Полуакустическая гитара 80х годов

Полуакустическая гитара 80х годов

Желающим ознакомиться поподробней с этой необъятной темой рекомендую пройтись по ссылкам в конце статьи. А здесь будет лишь общий обзор с лирическими отступлениями.

Акустика


Самая привычная картина, если заглянуть в дырку резонатора.

Как выглядит акустическая гитара («акустика», «классика», «дерево», «деревяшка», «фанера»), вы все прекрасно знаете. Нельзя сказать, что в СССР поголовно выпускались плохие акустики. Просто из всего того, что валялось на прилавках, мы помним лишь самые доступные 20-рублевые гитары конвейерной сборки. Да, это был настоящий кошмар, но не забывайте, что в Союзе была хорошая школа игры на классической гитаре. Качественная учебная «классика» тоже выпускалась на потоке, но стоила дороже, от 50 рублей. Чешская «Кремона» (Strunal) стоила в районе 70 рублей.

Надо сказать, что помимо классики есть куча разновидностей акустических гитар: джамбо, фламенко, дредноут, фолк, джазовый арктоп и т.д. Наша промышленность тоже их выпускала или пыталась выпускать, но на названиях это никак не отражалось, обычно всё скрывалось под сухим термином «артикул».

Еще в 60-х были попытки приделать к акустике звукосниматель. В детстве я думал, что это местные кулибины так стараются, но, как оказалось, в СССР выпускалось не менее трех разновидностей такого убожества:


Гитара «Самара», 1976-1986, 40 руб.

Но вернемся к самой популярной гитаре коммунистического мира того времени — 20-рублевой акустике. Ценовая линейка была в пределах 16-27 рублей, и нетрудно догадаться, что такие гитары становились первыми в жизни для большинства советских школьников.

Читайте также:  Под небом парижа аккордеон алина хлебнова


Советская гитара, «уцененная» с 16 до 23 рублей.

Максимум, что на ней можно было сыграть без ущерба для психики, — это всенародный хит «Дембеля». Гитара не строила и часто «плыла», а постоянно проседающий гриф доводил до истерики. Ключей-бабочек для подтяжки грифа ни у кого не было, поэтому играли лишь на первых трех ладах, где не требовалось адских усилий, чтобы прижать струны, и где можно было компромиссным методом выдержать строй.

Советские электрогитары

Если с акустикой дела обстояли более-менее, то есть при желании можно было достать неплохой инструмент, то с ЭМИ всё было не плохо, а очень плохо. Отечественная промышленность выпускала под сотню разновидностей электрогитар, но играть на них было невозможно.

К слову сказать, если вы сейчас возьмете в руки «Рикенбекер» Джона Леннона, вы тоже взвоете — как на таком хламе можно было играть! И тем не менее музыканты как-то умудрялись играть и на советском хламе. Уже за это им нужно поставить памятник!


Знаменитые свердловские «Уралы-650», созданные по мотивам YAMAHA SG 5.

Цена «Урала» — 185 руб.

Самой известной из всего советского гитаропрома была электрогитара «Урал». Она же была и самой распространенной, хотя это было скорее собирательным названием для всех советских электрогитар.

«Уралами» комплектовались советские школы, дома культуры и клубы. На грифах обычно ничего не писалось, поэтому многие даже не знали как выглядит настоящий «Урал» и называли его именем какую-нибудь «Аэлиту» или «Тонику». Правда, судя по звуку, оно того стоило.

Вот лишь несколько шуток про гитару «Урал», ходивших в то время:

  • Гитара «Урал» была разработана советскими инженерами для устрашения капиталистов.
  • Гитара «Урал» — единственный в мире физический объект, который будет охрененно тяжелым даже в условиях невесомости.
  • Изящный гриф, стройный, как балерина, и прямой, как винт моторной лодки.
  • Все говорят, что гитара «Урал» звучит хреново только потому, что жалкие стандартные восемь звукоснимателей не способны передать её истинный звук.

