнения, который поможет не только разработать носовой резонатор для достижения микста, но сделать шаг к расширению диапазона голоса:

И еще несколько более сложных упражнений на микст от Ивана Радькова. Рекомендуется делать тогда, когда стали получаться более простые упражнения:

Если вы ранее не занимались пением, у вас вряд ли получится найти микст за одно занятие. Скорее всего, вам потребуется несколько недель ежедневных тренировок. Тренируйтесь, а заодно обращайте внимание на плаксивые и мяукающие интонации певцов в различных эстрадных песнях. По сути, это и есть микст.

Белтинг

Еще одна важная для красивого пения техника – это белтинг. Если в двух словах, белтинг – это пение высоких нот грудным голосом без примеси или с минимальной примесью головного голоса.

Сразу скажем, что сегодня можно встретить множество определений белтинга и массу споров относительно того, считать ли легкую примесь «головы» в грудном звучании еще белтингом или уже микстом. А также не массовое, но имеющее место быть мнение, что белтинг – это основа микста, и начинать изучение вокальных техник нужно именно с него. Мы не будем спорить ни с кем, а просто пойдем по намеченному нами плану и разберемся, как тренировать белтинг.

Как тренировать белтинг:

  • Представить, что вы жаба, и учиться расширять горло.
  • Петь гласные сверху вниз, от высоких нот к низким, тихим спокойным голосом, постепенно пытаясь добавить грудной звук к головному звуку.
  • Тянуть звук «у-у-у» и «э-э-э» снизу вверх и после паузы сверху вниз.
  • Покричать «увэй», «вэй», «эй» так, чтобы не напрягать голосовые связки. Выбрать любой самый удобный звук.

Не забывайте про вдох в нижнюю часть легких, не выдыхайте резко воздух во время упражнений. Более подробно про белтинг, а также демонстрацию того, как петь гласные сверху вниз для развития белтинга, можно посмотреть в уроке Ольги Афанасьевой:

«Проходку» голосом снизу вверх и сверху вниз, а также технику крика без напряжения можно увидеть в уроке Ивана Радькова:

Напоминаем, что упражнения для голоса не должны вызывать напряжения в голосовых связках, в шее, плечах, челюсти. Если при выполнении упражнений вы ощущаете дискомфорт, немедленно прекратите их выполнять и сделайте любое упражнение на расслабление верхней части туловища из предыдущих уроков.

Тванг

Тванг – это еще одна из базовых техник пения. Если обобщить все встречающиеся определения, тванг – это специфический звук «в нос», который образуется при сужении гортани. Достигается этот эффект путем сужения надгортанника и приподнятой спинки языка. Для тех, кто подзабыл материал урока 1, напомним в общих чертах строение голосового аппарата:

Важный момент: гортань не нужно поднимать, гортань нужно сужать! На этапе наработки тванга важно достичь максимально гнусавого противного звука, как у капризного ребенка или вредного истошно орущего кота. Это не значит, что нам нужно петь в песнях таким образом 1 к 1. Это значит, что так мы обучаемся управлять органами звукоизвлечения, и нарабатываем острый резкий звук, который украшает эстрадный вокал.

Как тренировать тванг:

  • Петь звуки «нэй-но-ну» (все подряд!) гнусавым голосом.
  • Имитировать звуки «ки-я-я» или «хэй-я-я-я», издаваемые каратистами.
  • Имитировать голос капризного ребенка на звуках «май-но-май».

Упражнения подобного рода можно найти в книге Сета Риггса «Как стать звездой» [С. Риггс, 2000]. В аудиосборнике упражнений к этой книге есть аккомпанемент для всех основных диапазонов голосов, под который можно делать упражнения [С. Риггс, 2000].

Можно также воспользоваться сокращенным вариантом тренировки, адаптированным для людей, привыкших общаться преимущественно на русском языке. Адаптированный вариант позволит русскоговорящим людям быстрее найти носовой призвук, свойственный носителям английского языка, для которых эта назальность является естественной:

Также можно тренировать уже знакомые нам звуки мяуканья или нытья, которые мы тренировали при работе над микстом, но уже с гнусавым призвуком. И другие звуки, которые советует Иван Радьков, считающий, что тванг – это даже не техника или прием вокала, а намного проще – наша анатомическая способность, которую нужно поставить на службу пению:

К слову, наработка тванга помогает со временем проще перейти к изучению экстрим вокала и расширенных вокальных техник расщепления. Как именно – смотрите в специальном видео:

И теперь мы подошли к теме вокальных украшений или дополнительных вокальных техник.