Ну и самая главная, жизненная шутка:

  • Ни один музыкант мира пока что полностью не разобрался в этих ручках!

О да, ручек и кнопок было до хера и больше, но самое досадное было в том, что при нажатии на эти кнопки ничего не происходило! Вернее, что-то всё-таки менялось, так как гитара начинала фонить, дребезжать и свистеть по-другому.

Находились умельцы, которые с помощью молотка и паяльника доводили эти «лопаты» до ума, но переделывать приходилось слишком много, не каждому такое под силу.



Гитары «Аэлита» разных моделей и заводов (вторая, белорусская — получше).

Вообще, изначальная установка на кнопочность была у всех советских гитар.

Поэтому и в мультфильмах их изображали с кучей модных в то время кнопок на шизофренических корпусах.

Если отталкиваться от того, что выпускалось, можно предположить, что Трубадур (единственный басист, кто нашел девушку) играл на гитаре «Тоника».



Гитары «Тоника». Цена 180-220 руб.

А бременский Кот играл на чём-то вроде этого тихого ужаса:


Гитара «Турист». 85 руб.


Гитара «Тоника», Ленинград. 130 руб.

Или даже этого (опять белорусская гитара из Борисова):


Гитара «Форманта». 230 руб.

В некоторых клубах оставались еще неразворованные полуакустические гитары из эпохи 70-х.


Гитара «Ритм», изначально львовская. 185 руб.

Ну, не воровали их потому, что было и так понятно, что они безнадежно устарели. А вот культработникам было трудно объяснить, зачем нужна новая техника, ведь можно скачать казино на телефон на балансе ДК уже есть целых две гитары. Красные, большие, деревянные!

Ужасы советского дизайна

Пугать детишек надо было не «Уралом», а вот этими двумя монстрами:


Двугрифовый «Крунк» из Армянской ССР, г. Ереван.


Гавайская электрогитара арт. Б-6Р/420. 55 руб.

И приколы

Раньше никому не пришло бы в голову засмеяться при слове «ФУТУРАМА». А вот в Белоруссии выпускались аж три электрогитары с таким названием: просто «Футурама», «Футурама-2» и бас-гитара «Футурама». Копии чехословацкой JOLANA Star V.


Гитара «Футурама» Борисовского завода. Цена 130 руб.

Электрогитары из братских стран

В 80-х основная масса музыкантов среднего эшелона играла на гитарах из стран соцлагеря. Работали и мастера, делавшие приличный самопал, но в то время не было газет типа «Из рук в руки», проще было добыть относительно недорогую и более продвинутую социалистическую технику. Даже в некоторых клубах валялись болгарские «Орфеи» и ГДРовские «Музимы».

Самым востребованным брендом из стран соцлагеря был «Лид Стар». На закате 80-х восточные немцы приблизились по качеству к тайваньским и китайским подделкам «Фендеров». Знаю, звучит смешно, но это был огромный прорыв по тем временам. Азиаты делали копии «Фендера» на порядок лучше социалистических европейцев.


MUSIMA Lead Star I из ГДР — почти копия FENDER Stratocaster.


MUSIMA Lead Star III — как бы FENDER без пикгарда (белой накладки на деке).


Просто MUSIMA, бессмысленная и беспощадная.


JOLANA Star, ЧССР


Болгарский «ОРФЕЙ» ORFEUS Bass по кличке «Матрас».

Источник

Полуакустическая гитара 80х годов

В те далёкие времена, когда ещё был Советский Союз, рок был запрещён, джинсы были редкостью и несомненным признаком определённой крутости, а у музыкантов, не имевших родственников-моряков дальнего плавания и дипломатических сотрудников, которые могли бы привезти из Америки какой-нибудь Fender или хотя бы японскую реплику таковых, не было другого выхода, кроме как пользоваться гитарными изделиями отечественных производителей.

Что это за инструменты? И почему о некоторых ходят легенды, а некоторые остались практически неизвестными?

Начнём с того, что в то время (да и не только) СССР находился в культурной изоляции от всего остального мира, дабы не поддаваться тлетворному влиянию загнивающего Запада. Выпускалась иногда литература с описанием, как подзвучить акустическую гитару («Адаптеризованная гитара» 1960 года выпуска) или решить вопрос с недостаточной громкостью акустических гитар и создать гитару из твёрдых пород дерева самостоятельно («Адаптеризация музыкальных инструментов» 1966 года).

Первой такой книгой, в которой детально освещались вопросы создания электрогитары с нуля, а также сведения о гитарах, звукоснимателях, эффектах и усилителях, стала изданная в 1966 году книга «Новые электромузыкальные инструменты» авторов Б. Г. Корсунского и И. Д. Симонова. В ней можно было найти схемы, по которым энтузиасты самостоятельно собирали свои гитары. К такому способу музыканты прибегали довольно часто, т.к., например, при средней зарплате инженера 120-150 рублей советская гитара стоила около 130-250 рублей, чешские и гэдээровские Jolan’ы и Musim’ы начинались с нереальных 250 рублей, про гитары Fender даже говорить не приходится, они были недосягаемой мечтой.

Гитары «АККОРД»

Гитары, выпускавшиеся небольшой серией с 1970 по 1972 годы прошлого века на Ленинградском заводе бытового обслуживания АККОРД, делались, несомненно, по мотивам инструментов итальянской фирмы EKO, довольно широко использовавшихся в то время официальными ВИА (по крайней мере характерная форма безошибочно узнаваема).
В силу того, что с той поры минуло уже более сорока лет, а количество произведённых инструментов было сравнительно небольшим (в масштабах СССР, конечно), в наши дни АККОРДы практически не встречаются.

Гитары «Тоника»

Первой гитарой, которую начали серийно выпускать в СССР, стала знаменитая «Тоника». Изготовление её началось в середине 70-х годов на Ленинградском заводе народных музыкальных инструментов имени Луначарского. К сожалению, отечественные производители пошли не путём изучения опыта западных соседей (ведь любые попытки скооперироваться с Западом карались едва ли не заключением в тюрьму), а решили заново «изобрести велосипед». Так и получилась «Тоника» — с не самой лучшей с точки зрения эстетики формой корпуса (однако весьма удобным для аккордной игры), вручную (зачастую некачественно) вырезанным пикгардом, головой грифа в стиле Firebird. Причём гитары, изготовленные на разных заводах, отличались некоторыми моментами. Про звучание сказать нечего, оно было откровенно плохим. В магазинах гитара появилась в 1967 году. Стоимость составляла 180 рублей. Дорого, некачественно, некрасиво – но люди покупали их, ибо иных вариантов попросту не было. Также выпускались вариации «Тоники» в виде 4-струнной бас-гитары, все эти версии выпускались на заводах в Свердловске, Орджоникидзе и Ростове. Новая модель называлась ЭГС-650. Она имела некоторые внешние отличия от исходной модели.

Электрогитара «Тоника ЭГС-650» ленинградского производства.

Гитары «Тоника Арт 405» свердловского, ростовского и орджоникидзевского заводов. Отличия в электронике и некоторых внешних деталях.

Гитары «Урал»

Спустя несколько лет после начала производства «Тоники» уральский завод начал изготавливать собственную модель гитары – «650», «650А» и «650 арт 422″(некоторые отличия в расположении колков и внешних деталях), которая в народе получила название «Урал». Этот инструмент по праву может считаться легендой советского гитаростроения, хотя сама гитара была не лучшей, но и не самой худшей.

Источник

Все о советских гитарах

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Настоящим фанатам струнных инструментов хочется знать все о советских гитарах – модели, стоимость, начало выпуска. Их было немного, но инструменты для меломанов были «на вес золота».

В СССР они стали выпускаться позднее, чем в европейских странах, ввиду политических соображений.