Основные вокальные украшения

Еще раз напомним, что переходить к изучению вокальных украшений или дополнительных вокальных техник можно лишь тогда, когда вы научились попадать в ноты, освоили чистое пение и у вас начали получаться базовые вокальные техники. В случае если данные параметры пока находятся в стадии проработки, этот раздел будет иметь для вас ознакомительный характер с тем, чтобы вы имели общее представление о том, над чем вам работать дальше, когда наработаете вокальную базу.

Вибратто

Вибратто – это периодические изменения высоты, силы или тембра мелодии или пения. Это одно из самых востребованных украшений в пении. Мало у кого есть в голосе врожденная способность вибрировать красиво; обычно у нетренированного певца получается что-то среднее между козлиным блеяньем и болтающимся звуком.

Как наработать вибрато:

  • Отработать ровный прямой звук.
  • Равномерно покачивать рукой на ровном звуке.
  • Отработать движение голосом в пределах полутона.

Движение голосом по полутонам лучше контролировать с помощью приложения, скачав Pano Tuner и разрешив ему доступ к микрофону. Или же любого другого с аналогичным функционалом. Берете любую удобную для вас ноту – например, «ре» 1-й октавы – и двигаетесь голосом в сторону «ре-диез» или «ре-бемоль». Для не знакомых с музыкальной грамотой уточним, что диез – это полтона вверх, бемоль – полтона вниз.

Постепенно пытайтесь делать все более мелкие шаги голосом – на ½, а затем на ¼ полутона. Это очень легко контролировать: если вы всмотритесь в интерфейс приложения, то увидите, что расстояния между нотами поделены как раз на 4 части. По умолчанию тюнер предустановлен на 440 Гц, что равно высоте ноты ля 1-й октавы, но принцип одинаков для любой выбранной вами ноты:

Так вот, ваша задача – контролировать голос так, чтобы опевать ноту (периодически менять высоту ноты) на четверть полутона вверх и четверть полутона вниз в темпе мелодии. Это и будет ваше идеальное вибратто в абсолютном большинстве песен.

Своим опытом, как двигаться по полутонам и как тренировать вибратто, поделился Иван Радьков. Возможно, вам его опыт тоже пригодится:

Более сложные упражнения можно увидеть в мастерской вокала Ольги Афанасьевой:

Глиссандо

Глиссандо – это вариант звучания, когда певец непрерывно пропевает несколько нот подряд, не фиксируя голос и не останавливаясь ни на одной из них. Образно это можно представить так, будто певец «проскальзывает» по всем нотам, находящимся между начальной и конечной нотой. Специальных упражнений для глиссандо нет. Это просто умение держать ровный звук, который вы уже отработали на дыхательных упражнениях, и музыкальный слух, позволяющий провести голос по нужным нотам.

Мелизмы

С точки зрения теории музыки, мелизмы – это высокотехничные опевания, не меняющие темп песни. В классической музыке и оперном пении различают множество разновидностей мелизмов: форшлаги, морденты, трели и т.д. Ввиду того, что мы изначально договорились обсуждать только эстрадный вокал, представим вам упрощенное понимание мелизмов.

Мелизм – это четкое обозначение голосом каждой ноты в отличие от глиссандо, когда голос скользит по всем нотам, не задерживаясь ни на одной. Внятного объяснения, что такое мелизмы в пении, в бесплатном сегменте Интернета пока нет, поэтому попытаемся объяснить сами.

Как сделать мелизм:

  • Глубокий вдох в нижнюю часть легких.
  • Язык плоский, у нижних зубов, края языка как бы «подтянуты» к верхним боковым зубам, чтобы заузить гортань и дать звук чуть-чуть в нос.
  • Практически без выдоха, удерживая воздух внутри себя, мычим «м» на удобной для себя ноте, потом на полутон или тон ниже, потом еще на полутон или тон ниже.
  • Когда получилось мычать, поем гласную «и» на удобной для себя ноте, потом на полутон или тон ниже, потом еще на полутон или тон ниже.
  • Когда начнет получаться «и-и-и», пробуем пропеть «у-у-у», «е-э-э», «о-о-о», «а-а-а».
  • Когда начнет получаться мелизм на 3 ноты, пробуем делать мелизм на 4 и 5 нот.

Рисунок мелизма может быть любым: только вверх, только вниз, вверх-вниз. Важный момент: мелизм вниз делается всегда без воздуха, при движении к верхним нотам допустимо выдать чуть-чуть воздуха. Мелизмы широко используются и в западной, и в отечественной музыке.