Особенности

Советские акустические гитары, электрогитары, бас-гитары впервые начали выпускаться с 1964 года в Ленинграде. Выбор не был широким, приобрести музыкальный инструмент можно было на прилавках 1-2-х музыкальных магазинов. Дешевые, «кустарного» вида гитары не отличались качеством, классические (акустика) можно было купить за 50 рублей, правда, выпускались они «на потоке». Импортные модели музыкальных инструментов в те времена стоили «бешеных» денег, да и завозиться они стали только в 70-е годы.

Среди особенностей гитар того времени можно выделить:

в большинстве случаев инструмент был неудобным, можно было взять не более 5 ладов;

дека – основная часть инструмента, была выполнена в 90% случаев из цельной ели;

Советские гитары – это пережиток, их можно собрать из современных деталей, слегка дополнив, и получить «годный» инструмент. В остальном они представляют собой ценность для коллекционеров и в качестве исторических артефактов.

На каких заводах производились?

Заводов в те времена было не более 10, они то открывались, то закрывались вновь. Наибольшее количество струнных музыкальных инструментов производилось в ГДР, Польше, Чехословакии, Болгарии, от Советского Союза отставала только Венгрия. Гитары того периода можно объединить в перечень с описанием всех характеристик в порядке появления заводов по их производству.

Народных музыкальных инструментов им. Луначарского

Самым первым, старым и первобытным «шедевром» музыкального искусства в СССР стала серия гитар «Аккорд», которую изготавливали на заводе им. Луначарского в Ленинграде (современном Санкт-Петербурге). Затем в 1964 году на нем была изготовлена электрогитара «Тоника» с цельным корпусом, стоила она 180 рублей, что превышало заработную плату инженера среднего достатка. К концу 60-х модель была модернизирована до ЭГС-650, вскоре появилась и бас-гитара, а спустя 6 лет выпуск был остановлен.

Электрогитары, помимо ленинградского, выпускали сразу 3 завода в разных городах:

Орджоникидзе (ныне Владикавказ).

Завод в Ленинграде им. Луначарского, помимо всем известной «Тоники», выпускал и иные образцы полуакустики и «классики».

Двенадцатиструнка – считалась элитной по сравнению с остальными советскими музыкальными инструментами.

  • Серия моделей «Мария» – представляла собой инструменты с несколькими вариантами струн (6 шт., 3 шт., 12 шт.) и бас-гитару. Материал корпуса – пластик, внутри было пусто, таким образом достигалось звучание на низких нотах. Популярным цветом для моделей считался санбёрст.

  • Серия «Альфа» – продолжила изготовление струнных инструментов на заводе после распада СССР, но вскоре производство электрогитар было остановлено.

Каждый из производителей вносил свою лепту в дизайн струнного инструмента. Ленинград оформлял поверхность деки в виде жар-птицы, Свердловск – дизайнерские точки на грифе, Ростов спереди делал кайму, а вдоль грифа – 2 полосы белого цвета, завод в Орджоникидзе оставлял анонимность при выполнении некплейта или наносил изображение медведя.

Московская Экспериментальная фабрика баянов им. Советской Армии

В начале 70-х годов предприятие переименовали, убрав из названия слово «баян» по причине малого спроса на клавишные инструменты среди музыкантов.

Завод за все время своего существования выпустил 3 серийных модели:

стил-гитара, толщина струн которых позволяла достичь яркий звук баса, металлом для них была сталь;

двухвариабельная электрогитара «Элгава» – выпускалась с вибрато («Элгава-В») и без него, она сочетала в себе испанскую и стил-гитару, для чего нужно было лишь приподнять струны при помощи специального болта (правда, об этом мало кто знал);

Завод в Москве считался одним из лучших, его безудержная фантазия, эксклюзивность и хорошие по качеству инструменты довольно быстро стали известны во всем Советском Союзе.

А в 1972 году ему посчастливилось стать единственным обладателем диплома на выставке «Достижений народного хозяйства в СССР». Помимо струнных, Московский завод изготавливал педали для гитар и остальных музыкальных инструментов.

Свердловский завод по производству клавишных инструментов

Слава пришла к заводу с началом производства гитар серии «Урал», хотя главным направлением было изготовление клавишных и клавишно-духовых музыкальных инструментов. После того как заводы перестали комплексно выпускать свой вариант «Тоники», производство в Свердловске разработало новые модели гитар – 650 и 650 А. Ещё была модель с низким звучанием – бас-гитара 510 Л. Но название «Урал» к ним «прицепилось» прочно и навсегда. На самом деле так назывался сам завод.

Внешний вид моделей был очень ярким и отличался оригинальностью, именно это задало «моду» всем остальным струнным инструментам советского времени.

«Уралы» стали своеобразным прототипом зарубежного фендеровского Jaguar.

Учебные заведения поддерживали юных исполнителей и разрешали использовать на школьных концертах именно эту модель, если не уличали музыкантов в «западничестве».

Другие

Работали и другие фабрики-производители, модели которых были известны во всем Советском Союзе. Вот небольшой перечень производителей и их «детищ».

Фабрика клавишных инструментов «Ростов-Дон». Она входила в объединение «Кавказ» так же, как и завод в Орджоникидзе, но отличалась лучшим качеством по сравнению с инструментами, выполненными коллегами по цеху. Фабрика в течение 70-х годов выпустила 2 модели – «Аэлита» и её «брат» «Бас». В 1979-м их модернизировали. Конструкция тремоло со струнодержателем была выполнена хлипко, часто приходили в негодность колки и зубцы. Настоящим «шедевром» стала стереомодель «Стелла», насчитывающая 4 звукоснимателя и массу электронных «фишек», а самое главное – была удобной.

  • Орджоникидзе. Вторая составляющая завода «Кавказ», стала известна благодаря ранним выпускам электрогитары «Тоника». Они существенно отличались по внешнему виду и качеству от своих ростовских «собратьев».

  • Завод «Оксид». Находился в Новосибирске, и его единственной моделью была электрогитара «Электроника». Внешний вид её был довольно презентабельный, но ни один из экземпляров не дошел до времен современности в первозданном виде. Стоимость в СССР составляла 220 рублей, что приравнивалось к среднестатической зарплате в двойном размере.

Второстепенными по известности и качеству были заводы во Львове, Одессе (Украина), Борисове (Белоруссия), Ереване (Армения), а также в Ельце.

Зарубежные модели в СССР

В период с 70 по 80-е годы XX века в Советский Союз увеличился «наплыв» струнных музыкальных инструментов из стран зарубежья. Наиболее популярными и ходовыми считались инструменты нескольких производителей.

Musima. Страна-производитель – Восточная Германия, г. Маркнойкирхен. Завод насчитывал 19 популярных моделей, которые экспортировались в 53 государства на протяжении 50 лет, в 2004 году завод признан банкротом. Это были бас, соло, ритм-гитары.

  • Jolana. Завод Resonet находился в Чехии, на его счету было 40 моделей. Бренд Jolana «возродился» в 2001 году, спустя 12 лет.

  • Orfeus и Cremona. Производились в Болгарии, их качество было на среднем уровне.

  • Defil. Производство – Польша. Электрогитары отличались экстравагантными формами и ярким дизайном деки.

Стоимость гитар советского и зарубежного производства в далекие 70-80-е годы была просто «баснословной». Если в СССР отечественный инструмент стоил в диапазоне от 130 до 230 рублей, то цена на импортные превышала 250 рублей. Их просто было невозможно купить не только из-за высокой цены, но и из-за отсутствия на прилавках магазинов.

Большинство начинающих музыкантов делали гитары в домашних условиях «кустарными» способами.

Сегодня советская гитара считается раритетом, цены и спрос на них и запчасти на струнные инструменты растут с каждым годом. В России уже даже существуют поставщики гитар в остальные страны Европы. Но в целом гитары из СССР всегда были неудобной формы и с «деревянным» звучанием.

Источник

Оцените статью