Нетренированному слуху зачастую тяжело уловить мелизм в пении, особенно если песня быстрая. Чтобы облегчить вам задачу, приведем пример, где мелизм слышен очень четко, а именно песню Полины Гагариной «Меланхолия». Обратите внимание на слово «края», которое звучит с 01:11. Там есть сначала скачок вверх на ноту до 2-й октавы, которую Полина искусно тянет пару секунд, и затем на звуке «а-а-а» четкий спуск по нотам «си бемоль», «ля», «соль»:

Если у вас есть настойчивое желание украсить свое пение мелизмами, нужно, во-первых, натренировать общую схему исполнения мелизмов. Во-вторых, нужно далее развивать музыкальный слух, чтобы точно слышать движение по нотам в песне, которая вам понравилась, и которую вы хотели бы спеть. Далее вам останется записать для себя рисунок мелизма с нотами и тренировать попадание в ноты и красивый звук, контролируя себя через Pano Tuner.

Расширенные вокальные техники расщепления

И, наконец, расширенные вокальные техники расщепления. Под ними подразумевается присоединение к чистому звуку других дополнительных звуков, в том числе немузыкального характера. Например, таких как треск, сип, рык, хрип и прочие. Другими словами, звук получается из двух ранее расщепленных потоков дыхания.

Такое расщепление возможно за счет ложных голосовых связок. Они находятся над голосовыми складками (связками), участвующими в обычном звукоизвлечении. В обычном режиме мы ложные связки не задействуем, поэтому мы не затрагивали их устройство, когда изучали строение голосового аппарата и звукоизвлечение в обычном режиме.

Итак, что же такое ложные связки? Это две складки слизистой оболочки, которые покрывают подслизистую ткань и небольшой мышечный пучок. Эти складки не подходят друг к другу, поэтому звуковой поток, формируемый с их участием, получается расщепленным. Именно поэтому вокальные украшения, выполненные с их участием, называются расширенными вокальными техниками расщепления:

Для справки: помимо названия «ложные связки» можно встретить термины «вестибулярные складки» или «складки преддверия». Это одно и то же.

Еще раз напомним, что переходить к вокалу, связанному с расщеплением, можно только после того как вы освоили чистое пение и научились пользоваться дыханием так, чтобы вообще не нагружать связки. Вопреки принятому заблуждению, экстрим-вокал, для которого свойственно расщепление, получается вовсе не за счет напряжения голосовых связок, ложных или истинных. Мощный звук получается за счет мощного потока воздуха и правильного звукоизвлечения с участием ложных связок.

Если вам кажется, что вы уже готовы к этому, начните с относительно простых, но весьма популярных в современном эстрадном вокале вариантов. Не забывайте вдыхать воздух в нижнюю часть легких, следите, чтобы бока и живот были раздуты.

Основные расширенные техники расщепления:

  • Субтон – звук с воздухом (с придыханием) в грудном резонаторе. Понять, что это, можно, если погреть ладошки теплым дыханием. На связки не давить!
  • Фальцет – звук с воздухом в головном резонаторе. Его можно ощутить на протяжном звуке «о-о-о-у-у», если сначала сделать зевок внутри себя, не открывая рта, а потом уже открыть рот и отправить звук «в голову». Поэтому иногда фальцет называют head voice.
  • Штробас, он же фрай – вокальный треск. Он похож на или звук готовящегося поп-корна или голос только что проснувшегося человека, когда тело полностью расслаблено и голосовые связки не напрягаются. Если не получается выдать его посреди бодрствования, можно сначала взять любую высокую ноту и на спуске попытаться поскрипеть или потрещать:

К слову, любимое многими пение с хрипотцой тоже относится к расщеплению. Важно при этом не давить на связки, а четко держать опору для голоса. Прочие вокальные украшения, практикуемые на основе расщепления, намного сложнее и требуют достаточно серьезной предварительной подготовки. Лучше, если вы будете их осваивать под присмотром опытного педагога по вокалу, поэтому здесь мы о них говорить не будем. Это наилучшая гарантия того, что вы не сорвете себе голос. К слову, что делать, если у вас возникли проблемы с голосом, мы расскажем на следующем уроке.

А пока подведем итоги. На этом уроке вы получили представление о видах вокала, вокальных техниках, вокальных приемах и вокальных украшениях, познакомились с основными способами отработки приемов пения. Самые смелые даже попробовали подступиться к вокальным украшениям, и мы уверены, что у многих кое-что получилось. А теперь – традиционный проверочный тест в конце урока!

Тест на усвоение материала урока

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

И, наконец, пришло время рассмотреть тему проблем с голосом.

Источник

Оцените статью